Йода (Звездные войны) - фото, биография, цитаты. Учитель Йода: Светлый путь Йода обучает люка играть


Йода (англ. Yoda) - один из главных персонажей «Звёздных войн», мудрейший и самый сильный джедай своего времени. Авторы персонажа - британские гримёры Ник Дадмэн и Стюарт Фриборн.

Источник: Звёздные войны: Эпизод IV - Новая надежда, Звёздные войны: Эпизод V - Империя наносит ответный удар, Звёздные войны: Эпизод VI - Возвращение джедая, Звёздные войны: Эпизод I - Скрытая угроза, Звёздные войны: Эпизод II - Атака клонов, Звёздные войны: Эпизод III - Месть ситхов.

Интересные факты

Согласно замыслу Лукаса, Йода должен оставаться загадочной, не раскрытой полностью личностью. Он запретил описывать его происхождение и прошлое во всех книгах, мультфильмах, играх и творчестве по вселенной «Звёздных войн», хотя некоторая информация о мастере-джедае всё же известна.

Личность

Магистр Йода (896 до я. б. - 4 п. я. б.), озвученный в фильмах Фрэнком Озом, является вымышленным персонажем, придуманным компанией Lucasfilm. Он принимает участие во всех эпизодах саги, за исключением Эпизода IV: Новая Надежда. Подобно многим именам Звёздных Войн, имя «Yoda» взято из древнего языка - скорее всего из санскрита, где в переводе «yoddha» означает «воин», с иврита же «yodea» переводится «тот, кто ведает».

Ранние годы

Йода, рост которого составляет 66 см, является одним из самых старых членов Совета джедаев и, скорее всего, самым мудрым и сильным джедаем своего времени; такое высокое положение, конечно же, было основано на очень солидном возрасте Йоды. Возможно, Учителем Йоды был Н’Ката Дель Гормо. У Йоды на обучении находились такие выдающиеся джедаи, как граф Дуку, Мейс Винду, Оби-Ван Кеноби (лишь некоторое время, пока его не принял в ученики Квай-Гон Джинн), Ки-Ади-Мунди и Люк Скайуокер. Помимо этого, он вёл подготовительные занятия почти с каждым молодым джедаем в Галактике в Храме джедаев, прежде чем они были приставлены к наставнику (с 800 д. я. б. по 19 д. я. б.). Следует уточнить, что к наставнику приставляли падавана, а ещё раньше падаван был юнлингом (как раз они и не имеют ещё наставника). Их можно встретить во втором эпизоде, когда Оби-Ван спрашивает магистра Йоду о планете Камино, тогда-то один из юнлингов помогает разобраться, почему её нет на карте, и в третьем, там где Энакин Скайуокер (тогда уже Дарт Вейдер) их убивает.

Джордж Лукас преднамеренно держал расу Йоды в секрете (Йода, Йаддл и Вандар Токаре иногда по ошибке именовались уиллами, несмотря на то, что Лукас не причислял их к этому виду). На самом деле, о жизни Йоды было сообщено очень мало, прежде чем начались события фильма «Эпизода I: Скрытая угроза». Из источников расширенной вселенной (сеттинга) пришла информация о том, что он получил звание рыцаря-джедая в возрасте 50 лет, а ранг магистра ему присвоили уже к его столетию. Следуя своему учению, Йоде поручили отправиться в добровольное изгнание, чтобы постигнуть более высокие уровни понимания Силы. Он был одним из магистров-джедаев, которые организовали передвижную академию на борту межзвёздного корабля Чу’унтор в период 200 д. я. б.; тогда в данных бортового компьютера стояла запись о том, что он отправился на поиски одного из пропавших пассажиров судна, когда оно разбилось на Датомире.

«Эпизод I: Скрытая угроза»

В 32 д. я. б. Квай-Гон Джинн приводит юного мальчика-раба по имени Энакин Скайуокер в Совет джедаев, утверждая, что мальчик является Избранным, способным установить равновесие в Силе, и попросил взять его в падаваны, как только Оби-Ван пройдёт все необходимые испытания для получения звания рыцаря-джедая (как известно, джедай может иметь только одного падавана в период обучения). Йода, как самый опытный учитель в совете, и самый уважаемый и почётный магистр-джедай, играет ключевую роль в первоначальном решении этой проблемы и отклоняет просьбу. Йода считает, что годы рабства не прошли незаметно для юного мальчика и его слишком тесная привязанность к матери будет мешать успешным занятиям и тренировкам. Будущее этого мальчика, по мнению магистра, неопределённо.

После смерти Квай-Гона от руки Дарт Мола, совет, тем не менее, аннулирует своё предыдущее решение, хотя и неизвестно в силу каких причин. Предположительно такие перемены объясняются неуступчивостью Кеноби - новопосвящённый рыцарь непременно хотел взять в обучение юного Скайуокера, даже вопреки мнению Совета, и членам последнего ничего не оставалось, как согласиться на этот рискованный шаг, иначе такое неповиновение могло привести, во-первых, к уменьшению авторитета Совета джедаев, а во-вторых, к формальной непричастности Скайуокера-падавана к Ордену джедаев. Тем не менее Оби-Вана предупредили о том, что последствия обучения мальчика могут стать роковыми как для будущего Республики и всей Галактики, так и для самого Кеноби.

«Эпизод II. Атака клонов»

В 22 д. я. б. Йода выступает главным генералом Республики в битве при Геонозисе, когда армия республиканских клонов-штурмовиков впервые была опробована в бою. Он возглавляет отряд, которому поручено спасти Оби-Вана, Энакина и Падме Амидала Наберри от казни, приготовленной им Конфедерацией Независимых Систем, являющихся сепаратистами. В разгар битвы Йода сражается на световых мечах с лидером сепаратистов и лордом ситхов графом Дуку, который когда-то был его учеником. Это противоборство заканчивается, когда граф Дуку, решив спастись бегством, подвергает жизни раненых Оби-Вана и Энакина опасности. С виду неповоротливый и старый, Йода демонстрирует невиданное мастерство владения световым мечом (IV форма владения световым мечом, отличительными чертами которой является использование Силы для выполнения невероятных акробатических приёмов)

Войны клонов

Битва на Геонозисе, несмотря на победу сил Республики, открыла кровопролитную войну, которая будет продолжаться около трех лет. Как и все Джедаи, Йода стал генералом во время Войн клонов, лично участвуя в некоторых сражениях (в частности, в битве на Аксионе, где он лично вел за собой войска солдат-клонов верхом на скакуне кибуке).

Во время битвы на Муунилисте Йода, вместе с Падме Амидалой, пришел на помощь Люминаре Ундули и Баррисс Оффи, попавшим в ловушку в Кристаллических пещерах. Йода узнал, что нападение на пещеры с кристаллами для световых мечей было подстроено бывшим джедаем графом Дуку.

В первой серии первого сезона анимационного сериала 2008 года «Звёздные войны: Войны клонов» Йода с 3 клонами победил целый батальон дроидов и разрушил 4 танка. Затем с помощью силы спас короля Котунко от Асажж Вентресс, забрав её световые мечи.

«Эпизод III. Месть ситхов»

В 19 д. я. б. канцлер Палпатин, который в тот момент был как никогда близок к абсолютной власти над Галактическим Сенатом, назначает Энакина в Совет джедаев в качестве своего собственного представителя. После чего Совет, настороженный темпераментом Энакина, неохотно соглашается с этим решением. Однако Йода и Мейс Винду, которые всё ещё вызывали уважение у юного джедая, не хотели нарушать порядок развития джедаев, не присвоили ему звание магистра. Они предполагают, что звание магистра даст ему возможность голосовать на всех собраниях Совета, и это будет означать то же, что если бы этот голос был дан Палпатину, чего они не хотели бы допустить.

Как раз в это время Йода ведёт совет о таинственном лорде ситхов Дарт Сидиусе. Йода, используя свою невероятную чувствительность и владение Силой, ощущает присутствие лорда ситхов и, наконец, приходит к выводу, что Сидиусом является кто-нибудь из приближённых Палпатина (по новеллизации М.Стровера, он даже допускает, что это сам Палпатин. Дословно: «Канцлер сам вне подозрения находится?»). Даже при всём своём мастерстве, Йода, тем не менее, не усматривает падение Энакина на тёмную сторону силы.

Когда Палпатин, теперь уже самопровозглашённый император галактической Империи, приказывает выполнить приказ 66, Йода в это время находится на Кашиике и наблюдает битву между силами сепаратистов и смешанным войском клонов-штурмовиков и вуки. Он чувствует смерть каждого джедая, который пал от рук своих собственных отрядов. Чувствуя опасность, Йода молниеносно убивает собиравшихся напасть на него клонов-штурмовиков, затем при помощи лидера вуки Тарфулла и Чубакки он отправляется на Корусант, где он вместе с Оби-Ваном пробиваются к храму джедаев, чтобы остановить западню для каждого джедая, который может стать жертвой приказа 66. При обнаружении голографической записи, показывающей Энакина как жестокого убийцу, Йода поручает Кеноби убить своего последнего ученика. Кеноби отвечает Йоде, что он не может сразиться с Энакином, и что он хотел бы вместо него убить Сидиуса. Но Йода настаивает, говоря при этом, что «…для поединка с Сидиусом сил твоих не хватит».

Дуэль с Палпатином

Сам Йода вступает в титаническую схватку с Палпатином в здании Галактического Сената. Силы сторон кажутся равными, ведь в битву вступили два патриарха обеих сторон Силы, одна не может победить другую. Пытаясь завершить этот поединок, Палпатин перемещается на более высокое положение и использует Силу, чтобы метать тяжёлыми ложами Сената в Йоду, который с лёгкостью уворачивается и отсылает обратно одну из них Палпатину, заставляя его спрыгнуть на более низкий уровень. Оказавшись вновь на одном уровне с Палпатином, Йода применяет свои акробатические способности и активизирует световой меч. Палпатин взывает к всплеску Силы и пускает в Йоду разряд молний, при этом выбивая его световой меч. Без своего оружия Йода использует свои ладони, чтобы поглощать тёмную энергию, и даже отправляет некоторые сгустки обратно в немало удивлённого Палпатина. Казалось бы, что Йода приобрёл некий перевес в битве, борьба заканчивается ничьей, поскольку был вызван взрыв столкновения энергий, отбросивший Йоду и Палпатина в разные стороны. Оба мастера ухватились за край трибуны Сената, и едва удалось удержаться лишь Палпатину. Йода, не в состоянии удержаться, падает на пол зала Сената. После убийств, устроенных клонами-штурмовиками и почти полным уничтожением ситхами ордена джедаев, ослабленный Йода осознаёт, что он не может победить Палпатина. Затем Йода отправляется в изгнание, чтобы спрятаться от империи, и ждать другой возможности уничтожения ситхов.

Энакин тем временем теряет обе ноги и левую руку (правая является кибернетической после битвы на Геонозисе), и получает сильные ожоги в битве с Оби-Ваном. Кибернетические имплантаты, установленные с согласия Палпатина, чтобы сохранить ему жизнь, сделали его мало чем похожим на человека. Его превращение в жуткую машину стало страшным олицетворением роковых слов, сказанных Йодой Оби-Вану, не верящему, что его ученик перешёл на тёмную сторону силы: «Мальчика, что учил ты, уже нет, поглотил его Дарт Вейдер».

Позднее Йода говорит, что находится в контакте с духом Квай-Гона Джинна. Хотя в фильме этому уделено немного внимания, в книге показано, что Йода действительно становится учеником погибшего ещё в «Скрытой угрозе» магистра-джедая, нашедшего путь к бессмертию. Впоследствии он передал эти знания Оби-Вану.

Он также играет ключевую роль в разрешении вопроса о детях Скайуокерах после того, как Падме скончалась при родах, советуя, чтобы Люк и Лея были спрятаны от Дарта Вейдера и Императора туда, где ситхи не ощутили бы их присутствие. Кроме престарелого магистра-джедая, о местонахождении детей знали Бейл Органа, Оуэн Ларс и Оби-Ван (в то же время маловероятно, что семья Оуэнов знала о существовании Леи). Первоначально Оби-Ван хотел взять детей с собой, чтобы, как и Йода, обучать их джедайскому мастерству, однако Йода понимает, что кроме умения обращаться с Силой их необходимо обучить и другому, если они собираются уничтожить Империю. Тем более, нужно было сохранить имена близнецов в тайне, чтобы суметь защитить их на тот случай, если ситхи вдруг обнаружат оставшихся рыцарей-джедаев, прежде чем Люк и Лея вырастут. Как нам становится известно из последующих эпизодов, эта тактика с лихвой оправдала себя.

Затем Йода отправляется на пустынную и болотистую планету Дагоба, где он терпеливо ожидает появление Новой надежды.

«Эпизод IV: Новая надежда»

Йода не участвует в фильме, но его имя упоминается в сценарии.

«Эпизод V: Империя наносит ответный удар»

Спустя 22 года после изгнания Йоды, в 3 п. я. б. Люк Скайуокер отправляется в систему Дагоба с целью найти Йоду и пройти обучение джедая, как ему сказал дух Оби-Вана Кеноби, который погиб в схватке с Дартом Вейдером в «Новой надежде». Немного поупрямившись, Йода, наконец, соглашается обучить его путям Силы. До окончания своего обучения Люк, тем не менее, встаёт перед выбором покинуть Дагобу и отправиться спасать своих друзей от Дарт Вейдера и Империи. Дав обещание Йоде вернуться и завершить подготовку, он отправляется в путь.

«Эпизод VI: Возвращение джедая»

Возвратившись на Дагоба в 4 п. я. б., Люк застаёт Йоду больным и сильно ослабленным старостью. Йода говорит Люку, что тот завершил своё обучение, но не будет джедаем до тех пор, пока «не встретится со своим отцом», Дартом Вейдером. Затем Йода умирает в возрасте 900 лет и, наконец, полностью сливается с Силой. Смерть Йоды уникальна в пределах вселенной «Звёздных войн», так как он пример того, когда джедай мирно умирает в силу своего возраста. Ведь каждая смерть, происходящая до и после него, была очень жестокой и трагичной.

В конце концов, Люк внял всем учениям Йоды, что и спасло его от гнева и падения на тёмную сторону: он контролировал свои эмоции даже тогда, когда находился в шаге от убийства Дарта Вейдера и становления новым учеником Императора. Когда Император пытается убить Люка разрядами молний, Вейдер возвращается на светлую сторону и вновь становится Энакином Скайуокером, убив своего учителя, чтобы спасти сына. Энакин погибает от повреждений своего костюма в окружающем его крахе Империи (по ещё одной версии, он погиб из-за того, что его жизнедеятельность поддерживалась тёмной силой Императора и после смерти последнего он уже не мог нормально существовать). Позже в эту же ночь дух Энакина в окружении Оби-Вана и их вечного наставника Йоды с гордостью и благодарностью взирает на Люка.

На «Галактическом основном» Йода разговаривает, инвертируя порядок слов (используемый им порядок - «объект-субъект-глагол», OSV). Типичный пример высказывания Йоды можно взять из «Возвращения джедаев»: «Когда и тебе 900 лет исполнится, тоже не молодо будешь выглядеть ты».

Долгое время не применяя Силу, старый Йода был вынужден при ходьбе опираться о палку. В расширенной вселенной можно найти информацию, что одна из его поклаж - памятный дар от вуки, а его трость сделана из некоего растения гимер, содержащего питательные вещества, так что во время долгого пути Йода может жевать трость.

Прототип магистра Йоды

По одной из версий, прообразами Йоды послужили два японских мастера боевых искусств. Исследования этого предположения указывают на Сокаку Такеду и Гозо Сиоду. Такеда был представителем знаменитого семейства самураев, посвятивших свою жизнь военной борьбе. Их мастерство, называемое Даито-рю, принято считать основой айкидо. Мастер-фехтовальщик Такеда, обозначенный просто как номер «4’11», заработал себе прозвище Айзо не Котенгу, что в переводе означает «карлик-недоросток». Аналогичным образом и Гозо, основатель ёсинкан айкидо, находился под этим же числом - «4’11». Как и Йода, они были чрезвычайно малы ростом, но, тем не менее, это не помешало им в совершенстве овладеть силой боевых искусств. Их искусство основывалось на учении Айки, или же просто Ки (Силе). Кроме того, как и Йода, они были прирождёнными учителями, посвятившими свои жизни следованию пути военного искусства. Через боевые искусства они стремились донести до людей идеи мира и согласия.

Мастера Йоду часто сравнивают с основателем айкидо Уэсибой Морихэй, который в совершенстве владел техникой бесконтактного боя. Возможно, он послужил прообразом магистра, а сам орден джедаев является фантастическим киновоплощением школы айкидо, так как многие принципы кодекса джедаев сходны с канонами айкидо.

Также существует мнение, что прообразом Йоды послужил Симадзу Кензи сенсей, патриарх школы Ягю Синган Рю (школа телохранителей Сёгуна).

Ещё одним возможным прототипом является Дерсу Узала, нанайский охотник и следопыт из романа В. К. Арсеньева, досконально изучивший природу в её целостности. С этим персонажем Джордж Лукас знаком по фильму Акиры Куросавы, снятом в СССР в 1975 году.

Анимация Йоды

Внешность Йоды первоначально была создана британским художником-стилистом Стюартом Фриборном, который изображал лицо Йоды как смесь лиц: своего собственного и Альберта Эйнштейна, так как фотография последнего и вдохновила его на создание конечного образа. Озвучивал Йоду Фрэнк Оз. В оригинальной трилогии Звёздных Войн Йода был простой куклой (которой управлял также Фрэнк Оз). В российском дубляже «Звёздных войн» Йоду озвучивал актер Борис Смолкин.

В «Скрытой угрозе» вид Йоды был видоизменён, чтобы сделать его более молодым. Его образ был смоделирован на компьютере для двух удалённых сцен, но он опять был задействован в качестве куклы.

С помощью компьютерной анимации в «Атаке клонов» и «Мести ситхов» Йода предстал в ранее невозможном образе: например, в сцене схватки, моделирование которой было очень трудоёмким. В «Мести ситхов» его лицо появляется в нескольких крупных эпизодах, требующих очень тщательной компьютерной оцифровки.

Премии

Йода, вместе с Кристофером Ли, получил кинонаграду MTV за лучшую сцену битвы - в Эпизоде II «Атака клонов». Йода лично появился на церемонии, чтобы получить награду, и произнес речь, где поблагодарил Джорджа Лукаса и многих других.

Пародии

Комедийный певец «Странный Эл» Янкович спародировал песню «Лола» на ремейк «Йода», включённый в альбом «Имею право быть глупым» (1985). Сюда можно отнести и пародии Даунинга на песню Рики Мартина «Livin" La Vida Yoda». Менее удачно «The Great Luke Ski» спародировал песню «Y.M.C.A.» в исполнении Village People и назвал ремейк «Y.O.D.A», включив его в альбомы Fanboys ‘n Da Hood (1996) и Carpe Dementia (1999).

В фильме Мэла Брукса «Космические яйца» персонаж Йогурт, которого играет сам Мэл Брукс, выступает явной пародией на Йоду, но также есть мнения, что он похож и на Оби-Вана Кэноби. Йогурт обучает Одинокую звезду путям Шварца (пародии на Силу, «Шварц» - распространённая среди евреев-ашкенази фамилия).

В комедийном переводе Гоблина «Скрытой угрозы» - «Буря в стакане» персонаж переименован в Чебурана Виссарионовича.

Учитель Йода: Светлый путь

Люк: «Темная сторона сильна?»

Йода: «Это зависит от твоих чувств».

Люк: «Но как мне отличить хорошее от плохого?»

Йода: «Ты отличишь, когда время придет…»

Главный новый персонаж, который был представлен зрителю в фильме «Империя наносит ответный удар», вообще не являлся человеком и не исполнялся живым актером. Это была кукла – великий Учитель джедаев Йода.

Разумеется, Учитель подчеркнуто чудаковат и обладает всеми чертами классического мастера дзен. Маленький, с причудливым зеленоватым личиком, он потешно путается у Люка под ногами, бьет тощеньким прутиком дроида, ворчит, изъясняется раздражающими загадками… И внезапно предстает настолько величественным, что у Люка даже не возникает и тени сомнения в том, кто перед ним.

Интересно, как это маленькая кукла ухитряется передавать духовную мощь, даже превосходство над молодым, сильным человеком – Люком? Не иначе как магия!

Задумать и создать куклу, которая умела бы производить такое впечатление на зрителей, – для такого требуется огромный талант.

Художник Стюарт Фрибурн внешне и сам похож на Йоду. Собственно, разрабатывая куклу, он отчасти воспользовался чертами своего лица. Лукас показал ему несколько набросков, и Фрибурн нашел их «любопытными». Уши первоначального рисунка сохранились и в кукле, равно и пушок на почти облысевшей голове, но все-таки, по мнению Фрибурна, чего-то в образе Йоды не хватало. И мастер наполнил учителя джедаев жизнью, для начала снабдив собственными чертами, как будто вложив в него частичку своей души.

Но и этого показалось мало. Ведь Учитель Йода – великий мудрец. Это должно отражаться в его взоре. А кто у нас самый великий мудрец на планете – среди реально живших людей? Пожалуй, Эйнштейн.

Так что Фрибурн просто взял знаменитую фотографию ученого и снабдил куклу выражением глаз Эйнштейна.

Затем следовало еще решить проблему «живости» – кукла должна хорошо двигаться… и вот на свет явился Йода.

Оживляли куклу сразу несколько человек, и самый известный из них – Фрэнк Оз.

Стюарт был весь поглощен воплощением куклы, а Оз буквально топтался у него над душой: ему не терпелось начать работу.

Как-то раз Фрэнк Оз взял голову Йоды в руки и начал ее вертеть, всматриваясь и одновременно разговаривая с Фрибурном. И вдруг… уронил драгоценную голову. Она разбилась.

Повисла страшная пауза.

Фрибурн, до ужаса сам похожий на Йоду, долго-долго смотрел на Оза. Потом он тихо сказал:

– Знаешь, мне надо выпить.

Конечно, голова Йоды была восстановлена, и персонаж скоро по-настоящему ожил в умелых руках кукольников.

Но для этого еще требовалось создать специальные условия. Поэтому был возведен специальный помост, поднятый над землей примерно на полтора метра. В помосте прорубили специальные отверстия и канавки, чтобы кукла могла «ходить». Для этого заранее просчитали все траектории ее передвижений. На самом помосте росли деревья, были разбросаны камни, устроены пещерки – в общем, весь пейзаж болотной планеты Дагоба, где, собственно, и располагается «резиденция» Учителя джедаев.

Ричард Фрэнк Ознович, более известный как Фрэнк Оз, – американский кукловод, кинорежиссер и актер

Здесь возникла очередная неожиданная проблема: Марк Хэмилл не слышал Фрэнка Оза. Хэмилл находился на сцене, Оз – под сценой. Взаимодействовать приходилось на ощупь, наугад, – и так снимали сцену за сценой. Маленькое существо, большеглазый и большеухий инопланетянин выглядел совершенно живым. Кукловода под помостом было не видно, поэтому режиссер то и дело обращался напрямую к самому Йоде с указаниями: остановись здесь, повернись направо… «Он как будто не понимал, что я под полом торчу, а над полом ходит просто кукла», – ворчал Оз.

Он вынужден был сидеть под помостом, согнувшись, чтобы управлять Йодой. Физически это было тяжело. Как уже говорилось, Оз был не единственным, кто оживлял Йоду: ушами, глазами, руками управляли разные люди.

В итоге «люди подземелья» – Фрэнк Оз и его сотоварищи – нашли выход из положения и вставили в ухо Хэмиллу микрофон. Связь, впрочем, оставляла желать лучшего: Хэмилл мог разобрать в основном лишь «бу-бу-бу», произносимое учителем джедаев.

Зато если повернуть голову в другую сторону, можно было поймать радио.

Это приводило к курьезам. Марк слишком уставал и не выдерживал.

– Эй! – сказал он как-то раз. – Да у меня тут «Роллинг Стоунз»!

– Снято! – сообщил оператор.

Ирвин Кершнер взорвался:

– Запороли дубль! В следующий раз притворяйся, что никаких «Стоунз» не слышишь! Тут и без того слишком сложно все шевелить. Вон, змея опять дрыхнет. Кто-нибудь, растолкайте змею! Чего она опять залегла?

– Знаете, в конце концов, это обидно, – сказал Марк, – вроде как самый главный персонаж – я, а волнует всех кто угодно, только не Люк Скайуокер…

Йода отнимал слишком много времени у съемочной группы, но здесь Джордж Лукас решил не экономить.

– Йода – ключевой персонаж, – не уставал он твердить. – Если Учитель джедаев не сработает – весь фильм просто вылетит в трубу, а Йода останется просто марионеткой. Он должен быть живым.

О да, Йода получился живее всех живых. И, что удивительно, при сравнении куклы с почти совершенным компьютерным изображением приквела кукла кажется живее. Впрочем, об этом феномене мы уже пытались рассуждать… Может быть, дело как раз в том, что слишком много людей вложили в Йоду частичку себя, и он действительно немножко ожил. В том, что сотворили Лукас и Кершнер в пятом эпизоде «Звездных войн», много той великой магии, которая в других мирах называется творчеством и вдохновением.

Но за всеми этими хлопотами над маленьким инопланетянином все-таки нельзя забывать о единственном актере «из мяса и костей» (как выразился бы Страшила из «Волшебника страны Оз») на планете Дагоба – о Марке Хэмилле. Ведь именно Марк своей игрой поддерживал правдоподобность Йоды. А раз в Йоду верит Люк Скайуокер, раз с куклой обращается как с живым инопланетянином самый настоящий Марк Хэмилл, – значит, в реальность Йоды поверим и мы.

Марк Хэмилл на протяжении целого месяца оставался «театром одного актера».

«В расписании так и было написано, – рассказывал он. – Актер: Марк Хэмилл. Персонаж: Люк Скайуокер. Реквизит: змеи, ящерицы, роботы, аппараты для производства тумана, болотные чудовища».

В эпизоде на планете Дагоба (оставим на совести авторов, что Татуин состоит из одной-единственной пустыни, а Дагоба – из одного-единственного болота) происходят события исключительной важности для развития образа Люка.

Во-первых, он должен научиться взаимодействовать с Силой (для чего Йода устраивает ему тренинг в духе коммандос, обучаемых для войны в джунглях).

Во-вторых, Люк должен узнать нечто о Темной стороне и выбрать Светлую – не потому, что хорошие, воспитанные мальчики всегда выбирают Светлую сторону, а по какой-то иной причине, гораздо более глубокой.

И в-третьих, Люку предстоит сделать еще один роковой выбор: завершить свое джедайское обучение и превратиться в спасителя человечества – или же бросить все на середине и очертя голову кинуться спасать незначительных в общем масштабе происходящего Хана Соло и Лею.

Попробуем разобрать вопрос два: почему следует избрать Светлую сторону? Для Люка это как будто вообще не вопрос: светлые – хорошие, темные – плохие. Люк – хороший. Значит, он избирает Светлую сторону, точка.

Более того, Люк вообще в себе не сомневается. А напрасно. Недаром в темной пещере он встретил самого себя.

Дело в том, что и в Люке – как в любом нормальном, земном человеке, – присутствует высокомерие. Люк об этом не подозревает, потому что не анализирует себя, не привык, не приучен.

Зато он твердо помнит о том, что он – хороший и делает правильное дело.

Люк: – Учитель, возьмите меня! Я готов…

Йода: – Готов, значит? Что знаешь о том? Восемь сотен лет джедаев учил. Решать сам буду, кого в обучение брать.

И так же твердо он знает, что существуют плохие, которые делают неправильные дела.

Люку комфортно в этом отчетливом нравственном дуализме.

А вот для Оби Вана Кеноби подобного дуализма вообще не может быть. «С позиции Силы» все живые существа заслуживают внимания и уважения, ведь Сила проходит и сквозь них тоже. Существо должно зарекомендовать себя как явно враждебное, чтобы Оби Ван выступил против него: но даже убивая, он не станет презирать явного «подонка общества». Как мягко улыбнулся Бен, когда внушил штурмовикам: «это не те дроиды, которых вы ищете», – а затем пояснил: «Сила оказывает огромное воздействие на неокрепшие умы». Здоровенные, вооруженные до зубов имперские штурмовики для старика в капюшоне – всего лишь «неокрепшие умы», фактически – дети…

В чем же, собственно, заключается «темность» Темной стороны Силы?

Многочисленные теоретические трактаты, равно и рассуждения персонажей, подробно разъясняют: Темную сторону Силы питают резкие отрицательные эмоции, ненависть, например. А светлые джедаи вообще стремятся к безэмоциональности.

Но из сюжета и диалогов «оригинальной» трилогии следует нечто совсем иное.

Джедаи стремятся не к тому, чтобы вовсе не испытывать эмоций. Они скорее настроены на созерцательность, на то, что в христианстве называется «бесстрастием»: отказом от страстей. Но это не означает, что они стараются избавиться от всех чувств, в том числе и отрицательных, таких как гнев: ведь гнев, укрощенный и тщательно контролируемый, помогает в борьбе.

Темная сторона соблазнительнее, объясняет Йода. В чем ее соблазн?

В том, что темный джедай получает все и сразу, не успев дисциплинировать свой внутренний мир, не научившись созерцательности и бесстрастию.

Мы имеем возможность наблюдать великого темного джедая – Дарта Вейдера. Что, Дарт Вейдер живет как-то особенно хорошо? Вся его «темность» – в том, что он служит Империи. А Бен поселился отшельником на далекой планете, в бедности и одиночестве, где развлекается, судя по всему, исключительно стычками с песчаными людьми. Где же разница в их бытии? Да, у Дарта Вейдера где-то там есть какой-то дворец, но мы этого дворца ни разу не видели! Мы никогда не наблюдали главного злодея в роскошных покоях, где он вкушает изысканные блюда или развлекается с танцовщицами, как вообще любят делать канонические негодяи (да тот же Джабба).

Нет, судя по тому, что нам открыто, Дарт Вейдер ведет исключительно аскетический образ жизни. Более того, он несвободен, он всегда на службе. В чем тут выгода-то?

А нет никакой выгоды. Для Дарта Вейдера такая служба – всего лишь естественный выбор, и только.

Как вышло, что он встал на сторону Зла? В «оригинальной» трилогии ответ лежит в области скорее психологической, нежели событийной. В каждом человеке заложено то самое высокомерие, которое мы наблюдали на примере Люка: я хороший, а все остальные чуть-чуть похуже, чем я.

Овладев джедайской мощью, будущий Дарт Вейдер утверждается в этом представлении. Теперь он – практически всемогущий, а остальные – просто мелкие людишки. Для Дарта Вейдера люди, даже те, с кем он воюет бок о бок, – просто хлам, мусор, взаимозаменяемые детальки. А как должен воспринимать людей тот, кто может на расстоянии, одной только силой мысли, задушить любого генерала – и ничем при этом не рискует, даже взысканием по службе? Дарт Вейдер воплощает то самое дьявольское высокомерие, которое в своих ролях так выразительно осуждал великий Алек Гиннес.

Кстати, Оби Ван Кеноби тоже прекрасно осведомлен о своем превосходстве над другими существами. Иногда пользуется этим: то разгоняя агрессивных песчаных людей, то отражая атаку наемника, то мороча голову штурмовикам. Но в его поведении никогда не будет высокомерия: духовная дисциплина этого не позволяет. Каким бы сильным ни был Оби Ван, никто для него никогда не мусор, не хлам, не заменяемая деталька.

Если морально и духовно неокрепший Люк получит Силу – всё и сразу, – он тоже может возгордиться, и тогда Тьма получит еще одного джедая.

Но тут вступает в действие некий любопытный закон.

Естественно, Йода не станет объяснять открытым текстом – Люк должен это сам понять; а Люк настолько наивен, что даже после смерти Бена – до сих пор не понимает… Светлую сторону выбирают потому, что всегда нужно быть на стороне победителя. Ведь мир устроен так, что Темная сторона неизбежно проиграет. Темный джедай может лишь на какое-то время взять верх и понаслаждаться своей властью над людьми/инопланетянами, а дальше?.. Дальше – неизбежное поражение и гибель.

Здесь любопытно отметить еще одну забавную деталь. То, чего не понял Люк, сразу же, своим звериным чутьем контрабандиста, ухватил Хан Соло.

Для Хана Соло главное – так он воспитан, и ничто в последующей жизни его не разубедило, – выгода. Будучи менее примитивным, чем большинство охотников за легкой наживой, Хан Соло включает в представление о выгоде и моральные, и социальные, и даже духовные блага. Для Люка самопожертвование Бена в финальном поединке с Дартом Вейдером – загадочный джедайский акт. А вот Хан Соло увидел здесь нечто иное: дело повстанцев таково, что могущественный человек отдал за него жизнь. Что автоматически означает: приз в случае победы будет неимоверного размера. Вот почему стоит быть поблизости, когда эта победа случится.

«Люк не может поднять корабль. А Йода может…» (Йода)

Принцесса Лея здесь – прекрасный, но дополнительный приз. Она прилагается ко всем тем бонусам, которые посыплются на победителей. Кстати, чуть позже то же самое – и по той же самой причине, – уловил и Лэндо Калриссиан.

Но Хан Соло и Лэндо Калриссиан – люди искушенные, они жизнь уже пощупали со всех сторон и хорошенько изучили все грани человеческой натуры, прежде всего, конечно, дурные.

А Люк ничего этого не знает и продолжает наивно считать, что непременно удержится на Светлой стороне просто в силу мещански понимаемой добродетельности.

Вот что видит в нем Йода – и вот почему Йода не хочет его отпускать. Люк духовно слаб и до сих пор не разобрался в себе. Он может перейти к врагу.

Воспитание Люка как джедая завершил Дарт Вейдер.

Почему в поединке (который закончился отрубленной рукой и падением Люка в бездну) Дарт Вейдер так много с ним разговаривает? И обратим внимание – насколько самонадеян Люк, как он уверен в своей правоте и в своей способности устоять перед любым соблазном! Дарт Вейдер не только щадит его во время боя – он еще успевает раскрыть перед ним весь ужас, все одиночество, всю неприглядность существования джедая на Темной стороне. Фактически Дарт Вейдер объясняет Люку – что ждет того, кто перейдет во Тьму. Внешне это может выглядеть как заманивание, как вербовка, но фактически – это откровения того, кто настрадался и жаждет выговориться.

Признание «я – твой отец» на внешнем уровне сюжета как будто бы призвано окончательно склонить Люка на свою сторону. «Вместе мы будем править галактикой – отец и сын». А зачем, собственно, править галактикой? Они что, станут счастливее от этого? Или у Дарта Вейдера есть какой-то собственный план по преобразованию вселенной, такой план, который принесет мир, благоденствие, процветание? Нельзя же всю жизнь сидеть на штыках и угнетать другие миры просто ради удовольствия над кем-нибудь глумиться?

Вдвоем править галактикой – означает жить в космическом одиночестве, во тьме и страхе. Жуть-то какая.

«Не-е-ет!» – закономерно кричит Люк.

Тут происходит еще одна странная вещь. Мы уже видели, что Дарт Вейдер в состоянии задушить человека, даже не шевельнув пальцем, – при помощи одной столько Силы. Видели и как Люк – не слишком хорошо обученный джедай, – при помощи Силы двигает предметы (телекинез). Вопрос: мог ли Дарт Вейдер поймать падающего Люка и поднять его из шахты?

Да запросто!

Так почему он этого не сделал?

Потому, что он, как и Оби Ван, с уважением отнесся к выбору молодого человека. Более того, он, кажется, в принципе удовлетворен случившимся, потому что добился своего: Люк окончательно и сознательно отказался от Темной стороны.

Сам Люк может думать по этому поводу что угодно, однако Дарт Вейдер действительно завершил то, что начали Оби Ван и Йода.

Косвенным подтверждением этому служит еще один весьма непонятный поступок Дарта Вейдера, а именно – финальный бой с Оби Ваном. Они оба знают, что произойдет, если Оби Ван будет убит. Объяснения – «если ты убьешь меня, я стану сильнее, чем был когда-либо прежде», – даются скорее для зрителя. Дарт Вейдер как раз в курсе событий.

Ровно в тот самый момент, когда Люк может все это видеть, Оби Ван Кеноби сам, нарочно, подставляется под удар. И Дарт Вейдер этот удар наносит. После чего Оби Ван Кеноби переходит в духовное состояние и сливается с Силой.

Впечатление такое, будто оба учителя – Светлый и Темный – специально преподали Люку наглядный урок. Времени объяснять не было, пришлось показать на живом примере. Здесь Дарт Вейдер выступает чуть ли не в роли ассистента учителя!

Нет, не сладка Темная сторона. Ее соблазн – гнилой и лживый.

Однако на планете Дагоба Люк еще очень далек от понимания этого. И Йода отчетливо видит опасность. Поэтому и пытается задержать Люка, когда тот получает известие о смертельной опасности, в которой оказались Хан Соло и Лея.

До сих пор Люк Скайуокер, в общем, преимущественно подчинялся обстоятельствам или старшим по званию. Отказываясь продолжать обучение, бросаясь на помощь друзьям, Люк Скайуокер впервые совершает сознательный, свой собственный, личный выбор. Выбор рискованный и сомнительный.

Но если бы Люк послушался Йоду – он не был бы тем Люком, которого мы любим. Человечность взяла верх. И Йода отпускает своего последнего ученика, уважая его решение и, без особой надежды, полагаясь именно на эту человечность. Может быть, не все еще потеряно.

В 2003 году Йода вместе с Кристофером Ли получил кинонаграду MTV за лучшую сцену битвы – в Эпизоде II «Атака клонов». Йода лично «появился» на церемонии, чтобы получить награду, и произнес речь, где поблагодарил Джорджа Лукаса и многих других

Единственный союзник Темной стороны в случае с Люком (как, впрочем, и с любым другим человеком) – он сам, Люк Скайуокер, та часть его личности, которая считает себя лучше остальных. Все же остальные, кто связан с Силой (не столько «владеет Силой», сколько позволяет Силе владеть собой), – включая Дарта Вейдера, – на стороне Света.

Но почему же зритель все-таки не проникается неприязнью к Йоде, который настаивает на бесчеловечном выборе: покинуть друзей в беде и продолжить обучение?

Потому что неимоверно мудрому Йоде в его восемьсот («доживи до моих лет – сам так выглядеть будешь!») открыто то, до чего Люк ближайшие семьсот лет определенно не дойдет: Лея, Хан Соло, Лэндо Калриссиан, любой другой человек или инопланетянин не имеют отдельного значения. Если они погибнут – они уйдут в Силу, станут ее частью. Многие так ушли, огромная вереница прекрасных людей. И Йода, вероятно, сохранил духовный контакт с ними. Да, земное расставание болезненно, но взамен приходит духовное общение, которое бесконечно и не окрашено мешающими эмоциями.

Поэтому возможная гибель друзей Люка не важна.

А вот завершить обучение последнего джедая – крайне важно.

Но для Люка болезненность земного расставания неизмеримо больше, чем грядущая бесстрастная радость духовного общения.

И, уважая это, Йода отступает в сторону. В этом тоже проявляется его великая мудрость. В конце концов, задача учителя – показать ученику путь, а первые шаги по этому пути ученик должен сделать самостоятельно.

Из книги Владимир Набоков: русские годы автора Бойд Брайан

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Из книги Вокруг и около автора Баблумян Сергей Арутюнович

Светлый человек из Еревана Пространственная отдаленность тяжесть утраты лишь усугубляет: прощаться трудно всегда, но на расстоянии – труднее.…Альберт Шарурян, профессор Ереванского университета, доктор филологических наук, знаток армянской поэзии Средних веков

Из книги Волшебные дни: Статьи, очерки, интервью автора Лихоносов Виктор Иванович

СВЕТЛЫЙ ДОМ ПОЭТА Николай Краснов приехал на Кубань пятнадцать лет назад, и уже при первом знакомстве с ним бросилось в глаза, что он человек не южного склада; по рождению и по говору - с берегов Волги, из Ульяновска, бывшего Симбирска, «прекраснейшего, - как недавно

Из книги Век мой, зверь мой. Осип Мандельштам. Биография автора Дутли Ральф

6 Нет, не луна, а светлый циферблат (Петербург 1912–1913) Август 1910 года: первые опубликованные стихи. «Silentium»: музыка и молчание. Русский символизм и Серебряный век. Мандельштаму является Орфей. Март 1911 года: встреча с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. Осень 1911 года: «Цех

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Вольфганг Амадей Моцарт «Светлый гений» из материала заказчика В этой истории нас ждут не букеты восхищенных или разоблачительных слов, не просветительские усилия, а только версии, предположения и расхождения между ними, которые, собственно говоря, и являются фактами

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

МАРИАННА КОЛОСОВА. «ИХ» ЖЕЛТЫЙ ПУТЬ (газета «Новый путь» № 208 от 6 июня 1936 года) Журнал в желтой обложке. На желтом фоне черная свастика. На свастике белый двуглавый орел с тремя коронами. В центре орла фигура, смутно напоминающая Георгия Победоносца на коне. Это юбилейный

Из книги Южный Урал № 13-14 автора Карим Мустай

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

«Мой ангел светлый, жизнь моя!..» Мой ангел светлый, жизнь моя! Опять с тобой в разлуке я, И что работа, что дела? - Был сон – и ты меня звала, А я – о сон проклятый мой! - Пошевельнуть не мог рукой, Чтоб дотянуться… И любя Коснуться, милая, тебя… В изнеможенье сил

Из книги Крылатая гвардия. «Есть упоение в бою!» автора Евстигнеев Кирилл

Предисловие ко второму изданию Даже среди лучших воздушных бойцов далеко не каждый может быть назван летчиком от Бога, кого природа и выучка наделили почти сверхъестественной властью над летательным аппаратом. Пилотаж Евстигнеева был именно от Бога, виртуозным и

Из книги Оскар Уайльд автора Ливергант Александр Яковлевич

Вместо предисловия «ПУТЬ ПАРАДОКСА - ЭТО ПУТЬ ИСТИНЫ» Читатель, тем более юный, не делит книги на русские и переводные. Вышли в свет на русском языке - значит, русские. Когда мы в детстве и отрочестве читали Майн Рида или Жюля Верна, Стивенсона или Дюма, нам едва ли

Из книги Кот ушел, а улыбка осталась автора Данелия Георгий Николаевич

СВЕТЛЫЙ АНГЕЛ Ночевали мы на катере, в каюте. На рассвете проснулся - трясло от холода. За бортом какой-то шум. Вышел на палубу - Гусятников плавает кролем, фыркает от удовольствия.Понял, что уже не засну, сел на скамеечку перед рубкой, закурил. По реке шла малая самоходная

Из книги Любовь Орлова автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Глава 5 Не всегда светлый путь Я очень люблю эстраду… Начинается она обычно с выхода – с походки лёгкой, на полупальцах. С первого шага на сцену надо любить зрителя. Всех и каждого, а не только партер. Эстрада – очень суровая школа для актёра… Как часто актёры срывают себе

Из книги Книга непокоя автора Пессоа Фернандо

Светлый дневник Моя жизнь – трагедия, сыгранная под шиканье богов и представленная лишь первым актом.Друзей – ни одного. Только одни знакомые, считающие, что они мне симпатизируют, и которые, возможно, были бы огорчены, если бы катафалк увез меня на кладбище и день похорон

Из книги Незабываемые встречи автора Малютин Иван Петрович

СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ В первый раз о писателе Шишкове я узнал от Григория Николаевича Потанина в 1915 году в Барнауле. Тогда же мне пришлось прочитать его рассказ «Ванька Хлюст» в «Ежемесячном журнале» за 1914 год.Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление необыкновенным

Из книги Людмила Гурченко. Я – Актриса! автора Бенуа Софья

Глава 5. Прекрасные песни, светлый праздник Первомая, лучшее в жизни время – «до войны» Чтобы понять, насколько незатейливо и благодатно жилось ребенку в конце 30-х годов в большом городе, нужно просто привести заметки-воспоминания самой Люси Гурченко.«…я родилась в

», хотя некоторая информация о магистре-джедае всё же известна.

Личность

В честь этой особенности речи был назван приём программирования «Условия Йоды », заключающийся в том, что меняют порядок написания значения переменной и саму переменную.

История

Ранние годы

Йода, рост которого составляет 66 см , является одним из самых старых членов Совета джедаев и, скорее всего, самым мудрым и сильным джедаем своего времени; такое высокое положение, конечно же, было основано на очень солидном возрасте Йоды. Возможно, Учителем Йоды был Н’Ката Дель Гормо . У Йоды на обучении находились такие выдающиеся джедаи, как граф Дуку , Квай-Гон Джинн , Мейс Винду , Оби-Ван Кеноби (лишь некоторое время, пока его не принял в ученики Квай-Гон Джинн), Ки-Ади-Мунди и Люк Скайуокер . Помимо этого, он вёл подготовительные занятия почти с каждым молодым джедаем в Галактике в Храме джедаев, прежде чем они были приставлены к наставнику (с 800 д. я. б. по 19 д. я. б.). Следует уточнить, что к наставнику приставляли падавана , а ещё раньше падаван был юнлингом (как раз они и не имеют ещё наставника). Их можно встретить во втором эпизоде, когда Оби-Ван спрашивает магистра Йоду о планете Камино, тогда-то один из юнлингов помогает разобраться, почему её нет на карте, и в третьем, там, где их убивает обратившийся в Дарта Вейдера Энакин Скайуокер. Из новеллизации «Атаки клонов» следует, что все джедаи называли Йоду своим учителем, даже непосредственно не бывшие в прошлом его падаванами.

Джордж Лукас преднамеренно держал расу Йоды в секрете (Йода, Йаддл и Вандар Токаре иногда по ошибке именовались уиллами, несмотря на то, что Лукас не причислял их к этому виду). На самом деле, о жизни Йоды было сообщено очень мало, прежде чем начались события фильма «Эпизода I: Скрытая угроза ». Из источников расширенной вселенной (сеттинга) пришла информация о том, что он получил звание рыцаря-джедая в возрасте 50 лет, а ранг магистра ему присвоили уже к его столетию. Следуя своему учению, Йоде поручили отправиться в добровольное изгнание, чтобы постигнуть более высокие уровни понимания Силы. Он был одним из магистров-джедаев, которые организовали передвижную академию на борту межзвёздного корабля Чу’унтор в период 200 д. я. б.; тогда в данных бортового компьютера стояла запись о том, что он отправился на поиски одного из пропавших пассажиров судна, когда оно разбилось на Датомире.

«Эпизод I: Скрытая угроза »

В 32 д. б. я. Квай-гон Джинн приводит юного мальчика-раба по имени Энакин Скайуокер в Совет джедаев, утверждая, что мальчик является Избранным, способным установить равновесие в Силе, и попросил взять его в падаваны, как только Оби-Ван пройдёт все необходимые испытания для получения звания рыцаря-джедая (как известно, джедай может иметь только одного падавана в период обучения). Йода, как самый опытный учитель в совете и самый уважаемый и почётный магистр-джедай, играет ключевую роль в первоначальном решении этой проблемы и отклоняет просьбу. Йода считает, что годы рабства не прошли незаметно для юного мальчика и его слишком тесная привязанность к матери будет мешать успешным занятиям и тренировкам. Будущее этого мальчика, по мнению магистра, неопределённо.

После смерти Квай-Гона от руки Дарт Мола совет, тем не менее, аннулирует своё предыдущее решение, хотя и неизвестно, в силу каких причин. Предположительно, такие перемены объясняются неуступчивостью Кеноби - новопосвящённый рыцарь непременно хотел взять в обучение юного Скайуокера, даже вопреки мнению Совета, и членам последнего ничего не оставалось, как согласиться на этот рискованный шаг, иначе такое неповиновение могло привести, во-первых, к уменьшению авторитета Совета джедаев, а во-вторых, к формальной непричастности Скайуокера-падавана к джедаям. Тем не менее Оби-Вана предупредили о том, что последствия обучения мальчика могут стать роковыми как для будущего Республики и всей Галактики, так и для самого Кеноби.

«Эпизод II. Атака клонов »

В 22 д. б. я. Йода выступает главным генералом Республики в битве при Джеонозисе, когда армия республиканских клонов-штурмовиков впервые была опробована в бою. Он возглавляет отряд, которому поручено спасти Оби-Вана, Энакина и Падме Амидала Наберри от казни, приготовленной им Конфедерацией Независимых Систем , являющихся сепаратистами. В разгар битвы Йода сражается на световых мечах с лидером сепаратистов и лордом ситхов графом Дуку, который когда-то был его учеником. Это противоборство заканчивается, когда граф Дуку, решив спастись бегством, подвергает раненых Оби-Вана и Энакина опасности. С виду неповоротливый и старый, Йода демонстрирует невиданное мастерство владения световым мечом (IV форма владения световым мечом, отличительными чертами которой является использование Силы для выполнения невероятных акробатических приёмов).

Войны клонов

Битва на Джеонозисе, несмотря на победу сил Республики, открыла кровопролитную войну, которая будет продолжаться около трёх лет. Как и все Джедаи, Йода стал генералом во время Войн клонов, лично участвуя в некоторых сражениях (в частности, в битве на Аксионе , где он лично вёл за собой войска солдат-клонов верхом на скакуне кибуке).

Во время битвы на Муунилисте Йода, вместе с Падме Амидалой , пришёл на помощь Луминаре Ундули и Баррисс Оффи , попавшим в ловушку в Кристаллических пещерах. Йода узнал, что нападение на пещеры с кристаллами для световых мечей было подстроено бывшим джедаем графом Дуку .

Позднее Йода говорит, что находится в контакте с духом Квай-Гона Джинна . Хотя в фильме этому уделено мало внимания, в книге показано, что Йода действительно становится учеником погибшего ещё в «Скрытой угрозе» магистра-джедая, нашедшего путь к бессмертию. Впоследствии он передал эти знания Оби-Вану.

Он также играет ключевую роль в разрешении вопроса о детях Скайуокерах после того, как Падме скончалась при родах, советуя, чтобы Люк и Лея были спрятаны от Дарта Вейдера и Императора туда, где ситхи не ощутили бы их присутствие. Кроме престарелого магистра-джедая, о местонахождении детей знали Бейл Органа , Оуэн Ларс и Оби-Ван (в то же время маловероятно, что семья Ларсов знала о существовании Леи). Первоначально Оби-Ван хотел взять детей с собой, чтобы, как и Йода, обучать их джедайскому мастерству, однако Йода понимает, что кроме умения обращаться с Силой их необходимо обучить и другому, если они собираются уничтожить Империю. Тем более, нужно было сохранить имена близнецов в тайне, чтобы суметь защитить их на тот случай, если ситхи вдруг обнаружат оставшихся рыцарей-джедаев прежде, чем Люк и Лея вырастут. Как нам становится известно из последующих эпизодов, эта стратегия с лихвой оправдала себя.

Затем Йода отправляется на пустынную и болотистую планету Дагоба, где он терпеливо ожидает появления Новой надежды.

Интересный факт то, что в книге Стюарта битва Йоды и Сидиуса была чуть не такой. Йода сбивает Палпатина ударом ноги, а не толчком. Взрыва силы не было, так как Палпатин перепрыгнул на другую платформу и ударил Йоду молнией, от чего тот упал на пол. Однако Лукас сказал, что в финальной версии сценария у битвы получилась ничья, а Стюарт просто не дождался окончательной версии. Так как сценарий главное, то версию битвы из фильма считают главной и основной. Также Лукас утверждал, что первоначальная версия дуэли была победой Йоды, а не ничьей, но Сценарий был изменен.

«Эпизод IV: Новая надежда »

Йода не участвует в фильме, но его имя упоминается в сценарии.

«Эпизод V: Империя наносит ответный удар »

Спустя 22 года после изгнания Йоды, в 3 п. я. б., Люк Скайуокер отправляется в систему Дагоба с целью найти Йоду и пройти обучение джедая, как ему сказал дух Оби-Вана Кеноби, погибшего в схватке с Дартом Вейдером в «Новой надежде». Немного поупрямившись, Йода, наконец, соглашается обучить его путям Силы. До окончания своего обучения Люк, тем не менее, встаёт перед выбором покинуть Дагобу и отправиться спасать своих друзей от Дарт Вейдера и Империи или остаться и закончить обучение. Дав обещание Йоде вернуться и завершить подготовку, он отправляется в путь.

«Эпизод VI: Возвращение джедая »

Возвратившись на Дагобу в 4 п. я. б., Люк застаёт Йоду больным и сильно ослабленным старостью. Йода говорит Люку, что тот завершил своё обучение, но не будет джедаем до тех пор, пока «не встретится со своим отцом», Дартом Вейдером. Затем Йода умирает в возрасте 900 лет и, наконец, полностью сливается с Силой. Смерть Йоды уникальна в пределах вселенной «Звёздных войн», так как она - пример того, когда джедай мирно умирает в силу своего возраста. Ведь каждая смерть владеющего Силой, происходившая до и после него, была насильственной.

В конце концов Люк внял всем учениям Йоды, что и спасло его от гнева и падения на тёмную сторону: он контролировал свои эмоции даже тогда, когда находился в шаге от убийства Дарта Вейдера и становления новым учеником Императора. Когда Император пытается убить Люка разрядами молний, Вейдер возвращается на светлую сторону и вновь становится Энакином Скайуокером, убив своего учителя, чтобы спасти сына. Энакин погибает от повреждений своего костюма в окружающем его крахе Империи (по ещё одной версии, он погиб из-за того, что его жизнедеятельность поддерживалась тёмной силой Императора и после смерти последнего он уже не мог нормально существовать). Позже в эту же ночь дух Энакина в окружении Оби-Вана и их вечного наставника Йоды с гордостью и благодарностью взирает на Люка.

Долгое время не применяя Силу, старый Йода был вынужден при ходьбе опираться о палку. В расширенной вселенной можно найти информацию, что одна из его поклаж - памятный дар от вуки, а его трость сделана из некоего растения гимер, содержащего питательные вещества, так что во время долгого пути Йода может жевать трость.

«Эпизод VII: Пробуждение силы »

Голос Йоды был слышан в видениях Рей , когда она взяла в руки меч Энакина Скайуокера. Это произошло через 30 лет после смерти Йоды.

Прототип магистра Йоды

По одной из версий, прообразами Йоды послужили два японских мастера боевых искусств. Исследования этого предположения указывают на Сокаку Такэду и Годзо Сиоду . Такеда был представителем знаменитого семейства самураев, посвятивших свою жизнь военной борьбе. Их мастерство, называемое Дайто-рю, принято считать основой айкидо . Мастер-фехтовальщик Такеда, обозначенный просто как номер «4’11», заработал себе прозвище Айдзо не Котенгу , что в переводе означает «карлик-недоросток». Аналогичным образом и Годзо, основатель ёсинкан айкидо, находился под этим же числом - «4’11». Как и Йода, они были чрезвычайно малы ростом, но тем не менее это не помешало им в совершенстве овладеть силой боевых искусств. Их искусство основывалось на учении Айки, или же просто Ки (Силе). Кроме того, как и Йода, они были прирождёнными учителями, посвятившими свои жизни следованию пути военного искусства.

Мастера Йоду часто сравнивают с основателем айкидо Морихэем Уэсибой , который в совершенстве владел техникой бесконтактного боя. Возможно, он послужил прообразом магистра, а сам орден джедаев является фантастическим киновоплощением школы айкидо, так как многие принципы кодекса джедаев сходны с канонами айкидо .

Также существует мнение, что прообразом Йоды послужил Симадзу Кэндзи -сэнсэй, патриарх школы Ягю Синган Рю (школа телохранителей Сёгуна) .

Анимация Йоды

Внешность Йоды первоначально была создана британским художником-стилистом Стюартом Фриборном, который изображал лицо Йоды как смесь лиц: своего собственного и Альберта Эйнштейна, так как фотография последнего и вдохновила его на создание конечного образа . Озвучивал Йоду Фрэнк Оз . В оригинальной трилогии Звёздных Войн Йода был простой куклой (которой управлял также Фрэнк Оз). В российском дубляже «Звёздных войн» Йоду озвучивал актёр Борис Смолкин .

В «Скрытой угрозе» вид Йоды был видоизменён, чтобы сделать его более молодым. Его образ был смоделирован на компьютере для двух удалённых сцен, но он опять был задействован в качестве куклы .

С помощью компьютерной анимации в «Атаке клонов» и «Мести ситхов» Йода предстал в ранее невозможном образе: например, в сцене схватки, моделирование которой было очень трудоёмким. В «Мести ситхов» его лицо появляется в нескольких крупных эпизодах, требующих очень тщательной компьютерной оцифровки.

15 сентября 2011 года вышло blu-ray-переиздание всей саги «Звёздных Войн». в первом фильме «Звёздные Войны: Эпизод I - Скрытая угроза » кукла Йоды была заменена на компьютерную модель .

Критика и отзывы

Премии

Напишите отзыв о статье "Йода"

Примечания

Ссылки

  • на официальном сайте starwars.com (англ.)
  • Йода (рус.) на Вукипедии: Вики о Звёздных Войнах