Танцор и хореограф. Лауреат театральной премии «Арлекин» и неоднократный лауреат «Золотой Маски». Владимир Варнава: «Необязательно иллюстрировать музыку «Пассажир» - ваш собственный продюсерский проект

Тяжело ответить именно про балет: задача искусства в целом – просвещать людей и поднимать их нравственный уровень.

Я нахожусь в начале своего творческого пути, и одна из главных сложностей для меня – это выработать, найти свой язык. Вторая сложность – работа с композицией, режиссурой спектакля.

Я пока не встречал цензуру. Были пожелания художественного руководителя театра: сколько человек занять в постановке, как использовать маленький или большой бюджет на постановку. Идеологических ограничений я не испытывал. Думаю, что в балете вообще труднее столкнуться с цензурой, чем, например, в современном танце, балет – искусство иного плана.

Зависит от занятости артистов и ограничений, которые ты сам себе ставишь. Последняя моя работа – «Поцелуй феи» для Балета Монте-Карло (1 час 10 минут) – заняла у меня 1,5 месяца. Плюс период кастингов. Сейчас я вот уже месяц ставлю «Видение розы», в котором задействовано только 2 человека и рассчитываю, что постановка займёт максимум 30 минут. При этом нерегулярность встреч растягивает время.

Наверное, только ради этого и стоит быть хореографом. Задача не в том, чтобы просто сделать по-другому, важно найти что-то уникальное. Любой автор копается в своем детстве, в своей личной истории, ведь на формирование человека влияет очень много факторов. Сейчас я активно обращаюсь к своему прошлому, образованию, пережитому опыту. Нужно всё это из себя достать, переосмыслить, соединить со мной сегодняшним. Этот непростой внутренний диалог нужен для того, чтобы хореография не была пустой. И еще необходимо соединить хореографический текст с режиссерскими решениями и ви́дением спектакля. Грубо говоря, в постановке соединяются рациональное представление и эмоциональное поле.

Для меня очень важно, чтобы человек обладал харизмой. Очевидцы говорили про «эффект присутствия» которым обладал Вацлав Нижинский и другие великие артисты; человек только появился в сценическом пространстве, и ещё не начал танцевать, но уже притягивает к себе весь зрительский фокус. Для меня это, пожалуй, главное качество – управление энергией. Ещё, конечно, внимательность и трудолюбие. В моей последней работе «Поцелуй феи» практически весь второй состав в итоге станцевал на премьере. Причина проста: они всё время работали, проверяли порядок, не пропускали репетиции. Кто-то из первого состава не приходил и ребята из второго сразу включались в процесс. С ними было легко работать, и самостоятельный труд сделал своё дело. В задачи хореографа не должна входить отработка техники, для этого существуют педагоги-репетиторы. Как-то мне в Мариинском театре один педагог сказал важную вещь: «Я же, Володя, с артистами не репетирую, я с ними разговариваю». Для меня этот подход кажется верным. Я люблю осознанных артистов, ценю импровизацию и предложения, потому что мне интересен совместный труд. Работать хочется с личностями, а не просто с исполнителями.

Я бы с удовольствием поговорил с Всеволодом Мейерхольдом, Вацлавом Нижинским, Фредди Меркьюри и Морисом Бежаром. Одна моя мечта недавно сбылась: мне удалось позавтракать с Михаилом Барышниковым. Еще я бы поговорил с Эриком Сати. Он – представитель интересного для меня периода в искусстве, авангарда начала ХХ века. К этому времени я периодически обращаюсь и получаю искреннее удовольствие, когда пересекаюсь с ним в своих поисках.

Побороться за право называть танцора Владимира Варнаву «своим» могут сразу несколько городов — родился он в Кургане, учился в Ханты-Мансийске, работал в Петрозаводске, а сейчас живет в Санкт-Петербурге. И везде зрители говорят: «Наш Варнава».

Фото Сергея Сараханова.

Тут дело, наверное, не только в профессионализме и бесспорном таланте. Личное обаяние и широкая улыбка Владимира покоряют чуть ли не быстрее фуэте и гран-батманов. А ведь когда-то будущий лауреат «Золотой маски» от танцах даже не думал — готовился пойти по стопам родителей и стать художником-сценографом. Но, к счастью для зрителей, и, наверное, для себя тоже, избрал сложный и трудоемкий путь танцовщика.

По образованию я — артист народного танца и педагог-хореограф, - рассказывает сам Вова, - учился в Ханты-Мансийском колледже-интернате искусств, куда уехал из Кургана вслед за своими преподавателями.

Там, в столице Югры, Владимира заметил балетмейстер Кирилл Симонов и пригласил работать в Музыкальный театр республики Карелия, где Владимир попробовал себя в разнообразных ролях, в том числе Сеид Паши из балета «Корсар», Фрица и Буффона из «Щелкунчика» и Меркуцио из «Ромео и Джульетты».

Именно энергичный спутник влюбленного Ромео принес ему в 2010 году премию «Золотая Маска» в номинации «Современный балет/мужская роль». Тогда Владимир номинировался не c кем-нибудь, а c Игорем Зеленским и Леонидом Сарафановым, танцовщиками с опытом и именем. Впрочем, премия не стала для Владимира венцом творчества, а наоборот, подтолкнула идти дальше, и в 2011 году он стал лауреатом национальной театральной премии «Арлекин», за роли Фрица и Буффона в балете «Щелкунчик».

Мне кажется, что за то время, что прошло с вручения «Маски» я стал спокойнее, шаг стал увереннее, — говорит Владимир, — но я по-прежнему работаю, стараюсь делать свое дело качественно. Я часто пересматриваю свои старые работы и очень радуюсь, что я не там, не на том уровне. Нужно оглядываться назад, чтобы идти вперед. Но жить прошлым ни в коем случае нельзя!

В 2011 году Владимир попробовал себя в качестве хореографа-постановщика больших форм — началось все с танцевальных миниатюр, поставленных для себя и коллег по Музыкальному театру Карелии, позже появился балет «Пульчинелла» на музыку Игоря Стравинского, премьера которого состоялась в рамках международного проекта «Stravinsky’s opuses».

Стравинский гениален! Я очень счастлив, что мне выпало работать с его музыкой, - говорит Владимир.

«Пульчинелла» Варнавы - балет в духе неоклассики, но в своей работе Владимир, как правило, не старается строго следовать танцевальным стилям и течениям, опираясь в первую очередь на собственное чутье и ощущения от танца.

В конце сезона 2011/2012 Владимир покинул Петрозаводский театр и перебрался в Санкт-Петербург, чтобы продолжить свою работу в качестве балетмейстера. Стартовал он в северной столице довольно удачно, поставив танец для премьера Мариинского театра Игоря Колба с выразительным названием «Начало». Видеоверсия этой работы вошла в проект «Movie movement», над которым вместе с Володей трудятся ассистент Марина Зинькова и видеограф Семён Котенёв.

«The Beginning» широкая публика уже могла увидеть на двух гала-концертах - Фаруха Рузиматова. и Светланы Захаровой. И, кстати, осталась довольна. Например, вот что пишут ценители балета на одном из форумов: «Игорь Колб превосходно - свободно, красиво, одухотворенно - исполнил номер «Начало» в хореографии Варнавы на музыку Гносиенны Э.Сати, он своими чудесными ногами с вытянутым подъемом прочерчивал такие стремительные, тонкие линии… Замечу, что лицо артист на этот раз почти скрыл надвинутой на лоб шляпой - но тело его было действительно говорящим, артистичным. Номер запомнился, порадовал - благодарность Игорю Колбу и Владимиру Варнаве!»

Вслед за «началом» логично было ожидать продолжения. Еще одна недавняя премьера — это номер «Улыбка и крик», который Владимир представил на балетном гала «Рыцарь танца представляет» в Ханты-Мансийске. Звериная грация Владимира и подкупающая естественность движений заставляет пересматривать «Улыбку» раз за разом. Как, впрочем, и другие его работы. Делать это, к счастью, нетрудно - следить за творчеством хореографа можно в сети — на видеохостингах Youtube и Vimeo.

Молодой хореограф постепенно расширяет географию своего творчества. Так, в июне танцевальный дуэт «На краю света» в исполнении заслуженной артистки Елены Кузьминой и ведущей солистки театра Бориса Эйфмана Нины Змиевец увидели в городе Калининграде. Премьера состоялась на фестивале «Балтийские сезоны». Сольный номер «Показатель пустоты», который Владимир поставил для танцовщика Мариинского театра Максима Зюзина, зрители впервые оценили на XI Летнем оперном фестивале в польском Кракове. А в начале осени Владимир поставил номер в рамках проекта Dance-платформа в Екатеринбурге для артистов Екатеринбургского театра оперы и балета.

Кроме того, Вова дал серию мастер-классов в Санкт-Петербургском Доме танца «Каннон данс», и ненадолго вернулся в Петрозаводск, чтобы принять участие в русско-норвежском проекте «Река времени».

Загадывать на будущее Владимир не любит — а свои планы осторожно называет мечтами.

Все меняется очень быстро, и еще несколько лет назад я подумать не мог, что все сложится так, как сложилось, - говорит он.

Очень давно хотела попасть на занятие к Владимиру, находилась в состоянии предвкушения) И вот войдя в зал, я погрузилась в настоящий теплый, дружеский творческий процесс , где не только учат технике танца, но и чувствованию себя в пространстве, ощущению собственного «я» и партнера. Во время занятия наполняешься энергией и силами, которых хватает на весь день. Осталась очень довольна, спасибо за урок! =)

Вова всегда может хорошо объяснить и «достучаться» до каждого. Поэтому и заниматься у него очень легко и приятно - на занятиях всегда особая атмосфера. Ну и, конечно же, нужно отметить высокий уровень мастерства и техники преподавания и танца - такое трудно найти… И главное, что после его занятий хочется самим творить и «вытворять». Большое ему спасибо за это - за свет, энергию и вдохновение)

Настоящий подарок судьбы, что Володя был и есть часть нашей жизни. После его занятий трудно заниматься с кем-то другим, потому что уровень других педагогов совсем не тот. Дело даже не в том, что другие педагоги хуже или уровень ниже(это трудно измерить или поставить оценку). Они не хуже. Просто Володя УЧИТ ДРУГИМ ВЕЩАМ, которым не учат другие. Он уникален! Так владеть своим телом и так уметь учить - это особый талант .

Ну и вообще вне зависимости от рода занятий, Володя - человек, который несёт свет))) Мы очень благодарны ему за это.

Очень понравилось! Только что посмотрела видео, жаль, что не вживую. До сих пор не могу отойти, ком внутри стоит. Я всё еще с теми героями, с той историей, переживаниями, чувствами и эмоциями… думаю я еще долго буду обдумывать увиденное, но одно могу сказать точно, это сумасшествие мне понравилось до безумия! Был момент, когда я прослезилась, а от чего, даже и не поняла! Спектакль задел за живое. Глубоко, интересно, красиво. Каждой сценой восхищалась. Пластика, хореография и актерское мастерство гармонизировали. Сердце билось в два раза быстрей!



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные