Сакральный смысл Русских народных сказок. Курочка Ряба. Сказка о Курочке Рябе - о чем она? Краткое содержание курочки рябы

Главные герои:

  1. Курочка Ряба, умеющая нести золотые яйца.
  2. Дед с бабой, старики расстраивающихся из-за мелких неприятностей.
  3. Мышка — виновница сказки, без нее и сказки бы не было.

Краткое содержание: Русская народная сказка «Курочка Ряба» показывает детям всю ценность того, что они имеют в данный момент времени. Благодаря её изучению удается привить ребенку способности ценить то, что у него есть и стремится к улучшению своей жизни. Краткое содержание сказки заключается в том, что у деда с бабой была курочка Ряба. Однажды она снесла яйцо из чистого золота, которое по непонятным причинам они решили разбить. Попытки деда не увенчались успехом, как и старания бабы – яйцо осталось целым. Но, мышка, пробегающая рядом, просто зацепила яйцо хвостиком и оно упало. В результате падения на пол золотое яйцо разбилось. Дед с бабой начали грустить о том, что яичко лопнуло, но курочка начала их успокаивать и пообещала снести еще одно, только в этот раз простое.

Курочка Ряба (короткая версия)

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил — не разбил.

Баба била — не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!+

Курочка Ряба (длинная версия)

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Евгения Сердюкова
Конспект занятия «Пересказ сказки «Курочка Ряба»

Задачи : формировать умение пересказывать знакомые им литературные произведения, составлению коротких рассказов с помощью взрослого ;уточнить и закрепить правильное произношение звука а, формировать умение четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание.

Материал. Настольный театр «Курочка - ряба » ; игрушки : гусь, лягушка.

Воспитатель. Ребята, а вы любите слушать сказки ,сейчас мы послушаем сказку «Курочка - ряба » .

(настольный театр,)

Воспитатель. Вам понравилась сказка ?. Сейчас мы будем рассказывать ее вместе . Я начну, а вы мне будете помогать. (Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)

Воспитатель. Жили-были.

Дети. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Дети. Курочка - ряба . И т. д.

По ходу рассказа (по мере того как ребенок заканчивает фразу) воспитатель ставит на стол соответствующую фигурку настольного театра. Затем еще раз рассказывает с детьми сказку , но без настольного театра.

Физкультминутка. Воспитатель : «А теперь давайте мы немножко отдохнём Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете курочками и петушками . Вот вышли курочки и петушки погулять (дети встают и шагают вместе, зернышки увидели и стали их клевать».

Воспитатель : «Посмотрите, кто это к нам пришел? Это. (щенок) . Его зовут. (Гав) . Как зовут щенка? (Хоровые и индивидуальные ответы.) идет, и песенку поет : гав-гaв. Какую песенку спел щенок Гав? А кто это прыгает? Правильно, это лягушка. Ква её зовут. Как лягушку зовут? Она прыгает и поет свою песенку. Какую поет песенку лягушка? (Кваа-кваа.) Сейчас мы с вами поиграем. Вы должны будете отгадывать, кто поет песенку : щенок Гав или лягушка Ква».

Воспитатель убирает со стола игрушки и произносит звукосочетания в любом порядке, но обязательно с выделением звука а.

Воспитатель : «Молодцы, кто пел песенку,вы правильно отгадали,. А сейчас мы пойдем гулять. На улице холодно. Я проверю ваши горлышки. У кого болит горло? Откройте широко рот и скажите громко : ааа-ааа. Ну, все дети здоровы, все пойдут гулять».

Публикации по теме:

Конспект занятия «В гостях у сказки «Курочка Ряба» Тема «В гостях у сказки «Курочка Ряба». Цель. Приобщение детей к русским народным сказкам. Задачи. Образовательные: формировать представление.

ГКУЗ Архангельской обл. «Северодвинский дом ребёнка» Автор сценария Алексеева И. Л., воспитатель; декорации, костюмы, постановка Вершинина.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Зёрнышко» с. Ст. Шёлокша Использование фольклора.

Конспект НОД. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» Образовательная область: речевое развитие Воспитатель МБДОУ ДСОВ «Солнышко» Малыгина Мария Андреевна. Возрастная группа: первая младшая.

Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе. В гостях у сказки "Курочка Ряба". Задачи: Продолжать знакомить детей с русской.

Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи. Пересказ сказки «Курочка ряба». ЗАДАЧИ: -связная речь: учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; -словарь.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» МБДОУ №1 Развитие речи: «Курочка Ряба» ВОСПИТАТЕЛЬ: МАКАОВА Р. А. 2017г. ТЕМА: Рассказывание сказки «Курочка ряба» ЦЕЛИ:.

«Курочка ряба» – это одна из первых сказок, которые детям рассказывают, а потом и читают. Мой сын не стал исключением и «Курочку рябу» слушал с рождения. К неудовольствию мужа, который обвинял сказку в нелогичности. Его критика «Курочки рябы» и стала поводом написать эту заметку.

Оказывается, одного-единственного ответа на вопрос «В чем смысл сказки «Курочка ряба»?» не существует до сих пор. Некоторые считают, что сказка о том, что, грубо говоря, не в деньгах счастье: золотое яичко не принесло бабке и деду радости, одни только слезы. Известный детский поэт Борис Заходер говорил, что «Курочка Ряба» - это сказка о человеческом счастье: «Счастье - это золотое яйцо - люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». В тексте сказки находят описание языческих обрядов, яичко сравнивают с луной и солнцем. Есть и такие читатели, которые отказывают «Курочке рябе» в каком бы то ни было смысле. Такая незатейливая сказка, казалось бы, а та-кие разные толкования вызывает.

«Курочка ряба», как и любое фольклорное произведение, имеет не-сколько вариантов бытования, более или менее известных.
Вот самое известное (вариант 1):
[ссылка-1] .
А вот те, которые не на слуху:
[ссылка-2] (вариант 2);
[ссылка-3]
(в обработке А.Н. Толстого);
[ссылка-4]
(в обработке А.Н. Афанасьева).

Фольклорные произведения не публикуются в детских книжках и не используются в учебном процессе, что называется, «в чистом виде». Сказки, потешки, прибаутки и другие фольклорные тексты сначала обрабатывают: их язык и содержание делают доступными для восприятия детей. «Курочка ряба» не исключение. Самый известный ее вариант – это как раз результат такой обработки. «Полный» вариант сказки, как видите, разительно отличается от краткого.
Начало сказки в ее «полной» версии (или завязка) нам хорошо знакомы: курочка сносит яичко. Оно обычно описывается как пестрое (рябое). Затем мышка разбивает яичко. После этого следует описание бед, вызванных известием о разбитом яичке. Они представляю собой череду эпизодов, которые присоединяются один к другому, при этом повторное описание обрастает новыми подробностями при каждом новом упоминании. Таких эпизодов в сказке может быть от трех до шести-семи. В них многочисленные персонажи выполняют различные действия: дед и баба плачут − сорока ногу изломала − тын расшатался − дуб с себя листочки посшибал − попова дочь вёдра разбила − попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула − поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д. Точку в нагромождении эпизодов ставит финал, в котором происходит какое-нибудь бедствие, например, пожар в деревне. Ничтожность начальных событий и быстрое нарастание их последствий вместе с конечной катастрофой рождает комический эффект (точка зрения известного фольклориста В.Я. Проппа).
Впоследствии «Сказка про курочку Рябу», став достоянием детской аудитории, сохранила начало сюжета (курочка Ряба сносит яйцо, мышка его разбивает). Сократилось и количество действующих лиц. «Краткий» вариант сказки получил новую концовку: обещание курочки снести вместо разбитого новое золотое яичко.
Такой финал «краткой» версии действительно вышел не очень логич-ным. Зачем пытаться разбить золотое яичко, а затем плакать над его скор-лупками? Почему дед и бабка должны утешиться в конце сказки? Чем про-стое яичко ценнее золотого?
Есть варианты сказки, например, в обработке А.Н. Толстого (см. ссылку выше), в котором курочка обещает снести как раз золотое яичко вместо разбитого простого.
Если же не придираться к финалу, многое в «Курочке рябе» делает ее очень подходящей для чтения самым маленьким детям.
Во-первых, это маленький объем.
Во-вторых, узнаваемые персонажи: дед, баба, повторяющиеся из сказки в сказку.
В-третьих, удобный для восприятия язык сказки. Известно, что маленькие дети особенно любят стихи: ритмическая организация и рифмы облегчают запоминание текста. «Курочку рябу» можно записать как стишок, посмотрите сами:

Жили-были дед и баба.
И была у них курочка ряба.
Снесла раз курочка яичко.
Не простое, а золотое…
Слова рифмуются, и даже ритм есть.

«Ряба» здесь, кстати, первоначально не имя, а краткое прилагательное. Курочка (какова?) ряба, рябая. Не во всех вариантах сказки слово «ряба» пишется с большой буквы.

В-четвертых, при помощи этой сказки можно развивать эмоциональную сферу малыша:

Снесла раз курочка яичко.
Не простое (удивление), а золотое (радость)!
Дед яичко бил-бил, бил-бил –
Не разбил! (досада)

Или:
Дед плачет: «Ой-ой-ой!» (огорчение)
Баба плачет: «Ай-ай-ай!» (огорчение)

Кроме того, можно даже изобразить некоторые действия персонажей сказки, например, как дед и баба бьют яичко, как они разводят руками, когда разбить не получается, как они плачут…

Вот такие педагогические возможности таит в себе бесхитростный, казалось бы, текст.

29.04.2015 13:59:19,

В сказке «Курочка Ряба» главной героиней является курица. По сюжету сказки она живет в доме у деда с бабой. Однажды курица преподнесла своим хозяевам сюрприз — она снесла золотое яйцо. Сначала дед пытался разбить это яйцо – у него ничего не получилось. Затем баба начала бить золотое яйцо, но тоже не смогла его разбить.

В какой-то момент мимо бежала мышка. Она задела яйцо хвостиком, яйцо упало и разбилось. Дед и баба из-за этого расстроились и стали плакать. А курочка стала их успокаивать и пообещала снести еще одно яичко, но на этот раз простое.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Курочка Ряба» состоит в том, что богатство и достаток, которые в сказке символизирует золотое яйцо, могут оказаться в руках человека неожиданно, по воле случая. Но надо еще суметь распорядиться таким неожиданным богатством. Дед с бабой не смогли этого сделать (били-били – не разбили). И в то же время богатство – вещь нестабильная, сегодня оно есть, а завтра его уже нет. Не случайно в сказке богатство представлено в виде яйца, имеющего округлую форму и способного в любой момент покатиться.

Любая случайность может лишить человека материального достатка. В сказке таким случайным фактором является мышка, которая задела хвостиком яйцо, оно упало и разбилось. Сказка также учит нас, что счастливый случай – момент не частый в повседневной жизни и надо успевать воспользоваться таким случаем своевременно. Недаром курочка, успокаивая деда с бабкой, сказала, что следующее яйцо будет не золотым, а простым. То есть речь уже идет об обычном, скромном семейном достатке.

В сказке мне понравилась курица, которая пытается помочь своим хозяевам сделать свою жизнь более зажиточной. А когда это не получается, всячески успокаивает их, обещая скромный, но стабильный достаток.

Какие пословицы подходят к сказке «Курочка Ряба»?

Бедность плачет, богатство скачет.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Удача сама не приходит: ее работа за руку приводит.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные