Ознакомление дошкольников с декоративно прикладным искусством кубани. Народное декоративно-прикладное искусство кубани щербина юлия георгиевна. VI. Домашнее задание



Основные виды декоративно-прикладного творчества

Народные промыслы Кубани

Карта Краснодарского края


Ремесла Кубани

  • Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;

  • Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;

  • Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;

  • Резьба по дереву;

  • Ковань;

  • Роспись.


Керамика

В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.


Керамика



Керамика

Макитра

для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.


Гончарная посуда



Текстиль

Вышивка.

Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль

Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Текстиль

Ткачество.

На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение

Плетение из лозы

Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.

Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.

Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.


Плетение из соломы



Плетение из лозы


Ковань

Кузнечное дело

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.


Ковань



Художественная роспись

Роспись.

Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Текстовый материал для сопровождения презентации

« Декоративно-прикладное искусство» 5 класс

Слайд №1

Тема презентации « Декоративно-прикладное искусство»

Слайд №2

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. Они относятся к области декоративно-прикладного искусства.

Его название происходит от лат. decoro - украшаю , а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.

Слайд №3

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремёсел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл и др.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства нашей страны.

Вышивка- самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными и сквозными швами. Сегодня большое распространение получила вышивка крестом, гладью, лентами, бисером.

Слайд №4

Вязание и кружевоплетение- старинные виды художественного творчества. Вязать можно на спицах и крючком из различной пряжи. Вяжут самые разнообразные изделия: платки, шапки, шарфы, варежки, носки, свитера и другие вещи. Гордость России- оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII веке.

Кружева называют «застывшими красками северной зимы».

Кружевоплетением стали заниматься в России в XVI –XVII в. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Вологодской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома- скатерти, салфетки, дорожки, а для модниц- блузы, воротники, жилеты, шарфы и т. д.

Слайд №5

Роспись по дереву- старинный русский народный промысел.

Хохломская роспись-это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой , вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.

Другой вид росписи по дереву-городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной обводкой по чистому деревянному фону.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

Слайд №6

Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно- с XX в. и завоевала большую популярность.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска, который наносят специальными инструментами на ткань, а затем наносится соответствующая ткани краска.

Слайд №7

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремёсел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия-очень трудоёмкий процесс.

Слайд №8

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением (домотканое полотно). Ткачество более сложным переплетением с использованием цветных ниток называлось узорным. Таким способом ткали пояса, ленты, дорожки, ленты, элементы одежды.

Слайд №9

Искусство лоскутного шитья известно народам мира с давних пор.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства.

Интерес к этому виду декоративно- прикладного искусства неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка – конкурс «Лоскутная мозаика России».

Источником вдохновения для создания коллекции одежды для игр в Сочи послужил образ лоскутного одеяла.

При создании коллекции были использованы национальные орнаменты России, которые, словно частицы самых ярких впечатлений об Играх в Сочи, соединились в пестрый и одновременно гармоничный узор на куртках и футболках.

Слайд №10

Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

Слайд №11

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова (г. Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани) и других умельцев.

Слайд №12

На Кубань лозоплетение было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Слайд №13

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым.

Слайд №14

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска и многие другие.

Слайд №15

Краснодарский государственный историко-археологический

музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына-один из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.

Справка Е. Д Фелицын - историк, краевед, зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа.

Слайды № 16- 19 знакомят учащихся с музейными экспонатами, отражающими различные виды декоративно- прикладного искусства Кубани.

Слайд № 20

Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником его лучших традиций. Кубань богата народными умельцами. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам народного декоративно-прикладного искусства постоянно растёт.

Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И. И. Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Декоративно – прикладное искусство Кубани

Конспект внеклассного занятия в 1 классе

Подготовила учитель начальных классов:

Никитина Ирина Владимировна

ТЕМА: Декоративно – прикладное искусство Кубани.

ЦЕЛЬ: создать условия для знакомства с народно – прикладным искусством Кубани.

Задачи :

Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;

Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;

Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.

Характеристика деятельности учащегося:

Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности.

Анализировать и обрабатывать дополнительную информацию о промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани.

Участвовать в совместной творческой деятельности, при украшении рушника.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, предметы, украшенные кубанской вышивкой, образцы народной вышивки, карточки для парной работы, папки для уроков технологии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного на предыдущем занятии.

Как называется страна, в которой мы живём?

Как называется наша малая родина?

Ученик рассказывает стихотворение про Кубань.

Кубань - Российская земля,

Безбрежные просторы,

Сады, да нивы, да поля,

Моря, равнины, горы.

У рек твоих и родников

Вода хрустальной стыни

Кубань моя, и знаю я,

Что ты - дитя России.

Это стихотворение написала жительница села Белая Глина Зинаида Маренко.

  1. Работа в парах.

На прошлом занятии мы изучали, как жили наши предки, сейчас мы узнаем, были ли вы внимательны на занятии? Дети в парах разгадывают кроссворд.

1. Жилище казаков.

2. Чем крыли крышу хаты?

Ученик рассказывает стихотворение:

Культура малой родины богата,
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

3.Плетёный забор вокруг хаты.

4.На чём казак и его семья сидели во время обеда?

5.Вышитое полотенце.

Ученица рассказывает стихотворение:

В хате лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники,
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Физминутка: Куй, куй, чеботок, подай баба молоток.

Не подашь молотка – не скую чеботка. (Дети выполняют упражнения, которые демонстрирует заранее подготовленный ребёнок)

4. Сообщение темы занятия. Работа по теме занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с декоративно-прикладными промыслами Кубани.

Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина .Это четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы, Пашковская и Елизаветинская, обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с изготовлением кирпича. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», «макитры», миски, кружки, покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение . На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы . Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера.

Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки.

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала свадебному рушнику . Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе.
Самое большое и нарядное, "
рукобитное "- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям .

Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными " благословенными " рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.

На венчании молодые становятся у аналоя на " венчальный " белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное , ибо там совершается благословение их брака.

Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся " союзным " рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном " хлебосольном " рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.

Каждый рушник был украшен вышивкой, и сейчас сохранилось искусство вышивки, ваш одноклассник выполнил вышивку крестиком и сейчас расскажет, как он это делал.

Ученик рассказывает заранее подготовленное стихотворение:

К стежку стежок-

И лег листок

На ткань, натянутую туго.

К стежку стежок -

И лепесток

Раскрыл цветок в подарок другу .

  1. Практическая работа. (Работа в парах). Украшение рушника. Учащиеся рисуют узор на бумажной заготовке рушника
  2. Итог занятия. Что нового узнали?

Что было интересно?

Что особенно понравилось на занятии?




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные