Что такое "загадочная русская душа"? Русский дух!!! великая русь!!! Что значит русская душа в литературе

Русская душа… Не одно столетие отечественные и заморские мудрецы ищут ответ на вопрос: что же это такое – русская душа? Впрочем, понять и объяснить столь сложное явление, как душа народа , – дело очень и очень непростое. Определения русской душе в разные времена давались разные. И видимо, нельзя сказать, что лишь какое-то одно из них является единственно истинным. Более того, само существование различных, зачастую несовместимых пониманий русского народного характера – лишь свидетельство сложности и противоречивости самой русской души.

Впрочем, душа всякого народа сложна и противоречива. Любой народ, так или иначе заявивший о себе в истории, в какой-то момент начинает размышлять над тем, зачем он существует в мире? Ради какой цели, во имя какого смысла он живет? И от того, какие будут найдены ответы на эти вопросы, зависит сама история и сама жизнь народа. Кто-то, веря в свою судьбу, отправляется в завоевательные походы. Другие видят свое предназначение в мирном труде. Третьи считают себя хранителями величайшей мудрости. Четвертые… Перечисление может быть бесконечным, тем более что у одного и того же народа, в зависимости от исторических обстоятельств, жизненные целевые установки могли изменяться, да и не по одному разу.

Но как бы что ни менялось, в основе исторического бытия всякого народа всегда лежит вера – в предназначение, в особую судьбу, в некие высшие ценности и смыслы. Потому и становление народной души – это процесс обретения веры. Даже холодный, а то и циничный расчет того или иного человека или группы людей все равно основывается на вере – вере в то, что конечный результат сойдется с результатом ожидаемым, ибо в жизни столь много привходящих обстоятельств, что и закоренелым циникам приходится надеяться на удачу (на судьбу? на покровительство высших сил? на случай?).

В этом лежит и причина сложности русской души – постоянное стремление нашего народа осознать собственный исторический путь, понять смысл своего исторического существования и своего вселенского предназначения, найти, обрести свою веру…

Однако, возможно, все разговоры о какой-то отдельной русской душе – всего лишь досужий домысел? Или только неуемное русское желание отделиться от всего мира, в очередной раз заявить о некой своей загадочности? И разве столь уж отличается эта русская душа от души английской, немецкой, французской или китайской? Что ж, может быть и так.

Но вот никак не дает успокоиться всего лишь одна маленькая деталь, даже не деталь, а так, деталька, штришок, малозаметная веточка на огромном древе человеческой истории… «Я обменял бы счастье всего Запада на русский лад быть печальным», – сказал однажды Фридрих Ницше. Значит, этот очень неординарный, тонкий, а нередко и едкий немецкий мыслитель видел некую особость русского национального сознания?

Да и русские писатели и философы не оставались в стороне. Вот у интереснейшего русского мыслителя Василия Васильевича Розанова в книге «Мимолетное» есть один замечательный сюжет. Розанов, конечно, несколько утрируя, описывает ситуацию, когда суетятся вокруг русского человека иностранцы, как кричат они «вставай!», как «пхают нас ногой». А «мы поворачиваем им» то правый, то левый бок, на которых написано – ЛЕНЬ. И тогда: «Они плюнули и пошли дальше. Делать прогресс. Мы глазком следим, куда враг ушел. И когда он совсем “ушел”, тут-то мужичок наш встанет, перекрестится, почешется. И слыша, что “в ухе звенит”, скажет: “Звон. Бог зовет”. И надев лапотки, пойдет ковылять – “куда его Бог зовет” и “где звон звенит”. И пойдет в неведомое. И увидит невиданное. И сотворит чудесное. И потому-то все его дела и судьба зовутся: СВЯТАЯ РУСЬ».

Удивительно точно вторит Розанову другой русский писатель – Алексей Михайлович Ремизов в сказке «Господень звон». Герой этой сказки, старик-отшельник, все время проводящий в молитвах, вдруг осознает страшную для себя вещь – он не слышит Господнего звона! Вот и пошел старик в поле, искать того, кто звон этот слышит. И нашел пахаря, «мужичонку корявого». Ждал старик долго, пока пахарь не допахал полосу. Поставил тогда пахарь лошадь, снял шапку и перекрестился, ибо «благовест к обедне начался, звон Господень, обедать пора». А старик слушает и… «никакого звону не слышит». И ясно ему – «этот пахарь, мужичонка корявый, больше его у Бога знает», ибо дано ему слышать «Господень звон»! И в этом-то и состоит самое великое счастье!

В этих сюжетах двух русских писателей, помимо великолепной образности и чудесного языка, поставлены очень и очень важные вопросы: что выбирает русский человек? Что служит ценностными ориентирами его жизни? К каким идеалам он стремится? Чему он радуется, чему печалится? Во что верит?

Вот давайте и попробуем разобраться. А поможет нам в этом русская религиозно-философская традиция, уходящая своим началом в самые глубины отечественной истории.

Тысячелетиями память о минувшем передавалась из поколения в поколение в виде устных преданий, песен, былин. С появлением письменности знания о прошлом стали записываться – память обрела вещную оболочку, вещное бытие. И уже тогда, в самой седой древности, независимо от того, устно или письменно рассказывали люди друг другу об истории своего рода-племени, наши предки пытались разгадать главные и таинственные вопросы, на которые искались ответы: откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Уже в тысячелетней давности тексте мы встречаемся с ними. Один из первых отечественных летописцев, составляя самую древнюю русскую летопись – «Повесть временных лет», – начал ее словами: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть». Размышление над этими вопросами и составляли основной смысл всего летописания. На протяжении столетий отечественные хранители древности старательно заносили в рукописные свитки сведения о делах минувших и настоящих, сопровождая их собственными нравоучительными рассуждениями, историческими реминисценциями, разъяснениями известных им подробностей тех или иных событий. Кстати, эти авторские отступления сегодня нередко дают ключ к разгадке многих тайн канувших в Лету деяний, ибо только летописцы свидетельствовали о них перед ищущими историческую правду потомками.

Но рядом чаще всего с безымянными летописцами жили и размышляли над судьбами государства Российского и народа русского множество других талантливых людей – монахи и князья, бояре и дьяки, митрополиты и разночинные… Все те, кто составил великую славу древнерусской религиозно-философской и духовно-политической мысли. Те, чьи труды и явили миру великие открытия русской мысли и веры. Ведь вера и мысль для русского человека – едины.

Странно, но довольно долгое время считалось, что в Древней Руси не было ярких личностей, и уж тем более – своеобразных, оригинальных мыслителей, способных глубоко и неординарно мыслить, мастерски владеющих пером, прекрасно образованных, широко эрудированных. А ведь стоит лишь внимательно прочитать древние сочинения, и перед нами предстанут удивительные образы митрополита Илариона и преподобного Феодосия Печерского, великого князя Владимира Мономаха и таинственного Даниила Заточника, преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, митрополита Даниила Рязанца, дьяка Федора Карпова и старца Филофея, князя Андрея Курбского и царя Ивана Грозного, Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, Симеона Полоцкого и Афанасия Холмогорского, Епифания Славинецкого и протопопа Аввакума…

За период с X по XVII век Россия прошла сложный исторический путь, наполненный яркими взлетами и трагическими падениями. Однако именно в этот период возникли и утвердились основные составляющие столь своеобразного явления, которое называется русским национальным самосознанием и… русской душой. Неотъемлемой частью русского национального самосознания и его выразителем наряду с православием, литературой, музыкой, иконописью стала русская религиозно-философская и духовно-политическая мысль.

Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. – это своеобразное историческое явление, обладающее при всей противоречивости несомненным единством, богатым содержанием, динамикой и вполне познаваемой направленностью развития. Познание русской религиозно-философской мысли X–XVII вв. позволяет нам более полно и точно представить весь ход развития России, определить важнейшие смысловые и целевые установки, разработанные нашими предками, которые вдохновляли их на совершение реальных исторических деяний, и, наконец, понять внутренние побудительные причины как конкретных поступков различных исторических деятелей, так и многих исторических событий. Иначе говоря, приоткрыть тайны русской души…

Русская религиозно-философская мысль так же сложна и внутренне противоречива, как сложно и противоречиво русское национальное самосознание. В знаменитой своей «загадочностью» русской душе мы найдем все – жажду неземной правды и нередкое торжество кривды, стремление к безграничной воле и безудержное почитание власти, всемирную любовь и необъяснимую иногда ненависть. И все эти разные черты русского характера нашли свое выражение в творчестве отечественных любомудров. Каждый из них мучительно размышлял над тем, какая судьба ждет Россию и весь мир в настоящем и будущем. Каждый из них пытался разгадать великие тайны. Каждый из них давал свои ответы.

Тайны русской души начинаются сразу же, лишь только мы пытаемся понять самые общие вопросы. Ну, к примеру, – что такое философия в русском понимании? Дело в том, что русскую философию невозможно понять, если мерить ее общепринятыми мерками, иначе говоря, если рассматривать ее с позиций гегельянства, кантианства, марксизма или какой-либо другой западноевропейской философии. Чтобы лучше разобраться в этом, начнем опять же с истоков.

Согласно некоторым сведениям, само слово «философия» впервые использовал знаменитый мыслитель древности Пифагор. На русский язык это слово переводится как «любовь к мудрости ».

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной, «русской душой». Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»?

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить!»

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной «русской душой». Почему мы так отличаемся от других народов, в чем Россия так не похожа на Запад, почему у нас не получается подражать западному укладу жизни? Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»? Что представляет собой менталитет русского народа?

Как вы уже, вероятно, догадались, понятие «вектор» гораздо шире, чем «психотип», что позволяет выделить не только векторальный набор конкретного человека, но и векторальные особенности менталитета целого народа. Само собой, менталитет не означает непременное наличие определенного вектора у всех граждан и жителей данной страны. Обладать менталитетом – значит иметь тот стереотип мышления, ту общую систему ценностей, которая присуща носителям определенного вектора.

В чем феномен «широкой русской души»?

В чем феномен «широкой русской души», каковы особенности менталитета русского народа? Чем мы так отличаемся от остального цивилизованного мира?

В России господствует уретрально-мышечный менталитет, который мог сформироваться только в условиях жизни на обширных степных территориях - открытых пространствах. Ведь вождь призван задавать движение своей стаи вперед, в будущее, и расширять ее присутствие территориально, а широкий неограниченный простор – место для приложения его энергии. Суть уретрального вектора – отдача от себя всем, на благо всей стаи, неограниченно и вдоволь.

От великого Чингис Хана до загадочной русской души:

Человечество сегодня живет в кожной фазе развития, это век технологий, рынка, общества потребления и стандартизированного закона. Суть кожного вектора – ограничение первичных позывов на секс и убийство. Кожники создали закон и регламентировали социальную жизнь.

Уретральный человек не терпит ограничений, он их просто не видит, не замечает, в любой момент готов уйти «за флажки», для него не существует правил. Кожные ограничения искусственные, уретральность же живет по единственному, природному закону – закону отдачи.

Помните фильм «Берегись автомобиля»?!

«Деточкин преступил закон, а закон, как известно, шутить не любит. За всю многолетнюю практику у народного судьи еще не было такого странного парадоксального дела. По закону Деточкину грозило лишение свободы сроком до 5 лет.

Деточкин нарушал закон…но нарушал из благородных намерений! Он продавал машины. Но отдавал деньги детям. Он, конечно, виноват. Но он… не виноват! Пожалейте его, товарищи судьи, он очень хороший человек!»

Нет, сам Деточкин, конечно, не уретральник. Но угонять машины у жуликов, чтобы отдавать деньги детям, не оставляя себе ничего – на такое способен только носитель уретрального менталитета. И кожный стандартизированный закон бессилен перед такими людьми, он просто не способен вместить в себя случаи, когда по законам «человеческим», законам отдачи, добра и справедливости преступник является не преступником, а благородным борцом за лучшую жизнь для живущих рядом. Справедливость выше закона - вот уретральный менталитет!

Когда встречаются уретральник и кожник, первый его как бы не замечает, кожник для него как пустое место, ведь для уретры не существует кожных ограничений, а второй испытывает колоссальное раздражение, ведь его попыткам ограничения не подчиняются! Из примера кожного суда над уретральным поступком Деточкина хорошо видно: власть и закон по сути своей –явления полярные.

А как точно схвачены характеры второстепенных персонажей фильма, героев Миронова, кожного Димы Семицветова, одного из ограбленных жуликов, и друга подсудимого, анального следователя Максима Подберезовикова, сыгранного Олегом Ефремовым!

«Он замахнулся на самое святое, что у нас есть – на конституцию! В ней записано: каждый человек имеет право на личную собственность, оно охраняется законом. От каждого по способностям, каждому по труду в наличных деньгах!» – говорит архетипичный спекулянт Семицветов, чисто по-кожному переиначивая известную всем фразу, полную уретральных смыслов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

И Максим Подберезовиков, искренне подружившийся с Деточкиным и честно отказавшийся вести его дело. Конечно, он на стороне подсудимого. Если кожный вектор контрарен уретральному, то анальный, наоборот, полностью комплиментарен ему. Это вектора одной квартели, и уретральные системы ценностей стопроцентно принимаются анальностью. Для любого анального человека его уретральный товарищ – самый обожаемый человек, пример для подражания. Анальный человек, уретральный ментально, жизнь готов отдать и за него самого, и за его правое дело.

Так же и на глобальном уровне русского менталитета. В России такие анальные ценности как честность, дружба, принципиальность и справедливость всегда были в чести, находясь под покровительством уретры. И в то же время сложившаяся таким образом система ценностей препятствует развитию кожных свойств. Именно в этом причина того, что у нас анально-кожные люди имеют четкую тенденцию формирования опоры на анальный вектор, а кожная часть остается в массе неразвитой, стрессующей и архетипичной. О таких людях можно подробно прочитать в статье «Кожный вектор в архетипе».

Вспомните любую сказку, любой советский мультфильм, фильм для детей. В них всегда главный положительный герой – мужественный борец за честность, справедливость и добро, с прямым открытым взглядом на ясном челе. Его противник – хлипкий, верткий проныра, неудачливый жулик, который оказывается наказанным за стяжательство и корысть. Взять того же тощего Кощея, что по-кожному над златом чахнет и крадет девицу, кожно-зрительную красавицу, по праву принадлежащую лишь уретральному вождю. И как статный добрый молодец вызволяет ее из заточения и возвращает домой. Казалось бы, все просто, всем ясно, где добро, а где зло.

А как это в западных произведениях? Благодаря знаниям по системно-векторной психологии особенности менталитета разных народов сразу бросаются в глаза. Ловкий и находчивый, стройный и гибкий герой находит способ обхитрить главного злодея, придумывает, как обойти своего антагониста – упрямого, неповоротливого простофилю или жестокого мучителя. Верткий мышонок Джерри, спасающий свою шкуру, и глупый кот Том… Интересно, что спустя тридцать лет после их появления, в СССР выходит «Ну погоди!», в котором образ зайца будто списан с образцового честного пионера, а волк выглядит как вороватый маргинал. Все с точностью до наоборот!

Русский менталитет всегда был целостен, уретра покровительствует анальным патриархальным ценностям, уретральная власть, царь, «самодержавие» и анальное «православие-народность» – такое сочетание неслучайно. И здесь нет места развитию истинной демократии, гарантируемой законом. А если вернуться к принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», раздать каждому вдоволь – что это, как не уретральный альтруизм! Идея социализма в корне уретральная, понятно, почему именно в России, а не где бы то ни было еще, смогла осуществиться первая попытка построения «общества будущего». К сожалению, как мы знаем, неудачная. Неудачная по причине своей преждевременности. Да, уретральная часть рвалась вперед, но уретра всегда несет на себе любые идеи социальных преобразований, созданные в звуковом векторе, к которым на тот момент человечество не было готово. Но для понимания этого нужен серьезный тренинг по звуковому вектору, а сейчас у нас совсем другая тема… русская непостижимая душа…

Что мы получили после развала СССР? Наступил краткий миг анархии, настоящая уретральная вольница, в которой закона нет и быть не может. И тут же неразвитая кожная часть населения, впервые оказавшаяся без сдерживающей власти, буквально сорвалась с цепи, устроив настоящий кожный беспредел, стихийное расхищение общих запасов на фоне тотального беззаконья. А анальная часть, десятилетиями жившая в тепличных условиях социальных гарантий, а потому не имеющая достаточных навыков адаптации, не сумела сориентироваться в быстро меняющихся условиях и оказалась выброшенной на обочину жизни. Сколько мы видели лучших профессионалов своего дела, блестящих специалистов, честных тружеников, которые в одночасье оказались никому не нужными, по сей день таящих обиду на жизнь: они отдали свою молодость и силы стране, которая сегодня оставляет их за гранью нищеты!

Российский менталитет уретрально-мышечный, горячая уретра стоит на мощной базе, настоящей «соли земли». Мышечность – это фундаментальная масса живого вещества. Мышечное желание всецело направлено на обеспечение основных потребностей тела: есть, пить, дышать, спать. Мышечность сбалансирована, если эти ее потребности удовлетворены, и не способна в ощущать резкую нехватку от отсутствия прочих благ. Ни для кого не секрет, что русский народ самый безропотный и терпеливый. Зарплаты задерживаются на полгода, считается приемлемым ежегодное объявление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличении стоимости проезда на транспорте. В любом государстве развитого кожного Запада подобное незаконное повышение неизменно влечет за собой массовые забастовки, как это, например, было в 2008 году в Испании, Германии, других странах Европы, когда повышение цен на энергоносители вызвало забастовки шоферов-дальнобойщиков, фермеров, владельцев рыболовецких судов. Но в России настоящий русский бунт вспыхивает лишь когда условия жизни становятся невыносимыми настолько, что появляется угроза обеспечению первичных потребностей. Естественно предводителем восстания становится уретральный вождь, готовый во что бы то ни стало обеспечить своему народу право на жизнь.

Как у нас и как у них – загадочная русская душа реальность или выдумка

В России вообще отношение к закону всецело отличается от западных стандартов. Русские нарушением закона часто бравируют, а в большинстве стран нарушать закон и установленные правила – стыдно. И отличие не только в этом. Как пример, на кожном западе давно считается нормой составление перед свадьбой брачного договора, в котором четко прописываются имущественные отношения между будущими супругами и заранее формулируется положенная каждому доля общего капитала в случае развода. Русским человеком это продолжает восприниматься как дикость, холодный расчет и бездушная прагматичность. Знает ли русский человек, что по статистике огромный процент браков распадается? Что дележ имущества и, что самое страшное, принятие решения, с кем остается общий ребенок, – крайне неприятный и острый момент, который в разы осложняется отсутствием законной регламентации? Ну конечно же, знает. Но нет, в нашей системе ценностей по-прежнему «брак – это святое», и как вообще так можно – это же свой, родной и близкий человек! Свои люди, сочтемся. Уж такова русская ментальность.

Россиянина всегда с первого взгляда легко узнать за границей. Уретральный человек во всем первый, у него все должно быть самое лучшее, уретральники – первые хвастуны! Роскошь – атрибут власти, нужно обязательно показать все, что у него есть, а если нет – то пустить пыль в глаза! В то время как в кожном менталитете наоборот принято не выпячивать нажитые непосильным трудом ценности – мало ли кто позавидует, а не дай бог еще украдут. И в то же время сколько раз мы видели архетипичное кожное поведение русских на заграничных курортах, готовых сметать как саранча все выложенное на общий шведский стол, а потом для полноты счастья еще и вынести из номера отеля якобы причитающиеся им мыло, шампуни, полотенца – все, что не прибито! И это на западе, где царит кожный менталитет, и развитые кожники как раз ведут себя сдержанно - ограничение и самоограничение!

И всему миру, конечно, известна незыблемая традиция русского застолья! Широка русская душа! Если мы принимаем гостей, то накрываем богатый стол, выставляем для дорогих гостей все, чем богаты, до утра поем песни, не отпускаем гостей домой. Гуляем с царственным размахом, широко и неудержимо. Легенды ходят о том, как русские гуляют в ресторанах с обязательными цыганами, музыкой и битьем витрин. Сдержанный Запад не просто не понимает и дивится на это, но даже думает, что по-другому у русских не бывает. А задушевные беседы заполночь с другом на кухне? Понятие дружбы само по себе, как мы выяснили, патронируется уретральным менталитетом. А для кожного сознания тем более остается неприемлемым открывать душу другому, наоборот, вежливо и правильно не допытываться у человека о его проблемах. Кожный индивидуализм просто не предусматривает близких и тесных связей, в особенности эмоциональных! Эмоция враг логике! Каждый, по-кожному, при своем. Даже в школах вводится практика конфиденциальной информации об успеваемости – чтобы никто никому не завидовал и все чувствовали себя на равных.

Россия и Запад никогда не смогут «договориться», Россия никогда не приведет себя в соответствие со стандартом кожной цивилизации, а запад не сможет подстроиться и адаптировать уретральное свойство отдачи. Что вообще может быть страшнее необходимости отдавать для кожного вектора? Нелогично! Против собственной выгоды! Для него всегда это будет оставаться величайшей загадкой. Загадочная русская душа…

В России две беды?

А вся загадочность исключительно в том, что нигде во всем мире не был сформирован менталитет, подобный сложившемуся у русского народа. И в этом же главная беда России сегодня, когда в высшей степени контрарная ей кожная цивилизация правит бал! Уретральность испытывает колоссальное давление извне и в массе своей не получает должного развития. Мы почти не видим вокруг нас уретральных людей, они не те, кого запросто встретишь в толпе, таких мало. Сегодня они первыми уходят в криминал – и их нет среди нас; они же при удачном своем развитии добиваются заоблачных высот – и тогда их также не увидишь живущими рядом с нами на одной лестничной клетке…

Мы уже увидели, что власть и закон – вещи полярные. Российская архетипичная кожа под прикрытием ментальной уретральной вольницы, в которой нет места закону, порождает безграничную коррупцию и беспредел. Нет такого сдерживающего законного аппарата, который мог бы с этим справиться, и сегодня у общества нет способа с этим бороться. А ведь сейчас наверняка каждого россиянина волнует вопрос: что же делать, как обеспечить достойную жизнь и лучшее будущее для себя и своих детей? Но невозможно давлением сверху, точечными мелкими ударами показательных судов над взяточниками справиться с тем, что обеспечено ментальным ландшафтом целой страны. Невозможно изменить ситуацию внешне, не изменив мышления. Задумайтесь, что может дать одно только умение системно дифференцировать архетипичного и вороватого кожника в деле организации власти на местах!

Уретральный менталитет красив и величественен!.. Будущее задано, но не обеспечено, и уретральный вождь обеспечивает будущее для всей своей стаи. Будущее всегда за уретральной мерой, и значение имеет лишь то, каким путем к нему продвигаться.

Узнать больше о законах бессознательного, о различиях русского и западного менталитета и многом другом вы сможете уже на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Есть в России такие люди, коих народ, не задумываясь, с восхищением называет кристально честными, не по времени благородными, характеризует, как бескорыстных, готовых во имя Родины и светлых целей к безусловному самопожертвованию, причём порой тогда, когда все остальные уже смирились и опустили руки. Каждый из нас нет-нет, да и слышал об этих личностях - от своих родственников, из уст знакомых, сводок телевизионных новостей..., но, положа руку на сердце, большинство, пожалуй, и не сможет вспомнить ни одного примера из собственной жизни.

Редкий ныне зверь - человек истинно русской души, сложно его поймать, пообщаться с ним, перенять в скоротечном разговоре у него всё то большое и светлое, что олицетворяет собой самую суть истинного характера нашего народа. И с горечью сейчас слышится отовсюду - "один из тысячи", "вымирающий вид". Стальным катком прошёлся по русской цивилизации XX-й век, самых лучших людей из народной кладовой, из генофонда, повыбрал. И правда, войны, объявленные и необъявленные, забирают, как правило, лучших, но особняком в этом правиле стоит Великороссия, за целую пропасть веков в бесконечных оборонительных войнах сумевшая бережно сохранить и до наших времён донести суть и цвет восточных славян, самую соль русского человека.

Вдалеке от больших городов, порою в окружённых лесами дальних селениях, рождаются и сейчас светлые русские души, производит ещё неиспорченная русская деревня светлых детишек, уже сызмальства наделённых самыми прекрасными чертами, присущими только истинному, равному великим предкам по своей внутренней силе, современному великороссу. Рождают ещё русские женщины, воспитывают русские отцы, по заветам предков воспитывают будущих чудо-богатырей. С детства закладывают они в своих чад самые светлые качества - искренность, внутреннюю силу, веру в справедливость, нравственную чистоту, непреклонность в бою с неправдой и сам могучий русский дух. То тут, то там, в разных уголках нашего обширного Отечества, появляются на свет сии сыны и дочери, и уже с первых минут внимательно, огромными светлыми глазами, всматриваются в окружающий мир, вбирают в себя лучшие качества своих отцов и матерей. Где-то в Сибири вдумчиво ковыряют ноготками мёрзлую почву русского Севера, под Сталинградом мнут пальцами сырую землю Великой русской равнины, на берегу Чёрного моря растирают ладошками песок горячего русского Юга. Все они исподволь напитываются, насыщаются в первые годы внутренней силой и мудростью самой этой родной земли, вбирают в себя её вековечную память, в постоянной борьбе с неприветливым внешним миром набираются сурового жизненного опыта и непреклонной воли, вырастают и, покинув отчий дом, растворяются на громадных просторах необъятной Родины...

Исчезают из родных селений окрепшие русские души для того, чтобы уже вскоре появиться там, где безраздельно царит человеческое горе и повсеместная несправедливость.

Гонит их, направляет единое, незримо раскинувшееся над страной, русское сознание - кого к платёжному терминалу, кого на городскую площадь, кого к билетной кассе... Придаёт твёрдости решениям, вселяет веру в правильность поступков, пробуждает светлые мысли, рождает правильные смыслы. Сотни и тысячи русских женщин наполняют сердца русских мужчин-созидателей праведным пламенем, побуждают к свершениям. Тысячи русских воинов, словно огоньки, наполняют самые тёмные уголки планеты, принося свой свет туда, где он так необходим.

Всегда выручало нашу Родину то единственное в своём роде уникальное качество русского человека, сутью которого было и остаётся ничем не просчитываемое необоримое желание, наплевав на логику, несмотря ни на что, поступить так, как подсказывает душа, поступить, как надлежит, по совести...

Да, многажды уходил и ныне уходит ногами в землю соборный русский богатырь, олицетворяющий нашу землю, но вскоре, уж в который раз приноровившись к очередной ноше, с лихвой сдобренной непосильными, казалось бы, невзгодами, выправляется, привстаёт, расправляет могучие плечи и скидывает очередной груз со своих плеч... Благодаря подпитывающим его своими большими и малыми праведными делами светлым нашим воинам скидывает.

Свой весомый вклад в общее благое дело которой уже победы, как и встарь, вносят и необоримая русская совесть, и всепоглощающее русское великодушие, и неумолимая русская непреклонность, и, сметающая всё на своём пути, завораживающая русская вера в справедливость.

Не ждут, нет, не ждут, русского воина гурии в раю, не манят его аплодисменты Одина, да и само попадание в царствие небесное ему тоже душу не греет, ему лишь бы совестно не было за то, что не все силы, не всю свою кровь Родине в нужный момент отдал... Гибнет русский воин, как следует, до конца за Отечество гибнет, и одним этим уже в последний миг жизни счастлив...

И несть числа победам этих исконно природно русских качеств, испокон веков составлявших главную ударную силу многие разы овеянного славой русского воинства.

Огромные города, запруженные людскими потоками улицы, забитые машинами дороги, ежедневные и еженощные шум, сутолока и гам. Рёв моторов, лязг колёс, жужжание толпы и гул работающей строительной техники. Всё это ежесекундно незримо опустошает нас, высасывает последние жизненные соки.

Дрязги, ссоры и споры на улице, дома, на работе, сиюминутная мелочность и продажность окружающих, собственная слабость и неуёмное, немного смехотворное стремление постоянно потакать своим желаниям, беспрестанная трата денег на красивую жизнь, долги и обязательства давят на нас, уменьшая нашу зону комфорта до размеров собственного тела, которое с годами бестолковой порочной жизни и само становится сомнительным прибежищем.

И вот в эти моменты внутри обнаруживается какая-то стремительно разрастающая пустота, начинает чего-то не хватать, появляется дикое желание всё бросить и уехать. Незаметно начинает душить, овладевает мыслями нашего горожанина великорусская тоска. Заставляет оставить город и уехать прочь... И едем мы, разбредаемся по бескрайним русским просторам. Кто забирается высоко в горы, кто углубляется в глухие леса, а кто и просто колесит от места к месту. Опустошённый русский человек, сам того не осознавая, подсознательно начинает судорожно искать источник подпитки своих истощённых жизненных сил...

Бесконечна стена шумного, светлого, наполненного жизнью, а порой и дремучего, векового, русского леса. Могучи дубравы, пестры берёзовые рощи, загадочны ельники и благородны сосновые боры. По-прежнему бескрайни русские леса, по-прежнему наполнены жизнью, бьющей ключом на каждом дереве, под каждым кустом.

Трещит, кукует, трелями заливается русский лес, наполняет истончившуюся душу горожанина самым что ни на есть природным, светлым содержанием, даёт добрые смыслы, муть и сор из головы изгоняет, ответы на вопросы подсказывает, напутствует.

Будоражит русского путника белизна вершин родных гор, грозность их отрогов, крутизна перевалов и бездонность заполненных туманом пропастей. Притягивают бесконечные гряды, пугает их вековечная тишина, манит незыблемость этих разбросанных по всей стране свидетелей нашего великого прошлого.

По всей стране, в самых глухих, труднодоступных местах иль на открытом месте шумят, грохочут благородные горные водопады, о чём-то шепчут закованные в камень реки, искрятся, играют солнечными лучами, переливаются мелкие ручейки, величаво текут, поражая красотой изгибов, тысячекилометровые русские реки, в лесной тиши, меж высоких гор притаились неисчислимые тысячи кристально чистых, бодряще холодных малых озёр, на громадных равнинах, без остатка заполняя собой разломы материковых плит, на многие сотни километров простираются бездонные и широкие большие русские озёра. Омывает, очищает и бодрости придаёт вездесущая живая русская вода. Каждому из нас ведомо, как в созерцании водной глади мы очищаемся, становимся светлее, чище изнутри.

Что такое русская душа?! У Земли у русской спросите, к ручейку лесному обратитесь, к одинокой скале, к бесконечным грядам холмов, к необъятным русским степям и высоким горным долинам... Окружает всё это нашего человека, незримо сил ему придаёт, через ноги подпитывает..., и, с самого его рождения, уже находится внутри него самого. Природа наша по сути своей есть наше отражение, потому порой и как родничок лесной журчит русская душа, когда и искорками на солнце переливается, порою одинока, дюже неприступна, а где-то необъятно широка, в один момент пестрит и переливается бессчётными гранями, поражает своей красотой, через мгновенье уж - грозна и удивляет благородной высотой. Когда на западе страны солнце заходит, на востоке оно уже восходит..., поэтому то и лучится постоянно взгляд русского человека, никогда незаходящим русским солнцем лучится...

Одна такая, неповторима и в диковинку в других краях загадочная русская душа. Силён ею наш человек, необорим, и знают это наши недруги. Потому-то, и режут по живому, тихо и методично многие годы отрезают от русского человека все нити его связи с душой,... и уже перестали нам нашёптывать свою вековечую мудрость, молчат под толщей земли мощные своды древнего Аркаима, руины Триполья, мостовые древнего Великого Новгорода и артефакты Костёнок, безмолвно смотрит на нас древняя Великая стена, разделявшая некогда Древний Китай и нашу Великую Родину(чему никак не могут нарадоваться нынешние монголы, до сих пор искренне не понимающие, за какие заслуги им ещё только сотню лет назад подарили земли между Китаем и Россией), лишь для избранных ныне гуляет по лабиринтам Ординской, Ботовской и ещё доброго десятка поистине громадных древних русских пещер эхо давно минувших славных тысячелетий, по-тихому преданы забвению Сварожьи Круги древнего русского календаря, не слышны уж затрагивающие самые глубокие струны души русские гусли и цимбалы, в самими библиотекарями забытых уголках хранилищ старых книг задвинуты на самые дальние полки и пылятся знания об уникальной русской азбуке, прародительнице всесторонне и тщательно обрезанного современного русского алфавита, в стеклянном плену достаивает свой век многотысячелетний Большой Шигирский идол...

И всё же, несмотря ни на чьи потуги и устремления, по-прежнему незыблемо стоит на Мамаевом кургане, вселяющая в заезжего интуриста благоговейный восторг, Родина-Мать, охраняют северо-западные границы недремлющие Сейды, бдит, неустанно и внимательно всматривается в норвежскую сторону, возвышающийся над Кольским заливом Безымянный Солдат, и поныне охраняют Уральские горы семь тридцатиметровых каменных истуканов, оберегают, стерегут покой русской Якутии древние Ленские столбы, охраняют восточную границу Евразии величественные вулканы Камчатки, неприветлива для чужеземца сибирская тайга, совсем не верит он в её гостеприимство, пугают бастионы Севастополя, и пылают ярким пламенем по всей стране, и днём, и ночью горящие, Вечные огни.

Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)

Русским народом « можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».

Н.Бердяев


Черты национального характера

Если об Англии говорят « Старая добрая Англия», подразумевая сохранение и соблюдение традиций, о Франции - „Прекрасная Франция!“, имея в виду ту красоту и блеск страны, которою всегда она всегда славилась во всех проявлениях, то о России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия - страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях.

Исторические и политические трансформации не слишком положительно сказываются на характере и менталитете русского народа.

Размытые, нестандартные, нетрадиционные ценности, внедряемые в русское общество - философия потребления, индивидуализм, стяжательство — это одна из основных причин формирования современного национального характера.

Сначала надо определиться с тем, что считается русской национальностью. Издавна русским считался тот, кто воспринял русскую систему ценностей, традиции, эстетику и др. Исторически русских считался тот, кто принял православие. Так, треть русского дворянства до Октябрьской революции была представлена татарами. А.С.Пушкин, его предки вообще были темнокожими! И это при том, что стихотворец считается самым главным русским (!) поэтом, впитавшим и описавшим русский быт, нравы, традиции того периода жизни России!

А те беловолосые и синеглазые русичи, которых еще можно увидеть в Вологде и Угличе, составляют исконно славянскую ветвь всех русских.

Национальные черты русских

Для того, чтобы понять « загадочную русскую душу», надо немного познакомиться с истоками формирования национального характера русских.

Характер русских формировался на основе исторических условий, географического положения страны, пространства, климата и религии.

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. В связи с этим, несмотря на всевозможные правила и предписания, которые диктуют умеренность в дарении, партнерам, коллегам противоположного пола, сотрудникам « по вертикали» дарят несоразмерные по стоимости подарки. Поистине с русским размахом. Недаром подарочная индустрия изобилует дорогостоящими и пафосными подарками, которые к каждому празднику раскупаются.

Главными отличительными чертами русского народа являются также такие:

Сострадательность, милосердие. Сегодня в тренде милосердие и благотворительность (это весьма по-русски - помогать даже не для имиджа, а просто потому, что кто-то нуждается и страдает…): многие люди и компании активно помогают тем, кому трудно, перечисляя средства на нужны стариков, детей и даже животных. Едут за свой счёт в места бедствия и активно помогают потерпевшим.

Об этой особенности русского характера написал немецкий солдат вермахта, оказавшись в русской деревне во время ВОв: « Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: „Я мог убить твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне“. Когда мы проходили через другие русские деревни, мне тем более стало ясно, что было бы правильно как можно быстрее заключить с русскими мир. …Русские не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!»

К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей.

Но с этим связано и так называемое кумовство, когда руководитель берёт на работу своего родственника, которому многое прощается в отличие от обычного сотрудника, что не очень хорошо сказывается на выполнении профессиональных обязанностей

Русским свойственно удивительное качество самоуничижение и самоотречение, принижение своих заслуг. Может, с этим связаны все те слова, которые слышать иностранцы, находясь в России, что они гуру, звёзды и т.п., а русские вроде бы ни при чем Иностранцы никак не могут понять, как народ с такой богатейшей культурой и литературой, колоссальной территорией, полной богатств, умудряется так отвергать себя. Но это связано с православным правилом: унижение паче гордости». Гордыня считается основным из смертных грехов, убивающих бессмертную душу, по верованиям христиан.

К национальным чертам относится также:

Религиозность, набожность существует в душе даже русского атеиста.

Умение жить умерено. Не погоня за богатством (поэтому-то и растерялось русское общество - люди не умеют жить только богатством). При этом многие, « наголодавшиеся» в советский период „по импорту“, стремятся шиковать и кидаться деньгами, что вошло уже в притчу во языцех и хорошо известно в Куршевеле. Эту часть русской натуры обычно связывают с „азиатчиной“ и деньгами, доставшимися легко или неправедно.

Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь.
открытость, прямодушие;
естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
несуетность; юмор, великодушие; неумение долго ненавидеть и связанная с этим уживчивость; лёгкость человеческих отношений; отзывчивость, широта характера, размах решений.

Замечательный творческий потенциал (поэтому так прекрасна была оформлена Олимпиада, с помощью инновационных технологий). Недаром в русской культуре есть персонаж Левша, который блоху подкуёт. Известно, что Левша правополушарный, то есть человек с творческим мышлением.

Русские невероятно терпеливы и толерантны. (см. выше пример с солдатом вермахта).

Терпят до последнего, а потом могут взорваться. Повторяя фразу А.С.Пушкина: « Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!», а иногда и перевирая её (так в в Интернет-словаре афоризмов можно прочесть „СТРАШЕН русский бунт - бессмысленный и беспощадный“), вырывая её из контекста, некоторые забывают о том, что у этой реплики есть очень информативное продолжение: „Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка“.

Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. И, увы, пьянство. В определенной мере это связано с климатом. Когда по полгода не бывает солнца, то хочется согреться и и не хочется ничего делать. При определенным условяих русские умеют собраться, сконцентрироваться и игнорировать климат во имя идеи. Многие ратные подвиги - подтверждение. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на « авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и „зону рискованного земледелия“, то есть на неопределенность и неровность климатических условий.

Русским свойственна некоторая сумрачность. И на улицах нечасто встретишь людей с весёлыми лицами. Это связано с наследием социалистического прошлого, в котором были свои трудности, с нынешним положением вещей и, надо предположить, с суровым климатом, где почти полгода не бывает солнца. Но зато в офисе ситуацию меняется: со знакомыми людьми русские охотно общаются.

Недостаточная способность к объединению, к самоорганизации предполагает, что непременно нужен вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначают мужчину, опираясь на патриархальные стереотипы - мужчина лучший вождь. Впрочем, ситуация меняется, и сегодня мы можем увидеть на топовых позициях много женщин.

Возможно, из-за того, что в последние десятилетия привнесены не свойственные русскому народы ценности - стяжательство, поклонение Золотому тельцу, русские люди, несмотря на все существующие блага, современные технологии, отсутствие « железного занавеса» и возможности, часто пребывают (да представители мидл-класса) в состоянии повышенной тревожности и пессимизма. Где бы ни собирались русские, за празднично и пышно накрытым столом, непременно найдётся пара-тройка людей, которые станут утверждать, что „всё плохо“ и „мы все умрём“.

Свидетельством этого является активное обсуждение на форумах Открытия Олимпиады, которое было прекрасно. При этом многие этой красоты не видели, потому что обсуждало коррупцию и сколько денег ушло на подготовку Олимпийских игр.

Русские не могут жить без идеи и веры. Так, в 1917 году отобрали веру в Бога, появилась вера в КПСС, в 90-е отобрали веру в КПСС и коммунистическое будущее, появились бандиты, маргиналы, иваны-родства-не-помнящие, т.к. стало непонятно, во что и в кого верить.

Сейчас ситуация медленно, но выравнивается. Несмотря на вечную критику в адрес всех и вся (и на православную церковь и ее служителей), люди обращаются к Богу и занимаются милосердием.

Два лица современного делового общества

Сегодня деловое сообщество разделилось примерно на две части. Эти части представлены так. Директора среднего и пожилого возраста, чаще - представители регионов, бывшие комсорги и партийные деятели. И молодые менеджеры, с МВА-образованием, полученным иногда за границей. Первые отличаются закрытостью в общении в большей степени, вторые - в большей степени открыты. Первые - чаще наделены инструментальным интеллектом и склонны рассматривать подчиненных как винтики в едином механизме. Вторым в большей степени свойственен эмоциональный интеллект, и они всё же пытаются вникать в проблемы своих сотрудников, конечно, не всегда.

Первую категорию вести переговоры не учили. При этом в процессе общения некоторые из них обретали хорошие коммуникативные навыки и умели договориться, « с кем надо» и обладали большими связями в своей среде. Часть представителей этой группы, напротив, общалась „сверху вниз“, в привычном авторитарном стиле, нередко, с элементами речевой агрессии.

Современные же топ-менеджеры были обучены навыкам ведения переговоров и продолжают обучение после завершения основного курса. Но при этом « …Редко кто из иностранцев, попадающих на топовые позиции в российские компании, выдерживает более года» (Еженедельник „SmartMoney“ №30 (120 ) 18 августа 2008).

В чём же причина? Дело в том, что, несмотря на европейское образование молодые топ-менеджеры являются носителями отечественного менталитета.

Авторитарный стиль управления « впитан с молоком матери», на совещаниях и в кулуарах может звучать ненормативная лексика. Такой типаж продемонстрировал Никита Козловский в фильме „ДУХЛЕСС“. Его герой обладает всем набором характеристик.

Кстати сказать, и первые, и вторые интровертны. Вторые и вовсе могут быть погружены в мир гаджетов и предпочитают общение через устройства связи.

Зная эти особенности, можно сделать выводы, каким образом адаптироваться к общению с русскими.

Так, приходится понимать, что с амбициозными « красными директорами» нужно обращаться с великим почтением, как с барином во времена крепостничества, с молодыми топ-менеджерами - также, но при этом понимать, что они более демократичны в общении. И всё же предпочтут коммуникации по Интернету.

Русский этикет - иногда бессмысленный и беспощадный

При всей доброте, щедрости, толерантности манеры русских оставляют желать лучшего, т.к. русские являют преемниками советского народа, которому долгое время внушали, что « буржуазное» — это плохо. Это въелось в подсознание. Поэтому иногда можно наблюдать проявление не слишком корректного поведения.

Так, например, на Церемонии Закрытия 22 Олимпийских игр, когда чемпиону вручали медаль на ленте, и ее надо было повесить на шею, атлет не догадался снять шапку, хотя во время гимна приложил правую руку к сердцу. В торжественных случаях мужчинам нужно снимать головной убор.

Как-то раз автор наблюдала ситуацию, также связанную с головными уборами, в другом городе. После семинара по деловому этикету и разговора о том, как надо и как не надо, два участника встали без предупреждения, прямо в зале для занятий надели крупные кепки и - вышли из помещения.

По правилам европейского и русского этикета в помещении и, тем более, за столом, снимает головной убор. Исключение: артисты, претендующий на определенный имидж, и представители конфессий, где принято всегда носить тюрбан или чалму.

Если иностранец откинулся на стуле, это может означать, что он предполагает расслабиться и/или завершить общение. У русских манера сидеть, откинувшись на стул - базовое состояние. Только спортивные и/или воспитанные люди в России сидят, не прислонившись к спинке стула (если стул традиционный, а не эргономический), остальные же - сидят как придётся, демонстрируя многие свои комплексы и базовые установки.

Русские не привыкли элегантно стоять, они могут пытаться принять закрытую позу и/или перетаптываться на месте.

Взгляд русского человека зависит от ситуации. Если это руководитель, то он может смотреть, буквально не мигая, колючим взглядом в лицо собеседника, особенно подчиненного, либо вполне доброжелательно, если перед ним его знакомый или родственник. Разумеется, интеллигентные и воспитанные люди « носят» доброжелательное выражение лица.

На тревоги и напряженность указывает поперечная вертикальная складочка между бровями, которая придаёт строгий, недосягаемый вид, что может несколько помешать при контакте. Интересно, что у нас такую складочку можно увидеть даже у весьма молодых девушек.

Когда дама подходит к коллеге, сидящему на стуле, он не всегда догадается приподняться, но при этом может элегантным жестом предложить ей войти в лифт, что неверно, т.к. в лифт первым входит или мужчина, или тот, кто ближе стоит.

Особенности общения в России

В общении в нашей стране есть своя специфика:

— нелюбезность, неудачные манеры, проективное мышление (проекция - тенденция считать других подобными себе); скованность или развязность вместо свободного общения; мрачное выражение лица; неумение/нежелание давать ответ и обратную связь, конфликтность, неумение вести « маленькую беседу» и слушать.

В неформальном (а порой и в формальном) общении часто предпочитается неверный тематический выбор беседы (о политике, проблемах, болезнях, частных делах и т.п.). При этом приходится признать, что женщины чаще говорят о « бытовухе» и своей личной жизни (отношениях с родителями, мужьях, детях, а мужчины - о политике и будущем, причем чаще в мрачных тонах.

В России большой разброс характера коммуникации - от мрачного стиля до наигранно-позитивного стиля, пришедшего еще в 90-е годы в и « скопированного» с коммуникативных образцов США.

Наряду с другими факторами неумение общаться в целом понижает персональный имидж многих соотечественников, уровень корпоративной культуры и имидж компании в целом.

Ошибки и основные заблуждения в общения в России

К основным ошибкам и заблуждениям в России можно отнести существующее до сих пор в некоторых случаях мнение среднестатистического сотрудника о том, что гость ему что-либо должен и обязан: оставить много денег, приобрести дорогостоящий турпродукт, заказать в номер роскошные блюда и т.п.

Это основано на иррациональной психологической установке, называемой « долженствование» (человек считает, что ему все что-то должны, а когда это не происходит, очень обижается) и сказывается на общении самым прямым образом. Если надежды на то, что коллега, партнер, покупатель не оправдались, и собеседник ведёт себя так, как ведёт, то русский клерк может испытывать разочарование и даже выражать своё раздражение.

Общепринятым заблуждением является также нелюбезное отношение и, соответственно, общение с несостоятельным, с точки зрения сотрудника, гостя.

Что влияет на стиль общения. Прошлое и современное.

На современный стиль общения влияет:

— огромный поток информации, с которым сталкивается современный человек;

— множественные контакты, открытые границы стран и связанная с этим готовность путешествовать, туризм всех видов;

— новые технологии, прежде всего online-общение, которое задаёт определенный коммуникативный стиль, фрагментарное восприятие мира, « клиповое» мышление»;

— огромные скорости и ритмы жизни;

— глобализация, и связанные с этим процессы взаимопроникновения языков, речи и стилей общения.

Причины формирования коммуникативных навыков в России.

Историческое прошлое, крепостное право, политический режим, климат и расстояния, ментальная дуальность (двойственность) - « черное» и „белое“ в одном человеке, географические границы России, патерналистская (то есть когда правитель является как бы отцом) культура управления.

В итоге сформировавшийся национальный характер побуждают к общению, не связанному с любезностью, открытостью и пр.

Это проявляется, например, во внутренней неготовности называть своё имя по телефону. Хотя после тренингов этому обучаются.

Почему в России так трудно назвать своё имя по телефону

Примером недостаточной коммуникативной компетентности может служить небольшая готовность соотечественников называть своё имя по телефону. Это связано с историческим менталитетом и привычками россиян. И может происходить потому, что

— прежде персонал не обучали деловому общению, любезности и др.

— доказано, что чем более низким является социальный статус человека, тем труднее представиться.

— человеку из более отдаленного от центров труднее ему представляться по имени незнакомому человеку.

— Советский человек много десятилетий привык не демонстрировать себя, быть скрытным. Это связано с политическим режимом, долгое время существовавшим в СССР.

— « Работает» архетипическая память, коллективное бессознательное.

— Некоторые мистические представления (например, в дохристианской Руси сущестовали представления о том, что по имени можно сглазить и поэтому на шею вешали обереги - медвежий коготь и пр.)

Центры и регионы

Говоря о современном российском обществе нельзя не сказать о постоянном противостоянии центральных городов (Москва, Санкт-Петербург…) и регионов, которое связано с тем, что Москва всегда в советское время пополнялась продуктами, отсутствовавших во всех регионах РФ. В период застоя существовали так называемые « колбасные электрички». Из других городов России, из Подмосковья приезжали за тем, чтобы купить дефицитные продукты, в том числе колбасу

Первые считают жителей провинций не слишком воспитанными, иногда развязными и что « они идут по трупам», ни с чем не считаясь.

Существует даже такое понятие, как « жизнь за МКАДом», то есть за пределами Москвы. Начиная с ближайших областных городов и мест, жизнь действительно как будто замирает и остаётся неизменной долгое время. Новшества приходят сюда с некоторой задержкой.

При этом регионалы считают москвичей с одной стороны, высокомерными и богатыми, не смотря на то, что истинно коренные жители столицы в нном поколении — довольно спокойные и доброжелательные люди, с другой стороны - « лохами» и „растяпами“, которых можно легко опередить во многих направлениях.

И если москвичи могут снисходительно, но терпимо смотреть на приезжих, то региональные, даже поселившись в столицу, не всегда могут принять образ жизни и менталитет москвича, и, бывает, могут даже испытывать остаточные комплексы, говоря в беседе с коренным жителем что-то вроде: « А ничего, что я не москвич?» или же: „Вот вы - москвичи!..“ Последним приходится доказывать „презумпцию невиновности“ в неадекватной распределительной системе, имевшей место быть в годы СССР.

Сейчас облик, лицо города меняется, и стиль и нравы жителей мегаполиса - тоже.

Булат Окуджава

Ч.Амирэджиби

Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.

В Безбожном переулке хиреет мой талант.

Кругом чужие лица, враждебные места.

Хоть сауна напротив, да фауна не та.

Я выселен с Арбата и прошлого лишен,

и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.

Я выдворен, затерян среди чужих судеб,

и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.

Без паспорта и визы, лишь с розою в руке

слоняюсь вдоль незримой границы на замке,

и в те, когда-то мною обжитые края,

всё всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.

Там те же тротуары, деревья и дворы,

но речи несердечны и холодны пиры.

Там так же полыхают густые краски зим,

но ходят оккупанты в мой зоомагазин.

Хозяйская походка, надменные уста…

Ах, флора там все та же, да фауна не та…

Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся…

Заледенела роза и облетела вся.

И, несмотря на некоторое противостояние - открытое или тайное - в трудный исторический момент русские объединяются, становятся соборным народом.

Мужчины и женщины

Русские мужчины, которые служат в компаниях, а не работают на стройке, отличаются галантным поведением: откроют дверь перед дамой, пропустят вперед, оплатят счёт в ресторане. Иногда даже вне зависимости от служебной субординации. Придерживать ли дверь перед дамой? Подавать ли ей пальто?

До сих пор мнения экспертов противоречивы, и в каждом случае это помогает понять момент и интуиция. По правилам американского делового этикета: дверь придерживать и подавать пальто даме-коллеге нельзя ни в коем случае. Но мы живём в России.

Женщины в России обладают сочетанием женственности и домовитости, ухожены, деловиты и очень активны. В Москве каждая вторая-третья дама - за рулём. Скромность в её традиционном значении, похоже, ушла в прошлое.

При этом женщины продолжают любить, когда офисные мужчины за ними ухаживают: подают пальто и т.п. Так что иностранцам, ратующим за эмансипацию, приехав в Россию, придётся подождать со своими советами.

С одной стороны, галантность приятна, с другой, в России, как и во многих странах, для женщин существует стеклянный потолок. И на руководящие должности предпочитают брать мужчин. Как мужчины, так и женщины.

Традиционными стереотипами являются, что женщина не может мыслить логически, слабый руководитель, ей будет мешать семья.

При этом уж если женщина заняла руководящий пост, то она « настоящая стерва», „мужик в юбке“ и идёт по трупам…

В смешанном коллективе, где трудятся и мужчины, и женщины, случаются служебные романы. Традиционно общественность встаёт на сторону мужчины, поэтому в некоторых случаях лучше не рисковать и не начинать не нужные отношения.

В женских коллективах существует своя специфика. Пока у какой-то сотрудницы всё хорошо, то со стороны других может иногда появлться зависть. Поэтому лучше стараться её не возбуждать, одеваясь, скажем, слишком ярко или стильно. При этом если сотрудницу постигло несчастье, все объединяются и начинают оказывать ей всевозможную помощь: финансовую, организационную и др.

По правилам этикета не приянто говорить о болезнях и семейных делах на работе. Тем не менее, это правило нарушается, особенно в женском коллективе. И горе тому секретарю, которая в ответ на доверительные рассказы начальницы, начала делиться своими проблемами. Аукнуться может жёстко.

Мужчины и женщины в России выглядят по-разному.

Одежда, дресс-код

Ради того, чтобы идти по карьерной лестнице, какая-то часть мужчин старается одеваться элегантно, и даже приобретает костюмы известных брендов. В основном это топ-менеджеры и амбициозные яппи.

Другая часть мужчин социально ниже, образовательный уровень ниже. Наверное, с этим связана манера носить черный верх и джинсы в любой день. В метро бывает темно от такой одежды. Черные куртки, черные пуловеры, иногда черные рубашки (на переговоры, на которые принято надевать светлые рубашки) в сочетании с чёрным же галстуком.

Интересно, что, как только предоставляется малейшая возможность не носить хороший, стильный костюм, как итальянцы или французы, русские мужчины моментально облачаются в « черный стиль». Объясняется это обычно тем, что „немарко“. В действительности, желание „скрыться“ за черным цветом о многом сказало бы социальных психологам…

В России существует особая демографическая ситуация: женщин значительно больше, чем мужчин. И, если раньше приходилось опасаться харрасмента, направленного на женщину, то сейчас в России из-за закономерной конкуренции происходит « охота» на состоявшихся мужчин. Поэтому женщины прибегают к различным уловкам, лишь бы заполучить успешного мужа: декольте, мини, накладные ногти, что не соответствует корпоративным стандартам, но при этом „продвигает“ даму на местном „брачном рынке“. Этому не приходится удивляться.

И те, и другие нарушают дресс-код, который в то же время сегодня стал более мягким и демократичным. И работодатели не требуют у дам строгого костюма-»футляра», необходимого ранее.

Переговоры и приём делегаций

О правилах ведения деловых переговорах на страницах нашего журнала много писалось.

Российские переговорщики: воспринимают собеседника как противника, относятся к нему с подозрительностью и некоторой враждебностью, считают необходимым скрывать некие данные (непрозрачность позволяет делать многие деда).

Местные « князьки» обладают амбициями. Российским переговорщикам кажется, что их город или регион - самый лучший. И, что хуже, стараются „выбить“ себе на переговорах всевозможные преференции, которые чаще всего идут не на развитие территорий, а в собственный карман. При этом часто на местах федеральные власти представляют самое серьезное препятствие на пути к инновационному развитию территории.

При этом есть очень положительные примеры развития территорий. Так, гордостью Сибири считается Александр Васильевич Филипенко, бывший глава Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, который прославил край инновациями и удивительными проектами, направленными на благоустройство и развитие ХМАО. В его честь назван Международный биатлонный центр.
Специфика переговоров

Громкая речь без учёта манеры другой стороны также может расстроить переговоры.

Ригидность, т.е. твердость, малоподвижность, неадаптивность в переговорах. Никаких уступок.

Откровенное манипулирование, когда собедника пытаются « загнать в угол»

Неадекватный внешний вид (либо джинсы с черным пуловером, либо очень нарядный костюм.

Нежелание принимать на себя ответственность, попытки уйти от серьезной беседы.

Незнание и не сильное желание узнать национальные особенности представителей другой стороны и правил хорошего тона (могут снять пиджак не по времени, в начале переговоров, хлопнуть по плечу)

Невыполненные обещания и небрежность в оформлении документаций дополняют список.

Неприятные намёки на мзду (в случае с соотечественниками), так называемые откаты.

Отрадные тенденции. Некоторые российские руководители на местах за собственные средства строят дороги и больницы. Это ли не по- русски?.. Ведь щедрость и благотворительность всегда была на Русской земле.

Когда ожидают делегацию в организации или в компании, то все стремятся подготовиться наилучшим образом.

Гостеприимство.

Но если в современных компаниях молодые менеджеры при всей демократичности могут доходить до некоторой даже фамильярности в общении (это выражается в небрежности обращения, усеченное имя « Татьян» вместо „Татьяна“, в игнорировании позиций старший-младший, некоторая даже небрежность в общении, странные визитные карточки), то в организациях с традиционной культурой в большей чести церемонность, степенность, следование правилам поведения, принятым при приёме делегаций. Работает отдел протокола, который занимается огранизацией приёмов, делегаций, встреч, и мероприятий.

Застолье

В России сопровождается обильным вкушением пищи и винопитием. Только в дипломатических кругах на « Завтрак» или „Обед“ могут подать всего по две закуски. Если же подать на корпоративе не слишком много угощения, то это может быть воспринято с удивлением, если не с обидой. Русские на корпоративах едят с размахом, много пьют и, бывает, что танцуют, но чаще предпочитают разбиться на группы и говорить „по душам“.

Этикет соблюдается далеко не всегда, ведь зачем его соблюдать, если все стали в этот момент друзьями и почти родственниками?..

Очень важно контролировать себя в такие моменты, потому что служебные романы, которые завязываются на мероприятиях, быстро проходят, а слова, сказанные о руководителе под воздействием горячительных напитков, « Не воробей. Вылетит - не поймаешь»

Приветствие, обращение

После Октябрьской революции границы общения между полами стёрлись и в обиходе появилось обращение « товарищ» и — „товарищ“, адресованное и мужчинам, и женщинам.

После Перестройки, когда в Россию стал входить капитализм, специалисты в области русского языка попытались ввести в речь обращения « господин», „госпожа“, „сударь“, „сударыня“. Иногда на пафосных корпоративах можно услышать „Господин Иванов“, „Госпожа Петрова“, но чаще в тот момент, когда о них говорят в третьем лице.

При непосредственном обращении приходится находить тот вариант, который приемлем и удобен для обоих. Так, к человеку старшего возраста в России обращаются по имени-отчеству, разумеется, на « вы», к человеку, более молодому, — по имени. При этом в практику вошла манера обращаться даже к старшим людям по имени (зависит от корпоративного стиля). Этот стиль пришёл из США.

Особо стоит сегодня вопрос о переходе на « Ты». Инициатором такого обращения может выступить только вышестоящая персона, только клиент, только лицо старшего возраста, при равных только женщина. Всё остальное - нарушение правил этикета.

При этом в России сплошь и рядом звучит « ты», особенно на автодорогах, где, кажется, водители вообще забывают о существовании местоимения „вы“.

В наши дни в качестве первоначального обращения можно услышать « уважаемый» по отношению к мужчине или „дама“, сказанное женщине. Или же обезличенное: „Будь любезны?“,» Не подскажете ли вы мне?..»

Улыбка.

Надо отметить, что традиционная неулыбчивость и мрачное выражение лицо, по которому русских узнают во всем мире, связаны с искренним желанием казаться серьезными.

Русские охотно улыбаются. Но только при встрече со знакомыми. Поэтому иностранцам можно было бы философски отнестись к тому, что на улицах они встретят много людей, которые идут с самым непозитивным выражением лица, насупив брови. Очевидно, климат так повлиял на подобный стиль. Это связано и с тем, что русским свойственна некоторая закрытость при том, что существует пословица « На миру и смерть красна!». Некоторые актёры в жизни бывают очень замкнуты. Зато руссуике будут широко и искренне улыбаться знакомым и друзьям. Просто в сознании русского человека улбыка и смех близки по значению, а „Смех без причины - признак дурачины“.

Гости могут приехать не только из зарубежья, но и из другого региона

Предупрежден, значит вооружен. Чтобы хорошо подготовиться к контакту с представителями отдельной национальной культуры, в данном случае современных русских, важно изучить их нравы и традиции, особенности и возможные отличия. Если знать, с чем связаны те или иные традиции, то это даст возможность адаптироваться по отношению к партнерам, визитёрам, установить с ними правильные стиль и интонацию в общении, что в результате позволить установить долгосрочные деловые отношений. Знание нравов, особенностей, традиций в итоге даст толерантный подход, что в свою очередь, даст понимание и создаст душевный комфорт и лояльность по отношению, в данном случае, к русскому народу и к его загадочной душе.

___________________________-

  1. Патернали́зм ( лат. paternus — отцовский, отеческий) — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

___________________________________

Ирина Денисова, член Совета, координатор клуба « Персональный маркетинг», цеха „Коммуникации“ Гильдии маркетологов

Данная статья опубликована в бумажном деловом издании « Справочник секретаря и офис-менеджера», № 4 2014 г. Просьба соблюдать авторские права и ссылаться при перепечатке на автора и издание. Публикуется в авторской редакции. - И.Д.

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить!»

Мы привыкли считать, что Россия – особая страна, жители которой обладают загадочной «русской душой». Почему мы так отличаемся от других народов, в чем Россия так не похожа на Запад, почему у нас не получается подражать западному укладу жизни? Почему мы не можем построить полноценное капиталистическое общество, почему здесь трудно выживать бизнесу и иметь равные для всех права и гарантию их защиты, а Россию называют «страной дикого капитализма»? Что представляет собой менталитет русского народа?

Как вы уже, вероятно, догадались, понятие «вектор» гораздо шире, чем «психотип», что позволяет выделить не только векторальный набор конкретного человека, но и векторальные особенности менталитета целого народа. Само собой, менталитет не означает непременное наличие определенного вектора у всех граждан и жителей данной страны. Обладать менталитетом – значит иметь тот стереотип мышления, ту общую систему ценностей, которая присуща носителям определенного вектора.

В ЧЕМ ФЕНОМЕН «ШИРОКОЙ РУССКОЙ ДУШИ»?

В чем феномен «широкой русской души», каковы особенности менталитета русского народа? Чем мы так отличаемся от остального цивилизованного мира?

Вспомните любую сказку, любой советский мультфильм, фильм для детей. В них всегда главный положительный герой – мужественный борец за честность, справедливость и добро, с прямым открытым взглядом на ясном челе. Его противник – хлипкий, верткий проныра, неудачливый жулик, который оказывается наказанным за стяжательство и корысть. Взять того же тощего Кощея, что по-кожному над златом чахнет и крадет девицу, красавицу, по праву принадлежащую лишь уретральному вождю. И как статный добрый молодец вызволяет ее из заточения и возвращает домой. Казалось бы, все просто, всем ясно, где добро, а где зло.

А как это в западных произведениях? Благодаря знаниям по систено-векторной психологии особенности менталитета разных народов сразу бросаются в глаза. Ловкий и находчивый, стройный и гибкий герой находит способ обхитрить главного злодея, придумывает, как обойти своего антагониста – упрямого, неповоротливого простофилю или жестокого мучителя. Верткий мышонок Джерри, спасающий свою шкуру, и глупый кот Том… Интересно, что спустя тридцать лет после их появления, в СССР выходит «Ну погоди!», в котором образ зайца будто списан с образцового честного пионера, а волк выглядит как вороватый маргинал. Все с точностью наоборот!

Русский менталитет всегда был целостен, уретра покровительствует анальным патриархальным ценностям, уретральная власть, царь, «самодержавие» и анальное «православие-народность» – такое сочетание неслучайно. И здесь нет места развитию истинной демократии, гарантируемой законом. А если вернуться к принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям», раздать каждому вдоволь – что это, как не уретральный альтруизм! Идея социализма в корне уретральная, понятно, почему именно в России, а не где бы то ни было еще, смогла осуществиться первая попытка построения «общества будущего». К сожалению, как мы знаем, неудачная. Неудачная по причине своей преждевременности. Да, уретральная часть рвалась вперед, но уретра всегда несет на себе любые идеи социальных преобразований, созданные в звуковом векторе, к которым на тот момент человечество не было готово. Но для понимания этого нужен серьезный тренинг по звуковому вектору, а сейчас у нас совсем другая тема… русская непостижимая душа…

Что мы получили после развала СССР? Наступил краткий миг анархии, настоящая уретральная вольница, в которой закона нет и быть не может. И тут же неразвитая кожная часть населения, впервые оказавшаяся без сдерживающей власти, буквально сорвалась с цепи, устроив настоящий кожный беспредел, стихийное расхищение общих запасов на фоне тотального беззаконья. А анальная часть, десятилетиями жившая в тепличных условиях социальных гарантий, а потому не имеющая достаточных навыков адаптации, не сумела сориентироваться в быстро меняющихся условиях и оказалась выброшенной на обочину жизни. Сколько мы видели лучших профессионалов своего дела, блестящих специалистов, честных тружеников, которые в одночасье оказались никому не нужными, по сей день таящих обиду на жизнь: они отдали свою молодость и силы стране, которая сегодня оставляет их за гранью нищеты!

Российский менталитет уретрально-мышечный, горячая уретра стоит на мощной мышечной базе, настоящей «соли земли». Мышечность – это фундаментальная масса живого вещества. Мышечное желание всецело направлено на обеспечение основных потребностей тела: есть, пить, дышать, спать. Мышечность сбалансирована, если эти ее потребности удовлетворены, и не способна в ощущать резкую нехватку от отсутствия прочих благ. Ни для кого не секрет, что русский народ самый безропотный и терпеливый. Зарплаты задерживаются на полгода, считается приемлемым ежегодное объявление о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличении стоимости проезда на транспорте. В любом государстве развитого кожного Запада подобное незаконное повышение неизменно влечет за собой массовые забастовки, как это, например, было в 2008 году в Испании, Германии, других странах Европы, когда повышение цен на энергоносители вызвало забастовки шоферов-дальнобойщиков, фермеров, владельцев рыболовецких судов. Но в России настоящий русский бунт вспыхивает лишь когда условия жизни становятся невыносимыми настолько, что появляется угроза обеспечению первичных потребностей. Естественно предводителем восстания становится уретральный вождь, готовый во что бы то ни стало обеспечить своему народу право на жизнь.

КАК У НАС И КАК У НИХ – ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫДУМКА

В России вообще отношение к закону всецело отличается от западных стандартов. Русские нарушением закона часто бравируют, а в большинстве стран нарушать закон и установленные правила – стыдно. И отличие не только в этом. Как пример, на кожном западе давно считается нормой составление перед свадьбой брачного договора, в котором четко прописываются имущественные отношения между будущими супругами и заранее формулируется положенная каждому доля общего капитала в случае развода. Русским человеком это продолжает восприниматься как дикость, холодный расчет и бездушная прагматичность. Знает ли русский человек, что по статистике огромный процент браков распадается? Что дележ имущества и, что самое страшное, принятие решения, с кем остается общий ребенок, – крайне неприятный и острый момент, который в разы осложняется отсутствием законной регламентации? Ну конечно же, знает. Но нет, в нашей системе ценностей по-прежнему «брак – это святое», и как вообще так можно – это же свой, родной и близкий человек! Свои люди, сочтемся. Уж такова русская ментальность.

Россиянина всегда с первого взгляда легко узнать за границей. Уретральный человек во всем первый, у него все должно быть самое лучшее, уретральники – первые хвастуны! Роскошь – атрибут власти, нужно обязательно показать все, что у него есть, а если нет – то пустить пыль в глаза! В то время как в кожном менталитете наоборот принято не выпячивать нажитые непосильным трудом ценности – мало ли кто позавидует, а не дай бог еще украдут. И в то же время сколько раз мы видели архетипичное кожное поведение русских на заграничных курортах, готовых сметать как саранча все выложенное на общий шведский стол, а потом для полноты счастья еще и вынести из номера отеля якобы причитающиеся им мыло, шампуни, полотенца – все, что не прибито! И это на западе, где царит кожный менталитет, и развитые кожники как раз ведут себя сдержанно — ограничение и самоограничение!

И всему миру, конечно, известна незыблемая традиция ! Широка русская душа! Если мы принимаем гостей, то накрываем богатый стол, выставляем для дорогих гостей все, чем богаты, до утра поем песни, не отпускаем гостей домой. Гуляем с царственным размахом, широко и неудержимо. Легенды ходят о том, как русские гуляют в ресторанах с обязательными цыганами, музыкой и битьем витрин. Сдержанный Запад не просто не понимает и дивится на это, но даже думает, что по-другому у русских не бывает. А задушевные беседы заполночь с другом на кухне? Понятие дружбы само по себе, как мы выяснили, патронируется уретральным менталитетом. А для кожного сознания тем более остается неприемлемым открывать душу другому, наоборот, вежливо и правильно не допытываться у человека о его проблемах. Кожный индивидуализм просто не предусматривает близких и тесных связей, в особенности эмоциональных! Эмоция враг логике! Каждый, по-кожному, при своем. Даже в школах вводится практика конфиденциальной информации об успеваемости – чтобы никто никому не завидовал и все чувствовали себя на равных.

Россия и Запад никогда не смогут «договориться», Россия никогда не приведет себя в соответствие со стандартом кожной цивилизации, а запад не сможет подстроиться и адаптировать уретральное свойство отдачи. Что вообще может быть страшнее необходимости отдавать для кожного вектора? Нелогично! Против собственной выгоды! Для него всегда это будет оставаться величайшей загадкой. Загадочная русская душа…

В РОССИИ ДВЕ БЕДЫ?

А вся загадочность исключительно в том, что нигде во всем мире не был сформирован менталитет, подобный сложившемуся у русского народа. И в этом же главная беда России сегодня, когда в высшей степени контрарная ей кожная цивилизация правит бал! Уретральность испытывает колоссальное давление извне и в массе своей не получает должного развития. Мы почти не видим вокруг нас уретральных людей, они не те, кого запросто встретишь в толпе, таких мало. Сегодня они первыми уходят в криминал – и их нет среди нас; они же при удачном своем развитии добиваются заоблачных высот – и тогда их также не увидишь живущими рядом с нами на одной лестничной клетке…

Мы уже увидели, что власть и закон – вещи полярные. Российская архетипичная кожа под прикрытием ментальной уретральной вольницы, в которой нет места закону, порождает безграничную коррупцию и беспредел. Нет такого сдерживающего законного аппарата, который мог бы с этим справиться, и сегодня у общества нет способа с этим бороться. А ведь сейчас наверняка каждого россиянина волнует вопрос: что же делать, как обеспечить достойную жизнь и лучшее будущее для себя и своих детей? Но невозможно давлением сверху, точечными мелкими ударами показательных судов над взяточниками справиться с тем, что обеспечено ментальным ландшафтом целой страны. Невозможно изменить ситуацию внешне, не изменив мышления. Задумайтесь, что может дать одно только умение системно дифференцировать архетипичного и вороватого кожника в деле организации власти на местах!

Уретральный менталитет красив и величественен!.. Будущее задано, но не обеспечено, и уретральный вождь обеспечивает будущее для всей своей стаи. Будущее всегда за уретрой, и значение имеет лишь то, каким путем к нему продвигаться.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные