На каком году жизни ушел баталов. Умер известный актер алексей баталов. Профессиональное становление Алексея Баталова

В Москве на 89 году жизни скончался народный артист СССР . Актер умер в одной из московских больниц.

О смерти Баталова сообщил близкий друг артиста Владимир Иванов. Информацию о кончине актера подтвердили близкие Алексея Владимировича.

"Да, мы подтверждаем, Алексей Владимирович скончался сегодня ночью", - сказали в семье актера журналистам. Последнее время Алексей Баталов тяжело болел. Ранее супруга артиста Гитана Леонтенко рассказала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

В январе актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. РБК Иванов также сообщил, что Баталов умер "сегодня под утро, во сне". По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится в московском Доме Кино, сообщил ТАСС заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев.

"Дату мы пока не определили. Отпевание - в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище", - сказал он.

Ранее о том, что Баталов, скорее всего, будет погребен на Преображенском кладбище столицы, сообщил "Интерфаксу" Владимир Иванов.

"Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения.

"Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов. По его словам, о смерти легендарного актера уже сообщили руководителю Союза кинематографистов РФ Никите Михалкову, который будет помогать в организации прощания и похорон Баталова.

"Сам Алексей Владимирович просил похоронить его на Преображенском кладбище рядом с мамой", - сказал Иванов.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Его отчимом был писатель-сатирик, драматург и сценарист Виктор Ардов. В доме семьи часто бывали известные люди, в том числе подолгу гостила известная поэтесса Анна Ахматова.

Баталов впервые вышел на сцену в возрасте 14 лет в Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр. Через год он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".

Алексей Баталов сыграл более чем в 40 картинах, в том числе в пяти фильмах Иосифа Хейфица: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья", - а также в фильмах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Зонтик для новобрачных".

Одна из самых известных лент с его участием - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, где он сыграл роль слесаря Гоши. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственной премии СССР.

В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три фильма - "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому.

В 1950-1953 годах актер работал в Центральном театре Российской армии, в 1953-1957 годах - в МХАТ им. Горького (ныне МХТ им. А. П. Чехова).

Баталов много работал на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.

В 1975 году Алексей Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии (ВГИК). С 1980 года - профессор ВГИКа. В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году.

В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году Баталову присвоили звание Героя Социалистического труда. Актер награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" за 1997 год, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год.

В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.

В Москве в возрасте 88 лет умер известнейший актер Алексей Баталов. Он сыграл множество ролей в кино, но самым популярным стал его герой Гоша из кинофильма "Москва слезам не верит". Актер вплоть до 2008 года продолжал участвовать в съемочном процессе, озвучивал фильмы и мультфильмы."Страна" собрала интересные факты из жизни кумира.

Мальчик из богемной среды

Алексей Баталов родился в 1928 году в актерской семье - его отец Владимир Баталов и мать Нина Ольшевская состояли в труппе МХАТа. Там же работали его дядя и тетя. Кстати, его бабушка дворянка и дедушки сидели в тюрьме, так как из признали "врагами народа".

Со временем родители развелись и мама вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова. Алексей Баталов рос в богемной среде - к ним домой заходили в гости известные люди: Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и другие.

Эвакуация и первые роли

В июле 1941 года Алексей Баталов вместе с матерью был эвакуирован в Татарию - в город Бугульму. Там его мать организовала собственный театр и сын с 14 лет трудился там рабочим сцены. В эвакуации он впервые вышел на театральную сцену (спектакль поставила его мать).

В 16-летнем возрасте Баталов впервые дебютировал в кино, когда исполнил эпизодическую роль в фильме "Зоя", посвященному подвигу Зои Космодемьянской. Создатели фильма задействовали в съемках весь класс, в котором учился Баталов. Он сыграл школьника по имени Алеша.

Сам актер позже вспоминал, что после команды "Мотор!" не мог выговорить ни слова. А родители отчитали начинающего актера за то, что он не смог справиться с волнением.

Фото: Первая роль в кино, Баталову было 16 лет/google.com.ua

В 1953 году после службы, Алексей Баталов был принят в труппу МХАТа и в то же время получил приглашение сняться в кино "Большая семья", где исполнил главную роль рабочего Алексея Журбина.

"Летят журавли"

А в 1957 году на экраны вышел фильм "Летят журавли", где Баталов сыграл Бориса Бороздина. После этого актер стал знаменитым. А картина получила"Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля.

В Советском Союзе этот фильм посмотрели 28 млн человек. Показы фильма в Европе также прошли с огромным успехом.

Фото: Кадр из фильма "Летят журавли"/google.com.ua

Также актер ярко проявил себя в картинах 1950-х годов "Дорогой мой человек" и "Дама с собачкой".

В 1958 году Алексей Баталов дебютировал, как режиссер, поставив картину "Шинель" по повести Николая Гоголя.

В 1961 году он получил роль в ленте Михаила Ромма "Девять дней одного года", который по опросу читателей журнала "Советский экран" был назван лучшим фильмом года, а сам Баталов - лучшим актером года в Советском Союзе.

В 1965 году Баталов экранизировал детскую сказку Ю. Олеши "Три толстяка", сыграв в ней одну из главных ролей - Тибула. Во время съемок опасной сцены прохода по канату, натянутому над площадью, артист отказался от помощи дублёра. Он исполнил этот трюк самостоятельно.

"Москва слезам не верит"

В 1980 году в карьере Алексея вновь был новый взлет после роли персонажа Гоши в фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". В том же году картина была удостоена высшей награды американской Академии киноискусств - премии "Оскар".

Кстати, именно благодаря Баталову в этой ленте снялась актриса Наталья Вавилова, которая сыграла дочь главной героини. Дело в том, что её родители были категорически против того, чтобы она снималась в кино - они готовили ее к дипломатической карьере. Артист лично пришел к ним в дом и попросил отпустить Наталью на съемки. Строгие родители Вавиловой не смогли отказать знаменитому актеру.

После оглушительного успеха фильма, Баталова начали называть "секс-символом советской эпохи", однако сам актер этого не любил.

"Мне это совершенно непонятно. Просто непонятно, как это можно назвать человека "секс-символом". Это подходит для быка, которого ведут на случку. Но я-то не бык, все-таки", - заявил Баталов в одном из интервью.

Фото: В образе Гоши в фильме "Москва слезам не верит"/google.com.ua

Личная жизнь

Дважды женат. Первой супругой актера была дочь художника Константина Ротова Ирина, которая родила актеру дочь Надежду.

С будущей женой Алексей Владимирович познакомился еще в детстве. Она была дочерью известного советского художника-карикатуриста Константина Павловича Ротова. Влюбленные сыграли свадьбу, как только им исполнилось 18 лет.

Художник Ротов однажды получил задание нарисовать иллюстрации к "Дяде Стёпе" Сергея Михалкова. Константин Павлович срисовал главного героя знаменитого детского стихотворения со своего довольно высокого зятя, с которым он находился в очень тёплых дружеских отношениях.

Фото: Первая супруга Ирина Ротова/google.com.ua

Алексей Баталов и Ирина Ротова прожили вместе не очень долго. Им пришлось разойтись, так как Баталов, по его собственным признаниям, уделял недостаточно времени своей супруге и дочери Наде. Тёще артиста очень не нравилась его профессия.

Новая любовь пришла к Баталову совершенно неожиданно - на съёмках картины "Большая семья" он познакомился с цирковой артисткой, наездницей-цыганкой Гитаной Леонтенко и влюбился в неё с первого взгляда. Поженились они лишь спустя 10 лет после знакомства.

Фото: Со второй супругой Гитаной Леонтенко/google.com.ua

После рождения дочери Маши Леоненко пришлось оставить арену - девочка родилась с тяжёлым заболеванием (церебральный паралич), и ей требовался постоянный уход. Для супругов это стало серьёзным испытанием, однако они сделали всё возможное, чтобы их дочка была счастлива. Мария окончила институт и сейчас занимается литературной деятельностью.

Отношение к политике

11 марта 2014 года Баталов подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции президента РФ по Украине и Крыму.

Болезнь

У Алексея Баталова были проблемы с сосудами, отчего часто кружилась голова. Во время очередного обострения болезни в январе 2017 года он упал дома и сломал шейку правого бедра, а через месяц ему была проведена восстановительная операция, после которой он уже не покидал стены больницы. За день до смерти его причастил священник в стенах больничной палаты. Алексей Владимирович умер во сне. Смерть была зарегистрирована в 6 часов утра, 15 июня 2017 года.

Напомним, что народный артист СССР Алексей Баталов в одной из московских больниц. В 2017 году Баталов дважды попадал в больницу

В Москве в четверг, 15 июня, в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов. Актер умер в одной из московских больниц. Об этом газете "Комсомольская правда" сообщил близкий друг артиста Владимир Иванов. Информацию о кончине актера радиостанции "Эхо Москвы" подтвердили близкие Баталова. Иванов также подтвердил ТАСС сообщения о смерти актера.

"Да, мы подтверждаем, Алексей Владимирович скончался сегодня ночью", - сказали РИА "Новости" в семье актера. Последнее время Алексей Баталов тяжело болел. Ранее супруга артиста Гитана Леонтенко рассказала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

В январе актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал "КП" Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. РБК Иванов также сообщил, что Баталов умер "сегодня под утро, во сне". По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится в московском Доме Кино, сообщил ТАСС заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. "Дату мы пока не определили. Отпевание - в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище", - сказал он.

Ранее о том, что Баталов, скорее всего, будет погребен на Преображенском кладбище столицы, сообщил "Интерфаксу" Владимир Иванов. "Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов. По его словам, о смерти легендарного актера уже сообщили руководителю Союза кинематографистов РФ Никите Михалкову, который будет помогать в организации прощания и похорон Баталова. "Сам Алексей Владимирович просил похоронить его на Преображенском кладбище рядом с мамой", - сказал Иванов.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Его отчимом был писатель-сатирик, драматург и сценарист Виктор Ардов. В доме семьи часто бывали известные люди, в том числе подолгу гостила известная поэтесса Анна Ахматова.

Баталов впервые вышел на сцену в возрасте 14 лет в Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр. Через год он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".

Алексей Баталов сыграл более чем в 40 картинах, в том числе в пяти фильмах Иосифа Хейфица: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья", - а также в фильмах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Зонтик для новобрачных".

Одна из самых известных лент с его участием - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, где он сыграл роль слесаря Гоши. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственной премии СССР.

В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три фильма - "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому.

В 1950-1953 годах актер работал в Центральном театре Российской армии, в 1953-1957 годах - в МХАТ им. Горького (ныне МХТ им. А. П. Чехова).

Баталов много работал на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.

В 1975 году Алексей Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии (ВГИК). С 1980 года - профессор ВГИКа. В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году. В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году Баталову присвоили звание Героя Социалистического труда. Актер награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" за 1997 год, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год.

В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.

Актер Алексей Баталов скончался на 89-м году жизни. Как сообщил его друг Владимир Иванов журналистам, вчера артиста причастил священник. По некоторым данным, смерть наступила во сне. Последние пять месяцев мужчина находился в больнице.

Все время пребывания в лечебном учреждении за Баталовым ухаживала супруга Гитана Аркадьевна. Буквально неделю назад артист выходил на связь с журналистами. Тогда стало известно, что семья актера выиграла суд против соседа, построившего незаконно баню на их участке в Переделкино. Однако звезда фильмов «Москва слезам не верит» и «Летят журавли» отметил, что ему уже все равно, как разрешится ситуация.

Напомним, что 22 января Баталов получил перелом шейки бедра со смещением. Подобные травмы в таком преклонном возрасте считаются одними из самых опасных. Актеру пришлось перенести операцию по протезированию сустава. Однако после хирургического вмешательства у артиста начались осложнения.

Многие звезды уже начали оставлять соболезнования близким Алексея Владимировича. Певец Олег Газманов опубликовал пост, в котором отметил таланты Баталова.

«Ушел из жизни Алексей Баталов и унес с собой большую часть моих прекрасных светлых детских и юношеских воспоминаний. Думаю, что миллионы людей, прочитав эту скорбную новость, горестно вздохнули и вспомнили его великие роли в фильмах «Москва слезам не верит» и «Летят журавли», - написал музыкант.

Звезда сериала «Универ» Алексей Лемар учился на курсе у известного артиста во ВГИКе.

«Я безумно благодарен вам за то, что еще на первом курсе вы совместно с моей семьей вытащили меня из армии, куда я по ошибки загремел. Спасибо, за то, что моя первая профессиональная работа на ТВ была вместе с вами в паре, на проекте Сергея Майорова «Истории в деталях». Низкий поклон за то, что вы отпускали меня на съемки и давали мудрые советы, под сизый дым вашей трубки, у себя в кабинете, вдохновляя на то, чтобы я практическим опытом познавал кинематограф, радио, тв, литературу, осваивая разные профессии в этих видах искусства. Невероятно благодарен, что привили мне любовь, мудрость, человечность в отношении этого мира», - отметил актер.

Как сообщили журналисты «Комсомольской правды» , в ночь со среды на четверг Алексей Владимирович заснул и не проснулся. По предварительной информации, рано утром у него остановилось сердце. Друг артиста Владимир Иванов отметил, что Баталова похорронят рядом с его матерью на Преображенском кладбище. Позднее семья звезды подтвердила, что звезда кино ушел из жизни.

Позднее журналисты пообщались со священником Михаилом Ардовым, который бывал у Баталова в палате.

«Я навещал Алешу в больнице примерно месяц назад, - рассказал Михаил Викторович - Он был уже очень плох. К нему регулярно приходил батюшка из Патриархии».

Актер запомнился российским зрителям по фильмам «Москва слезам не верит», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Живой труп» и «Дама с собачкой».

Эта смерть подытожила эпоху, когда о киногероях спорили в газетах, университетах, на работе и дома. Когда кино в России было больше, чем кино - оно не только считалось, но и было одним из важных жизненных ориентиров.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит". Фото: kinopoisk.ru

Баталову посчастливилось выразить эту эпоху, а нам повезло с Баталовым: его лобастый, вихрастый, упрямый и принципиальный герой сопровождал судьбу многих поколений и ее несомненно формировал.

"Много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья", - писал в своей поэме Гоголь. Это для искусства правило непреходящее: есть личность - есть искусство. Баталов был личностью. Его душевные качества, его убежденность и жизненные принципы магическим образом сообщались его персонажам, давали им масштаб, энергию и его неповторимое, баталовское обаяние. Владимир Меньшов, автор оскароносного фильма "Москва слезам не верит", вспоминал, как выбор именно этого актера перевернул всю задуманную концепцию роли и как Гоша из "хамоватого мужика, говорившего всем колкости и гадости", превратился в "рабочего интеллигента", в "аристократа золотые руки", способного установить свои правила в жизни героини - на правах мужчины. Феминистки скандалят, завидев картину, и до сих пор, - но и они не могут не признавать притягательность героя, его внутреннюю силу и чистоту.

Алексей Баталов своим появлением произвел в нашем кино революцию. Не в одиночку, конечно: в эпоху "оттепели" отлитых в бронзе персонажей сменяли герои живые и думающие. Но сейчас уже трудно вообразить взрыв в умонастроениях общества, какой произвели первые роли Баталова: рабочий парень в фильме "Большая семья" и простой шоферюга в "Деле Румянцева". Пролетарскую простецкость не умеющих сомневаться персонажей - "своего парня" Бориса Чиркова или монументального Бориса Андреева - сменил человек размышляющий. И оказалось, что сомневаться и сопротивляться можно и нужно, что временем теперь востребован человек с самостоятельной жизненной позицией.

Баталов вернул нашему кино великую литературную традицию

Тихая, лирическая, камерная "Дама с собачкой" - картина, где молчания было больше, чем диалогов, - как ни удивительно, тоже несла в себе взрывное ощущение непривычной свободы. На этот раз - свободы чувств, права человека на свободу личной жизни. Герои противостояли замшелости общественных установлений и уже тем "революционизировали" умонастроения. Простая человеческая история, ее трактовка актерами Ией Саввиной и Алексеем Баталовым воспринимались как дуновение из иного мира. Более раскованного, открытого, естественного.

Приходила пора фильмов-диспутов, идеально вписавшихся в оттепельный мир поэтических вечеров в Политехническом, споров "физиков и лириков", театра "Современник", принципиально новых молодых героев. Символами времени стали Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Девять дней одного года" - физики-ядерщики, романтики и прагматики, идущие навстречу опасностям как к вратам в новые эпохи. Кино уже не транслировало в массы официальные установки, а говорило с согражданами на равных - думая вместе с ними, сомневаясь и споря. Этот мощный рывок в будущее, свободное от предрассудков и сменившее веру на знание, Баталов воплощал идеально.

Он был больше, чем кинозвездой. Если в те же годы вся Америка делала макияж под Мэрилин Монро, зрители Советского Союза сверяли по Баталову свое сердце, мысли, жизнь. Разница принципиальна. "Девять дней..." в кинотеатрах посмотрели около 25 млн. человек, по опросам журнала "Советский экран" Баталов был признан актером года.

На самом деле ему повезло воплотить то неуловимое, что называют национальной идеей. В мировом кино таких персонажей тоже немного: во Франции таким был Жерар Филип, в Италии - Анна Маньяни, в США - Джон Уэйн. Баталов с его "простонародным" обаянием, но закваской истинного интеллигента вернул тогда нашему кино великую литературную традицию, заставившую мир предполагать в русских особую стать и сложность душевной организации. Традицию, наиболее полно выраженную Толстым, Чеховым, Буниным, а потом адаптированную к советским реалиям и, в сущности, уничтоженную. Герои Баталова как бы соединяли утонувшее в Лете прошлое с тем будущим, в которое шел, рискуя собой, его Гусев из "Девяти дней...". Они утверждали: может ломаться общественный строй, но национальный характер неуничтожим.

И здесь нужно вспомнить о том, откуда пошла эта человеческая закваска. Племянник знаменитого актера Николая Баталова, сын мхатовских артистов Владимира Баталова и Нины Ольшевской, выросший в доме писателя Виктора Ардова в кругу таких людей, как Булгаков, Шостакович, Олеша, Мандельштам, Светлов, Раневская, Зощенко, с юности подружившийся с Анной Ахматовой и даже написавший ее портрет, Алексей Баталов не мог не пойти в актеры, в Школу-студию Художественного театра. И на киноэкране впервые появился уже в 16 лет - в фильме "Зоя". Его сразу полюбила кинокамера: ей здесь есть за чем наблюдать и что выявлять через взгляд героя и неуловимые изменения его мимики. Когда герой на экране вдруг становится тобою, сидящим в зале, и ты уже готов пройти вместе с ним его - наш! - путь испытаний и сомнений. Только такой актер из лицедея способен стать национальным героем и символом. И любую свою роль укрупнить до главной.

Такой феномен произошел, например, в военной драме "Летят журавли" - первом и пока единственном нашем фильме, увенчанном Золотой пальмовой ветвью Каннского фестиваля. Герой Баталова Борис появляется в начальном эпизоде картины, потом уходит на фронт и погибает. Но эти немногие кадры его лица сопровождают нас в течение всей картины, а потом и всей нашей последующей жизни. Такими важными для всех нас героями были созданные им образы в фильмах "Дорогой мой человек", "День счастья", воплощение обостренной совести Протасов в "Живом трупе", Павел Власов в горьковской "Матери", где он вступил в рискованное состязание со своим прославленным родственником Николаем Баталовым.

Свою последнюю настоящую роль он сыграл в фильме "Москва слезам не верит" более 35 лет назад. Он понимал, вероятно, что с быстро меняющимся временем уходит и его герой, на смену устремленности вперед приходит мазохистское копание в собственных язвах, а веру в пока не познанное вновь вытесняет вера в непостижимое. Наступала иррациональная эпоха пофигизма, с которой он так и не смог, не захотел найти общий язык. Потому что до конца жизни оставался верен таким понятиям, как служение идеалу, достоинство и профессиональная честь. Уже немногие могут вспомнить, чем был Алексей Баталов для народа и страны и за что ему должны быть благодарны новые, более свободные и умные поколения. Его фильмы теперь принадлежность киноклубов и киноархивов, их все реже показывают по телевидению - вероятно, потому, что язык надежды, которым они с нами говорили, становится все менее понятным и актуальным.

Но надежда и порыв к свету вернется по тем же законам, по которым заморозки сменяет оттепель. И взыскующий взгляд Алексея Баталова снова будет поверять наши души и их согревать.



В продолжение темы:
Модные советы

Почему постная выпечка настолько актуальна? Первая причина - это патологическая нехватка времени у работающих женщин. Поэтому на каждой кухне требуются простые и максимально...

Новые статьи
/
Популярные