Ознакомление дошкольников с декоративно прикладным искусством кубани. Народное декоративно-прикладное искусство кубани щербина юлия георгиевна. VI. Домашнее задание
Основные виды декоративно-прикладного творчества
Народные промыслы Кубани Карта Краснодарского края
Ремесла Кубани
Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;
Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;
Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;
Резьба по дереву;
Ковань;
Роспись.
Керамика
Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;
Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;
Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;
Резьба по дереву;
Ковань;
Роспись.
В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники
и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.
Керамика
Керамика
Макитра
для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.
Гончарная посуда
Текстиль
Вышивка.
Была наиболее распространенным видом народного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.
Текстиль
Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распространение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамента (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполненное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.
Текстиль
Ткачество.
На Кубани развивалось преимущественно в среде не казачьего населения (иногородних). Использовали в основном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселенцами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.
Плетение
Плетение из лозы
Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.
Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.
Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.
Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.
В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.
Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.
Плетение из соломы
Плетение из лозы
Ковань
Кузнечное дело
Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.
В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?
Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.
В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина,
которая изготовляла даже тачанки.
Ковань
Художественная роспись
Роспись.
Расписывали доливку (земляной пол), печь, сундуки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.
Текстовый материал для сопровождения презентации
« Декоративно-прикладное искусство» 5 класс
Слайд №1
Тема презентации « Декоративно-прикладное искусство»
Слайд №2
Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. Они относятся к области декоративно-прикладного искусства.
Его название происходит от лат. decoro - украшаю , а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.
Слайд №3
Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремёсел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл и др.
Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства нашей страны.
Вышивка- самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными и сквозными швами. Сегодня большое распространение получила вышивка крестом, гладью, лентами, бисером.
Слайд №4
Вязание и кружевоплетение- старинные виды художественного творчества. Вязать можно на спицах и крючком из различной пряжи. Вяжут самые разнообразные изделия: платки, шапки, шарфы, варежки, носки, свитера и другие вещи. Гордость России- оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII веке.
Кружева называют «застывшими красками северной зимы».
Кружевоплетением стали заниматься в России в XVI –XVII в. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Вологодской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома- скатерти, салфетки, дорожки, а для модниц- блузы, воротники, жилеты, шарфы и т. д.
Слайд №5
Роспись по дереву- старинный русский народный промысел.
Хохломская роспись-это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой , вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.
Другой вид росписи по дереву-городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной обводкой по чистому деревянному фону.
До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
Слайд №6
Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно- с XX в. и завоевала большую популярность.
Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска, который наносят специальными инструментами на ткань, а затем наносится соответствующая ткани краска.
Слайд №7
В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремёсел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия-очень трудоёмкий процесс.
Слайд №8
В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением (домотканое полотно). Ткачество более сложным переплетением с использованием цветных ниток называлось узорным. Таким способом ткали пояса, ленты, дорожки, ленты, элементы одежды.
Слайд №9
Искусство лоскутного шитья известно народам мира с давних пор.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства.
Интерес к этому виду декоративно- прикладного искусства неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка – конкурс «Лоскутная мозаика России».
Источником вдохновения для создания коллекции одежды для игр в Сочи послужил образ лоскутного одеяла.
При создании коллекции были использованы национальные орнаменты России, которые, словно частицы самых ярких впечатлений об Играх в Сочи, соединились в пестрый и одновременно гармоничный узор на куртках и футболках.
Слайд №10
Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.
Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.
Слайд №11
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей.
На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова (г. Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани) и других умельцев.
Слайд №12
На Кубань лозоплетение было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.
В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.
Слайд №13
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым.
Слайд №14
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.
В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска и многие другие.
Слайд №15
Краснодарский государственный историко-археологический
музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына-один из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.
Справка Е. Д Фелицын - историк, краевед, зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа.
Слайды № 16- 19 знакомят учащихся с музейными экспонатами, отражающими различные виды декоративно- прикладного искусства Кубани.
Слайд № 20
Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником его лучших традиций. Кубань богата народными умельцами. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам народного декоративно-прикладного искусства постоянно растёт.
Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И. И. Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Декоративно – прикладное искусство Кубани
Конспект внеклассного занятия в 1 классе
Подготовила учитель начальных классов:
Никитина Ирина Владимировна
ТЕМА: Декоративно – прикладное искусство Кубани.
ЦЕЛЬ: создать условия для знакомства с народно – прикладным искусством Кубани.
Задачи :
Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;
Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;
Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.
Характеристика деятельности учащегося:
Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности.
Анализировать и обрабатывать дополнительную информацию о промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани.
Участвовать в совместной творческой деятельности, при украшении рушника.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, предметы, украшенные кубанской вышивкой, образцы народной вышивки, карточки для парной работы, папки для уроков технологии.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Повторение изученного на предыдущем занятии.
Как называется страна, в которой мы живём?
Как называется наша малая родина?
Ученик рассказывает стихотворение про Кубань.
Кубань - Российская земля,
Безбрежные просторы,
Сады, да нивы, да поля,
Моря, равнины, горы.
У рек твоих и родников
Вода хрустальной стыни
Кубань моя, и знаю я,
Что ты - дитя России.
Это стихотворение написала жительница села Белая Глина Зинаида Маренко.
- Работа в парах.
На прошлом занятии мы изучали, как жили наши предки, сейчас мы узнаем, были ли вы внимательны на занятии? Дети в парах разгадывают кроссворд.
1. Жилище казаков.
2. Чем крыли крышу хаты?
Ученик рассказывает стихотворение:
Культура малой родины богата,
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
3.Плетёный забор вокруг хаты.
4.На чём казак и его семья сидели во время обеда?
5.Вышитое полотенце.
Ученица рассказывает стихотворение:
В хате лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники,
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.
Физминутка: Куй, куй, чеботок, подай баба молоток.
Не подашь молотка – не скую чеботка. (Дети выполняют упражнения, которые демонстрирует заранее подготовленный ребёнок)
4. Сообщение темы занятия. Работа по теме занятия.
Сегодня на занятии мы познакомимся с декоративно-прикладными промыслами Кубани.
Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина .Это четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы, Пашковская и Елизаветинская, обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с изготовлением кирпича. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», «макитры», миски, кружки, покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение . На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы . Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера.
Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки.
Рушник
издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала
свадебному рушнику
. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе.
Самое большое и нарядное, "
рукобитное
"- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты
свидетелям
.
Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными " благословенными " рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.
На венчании молодые становятся у аналоя на " венчальный " белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное , ибо там совершается благословение их брака.
Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся " союзным " рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.
По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном " хлебосольном " рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.
Каждый рушник был украшен вышивкой, и сейчас сохранилось искусство вышивки, ваш одноклассник выполнил вышивку крестиком и сейчас расскажет, как он это делал.
Ученик рассказывает заранее подготовленное стихотворение:
К стежку стежок-
И лег листок
На ткань, натянутую туго.
К стежку стежок -
И лепесток
Раскрыл цветок в подарок другу .
- Практическая работа. (Работа в парах). Украшение рушника. Учащиеся рисуют узор на бумажной заготовке рушника
- Итог занятия. Что нового узнали?
Что было интересно?
Что особенно понравилось на занятии?