Материал на тему: Традиции и обычаи адыгов. Традиции адыгейцев

Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество. Кубановедение 7 класс

1. Проанализируйте фрагмент стихотворения К. Жанэ "У адыгов обычай такой" и сделайте вывод об отношении к старшим в адыгском обществе.

Если где-то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть,
Уважай его возраст седой.
У адыгов обычай такой!

Почитание старших, подчинение их авторитету соблюдались неукоснительно и стали неотъемлемым элементом нравственного кодекса народа.

2. Отпределите значение терминов.

Кунак - друг, побратим. Слово восходит к обычаю куначества, когда мужчины, принадлежащие на Северном Кавказе к разным родам, племенам или народностям вступали в дружеские отношения и оказывали друг другу помощь.
Аталычество - обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.
Наездничество - верховая езда.
Джигит - наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью.

3. Отметьте знаком + верные утверждения.

Аталычество - это обычай встречи гостей у горских народов.
- Аталыком, как правило, становился представитель знати.
+ Аталычество способствовало подготовке молодёжи к военной жизни.
+ Обычай гостеприимства требовал от хозяина обеспечения гостя кровом, едой и защитой.

- Кунаками могли стать только кровные родственники.
+ Обычай куначества обеспечивал защиту путешественникам.

4. Определите, о каких обычаях идёт речь в приведённых ниже отрывках.

1) Если гость постучит у двери,
Своё сердце ему отвори,
И на время полдома отдай,
и четлибжем его угощай,
Напои ключевою водой.
У адыгов обычай такой!

2) Ребёнка до совершеннолетия отдавали в другую семью на воспитание. Это связывало две семьи узами крепкой дружбы. Девушек в приёмной семье обучали рукоделию, домоводству, всем премудростям ведения домашнего хозяйства. Мальчиков - военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому-то из своих подвластных орков или крестьян. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя.

3) Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и обеспечивать защиту.

4) Система, характерная практически для всех народов Кавказа. Она заключалась в организации военных походов против соседних племён с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Подобный образ жизни был характерен не только для аристократических племён адыгов (кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев), но и для демократических племён (шапсугов, абадзехов, натухайцев).

Ответы: 1) гостеприимство 2) аталычество 3) куначество 4) система набегов

5. Перечислите основные обязанности аталыка.

Обязанности аталыка заключались в том, чтобы научить воспитанника ловкости, верховой езде, искусно владеть оружием, учтивости в обхождении со старшими, а с младшими соблюдению приличия своего звания. Девочек жена аталыка приучала к рукоделию, к приличному обхождению - словом, ко всему, что необходимо для будущей жизни в супружестве.

Гордый народ Северного Кавказа адыгы (адыгейцы, черкесы, кабардинцы) отличаются богатыми традициями и обычаями.

Брак или женитьба занимает огромное место в жизни адыга и это событие обогащено множеством обычаев и обрядов. Вся процедура заключения брака состоит из нескольких этапов, таких как сватовство, смотр дома, регистрация брака, поездка за выкупом (калымом), приезд невесты в дом жениха, определение молодой девушки в «чужом доме», ввод молодой невесты в «большой дом» и прочее.

Свадебные традиции адыгов

Обряд сватовства у адыгов мог начаться после того как девушка, с которым знакомился парень, делала какой-то символический подарок молодому человеку или недвусмысленно намекала на то, что она не против того, чтобы он послал в ее дом сватов. После этого сваты отправлялись в дом девушки, но при этом не входили в дом, а скромно стояли в месте, где рубили дрова. Это означало, что приехали свататься. Но, родители девушки лишь в третий приезд сватов озвучивали свое решение, и делалось это приглашением в дом и накрыванием скромного стола для гостей.

После сватовства род девушки отправлял своих представителей (необязательно родственников) осматривать дом жениха и делать соответствующие выводи о достатке и благополучии семьи будущего жениха. Только после того, как представители рода девушки удостоверялись в благополучии дома жениха, можно было утверждать, что свадебные приготовления будут продолжены. Поэтому через некоторое время родственники жениха наведывались с чисто символическими подарками к родителям девушки.

Адыгская свадьба

Брак у адыгов заключался по мусульманскому обычаю в письменном виде и этот брачный документ хранился в доме родителей невесты. При заключении брака присутствовали эфенды, доверенные девушки и парня, а также свидетели. Все должны были надеть шапки. Регистрация брака или нэчыхыытх происходил в доме родителей невесты. После заключения брачного контракта стороны договаривались о точной дате, когда сторона девушки могла приехать за калымом. Калым или уасэ состоял из одной лошади и крупного рогатого скота. Дальше следовало торжественное мероприятие уасэIых которое вел тхамада. Над столом царила атмосфера искренности и возвышенности. Стол обслуживал молодой человек. Следует сказать что на свадьбе или других мероприятиях адыгы пили только из большой общей чаши (фалъэ), которая обходила круг.

После тог как калым уплачивался, осуществлялся привоз невесты(нысашэ). Это сопровождалось большими празднествами, собственно адыгская традиционная свадьба с этого и начиналась. По дороге к дому невесты всадников жениха ждали разного рода трудности и испытания. А придя к дому невесты всадников встречали кольями и дубинами, доставалось всем, кроме тхамады, Но, как только кто -то из всадников прорывался в дом родителей невесты, все успокаивались и приехавших встречали гостеприимством. Гостей угощали. Затем невеста выходила из дома при этом, она не должна была оглядываться, спотыкаться, переступать порог и так далее. В повозку садилась невеста и девушка, которая приезжала вместе с всадниками за невестой. Сторона невесты как чистоту, невинность и воспитанность девушки вручала тхамаде знамя красного цвета или красный материал. Но, молодую не везли прямиком в дом родителей жениха. Её определяли в «чужой дом»(тешэ). Обычно это был дом дяди жениха по материнской линии. В «чужом доме» новобрачную не только развлекали, но и устраивали всякие испытания. Там же к ней приходил с заходом солнца жених и уходил на рассвете. Через некоторое время невесте устраивали обряд унэишэ-ввод молодой в большой дом, то есть в дом жениха.

Канокова Фаризет
Конспект занятия «Семейные обычаи адыгов»

Тема : "Семейные обычаи адыгов . Первое укладывание ребёнка в колыбель"

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных образовательных учреждений,с целью формирования у детей региональной культуры.

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкльно-художественная.

Цель :Приобщение детей к культуре своего народа,пополнение запаса знаний детей о родной республике, воспитание любви и уважения к традициям и обычаям адыгов .

Познакомить детей с обрядом первого укладывания ребенка в колыбель (кущъэхапхэ) ;

Продолжать знакомить детей с традиционной – бытовой культурой адыгского народа ;

поддерживать и развивать интерес к традициям Малой родины;

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях ;

Закреплять знания старинных адыгейских имен ;

Обогатить словарный запас существительными : оберег, колыбелька.

Предварительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы адыгейской старины » ; «Я и мое имя» , Посещение районного музея;

Чтение адыгейских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание адыгейских народных песен , колыбельных; организация и проведение с детьми адыгейских народных игр .

Оборудование : предметы адыгейского быта и культуры , люлька адыгейская , кукла-младенец, яйцо белого цвета, игрушка-кошка.

Ход занятия

Дети входят в зал, оформленный в соответствии с темой занятия .

Орг. момент

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).

Дети :

Солнышко, солнышко!

Мы – твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель : Вот мы и согрели своим теплом своих друзей и гостей, и поделились с ними хорошим настроением.

Ребята, скажите, как называется наша страна : (Россия)

Наша Россия - огромная, могучая страна. В состав России входит много маленьких республик. Мы с вами живём в одной из таких республик. Как называется наша республика? (Республика Адыгея )

Правильно. От берегов Черного моря далеко на восток с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги . В Адыгее живут люди разных национальностей : и русские, и адыги , и многие другие национальности.

В нашей республике есть красивые города, сёла, хутора, станицы.

Мы с вами живём в селе. Как оно называется? (село Красногвардейское) .

А ещё в республике есть селения, в которых живут адыги .

А как называют селения, в которых живут адыги ? (аул)

Сейчас в аулах большие современные дома, а раньше, в старые времена адыги жили в домах , построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом.

Как назывались дома в ауле в старые времена? (сакля) .

Ребята сегодня в детский сад, в нашу группу пришло письмо из аула. Посмотрите, какой конверт необычный с адыгейским орнаментом . Хотите узнать, что в нём (ответы детей) .

Открываем конверт и читаем.

Воспитатель : Уважаемые ребята! Мы очень рады, что наше письмо дошло до вас. У нас в ауле сегодня большой праздник - родился наш долгожданный первенец! Ждем вас в гости! До встречи и удачи!

Итак, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) .

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку :

Дом с тремя крылечками

Ездит с Человечками (Автобус)

Музыкальная игра «Автобус»

Воспитатель : Вот мы с вами и приехали. Где же мы? (В ауле)

Ребята, посмотрите, на доме вывешен красный флаг! Хотите узнать, что это означает?

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная.

Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека.

Какой флаг висит на этом доме? (красный) Значит, кто здесь родился? (мальчик) .

Наверное, сюда нас и пригласили в письме! Давайте, постучим! (стучим) .

(выходит бабушка приветствует детей и на адыгейском , и на русском языке).

Бабушка : Добрый день! Как много пришло гостей, рады вас видеть, проходите, будьте как дома, присаживайтесь. (дети садятся на стульчики) .

(Раздается звук плача ребенка.)

Воспитатель : Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Бабушка : Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Его нужно покачать, чтобы он успокоился

(Бабушка достаёт куклу, качает, плач стихает.)

Если обратиться к легендам и преданиям, которые дошли до нас с древнейших времен, то обнаружится, что адыги обладали многими добродетелями и исключительными качествами, включая рыцарство, чувство собственного достоинства, мудрость и интеллект. Они также славились своей храбростью и искусством верховой езды. Национальное воспитание облагораживало их души, закаляло их моральный дух и приучало переносить усталость и трудности войн и долгих путешествий. Сыновья черкесской знати были обязаны уметь занимать гостей, разводить лошадей, спать на открытом воздухе, где подушкой им служило седло. Они жили простой, поистине суровой жизнью, воздерживаясь от всякой чувствительнности. Благодаря такому воспитанию, они приобретали моральный иммунитет и стойкость и могли переносить суровые морозы и жару спокойно. В результате, они стали народом, который обладал лучшими человеческими качествами.

Наши деды славились своей стойкостью и упорством, но после того, как они подвергались нападениям таких диких народов, как монголы, татары, гунны, калмыки и другие, они утратили эти качества и вынуждены были оставлять свои земли и скрываться в горах и глубоких ущельях. Иногда им приходилось проводить месяцы или даже годы в пустынных местах, что в конце концов вело к их деградации. К тому же у них не было ни времени, ни необходимой спокойной обстановки, чтобы заниматься полезной мирной деятельностью и пользоваться плодами современной цивилизации.

Таково было их положение в мрачные годы, отмеченные тиранией и непрочностью положения. Борьба против варваров ослабила их и привела к тому, что были забыты их добродетели. Они прозябали в нищете, растратив все навыки в ремеслах, которым научились у греков, когда еще были христианами.

Древними адыгами восхищались их соседи за военную доблесть, искусство верховой езды и красивую одежду. Они увлекались верховой ездой и держали лучшие породы лошадей. Для них не составляло труда на полном скаку вскочить на лошадь или соскочить с нее, подобрать кольцо или монету с земли. Черкесы были также чрезвычайно искусны в стрельбе из лука по мишеням. До сегодняшнего дня наши мужчины, молодые и старые, неравнодушны к оружию. Тот, кому достанется хорошая сабля или ружье, считает себя счастливым. Говорят, наши деды верили, что умение обращаться с оружием было среди первых обязанностей мужчины и что ношение оружия вырабатывало у человека отличную осанку, грацию в движениях и скорость в беге.

Когда адыги собирались на войну, они выбирали из своих рядов предводителей и возлагали на них командование войском, согласно их традициям. В большинстве случаев они сражались верхом на лошадях и не имели какого-либо заранее разработанного плана, которому надо было следовать. Командир действовал экспромтом, согласно обстоятельствам и в зависимости от быстроты собственной реакции в решительные моменты. Это были способные, смелые люди, которые не боялись опасности.

Адыги славились не только воинской отвагой, они гордились своими личными качествами, своим оружием и мужеством. Всякий, кто выказывал трусость или робость, или страх смерти на поле битвы, подвергался всеобщему презрению, и к нему относились как к отверженному. В этом случае его заставляли одеть длинную грязную шапку, сажали верхом на прокаженную лошадь и выстав­ляли напоказ людям, которые встречали его злыми насмешками. Самые храбрые воины оспаривали право занимать передние линии позиций. Они внезапно нападали на своих врагов, рассеивая их и проникая в их ряды.

Помимо исключительной храбрости, черкесы обладали и другими боевыми качествами. Они отличались способностью сражаться на больших высотах в горах и на узких перешейках, маневренностью и скоростью в местах, где другие испытывали бы серьезные затруднения, а также умели выбрать позицию в глубоких ущельях и густых лесах.

В качестве оружия в те далекие времена в своих наступательных и оборонительных сражениях они использовали мечи, длинные копья, стрелы, дубинки, тяжелые доспехи, щиты и т. д. Тщеславие порождало отвагу, бесстрашие и готовность к риску, а их чрезвычайная уверенность в себе и чувство собственного достоинства давали им безграничную личную свободу. Тем не менее, они были скромны, далеки от похотливости и низменных желаний. Предметом их гордости были лишь отвага и военные победы. Судя по нашим традициям, можно заключить, что ложь и вероломство были чужды нашим праотцам. Они шли на любую жертву, чтобы сдержать клятвы, обещания и верность дружбе. В силу своей бесхитростности они придавали этим вещам столь важное значение, какое вряд ли где еще встретишь. Среди их добродетелей были и такие, как гостеприимство и чувство ответственности за жизнь и имущество гостя.

Эти благородные обычаи оставались неизменными, несмотря на бедствия и трудности, которые выпали на долю последующих поколений. Гость все так же считается священным, и принимают его все так же как почетного члена семьи. Хозяин должен встречать своего гостя с величайшим уважением и угощать его лучшими блюдами и напитками, а когда гость покидает дом, хозяин обязан сопровождать его и оберегать от беды. Кроме того, всякий был готов оказать помощь тем, кто в ней нуждался, ибо это считалось долгом каждого человека. Обращение за помощью к другим не считалось позором или унижением, взаимопомощь была обычным явлением в таких видах деятельности, как постройка домов и уборка урожая. Если какой-либо нуждающийся странник находил у них пристанище, то ему позволялось добыть деньги незаконны­ми путями, с тем чтобы он мог улучшить свое положение. Но такая терпимость продолжалась лишь короткий промежуток времени, после чего ему предлагали прекра­тить подобные поступки.

Адыги отличались также застенчивостью. После свадебной церемонии жених не вел невесту прямо к себе в дом, а оставлял ее на некоторое время в доме одного из своих друзей, который и провожал ее в дом мужа с многочисленными подарками. И когда она отправлялась в дом мужа, ее отец обычно посылал с ней доверенного человека, который возвращался к нему через год с соответствующими подарками. Голова невесты была покрыта тонкой вышитой вуалью, которую спустя положенное время, снимал человек, прозванный «тот, кто поднимает вуаль»: проделывал он это ловко и быстро с помощью острой стрелы.

Женщина имела в обществе прекрасное социальное положение, так как она была владелицей и хозяйкой дома, и хотя черкесы в конце 19 века приняли ислам, случаи полигамии и разводов были редки.

Несмотря на то, что муж имел право требовать полного послушания своей жены, не разрешал перечить себе и покидать дом без его разрешения, все же у нее были свои личные права, и она пользовалась безграничным уважени­ем мужа и сыновей. Благодаря взаимоуважению между ними, муж не имел права бить или ругать ее. При встрече с женщиной всадник обычно спешивался и почтительно следовал за ней, он должен был оказать ей помощь или услужить ей, если она в том нуждалась.

Женщина обычно воспитывала своих детей до шестилетнего возраста, после. чего они переходили в руки мужчин, которые обучали их искусству верховой езды и стрельбы из лука. Сначала ребенку давали нож, которым он учился поражать мишень, затем ему давали кинжал, потом лук и стрелы.

Когда умирал муж, жена, согласно обычаю, в течение сорока дней каждый день посещала его могилу и проводила там какое-то время. Этот обычай назывался «обычай сидеть у могилы», но впоследствии он был забыт.

Сыновья князей обычно сразу же после рождения отправлялись на воспитание в знатные дома, знатный человек, которому оказана была честь воспитывать сына своего князя и господина, считал, что ему повезло. В доме, где он воспитывался, сына князя все звали «кан», и он оставался там в течение семи лет. Когда ему исполнялось шестнадцать лет, его облачали в лучшие одежды, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и возвращали в дом отца, в котором он до этого ни разу не бывал.

Возвращение молодого князя в отцовский дом было большим событием, сопряженным со многими формальностями и условностями, так как князь должен был одарить человека, воспитавшего его сына. Он посылал ему слуг, лошадей и скот, соответственно своему положению и щедрости. Таким образом, отношения между князем и его доверенным вассалом были очень тесными, и первый без колебаний выполнял любые просьбы последнего.

Все это напоминает нам о человеке, воспитавшем нашего легендарного национального героя Андемиркана, который пал от руки князя Беслана, и о вероломном слуге, по вине которого он безоружным попал в ловушку. Князь

Беслан, прославившийся своей находчивостью, стал опасаться молодого героя, который начал соперничать с ним, угрожая его жизни и трону. Так как никто не мог выступить против него в открытом поединке, Беслан вероломно убил его. Согласно легенде, однажды князь отправился на охоту в повозке, которую катили его слуги, так как из-за своих громадных размеров он не мог ни ехать на лошади, ни идти пешком. Во время охоты Андемиркан, горя желанием показать свои способности, выгнал несколько кабанов из леса и пригнал их прямо к повозке князя, чтобы ему было легче охотиться. Затем он погнал к повозке громадного кабана, и когда тот был совсем рядом с повозкой, послал в него смертельную стрелу, которая пригвоздила кабана к одному из колес. Князь увидел в этом поступке дерзость и вызов. Он решил убить Андемиркана, вступив в заговор со своим вассалом. Они убили его, когда тот был безоружным.

Что касается дочерей князя, которые также воспитывались в знатных домах, то они входили в отцовские дома только как гостьи, а когда они выходили замуж, их калым /уаса/ отдавался тем, кто их воспитывал.

Таким образом, княжеские дети воспитывались в знатных домах, где они познавали основные нормы поведения, обычаи и традиции. Они знакомились с правилами «Хабза» - неписаным сводом моральных и социальных правил, которые соблюдались при всех обстоятельствах. Именно эти правила определяли права и обязанности каждого человека, группы или класса людей. Все, независимо от положения, должны были придерживаться их, так как любое отклонение от них считалось позорным и непозволительным.

Однако эти правила дополнялись или изменялись согласно обстоятельствам. Здесь мне хотелось бы отметить, что известный национальный мыслитель Казаноко Жабаги, воспитавший великого князя Кайтуко Асланбека, современника Петра Великого, был последним, кто внес поправки в этот свод правил.

До недавнего времени каждый черкес обычно придерживался этих правил, тщательно соблюдая их, относился к ним с уважением и не нарушал их. Именно они лежат в основе секрета героизма черкесов, так как учат мужеству, терпению, бесстрашию и другим добродетелям. И хотя их очень много, и они нигде не записаны, их знали и соблюда­ли все. Ради них молодые люди, особенно из знати, рисковали своей жизнью, лишали себя сна и довольствова­лись самым ничтожным количеством еды и питья. Они никогда не садились и не курили в присутствии старших, никогда не начинали разговор первыми. Черкесы никогда не ссорились с женщиной, не произносили бранных слов, не беспокоили соседей. Без соблюдения этих правил не мыслилась сама жизнь. Всякое неповиновение им счита­лось позорным /хейнапе/. Человек не должен был быть жадным в еде, не имел права не сдержать обещания, присваивать деньги, ему не принадлежавшие, или выказывать трусость на поле битвы. Он не должен был бежать от врага, пренебрегать своими обязанностями по отношению к родителям, оставлять себе добычу, захваченную на войне, или дичь, убитую на охоте. Черкес не должен был быть болтливым и позволять себе непристойные шутки. Таким образом, эти правила были направлены на то, чтобы сделать человека бесстрашным, вежливым, галантным, смелым и щедрым, то есть освободить его от всех человеческих недостатков.

Считалось также позором для мужчины в чьем-либо присутствии целовать своего сына, произносить имя своей жены, а для женщины - произносить имя своего мужа. Она должна была дать ему имя или прозвище, показывающее ее уважение к нему. Эти законы требовали быть выше низменной чувственности, суровости и строгости к детям. Именно по этой причине многие князья не знали своих сыновей и не видели их, пока последние не достигали зрелого возраста.

Считалось также позорным сидеть, курить или пить в присутствии отца, а также есть с ним за одним столом. Этот свод правил учил каждого, как есть, как вести разговор, как сидеть, как здороваться и определял место, права и обязанности каждого человека в обществе. Не соблюдая их, нельзя было быть настоящим джентльменом. Слово адыге буквально значит джентльмен, на национальном языке оно также обозначает название нашего народа.

Однако этот свод правил разрешал - мужчинам вступать в контакт с женщинами, а юноши с девушками могли танцевать в соответствии с правилами этикета. Точно так же не считалось позорным для юноши сопровождать девуш­ку из одного села в другое на одной лошади, чтобы попасть на свадебную церемонию или скачки. Женщины пользовались всеми правами и занимали почетное место в обществе, и хотя ислам разрешает полигамию, эта практика среди черкесов была очень редка.

Правила (Хабза). соблюдали и барды, которые были обычно простыми людьми без образования, но которые обладали поэтическим талантом и большими способностя­ми в риторике и ораторским искусством. Они перебирались верхом с места на место, чтобы читать свои стихи и принимать участие в войнах и дальних путешествиях. Бар­ды обычно произносили речи и читали экспромтом стихи перед началом битвы, чтобы воодушевить бойцов и напом­нить им о долге и славных делах их дедов.

После распространения ислама среди адыгов, число «трубадуров» постоянно уменьшалось, и вскоре они исчезли совсем, оставив лишь добрую память о себе, да несколько художественных произведений. Их песни и стихи отличались истинными художественными достоинствами и не только развлекали людей, но и помогали воспитывать их. Мы должны выразить им благодарность за наше знание событий, традиций и примеров удали ушедших в прошлое веков, и факт их исчезновения вызывает истинное сожаление.

Согласно правилам (Хабза), юноши должны были разводить породистых лошадей. Этот род деятельности и был основным занятием молодых людей, особенно княжеских сыновей, которые проводили долгие зимние ночи в седлах на открытом воздухе на выпасах, одетых в бурки. Больше других коневодством увлекались кабардинцы, и их породы лошадей были лучшими в России и на Востоке, уступая лишь арабским лошадям. До недавнего времени кабардинцы поставляли русской армии большое число отличных лошадей, так как у России было около двухсот кавалерийских дивизий.

На национальных праздниках молодые люди соревновались в езде, так как они очень любили спорт, особенно борьбу и верховую езду. Их любимым развлечением была игра, в которой участвуют всадник и пешие. Последние, вооруженные палками и кнутами, становились в круг, а всадник должен был напасть на них и прорваться внутрь круга. Пешие же мешали ему сделать это, нанося тяжелые удары. Это продолжалось до тех пор, пока какая-либо из сторон не добивалась успеха.

Свадебные церемонии проходили согласно особым правилам и обрядам. Они продолжались несколько дней и дорого стоили. Но подарки, преподнесенные жениху его родственниками и друзьями, несколько облегчали его затраты.

Танцевальные вечера носили название «джегу» и проводились лицами, которые имели на это право согласно обычаям и традициям. Они имели право прогнать с танцев любого, кто вел себя недостойным образом. Зажиточные люди одаривали их подарками. На вечерах юноши и девушки почтительно стояли, образуя круг, в то время как другие хлопали в ладони. Внутри этого круга танцевали парами, не больше одной пары каждый раз, а девушки играли на музыкальных инструментах.

Юноша выбирал девушек, с которыми хотел танцевать. Таким образом, эти вечера давали юношам и девушкам возможность лучше узнать друг друга, укрепить узы дружбы и любви, что служило первым шагом к женитьбе. В разгар танцев мужчины стреляли из пистолетов в воздух в знак радости и уважения к танцующей паре.

У нас много танцев, которые требуют мастерства и совершенства. Среди них кафа, удж, лезгинка, хешт и ло-куаже, которые одновременно чинны и красивы. Большие танцевальные вечера проходили на открытом воздухе, где появлялись и всадники, которые пытались помешать танцам, и тогда им давали простые подарки: шелковые флаги и платки, шкуру овцы и мех. Всадники удалялись и устраивали соревнования, на которых эти вещи разыгрывались как призы.

Музыка занимала важнейшее место на национальных праздниках или торжествах по поводу рождения ребенка. Среди черкесов были популярны такие музыкальные инструменты, как арфа, гитара и флейта, но впоследствии они были вытеснены гармоникой,

Молодые девушки увлекались игрой на музыкальных инструментах, слагали стихи, читали их экспромтом, обращались к юношам с рифмованными куплетами. Они свободно общались с мужчинами, несмотря на неодобрение служителей мусульманской религии, но после замужества они уже не посещали танцы, а оставались дома. До недавнего времени молодые женщины выполняли домашнюю работу, принимали гостей и прислуживали им, вышивали и делали другую подобную работу, но эти занятия были вытеснены более обычной каждодневной домашней работой и умственным трудом, потому что современные бытовые приборы привели к отмиранию тех прекрасных традиций.

Черкесы /то есть адыги/ занимались земледелием с древних времен: они сеяли зерновые, например кукурузу, ячмень, пшеницу, просо, а также сажали овощи. В нашем языке есть названия всех зерновых, кроме риса. После жатвы, перед тем как распорядиться новым урожаем, они совершали определенные обряды, так как необходимо было произнести молитвы и заклинания, после чего готовился пир из нового урожая, на который приглашались родственники и друзья. После этого можно было распоряжаться этим урожаем; выделялись пожертвования для бедных и нуждающихся, излишки продавались. Помимо земледелия наши праотцы разводили крупный рогатый скот и лошадей, и так как в древние времена не было денег, то они вели меновую торговлю и выменивали на зерно скот, ткани, одежду и другие товары.

Одежда их была похожа на наш современный наряд, который называется «черкеска», на голове мужчины носили «келпак» из мягкого меха и башлык, а на плечах «бурку» из войлока. Они также носили длинные и короткие сапоги, мех, сандалии и плотную хлопчатобумажную одежду.

Женщины носили длинное одеяние из хлопка или кисеи и короткое шелковое платье, которое называлось «бешмет», а также и другую одежду. Голову невесты украшала вышитая шапочка, отороченная мехом; она носила эту шапочку до рождения своего первого ребенка. Снять ее имел право только дядя ее мужа, дядя с отцовской стороны, но только при условии, что он одаривал новорожденного щедрыми подарками, включая деньги и скот, после чего мать ребенка снимала шапочку и повязывала голову шелковым платком. Пожилые женщины покрывали головы белыми хлопчатобумажными платками.

С самых ранних времен адыги имели обыкновение строить прямоугольные дома. Обычно четыре семьи получали квадратный участок земли, с тем чтобы построить на нем четыре дома, по одному в каждом углу.

Пространство в центре отводилось для повозок и скота. Эти строения напоминали некоторые старинные крепости в стране адыгов. Дома для гостей строились в отдалении от домов знати и на определенном расстоянии от княжеских домов. Руины старых строений и те дома, которые сейчас строят у нас на родине, убеждают, что наши праотцы строили крепости и замки для военных целей с большим мастерством и изобретательностью.

Чрезмерная гордость адыгов вызывалась их сильно развитым чувством собственного достоинства. Поэтому им трудно было стерпеть оскорбление, и они делали все возможное, чтобы отомстить за себя. Если случалось убийство, то мишенью для отмщения становился не только убийца, но и вся его семья и его родственники.

Смерть отца нельзя было оставить без отмщения. И если убийца хотел избежать ее, он должен был сам или с помощью своих друзей усыновить мальчика из семьи погибшего и воспитать его как своего сына. Впоследствии он возвращал юношу в дом отца с почестями, снабдив его лучшей одеждой, оружием и лошадьми.

Наказанием за убийство была смерть, приговор обычно выносился самим народом, убийцу бросали в реку, предварительно привязав к нему несколько камней 14.

Адыги подразделялись на несколько социальных классов, самым важным из которых был класс князей /пши/. Другими классами были класс знати /уорки/ и класс простых людей.

Представители знати /уздени или уорки/ отличались от других сословий своей культурой, привлекательной внешностью и строгой приверженностью принципам хорошего воспитания. Молодежь чрезвычайно уважала старших.

Князья занимали самое высокое положение и осуществ­ляли исполнительную власть. С помощью знати они выполняли решения и предписания, принятые большин­ством голосов на народном совете. На князя смотрели, как на святого, которому каждый человек, независимо от своего положения, должен был служить и добиваться его расположения. Каждый без колебаний мог пожертвовать собой ради князя, так как с самых ранних времен было известно, что князья - защитники народа /таково значе­ние слова пши в нашем языке/. У них было много сторонников и последователей во всех прослойках общества. Народная песня подтверждает это, заявляя: «В не­счастье наши князья - это наши крепости». Несмотря на высокое положение, святость и тот факт* что они владели всеми землями и тем, что было на них, князья были чрезвычайно скромны. Они обращались с представителями других классов как с равными, не выказывая ни гордости, ни хвастовства. Именно поэтому народ обожествлял и любил их. Князья, несмотря на свое могущество и величие, жили в скромных жилищах и довольствовались простой пищей. В большинстве случаев князь удовлетворялся куском вареного мяса и овсяным хлебом, питьем же ему служила знаменитая буза.

Таким образом, могущественный правитель ничем не владел для себя, а состояние его было таково, что люди обычно говорили: «Пищу для князя приносит сала­мандра», имея в виду, что он сам не знал, откуда она бралась.

Однако он получал все, что ему было необходимо, у своих сторонников и последователей. В ответ он должен был выполнять просьбы своих подданных и защищать их от нападений. Любой из его подданных или сторонников имел право прийти к нему в любое время посидеть с ним и разделить его пищу и питье. Князь не должен был ничего утаивать от своих подданных и должен был щедро их одаривать. Если какая-либо вещь понравилась, его подданному, например оружие, и он просил ее, князь никогда не отказывал в этом. Из-за своей" щедрости в раздаривании личной одежды князья редко были так нарядны, как их подданные. Им приходилось носить простую обычную одежду.

Страна черкесов не имела административных делений, и ее люди не подчинялись строгим законам. В большинстве случаев люди должны были сами отстаивать свою свободу и ненавидели всякое проявление строгой власти и деспотических правителей. Народ инстинктивно питал отвращение к подчинению строгим приказам, ибо полагал, что абсолютная, неограниченная личная свобода была величайшим даром бога человечеству и, следовательно, каждый имел на нее право.

И все же в семье и в обществе царила дисциплина и спокойствие. Авторитет в семье определялся по возрасту и полу. Так, дети подчинялись отцу, жена - мужу, а сестра - брату и т. д..Каждый был волен выбирать себе родину и строить себе дом, где и когда он пожелает. Традиции имели силу закона, им подчинялись во всех гражданских делах, и неповиновение им считалось преступлением.

Старшие созывали народные собрания, когда возника­ла необходимость обдумать и обсудить серьезные вопросы. Их решения считались непререкаемыми, и им беспреко­словно подчинялись.

Что касается законодательства, то здесь князья представляли проекты законов и предписаний совету старейшин, который созывался для обсуждения предло­женных проектов. Если совет одобрял предложение, оно передавалось в совет знати, который, как и совет старейшин, изучал и рассматривал эти предложения, чтобы убедиться в их полезности.

Еще в древние времена наш народ приобщился к прогрессу и цивилизации. Черкесы вооружали крепости и замки, строили стены вокруг своих городов, чтобы отбивать атаки диких народов. Кроме того, они занимались ремеслами, в том числе производством железа, которое они добывали на своей земле и из которого изготовляли домашнюю утварь, например, кружки, чашки и бочки, а также военное оружие: мечи, щиты и т.д.

Памятники, которые еще стоят на старых кладбищах и изображают героев, всадников и знатных людей с щитами, шлемами, мечами и прочими доспехами, а также надписи и резные изображения (рук, мечей, доспехов, сапог и т. д.), которые мы находим на скалах, убедительно показывают нам, как преуспели наши деды в резьбе, скульптуре, рисунке и других видах изобразительного искусства.

Много древних скульптур было обнаружено на берегах реки Лескен в Кабарде. Большинство их них - это произведения искусства в память о героях и князьях. Имена, высеченные на этих скульптурах, совпадают с именами героев, упоминаемых в наших преданиях и легендах.

Что касается древних строений, все еще существующих в стране адыгов, они были сооружены, когда народ находился под влиянием греческой цивилизации, мы и теперь находим остатки церквей, которые были построе­ны в греческом стиле. Одна из таких церквей расположена на берегу реки Кубань, а две другие лежат между реками Кубань и Теберда. Первая из них известна под названием «шууне», что означает «дом всадника», а одна из двух других известна как «хаса мива», что означает «камень судьи». Говорят, что в ней находится скала с изображени­ем ноги собаки и конской подковы, и что в скале было узкое отверстие, с помощью которого определялась виновность или невиновность обвиняемого. Каждого подозреваемого заставляли пройти через это отверстие, и утверждалось, что невиновные свободно проходили через него, как бы тучны они ни были, в то время как виновные не могли пройти независимо от своих размеров.

Адыги обычно посещали замок Джулат вблизи реки Малка, где они давали клятвы, просили прощения у бога, приносили жертвы во имя примирения враждующих братьев или друзей, когда между ними вспыхивала ссора. Если двое братьев в ссоре и хотели помириться, каждый из них отправлялся к этому замку, беря с собой лук и стрелы. И на этом священном месте они брались за разные концы стрелы, и каждый давал клятву не обманывать, не причинять вред и не ссориться с другим. Затем они ломали стрелу и возвращались как два верных друга. Известно, что после того, как это место некоторое время было оккупировано татарским князем Коджа Бердиханом, кабардинцы стали называть его Татартуп.

Одним из самых интересных мест Кабарды является Нарт-Сано, которое находится в городе Кисловодске, и где берет начало источник минеральных вод.

Это место играет значительную роль в древних народных песнях и преданиях. Древние черкесы обожествляли это место и пили из его источника. Они называли его «водой героев» или «источником нартов», о котором мы уже говорили. Когда нарты хотели напиться из этого источника, они собирались в доме своего предводителя, который был самым старшим и самым знатным из них, а к двери дома для гостей привязывали желтого быка, которого должны были принести в жертву. Затем они зажигали шесть факелов, произносили молитвы и заклинания, пели песни, в которых восхваляли источник героев: «Время пришло. Пойдемте пить из источника героев!»

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.



В продолжение темы:
Детская мода

3 мая 2016 года в Светлый Вторник в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Арсения...

Новые статьи
/
Популярные