Ману самхита законы человечества. Сваямбхува Ману: Ману-самхита: Законы человечества. Преступления и наказания

Законы Ману представляют собой сборник правил и норм (дхарм). Их основная задача - определить поведение индийского народа в повседневной жизни.

Актуальность исследования

Для чего изучаются Законы Ману? Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.

Наиболее многочисленные данные о культуре и социально-экономических связях индийского народа имеются за тот временной промежуток, который начинается во второй половине первого тысячелетия до н. э. и заканчивается первым веком новой эры. Это так называемый магадхо-маудийский период, в течение которого существовало самое крупное не только в Индии, но и на всей территории Древнего Востока. Им была империя Маурьев.

Литературными памятниками данного периода являются многочисленные религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции - дхармашастр и дхармасутр. Есть среди них и наиболее известные в настоящее время. К ним можно отнести дхармашастру, или Законы Ману.

Общее описание

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, - вот что представляют собой Законы Ману. Общая характеристика этого сборника дает представление об индивидуальной и общественной жизни народа Древней Индии. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Слово «дхарма» происходит от санскритского. Оно обозначает «единое, поддерживающее и охватывающее все вещи». Дхарма - это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве. Дхарма всегда считалась также законом общественной и индивидуальной жизни. Следовать ей должны были все в обязательном порядке.

Весьма значимыми в жизни древнеиндийского народа были Законы Ману. Общая характеристика, источники, структура этого сборника в настоящее время уже тщательно исследованы учеными-историками.

Каковы же Законы Ману (общая характеристика)? Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав. В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III. В тексте этого раздела говорится о правильных браках (ануломах) и о последствиях неправильных семейных уз (пратилом). Здесь же выдвигаются и требования к проводимым обрядам.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

Какие еще нормы содержат в себе Законы Ману? Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме, которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений». Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.

Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.

Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.

В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.

XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.

В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами.

Таковы Законы Ману. Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.

Формирование общества

Социальное расслоение древнеиндийского народа началось еще в недрах существующих племенных общин. Характеристика Законов Ману позволяет получить об этом процессе наиболее полное представление.

Родоплеменные отношения постепенно разлагались. Данный процесс был частью исторического развития общества. Более влиятельные и сильные роды сосредотачивали в своих руках военную охрану, функции управления и жреческие обязанности. Итогом этого стало развитие имущественного и возникновение рабовладения. Племенная верхушка превратилась в родовую аристократию.

Социальное деление в происходило по кастовой системе. Все население было разделено на четыре группы - варны:

Брахманы (жрецы);

Вайшы (земледельцы);

Кшатрии (воины);

Шудры (неприкасаемые).

Характеристика Законов Ману дает четкое представление о том, что являлось основным критерием для деления населения на группы. Так, брахманы обязаны были изучать Веды уже с восьми лет. Их считали совершеннолетними с шестнадцатилетнего возраста. Кшатриям было положено изучать Веды с одиннадцати лет. Их совершеннолетие наступало с двадцатидвухлетнего возраста. С двенадцати лет изучали Веды вайшы. Они согласно Законам Ману становились совершеннолетними только в двадцать четыре года.

Еще одним критерием, позволяющим выявить принадлежность человека к той или иной варне, был факт его рождения. Со временем появлялись смешанные браки. В связи с этим возникло и другое деление социальной принадлежности человека, которое учитывало происхождение его родителей.

Отдельной варной являлись неприкасаемые (шудры). Им нельзя было селиться в местах обитания других сословий, а одеваться по Законам Ману они должны были только в лохмотья. По юридическому статусу этих людей приравнивали к собакам.

Основой социальной структуры древнеиндийского государства являлась община. Она представляла собой коллектив свободных земледельцев, или, проще говоря, деревню. Община в Древней Индии - самостоятельный самоуправляющий орган. Если говорить про Законы Ману, характеристика ст. 219 является конкретным подтверждением того, что коллектив свободных земледельцев имел возможность себя экономически обслуживать, заключая сделки даже с частными лицами.

Формирование каст (джати)

С развитием общества и углублением процесса разделения труда продолжался процесс его расслоения. Четкое представление об этом дают Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати (касты) существует в Индии и на сегодняшний день.

В средневековом государстве существовала следующая иерархия:

Высшие касты, представленные классом средних и крупных феодалов;

Низшие касты, в которые входили торговцы и ростовщики, мелкие феодалы и землевладельцы.

Джати в отличие от варн представляли собой своеобразные корпорации. Внутри каст были сформированы органы управления, существовали специфические обряды, обычаи и ритуалы. Такая корпорация всецело поддерживала своих членов и стояла на страже их интересов.

О многих специфических особенностях Индии могут рассказать Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати существовало только в этом государстве. При этом касты обладали строго иерархичной системой. Законы Ману позволяли заключать браки только между членами джати, утверждали наследственное членство и т. д.

Право собственности

Изучив Законы Ману, общая характеристика источников институтов этого государства становится очевидной. Все они сгруппированы по отдельным отраслям права. Причем основных направлений несколько. Это и уголовное право, и право собственности, а также наследственное и обязательное право. Все они отражены в Законах Ману.

Особенно хорошо разработано в Древней Индии было право собственности. Его основными компонентами считали владение (бхукти), распоряжение (свамью), а также пользование (бхагу).

Тем, кто исследует Законы Ману, характеристика глав этого документа укажет на множественные предписания, направленные на охрану права собственности различных видов движимого имущества, скота, домашнего инвентаря, зерна, а также рабов. Принадлежать человеку могла и земля. Однако она становилась собственностью по прошествии длительного срока владения ей (30-60 лет) при условии добросовестного с ней обращения. Тот, кто бросал свой участок в период сева или жатвы, по Законам Ману должен был быть оштрафован. Такое же наказание ждало и того, кто нарушал правила купли-продажи.

На различные стороны жизни общества Древней Индии указывают нам Законы Ману. Характеристика основных институтов права дает понимание бесправного положения в государстве рабов. Они могли быть собственностью общины или частного лица. Некоторые рабы трудились непосредственно на государство.

Обязательное право

Согласно Законам Ману любой из договоров рассматривался в качестве добровольного соглашения. Определенные обязательства налагались на ту сторону, которая причинила ущерб или необоснованно обогатилась.

Нормы права Древней Индии описывали возможные а также их основные положения и возникающие при этом отношения. Считалось, что документ имел силу только в случае добровольного согласия сторон. Договор, заключенный пьяным или безумным человеком, а также ребенком или рабом силы не имел. На это тоже указывали Законы Ману. Общая характеристика и основное содержание глав, касающихся института права, свидетельствуют о том, что наиболее хорошо был разработан договор займа. Нормы права в данном вопросе отразили обычаи, формировавшиеся на протяжении многих веков. Так, в Древней Индии было широко распространено ростовщичество. При этом узаконены были высокие процентные ставки по таким договорам. Должник по нормам права находился от кредитора в полной зависимости. Допускалось получение долга принуждением и хитростью, силой и т. д. В Законах Ману защиты от таких действий не предусматривалось. Помимо этого, должник, который посмел подать на кредитора жалобу, сам подвергался штрафу. Не избавляла от обязанностей даже смерть. Долг автоматически переходил на родственников. Высокие кредитные ставки и тяжелое положение населения были причиной широкого распространения института долгового рабства.

В области права Древней Индии особое место отводилось договору личного найма. Статьи Законов Ману возможности рабов и рабочих часто упоминали в совокупности. Права тех, кто трудился по договору личного найма, часто нарушались. На работника по всякому поводу налагались штрафы, в результате чего он практически никогда не получал причитающейся ему платы. Такое тяжелое положение вынуждало людей отказываться от свободы за обычное содержание. В то же время Законы Ману рекомендовали высшим кастам всячески избегать наемного труда.

Семейные и брачные отношения

Данную отрасль права отражает девятая глава Законов Ману. Уже первые ее статьи утверждают подчиненное положение женщины в семье, которая должна беспрекословно подчиняться отцу, а также мужу и сыну. При отсутствии таковых царем должен быть назначен опекун.

В Законах Ману говорится и о том, что отец не имеет права брать за свою дочь вознаграждение. Однако в Древней Индии брак являлся ничем не прикрытой продажей. Зачастую супруги имели большую разницу в возрасте. Такое положение дел было связано с низким брачным возрастом.

По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).

Право наследства

В Древней Индии существовали свои традиции. По предписаниям, данным Законами Ману, собственность отца должны были получать только сыновья. На наследство не имели права слабоумные, государственные преступники, люди, изгнанные из касты, и т. д. Жена имела право на собственность только своего сына, если у него не было детей.

В Законах Ману был установлен порядок наследования. В наследство не должно было входить все подаренное. Собственность переходила в руки родных сыновей. Если их не было, то все нажитое отдавалось сыновьям дочери. Далее наследниками считались сыновья, покинувшие дом, а затем принятые обратно. При отсутствии таковых все имущество могло перейти к гуру. Это был домашний жрец. Если не было ни его, ни дочерей, то все нажитое отправляли в царскую казну.

На основании проведенного анализа Законов Ману можно сделать вывод о том, что они являются древним образцом наследственного права. Завещания в те времена не составлялись. Право наследования переходило только по этому своду правил.

Суд и наказание

В Законах Ману отражены такие понятия, касающиеся уголовного права, как «рецидив», «формы вины», «соучастие», а также «тяжесть вины» в зависимости от того, к какой варне принадлежит виновный или потерпевший.

Отражает сборник правил и норм Древней Индии и виды преступлений. Они делятся на:

Государственные;

Против собственности;

Против личности;

Посягающие на отношения в семье.

Утверждали Законы Ману и различные наказания. Среди них:

Смертная казнь;

Членовредительство;

Изгнание;

Заключение в тюрьму;

Бритье головы (для брахмана).

Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн.

Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д.

Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.

Заключение

По всей видимости, Законы Ману были написаны мудрецами одной из брахманских древнеиндийских школ. Ими же было дано и название этому своду правил и норм по имени мифического прародителя человека.

В средние века Законы Ману неоднократно комментировались и переписывались. Этот факт свидетельствует о том большом значении, которое придавалось в Индии данному сборнику.

В 1794 г. Законы Ману были впервые изданы на английском языке. Автором перевода стал В. Джонсон. Впоследствии сборник норм и правил древнеиндийского народа неоднократно издавался на всех европейских языках.

5. Общество в «Ману-Смрити»

…Вечные дхармы страны, дхармы каст, дхармы семей, дхармы еретиков и обществ Ману объявил в этой шастре.

Законы Ману, 1.118

0 возможности лишь весьма приближенной датировки составления «Законов Ману» уже говорилось выше. Видимо, отдельные дхармашастры этого сборника и их предшественники - дхармасутры, формировались на протяжение веков I тыс. до н.э., во времена возникновения первых государств в долине Ганга. Автор наиболее совершенного перевода на английский дхармашастры Ману Г.Бюлер (1886 г.) определил, что в таком виде, как дошла до нас, она сложилась во II в. до н.э.- II в. н.э. Г.Ф.Ильин считает, что эта точка зрения в науке утвердилась. Относительно новыми признаются первая и последняя главы, более древними - II-VI главы, но и в них имеются позднейшие добавления. 1

Надо иметь в виду, что литература того времени не разделялась на светскую и религиозную, т.к. религии была подчинена не какая-либо одна сфера жизни, а вся жизнь целиком. Для индийца не было разницы между грехом и преступлением, соответственно, не могло развиться и светское право, отличное от религиозного. 2 Поэтому центральным в «Ману-смрити» не правовой материал в точном смысле этого слова, характерный для более поздних дхармашастр, а перечисление норм праведной жизни с точки зрения ортодоксальной брахманской традиции.

5.1. Семья

Основной ячейкой древнеиндийского общества была семейная община. В ее владении находилось основное средство сельскохозяйственного производства - земля: в случае спора о «межевых знаках для границ полей, колодцев, пруда, сада и дома» , который не может быть решен общиной, решение должен принять царь (VIII.262-266). В качестве основного имущества семьи называются пруд (IV.201), повозка, ложе, сиденье, колодец, сад, дом (IV.202; ХI.163-169). При потраве владельцу поля возмещается стоимость погубленного урожая (VIII.241), но, во избежание этого, он должен оградить свой участок (VIII.239), т.к. при потраве неогороженного хлеба царь не наказывает пастухов (VIII.238). «Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, - тому полагается возместить ущерб и внести царю штраф, равный ущербу» (VIII.288). «Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при их повреждении штраф» (VIII.285).

Урожай принадлежит владельцу поля (IХ.49-51), лишь в случае сдачи его в аренду, урожай принадлежит двоим: «владельцу семени и владельцу поля» (IX.53). Основанием собственности является труд: «поле - вырубившего лес, животное - поразившего его стрелка» (IХ.44). Это право охраняется государством - царь объявляет продавшего чужую собственность без согласия хозяина вором (VIII.197) и признает такую продажу или дар недействительными (VIII.199). Похищенное ворами имущество царь должен возвратить владельцу (VIII.40), также, как должен он заставить уплатить должника, добиваясь возвращения данного взаймы имущества владельцу (VIII.48-51). Если должник не в состоянии выплатить долг, то он его отрабатывает у кредитора (VIII.177). Залог, продажа, дар или договор, заключенные обманным путем или с насилием также признаются недействительными (VIII.165, 168, 193). Виновные в таких преступлениях, а с ними и присваивающие вклады, подвергаются наказанию (VIII.190-191,193). Однако, если владелец явно пренебрегает своим правом и его имуществом пользуется другой, то через 10 лет оно переходит к пользователю (VIII.147).

Семья патрилинейна и патрилокальна. Единое хозяйство ведут отец, мать, братья (IХ.104), их жены и дети (IХ.120-123), незамужние сестры (IХ.118) и прислуга (III.116). Родственники по женской линии - дед по матери, сын сестры, сын дочери, муж дочери (III.148), зять, тесть, дядья с материнской стороны (III.119) - живут отдельно и приходят в гости, обычно раз в год на шраддху - обряд, посвященный предкам (III.188). Главой и полномочным представителем семьи обычно является старший мужчина, которому подчинены остальные: жена (V.154; IХ.199), сыновья, дочери, которых он выдает замуж часто без их согласия (V.151), даже несовершеннолетних (IХ.88). «Жена, сын, прислуга, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой, но только по задней части» (VIII.299-300). Домохозяин ответственен за достаток в семье: он «достоин пить сому» лишь имея трехлетний запас продовольствия для содержания челяди (ХI.7). Даже богатые обряды и щедрость к другим осуждаются, если семья живет в бедности (ХI.9-10), «поэтому человеку с малым достатком не следует приносить жертвы» (ХI.40).

Грехом объявлена продажа пруда и сада, «оставление гуру, матери, отца и сына, священного домашнего огня» - это приравнено к прелюбодеянию, воровству и убийству (ХI.60-67). Сохранение единства семьи и ее хозяйства стоят на одном из первых мест в иерархии ценностей: большая семья - синоним богатой (III.6). «Ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть покидаемы» (VIII.389), нельзя желать «разлуки с отцом, мужем и сыновьями» (V.149).

Женщины не должны пользоваться самостоятельностью (V.147-148), «ибо необерегаемые женщины приносят горе двум семействам» (X.5), «ибо тщательно охраняющий жену, охраняет свое потомство, добрые нравы, семью, себя и свою дхарму» (IX.7). Но «никто не может охранить жену силой» (IХ.10), - «хорошо охраняемы те, которые сами себя охраняют» (IХ.12). «Где женщины почитаются, там боги радуются» (III.56). «Взаимную верность надо сохранять до смерти» - это должно считаться выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены» (IХ.101). Например, связь с женой брата карается изгнанием из касты - самым страшным наказанием (IХ.58).

После смерти отца и матери главой семьи становится старший брат, остальные живут при нем, как при отце (IX.105). Братья могут поделить имущество поровну (IХ.104), если старший брат плохо ведет их общее хозяйство (IХ.110). Наследование строго патрилинейно: «не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца» (IХ.185). «Не имеют права на долю кастраты и изгои… и различные калеки» (IХ.201), т.к. они не способны к созданию и содержанию семьи, ведению хозяйства. При отсутствии прямых законных наследников имущество умершего принадлежит ближайшему родственнику, брахману или царю (IХ.187-189).

1 См.: Ильин Г.Ф. Предисловие // Законы Ману. С.6.

2 См.: Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. С.17.

наиб, авторитетная дхарма-шастра, то же, что "Манава-дхарма-шастра" или "Ману-самхита", т. наз. "Законы Ману". Состоит из 12 глав общим объемом около 2700 двустиший-шлок. Главы II-VI, посвященные дхарме брахмана, по содержанию соответствуют дхарма-сутрам. В главах VII-IX говорится об образе жизни царя-кшатрия, включая изложение не только вопросов войны и политики, но также судопроизводства и наложения наказания. Архаичные правила дхарма-сутр здесь существенно расширены за счет использования лит-ры об артхе (артха-шастра). После нескольких стихов о вайшьях и шудрах следует глава X - о кастах-джати. Первая и последние главы М.-с. повествуют - в духе философии санкхъя - о сотворении мира и законе воздаяния-кармы.
М.-с. отличается крайней противоречивостью предписаний (и даже терминологии), что связано с разнообразием источников текста, напоминающего иногда антологию популярных изречений. Сотни стихов М.-с. встречаются в "Махабхарате " и др. памятниках др.-инд. лит-ры. Составление М.-с. было завершено в первые века н. э., тогда же он был приписан прародителю людей Ману, почитавшемуся со времен "Ригведы ". Из сохранившихся комментариев наиб, ранние принадлежат Бхаручи (VIII в.) и Медхатитхи (IX в.), самый популярный - Куллуке (XV в.). М.-с. получила распространение за пределами Индии и оказала влияние на юридич. сборники Юго-Восточной Азии и Индонезии.
А. Вигасин


Смотреть значение ману-смрити в других словарях

Законы Ману — - древнеиндийский
сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе........
Экономический словарь

Законы Ману — - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе........
Юридический словарь

Ману Законы — - памятник древнеиндийского права; сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными и........
Юридический словарь

Ману Законы (санскр. Манавадхар-машастра) — - древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов........
Юридический словарь

Ману — в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальникчеловеческого рода. См. законы.

Ману Законы — наиболее известная из Дхармашастр - сборников предписаний иправил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизнив соответствии с религиозными........
Большой энциклопедический словарь

Смрити — (санскр. запомненное) - в ведийской и индуистской мифологии разрядсвященных текстов, содержащих предание, в отличие от шрути -"услышанного", божественного откровения, данного в ведах.
Большой энциклопедический словарь

Ману — - национальный заповедник в Перу, расположенный на площади 1,716 млн. га, является наибольшей охраняемой территорией Перу и одним из самых больших в мире. В него входят........
Географическая энциклопедия

Ману Закон — - сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийцев в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также........
Исторический словарь

Ману Законы — (санскрит. - Манавадхармашастра) - др.-инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими........

См. Ману Законы. — Арсений Андреевич (13.IX.1783 - 11.I.1865) - рус. воен. и гос. деятель. Из дворян Тверской губ. Ген.-адъютант, граф. Участвовал в воен. действиях рус. армии в 1805-14. С 1823 - финл. ген.-губернатор.........
Советская историческая энциклопедия

Ману — (др.-инд. Manu, «человек», от корня man, «мыслить»; ср. готск. Manna, нем. Mann, англ. Man), в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции М. - сын Вивасвата........
Энциклопедия мифологии

Законы Ману — (санскр. Манавад-хармашастра) - др.-инд. сборник наставлений, определяющих поведение человека в частной и обществ. жизни, памятник обществ.-политич. и правовой мысли др.-инд.........
Философский словарь

Ману — (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому........
Философский словарь

Ману Сваямбхува — (Санскр.) Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез четырнадцати Ману.
Философский словарь

Смрити — (Санскр.) Предания, передаваемые устно, - от слова, "Память", дочь Дакши. Теперь это узаконенные и обрядовые писания индусов; противоположные "Ведам" и поэтому менее священные,........
Философский словарь

Читта Смрити Упастхана — (Санскр.) Одна из четырех целей Смрити Упастхана, т.е. постоянное удерживание в памяти преходящего характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса существования.
Философский словарь

Ману-самхита (Ману-смрити или Законы Ману)

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Читать книгу Ману-самхита онлайн

1. Великие риши, приблизившись к Ману*, сидевшему углубившись в себя,

Почтив его должным образом, сказали такую речь:

2. "О божественный! Благоволи сказать нам точно и в должном порядке

Дхармы* всех [четырех] варн и имеющих смешанное происхождение! *.

3. Ибо ты. Владыка, один знаешь истинный смысл обрядов всего

Непостижимого, неизмеримого предписания * Самосущего".

4. Он, обладающий неизмеримым могуществом, так спрошенный теми,

Обладающими великой душой, должным образом почтив всех тех великих

Риши, ответил так: "Да будет выслушано!

5. Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума,

Непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой *.

6. Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это -

Великие элементы * и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился,

Рассеивая тьму.

7. Тот, кто постижим [только] умом, неосязаемый, невидимый, вечный,

Заключающий в себе все живые существа *, удивительный (acintya),

Проявился сам [по собственной воле].

8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он *

Вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.

9. Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам

Родился [как] Брахма *, прародитель всего мира.

10. Воды называются нара (пага), ибо воды-.действительно порождение

Нары *; они - первое местопребывание "его, поэтому он именуется

Нараяной *.

II. Из этой [первопричины*, невидимой, вечной, образующей реальное и

Нереальное "*, возник [дух] Пуруша (purusa), который в мире

Прославляется [под именем] Брахмы.

12. Он, божественный, прожив в том яйце целый год*, сам же силой своей

Мысли разделил это яйцо надвое;

13. и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними

Атмосферу (vyoiri..in), восемь стран света * и вечное местопребывание

14. Из самого себя он также извлек разум (inanas), образующий реальное

И нереальное; из разума же - сознание (ahankara), имеющее способность

Самосознания [и] господствующее;

15 кроме того,-Великую душу*, все [творения], одаренные тремя

Качествами *, и по порядку пять органов чувств *, воспринимающие

Предметы мира.

16. Соединяя малые частицы этих шести *, обладающие чрезвычайной

Энергией, с частицами самого себя, он создал все существа.

17. Так как эти шесть [родов] малых частиц его облика входят (a-cri) в

Эти существа, его облик мудрые назвали телом (^arira).

18. В него входят великие элементы со своими функциями и разум со

Своими малыми частицами - вечный творец всех существ *.

19. Из малых [образующих] тело частиц этих семи могущественных

Принципов * происходит этот [мир], приходящий из неизменного.

20. Среди них каждый последующий приобретает качество каждого

Предыдущего, и считается, что какое место каждый из них занимает,

Столькими качествами он обладает.

21. Вначале же он определил для всех - для каждого в отдельности, - в

Согласии со словами Вед, имена, род деятельности (karman) и особое

Положение (samstha).

22. Он, Владыка, создал богов деятельных и одушевленных и неосязаемый

Сонм садхьев *, а также вечное жертвоприношение.

23. Из огня, ветра и солнца он извлек тройную вечную Веду, состоящую

Из Риг, Яджур и Сама, ради снискания успеха в жертвоприношении *

24. [он создал] время и разделение времени, звезды и также планеты,

Реки, океаны, горы, равнины и неровности,

25. аскетизм (tapas), речь, наслаждение, желание и гнев; и, желая

Сотворить эти живые существа, он создал это творение.

26. Для различения же деяний он отделил дхарму от адхармы * и подчинил

Эти живые существа двойственным состояниям - [например], наслаждению и

Страданию и т. д.

27. Посредством тех, которые были упомянуты как мелкие, подвергшиеся

Изменениям частицы пяти [элементов], создано в должном порядке все

28. И к какой деятельности Владыка предназначил каждое существо], ее

Только оно само и выполняет, возрождаясь опять и опять *.

29. Какое качество он установил для каждого при сотворении -

Зловредность или безвредность, мягкость или жестокость, дхарму или

Адхарму, правду или ложь, - то само по себе проникло в него.

30. Как при смене времен года [каждое] само по себе приобретает свои

Отличительные признаки, так и существа, одаренные телом, - свои виды

Деятельности.

31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и

Ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайщия и шудру.

32. Разделив свое тело, он стал посредством [одной] половины мужчиной,

[другой] половины - женщиной; от нее тот Владыка произвел Вираджа *.

33. Но знайте, достойнейшие из дваждырожденных, что я, которого создал

Сам мужчина Вирадж, исполнив покаяние, творец всего этого [мира].

34. И я, желая произвести существа, совершив весьма трудный для

Исполнения аскетический подвиг (tapas), создал сначала владык существ

Десять великих риши:

35. Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху, Крату, Прачетаса,

Васиштху, Бхригу и Нараду.

36. Они создали семь других Ману, преисполненных блеска, богов,

Местопребывания богов * и великих риши, обладающих неизмеримым

Могуществом,

37. якшей *, ракшасов *, пищачей *, гандхарвов *, апсар *, асуров *,

Нагов *, змей, супарн * и разные сонмы предков *,

38. молнии, громы и тучи, полные и неполные радуги, метеоры, небесные

Шумы, кометы и различные небесные светила,

39. киннаров *, обезьян, рыб, различных птиц, домашний скот и диких

Животных людей и плотоядных животных с двумя рядами зубов,

40. червей и насекомых, молей, вшей, мух, клопов, всех жалящих и

Кусающих и недвижущихся разного рода.

41. Таким образом, все это-недвижущееся и движущееся - было

Произведено этими, обладающими великой душой, посредством аскетизма и

По моему повелению, согласно карме *.

42. Какого рода деятельность установлена здесь* для каких живых

Существ, это я подлинно объявлю вам, а также способ рождения.

43. Домашний скот и дикие животные, плотоядные с двумя рядами зубов,

Ракшасы, пищачи и люди - живородящие.

44. Рожденные из яйца - птицы, змеи, крокодилы, рыбы с черепахами и

Разряды [животных], которые рождены на суше, а также в воде.

45. Рожденные от теплоты - жалящее и кусающее, вошь, муха, клоп и

Другое подобное, которое рождается от пота.

46. Все растения, размножающиеся посредством семени или стебля, растут

Из отпрыска; однолетние растения-[те,. которые], принеся много цветов

И плодов, погибают после созревания плода.

47. Те, которые дают плод, не давая цветов, называются ванаспати

(vanaspati), но приносящие цветы и плоды называются врикша (vrksa).

48. Различные кустарниковые (gucchaguirna) растения, а также разного

Рода травы, вьющиеся и ползучие растения произрастают от семян и

Стеблей.

49. Окруженные темнотой, имеющей многие виды *, - следствием кармы -

Они наделены самоощущением и исполнены наслаждений и страданий.

50. [Таковы], начиная с Брахмы и кончая этими [растениями], упомянутые

Состояния в этом всегда страшном, постоянно движущемся круговороте душ

51. Так все это и меня создав, он, чье могущество непостижимо,

Погрузился в самого себя*, неоднократно выжимая время временем *.

52. Когда он, божественный, бодрствует, тогда этот мир находится в

Движении; когда он спокойно спит, тогда все спит.

53. Когда он спит в этом спокойном состоянии, одаренные телом

Существа, по природе деятельные, отвращаются от своих дел и разум

5. Законы Ману.

Законы Ману: общая характеристика

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 1\5 до 1\6.

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные