Описание по картине левитана март. Картина Левитана "Март": описание и анализ

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

Цель урока: развитие письменной речи обучающихся 4 класса посредством описания картины Исаака Ильича Левитана «Март».

    Формировать умение обучающихся составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;

    Обучать обучающихся правильному построению предложений с опорой на картину, с помощью дополнительного материала обогащать речь обучающихся эпитетами, метафорами, рекомендуя их к использованию в тексте сочинения; развивая речь и мышление обучающихся, настойчиво приучать их правильно рассуждать, делать собственные выводы, умозаключения;

    Упражнять обучающихся в распространении предложений, построении их согласно теме картины, помогать овладевать связной письменной речью; продолжать выработку у обучающихся навыков грамотного письма с использованием орфографических опор;

    Способствовать развитию творческого воображения детей;

    Воспитывать любовь к родной русской природе.

Оборудование: картина И.И.Левитана «Март», карточки по речевой работе, фонограмма: П.И.Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»

Ход урока

Материал для учителя

О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно посудить по картине "Март". Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что создавалась картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на полотне. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи, выполненной непосредственно на природе. На открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенною силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Портрет художника (может быть показан на проекторе).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины, и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

    Организационный момент.

Психологический настрой класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа по картине картины.

а) Рассматривание картины.

Ребята! Что изображено на картине? (оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья)

Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? (Настроение приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности…)

Можно использовать такой прием:

Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. (Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками; зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем; лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

Ребята! А какой день изобразил художник на этой картине? (День теплый, ясный, солнечный)

А что нам показывает, что день именно такой? (Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев)

Что вы можете сказать про цвет неба? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? (Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев под лучами солнца)

Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой)

Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

(Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (ответы обучающихся)

Посмотрите на картину внимательно и скажите, какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

(Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания)

б) Словарная работа

Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные. Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

Освещение, солнце

Основные цвета

Деревья и скворечник

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

в) Составление плана сочинения

Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (Эту работу можно делать вместе с классом только в том случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочинения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.

Примерный план сочинения (1 вариант)

1)Приближение весны

    Написание сочинения обучающимися.

    Самопроверка.

    Подведение итогов

Работы обучающихся 4а класс (2012-2013 уч. год)

Кобелькова Александра

Левитан Исаак Ильич прожил сорок лет. Он написал более тысячи картин. Картину «Март» Исаак Ильич написал в 1895 году. Эта картина находится в Третьяковской галерее.

На первом плане находится тропа, снег, крыльцо дома. Тропа глинистая, она еще не до конца растаяла. Тропа доходит до второго плана и идет дальше. Снег с загрязненной коркой, пахнет сыростью, растоптанный. На снегу есть маленькие ямы. Крыльцо дома, открыта дверь, столбы у крыльца светло-желтые. Крыша – богатого цвета. На крыше еще не растаял снег, только края крыши.

На втором плане сосновый бор, скворечник, лошадь, березы, снег, сугробы. Сосновый бор густой, зеленый, большой. Скворечник повешен на лысой березе. Он белый и не большой. Лошадь запряжена в сани. Березы – лысые, очень мало листьев, они только на верхушке. Снег с сугробами, на снегу следы.

Мне понравилась эта картина, и всем она нравится, потому что на ней изображен светлый и веселый день. Ветер дует нежно. И хочется очутиться в этом доме, на улице и в сосновом бору.

Назаренко Кирилл

Исаак Левитан написал эту картину в 1895 году. Написав более тысячи картин, картина «Март» единственная с изображением снега.

На картине изображены яркие тёплые тона, они показывают и доказывают, что это и есть март – тёплый и ласковый. На дальнем плане показан небольшой сбор деревьев, и туда ведут следы. Возможно, кто–то попросил последить за лошадью, а сам ушёл ненадолго. На картине слышны запахи лошадиного навоза, шерсти лошади, утренней свежести и, конечно, весны. Также слышны звуки колокольчиков лошадиной упряжки, капели и, возможно, реки неподалёку.

Картина вызывает счастье, тепло, радость и так хочется гулять по весеннему лесу.

Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

В 1860 году в литовском городе Кибартае родился мальчик, ставший впоследствии уникальным в своем роде художником-модернистом. Назван был Исааком, фамилию Левитан унаследовал от отца. В возрасте 10 лет вместе с семьей переехал в Москву, с тех пор дух России не покидал ни одно его полотно.

Именно поэтому принято считать его исключительно русским художником, несмотря на то, что родился он в другой стране и имел литовские корни. Исаак окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1885 году и еще в течение пяти лет писал исключительно пейзажи, в которых чувствовалась безукоризненная любовь к природе - иногда меланхоличная, иногда истеричная, но всегда искренняя и чистая.

«Март»

Картина Левитана «Март» была написана всецело с натуры, без применения этюдных штрихов. Она считается одним из самых знаменитых полотен художника и занимает особое место в Третьяковской галерее. Описание картины Левитана «Март» позволяет прочувствовать настроение мастера и наиболее подробно провести анализ. На первый взгляд кажется, что на полотне нет ничего особенного - изба, в сани, и лес, деревья которого бросают свою синеватую тень на подтаявший снег. Если присмотреться и на мгновение стоящим на том самом мокром снегу, то можно заметить множество мелочей, из которых и складывается великий дух природы, кропотливо переданный любовью автора.

Описание картины

Картина Исаака Левитана «Март» в буквальном смысле слова обладает чеховской детальностью - на ней не изображено ничего лишнего. Это и маленький яркий скворечник, ожидающий прилета стрижей, и ослепляющее голубое небо, сияние которого усиливается от белого снега, и распахнутые двери деревянного дома, олицетворяющие приход весны, и мокрая земля, пробивающаяся сквозь тонкий слой снега, и сам снег, который уже давно перестал быть белым, он словно из последних сил задерживается на поверхности земли под силой теплого солнца, отчего кажется тяжелым, да и копна его на крыше крыльца вот-вот упадет, не выдержав тяжести от уже растаявшей воды. Картина Левитана "Март" была первым полотном, на котором настолько реалистично и правдиво написан снег. Удивительно еще и то, что Исаак до этой работы крайне редко писал отдавая предпочтение теплым временам года, когда расцветающая природа достигала своего апогея.

Лес

Несомненно, громкие обсуждения вызвала работа, которую написал Левитан - «Март», описание картины всегда было разнообразным, что говорило о ее уникальности, в каждом оставалась особая нотка настроения. Однако при упоминании о картине мало кто одаривал своим вниманием изображенный на ней лес. Подобного рода символизма не было ранее, что только еще раз подчеркивает безукоризненность таланта. Не случайно на дальнем плане деревья более темные, а ближе к центру - светлые, тонкие, тянущиеся к весеннему солнцу. Картина Левитана «Март» зашифровывает за лесомхолодную и мрачную зиму, нарочито убирая ее вдаль, что говорит о наступлении весны - подтверждением могут служить свежие ветки березы, освещенные солнцем, на которых прочно держится белый скворечник. Ветки словно сливаются с небом, олицетворяя единство и силу природы.

Цветовая гамма дома

Картина Левитана «Март», как уже говорилось выше, пропитана символизмом. В первую очередь он отражается в цветовом решении. Если посмотреть на дом, чьи стены окрашены в светлый желтовато-коричневый цвет, то можно судить о зарождении новой жизни, так как желтый цвет считается цветом солнца, мира и природы. Двери дома распахнуты настежь, как бы выпуская надоевший зимний холод и встречая приход весны. Это говорит о том, что оживает не только природа, но и быт людей, яркие теплые краски масла на холсте представляют дом в качестве сгустка радости и уюта. Несмотря на то что дом не расположен по центру, а находится справа от центральной части, он является одним из основных ключевых фрагментов полотна.

Цвет скворечника и снега

О том, что снег на картине особенный, было уже сказано выше. Его исполнение оставило после себя настоящую школу мастерства для российских художников. На дальнем плане снег голубоватого оттенка, что опять же является отражением холода и зимы, но на переднем плане снег белый, смешавшийся с глиной, что указывает не просто на уход одного времени года, но и на слияние двух. Если внимательно рассмотреть картину, то можно заметить одинаковые оттенки цвета снега на переднем плане и скворечника на дереве. С одной стороны, это исчезновение одного, интерпретацию этого можно увидеть именно в местах, где снег сливается с землей, а с другой - начало нового, того нового, что практически заняло лидирующую позицию в виде скворечника, сливающегося с небом. в данном случае - цвет лидирующей, правительствующей ниши, и весна здесь занимает более высокие позиции, нежели уходящая зима.

История

Нет сомнений в гениальности полотна, которое написал Исаак Левитан - «Март». Описание картины наилучшее этому подтверждение. После того как полотно вышло в свет, многие художники-пейзажисты пытались скопировать технику и стиль автора, обучаясь тем самым навыкам написания «холодной природы». Картина стала своеобразной российской живописи, которая до сих пор не утеряла своей актуальности и эстетической ценности. Известно, что автор писал картину в период острой влюбленности и кто знает, может быть, именно это способствовало созданию светлого и мажорного полотна, пропитанного пафосом и чувственностью.




«Март» - хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860-1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 1489). Размер - 60 × 75 см.

Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым.

Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника.

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века - Игоря Грабаря, Константина Юона и других.

В 1894-1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей - художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера}

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные