Родовое имение островского. Музей-заповедник А.Н.Островского "Щелыково", Костромская область. Церковная ограда и ворота в сельце николо-бережки

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба знаменитого русского драматурга А. Н. Островского Щелыково находится в деревне в 112 км от Костромы , в 15 км от Волги. Дом и другие постройки смогли сохранить в память о литераторе, и сейчас Щелыково носит статус государственного мемориального и природного музея-заповедника.

Усадьба имеет довольно длинную историю: первые постройки возвели здесь в конце 17 века. В течение полутора сотен лет Щелыковым владело семейство Кутузовых и Сипягиных. При последних случались пожары, опустошавшие имение, хозяйство приходило в упадок, последний представитель семейства Сипягиных и вовсе промотал все свое состояние, в том числе и Щелыково. В 1847 году на аукционе его купил Александра Николаевича Н. Ф. Островский, поселился в нем и начал приводить финансовые и хозяйственные дела в порядок. Через год туда впервые приехал и будущий писатель: к тому моменту ему было всего 25 лет, и на его счету была лишь одна пьеса. Через двадцать лет Щелыково перешло к нему и его брату, и новые хозяева начинают перестраивать старые здания, возводить новые дома, устраивать по-новому парк. С тех пор А. Н. Островский приезжал сюда каждый год на 4-5 месяцев с семьей: вел дела, обдумывал и писал прославившие его пьесы.

Весь важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у Александра Николаевича во время летнего отдыха в его любимом Щелыкове. Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу реки, с удочкой в руке, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывалась и передумывались ее мельчайшие подробности...

Брат писателя П. Н. Островский

Впрочем, фермерствовал драматург не очень успешно, разочаровался в этом занятии и переложил управление хозяйством на жену, а затем - на управляющего. Смерть Александра Николаевича тоже связывают с Щелыковым: он считал, что крестьяне относятся к нему хорошо, пока однажды кто-то из них не попытался устроить пожар в усадьбе. Островский был так потрясен, что не смог оправиться, до смерти у него тряслись руки и голова. Умер он в своем кабинете в Щелыкове 2 июня (по новому стилю - 14), через два года после случившегося.

В 1914 году все наследники Островских ушли на фронт, и до 1917 г. в Щелыкове никто не жил, дома стояли заколоченными. Советская власть устроила волостной совет, затем детский приют, дом отдыха для актеров Малого театра. Сейчас на территории музея-заповедника находятся также детский лагерь, санаторий и местное театральное сообщество. В 2016 г. музей-усадьбу «Щелыково» включили в государственный реестр объектов культурного наследия.

Что посмотреть

Усадьба состоит из нескольких объектов, которые можно осматривать по отдельности, а можно - все сразу и с гидом. Во-первых, это «сердце» заповедника - дом писателя . В усадьбе драматург проводил каждое лето, создавая здесь свои лучшие произведения. Сегодня дом Островского - это музей, открытый для туристов, в нем сохранили обстановку и даже личные вещи писателя так, как было при его жизни. В доме много фотографий друзей и родных Островского, в том числе его жены актрисы Марии Бахметьевой и их шестерых детей. Обзорная экскурсия по дому драматурга длится в среднем 1,5 часа.

Во-вторых, в структуру заповедника входит литературно-театральный музей Щелыково. Здесь туристов знакомят с двумя действующими экспозициями: «Театр Островского» и «Сказочный мир Снегурочки». В первой представлены личные вещи писателя, предметы быта, журналы, где публиковались произведения драматурга, а также костюмы и декорации к его пьесам. Вторая экспозиция посвящена истории создания сказки «Снегурочка».

Третий объект, который предлагают посетить туристам, - действующая Никольская церковь в 2 километрах от усадьбы. Каменная церковь была возведена в 18 веке, и с этой постройкой связана легенда. Один из первых владельцев Щелыкова, Ф. М. Кутузов, воевал на русско-турецкой войне и, попав в страшный шторм на Эгейском море, дал обет построить в своей усадьбе каменную церковь, если выживет. В церкви два этажа - летний, с более пышным убранством и росписью, и зимний - лаконичный и строгий. В этом храме и отпевали писателя. Рядом находится фамильное захоронение Островских: здесь покоятся сам писатель, его отец, жена и их дочь Мария Островская-Шателен.

В экскурсию по Щелыково также входит посещение дома-музея Ивана Соболева . Искусный мастер по дереву Соболев был близким другом Островского, резная мебель в усадьбе писателя - дело его рук. Экскурсия по его дому, как правило, завершается для туристов чаепитием, народными играми и обрядами.

Другая интересная достопримечательность Щелыкова - Голубой дом . Двухэтажная усадьба голубого цвета была построена дочерью Островского Марией Шателен, дом прекрасно сохранился и был отреставрирован. Сейчас это культурно-образовательный центр с видео- и читальным залами, музыкально-литературной гостиной и библиотекой. Здесь же находится касса музея.

Щелыково

События

По заявке посетителей сотрудники музея могут организовать чаепитие на природе и своеобразные показы: «Приметы милой старины» и «Наряд модницы». Зимой в Щелыково устраивают представления с участием Снегурочки, народные игры и гадания, праздничное угощение и мастер-классы по изготовлению народных кукол-оберегов.

Музей-заповедник «Щелыково» — известное место России, которое неразрывно связано с одноименной усадьбой, прежде принадлежавшей выдающемуся русскому драматургу — Александру Николаевичу Островскому. Находится он в 120 километрах от Костромы в Островском районе Костромской области, неподалеку от границы с Ивановской областью. Поворот к усадьбе идет от дороги между этими областями, по бывшему Галичскому тракту. Располагаясь на живописной левобережной террасе Волги, в пойменной части реки Куекши, Щелыково замечательно как уголок удивительной русской природы и как место, связанное с жизнью и творчеством великого русского драматурга А.Н.Островского. Его привлекательность заключается в неповторимом сочетании ансамбля старинной дворянской усадьбы с удивительным природным ландшафтом, в гармонии христианской и народной культур, а также в особой театральной среде.

Щелыково – усадьба А.Н.Островского

История усадьбы Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии уходит вглубь времен. Оно не являлось родовым имением Островских. Его история на протяжении полутора веков связана с боярским родом Кутузовых, давшим России знаменитых государственных и военных деятелей. Как усадьба Щелыково впервые упоминается в 1719 году во владении Ф.М.Кутузова, капитана лейб гвардии Преображенского полка.

И.Ф.Кутузов приступил к ее восстановлению, но успел построить как временный лишь двухэтажный деревянный дом через овраг от прежнего, на горе. В начале XIX века потомками Кутузовых главный усадебный дом был перестроен: меньших размеров, одноэтажный, деревянный, с антресолями по северному фасаду. Именно этот дом стал приютом А.Н.Островского и существует до сих пор.

Усадьба Щелыково, заложенная потомками братьев Кутузовых в Московском опекунском совете, была продана за долги с аукциона в 1847 году и куплена отцом драматурга, Н.Ф.Островским. Приобретая ее, Николай Федорович возвращался тем самым на жительство в родные края: костромич по рождению, он, живя долгие годы в Москве, связи с Костромской землей не терял. Весной 1848 года с семьей от второго брака, женой и четырьмя детьми, он переехал в Щелыково из Москвы на постоянное жительство.

Вместе с ними впервые посетил усадьбу и молодой драматург – Александр Николаевич. Именно тот приезд оставил глубокий след в его душе, положив начало многолетней привязанности к этому месту. Молодой А.Н.Островский регулярно вел дневник. Из него мы узнаем: «Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении свое Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты. Дом стоит на высокой горе, которая справа и слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и елками, что никак не выдумаешь ничего подобного…».

С центральной аллеи дорога сворачивает к усадебному дому. Его парадный двор, так называемый красный, с круглым огороженным «островком» посередине был обстроен по периметру службами. В настоящее время они не сохранились.

После смерти отца и покупки имения А.Н.Островский писал своему другу актеру Ф.А.Бурдину: «Мы с братом купили у мачехи наше великолепное Щелыково; вот мне приют, я буду иметь возможность заняться скромным хозяйством и бросить наконец свои изнуряющие драматические труды, на которые я убил бесплодно лучшие годы своей жизни…»

Александр Николаевич серьезно принимается за хозяйство: его волнуют как мелкие домашние дела, так и масштабные планы работ по строительству и благоустройству усадьбы.

Усадьбу обслуживали 22 человека: управляющий, семь работников, кучер, конюх, садовник, два лесника, скотник, скотница, прачка. Имелась также домовая прислуга: повар, помощник повара, горничная к столу, лакей. Использовался и труд наемных сезонных рабочих, обычно в самую горячую пору молотьбы.

Став владельцем щелыковской усадьбы с 1868 года, А.Н.Островский на протяжении почти двух десятилетий в летнее время жил в усадебном доме.

Со временем хозяйство усадьбы стало вестись лишь в объеме, необходимом для удовлетворения собственных потребностей ее жильцов, и фактически Щелыково из сельскохозяйственного имения превратилось в чудесную, но дорогостоящую летнюю дачу, куда приезжали многочисленные гости драматурга. Приезжали на день-два, оставались и жили неделями.

Занятия хозяев и гостей были традиционными: охота и рыбная ловля, выезды на чаепития с самоваром, купание, сбор грибов и ягод, чаще всего для этого выбирали Харин луг и деревню Сергеево. Островский был заядлым рыбаком: по одному виду водоема мог сказать, какая рыба в нем водится. На Куекше ловили рыбу удочками, на Сендеге — острогой, на Мере — неводом. Рыбная ловля на Мере у деревни Высоково превращалась в настоящее гулянье. Отдыхать в усадьбе было хорошо: общение с приятными и интересными людьми, налаженный быт, возможность уединения.

Охотно работая на террасе, в парке, в беседках, большую часть своего рабочего времени драматург проводил в своем кабинете. В Щелыкове он вел работу над девятнадцатью пьесами. Полностью здесь создана «Поздняя любовь» (1873 год). Почти целиком были написаны «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 год), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871 год), «Последняя жертва» (1877 год), «Бесприданница» (1878 год), «Сердце не камень» (1879 год). Были также начаты: «Горячее сердце» (1868 год), «Лес» (1870 год), «Правда — хорошо, а счастье лучше» (1876 год), «Таланты и поклонники» (1881 год), «Красавец-мужчина» (1882 год), «Без вины виноватые» (1883 год). В усадьбе также было выполнено много переделок и переводов. А.Н.Островский владел пятью иностранными языками: английским, французским, немецким, итальянским, испанским, некоторые из которых он освоил уже в зрелые годы. Переводил К.Гольдони, Т.Чикони, П.Джакометти, В.Шекспира, М.Сервантеса. В Щелыкове драматург занимался составлением словаря русского народного языка: в свою записную книжку заносил редкие слова, поговорки, крылатые выражения.

В последние годы пребывания в Щелыкове А.Н.Островский много и напряженно работал. Он писал: «Я езжу не из Москвы в деревню и обратно, а из кабинета в кабинет и природу вижу только проездом». Напряженный труд, вызванный необходимостью ради обеспечения семьи готовить новую пьесу к каждому сезону, вступление в 1886 году в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров окончательно подорвали здоровье драматурга. В последний день своей жизни, 2 июня 1886 года, А.Н.Островский также работал: просматривал свой прозаический перевод «Антония и Клеопатры» В.Шекспира, читал журнал «Русская мысль», полученный накануне из Петербурга. В одиннадцатом часу утра Александр Николаевич скончался в своем щелыковском кабинете от приступа «грудной жабы» (стенокардии). Похоронен он около усадебной церкви святителя Николая в селе Николо-Бережки. М.В.Островская пережила мужа на двадцать лет. Храня все эти годы память о нем, она оставила в неприкосновенности его рабочий кабинет. В 1897 году на территории усадьбы было открыто начальное училище, построенное женой и старшей дочерью драматурга. Позднее ему было присвоено имя А.Н.Островского. В этой школе до сих пор учатся дети.

Родина снегурочки

Голубой дом усадьбы Щелыково — резиденция Снегурочки.

К западу от главного усадебного дома располагается Верхний парк, созданный на основе естественного лесного массива. При братьях Островских этот уголок леса, получив название «Овражки», превратился в парк: в наиболее живописных местах устанавливаются скамьи, на крутых склонах устраиваются «дерновые диваны», грунтовые дорожки прокладываются таким образом, чтобы не повредить корневую систему деревьев.

На краю откоса, на месте, где раньше располагался старый усадебный дом Кутузовых, сейчас строится двухэтажная беседка, которую дети Александра Николаевича прозвали «Снегурочкиной», так как, по их словам, именно здесь драматург обдумывал свою «весеннюю сказку».

Зарождаются новые традиции. Основой одной из них стало официальное признание Щелыкова в 2000 году «Родиной Снегурочки», когда Снегурочка единственный раз выехала из Щелыкова зажигать главную елку страны - Кремлёвскую. Музей-заповедник активно включился в этот проект, стараясь ввести сказочный образ в современный культурный процесс. Работает программа «Почта Снегурочки».

Памятник А.Н.Островскому. Скульптор А.П.Тимченко (1973 год).

Не остались в стороне и школы Островского района и города Заволжска Ивановской области. Для них разработана программа «Конкурс Снегурочки». Проведение конкурсов стало традицией, и теперь они проводятся ежегодно. Каждый год разрабатывается новая конкурсная программа. Участвуя в конкурсах, дети имеют возможность проявить свои творческие способности. Ежегодно проводится заключительный праздник, где подводятся итоги конкурса и награждаются его участники. Главный участник этого конкурса - Снегурочка. С «лёгкой руки» сотрудников в музее проводятся программы для туристов «В гостях у берендеев» или «Праздник в берендеевой слободе».

В это же время Голубой дом превращается в «Резиденцию Снегурочки», здесь гостям предлагается программа «Встреча со Снегурочкой». Сказочная героиня рассказывает о письмах и подарках, которые ей присылают со всех уголков нашей страны. Здесь она вместе с гостями играет и водит хороводы. Программа проходит в атмосфере праздничности, где каждый посетитель - соучастник происходящего благодаря игре, непосредственному общению со сказочным новогодним персонажем. Снегурочка и сама большая мастерица и рукодельница. Она научит гостей рукоделию, а помогает ей в этом подружка Мастерица. Посетители с удовольствием участвуют в этих программах, потому что они дают ощущение праздника, так нужного людям.

Щелыково – пожалуй, единственная сегодня в России усадьба-памятник культуры, которая, несмотря на все исторические потрясения, максимально сохранила свой естественный путь развития. После смерти А.Н.Островского усадьбу не постигло запустение — судьба большинства других «дворянских гнезд» того времени. Дети драматурга в период упадка дворянства, когда усадьбы разрушались, не только поддерживали отчий дом и его традиции, но и отстроили рядом новую усадьбу.

Сегодня музей-заповедник «Щелыково» является островком культурных традиций многих поколений в естественной гармонии с окружающей природой, особой атмосферой, витающей здесь. Его посещение не оставит равнодушным никого, кто хоть раз приедет сюда — в эти благословенные и манящие своей красотой места Костромской земли.

Усадьба А.Н. Островского «Щелыково»

Почти два десятилетия эти живописные места вдохновляли на творчество великого драматурга. Здесь родились его известнейшие произведения: «Поздняя любовь», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «На всякого мудреца довольно простоты», «Последняя жертва», «Гроза», «Лес», «Волк и овцы», «Бесприданница», «Правда - хорошо, а счастье – лучше». Здесь вынашивался замысел «Снегурочки», продумывались мельчайшие подробности этой замечательной сказки-пьесы.

В настоящее время музей-заповедник представляет собой целый комплекс, в который входят: дом-музей А.Н. Островского – главный объект музея-заповедника, мемориальный парк, этнографический музей «Дом Соболева»;, резиденция Снегурочки «Голубой дом», храм святителя Николая в Бережках и семейный некрополь Островских, литературно-театральный музей, представляющий экспозицию «Театр Островского».

Усадьба драматурга и живописная природа вокруг нее восхищают наших современников так же, как восхищали они А.Н. Островского: «Что за реки, что за горы, что за леса! Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии», - так писал драматург о Щелыково в своем дневнике.

Посетителей усадьбы поражает множество цветов возле барского дома и в каждой комнате, покоряет отсутствие роскоши, свойственной дворянским хоромам. Здесь все удивительно просто и по-домашнему уютно. Всюду царит эстетика русского народного стиля. В доме А.Н. Островского находится основная часть мемориальной экспозиции музея – личные вещи драматурга и членов его семьи, подлинные предметы обстановки дома. В бывших детских комнатах в антресольном этаже располагается выставка, посвященная знаменитой актрисе Малого театра А.А. Яблочкиной.

Литературно-театральный музей знакомит посетителей с экспозицией «Театр Островского». Здесь так же представлены личные вещи драматурга, живописные портреты и фотографии его современников, эскизы костюмов и декораций, макеты к спектаклям и афиши. Особое внимание в экспозиции уделено произведениям, над которыми Островский работал в Щелыково, особенно пьесам «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка».

«Голубой дом» - это бывший гостевой дом в верхнем парке «Овражки», который получила в наследство старшая дочь Островского после раздела имения между детьми. Мария Александровна построила на месте гостевого дома новую усадьбу по собственному проекту. Это строение считается редким памятником усадебной культуры начала 20 века. В настоящее время в Голубом доме открыты две библиотеки – научная и публичная, работают читальный зал, литературно-музыкальная гостиная, видеозал. Здесь же находится резиденция Снегурочки.

Повсюду в музее-заповеднике чувствуется душевная приподнятость, радость ожидания чудес от природных даров, от прогулок по заповедным тропкам, лугам и лесам, по льняному полю.

Находясь в Костроме мы решили посетить усадьбу А.Н. Островского в Щелыково...

Заложили это географическое название в навигатор, за считанные секунды он рассчитал маршрут и мы поехали...

От Костромы до усадьбы Островского нужно было проехать всего каких-то 120 км, но костромские дороги оказались еще те... Мы, конечно умом понимали, что находимся в России, и то что с дорогами у нас, мягко говоря не все в порядке, но таких дорог надо еще поискать... Короче говоря фактически все 120 км по федеральной трассе Р98 Кострома - Киров мы занимались исключительно фигурным вождением по объезду многочисленных различных дорожных неровностей внушительных размеров...

Очевидно от такой езды навигатор начал брехать... Когда мы подъехали к райцентру Островское он заставил нас съехать с федеральной трассы, проехать через село, а когда мы уперлись в глубокий овраг - начал истошно вещать: "продолжайте движение, до точки назначения осталось... км". Очевидно в пути подцепили сусанинский вирус.... Продолжать движение по проложенному им курсу мы не стали, а воспользовались старинным способом - спросили у местных жителей. Оказалось, что никуда с трассы Р98 до развилки с указателем "музей-заповедник Островского" сворачивать не надо. Мы снова выбрались на большую дорогу и буквально через пару км (в сторону Кирова) появился перекресток с нужным указателем. Надо отдать должное дорожникам Костромской области - участок дороги от трассы до Щелыково оказался просто великолепным + дорога пролегает по прекрасному ландшафту... Это несколько сгладило общую картину костромского дорожного бардака...

Через некоторое время мы притормозили у указателя (см. фото). Хотели повернуть направо, но там дороги не оказалось. Слева дороги тоже не было...

Правда в метрах десяти до этого указателя с левой стороны было ответвление от дороги, но путь преграждали закрытые ворота. Проехали немного прямо - подумали, что перекресток будет дальше.... Но метров через 50 асфальт закончился... Вернулись к этому указателю, припарковали машину у закрытых ворот и решили немного прогуляться пешком... Несмотря на то, что мы приехали в выходной день - людей, у которых можно было бы спросить где же все-таки находится музей - не оказалось..

Сначала решили, что он находится с правой стороны (за забором) куда и показывает информационный щит...., но оказалось, что мы ошибаемся. Он находится на противоположной стороне (если верить указателю - это "Дом отдыха") и именно за закрытыми воротами...

Калитка была открыта и мы зашли на закрытую территорию...

Перед нами предстала длинная аллея, достаточно ухоженная и... ни души...

Идем дальше... И тут с правой стороны появляется памятник... А.Н. Островскому... Мы облегченно вздохнули - все-таки 120 км бездорожья увенчались успехом - мы в нужном месте. Почему при этом опять вспомнили местного героя Сусанина....

Напротив памятника, за забором виднелся небольшой домик...

Проходим через открытую калитку...

и перед нами действительно оказалась усадьба А.Н. Островского... Судя по полному отсутствию информации по ходу нашего следования, а иногда и предоставления заведомо ложной - мы похоже находимся на каком-то секретном объекте...

Но небольшой экскурс в историю опроверг наши предположения...

Когда-то, точнее в XVII веке, это имение стало принадлежать роду Кутузовых. Представитель этого рода - предводитель костромского дворянства, отставной генерал Ф. М. Кутузов построил в XVIII в этом месте большой каменный дом, разбил ландшафтный парк, обустроил прилегающую территорию, и даже в соседнем селе Бережки спонсировал строительство храма св. Николая.... После его смерти имение переходит по наследству одной из его дочерей, потом - к другой, от той - к ее сыну, а тот уже, промотав все "нажитое непосильным трудом" довел ситуацию до логического завершения - имение было выставлено на торги....

Вот тут-то и объявился покупатель в лице Николая Федоровича Островского - отца писателя, который в то время, после завершения адвокатской практики, начал серьезно заниматься сельским хозяйством и для этих целей скупал поместья...

В апреле 1848 года (спустя год после приобретения имения отцом) здесь впервые проводит свой отпуск и Александр Николаевич, который был очарован красотой усадьбы и окрестностей...

После смерти Н. Ф. Островского усадьбой владеет его жена - Эмилия Андреевна (мачеха А.Н. Островского), которая доводит поместье до упадка...

В 1867 году Александр Николаевич вместе с братом выкупает у мачехи отцовское имение за 7357 рублей 50 копеек (в рассрочку на три года) и благодаря его активным действиям поместье оживает заново...

Именно с этого момента писатель начинает проводить в имении по 4-5 месяцев в году плодотворно занимаясь своей творческой деятельностью....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

(Вот так выглядело имение во времена А.Н. Островского судя по картине, написанной одним из частых посетителей имения...)

Но давайте вернемся в наши времена. Итак мы у дома-усадьбы Островского. Уже ни на что хорошее не надеемся (учитывая наши предыдущие похождения), но к нашему удивлению - музей был открыт для посещения. Кроме этого, за достаточно символическую плату - 100 руб., для нас из административного корпуса пригласили гида, которая на протяжении часа провела для нас великолепную экскурсию по музею...

Осмотр экспозиции музея мы начинаем с самого большого помещения дома - столовой. Когда-то за этим столом частенько собиралась семья драматурга и его гости...

В доме не было кухни. Готовили в соседнем помещении, потом прислуга заносила блюда через черный вход и через специальное окошко в стене подавали к столу...

Здесь же находится и одна из достопримечательностей - самовар, хозяином которого был еще Николай Федорович Островский...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Следующая комната - что-то вроде комнаты отдыха... В ней можно было расслабиться после сытного обеда, поговорить о чем-то важном и насущном за уютным столиком, помузицировать на хорошем инструменте. В зимнее время - погреться у печки, возле которой расположен оригинальный защитный экран, позволяющий избежать случайного прикосновения к жаркому объекту и в какой-то степени ограничить избыток направленной тепловой энергии...

Здесь он работал над пьесами "Гроза", "Лес", "Волки и овцы", "Бесприданница", "Снегурочка"...

На рабочем столе находятся рукописи Островского, письменные принадлежности, калькулятор тех времен, словари и т.д...

На стенах кабинета можно разглядеть фотографии из личного архива писателя. Кстати, узорные деревянные рамочки для своих фотографий он делал самолично...


Ну а после тяжелых будней можно было отдохнуть на этой кушетке....

По соседству с кабинетом расположена комната жены драматурга - Марии Васильевны. Несмотря на небольшие размеры здесь все достаточно продумано и функционально...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Над кроватью Марии Васильевны можно разглядеть картину на сельскую тему... Рамку к ней она сделала своими руками....Кроме этого ей пришлось взять в свои руки и управление имением (со второй половины 70-х годов XIX века Островский охладел к сельскому хозяйству)...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Продолжаем экскурсию по дому... Если вы заметили - в доме нет никаких ограждений, запрещающих проход для туристов... Это, на наш взгляд, достаточно положительно влияет на экскурсию, так как появляется ощущение, что ты находишься не в музее, а просто на какой-то миг переместился в реальный дом тех времен...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

При выходе из спальни попадаем в небольшой коридор... Здесь нашему взору предстает оригинальный стул... Оказывается подобный экземпляр, спинка которого была выкована местным кузнецом под профиль спины Островского, использовался им во время рыбалки... Надо сказать, что весит он достаточно прилично (не то что современные шезлонги), но тем не менее - прислуга хозяина выносила его к озеру (речке) и Островский часами просиживал на нем с удочкой в руках...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Следующая комната - библиотека А. Н. Островского, основу которой составили еще книги его отца. Большой вклад в ее дальнейшее оснащение внес брат писателя - Михаил, который неоднократно присылал посылки с книгами, да и сам привозил их во время своего посещения усадьбы...

Если посмотреть на полки - то можно найти и книги по истории, и по философии, и по садоводству, ну и, конечно же, литературные альманахи...

В библиотеке расположен секретер, за которым Островский работал с книгами, просматривал периодические издания...

На столе можно и сегодня увидеть газеты того времени...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Стены библиотеки также не являются исключением - на них, как и везде в доме - фотографии из личного архива...

А.Н. Островский очень трепетно относился к имению... В сентябре 1884 г. в усадьбе имел место поджег, в результате которого сгорело 30 000 снопов хлеба и чудом сохранился дом... Этот факт серьезно отразился на здоровье драматурга, после которого он так и не смог оправиться до самой смерти....

Умер А.Н. Островский 2июня 1886 года в своем рабочем кабинете и был похоронен у Никольской церкви в селе Бережки..

В принципе на этом экскурсию по дому можно было бы и закончить.... Но в доме есть еще второй этаж. Во времена А.Н. Островского там проживали его дети, причем наверх ведут две лестницы: одна для девочек, другая - для мальчиков... Все в доме было спланировано так, чтобы дети разных полов не пересекались в личное время...

Сейчас на втором этаже расположена выставка, посвященная знаменитой драматической актрисе Малого театра Александре Александровне Яблочкиной...

Мы не упустили возможность ознакомиться с экспозицией, и, за отдельную плату, поднялись наверх...

Здесь мы увидели личные вещи актрисы - ее любимый диван,

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

предметы декора,

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

костюм, в котором она выступала на сцене театра,

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

действующую музыкальную шкатулку в виде пасхального яйца...,

и многочисленные фотографии из личного архива....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Ну что же, экскурсия по дому завершена. Большое спасибо за это местным работникам музея - они досконально знают предмет своей работы...

Выходим из дома....

Еще раз находим документальное подтверждение тому факту, что именно здесь жил, работал и умер великий русский драматург,

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

и начинаем обследовать окрестности....

Ведь если помните - то Островский неоднократно восхищался природой этих мест и со своим братом Михаилом приложил много сил для поддержания усадебного парка в надлежащем виде: были проложены грунтовые дорожки, построены беседки, установлены скамейки и т.д... Посмотрим, как этот парк выглядит сегодня....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

С другой стороны дома писателя, по крутой деревянной лестнице (кстати, под ней прослеживаются остатки прошлой - кирпичной лестницы)

спускаемся к беседке...

Возможно именно в этом месте к Островскому приходило вдохновение и он с новыми силами продолжал свою творческую работу....

Если обернуться и посмотреть на усадьбу, то на ней можно рассмотреть открытую террасу....

По рассказам экскурсовода, Островский очень любил отдыхать на ней и при этом наслаждаться окружающими видами. Кстати, в то время деревья, мешающие обзору специально обрезались и драматургу ничего не мешало обозревать окрестности на большие расстояния...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Ну а мы начинаем прогулку по парку...

Несмотря на начало мая (снег только недавно растаял) дорожки парка достаточно проходимы....

Через труднопроходимые места проложены мостики...

А это - одна из достопримечательностей парка - пруд с островком, который сохранился еще от первого хозяина - Ф.М. Кутузова..

Возле него находится местное дерево желаний....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Продолжаем прогулку по парку...

Как нам сказали местные товарищи, если двигаться вправо от лестницы, ведущей к дому Островского (если к дому стоять спиной), то можно добраться до еще одной достопримечательности Щелыково - Голубому дому...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

После 10-15 минут спокойной ходьбы по живописным местам

мы подходим к еще одной длинной лестнице...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Поднимаемся и действительно перед нами возникает голубой дом.....

Голубой дом был построен в 1903 году по проекту старшей дочери А.Н. Островского - Марии Александровны Шателен...В свое время он был любимым местом отдыха многих известных актеров Малого театра, а с недавних времен зимой в этом здании начали проводить тематическую выставку, посвященную знаменитому персонажу Островского - Снегурочке. Дальше его начали называть Теремом Снегурочки, ну и закончилось это все тем, что Щелыково стало и родиной Снегурочки.....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Зимой сюда даже организуются специальные туры для встречи со Снегурочкой....

Но мы Снегурочку не нашли, очевидно она к нашему приезду уже растаяла, и не мудрено, ведь на улице температура уже за 20 град. (тепла)...

Зато узнали, что в доме, по крайней мере в летний период, находятся администрация музея и касса (хотя билеты можно приобрести и непосредственно в доме Островского)....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Вроде бы все и посмотрели, пора и честь знать....

По асфальтовой дорожке возвращаться к машине как-то не интересно, и мы находим альтернативную дорогу....

Кажется по этой дороге мы пошли не зря - обнаружили двуярусную беседку. Говорят, что именно в ней Островский и задумывал образ Снегурочки....

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Немного в ней отдохнув и тоже поразмыслив о вечном, по тропинке, параллельной основной дороге выходим к машине, чтобы продолжить наш путь...

Музей-заповедник А.Н. Островского. Село Щелыково

Возвращаться через Кострому у нас не было никакого желания, и мы решили проехать через Кинешму (это намного ближе, да и дорога, думали будет получше). Но навигатор, который мы уже прозвали "Сусанин" опять взбесился... Когда мы в него заложили Кинешму (а это 15 км от Щелыково) он определил кратчайший маршрут аж длиной км в 250 - сначала до Костромы, там пересекаем Волгу, а потом по другому берегу еще 120 км до Кинешмы. Мы его предложение, мягко говоря отклонили и поехали своим маршрутом (благо указатели на дороге иногда попадаются, да и сотовая связь в этом районе работает устойчиво - сделали звонок другу (уроженцу этих мест) и он подтвердил, что мост через Волгу в районе Кинешмы существует). Где-то уже через минут двадцать мы успешно преодолели водную преграду в виде могучей русской реки Волги... Как оказалось позже - почему-то в картах навигатора напрочь отсутствует мост через Волгу в этом месте (возможно это секретный объект). Зато в наших бумажных топографических картах он хорошо обозначен... Так что не зря все-таки Сусанин - герой местного эпоса...

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО «ЩЕЛЫКОВО»

Среди памятных мест России есть уголки, где оживают тени наших писателей. В их названиях, чисто русских по звучанию, мы находим нечто не отделимое от облика живших здесь людей.

Знакомясь с природой, с предметами, окружавшими их, мы глубже чувствуем их человеческое своеобразие, полнее проникаемся строем их мыслей. Таковы Михайловское А. С. Пушкина*, Ясная Поляна Л. Н. Толстого, Спасское-Лутовиново И. С. Тургенева, таково Щелыково А. Н. Островского , 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в 1973 г.

В Щелыкове жил и был похоронен отец Островского, Н. Ф. Островский, поэтому драматург всегда любил и дорожил этими местами. Ещё в молодости пленило оно Островского своей природой – девственным лесом с тенистыми оврагами, вольным простором окрестных полей, небольшой речкой Куекшей, протекающей в глубокой долине. Щелыково было своеобразной отдушиной в хлопотливой и чрезвычайно напряжённой жизни драматурга, насыщенной разного рода театральными и житейскими треволнениями. Ежегодно, начиная с 1868 г., А. Н. Островский проводил здесь летние месяцы. Здесь, в сельской глуши, писал он лучшие свои произведения: «Лес», «Бесприданницу», «Последнюю жертву», «Грозу». Щелыковом, бытом его крестьян, фольклорным материалом, собранным здесь, навеяна поэтичнейшая из русских пьес – «Снегурочка».

История Щелыковской усадьбы начинается с конца XVIII в. Именно тогда Ф. М. Кутузовым был построен существующий и поныне усадебный двухэтажный деревянный дом, разбит парк, построена в 1792 г. каменная церковь в селе Бережки, с каменной оградой вокруг неё. В заросшем, одичавшем парке до сих пор сохранились остатки кирпичных колонн и парковых беседок.

* См. на стр. 320–322 воспоминания Л. С. Васильева о посещении Михайловского в 1958 г., написанные во 2-й половине 1970-х гг. (Прим. ред.)

В 1847 г. имение было куплено отцом драматурга Н. Ф. Островским. После его смерти Щелыково, оставленное по завещанию мачехе писателя, было выкуплено двумя братьями – А. Н. Островским и М. Н. Островским. Михаил Николаевич постоянно жил в Петербурге. Он был крупным правительственным чиновником и материально и морально поддерживал своего брата. В летние месяцы он гостил в Щелыкове, для него, по соседству со старым, был построен в 1871 г. новый одноэтажный с мезонином деревянный дом, получивший название дома Михаила Николаевича, или «Гостевого»: в нём обычно останавливались многочисленные гости драматурга; здесь бывали Ф. А. Бурдин, Н. И. Музиль, М. П. Садовский, И. Ф. Горбунов и другие.

В одном из помещений «Гостевого» дома были столярная мастерская и библиотека Александра Николаевича. После смерти писателя дом в 1900 г. был сломан, его материал использован для нового, так называемого «Голубого дома», построенного в другой части парка для дочери Александра Николаевича – Марии Александровны Островской (в замужестве Шателен). Дом строился по её рисункам и существует поныне.

Нам известно о существовании в прошлом не дошедших до нас хозяйственных каменных служб, с двух сторон окружавших парадный двор перед главным домом, деревянной беседки «Тихий уголок», часто служившей писателю рабочим кабинетом, водяной мельницы на реке Куекше, надкладезной часовни в «Ярилиной долине», где исстари окрестные жители водили хороводы. Но, лишённые настоящего присмотра, они обветшали и развалились. В усадебном доме А. Н. Островского были выломаны изразцовые лежанки, исчезли фаянсовые вазы перед южным фасадом, разобраны на кирпич хозяйственные постройки.

К счастью, в 1948 г. дом был передан Всероссийскому театральному обществу и превращён в музей. В 1953 г. постановлением Совета Министров СССР был создан мемориальный Щелыковский заповедник*. Помимо самой усадьбы, в него вошли смежные с Щелыковом деревня Лодыгино, село Бережки и часть окрестных лесов вдоль реки Куекши. С этого времени началось возрождение Щелыкова как огромного историко-литературного комплекса.

С 1963 г. Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к работам по реставрации дома А. Н. Островского. Ещё при жизни вдовы писателя, в 1892 г., были переделаны его фасады, изменена их окраска. Реставраторам удалось воссоздать с помощью старых снимков утраченные формы наличников и крылец, восстановить первоначальный светло- серый цвет окраски фасадов, о котором говорится в воспоминаниях современников А. Н. Островского. В процессе реставрации были сменены повреждённые нижние венцы сруба, восстановлены исчезнувшие изразцовые лежанки. Работники Щелыковского музея разыскали образцы бывших бумажных обоев, собрали подлинную мебель дома Островского.

Подготовлен проект воссоздания «Гостевого» дома. Предусматривается точное восстановление его внешнего вида.

На очереди – восстановление беседки «Тихий уголок» и мельницы на реке Куекше, хозяйственных служб перед усадебным домом**.

Одной из достопримечательностей погоста Никола- Бережки считается дом И. В. Соболева, столяра и резчика по дереву, выполнявшего некоторые работы для писателя. Островский был с ним в приятельских отношениях и часто навещал его, учил его сына Ваню грамоте. Костромская СНПРМ, считая дом Соболева местом, связанным с памятью А. Н. Островского, решила восстановить его. Предполагается, что реставрация дома будет завершена в 1972 г. В нём разместится филиал Щелыковского музея.

* В 1948 г. Щелыково было объявлено Государственным заповедником, а Всероссийскому театральному обществу оно было передано в 1953 г. (Прим. ред.) ** Мельница и хозяйственные службы (полностью) до сих пор не восстановлены. (Прим. ред.)

Ведутся реставрационные работы в Никольской церкви. Интересно, что композиция её четверика – типична для Костромского края, но формы его выполнены в духе позднего римского барокко.

По преданиям, бытующим среди местных жителей, этот факт объясняется тем, что строивший церковь Ф. М. Кутузов приглашал для её отделки мастеров- итальянцев. И действительно, иконы иконостаса и остатки масляной живописи на стенах и сводах верхней церкви говорят о том, что они выполнены иностранными художниками. К сожалению, на стенная живопись плохо сохранилась и сейчас забелена. В ближайшее время будет проведена полная реставрация всей церкви – фасадов и интерьеров. Современная церкви кирпичная ограда содержит черты той же переходной поры от барокко к классицизму. Интересны её ворота, особенно восточные, обращённые к сельцу Бережки. В последние годы ограда сильно обветшала, некоторые её части исчезли совсем. В 1971 г. по проекту, составленному Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, силами студенческого строительного отряда философского факультета МГУ ограда восстанавливается.

Крайне важно и восстановление тех высотных ориентиров, без которых невозможно представить окрестности Щелыкова времён А. Н. Островского. Это церкви в селе Угольском и в селе Покровском.* Они стоят у самого въезда в усадьбу и в своем современном, обезображенном виде служат укором нам всем.

Их следует незамедлительно взять на охрану, изыскать средства для приведения в порядок хотя бы их внешнего вида. Ведь помимо исторической, они обладают непреходящей художественной ценностью. Право, стоит гордиться этими памятниками народного искусства и сохранить их для последующих поколений.**

*К 2014 г. проведены ремонтно-восстановительные работы на церкви Похвалы Богородицы в селе Угольском; колокольня церкви не восстановлена. В селе Покровском церковь Покрова Богородицы и её колокольня пребывают в полуразрушенном состоянии. (Прим. ред.)

** Часть иллюстраций к статье см. на цветной вкладке, стр. VIII–IX. (Прим. ред.)

Щелыково. Восточные ворота в ограде Никольской церкви до реставрации

Фотоснимки рубежа 1960-х–1970-х гг. из публикации в «Памятниках Отечества»

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково»

Погост в с. Николо-Бережки после реставрации (вид с запада). Фото около 1970-х гг.

Щелыково. Усадьба А. Н. Островского. Северный фасад главного дома. Фото В. А. Маслиха конца 1930-х – начала 1940-х гг.

ДОМ А. Н. ОСТРОВСКОГО в УСАДЬБЕ ЩЕЛЫКОВО

Ремонтно-восстановительные работы, проводимые по главному зданию усадьбы Щелыково, вызваны двумя причинами – необходимостью восстановить нижние поражённые грибком венцы сруба, а также дощатые полы нижнего этажа и сделать его отапливаемым. Сохранившиеся старые печи, ввиду противопожарных требований, чинить и использовать нецелесообразно. По предварительным планам, они будут использованы для размещения каналов калориферной системы; котельная должна быть устроена во вновь строящемся кирпичном здании на достаточном удалении от мемориального дома.

Главный дом усадьбы Щелыково, построенный, по-видимому, в первых десятилетиях XIX в., неодно кратно переделывался; к счастью, это не отразилось на его общей композиционной структуре – это типичный дом помещика средней руки, построенный в глухой провинции местными мастерами. Отдалённое знакомство строителей с классическими образцами в соединении с чисто крестьянскими мотивами декора и строгой конструктивностью в трактовке ордера определяют его своеобразие.

В ходе обмерных и исследовательских работ, проведённых Костромской реставрационной мастерской, получены некоторые данные, позволяющие реконструировать (пусть с известной степенью вероятности) первоначальный вид здания. Данные эти следующие:

1). При удалении дощатой обшивки над дверью, ведущей из гостиной на южную террасу, обнаружен заделанный впоследствии полуциркульный проём (см. соответствующий зондаж); то обстоятельство, что проём разрезает нижнюю часть внутреннего штукатурного карниза (вполне классичного по профилю), как будто свидетельствует о том, что заделка проёма над дверью произошла не позже 30-х–40-х гг. XIX в., т. е. значительно раньше, чем А. Н. Островский приобрёл Щелыково; впрочем, ввиду отдалённости усадьбы от культурных центров того времени, это могло произойти и позже.

Пояснительная записка к проекту реставрации дома А. Н. Островского в усадьбе Щелыково. Текст датирован февралём 1965 г. // Архив ОАО «Кострома реставрация ». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

2). Реконструкция южной двери в её первоначальном виде допускает единственный вариант – дверь с полуциркульным завершением с двумя полуокнами по сторонам, окружённую простейшим наличником в виде деревянной обкладки (с профилем или без него), лишённого сандриков, кронштейнов и иных элементов декора. Вероятней всего, наличник вовсе не имел профиля: это противоречило бы довольно сильной пластике обшитых «в пилу» фасадов и общей простоте композиции. Такими же должны были быть наличники окон по южному, западному и восточному фасадам, а возможно, и по северному. Позднее происхождение существующих наличников несомненно. Появились они, по-видимому, в одно время с перестройкой южной террасы, по крайней мере, одновременно с устройством над нею дощатого навеса, видного на снимке 1890-х гг. (тот же деревянный подзор с фестонами).

3). Северная терраса в своём начертании в плане как будто не менялась, её внешние контуры опре деляются массивными угловыми столбами из красного кирпича на извести, выложенными в той же технике, что и цоколь под зданием; само местоположение, между двух крылец-тамбуров, перед кабинетом допускало существование ограждённой перилами террасы; северная терраса имеет сравнительно небольшую глубину; судя по старому снимку, В. А. Маслиха*, она не была зашита снизу досками (так что кирпичные угловые столбы террасы выходили на фасад); всё это, несмотря на северную ориентацию, делало её достаточно долговечной и, следовательно, целесообразной в глазах владельцев дома. Следует учесть ещё одно обстоятельство: дом стоит на пологом спуске перед крутым скатом в долину речки Куекши. Спуск идёт в направлении север–юг. Благодаря этому северная и южная тер расы имеют различную относительно уровня земли высоту. Северная терраса имеет высоту 1,15 м; высота продухов под нею такова, что при приближении к северному фасаду горизонт зрения человека всегда выше уровня пола террасы; функциональное требование максимально открыть конструкции пола для проветривания здесь не противоречило требованиям архитектурной эстетики.

* См. на с. 158. Владимир Александрович Маслих – заведующий музеем Малого театра, один из организаторов в Щелыкове во 2-й половине 40-х гг. XX в. мемориального музея А. Н. Островского. (Прим. ред.)

Южная терраса сильно поднята над площадкой под ней, придвинута к самому спуску в долину и, по необходимости, должна была иметь обшитый доска ми цоколь. В противоположность северной, южная терраса в своём основании совсем не имеет кирпичных столбов, которые определяли бы внешние контуры плана. Две кирпичные стенки, выходящие к югу из цоколя, судя по всему, первоначальны. Они служат основанием под массивные бревенчатые балки, на которые опираются колонны южного порти ка. Стены эти выступают вперёд на сажень (около 2,15 м.) и располагаются под крайними колоннами. Никаких следов других каменных столбов под нею не найдено. Даже беглый взгляд на южную террасу в современном виде (повторена в 1955 г. в соответствии со снимком 1890-х гг.) убеждает в её позднем происхождении. Для наблюдателя, находящегося внизу, она закрывает не менее половины главного фасада. Чтобы предохранить эту террасу от гниения (делать продухи в обшивке цоколя не позволяют требования эстетики), необходим навес (который когда-то и был), но навес окончательно губит фасад, затемняет южную дверь и превращает парадную (синюю) гостиную в совершенно тёмное помещение.

Нелогичность южной террасы в её теперешнем виде не подлежит сомнению. Недопустимость открытого сквозного цоколя и одновременно насущная необходимость сделать пространство под террасой проветриваемым требуют изменения её формы. Несомненно, поздними и чуждыми по стилю являются перила обеих террас.

Предварительными расчистками красочных слоёв на стенах жилых комнат здания установлено, что все они были окрашены клеевыми красками по известково-песчаной штукатурке. Обследование сделано по обоим этажам. Следов оклейки стен обоями не найдено.

Щелыково. Усадьба А. Н. Островского. Южный фасад главного дома. Фото начала XX в.

ГОСТЕВОЙ ДОМ в УСАДЬБЕ ЩЕЛЫКОВО

Дом брата А. Н. Островского, Михаила Николаевича Островского, или «Гостевой», как его ещё и называют, был построен в 1875 г. Дом стоял в парке, к востоку от главного усадебного дома, на бровке спуска в долину реки Куекши, и был обращён к ней главным, южным фасадом. Дом был деревянным, одноэтажным, с мезонином и обшит тёсом. К его южному фасаду примыкал деревянный балкон на столбах, с северной, обращённой к парку стороны мезонин переходил в застеклённую веранду (как и нижестоящая часть первого этажа), добавленную позже. Здание имело печное отопление, железные кровли с водосточными трубами, стояло на кирпичном цоколе.

В Гостевом доме, помимо комнат Михаила Николаевича, размещалась библиотека, столярная мастерская драматурга и комнаты для гостей.

В архитектурном отношении это типичный продукт 70-х гг. XIX в., эклектически соединяющий в себе последние отголоски провинциального ампира с первыми веяниями псевдорусского, ропетовского стиля.

Гостевой дом существовал до 1900 г. В этом году он был разобран, сруб его перевезён в противоположную часть парка и в надстроенном виде послу жил основанием для дома дочери драматурга М. А. Островской-Шателен (так называемый «Голубой дом», существующий и поныне).

Исходным материалом для составления проекта послужили две фотографии дома 90-х гг. XIX в., сделанные с юго-запада, карандашный схематический план нижнего этажа, приписываемый Сергею Александровичу Островскому (хранятся в фондах музея), и данные натурных раскопок остатков фундамента. Помимо этого, использовались обмеры первого этажа Голубого дома, сделанного из сруба Гостевого. При выполнении деталей интерьера пришлось обратиться к соответствующим аналогам.

С другой стороны, требования будущего использования восстанавливаемого дома как экспозиционного помещения внизу и библиотеки в мезонине, а также условия противопожарной безопасности

Пояснительная записка к проекту восстановления гостевого дома усадьбы Щелыково. Текст датирован 1974 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

обусловили значительные отступления от первоначальной внутренней планировки: в частности, лестницу в мезонин пришлось из центрального зала перенести в западную часть дома и заключить в глухие стены, в северной половине нижнего этажа взамен четырёх небольших комнат запроектированы две и два смежных с ними отсека, предназначенных под гардероб и связанных с прихожей широкими проёмами. Веранда в мезонине получила двойное остекление, ради возможности эксплуатации её в зимнее время. В связи с требованиями за мены печного отопления на центральное и максимального использования площади под экспозицию, пришлось отказаться от воссоздания печей, даже в их имитационном варианте; наружные печные трубы, видимые на старых снимках, должны, конечно, быть восстановлены. В восточном торце коридора первого этажа проектом предусмотрен санузел с умывальником.

Наконец, в отступление от исторической правды, по настоятельной просьбе заказчика, под зданием устраивается несгораемый подвал с отдельным входом снаружи. Подвал предназначен под фондохранение. Из-за требований противопожарной безопасности в цоколе, ограждающем подвал, устроены два больших окна в кирпичных приямках, в обычное время закрытых деревянными крышками. Стены подвала от подошвы фундамента до уровня земли запроектированы из бетонных блоков, выше уровня земли – из красного кирпича М-100 на растворе М-50. Перекрытие над подвалом – несгораемое, из монолитного железобетона и в виде кирпичных сводов по стальным балкам. Полы в подвалах из метлахской плитки.

Междуэтажное и чердачные перекрытия в Гостевом доме запроектированы деревянные, с чисто строганной поверхностью потолка. Поверхности наката и балок, соприкасающиеся с утеплителем, необходимо проантисептировать. Перекрытия должны выполняться из воздушно-сухой сосны с влажностью не более 25%. На чердаке основной части здания предусмотрены две двери. На чердаке мезонина устраивается слуховое окно во фронтоне южного фасада. Проектом предусмотрена огнезащита стропильной системы здания.

Гостевой дом в усадьбе Щелыково

Судя по воспоминаниям старожилов, Гостевой дом имел внутри гладко обтёсанные рубленые стены и тесовые полы. Соответственно этому составлен проект по части интерьеров. Были ли полы крашены ми, установить не удалось; из условий удобства эксплуатации здания полы предлагается покрасить. Полы в санузлах – метлахские. Все столярные изделия – оконные и дверные коробки, подоконники, наличники и заполнения проёмов – должны быть окрашены масляными белилами. Снаружи здание окрашивается масляной светло-серой краской (за исключением заполнений проёмов), цоколь – кирпичной мукой на казеине. Особое значение должно быть уделено скобяным изделиям. По старым образцам, заблаговременно, должны быть заказаны

оконные и дверные шпингалеты, оконные и дверные крючки и ручки. Использование современной скобянки абсолютно недопустимо.

Гостевой дом имел частично цветное остекление. Цвет стёкол установить не удалось, предлагается использовать красное стекло. Кровли и водосточные трубы окрашиваются медянкой, дымовые трубы белятся. Вокруг здания устраивается булыжная отмостка по мятой глине.

Инженерное оборудование Гостевого дома (электроснабжение, отопление, вентиляция, водоснабжение и канализация) должны решаться специальными проектами, которые будут разрабатываться после утверждения проекта воссоздания Гостевого дома.

Фото из проектной документации

Гостевой дом. Чертёж Л. С. Васильева. Около 1973 г.

Гостевой дом. Чертёж Л. С. Васильева (по репродукции в журнале «Наука и религия», 1973. – № 4. – С. 80)*

* Всего, как упомянуто в публикации в «Науке и религии», этот проект Л. С. Васильева насчитывал 25 листов чертежей. (Прим. ред.)

«ГОЛУБОЙ ДОМ» УСАДЬБЫ ЩЕЛЫКОВО

Двухэтажное деревянное здание «Голубого дома», построенное по проекту дочери драматурга А. Н. Островского, М. А. Шателен, в начале XX в., имеет в своей основе сруб бывшего «Гостевого дома», стоявшего с 1874 г. неподалеку от дома Александра Николаевича, к востоку от него, и переданного ей при разделе имущества.

Дом был поставлен на краю окружённой лесом поляны и являлся центром новой самостоятельной усадьбы. Из её разнообразных по назначению служебных одноэтажных построек до наших дней сохранился лишь «Охотничий домик», должный, несомненно, рассматриваться как часть мемориального комплекса.

Печать яркой художественной одарённости Марии Александровны, выступившей здесь как архитектор, ясно ощущается в свежести необычной трактовки веранд на северном и южном фасадах, в изящном кружеве карнизных подзоров и наличников окон, в рисунке перильных ограждений. Окрашенные в белый цвет, детали декора ярко выделяются на фоне голубой дощатой обшивки фасадов.

Дом поставлен на достаточно высокий кирпичный цоколь, имеет деревянные перекрытия и тесовые крашеные полы.*

Пояснительная записка к эскизному проекту реставрации «Голубого дома» усадьбы Щелыково. Текст датирован 1989 г. // Архив ОАО «Костромареставрация ». В архиве автора имеется недатированный (ранний?) машинописный вариант большего объёма. Вставки из этого варианта даны здесь в угловых скобках немного уменьшенным шрифтом, а по существу дублирующее их место из краткой редакции записки опущено в сноску. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* В краткой редакции после этого абзаца следует текст: «Его планировка существенно изменена. Постановкой перегородки к западу от коридора при северном входе (являвшемся главным) превращена в дополнительную комнату часть вестибюля, где должна размещаться гардеробная. Основные изменения произошли в верхнем этаже, где, по-видимому, существовала гостиная, аналогичная нижней и располагавшаяся непосредственно над нею. Благодаря устройству новых перегородок, из неё выделены южная комната и тёмное помещение с огибающим её узким коленчатым коридором. Здесь ныне размещена кладовая. Свидетельством позднего её происхождения служит широкий, сейчас заделанный дверной проём в её западной стене, смежной с одной из комнат.

Изменения в интерьере, с тех пор как здание было передано для летнего проживания артистов Малого театра (т. е. с конца 1920-х годов), свелись к следующему: рубленые поверхности стен и чистые строганные потолки комнат были обшиты картоном на каркасе и окрашены масляной краской; из изразцовых голландской печи и камина, украшавших гостиную нижнего этажа, сохранился лишь камин. Но и он был переставлен к противоположной стене. Исчезли первоначальная мебель и осветительные приборы. В послевоенные годы в Голубом доме устроено водяное отопление.

На каком-то этапе существования Голубого дома к его западному фасаду добавлен прируб, также обшитый тёсом и получивший аналогичное зданию декоративное оформление.

В двух этажах его размещены санузлы и умывальные комнаты. Из коридора верхнего этажа здесь устроена крутая двухмаршевая лестница на чердак. В 1970-х годах на месте южного окна отсюда устроен запасной выход с деревянной наружной лестницей вдоль западного фасада дома. Вторая лестница, внизу, размещается на западном фасаде пристройки, перед дверью в коридор нижнего этажа.

Существенно изменился и внешний вид Голубого дома. До 1940-х годов веранда в центре его северного фасада была одноэтажной и верхний балкон не имел кровли. Её устройство вызвало появление наверху нового фронтона с окном в центре. Не имела кровли и восточная половина южной террасы. Лестница на неё прежде была с восточной стороны. Не имела средних, разделительных перил лестница на северном фасаде*.

Впрочем, следует отметить такт и стилистическую преемственность во всех происшедших изменениях фасадов».

В предпоследнем абзаце звёздочкой обозначена авторская сноска: «Это подтверждает свидетельство артиста Малого театра П. П. Садовского». (Прим. ред.)

[В 1920-х годах Голубой дом, наряду с прочими по стройками усадьбы Марии Александровны, был передан Малому театру и приспособлен под летний дом отдыха артистов.

По воспоминаниям Прова Провыча Садовского, жившего здесь ежегодно с 1929 года, дом в эту пору имел несколько иной вид. Это подтверждают и натурные фотоснимки из его семейного альбома. На одном из них, изображающем здание с северо-запада, видна северная двухъярусная терраса. Верхний ярус открыт, т. е. отсутствует нынешнее перекрытие с фронтоном. На его месте, на северном скате железной кровли, вид но слуховое окно с двускатной кровлей, с кружевными фестонами по свесу карнизов, аналогично слуховым окнам, сохранившимся на трёх остальных скатах кровли. Не имела разделительных перил лестница на северном фасаде. На кровле здания видны кирпичные дымовые

трубы, выполненные в традиционной манере – с выдрой, карнизами и железными колпаками с декором из просечного железа. Традиционны для начала века водосточные трубы по углам здания, с выгнутым оголовком коробчатого сечения и коронами из просечного железа.

Иной вид имел западный прируб, занятый в последнее время санузлами. Он был значительно уже по западному фасаду и имел фронтонное завершение. Причём кружевные деревянные фестоны, идущие по обрезу горизонтального карниза, проходили и по наклонной линии фронтона. Зондаж, сделанный на западном фасаде прируба, позволил уточнить его первоначальные габариты. По свидетельству П. П. Садовского, уборной как таковой в Голубом доме не было, и западный пристрой выполнял иные функции. Переделку северной веранды и западного пристроя относят ко второй половине 1940-х годов.

Ещё в 1920-е годы была сделана кровля над восточной половиной южной веранды, которая использовалась как столовая. Всход на неё с уровня земли был с восточной стороны.

Дом отапливался печами типа голландок. По рассказам П. П. Садовского, в нижнем этаже были изразцовые печи, наверху – круглые, обтянутые железом. При вскрытии дощатых полов первого этажа найдены кирпичные, сложенные на извести основания четырёх печей, три из коих имели четырёхугольный план, а одна, стоявшая в углу комнаты, имела скошенную грань. Следует отметить, что габариты верхних печей не вполне соответствуют нижним и в плане частично смещены по отношению к ним. Более того, в верхнем этаже, у восточной стены, соответствующей восточной стене нижней гостиной, найдены следы прямоугольной в плане печи, стоящей непосредственно на междуэтажном перекрытии. По-видимому, подобная же печь, без подпоры снизу, существовала в смежной к западу ком нате верхнего этажа. Следов круглых печей, их отпечатков на полу не найдено.

По свидетельству П. П. Садовского, в 1920-е годы внутренние поверхности стен Голубого дома представляли собой гладко оструганный сруб с аккуратной конопаткой швов. Это подтвердилось после удаления картон ной по рейкам обшивки 1940-х годов. Нет и следов обоев на внутренних поверхностях стен и перегородках.

Недоумение вызывала необычная планировка верхнего этажа Голубого дома, в особенности наличие в ней внутренней, лишённой дневного света комнаты в его южной половине. После удаления внутренней обшивки открыты места размещения первоначальных печей. Они состоят из проёмов во внутренних капитальных стенах и соответствующих им в полу заделках, которые дают горизонтальное сечение былых печей. Как показывают натурные следы, полностью соответствует первоначальной планировке второго этажа и в большей части планировка первого. Поздними здесь являются лишь перегородки, делящие пополам две комнаты по сторонам гостиной (в западной из них в 1920-е годы размещалась библиотека).

Все помещения имели гладкие потолки из оструганного снизу наката. Исключением является потолок над нижней гостиной, имеющий вид кессонированного плафона с системой выступающих балок прямоугольного сечения, положенных вдоль и поперёк её, а в углах и по диагонали.

Отсутствие фотографий или рисунков интерьеров Голубого дома делает крайне проблематичным их точное воссоздание. Это относится к форме печей (о том, что верхние печи первоначально были традиционно прямоугольными, говорят их следы в полу; но были ли они изразцовыми или обычными белёными, неизвестно). Неизвестно, какими были внутренние поверхности стен – рублеными или обтянутыми тканью? Свидетельства П. П. Садовского относятся к началу 1930-х годов, когда многое могло быть изменено. При предыдущих ремонтах внутренние поверхности сруба во многих местах изранены топором, имеют многочисленные следы гвоздей, т. е. потребуют тщательного протезирования (в том случае если сруб останется открытым). В одной из комнат на срубе имеются следы пожара.

С 1940-х годов после сломки печей Голубой дом получил водяное отопление с котельной, устроенной в цокольной части, в юго-западном углу. Котельная перекрыта кирпичными сводиками по металлическим балкам, имеет большую кирпичную трубу, примыкающую к западной стене нижней гостиной. К ней пристроен изразцовый камин, стоявший прежде у противоположной стены гостиной. Над западной частью здания, в уровне чердака, находится расширительный бак водяного отопления. Из-за периодических протечек чердачное перекрытие и часть сруба под ним сгнили и требуют замены или протезирования.]

К 1987 г. техническое состояние Голубого дома резко ухудшилось. Проведённое контрольное обследование здания, выполненное в июне этого года, выявило угрожающее состояние нижних венцов сруба в разных частях и перекрытия над подвалом. Они поражены гнилью, потеряли прочность и требуют замены. Совершенно неудовлетворительно состояние сруба и перекрытий пристройки, где размещаются туалеты. Здесь явно видны деформации и отклонения от вертикали несущих стен.

Необходимо дополнительное детальное изучение состояние конструкций здания; это потребует его полного освобождения. Очевидна необходимость его капитального ремонта и осуществления мер для его дальнейшей сохранности.

В соответствии с проектным заданием, реконструктивные работы по Голубому дому должны сопровождаться реставрацией его интерьеров. Они должны сводиться к воссозданию исторического об лика нижней гостиной и четырёх смежных комнат. Это потребует восстановления изразцовой голландской печи, удаления в этих помещениях поздней обшивки и возвращения стенам и потолкам первоначального вида.

Согласно намерению создать здесь артистическую гостиную, предлагается в тонких поперечных перегородках пробить новые двери (по образцу старых), соединив по принципу анфилады боковые комнаты. По сохранившимся старым снимкам должны быть подобраны стильная мебель, осветительная арматура, шторы, картины и пр. Необходимо восстановить цветные вставки в остеклении окон и наружных дверей там, где они утрачены.

Верхний этаж здания, рассматриваемый как часть мемориала, должен получить изначальную планировку и соответствующее решение интерьеров. Вопрос о месте и формах печей будет решён дополнительно, после натурных и архивных изысканий. В связи с этим решится вопрос отопления. Как вариант его, может быть предложено размещение спиральных электронагревателей внутри воссоздаваемых печей.

Совершенно очевидно, что всем работам по перепланировке должны предшествовать детальное изучение конструкций здания, смена сгнивших эле ментов, антисептика подвалов и обеспечение условий его вентилирования. Полной переборке подлежит западный пристрой, как обветшавший. [Он должен получить прежние габариты.

Принятие верного реставрационного решения предполагает учёт нескольких факторов: 1) конструктивного состояния памятника; 2) наличия натурных следов; 3) достаточной полноты иконографии или письменных источников; 4) учёта условий использования памятника в наше время.

Применяя эти положения к Голубому дому, можно констатировать:

1. Внешний облик здания может быть с достаточной достоверностью и без ущерба для современного использования восстановлен. Этому способствует сохранность основных конструкций, наличие фотоснимков начала 1930-х годов, устные свидетельства очевидцев. 2. Значительно сложнее обстоит дело с воссозданием интерьера, не говоря о мебели, предметах быта, осветительной арматуре – утраченных полностью. С известной степенью допуска на фундаментах можно воссоздать изразцовые печи нижнего этажа, вы чинить повреждённые стены интерьера, – но, учитывая ослабленную прочность сруба (нижний этаж его, при надлежавший ещё Гостевому дому, относится к 1847 году), да и межэтажного перекрытия, можем ли мы без серьёзного риска нагружать их печами второго этажа, будь даже они сделаны в облегчённом варианте с обшивкой из железа?

Но если этого делать нельзя, возникает вопрос, как быть со стенами верхнего этажа: а) оставлять их в срубе, а проёмы от печей зашивать досками, или б) снова обить их картоном по рейкам, т. е. отказаться от попытки реставрации верхних интерьеров?

Об отоплении Голубого дома. Признавая желательность восстановления камина в нижней гостиной как действующего, считаю необходимым восстановление существовавшей до последнего времени системы водяного отопления. Она наиболее рациональна. Однако необходимо принять особые меры против протечек расширительного бака, не допустить повторения намокания конструкций здания.

В последнее время при разборке фотоархива Щелыковского музея-заповедника найдены неизвестные ранее фотографии, относящиеся к начальному периоду существования здания, а именно к дореволюционной поре. Они коренным образом меняют привычные представления об его внешнем облике и ставят новые проблемы для реставрации. Как видно из снимков, здание представляло собой двухэтажный, лишённый всякой обшивки, великолепно выполненный сруб с тщательно сделанной конопаткой между брёвен, с наличниками и прочим резным декором одного тона со срубом (но не белым) и окрашенными белилами оконными переплётами и заполнениями дверных проёмов. Это доказывает сравнительно позднее (очевидно, в 1920-е годы) появление фасадной обшивки. Совершенно очевидно, название здания – «Голубой дом» появилось в послереволюционное время.

Меняется представление о виде наружных террас. Если на северном фасаде здания она сохранила свои прежние габариты, то на южном имела вид совершенно иной. Здесь она заворачивала под прямым углом вдоль восточного фасада, сохраняя ту же ширину. С террасы вели две широкие лестницы – одна, на юго-восточном углу, – на юг, другая, с восточной её части, – с север ной оконечности на восток. Все террасы, включая террасу северного фасада, опирались на массивные квадратного сечения кирпичные белёные столбы и не были закрыты дощатой обшивкой, как это сделано сейчас.

Естественно желание восстановить внешний вид здания в его первоначальном виде. Но проблемы, возникающие при этом, настолько серьёзны, что потребуют особого обсуждения и со стороны органов охраны памятников и Управления культуры, и со стороны заказчиков.]

Пожарную лестницу на его южном фасаде предлагается заменить на несгораемую и более компактную металлическую.

Щелыково. «Голубой дом». Южный фасад. Фото 1920-х годов. Другую илл. см. на цветной вкладке, стр. IX.

ДОМ КРЕСТЬЯНИНА И. В. СОБОЛЕВА в СЕЛЬЦЕ НИКОЛО-БЕРЕЖКИ

Дом крестьянина И. В. Соболева в сельце Бережки находится неподалёку от Никольской церкви и от кладбища с могилой А. Н. Островского. Располагаясь на краю села при спуске в глубокий овраг, с пешеходным мостиком через него, он первый встречает посетителя этих мест, эффектно начиная перспективу короткой улицы с вековыми берёзами и белой церковью в глубине. Потемневший от времени дом, с крутой двускатной крышей, с белыми резными наличниками небольших окон, естественно сливается с пейзажем – окружением могилы драматурга.

Помимо исторического интереса (И. В. Соболев, столяр, был близким знакомым А. Н. Островского, здесь бывал Островский), дом представляет опре делённый интерес как пример деревянной избы се редины XIX в. Композиционно он состоит из трёх частей: зимней избы с русской печкой и лежанкой, сеней и летней задней избы. Приусадебных построек, несомненно бывших когда-то, не сохранилось, не известны и места их расположения. С восточной стороны к дому примыкает узкий дощатый пристрой, в дальнем конце которого была уборная и выход на задний двор. В крыше над летней избой есть прямоугольное отверстие от трубы, здесь, следовательно, была печь. Но печь эта поздняя. По свидетельству священника Никольской церкви, она была сложена в начале XX в. – после того, как сын столяра продал сельник под жильё.

Пояснительная записка к проекту восстановления дома крестьянина И. В. Соболева в сельце Николо-Бережки. Текст датирован маем 1968 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

Конструктивно дом типичен для крестьянской избы: два сруба зимней и летней половин, разделённых сенями, торцовые стены которых образованы выпуском брёвен сруба задней избы. Задняя изба имеет подклеть, разделённую на две части, одна из которых из-за наличия одного входа (с западной стороны) – проходная. Пол этой части дома выше уровня пола в зимней избе и сенях, из сеней в неё ведёт лестница. Полы двухслойные по прогонам, вделанным в сруб – нижний слой из пластин в четверть промазан глиной, по нему в поперечном к пластинам направлении положены половицы. Потолок из пластин, соединённых в четверть, опёртых на прогон и стены. Засыпка – земляная по глиняной обмазке. Кровля общая – двускатная, с высоким подъёмом щипца. Покрытие гонтовое. С переднего торца щипец зашит тёсом, отделён от нижележащего сруба дощатым карнизом, устроенным по консолям, выпущенным из верхних венцов сруба. Во фронтоне

– довольно большое слуховое окно. Торцовая стена задняя имеет самцовое завершение, т. е. щипец (фронтон) выполнен также срубом. Окна обеих половин дома имеют резные наличники. По форме наличники задней избы, навеянные образцами городского деревянного ампира, сохранившие двуцветную клеевую покраску (сочетание красной охры и белого), выглядят старше наличников передней половины дома (с завершением и основанием в виде строенной скобки). Это вступает в странное противоречие с возрастом срубов обеих частей – со сравнительно неплохой сохранностью задней избы и полной изношенностью передней половины дома. Несомненно одно – дом был состав лен из двух разновременно сделанных срубов.

В 1966–1968 гг. сделан обмер дома. Ввиду катастрофически плохого состояния передней избы (обрушение чердачного перекрытия, выпучивание сгнивших стен) в обмере не отражены некоторые моменты – устройство пола зимней избы, уровень пристроенных лавок, несомненно существовавших когда-то (в сенях найден фрагмент лавки).

В проекте реставрации предусматривается полное восстановление здания в первоначальном виде с сохранением всех особенностей конструктивного устройства и внутренней планировки: лавок, печи с лежанкой, утраченных дверных полотен с соответствующими поковками, гонтовой кровли. Восстанавливается декоративная обработка фасада: наличники с раскраской по образцу подлинников, ветровые доски фронтонов, подшивные карнизы. Восстанавливается крыльцо и пристрой – на заднем продольном фасаде.

Непременным условием работ должно быть максимально полное использование сохранившихся частей старого здания – брёвен сруба и стропил, наката перекрытий, дверных и оконных блоков с внутренними и внешними наличниками, дверных полотен, оконных рам и пр.

Для замены сгнивших брёвен сруба предлагается использовать брёвна от разборки достаточно ста

рой, но крепкой бревенчатой постройки, соблюдая, разумеется, равенство их диаметров.

Конструкция фундаментов будет разработана дополнительно с учётом соблюдения типичных приёмов для народных жилых построек XIX в.*

Дом крестьянина И. В. Соболева в сельце Николо-Бережки. Фото 2012 г.

* О том, как Л. С. Васильев вёл авторский надзор за этим проектом, говорится в отрывке из его письма к А. В. Соловьёвой от 17.4.1972: «В марте я дважды был в Щелыкове. <...> Я приезжал по поводу дома Соболева. Его изрядно испортили за эту зиму, делали без моего ведома, без чертежей, и мне пришлось заставлять их переделывать, ругаться. Очень неприятное занятие тыкать носом взрослых людей в скверно выполненную ими работу, унизительное чувство испытываешь из-за них, – но это необходимо. Я не могу допустить наглой халтуры в своём деле, тем более юбилей на носу» (архив А. В. Соловьёвой). (Прим. ред.)

ЦЕРКОВНАЯ ОГРАДА И ВОРОТА в СЕЛЬЦЕ НИКОЛО-БЕРЕЖКИ

Никольская церковь в сельце Николо-Бережки бывшего Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне – Островского района Костромской области), построенная в 1792 г., вместе с окружающей её каменной оградой, относящейся, по-видимому, к тому же времени, представляют собой образец русского провинциального классицизма костромского толка. Как и в других костромских церквах той поры, общая величавость композиции, крупный масштаб ордерных членений как-то естественно увязываются с ландшафтом. Достигается это своеобразной, упрощённой трактовкой ордерных форм, следованием прихотливому рельефу местности, выбором для наиболее крупных сооружений возвышенных, выигрышных в смысле восприятия мест. Всё это делает каждое сооружение неповторимым.

Ограда Никольской церкви имеет в плане форму неправильного четырёхугольника, с двумя воротами

– в восточной и западной сторонах – и двумя башня ми в северо-восточном и северо-западном углах. Се веро-западная башня и примыкающие к ней с двух сторон куски ограды разобраны при устройстве деревянной сторожки. Прочие части ограды и обои ворота сильно обветшали, утрачены заполнения ворот. Проектом предусматривается восстановление уничтоженных участков ограды, включая перекладку двух прясел в южной стене ворот, и вычинка кладки существующих частей. Восстанавливаются:

1) уничтоженная кирпичная башня в северо-восточном углу ограды;

2) завершение северо-западной башни;

3) разрушенные отливы и столбы в верхних частях стен;

4) контрфорсы у южной стены;

5) уничтоженный северо-восточный угол ограды (на месте поздней сторожки);

6) западные и восточные ворота, включая калитку;

7) железные покрытия ворот, ограды и столбов,

железные кресты над воротами и калитками;

8) деревянные заполнения ворот и калиток;

9) лампады на восточных воротах.

Пояснительная записка к проекту восстановления церковной ограды и ворот в с. Николо-Бережки. Текст датирован июлем 1970 г. // Архив ОАО «Кострома реставрация ». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

Необходимо удалить земляную насыпь у западных ворот, южнее их. Кирпичные поверхности ограды и ворот обмазать известью, железные покрытия и кресты окрасить медянкой. Деревянные заполнения ворот и калиток покрыть олифой с добавлением умбры натуральной и сажи.

Щелыково. Погост Николо-Бережки. Северная ограда после реставрации. Фото около 1970-х гг.

Щелыково. Погост Николо-Бережки. Восточные ворота после реставрации. Фото около 1970-х гг.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦВЕТОЧНЫХ ВАЗ ДОМА-МУЗЕЯ А. Н. ОСТРОВСКОГО в ЩЕЛЫКОВЕ

У южного фасада мемориального дома А. Н. Островского в Щелыкове на верхней площадке каменной лестницы, ведущей в долину реки Куекши, по бокам её, стоят две цветочные вазы с кирпичными тумбами в основании. Вазы и их основания по ставлены в 50-е годы нашего века на месте существовавших в пору жизни драматурга. Если существующие основания близки подлинным, то вазы – типичный продукт 40-50-х годов, имеющий массу двойников во многих городах Поволжья – ни на какую бы то ни было мемориальность претендовать не могут.

Между тем существует графический материал по подлинным вазам, вполне достаточный для их воссоздания. Предлагаемый проект составлен на основе изучения акварели XIX в., находящейся в спальне Марии Васильевны Островской, и, главным образом, натурных фотографий рубежа XIX–XX вв., хранящихся в архиве мемориального дома. Как видно из фотографий и рисунка, вазы располагались у южного фасада здания на верхней площадке каменной лестницы, по бокам её. Имея в общем форму античных кратеров, они имели особенность – древовидные ручки, в верхней своей части соединённые с телом ваз и рельефно продолжающиеся по ним в виде ветвей с крупными цветами.

Косвенное указание на материал ваз даёт фотография начала XX в. (вид дома с юго-запада). Одна из ваз к этому времени лишилась ручки, и тёмный излом отчётливо выделяется на её белёной поверхности. Это сразу снимает предположение о гипсе как материале (малопригодном как ёмкость для земли с цветами и недолговечном). Из остающихся вариантов – обожжённая глина и бетон – последний для XIX в., даже для конца его, представляется маловероятным. Итак, мы склонны считать, что вазы были сделаны из красной обожжённой глины; снаружи они были глазурованы или побелены; поскольку в них

Пояснительная записка к проекту восстановления цветочных ваз дома-музея А. Н. Островского в Щелыкове. Без даты (предположительно – конец 1970-х гг.) // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

были цветы, а следовательно, влажная земля, стенки внутренней полости должны были быть покрыты глазурью. Мы предлагаем повторить этот материал.

Постаменты под вазы, в виде квадратных в плане кирпичных столбов с несложными цоколями и карнизами, в общих чертах близки к существующим в настоящее время, но несколько выше их и имеют отличие в деталях. Предлагается переложить и их, согласно фотографиям. Постаменты, судя по всему, имели известковую обмазку.

Примечание: Необходимо установить практически доступный для изготовления вариант ваз и, исходя из этого, задать толщину стенок, решить вопрос с дренажом.*

Одна из ваз в начале лестницы в парк. Фото 2008 г.

* Другую иллюстрацию к записке см. на цветной вкладке, стр. IX. (Прим. ред.)



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные