Самая известная картина да винчи. Да винчи леонардо

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) – один из величайших в истории человечества учёных, художников и изобретателей. Его называют самым ярким представителем эпохи Высокого Возрождения.

Туринский автопортрет

Безусловно, Леонардо да Винчи – это самый известный художник в мире. За свою жизнь Leonardo da Vinci написал немало картин, но до наших дней дошло порядка 20 полотен. И все эти работы великого мастера сегодня по праву считаются шедеврами мировой живописи, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие изобразительного искусства в мире.

Чего стоит только изобретённая Леонардо техника сфумато? Поняв, что в реальном мире нет линий он утверждал, что не должно быть линий и на картинах. И начал растушёвывать очертания лиц и рук, создавая мягкие переходы от света к тени. Знаменитая «Мона Лиза» написана с использованием техники сфумато.

Среди огромного количества картин и рисунков великого мастера есть всемирно известные, которые знает практически каждый культурный человек. Эти картины даже больше, чем шедевры и эталоны большого мирового искусства. Это своеобразные иконы живописи.

Тут можно вспомнить и «Мону Лизу (Джоконду), и «Даму с горностаем», «Тайную вечерю», «Мадонну Литта», «Благовещение» и многие другие полотна великого мастера эпохи Возрождения.

Картины художника Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci)

Тайная Вечеря


Тайная вечеря

Эту знаменитую фреску заказал герцог Людовико Сфорца по просьбе совей юной жены Беатриче дЭсте. Однако, супруга великого Сфорца так и не увидела «Тайную Вечерю» завершённой – она умерла при родах.

А безутешный герцог был бесконечно благодарен да Винчи за проделанную работу – она была очень ярким и сильным напоминанием о умершей жене. Сфорца щедро рассчитался с художником. Увидевшие фреску горожане, жители Милана, были изумлены… Апостолы различались лицами, эмоциями и жестами – раньше так никто не писал. Каждый из апостолов отреагировал на слова Христа «Один из вас предаст меня» по-своему. Как живые люди.

Следующая особенность фрески, которая поразила миланцев – это синие тени. Не чёрные или серые, а именно синие. Цветная тень – это было невозможно в живописи до середины девятнадцатого века, когда про цветную тень Леонардо вспомнили импрессионисты.

Мадонна в скалах

Мадонна в скалах

Картину «Мадонна в скалах» заказали у Леонардо да Винчи монахи братства Святого Франциска для одного из храмов Милана. Но, впоследствии монахи отказались выкупать картину. Художник писал полотно слишком долго, над головами святых нет нимбов, а ещё ангел указывает своим перстом на Иоанна Крестителя, а не на Христа. А Христос главный!

Leonardo da Vinci переписывать картину отказался и продал уже готовое полотно на стороне.

На картине изображена юная дева Мария в алом плаще с двумя детьми – это Святое Семейство с маленьким Иисусом возвращается в Египет. И по пути они встречают маленького Иоанна Крестителя.

Впервые в человеческой истории люди были изображены не перед пейзажем, а как бы вписаны в пейзаж, в скалы. И ещё одна интересная особенность этого полотна – растения на картине прописаны с великой тщательностью. Это самые настоящие растения. Будучи ботаником Леонардо утверждал, что сок в растениях играет ту же роль, что и кровь в человеческих жилах. Отсюда и такая тщательная работа с флорой на картине.

Монахи подали на художника в суд и суд обязал да Винчи написать для храма новую картину. С нимбами и без указующего перста ангела.

Мадонна в скалах (вторая версия)

Но вторая версия Мадонны в скалах отличается не только этими, написанными по решению суда» деталями. Растения потеряли реалистичность. Существует мнение, что художнику писать копию было не интересно – он написал самые важные детали полотна, а второстепенные, в частности растения, поручил ученикам, которые в ботанике были не сильны. И написали фантазию на растительную тему, что монахов вполне устроило.

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Полотно «Иоанн Креститель» озадачило современников Леонардо – святой изображён на тёмном глухом фоне (художник обычно писал на фоне природы) и из этого густого мрака выступает фигура Иоанна, но разве этот Иоанн Креститель? В те времена художники писали уже очень пожилого святого, а тут почти юноша, улыбается, да ещё как-то неоднозначно склонил голову… И волосы у него какие ухоженные…

И где же тут святость? Какой-то женоподобный несерьёзный святой в шкуре леопарда. Такой святой мог бы появиться в середине 17 века: театральность жестов, манерность, игра света и тени. Этот святой родом из барокко, которое появится несколько веков спустя.

Это предсказание гения. Такое же, как предсказание турбулентности за 400 лет до её открытия физиками.

Мадонна Литта

Мадонна Литта

На картине «Мадонна Литта» изображены мать и дитя – Дева Мария кормит младенца грудью. Полотно небольшое, всего 42 Х 33 сантиметра, но от этой работы Leonardo di ser Piero da Vinci просто веет монументальностью – мастер сумел так показать мадонну и младенца, что у зрителя создаётся ощущение присутствия при каком-то очень важном событии. Событии, которое не подвластно времени.

Искусствоведы обращают внимание на некоторые важные детали картины. Это и птичка в руке младенца, и что особенно важно, вырезы для кормления на платье мадонны зашиты. И один из вырезов был распорот. Распорот явно в спешке. Почему и для чего художник показал именно распоротый шов?

Не может быть такого, чтобы перед каждым кормлением мать разрывала платье?

Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди, но не устояла перед слезами ребёнка, который хотел есть. И разорвала шов.

Почему Леонардо написал мадонну именно так? Зачем эта драма с распоротым швом?

К началу 14 века сначала знатные дамы, а затем и простолюдинки начали отказываться кормить детей грудью. Именно тогда появилась мода на упругую не кормящую грудь. Будучи учёным Леонардо не мог не понимать, что эта мода во вред здоровью ребёнка. И сначала да Винчи, а потом и другие художники зачали обожествлять образ кормящей матери.

Дама с горностаем

Дама с горностаем

На картине «Дама с горностаем» изображена любовница миланского герцога Людовико Сфорца. Звали эту молодую женщину Чечилия Галлерани.

Чечилия была милой и умной девушкой. Настолько умной, что частенько по много часов беседовала с Леонардо и известный мудрец эпохи Возрождения находил эти беседы содержательными и интересными.

Да Винчи написал очень оригинальный портрет – в те времена на портретах людей изображали в профиль, а дама на портрете мастера стоит «в три четверти». Да ещё и голова её развёрнута в другую сторону. Словно в этот момент Чечилию кто-то позвал. Такой оригинальный приём показал и подчеркнул красоту шеи и плеч женщины, сделал изображение живым.

Примечательно и наличие на картине горностая. В те времена кошка была бы экзотическим животным, а горностай был обычным домашним зверьком, который ловил мышей в богатых домах.

К великому сожалению картина «Дама с горностаем» в последующие годы несколько раз переписывалась неизвестными художниками. Был заменён фон картины – раньше фон был светлее. И было окно за левым плечом красавицы. Были по неведомой причине переписаны два нижних пальца на левой руке Чечилии. И теперь пальцы неестественно вывернуты.

Мона Лиза или Джоконда

Мона Лиза (Джоконда)

Согласно официальной версии на картине изображена жена флорентийского торговца шёлком Лиза Герардини. Впрочем, эта версия сейчас активно опровергается специалистами.

Есть предположение, что на картине – любовница флорентийского герцога Джулиано Медичи. Эта женщина родила герцогу сына и вскоре умерла. И Джулиано заказал портрет для своего маленького сына – покойная мать должна была быть изображена в образе Мадонны.

Да Винчи писал посмертный портрет со слов герцога. А поскольку писал образ, то наделил этот образ чертами одного из своих учеников по имени Салаи (по этой причине многие критики и отмечают некоторое сходство между «Моной Лизой» (Джакодой) и «Иоанном Крестителем».

Да Винчи, при написании этого портрета, максимально использовал метод сфумато и это «растушёвывание» сделало образ очень живым. Создаётся ощущение, что Мона Лиза дышит, её губы тонко шевелятся и в следующий момент разомкнутся… На репродукции эту зыбкость и это ощущение скрытого движения зачастую увидеть сложно. А вот подлинник поражает всех, кто его видел.

Картина так и не была передана заказчику, который в 1516 году умер. Художник уехал во Францию и забрал картину с собой, и работал над этим образом до последнего дня своей жизни.

Ещё картины художника Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)


Благовещение
Витрувианский человек Конь Леонардо Мадонна с веретеном Леда и Лебедь Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком) Леда Ла Белл Феррониер Вакх Мадонна с гвоздикой Портрет Джиневры де Бенчи Мадонна с гранатом
Поклонение волхвов Портрет музыканта Крещение

Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.

Приводят в восторг человечество вот уже пятьсот лет.

Известно, что художник работал по заказу правящей элиты или церкви и очень долго. Бывали случаи, когда заказчик не мог больше ждать и отдавал работу другому.

Художником было создано не более трех десятков картин, часть из них утеряна. Дошедшие до нас являются бесценным культурным наследием и относятся к золотому фонду искусства Возрождения. Леонардо стал жемчужиной той эпохи, впервые продемонстрировав уникальную технику сфумато, которой пользовались его последователи: Рафаэль, Микеланджело и другие великие имена.

Последняя его работа «Иоанн Креститель» была написана им в 65 лет, за три года до своей смерти в замке, милостиво предоставленном итальянцу французским королем. С нее и начнем знакомство с шедеврами да Винчи.

Самые лучшие картины Леонардо да Винчи: описание и фото.

Иоанн Креститель (1514-1516 гг.)

«Иоанн Креститель» - картина Леонардо да Винчи.

Художник начал писать картину в Риме, а закончил во Франции. С тех пор она не покидала этой страны, переходила от короля к королю, а сейчас хранится в Лувре.

Картина размером 69 на 57 см вызвала недовольство духовенства и была обругана за женское подобие, игривую улыбку святого и слишком темный фон, окружающий светлый лик. Есть мнение, что образ был списан с ученика Салаи, с которым художника связывали длительные отношения, возможно, интимного характера.

Трактуют работу по-разному, единого мнения нет, но точно известно, что этот жест художник использовал часто в своих работах, а позже его скопировали и другие, в том числе Рафаэль.

Картина считается второй по загадочности после «Джоконды».

Мона Лиза (1503-1519 гг.)

«Мона Лиза», она же «Джоконда» - картина Леонардо да Винчи.

Самая спорная и известная картина Леонардо да Винчи. Она также находится в Лувре, откуда в 1911 году была украдена. Несколько лет ее безуспешно искали, пока вор не прокололся сам, дав в прессе объявление о продаже. Все это время он ее хранил под своим матрасом.

Кроме того, на картину было четыре покушения: ее обливали кислотой, в нее бросали камнем и даже кружкой, а также пытались забрызгать из баллона с краской.

Работа несколько раз реставрировалась, и есть мнение экспертов, что брови пропали с ее лица именно из-за этого. Обсуждать ее улыбку пробовали многие, исписав тонны бумаги. Впрочем, копья ломали и над тем, кто же все-таки изображен на ней: реальная женщина, образ матери автора или зашифрованный автопортрет.

Бесспорно одно: в этой работе техника сфумато наиболее выражена, и благодаря размытости линий портрет оживает. Особенно это ощутимо, если смотреть на музейный экспонат непосредственно в Лувре: улыбка Джоконды меняется в зависимости от ракурса.

Точно известно, что Леонардо да Винчи никогда с этим портретом не расставался.

Кстати, портрет застрахован на $670 млн, что позволило ему попасть в книгу рекордов Гиннеса, как самое дорогое страховочное произведение искусства. Картина спрятана за пуленепробиваемое стекло в созданном для нее одной защищенном охранной системе зале.

Мадонна в скалах (1483-1486 гг.)

«Мадонна в скалах» - картина Леонардо да Винчи.

В Лувре находится и эта работа художника, работу над которой он начал в возрасте 30 лет. Есть второй вариант работы с одноименным названием, что хранится в Лондонском музее. И если французы уверены в авторстве Леонардо, то англичанам приходилось его доказывать. Картины по композиции идентичны, исполнение немного отличается. Кроме того луврский вариант выше на несколько сантиметров.

Святое семейство было заказано художнику представителем одной из миланских церквей, но так и не попало по адресу. Леонардо получил задаток, но поднял окончательную цену. Стороны не договорились, картина осталась у художника и поехала с ним во Францию.

Эта картина оказалась первой в истории живописи, когда люди размещены внутри пейзажа, а не перед ним. Отмечают и очеловечивание образов Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя и Ангела, до этого художники писали застывшие лики святых. Знатоки это связывают с тем, что сам Леонардо хоть и писал для церкви, но к религии относился скептически.

Дама с горностаем (1489-1490 гг.)

Это один из четырех женских портретов, который хранится в музее Польши, и единственная картина работы Да Винчи.

Художник написал портрет Чечилии Галлерани – фаворитки герцога Миланского, при дворе которого Леонардо провел семнадцать лет.

В ее руках горностай – не диковинный зверек, а символ, изображенный на гербе герцога. Сохранились восторженные отзывы того времени, как о мастерстве художника, так и о Чечилии.

Исследование портрета показало, что фон несколько раз был переписан. Лицо девушки также изменено. Является ли это корректировкой самого автора – история умалчивает. Возможно, изменения были сделаны уже после смерти Леонардо при реставрации картины.

Тайная вечеря (1495-1498 гг.)

«Та́йная ве́черя» - работа Леонардо да Винчи.

Это фреска находится в Милане (), в монастыре св. Марии, где Леонардо да Винчи работал над ней три года, но так и не завершил ее. Герцог Милана за этот заказ заплатил Леонардо почти $800 тысяч, если перевести две тысячи дукатов на современные деньги.

Искусствоведы считают, что называть эту работу фреской не совсем правильно: она написано темперой на специально подготовленном слое. За все время работа несколько раз реставрировалась разными мастерами. А нала она разрушаться уже через два десятка лет после написания. Последний раз ее приводили в порядок в 1954 году.

Вокруг идеи картины много слухов и тайн. На некоторых из них построена книга Дэна Брауна и снят одноименный фильм «Код да Винчи».

«Благовещенье» (1475г.)

«Благове́щение» - картина Леонардо да Винчи.

Еще одна работа по заказу церкви – «Благовещенье» хранится во Флоренции в Галерее Уффицы. Леонардо писал ее будучи учеником.

Если рассматривать в деталях, то поражает тщательность, с которой выписан каждый сантиметр картины. Здесь впервые на Марии облегающее платье, не скрывающее фигуры. А у Ангела, принесшего ей благую весть – бела лилия – символ невинности. Новаторством считается проработка перспективы – это не просто темный или светлый фон, а кусочек портового города, с деревьями, рекой, башнями и мачтами кораблей.

«Мадонна Литта» (1495 г.)

«Мадо́нна Ли́тта» (1490-1491) - шедевр Леонардо да Винчи.

Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. С одной стороны безмятежность и нежность кормящей Богородиы, с другой стороны – разорванные стежки на одежде, словно она не планировала кормить ребенка. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Есть версии, что Леонардо написал только лица персонажей, остальное доделывали его ученики. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» - улыбка. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом (1510 г.)

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» - неоконченная работа Леонардо да Винчи.

Картина так и осталась не оконченной, хотя Леонардо возвращался к ней до последних дней своей жизни. Он сделал множество набросков, где у матери Анны на коленях сидит ее дочь Мария, что держит маленького Христа. Вариаций «Анны втроем», как еще называют эту работу, существовало несколько.

Картину часто реставрировали, последний раз – со скандалом. В 2012 году после «омоложения» краски стали неестественно яркими, из-за чего два несогласных с такой варварской методикой влиятельных кураторов Лувра вышли из состава международной комиссии по реставрации.

А еще в нее стреляли. Это произошло в лондонской Национальной галерее. Выстреливший признался, что таким образом выразил свой протест против политики Великобритании и лично Маргарет Тэтчер. Картечь разбило защитное стекло, а сам рисунок получил несколько царапин. Вандал получил реальный срок заключения.

Наибольшее количество полотен находится во Франции в Лувре и в Италии в галерее Уффици. Две картины находятся в России, в Эрмитаже: это «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Считается, что сохранилось 13 полотен кисти великого художника и мыслителя, но среди них есть те, чье авторство спорно.

Мадонну с цветком Леонардо Да Винчи изобразил еще в молодом возрасте. В это время на его картины влияли работы Верроккио, который был его учителем. Это первое независимое творение художника. Современник подметили выразительную […]

“Мадонна с гранатом” является самой ранней, довольно таки трогательной и непосредственной Мадонной, которая была создана великим живописцем и мастером Леонардо. Каждая из последующих изображений с Мадонной будут очень близки своей композиционной и […]

Многочисленные исследования картин Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, что отдельной темой в творчестве художника была тема матери и ее ребенка. Зачастую на его картинах встречаются изображения молодой женщины, выражающие заботу и […]

Достаточно долгое время длились споры по поводу авторства этой картины. Некоторые эксперты полагали, что «Благовещение» было написано Гирландайо, а другие считали что картина принадлежит кисти молодого Леонардо Да Винчи. Однако, спустя некоторое […]

Мадонна с цветком является одной из первых произведений искусства Леонардо. Да Винчи изобразил Мадонну в комнате с полутемным видом, в которой в виде единственного источника света является изображение в глубине двойного окна. […]

«Автопортрет» Леонардо Да Винчи – это одна из известнейших работ художника, которая, возможно дает зрителям представление о том, как выглядел знаменитый художник эпохи Возрождения. Однако некоторые эксперты считают, что это совершенно другой […]



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные