Какие деревья посажены в саду эрмитаж. Юбилей от фонаря или назад в будущее. Современная жизнь сада

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.

Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.

Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.

ГАУК г.Москвы МГС «Эрмитаж»: г.Москва, ул.Каретный ряд, д.3

Режим работы сада: круглосуточно

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».

В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность будущего поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина. В главной роли Михаил Филиппов. Снято в 2014 году на сцене «Мастерской Петра Фоменко».

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»

Всего 11 фото

Фонари со 100-летней и даже 200-летней историей до сих пор украшают московские улицы, дворики и усадьбы. И это настоящие музейные экспонаты под открытым небом — многие из них создавались по проектам самых знаменитых московских архитекторов.


01. Фонарь в Газетном переулке

Появился в конце 1770-х. С начала установки был масляным. Автор работы - Матвей Казаков, один из ведущих архитекторов Москвы екатерининской эпохи. Он состоял в экспедиции кремлёвского строения, по его проекту был построен Петровский путевой дворец, а также императорская резиденция в Царицыно.


.
02. Фонарь на Страстном бульваре

Точная копия фонаря, появившегося у Ново-Екатерининской больницы в 1820-1840-х годах. Создан по проекту Осипа Бове, известного проектами восстановления Москвы после пожара 1812 года, спроектировал Александровский сад, Манеж, Театральную площадь.


.

03. Фонари усадьбы Усачевых-Найденовых

Созданы по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди и были установлены в начале 1830-х. Жилярди известен тем, что спроектировал для столицы несколько усадеб и занимался архитектурным восстановлением Москвы после пожара 1812-го.

.
04. Фонарь у входа в учебный театр ГИТИС

Газовый фонарь образца установки 1860 - 1930-х. Три тысячи таких чугунных осветительных приборов были установлены в городе к 1868 году. Фонари отливались по английским технологиям.

.
05. Фонарь настенный в Кривоколенном переулке

Надомный керосиновый фонарь можно найти возде дома 3а. Он появился там в период с 1870 по 1890 годы.

.
06. Фонари на Пушкинской площади

В год открытия памятника Александру Пушкину - 1880-й — рядом с монументом установили и газовые фонари. Они были спроектированы архитектором Иваном Богомоловым, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. В 1930-е эти фонари стали электрическими. .

.
07. Фонари на Пятницкой улице

.
08. Фонари в саду «Эрмитаж»

Одни из первых электрических фонарей в Москве. Время установки — 1890 — 1910 годы. На цоколях фонарей видны инициалы московского купца Якова Щукина, купившего генераторы для электрического освещения в саду.

.
09. Фонари на воротах особняка Зинаиды Морозовой

.
10. Фонарь на Гоголевском бульваре

Фонари расположены рядом с памятником Николаю Гоголю и сделаны по проекту архитектора Николая Андреева — автора скульптуры. Электрические осветительные приборы появились здесь в 1909 году — с открытием монумента. Позже на этом месте был установлен памятник по проекту Николая Томского, однако фонари остались дореволюционные.


.
Источники

В Юбилей от фонаря или назад в будущее.

Небольшое расследование.

Несколько дней назад в новостях появилась тема: "100-летие московского фонаря".
Само событие состоялось 18 июля. (см. видеосюжеты: Вести-Москва , Вести-Россия)
И так как мне, собственно, не безынтересно все, что происходит в саду «Эрмитаж», да и к тому же сам этот объект наружного освещения давно вызывал определенные вопросы, то сделать некоторые разъяснения становится насущной необходимостью.

Речь тут пойдет про этот самый юбилейный фонарь. И, пожалуй, самое интересное во всем этом — занимательная история этого "юбиляра".

Обычно журналисты пишут настолько поверхностно, что этот фонарь оказывается у них «самым достопримечательным и чуть ли не единственным, самым первым» и т.п. Но встречаются даже такие тексты, где каждое предложение, на самом деле, не соответствует действительности. Вот, к примеру, цитата:
«Это был первый фонарь, отлитый на Екатерининском заводе. В саду он стоит уже более 130 лет, но какое-то время не работал, а с 2004 года снова освещает сад, как и в прошлом веке.»

Забавно, не правда ли? И это при том, что сам сад только собирается отмечать своё 120-летие.

Ну что же, попробуем разобраться.

Как фонарь, попал в "историю".
Итак, что же это за такой фонарь столь внезапно, и невесть откуда появившийся? Что же достоверно известно про "юбиляра"?

Татьяна Вл. | fotki.yandex.ru

Во-первых, этот фонарь появился в саду "Эрмитаж" совсем недавно, менее 10 лет назад , в 2004 году. Подчеркну это особо: так как до этого "его там не стояло", как говорится.
Из информации опубликованной в тот период следует, что данный фонарь был обнаружен в районе, где ранее располагался старый сад "Эрмитаж", в траншее, при проведении работ по перекладке труб. (см. заметка в "МК" от 2004.07.25) Отметим, уже тогда было известно, что на фонаре стоит клеймо с датой "1913". Следовательно, старый сад "Эрмитаж" ко времени появления этого фонаря уже 20 лет как был закрыт, а его территория в то время давно застроена жилыми домами.
Таким образом — становится очевидно, что наш фонарь-юбиляр не имеет отношения ни к нынешнему саду "Эрмитаж", ни к ранее существовавшему саду в районе Божедомки. Что, собственно, не удивительно, ведь этот фонарь является рядовым представителем московского городского уличного освещения того времени. Этим он и ценен для истории, так как подобных уличных фонарей с дореволюционного времени сохранилось довольно мало (Общеизвестно, что всего в Москве 1913 года городских электрических уличных фонарей было чуть более 4000 шт.).
Изготовлен этот фонарь был на Екатерининском заводе, в крупном промышленном центре, городе Сосновицы, (нынешняя Польша). Своеобразным бонусом в истории именно этого фонаря является, то что он найден в районе, где ранее был расположен старый сад. И логичнее всего было бы установить этот фонарь на то место, где он стоял изначально, т.е. на одну из улиц где он был обнаружен.

Дело в том, что в том же 2004 году отмечалось 110-летие со дня открытия знаменитого сада "Эрмитаж" Я.В. Щукина.
И вот тут начинается нечто весьма странное...
Этот, доселе никому неизвестный, уличный фонарь, вдруг появляется на центральной клумбе в саду "Эрмитаж", в котором тогда проходило празднование 110-летие сада, дабы исполнить там "первую роль". В общем церемонии, овации, и всё такое прочее. При этом официально было объявлено, что это... немного, немало:
"Первый московский электрический фонарь, изготовленный на Екатерининском заводе в 1880 году..." - об этом же сообщала и официальная табличка . Ну а дальше больше. Тут уже и сонм журналистов отметился, дополнив своих вариаций к истории о том, как этот фонарик "освещал в 1880 году аллеи старого сада" все это явилось, как уже легко заметить, апофеозом в непростой биографии юбиляра. В результате этот фонарь, когда-то скромно освещавший одну из московских улочек стал упоминаться, едва ли как не единственно ценный объект в историческом театральном саду. В общем, наверное, даже Герберт Уэллс с его "Машиной времени" был бы удивлен такими поворотами сюжета!
В течении этих неполных десяти лет этот фонарь и табличка при нем, у сколько-нибудь склонных к логическому мышлению посетителей сада вызывали лишь иронические улыбки, либо лёгкий когнитивный диссонанс.

Время все ставит на свои места
Ну что же, время не стоит на месте. И приятно когда подобные недоразумения и несуразицы исправляются. И очень хорошо, что сейчас, благодаря недавней акции музея

Сад "Эрмитаж" - небольшой и тихий зелёный уголок на улице Каретный Ряд, являющийся памятником садово-паркового искусства.

"Эрмитаж" занимает особое место среди московских садов: дело в том, что он вырос из своеобразного садово-театрального квартала, обустроенного в конце 19 века. За время своего существования сад не раз был реконструирован и дошёл до наших дней в виде благоустроенного зелёного парка с красивыми фонарями и фонтанами - и, конечно же, театрами на своей территории.

История сада "Эрмитаж"

Сад "Эрмитаж" (сначала - "Новый Эрмитаж") был официально открыт в 1895 году по инициативе известного театрального предпринимателя и мецената Якова Щукина. Изначально он был задуман как летний увеселительный сад с театральной функцией, и Щукин основательно взялся за его обустройство: верхний слой грунта глубиной до одного метра на всей территории сада был выкопан и заменён на свежий чернозём, а для озеленения территории использовали специально отобранные деревья и кустарники из окрестностей Москвы. Планировка сада была осуществлена по проекту архитектора Алексея Белевича, он же разработал проекты первых летних павильонов: эстрад и буфета.

В каком-то смысле щукинский сад стал одной из колыбелей театральной жизни Москвы: в 1896 году здесь прошёл первый общедоступный показ синематографа братьев Люмьер, в 1898 - премьерой спектакля "Царь Фёдор Иоаннович" открылся Московский художественный общедоступный театр (будущий МХАТ); на эстрадах сада выступали Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Михаил Вавич, балерина Анна Павлова и другие известные артисты театра и балета и певцы прошлого. В театре "Эрмитаж" состоялись премьеры пьес Антона Чехова "Чайка" и "Дядя Ваня".

Щукин активно занимался привлечением талантливых артистов и развитием сада. В 1907 году по проекту архитектора Богдана Нилуса в саду был возведён ряд каменных построек, позже появился "Зеркальный театр", было проведено электрическое освещение и внедрены различные технические новшества, "подсмотренные" владельцем в Европе. Под руководством Щукина сад работал вплоть до 1917 года, когда его национализировали.

В советские годы капитальные здания были реконструированы и перестроены, в саду появились новые фонари, тумбы и фонтаны, и постепенно из увеселительного сада он превратился в "обычный" парк в центре города.

На сегодняшний день на территории сада расположены театр "Эрмитаж", Московский драматический театр "Сфера" и театр "Новая Опера".

Интересные объекты и достопримечательности

В саду "Эрмитаж", помимо театров, расположен ряд менее масштабных объектов и достопримечательностей, достойных внимания посетителей.

Чугунные беседки-павильоны «Гарден-коттедж» - два удивительно изящных садовых сооружения из чугуна, украшенных кружевными чугунными решётками. Производят необычное впечатление и практически силой заставляют посетителей сада фотографироваться внутри и снаружи.

- арт-объект, разработанный в студии Артемия Лебедева и установленный в саду "Эрмитаж" в 2013 году. Гармонично вписавшийся в пейзаж сада небольшой знак стал его необычной достопримечательностью, но, к сожалению, фотографироваться рядом с ним, вопреки названию, хочется далеко не всем.

Щукинская сцена - уникальное сооружение, возведённое в 1910 году. Задумано Щукиным как инновационный зимний театр с различными техническими новшествами на 4 тысячи мест. К сожалению, всё остановилось на этапе кирпичной коробки: из-за начала Первой Мировой войны, постепенного разорения владельца и последующей Революции проект не удалось осуществить.

Бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго появились на аллеях сада в 2000 году. Бюст Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) был передан в дар Москве правительством Италии, бюст Виктора Гюго (скульптор Лоран Маркест) - подарок от мэрии Парижа. Также вблизи эстрады сада расположены бюсты отечественных композиторов Петра Чайковского и Михаила Глинки.

Также на территории сада можно найти голубятню и бельчатник.

Сегодня сад "Эрмитаж" - современный и благоустроенный парк, любимый простыми москвичами и театралами. На аллеях сада регулярно проходят выставки, городские фестивали и ярмарки, а эстрада становится площадкой различных концертов, выступлений и показов. Для посетителей с детьми есть отличная большая детская площадка.

В дни выходных и фестивалей сад бурлит жизнью, а вот по будням он, как правило, малолюден и идеально подходит для тихого отдыха в тени деревьев.

Сад "Эрмитаж" находится на улице Каретный Ряд в Тверском районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, "Тверская" Замоскворецкой, а также "Чеховская" и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии.

Дивная в этом году осень. Деревья всё еще бушуют буйством красок и лишь недавно стали облетать с них листья. А неделю назад так и вовсе красовались все на местах.

А я нашла новую забаву. Мало мне прогулок во время обеда, я теперь иной раз и по утрам прогуливаюсь:))) Просто начало рабочего дня нам перенесли на 10 часов, а начало занятий в школе никто и не думал переносить. В свете этого всё равно просыпаешься как и раньше, и в школу ребенок идет как и раньше, вот и получается у меня теперь с утра почти целый час времени. Благо, работаем мы теперь в центре и мест для прогулок - ну не пересчитать. И как я наслаждаюсь этим обстоятельством!

На той неделе стояла чудесная погода. И как-то утром я решила прогуляться до сада "Эрмитаж". Много раз мы ходили мимо него во время наших прогулок, а внутрь как-то и не попадали.

По дороге в сад смотрела на оформление всяких кафе

А это, видимо, название в свете санкций возникло:)))

Велопарковка почти пустая. Стало очень популярным доезжать до офиса на велосипеде, каждый день вижу офисных работников на велосипедах с велопарковки

Просто накануне я тут видела интересный домик

А интересное - украшение. Никогда не видела, чтобы дома летучими мышами украшали

По переулкам до сада Эрмитаж идти быстро. Вот он уже на горизонте. Но время у меня было и я решила пройтись по Успенскому переулку, который рядом с садом и только-только отреставрирован.

Мы много раз ходили по этому переулку, но как-то он совсем мне не запомнился ничем. А теперь он выглядит гораздо лучше. Поставили лавочки-клумбы

И фонари, по виду такие же, как газовые, которые стояли в Москве более ста лет назад.

Стоит чуть-чуть подкрасить здание, сделать акцент на нем - и вид переулка совсем другой

А за зданием то, без чего невозможно представить город - купола церквей

Ну а теперь можно и в сад "Эрмитаж" заглянуть

Я заходила с Успенского переулка и сразу наткнулась на большую детскую площадку

В этом вольере, говорят, живут белки. Но ранним утром я там застала только дворника.

Как описать чувство, когда ты гуляешь по очень популярному месту в Москве, где вечером тут всегда немало народа, а ты идешь - и кругом ни души? Красота!!! Раннее утро, осенние деревья, листья под ногами, да только дворник редко промелькнет где-нибудь.

В саду "Эрмитаж" располагается несколько театров.
Памятник - это памятник Виктору Гюго.

Памятник Данте Алигьери (кажется, подарен Москве итальянцами)

Еще один театр - "Новая опера". Зданию уже больше ста лет, это я потом вычитала. А сначала подумала, что удачный новодел.

А на балконах по бокам вот такие посетители



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные