Особняк П.П. Смирнова. Тверской бульвар д.18. Проверяем даты, наличие мест и цены

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.

Особняк Смирнова – один из самых блестящих дворцов московского модерна, возведенный легендарным архитектором Фёдором Шехтелем для сына знаменитого водочного короля России Петра Смирнова. Фотографии дома № 18 по Тверскому бульвару можно обнаружить во многих путеводителях, но побывать внутри роскошного дворца доводилось немногим, да и те немногие попадали сюда не по своей воле... Ирония судьбы в том, что этот великолепный особняк строился для красивой жизни, а стал местом "прописки" самых невеселых учреждений города. В 1922 году здесь размещается Ревтрибунал и народный суд, долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из самых «закрытых» памятников советской столицы.
А ведь особняк Смирнова - один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, считающийся самой интересной постройкой Шехтеля , роскошь интерьеров которого соответствовала статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. В шикарных интерьерах особняка проходили праздничные приемы, пышные балы и дворянские собрания, проводились художественные выставки и концерты. Здесь выступали Рахманинов и Шаляпин, и даже прежнее название особняка также соответствовало его выдающемуся статусу - Дом приемов "Империя". Сегодня в особняке Смирнова проходят международные симпозиумы, выставки, модные показы и торжественные приемы самых высоких персон! (По секрету - Алла Борисовна Пугачева отмечала один из своих юбилеев в особняке Смирнова)Реставрация парадных залов особняка Смирнова, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие, и нам представляется редкая возможность пройти по поражающим залам уникального особняка и услышать захватывающий рассказ о судьбах его обитателей в исторических декорациях. Кстати, романтическая история постройки и отделки особняка описана у самого Гиляровского! Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Залы особняка представляют собой роскошное "путешествие" по странам и эпохам от Древнего Египта до Итальянского Возрождения. Особняк Смирнова был не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения - вы увидите первые в Москве "встроенные" электрические потолочные светильники - еще одна гениальная находка Шехтеля. В ходе экскурсии вы научитесь расшифровывать тайные знаки, символы и послания, которые Шехтель оставлял в каждом построенном им особняке. Воздушные лестницы и необыкновенные, громадные витражи, похожие на окна готического собора, пышная потолочная лепнина в стиле модерн с барельефами и росписями, украшенные необыкновенными люстрами и светильниками, резные с позолотой, массивные двери с изящными ручками и великолепные мраморные камины (каждый камин в каждом зале - настоящее произведение искусства, имеет свой "сюжет" и каждая скульптура и барельеф на камине - это тоже секретное послание Шехтеля, несущее свой сакральный смысл) - настоящий эстетический пир!

Продолжительность: 1 час 15 минут

Экскурсионная программа:

12:30 Сбор группы у здания МХАТа им. М. Горького на Тверском бульваре (метро Пушкинская).
Гид с табличкой «Дом П.П. Смирнова».

Посещение особняка П.П. Смирнова с осмотром интерьеров парадных комнат.


В стоимость входит: услуги экскурсовода, посещение особняка П.П. Смирнова.

В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

Это интересно:
Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
- одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
- один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
- первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
- первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

19 мая в 15-30. Особняк Смирнова – один из самых роскошных и причудливых дворцов московского модерна. Выстроен великим Фёдором Шехтелем для сына знаменитого водочного короля России Петра Смирнова. Фотографии дома № 18 по Тверскому бульвару можно обнаружить во многих путеводителях, но об удивительных интерьерах здания до последнего момента знали немногие. У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невеселых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.

Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Залы особняка представляют собой путешествие по странам и эпохам от Древнего Египта до итальянского Возрождения. Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

В 1922 году здесь размещается ревтрибунал, народный суд, затем – прокуратура. Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд. Нам предоставляется редкая возможность пройти по удивительным залам уникального особняка и услышать о судьбах его обитателей.

Участие 1000 рублей (высокая цена обусловлена тем, что мы отдаем владельцам особняка 15000р. за вход, вне зависимости от количества человек в группе). Гид — художник и краевед Ирина Левина. Продолжительность 1 час 40 мин. Фотосъемка разрешена.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные