Сценарий спектакля старший школьный возраст. Театральный кружок в школе: программа, сценарии, пьесы. «Сказка - ложь, да в ней намек»

Разделы: История и обществознание

Летом 2003 г. в МОУ СОШ №1 г. Кушва Свердловской области был создан дидактический театр “Щенки собаки Качалова”.

Цель театра – популяризация исторических знаний среди учащихся посредством драматизации. Подобная форма работы позволяет не только пробуждать интерес к знаниям, но и развивать творческие способности подростков, а главное – ребята сами созидают!

Первой постановкой театра стал спектакль “Школьные истории”. Содержательная линия спектакля такова: ученики при помощи компьютера путешествуют по разным странам и эпохам, знакомясь с первобытной школой, школой Древнего Египта, Средневековым университетом и школой на Руси.

Данный спектакль рассчитан на учащихся среднего звена. Его можно показывать 1 сентября, а так же во время тематических недель знаний в школе. Длительность спектакля (25 – 30 минут) способствует тому, что данную постановку можно включить и в урочную систему. Далее предлагается сценарий спектакля.



Действующие лица:

  1. Ученик
  2. Ученица
  3. Учитель – старик (каменный век)
  4. Керк, с ним 3 ученика
  5. Имхотеп, с ним 3 ученика
  6. Вагант
  7. Студенты (массовка)
  8. Боярин – учитель, с ним ученики

Ученик – Привет, Маша! Целое лето не виделись!

Ученица – Здравствуй, Сергей! Да, действительно, летние каникулы промелькнули, вот и 1 сентября.

Звенит звонок.

Ученик – Ну вот и звонок звенит. Первый в этом учебном году. И уже завтра начнётся… Уроки, домашние задания, контрольные и зачёты. Эх, хорошо было древним людям: ни тебе химии, ни тебе физики. Знай по лесу гуляй, ну, или за мамонтом бегай. Никакой школы!

Ученица – А ты в этом абсолютно уверен?

Ученик – Конечно, какая же школа была в каменном веке?

Ученица – Я думаю, что ты заблуждаешься. Пойдём-ка заглянем в школьный компьютер.

Сцена I. Каменный век.

Две группы людей. Отдельно мужчины и женщины.

Мужская группа:

Старик – Я просил вас найти хорошие куски кремня, чтобы научиться делать охотничий нож. Покажите свои находки.

Дети протягивают ему свои находки

Старик – Керк, разве это кремень?

Керк – конечно, кремень. Из него выйдет самый лучший в мире охотничий нож!

Старик – Увы, мой друг, должен тебя разочаровать. Этот камень никогда не даст острого скола и из него никогда не выйдет отличный охотничий нож. Но вот на охоте, с такими знаниями, ты можешь остаться без оружия.

Керк - Подумаешь, я возьму самый большой камень, и с ним пойду на мамонта!

Другой мальчик – И уронишь себе на ногу! 9смех)

Старик – Ну, всё, успокоились! Я просил вас найти в лесу растения, останавливающие кровь. Вы все справились!

Да, да …

Старик – Керк, а что это у тебя?

Керк – Трава для остановки крови, как Вы и велели, учитель!

Старик – Я очень надеюсь, что ты ещё не опробовал её в деле, иначе не миновать беды!

Керк – Почему?

Старик – Да потому, что если приложить эту траву к ране, она начнёт гноиться и воспаляться! Это ядовитая трава, мы натираем ею стрелы, когда идём на врагов!

Керк – Подумаешь, траву перепутал. И вообще, травами девчонки должны заниматься. Это их дело.

Другой мальчик – Что же ты, на охоту за собой девчонок потащишь, чтобы во всём тебе помогали? (Смех)

Старик – Верно. Чтобы стать отличным охотником, мало иметь острый нож и сильные руки. Нужна ещё и умная голова.

*******************

Ученик – Неужели, древние люди действительно так хорошо ориентировались в минералогии и ботанике?

Ученица – Конечно. Учёные давно доказали, что одних только съедобных растений древние люди знали больше 5 тысяч, современный горожанин знает намного меньше. Для наших предков знакомство с миром было действительно школой – школой выживания.

Ученик – Ну, хорошо, убедила! В первобытном обществе учиться приходилось много, иначе можно было погибнуть. Ну а дальше? Не алгебру же с геометрией они учили в Древнем мире?

Ученица – Думаю, ты опять поспешил с выводами. Давай-ка, вновь заглянем в школьный компьютер.

Сцена II. Древний Египет.

Имхотеп – Ну, что, мальчики, готовы ли вы внимать знаниям, которые вложил в нас великий Осирис?

Мальчики – О, да, учитель Имхотеп!

Имхотеп – Будь писцом – он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было мягким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы – у ног владыки Египта и внимают словам его. Итак, что я задавал вам на сегодня?

2 ученик – площадь основания этой пирамиды – 54 000 м 2 , высота её – 150 м. Значит, объём пирамиды составит 2 525 000 м 3 . Значит, именно столько камня нужно на самую великую пирамиду Египта.

Имхотеп – Ну, что ж, с этой задачей вы справились. Решите другую: Каждый из 7 человек имеет 7 кошек. Каждая кошка съедает по 7 мышек, каждая мышка за лето уничтожает 7 ячменных колосков. А из зёрен 1 колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна. Сколько горстей зерна ежегодно спасается благородными кошками? Сосчитайте дома. (16 807).

Один из учеников всё время вертится и мешает.

Имхотеп – Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя 100 раз, и ты будешь как побитый осёл. Если будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но не тебя. Ты поступаешь по-своему.

**********************

Ученик – Ох, и достанется ему сейчас! Неужели всё так и было?

Ученица – Компьютер показал всю правду. Например, речь шла о самой большой пирамиде Египта – пирамиде Хеопса. Учёные подсчитали, что только на площади основания этой пирамиды можно построить 1000 2-х комнатных квартир.

Ученик – Ну, ладно, про пирамиду – правда. А задача про кошек? Это же не может быть, чтобы в Древнем Египте – и задачки со степенями!

Ученица – И всё же это правда. Эта задача была найдена в одном из египетских папирусов, как, впрочем, и то поучение, которое ты слышал из уст Имхотепа.

Ученик – Чего же тогда ждать от Древней Греции, если её считают колыбелью мудрости? Ученики учились сразу в лицеях и академиях?

Ученица – а ведь ты прав. Учились и в Лицеях и в Академиях. Точнее в Ликее и Академии. Но только взрослые…

Ученик – Вспомнил, нам на уроках истории рассказывали, что с 7 лет греческие мальчишки ходили в школу, где их учили читать, писать и считать. А с 12 лет они начинали заниматься ещё и в палестрах – уже спортом. Вот бы здорово было учиться только в палестре!

Ученица – Древние греки так не думали, поэтому посещая гимнасии занимались там не только спортом, но и учились красноречию – умению говорить красиво и убедительно.

Ученик – Ладно с древним миром всё понятно! Школа была, и была необходима. А как же мрак средневековья?

Ученица – Смотри…

Сцена III. Средневековый университет.

Две группы студентов.

1-й студент – сначала было яйцо, так как из яйца появляется курица.

2-й студент – Нет сначала была курица. Ведь кто-то же должен был снести это яйцо!

Шум – Курица! – Яйцо! –Драка

3-й студент , сидевший до этого в стороне: Друзья-студенты, прекратите, остановитесь, я новые стихи сочинил!

Я кочующий школяр…

На меня судьбина

Свой обрушила удар,

Что твоя дубина.

Нам профессор предложил

В диспуте сражаться

Слов не хватит доказать

Мы решили драться

Ох и труден путь студента

То – штудируй, то – учи.

Тяжела ученья лента

Лучше в дворники иди!

Все аплодируют и уходят

Ученик – Ну, и что это было? Школа бокса, или школа разбойников?

Ученица , улыбаясь – Ни то, ни другое! Это средневековый университет, где учились студенты. Очень часто они участвовали в диспутах-спорах, пытаясь доказать свою точку зрения.

Ученик – Ага! И если аргументов не хватало, в ход шли кулаки?

Ученица – Совершенно верно! Диспуты зачастую заканчивались дракой противоборствующих сторон.

Ученик – Не с тех ли времён сохранились драки и в современных школах? Что-то мы с тобой всё по миру колесим, а в Россию так и не заглянули. Неужели у нас школ не было? Ни за что не поверю!

Ученица – И правильно… Ещё князь Владимир в 988 году приказал отдавать боярских детей в “обучение книжное” А его сын – Ярослав Мудрый в Новгороде открыл первую школу а 1030 году. И судя по берестяным грамотам почти всё население города было грамотным!

Ученик – Как же, помню про берестяную грамоту мальчика Онфима. Но ведь опять мальчишка! Ты заметила, что на протяжении веков учили только мальчишек!

Ученица – На Руси эта несправедливость была исправлена. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха –Янка, монахиня Андреевского монастыря… Ну, что? Ты готов посмотреть на русскую школу, скажем, при Иване Грозном?

Ученик – Готов! Смотрим!

Сцена IV. Школа при Иване Грозном.

Дети нерешительно входят в комнату.

Учитель – Поклонитесь Кузьме Демьянычу и скажите приветное слово!

Ученики (вразброд) – Здравствуйте, Кузьма Демьяныч!

Учитель встаёт и вдруг гаркнул: - Снять шапку, когда входишь к своему учителю! (Замахивается на учеников, те резко сдёргивают шапки, поклонившись в пояс)

Учитель – В школу с молитвой входи и тако же из неё, молясь, выходи. Повернитесь лицом ко святым образам. Совершите крестное знамение. Трижды поклонитесь до земли. Да поживее! (Он машет указкой, дети опустились на колени и 3 раза коснулись лбом пола).

Учитель – Кто великовозрастный – садитесь подальше от меня, а малыши-недоростки – поближе. Указанное учителем место береги, чужого не занимай и товарищей своих не утесняй!

Ученики садятся, один из них открывает книгу с указкой.

Учитель (ударяя его) – книжицы ваши добре храните. Не очень разгибайте и листов напрасно не переворачивайте. Книгу аще кто не бережёт. Таковой души своей не стережёт.

Если вы все в приказаниях моих пребудете, то никогда от меня избиты не будете. Теперь, наставив на внимание ухо, тихо слушайте. Первым начинается знак “Аз” Повторите!

Дети (хором) – Аз!

Учитель - А этот другой знак есть “Буки” (показывает) С ним вы одолеете хитрость науки. Повторите громогласно за мной: Буки. “Буки” и “Аз” изрекаются “Ба”

Дети – Буки и аз изрекаются ба.

В это время один ученик дремлет, другой его щипает, тот подпрыгивает. Мальчики смеются.

Учитель закричал – Слышу я шум и крик неполезный, а аз сие будет вам плач слезный! Кто урока данного не изучит, таковой свободного выхода из школы не получит. А кто упирается во зле, на школьном полежит на козле! – Иди сюда, да ложись на скамью. Сейчас будете слушать, как блеет школьный козел. Заблеял раз, заблеял два – просветлела голова! А как молчит на козле, значит упорствует во зле!

*********************

Ученик – Ужас просто! Тут действительно нужны крепкие нервы. А ещё говорят, что у нас учителя строгие! Кстати, нам не пора на свой урок?

Ученица – Подожди, ещё минутка у нас есть! Ребята, вы познакомились со школой разных времён и народов. А вам мы предлагаем пофантазировать и предложить свой проект школы будущего. Какой вы видите школу лет через 100, 200, …а может и через 1000 лет. Все подробности – в объявлении в фойе школы. А вот сейчас нам действительно пора на урок, чтобы не покарали нас наши строгие учителя. Пока, до встречи, ребята!

После окончания спектакля внимание учащихся привлекается к конкурсу “Школа будущего”. Ученики предлагают свои проекты, которые можно использовать в дальнейшей работе: либо представить лучшие идеи в новом спектакле, либо, на основе этих проектов, провести школьный конкурс “Учитель года” и т.д.

Литература:

  1. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры /под ред. Е.В. Смирнитской. – М.: 1995
  2. Календарь школьника. 1990
  3. Замаровский В. Путешествие к 7 чудесам света. М.: 1980
  4. Вигасин, Годер, Свенцицкая ИДМ. 5 класс. М.: 1998
  5. Брандт М.Ю. ИСВ. 6 кл. М. 2000
  6. Ян В.Г. Никита и Микитка М.: 1988

В каждой школе непременно найдется свой режиссер. Это может быть учитель литературы или педагог по внеклассной работе. Главное, что это будет человек не равнодушный к этому виду искусства и любящий детей. В ином случае никакое образование не поможет поставить настоящий увлекательный спектакль, какой бы гениальной не была пьеса для школьного театра.

Дети любят выступать

Для многих людей представления на сцене сравнимы с ощущением чего-то необыкновенного и волнующего. В театр собираются как на праздник, надевают нарядную одежду, делают красивую прическу. Этого события ждут с нетерпением, билеты приобретают заранее. В душе многие хотели бы выйти на сцену в роли героя какого-нибудь произведения. А дети тянутся к театру с малых лет. Причем происходит это сначала неосознанно.

Ведь даже малыши с удовольствием учат стихи и выступают перед родственниками. Значит, в человеке изначально заложено стремление к публичности, перевоплощению. Первые спектакли, в которых ребенок принимает участие, это короткие постановки в детском саду. Тут-то и выясняется, что несмотря на искреннее желание быть артистом, это не всем по плечу. Один не может выучить слова, другой стесняется большой аудитории. Но тот, кто преодолевает все трудности и выходит в чтобы произнести перед всеми свою первую реплику, возможно, станет артистом в будущем.

Изменить себя на сцене

Эту любовь к переодеванию, аплодисментам и похвалам взрослых и детей, стремление ощутить эмоции зрительного зала, которые меняются вместе с настроением артиста, ребенок перенесет и в школу. Не зря самые посещаемые и по праву считаются самыми интересными. Такие занятия позволяют отдохнуть от ученических будней, отвлечься, примерить на себя роль другого человека.

Пьеса для школьного театра должна быть такой, чтобы как можно больше детей могли в ней поучаствовать. Поэтому каждый подберет для себя подходящий образ. Конечно, распределением ролей обычно занимается школьный режиссер. Но он учитывает особенности ребенка и его пожелания. Тихоня может стать героем, храбрецом. Чересчур активный сорванец и забияка станет на сцене тихим и покладистым. Девочки обычно хотят играть самую главную роль, которую только предлагает пьеса для школьного театра. Но бывает, что кому-то по нраву и второстепенная.

Критерии выбора

Подбирая пьесы для школьного театра, руководитель в первую очередь должен учитывать возраст самих артистов и публики, перед которой планируется выступать. Для младших школьников подойдут легкие сценарии с короткими репликами, чтобы все дети смогли понять смысл текста и запомнить его. Если старшие школьники готовят спектакль для малышей, репертуар тоже должен быть соответствующим. Зрители должны понимать происходящее на сцене. Будет лучше, если пьеса для школьного театра представит маленькой публике сюжет, в котором четко прослеживаются линии добра и зла. Причем ее героями должны быть знакомые персонажи, например, из сказок или мультфильмов.

Выбирая сценарий пьесы для школьного театра, надо учитывать, к какому событию приурочено выступление. Обычно в школе все мероприятия проводятся перед какими-нибудь большими праздниками. Например, если приближается 23 февраля или День победы, что может поставить школьный театр? Пьесы о войне, конечно. По такому принципу подбираются сценарии и для других праздников. Надо учитывать, что чем ближе срок выступления, тем меньше времени остается на репетиции. Поэтому пьесы для школьного театра в этом случае надо выбирать покороче, с таким расчетом, чтобы все дети успели выучить слова и удалось провести хотя бы несколько репетиций.

Какой сценарий подойдет

Обычно для театральных постановок берут готовые произведения известных или молодых авторов, в зависимости от того, какие у режиссера планы. В школьном театре часто сам руководитель создает нужный сценарий, ориентируясь на запросы учреждения. Главное, чтобы результат понравился детям, которые участвуют в спектакле или капустнике. Тогда они с удовольствием будут учить роль и посещать репетиции. Для старших школьников лучше брать готовые пьесы серьезных писателей. Это поможет раскрыться их творческому потенциалу и позволит лучше понять классическое произведение. Для младших школьников в качестве основы отлично подойдут сказки. Они привычные, забавные и учат добру.

Ошибки театрального руководителя

Иногда руководитель делает ошибку и выбирает неподходящую пьесу. Например, очень сложную для восприятия самими артистами. Конечно, трудно будет изобразить на сцене то, что сам не понимаешь. То же самое со словами. Чем труднее и заковыристее реплики, тем неинтереснее становится детям. Также неправильно выступать перед публикой с неподходящим материалом. Малыши не готовы к серьезным произведениям, а старшие ученики обязательно заскучают на детском спектакле. Успех постановки зависит от того, насколько правильно подобран сценарий пьесы для школьного театра.

Совместные репетиции объединяют детей, способствуют общению, раскрепощают застенчивых. И в результате на сцене происходит чудо перевоплощения. Яркий праздник для тех, кто способен оценить старания школьного коллектива по достоинству.

3 года назад 2 года назад

Игра в школьном театре или кружке позволяет раскрыть таланты ребенка, учит выражать чувства и эмоции, сопереживать, работать в команде. С участия в любительском театре началась карьера многих известных актеров. В раскрытии талантов юного актера многое зависит от взрослых. Родители должны поддерживать ребенка, верить в его способности. Руководитель театра должен найти подходы к каждому начинающему актеру, выбрать правильную постановку, роли которые будут понятны детям разного возраста.

Пьеса для детского театрального кружка должна быть такой, чтобы в ней были задействованы все актеры. При распределении ролей необходимо учитывать пожелания ребенка, его особенности. Хорошо давать детям роли, которые радикально отличаются от их характера. Скромнику дать попробовать себя в роли сорванца или героя. А слишком активный ребенок пусть примеряет на себя образ спокойного и рассудительного героя.

Часто постановки ставят к праздникам или особым событиям – это следует учитывать при выборе сценария. Веселый и легкомысленный спектакль ко Дню Победы будет неуместен.

Для постановки пьес можно выбрать известное произведение, или составить собственный сценарий вместе с детьми. Немаловажно правильно подобрать музыкальное сопровождение спектакля, которое сможет улучшить восприятие художественного произведения. Музыка должна возникать в спектакле нечасто – акцентировать внимание на важных моментах постановки, усиливать настроение.

Ошибки руководителя театрального кружка:

  • выбор неподходящего произведения для постановки – дети не могут передать на сцене то, что не понимают, сыграть чувства, с которыми незнакомы;
  • большое количество в тексте длинных, заковыристых реплик – ребенку сложно их запомнить, он теряет интерес к постановке;
  • неподходящий материал для зрителя;
  • раздача мужских ролей девочкам и наоборот – дети плохо справляются с подобными задачами.

При выборе постановки необходимо учитывать возраст артистов и зрителей.

Особенности театральных постановок в младших классах

Дети с раннего возраста тянуться к театральному искусству неосознанно – в человеке изначально присутствует стремление к перевоплощениям и публичности. В младших классах участие в постановках позволяет ребенку отвлечься от тяжелых школьных будней, примерить на себя различные образы, испытать новые эмоции.

Спектакль помогает младшим школьникам приобрести новые навыки, помогает формировать целостное восприятие мира. Участие в театральных постановках дает ребенку возможность восстановить баланс между личным опытом и ежедневным потоком информации.

Для младших классов подходят сценарии на основе сказок, с участием любимых героев мультфильмов. Реплики должны быть короткими, запоминающимися, с понятным смыслом. В сюжете постановки должна прослеживаться линия борьбы добра со злом.

Можно выбирать любое произведение, интересное детям. Но совсем простые и известные сказки могут быть скучны зрителю. Поэтому нужно вносить в них что-то новое – делать героев современными, отправлять их в новые путешествия.

Чтобы постановка прошла успешно, необходимо правильно организовать процесс подготовки.

Основные стадии подготовки спектакля

  • Выбор произведения, коллективное чтение вслух. На этом этапе выявляют исполнительские интересы, распределяют роли.
  • Чтение пьесы по ролям, анализ произведения, определение основной темы и идеи.
  • Репетиция на сцене, составление рисунка спектакля.
  • Отработка постановки по частям, финальная репетиция спектакля.

При работе с младшими школьниками не стоит долго задерживаться на анализе пьесы. Деятельные и активные дети лучше усвоят содержание пьесы непосредственно на сцене.

Руководитель школьного кружка должен с первой репетиции добиваться от юного актера правдивой игры, учить правильно взаимодействовать с партнером по сцене.

Какие сценарии использовать для средних и старших классов

Для старших школьников можно брать готовые пьесы из классической, серьезной литературы. Это помогает подросткам лучше понять произведение, раскрыть в полной мере свой творческий потенциал. Но при этом постановка не должна быть длинной – задача руководителя умело сократить сюжет, оставить основные сюжетные линии, или же поставить небольшой отрывок.

Старшим школьникам нужно давать больше самостоятельности. После распределения ролей им нужно дать время на составление собственного представления о характере и образе героя. Подростки плохо воспринимают тотальный контроль и авторитарное руководство.

Важно подключать подростков к выбору музыкального сопровождения. Коллективный отбор музыкального материала увлекает детей, расширяет их кругозор. Такое совместное творчество дает школьникам возможность постичь общие законы искусства, учит создавать целостный и многогранный образ героя.

Подростки импульсивны, поэтому любят спорить. Нельзя допускать споров во время репетиций. Все обсуждения должны быть вынесены за пределы сцены.

Совместные репетиции в школьном театре помогают объединить детей, способствуют общению и раскрепощению. Театральный кружок учит детей плодотворному сотрудничеству, развивает эмоциональную сферу, воспитывает чувство сопереживания. Любительский театр формирует интерес и любовь к театральному искусству, развивает творческие способности.

Примеры сценариев

Новые приключения Красной Шапочки

(Красная Шапочка рвёт цветы в садике. Выходит из дома мама. У неё в руках корзинка с пирожками.)

Мама:

Красная Шапочка, дочка моя!
Ты к бабушке сходишь одна, без меня?
Хочу ей горячих послать пирожков.
Но дома так много работы,
А ты прогулялась бы к ней на часок,
И мне бы поменьше заботы…

Красная Шапочка:

До бабушки быстро я доберусь,
Ещё пирожки не успеют остыть,
Как будем у бабушки чай с ними пить.

Мама:

Вот славно, моя золотая,
Послушная ты какая.
Ты бабушке нашей привет передай –
И поскорей домой прибегай.

(Мама заходит в дом. Красная Шапочка останавливается между двух дорожек).

Красная Шапочка:

Эта дорожка ведёт через речку,
Здесь каждый день я гоняю овечку.
Лучше лесною дорогой пойду,
Эта дорога намного короче,
Быстрее до бабушки добегу.

(Красная Шапочка идёт, слышит какое-то пыхтение, останавливается в нерешительности)

Красная Шапочка:

Кто же может так пыхтеть?
Точно знаю не медведь,
Ой, теперь всё тихо,
Подойду-ка, посмотрю,
Я же не трусиха.

(Подходит к пеньку, увидела ежа, свернувшегося в клубок.)

Красная Шапочка:

Ёжик, это ты пыхтишь?
Что же ты теперь молчишь?

Ёжик:

Шум услышал я в кустах,
Думал там лисица.
Вот свернулся я клубком,
Она иголок-то боится.
Вот норку рою под пеньком,
Себе на зиму строю дом.
Подстилки мягкой наношу:
Мох, листики туда кладу,
Всё это пригодится.
А на подстилке на такой,
До самой до весны
Так хорошо мне спится.

Красная Шапочка:

Как интересно мне узнать,
Что ёж зимою будет спать!
Я думала, что лишь медведь
Всю зиму может прохрапеть.

И мы, ежи, зимою спим,
Проснёмся, малость поедим,
И снова спать охота,
Но чтоб зимой спокойно спать,
Сейчас нас ждёт работа.
Запасов надо накопить,
Подстилку лучше просушить.

Красная Шапочка:

Я знаю, ёжик ест грибы.
А что ещё-то любишь ты?

Ежик:

Люблю покушать я жучков,
Мышей и червячков,
Люблю ужей, лягушек, змей.
И много разных корешков.
С тобой прощаться неохота,
Но ждёт меня ещё работа.

Красная Шапочка:

И мне пора, ну что ж, дружок,
Держи-ка вкусный пирожок.
Гостинца бабушке несу,
Тебя я тоже угощу.

(Угощает ежа, он кивает ей головой в знак благодарности. Красная Шапочка идёт дальше. Вдруг на дереве видит ласточку.)

Красная Шапочка:

Эту птицу знаю я, что здесь делает она?
Дом её у нас под крышей,
Её я часто в поле вижу.
Это ласточка, ласточка-касаточка,
Целый день она летает,
Ловит комаров и мошек,
Даже, мама мне сказала,
Нам предсказывает дождик:
Если высоко летает -
Солнце целый день бывает,
А как низко опустилась -
Солнце сразу в тучи скрылось.

(Подходит ближе, ласточка её увидала.)

Ласточка: Что ты делаешь в лесу?

Красная Шапочка : Гостинца бабушке несу.

Ласточка :

А я сегодня так устала,
Над полем долго я летала.
Чтоб накормить своих птенцов,
Ловила мошек, комаров.
Сейчас готовимся к отлёту,
Сейчас у нас одни заботы:
Нам надо много есть, летать,
Птенцы должны сильнее стать,
Чтобы в дороге не отстать.
Решила отдохнуть часок,
И прилетела вот в лесок.
Проститься с лесом я хочу,
Уже сюда не прилечу,
Ведь скоро нам пора в дорогу,
Осталось времени немного.
Всех раньше улетаем мы,
Пока хватает мошкары.

Красная Шапочка:

Ладно, ласточка, пока,
Вот отведай пирожка.

Белка:

Девочка, подай грибок,
Обломился вот сучок.
Потом покрепче я найду,
На него грибок наткну.

Красная Шапочка :

А зачем тебе сучок?
Ты в дупло неси грибок.

Белка :

Я в дупло несу орешки,
А грибок там будет гнить,
Его надо просушить.
Вот посушится на солнце,
А потом несу в дупло.
Там и сухо, и тепло.

Красная Шапочка :

А зимою что ешь ты?
Лишь орехи и грибы?

Белка:

Я сейчас до холодов
Насушу себе грибов,
Наберу побольше шишек
И попрячу их повыше.
А наступят холода,
Сменю я платьице тогда:
Рыжий мех слиняет,
Серой шубка станет.
Никакие холода
Не страшны уж мне тогда.
Гнёздышко своё устлала
Мягким тёплым мхом,
И когда зима настанет -
Появятся бельчата в нём.
Вот поэтому запасов
Нужно больше сделать мне.
Их храню в лесу повсюду,
Не в одном дупле.
Где лежат мои припасы,
Я не потеряю,
Кладовые все свои
Я запоминаю.
Всё тебе я рассказала,
Ладно, дальше поскакала.

Красная Шапочка :

Белочка, давай дружить,
Тебя хочу я угостить.

(Угощает белочку пирожком, та благодарит, нюхает пирожок).

Его я тоже засушу,
И в запасы положу.

Заяц:

Ой, ой, ой! Ты кто такая?
Напугала ты меня,
Я и так трясусь полдня.
Снова осень наступает,
Шубка заячья линяет.
Эти дни всего страшнее -
Лапы стали вот белее,
Видно издали меня.
Я не сплю ни днём, ни ночью,
И всего боюсь я очень,
Жду, скорей пришла б зима.
На снегу не виден я.

Красная Шапочка :

Успокойся, не трясись,
Пирожком вот угостись.
Очень жалко мне тебя.
Станем мы с тобой друзья.
Буду в лес я приходить,
И еду тебе носить,
Чтоб ни волка, ни лисы
Не встречал ты до зимы.

Заяц:

Раз уже уходишь ты,
Прыгну снова я в кусты.
Хоть ничего в них не видать,
Безопасней там дрожать.

Красная Шапочка :

Мышка, ты куда спешишь?
Ты со мной поговоришь?

Мышка :

Несу в норку колоски,
Ты мне лучше помоги.
С поля хлебного бегу,
Нести много не могу,
Очень надо мне спешить,
Хлеб-то могут весь скосить,
А у меня пока запасов маловато.

Красная Шапочка :

А что ты запасаешь?
Что в норку собираешь?

Мышка :

Люблю покушать я зерно,
В разных колосках оно.
Овёс и просо, и ячмень
Ношу я в норку целый день,
Люблю я рожь и кукурузу,
Да и пшеница не в обузу.
Больше я не запасаю.
Зимой беды совсем не знаю.
Но не просто это всё,
Ведь у меня врагов полно.
Днём коршунов боюсь, лисы,
А ночью я боюсь совы.

Красная Шапочка :

Всё это так тревожно,
Будь ты осторожна.
Тебя сейчас я угощу
И к бабуле поспешу.

(Мышка принимает пирожок, кивает ей и Красная Шапочка дальше и видит барсука).

Красная Шапочка :

Барсучок, дружочек мой,
Ты идёшь к себе домой?

Барсук:

Брожу по лесу я с утра,
Унюхал вкусный запах я.
Да это из твоей корзины
Так пахнет ягодой малиной.

Красная Шапочка:
Иду я к бабушке своей,
Несу гостинцев вкусных ей.
Если хочешь, угощу
И с тобой поговорю.
Расскажи мне, где твой дом?
Каковы запасы в нём?

Барсук:

Дом устроил я в норе,
А нора моя в бугре.
Я когтями землю рою,
Очень прочный домик строю,
В нём ходов не сосчитать.
А зимою буду спать.
Я запасов не храню,
До весны я крепко сплю.
А сейчас я много ем,
Растолстел уже совсем,
Корешки зимой копаю,
Дождевых червей ловлю,
Желудей насобираю,
И лягушек я люблю.

Красная Шапочка :

Я лягушек не ношу,
А пирожком угощу.
Интересен твой рассказ,
До свидания, в добрый час!

Лиса:

Как проводишь, Миша дни?
Коротки они тебе.

Медведь:

Вот хожу, и жир коплю,
Очень скоро захраплю.
Сделал я себе берлогу,
Обустроил понемногу.
Только станет холодать,
Я туда залезу спать.
Вот по лесу я хожу;
Корм себе я нахожу.
Я не брезгую ничем:
Насекомых всяких ем,
Корешки себе нарою
Или с дичью пир устрою.
Ем малину я и мёд,
Если только повезёт.
Как твои дела, кума?
Скоро ведь уже зима.

Лиса:

Всё, лисе, мне нипочём.
Я себе не строю дом.
Я зимой мышей мышкую -
Их под снегом носом чую.
На снегу следы читаю
И охоту начинаю.
Зазевался ли зверёк
Или просто занемог,
Я его и настигаю,
И всегда сыта бываю.
Я зимы-то не боюсь,
Только краше становлюсь,
Мех мой скоро погустеет,
Ещё больше порыжеет.
Мне зимою не до сна,
Буду я лиса-краса.
Говорит медведю:
Пойдём, тебя я провожу
И малинник покажу.

(Они уходят. Красная Шапочка выходит из кустов, смотрит им вслед).

Красная Шапочка :

Испугалась не на шутку,
Подожду ещё минутку.

(В это время из леса появляется Волк. Он видит Красную Шапочку, стоящую к нему спиной).

Сегодня что-то необычно
Уж больно мне везёт с добычей.
Еда, как будто бы во сне,
Сама идёт навстречу мне.

(Подходит к Красной Шапочке) Что ты делаешь в лесу?

Красная Шапочка (испуганно) Гостинца бабушке несу.

Волк: Да уж, пахнет очень вкусно!

Красная Шапочка : Это пирожки с капустой.

Угощайся, говорю.
Волк: Я капусту не люблю!
Мне бы мяса и побольше!
Чтобы хватило бы подольше,
Вот тебя, наверно, съем,
А пирожки мне незачем.

Красная Шапочка :

Ну не ешь меня, прошу,
Я ведь к бабушке спешу.

Волк:

Ну, а мне-то всё одно -
И её съем заодно.

(В это время из леса выходят два охотника).

1 охотник :

Ну-ка, волк, остановись,
Лучше с нами ты сразись.

2 охотник :

Долго мы тебя искали,
Но на след на твой напали,
И теперь, как ни крути,
От ответа не уйти.

(Волку удаётся убежать)

1 охотник :

Удалось ему сбежать,
Что ж, придётся догонять.

(Они уходят. Красная Шапочка выходит из укрытия).

Красная Шапочка :

Надо мне поторопиться,
Вдруг опять что приключится.
Вон избушка-то видна,
Ждёт уж бабушка меня.

Бабушка :

Здравствуй, внученька моя,
По тебе скучала я.
Красная Шапочка:
Ой, бабуленька, прости,
Задержалась я в пути.
Я, пока к тебе бежала,
Очень многое узнала:
Где живут лесные звери,
Как готовятся к зиме,
Кто из них, как друг, прекрасен,
Кто-то очень уж опасен.
Даже кой-кого потом
Угостила пирожком.
Вот гостинцы принимай,
С ними пить мы будем чай.
А потом меня проводишь
И со мною к маме сходишь.

Тень Достоевского

Действующие лица:

Ведущие, чтецы.
Тень Достоевского.
Духи.
Иван Петрович, рассказчик.
Николай Сергеевич Ихменев, мелкопоместный дворянин.
Наташа Ихменева, его дочь.
Старик Смит.
Нелли, его внучка.
Место действия - Петербург.
Время действия - сороковые годы 19 столетия.
В Прологе и Эпилоге действие происходит в наше время в одной из школ.

Пролог

Актовый зал школ. На заднем плане портрет Достоевского, юбилейная дата -175. Импровизированная книга больших размеров «Униженные и оскорбленные». Фортепьяно. На нем стоят зажженные свечи. В оформлении преобладают классические цвета: черный, белый, красный.

Первый ведущий . (Поднимается на сцену с книгой «Униженные и оскорбленные», садится в кресло и внимательно читает строки из романа).
Но боже, как она прекрасна! Никогда, ни прежде, ни после, не видал я ее такою, как в этот роковой день. Та ли, та ли это Наташа, которая, еще только год назад, не спускала с меня глаз. Та ли это Наташа, которая там, в той комнате, наклонив головку и вся загоревшись румянцем, сказала мне: да. Раздался густой звук колокола, призывавшего к вечерне.

(Звучат колокольные звоны)

Она вздрогнула (Последние слова читает на фоне колокольного звона). (Встает, обращается к зрителям)

Вы знакомы с Достоевским? Вы читали его книги? Смотрите, смотрите… (показывает вдаль) он там. Я вижу его глаза - темные-темные. Они черны от страданий. Это Достоевский.

(Гаснет свет, появляется тень Достоевского).
Тень Достоевского . Да! Я Достоевский, Федор Михайлович. Родился в Москве, на улице Божедомка. Печальное зрелище представляет этот уголок. Рядом кладбище, где обрели свой последний покой бродяги, преступники, самоубийцы.

Призраки . …убийцы, убийцы, убийцы…

Тень Достоевского. Я прошел через страдания, боль и унижения…

Призраки …нижения, нижения, нижения…

Первый ведущий. Вот он… Вот он сидит, положив ногу на ногу, нервно замкнул руки на колене, задумался глубоко, тяжко и страшно. В это время он пишет роман «Униженные и оскорбленные».
Достоевского знает весь мир.

Действие 1

Петербург. Набережная.

Второй ведущий . Уважаемые зрители! Мы приглашаем вас в Петербург Достоевского. Город контрастов, город богатства и нищеты. Вы увидите несколько фрагментов из романа «Униженные и оскорбленные». (Открывает книгу). Две сюжетные линии представлены в нем. Первая - история семьи Ихменевых. Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу, и, не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша влюбляется в богатую дочь Катю и женится на ней.

Третий ведущий . Унижен и оскорблен отец Наташи - Николай Сергеевич. Для него уход дочери - позор. Не меньше страдает и мать. Тяжелей всех Наташе. Во имя глубокого чувства к Алеше девушка забывает обо всех своих прежних привязанностях. Любовь Наташи - это самопожертвование. Повествование ведется от лица писателя Ивана Петровича. Знакомьтесь, Иван Петрович!

Явление 1.
Иван Петрович
. (Первый чтец выходит на сцену).

Родился я не здесь, а далеко отсюда. Должно полагать, что родители мои были хорошие люди, но оставили меня сиротой еще в детстве, и вырос я в доме Николая Сергеевича Ихменева, мелкопоместного помещика, который принял меня из жалости. Детей у него была одна только дочь, Наташа, ребенок тремя годами моложе меня. Мы росли с ней как брат с сестрой. (С умилением).

О, мое милое детство! Как глупо тосковать и жалеть о тебе на двадцать пятом году жизни и, умирая, вспомянуть только об одном тебе с восторгом и благодарностью. Тогда на небе было такое ясное, такое непетербуржское солнце и так резво и весело бились наши маленькие сердца. Тогда кругом были поля и леса, а не груды мертвых камней, как теперь. Что за чудный был сад и парк в Васильевском. В тот сад мы с Наташей ходили гулять, а за садом был большой сырой лес, где мы дети оба раз заблудились…

Золотое, прекрасное время! (Мечтательно). Мы с Наташей на берегу, держась за руки, с боязливым любопытством заглядывали вглубь и ждали, что вот-вот выйдет кто-нибудь к нам или откликнется из тумана с овражьего дна и нянины сказки окажутся настоящей, законной правдой. Сейчас вы увидите и Наташу и узнаете о том, кто погубил ее, кто разбил мое счастье.

Явление II. Самопожертвование.
Набережная, Иван Петрович сидит на скамейке.
Иван Петрович (рассказывает зрителям). Она шла молча, потупив голову и не смотря на меня.
Наташа (шепотом). Душно. Сердце теснит… Душно!
Иван Петрович . (Быстро поднимается со скамейки). Воротись, Наташа!
Наташа (с тоской). Неужели ты не видишь, Ваня, что я вышла совсем, ушла от них и никогда не возвращусь назад.
Иван Петрович (к зрителям). Сердце упало во мне. Все это я предчувствовал, еще идя к ним. Но теперь слова ее поразили меня как гром.
Наташа . Ты винишь меня, Ваня?
Иван Петрович . Нет, но… но я не верю; ведь этого быть не может!
Наташа . Нет, Ваня, это уже есть! Я ушла от родителей и не знаю, что с ними будет… Не знаю, что будет со мною!
Иван Петрович . Ты к нему, Наташа? Да?
Наташа . Да.
Иван Петрович . Но это невозможно. Наташа! Бедная ты моя! Ведь это безумие. Ведь ты их убьешь и себя погубишь. Знаешь ли ты это, Наташа!
Наташа . Знаю, (с отчаянием) но, что же мне делать, не моя воля.
Иван Петрович . (Пытается задержать ее.) Воротись, воротись, пока не поздно. (Умоляя.) Понимаешь ли ты, Наташа, что ты сделаешь с отцом. Ведь это убьет его сразу! Стыд! Позор и от кого же? Ведь ты его дочь, его единственное, бесценное дитя! А мать! Опомнись. Неужели же ты так его полюбила? (Наташа опускается на колени, закрыв лицо руками, плачет).

Иван Петрович . Да разве князь про вашу любовь знает?

Наташа . Знает, все знает.

Иван Петрович . Да ему кто сказал?

Наташа . Алеша же все и рассказал!

Иван Петрович . Господи! Что же у вас происходит?

Наташа . Не вини его, Ваня! Его судить нельзя. Он ребенок, его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает? Я уж решилась, если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит. Уж он такой, его всякая другая за собой увлечь может. А что же я тогда буду делать? Я тогда умру. Да что умереть! А вот каково жить-то мне без него?

Иван Петрович . Измучает он тебя, да и ты его тоже. Слишком уж любишь ты его, Наташа, слишком. Не понимаю я такой любви!

Наташа . Да, люблю, люблю, как сумасшедшая!

Иван Петрович . Нет, это какой-то ад, Наташа. Что ж ты теперь прямо к нему?

Наташа . Нет! Он обещался сюда прийти.

Иван Петрович . И его еще нет. (Возмущенно). И ты первая пришла.

Наташа . Он, может быть, и совсем не придет. (Она крепко стиснула руку Ивана Петровича.)

Иван Петрович . (Весь подавшись вперед, закричал). Вот он!

Наташа . А-ле-ша! (Бросилась бежать навстречу).

Иван Петрович . (Зрителям). Через минуту она уже оказалась в его объятиях. Краска залила ее бледные щеки. Наташа смеялась и плакала.

(Звучит «Вечерний звон»)

Третий ведущий . (Переворачивает страницу книги). Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах, Наташа возвращается к своим бедным родителям. Отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее.

Явление III. Прощение .

Комната в доме Ихменевых. Дверь справа. Посредине кресло.

Николай Сергеевич . Наташа, где моя Наташа! Где она? Где дочь моя! Отдайте мне мою Наташу. (Бросается к двери). Где? Где она? (Вбегает двери). Где? Где она? (Вбегает Наташа, Николай Сергеевич несет ее на руках в кресло, падает перед ней на колени).

Николай Сергеевич . Друг мой! Жизнь моя! Радость моя! Дитя мое!

Наташа. Встаньте, папаша, встаньте же.

Николай Сергеевич . Нет, Наташа, мне надо у твоих ног лежать до тех пор, пока ты не простишь меня. Я отверг тебя. Я проклинал тебя. Что же ты не шла ко мне? Ведь ты знала, как я принял бы тебя! О, Наташа, ведь ты помнишь, как я прежде тебя любил. Я бы душу из себя вынул, сердце свое к ногам твоим положил бы! Да ведь я … слушай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал, что под окнами у тебя стою. Слышало ли твое сердечко, что я тут под окном?

А сколько раз зимой ночью на твою лестницу поднимусь, прислушиваюсь, не услышу ли твоего голоска? Не засмеешься ли ты? (Он встал, приподнял ее из кресла, крепко прижал к груди). Она здесь опять, у моего сердца! О, благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою. (К зрителям, взявшись за руки). О! Пусть мы униженные и оскорбленные, но мы опять вместе. Пусть бросят в нас камень! Не бойся, Наташа. Мы пойдем рука в руку, и я скажу им, это моя дорогая, это возлюбленная дочь моя, это безгрешная дочь моя

Действие II.

Актовый зал школы.

Первый ведущий . Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных». Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина. Мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале. И, наконец, сама Нелли, несчастная, брошенная всеми. (Переворачивает страницу книги).
Явление I. Смерть Смита.

(выходит II чтец).

Второй чтец . Старик засуетился еще больше прежнего, нагнулся поднять свой платок, старый, дырявый синий платок, выпавший из шляпы, и стал кликать свою собаку, которая лежала, не шевелясь на полу, и, по-видимому, крепко спала, заслонив свою морду обеими лапами.

Азорка, Азорка! - прошамкал он дрожащим, старческим голосом. - Азорка! Азорка не шевельнулся. - Азорка! Азорка! - тоскливо повторял старик и пошевелил собаку палкой, но та оставалась в прежнем положении. Палка выпала из его рук. Он нагнулся, стал на оба колена и обеими руками приподнял морду Азорки. Бедный Азорка! Он был мертв. Он умер неслышно, у ног своего господина, может быть от старости, а может быть, и от голода. Старик с минуту глядел на него, как пораженный, как будто не понимая, что Азорка уже умер; потом тихо склонился к бывшему слуге и другу и прижал свое бледное лицо к его мертвой морде. Прошла минута молчанья. Все мы были тронуты… Наконец, бедняк приподнялся. Он был очень бледен и дрожал, как в лихорадочном ознобе. Подали коньяк. Старик машинально взял рюмку, но руки его тряслись, и, прежде чем он донес ее к губам, он расплескал половину и, не выпив ни капли, поставил ее обратно на поднос. Затем, улыбнувшись какой-то странной, совершенно не подходящей к делу улыбкой, ускоренным, нервным шагом вышел из кондитерской, оставив на месте Азорку. Все стояли в изумлении.

Второй ведущий . Большое художественное достижение Достоевского - реалиста - образ Нелли. Она прошла через муки ада, ее бунт полон трагизма.

Явление II. Смерть Нелли .

(Выходит I чтец).

Первый чтец .- Ваня, - сказала она едва слышным голосом, потому что была уже очень слаба, - я скоро умру. Очень скоро, и хочу тебе сказать, чтоб ты меня помнил. На память я тебе оставлю вот это (и она показала мне большую ладанку, которая висела у нее на груди вместе с крестом). Это мне мамаша оставила, умирая. Так вот, когда я умру, ты и сними эту ладанку, возьми себе и прочти что в ней есть. Я и всем им сегодня скажу, чтоб они одному тебе отдали ладанку. И когда ты прочтешь, что в ней написано, то. поди к нему и скажи, что умирая, его я не простила. Скажи ему тоже, что я Евангелие недавно читала. Там сказано: прощайте всем врагам своим. Ну так я это читала, а его все-таки не простила, потому что когда мамаша умирала и еще могла говорить, то последнее, что она сказала, было: «Проклинаю его», ну так и я его проклинаю, не за себя, а за мамашу проклинаю…

Говоря это, Нелли побледнела, глаза ее сверкали, и сердце начало стучать так сильно, что она опустилась на подушки и минуты две не могла проговорить слова.
- Позови их, Ваня, - сказала она, наконец, слабым голосом, - я хочу с ними со всеми проститься. Прощай, Ваня!
Через два дня она умерла. Помню, как старик убирал ее гробик цветами и с отчаянием смотрел на ее исхудалое мертвое личико, на ее мертвую улыбку, на руки ее, сложенные крестом на груди. Он плакал над ней. Анна Андреевна сама отдала мне ладанку, которую сняла с ее груди. В этой ладанке было письмо матери Нелли к князю. Я прочитал его в день смерти Нелли. Она обращалась к князю с проклятьем, говорила, что не может простить ему.

Если вы не отвергните Нелли, то, может быть, там я прощу вас, и в день суда сама стану перед престолом божьим и буду умолять судию простить вам грехи ваши. Нелли знает содержание письма моего. Но Нелли не исполнила завещания, она знала все, но не пошла к князю и умерла непримиренная.
Второй ведущий . Таким образом, изображая судьбу Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о страдающей личности, с одной стороны - просветленное смирение, а с другой – проклятие всему несправедливому миру. Прочитайте роман «Униженные и оскорбленные», и вы убедитесь в этом сами. А кого-то Достоевский оставит на распутье (закрывает книгу).

Эпилог .
(Ведущий проходит по сцене). Первым психологом мировой литературы назвал Достоевского Томас Манн. (Гаснет свет. Темно. Появляется тень Достоевского.)
Тень. Талант мой называют жестоким.
Духи. …оким, оким, оким…
Тень. А разве это - нежестоко…
Духи. … око, око, око…
Тень. … когда людям идти некуда.
Духи. …некуда, некуда, некуда…
Тень. Не вините их. Я завещал каждому грешнику – поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил. (колокольный звон).

Действующие лица:

Художница
Родитель
Учитель
Друг
Критик (он же Заказчик)
Полицейский
Одноклассница
Ведущий
+ Звукооператор

Вступление

В: Ребенок приходит в эту жизнь ничего не зная о себе и об окружающем мире. У него нет никаких представлений о добре и зле, о совести и чести, о честности и лжи, о счастье и несчастье. О своих возможностях. Однажды Пикассо сказал, что все дети рождаются художниками. Проблема в том, чтобы остаться художником, повзрослев.

Явление 1

В: “В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить” (Сократ)

Сцена 1 . Детство художника

Р: Какая же ты бестолковая! Да что из тебя выйдет, в конце концов? Ты хуже всех в классе. Ну отец тебе задаст, когда придет. Уж он-то научит тебя как следует заниматься. Математикой. Или лучше английским.
Х: не хочу, не буду…
Р: Но ты посмотри, у тебя же всё валится из рук! А всё туда же – рисовать. Запомни: Каждый вот такой вот лоботряс сам определяет свою судьбу, нечего потом винить других в собственных неудачах, ведь я тебя предупреждаю не зря.
Х: Я понимаю, но…
Р: Нет, похоже, что не понимаешь. Никогда не занимайся всерьёз рисунком, ведь ты никогда не станешь художницей, а жить будешь в нищете.
Х: Но я так не думаю…
Р: Да кто ты такая, своё мнение иметь? Совсем зелёная ещё, так высказываться. Художник – не профессия, рисунки никогда не сделают тебя успешной, обеспеченной и независимой. Или ты, может быть, надеешься удачно замуж выйти, а? Мечты, мечты глупеньких девочек!
Х: Всё равно, я знаю, кем хочу стать. Больше всего на свете мне нравится рисовать! Только этим и хочется заниматься…
Р: Всё-таки ты невыносимо глупа. Скажу отцу, пусть хоть он достучится до тебя… (уходит)

Х: (всё сидит рисует) (поднимает глаза, в зал) Я никогда не была любима и понята, и полагала, что готова жить без этого.

Сцена 2 . Школьные годы

У: Так. Что ты рисуешь?
Х: Я рисую Бога
У: Но никто не знает, как выглядит Бог.
Х: Сейчас узнают!
У: Тема урока пейзаж, поэтому бери чистый лист и выполняй данное задание.
Х(тихо): Мне кажется, следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
У(громко причитает): Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо происходит, никто не удивляется. Так вот это не в твоём случае – чудо не произошло. Поэтому хватит рисовать непонятно что и начни серьёзно заниматься!

Художник вздыхает, но берет чистый лист, начинает рисовать океан.

У: Ну почему линии такие кривые? Где правильная перспектива? Что за сочетание цветов дикое, разве я так учила смешивать краски?
Х: Нет ничего более приятного, чем указывать людям на их недостатки.
У: С меня достаточно. Давай дневник. Завтра в школу с родителями.

Х(про себя, тихо, с грустью): Домой идти тошнее, чем на каторгу. (отчаянно, в зал, с надеждой)А знаете… Мне была дана жизнь, но у каждой жизни своя судьба. Один человек лишь проводит жизнь, покоренный судьбе, а другой человек сам создает судьбу, для чего порою ему приходится всю жизнь выворачивать наизнанку.

Сцена 3 . Юношеские мечтания. Встреча на улице. Мнение друга.

Д: Какие люди! Школьная подружка моя! Никак всё такая же неугомонная художница, только от слова «Худо»?
Х: Здравствуй-здравствуй… Зачем же ты так? Настанет день, и мои работы найдут своего почитателя, и тогда я смогу расширить свою мастерскую, купить больше красок, больше холстов, а из окна буду наблюдать бушующий океан, и черпать из него вдохновение…
Д: Да, поле мечтаний просторно как сам океан. Если у человека завелась привычка выходить из дому, чтобы мечтать, то настанет день, когда он уйдёт из дому, чтобы броситься в воду. (*Отверженные)
Х: Ну а ты всё зачитываешься Гюго и своё вдохновение ищешь в литературе? И как? Много денег тебе прочитанные книги принесли?
Д: (гордо) Я – будущий филолог! Серьёзная профессия! (несколько язвительно)А вот твои работы почти не берут выставляться в галереи, критики особо не хвалят, денег ты на своих картинах зарабатываешь ничтожно мало…Да и вид у тебя, честно говоря, неважный. Мечтательница наша! Доупрямствовала? Все мечтатели глупцы. Может, всё-таки одумаешься и подумаешь о получении настоящей профессии? Ну… или поищи хоть себе обеспеченного мужчину.
Х: Это обычным девчонкам нравится запах денег, они свято верят в историю Золушки, грезят о богатом женихе, пышной свадьбе, красивых нарядах, блестящих безделушках или что там ещё… Какая чушь! Их жизнь невыносима скучна и однообразна! Пустышки!
Д: Для многих этого достаточно, чтобы стать счастливой.
Х: Ну а я решила идти своим путём, вот вы меня и не понимаете. Только упрекаете.
Д: Если вдруг люди начнут тебя хвалить, значит, ты наконец занялась чем-то стОящим.
Х: Люди не любят хвалить и никогда не хвалят бескорыстно.
Д: Так а что ж с того? В основе всех человеческих взаимоотношений так или иначе лежит корыстный интерес. Ну брось ты своё рисование, несерьёзно это!
Х: От родителей уж сколько лет слышу эту фразу, теперь и от тебя… Может, хватит? Вы меня не понимаете, но однажды моё творчество оценят, я верю. А пока всё к лучшему: расслабишься от похвал и, ещё чего доброго, начнут тебя использовать. (обреченно вздыхает) Неужели то, что я делаю действительно не заслуживает одобрения?

Сцена 4 . Нищета. Отчаяние, вялые попытки рисовать. Алкоголь (?). Мерещится шум прибоя (звук)

Х: Шумно страдают только симулянты и клоуны. И те и другие в корыстных целях. Мой путь иной, и я всё-таки Творец.

Свет гаснет. Звук выстрела.

В дверь заходит полицейский с фонариком в руке, за ним толпятся все ранее указанные «близкие», с ужасом озираются, шепчутся.

Полицейский рассматривает картины

П: О, смотрите-ка! Потерпевшая была художницей?
ВСЕ: ну….как художницей… да разве это…так…пустяки…
П: (не обращая внимания, задумчиво оценивает) а ведь совсем-совсем неплохо! Моя жена –Критик и такие работы коллекционирует, весь дом завален работами «потенциальных гениев», ей бы наверняка понравилось…

Явление 2

В: Хорошо, когда есть талант. Но плохо, если ваши амбиции намного больше таланта, который у вас есть.

Сцена 1 . Детство Художника.

Р: Дорогая, что ты рисуешь?
Х: Саму себя. Сегодня учительница сказала нам, что самоирония помогает легче воспринимать неизбежную критику других людей. Лучший способ реагировать на их колкие замечания – посмеяться над самой собой.
Р: Самоирония? Но это же прекрасная работа! Ни капли иронии! Только талант! Чистейший талант! Позволь показать это твоему отцу.
Х: Ты правда считаешь, что моя работа хорошая?
Р: Конечно, милая! Мы её обязательно поставим на самое видное место. Ты у меня такая одаренная!
Х: Мама, я иногда не успеваю дорисовать задание за урок и оценку немного снижают…
Р: Всегда говорила – гениев нельзя подгонять, они не умеют работать из-под палки.
Х: Но всё равно учительница меня чаще хвалит, показывает мои рисунки другим ребятам в качестве примера.
Р: Я так рада твоим успехам! Кстати, мы с папой дарим тебе вот эти краски и кисти. Они гораздо дороже обычных, но нашей золотой девочке ничего не жалко! (дарит краски и кисти, обнимает, целует, тискает).
Х: Ох… спасибо! Какие красивые! Новые! Но девочки в классе наверняка скажут, что они китайские…
Р: Ах, дорогая, запомни, способным все завидуют, талантливым вредят… Но не верь им, ты у нас – самая настоящая Художница и все твои рисунки великолепны! Пойду всё-таки покажу это отцу (уходит)
Х: (оставшись одна) хм, а что? Рисунок действительно неплох. По сравнению с тем, что я видела у Пикассо и какого-то ещё известного художника – очень хорошо. А я ведь ещё и маленькая пока!

В: Так у юной художницы появилось четкое осознание своей гениальности, и оно так укрепилось, что она совершенно забыла о других необходимых качествах настоящему Творцу.

Сцена 2 . Родитель устраивает дитя в художественную школу. Учитель и Родитель обсуждают условия, Учитель смотрит способности Художницы, допускает её до уже начавшегося занятия. Художница садится рядом с Одноклассницей.

У: Здравствуйте.

Р: Здравствуйте. Я бы хотела отдать своего ребёнка в вашу школу. Насколько я знаю, это одна из лучших художественных школ у нас в стране. Это, конечно, мелковато для моей дочки…

У: Мелковато? Почему же?

Р: Не удивляйтесь. Но нам нужна не одна из лучших, а лучшая! Моя дочь – гениальна! Такие талантливые дети очень редко рожаются, но нас благословил Бог! И вы согласитесь со мной, когда увидите её картины.

У: Очень любопытно! У нас много талантливых детей, но гениев, в таком юном возрасте? Уже хочу взглянуть на её работы.
Р: Да, они у нас с собой. А я смотрю, у вас не так уж и много денег в школе. Классы тёмные, полы староваты. А материалы? Краски, мольберты, бумага? Я хочу, чтобы у моего маленького гения было всё самое лучшее, вы знаете, гении не выносят рамок, несовершенств, ограничений. Не думаю, что Пушкин стал бы тем, кем он стал, если бы был лишен благ. Я могу обеспечить вашу школу всем, что необходимо.
У: (тихо) Да, лишние средства никогда не повредят. (громко) Ну что ж, покажите свои работы. (смотрит работы Художницы, вертит в руках) (задумчиво, отойдя в сторону, чешет затылок, оглядывается украдкой по сторонам) Не повредит и капелька невинной лести. А что? Средств действительно всегда не хватает. А тут – мамочке приятно, её доченьке тоже, а нам и подавно. (громко) Да! Рисунок – действительно заслуживает самых высших похвал! Как легли краски, а сама задумка… Просто невероятно! Вы приняты в нашу школу! Можете начинать обучение прямо сейчас. Сегодня мы снова занимаемся этюдами, откройте свои альбомы. (Художнице) Юное дарование, что же ты сидишь и ничего не делаешь?
Х: (с ухмылкой) Рисовать этюды – для заурядных людей, это даже усиливает их заурядность. Хотя я ничего не имею против – для большинства людей это необходимость. Но не для меня. У меня само всё получается и гораздо лучше тех, кто усердно следует всем установленным правилам. Вы только посмотрите на это убожество! (кивает на работы Одноклассницы)
У: Возможно работы пока средние, но ведь это только этюд, упражнение. Посмотри, они выполнены со старанием. Кому меньше дано, с того меньше и спросится, но от каждого требуется усердие, чтобы создать нечто прекрасное. Ну всё, начинайте рисовать. (уходит с родителем, обсуждая финансовые вопросы)
Х: Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому. *(Ларошфуко) (смеется)Ужасно появиться на свет посредственностью.
О: (красная от негодования) Что? Посредственностью?
Х: Да сравни наши работы! Сразу видно, что моя лучше!
О: В чём?
Х: Во всём!
О: А у тебя, похоже, кроме самомнения больше ничего нет! Какой уж тут талант? Думаешь, раз из обеспеченной семьи, то тебе всё можно? Не всё в жизни можно купить. Гениальными же не рождаются, ей-богу, ими становятся. А для этого придётся усердно работать над техникой.
Х: Всё равно ты останешься посредственностью. И не стоит обижаться на правду, ей нужно смотреть прямо в глаза. Я великодушно их тебе открываю.
О: О… хорошо. Твои глаза, кажется, вообще никому не открыть. Просто не буду с тобой лишний раз связываться.

Сцена 3 . Встреча с Заказчиком (тот самый Критик)

Заказчик беспокойно расхаживает по мастерской, ожидает Художницу. Когда та наконец появляется, бросается пожимать ей руки.

З: А вот и вы! Безумно рада нашей встрече! Я уже давно ищу возможности заказать картину именно у вас. Знаете, иметь у себя в гостиной картину с вашей подписью в наше время признак утонченного вкуса. А вы оказывается ещё и весьма очаровательная женщина. По правде говоря, я несколько заждалась и боялась, что вы не придёте…
Х: Не приду? Отчего же?
З: (смущенно улыбаясь) мы договаривались на два, а сейчас уже почти три.
Х: (томно потягиваясь, вальяжно ходит по комнате) Пунктуальность придумали для тех, кому нечем заняться. Вы случайно не из таких?
З: Нет, ну что вы, я известный художественный критик.
Х: О, меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я думаю, даже те, кто выражает своё негативное мнение о моих работах, в глубине души тоже восхищаются ими, просто боятся себе в этом признаться.
З: (растерянно) Да, у каждого своё мнение, но…
Х: (перебивая) Признайтесь! Было легко стать известным критиком, создавая статьи о моих картинах? О достойном всегда легко писать. Вот, например, в недавней статье один журналист написал: «Она, как луч солнца в темном царстве, озаряет безликий, серый мир современного искусства»
З: (тихо)Луч солнца…
Х: Да! Но и солнце не может светить вечно, ему тоже нужен отдых (развалилась на стуле). Так… кто вы там…
З: Я та, что отныне предпочитает держаться подальше от палящих лучей вашего тщеславия. То есть… я имела в виду, славы. Так вот, к вашему сведению, насчет вас существуют различные мнения. Недавно моя коллега написала статью о том, что ваши работы стали пустыми, бездушными, сделанными, как под копирку. Признаться, я посмеялась подобным её заявлениям. Но теперь мне начинает казаться, что наполненностью ваши картины никогда и не отличались.
Х: Да что вы понимаете в искусстве? Мои картины покупаются! Покупаются за бешеные деньги! Да, я особо не стараюсь, но людям нравится! Если они готовы выложить кругленькую сумму только лишь за мою подпись, ну разве могу я им в этом отказать?
З: А ведь я восхищалась вашими работами… но теперь меня от них воротит, потому что я знаю, какой эгоистичный и бесцеремонный человек стоит за ними. Поверьте мне, скоро наступит отрезвление от Вашего мнимого таланта. И у меня есть возможность позаботиться об этом. (уходит)

Сцена 4 .

На проекторе картинки газет с критическими статьями, тревожная музыка. Можно статью, где бывший учитель рассказывает о посредственности своего ученика и так далее.
Свет приглушён. Художница сидит в оцепенении, смотрится в зеркале

Х: Художник создаёт прекрасное. А я спрятась за своим искусством, даже скорее за именем, и посмотрите на меня, какая я на самом деле… Порок всегда накладывает свою печать на лицо человека. Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. И все, даже самый смелый, порой боится посмотреть на самого себя. То, что я вижу сейчас – ужасно. А ведь я богата и знаменита, мной все вокруг восхищались. Куда всё это исчезло? И что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу! Как я могла допустить, чтобы душа моя стала столь уродлива? От самой себя никуда не уйти. Мои амбиции погубили талант и испортили характер. Однако я – Творец, и всё во мне должно было быть прекрасным. Особенно душа.

Свет гаснет. Звук выстрела.

Заключение

Мораль

В: Одни от похвалы талант свой разрушают,
Другие дар теряют без похвал.
Кто виноват здесь – судьи пусть решают
«Всё лучше в меру» – Еврипид сказал.

Занятие театрального кружка для детей младшего школьного возраста «Удивительные дети»

Действующие лица : Ведущий, Помощники ведущего (ученики).

Инсценировка «Перемена»

Действующие лица: Вовка, Ученик, Ученица, Одноклассники, Девочка, Мальчик.

Инсценировка «Получил двойку и поет»

Действующие лица: Вовка, Папа, Мама.

Инсценировка «Выдержала свой характер»

Действующие лица : Катя, Папа, Мама.

Инсценировка «Два подарка»

Действующие лица : Алеша, Отец, Учительница Мария Николаевна.

В записи звучит песня «Все хочется узнать салит» из к/ф «Приключения Петрова и Васечкина, муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова.

В фильме рассказывается о мальчишках и девчонках, с которыми приключаются разные интересные истории.

Ведущий. Вот сегодня и поведем разговор на эту тему. Прошу помощников на сцену!

Выходят на сцену мальчик и девочка.

Вы знаете,

Сколько на свете ребят?

Сто тысяч, пятьсот,

Миллион, миллиард!

И даже побольше!

Вот сколько нас, дети!

И все мы живем

На огромной планете!

Ведущий. Что еще вы нам можете предложить?

Мальчик. А вот это! Там секрет, название нашей сегодняшней темы.

Предлагает девочке раскрыть свернутый в рулон плакат.

Девочка. Мы развернем рулон, а вы прочтете, что там написано.

Разворачивает рулон. Дети (участники занятия) читают: «Удивительные дети».

В записи звенит школьный звонок. Распахиваются двери, слышен нарастающий шум детских голосов.

Ведущий. Это перемена. Какая она?

Ученик (выбегая из-за кулис).

Перемена! Перемена!

Заливается звонок!

Первым Вовка непременно

Вылетает за порог.

Ученики (в недоумении разводят руками). Вылетает за порог!

Ученица. Семерых сбивает с ног!

На сцену один за другим из-за кулис падают дети. Их семеро. Сверху, орудуя руками и ногами, прыгает Вовка. Все барахтаются. Настоящий клубок!

Ученик (изумленно). Неужели это Вовка?!

Ученики (одноклассники). Продремавший весь урок

Неужели этот Вовка

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не смог?

Вовка, улыбаясь во весь рот, согласно машет головой. Одноклассники наконец освобождаются из-под Вовки.

1-й одноклассник.

Если он, то, несомненно,

Одноклассники (хором). Большая перемена!!!

Вовка снова начинает носиться по всей сцене. Одноклассники пытаются его остановить, но все попытки тщетны.

2-й одноклассник. Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

3-й одноклассник. Он за пять минут успел

Переделать кучу дел!

В записи звучит тиканье часов. Одноклассники выносят большой макет часов с переводными стрелками. Дети передвигают стрелки, отмеряя 5 минут.

Девочка. Он подставил три подножки.

Одноклассники (один за другим, спотыкаясь). Кольке, Ваське и Сережке!

Одноклассники, потирая ушибленные места, грозят Вовке кулаком.

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил.

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи.

В общем сделал все, что мог!

На сцене передвигаются дети в разных направлениях. В записи вновь звонок. Все замирают.

Дети. Ну а тут - опять звонок.

Вовка моментально сникает, идет заплетающимися ногами в класс.

Девочка (вздохнув). Вова в класс плетется снова!

Дети. Бедный! Нет лица на нем!

Вовка (вытирая пот со лба). Ничего!

Ведущий. Вздыхает Вова.

Вовка. На уроке отдохнем!

Ведущий. А в вашем классе есть такие ученики, как Вовка?

Дети. Да! Есть!

Ведущий. А написал стихотворение «Перемена», которое инсценировали, замечательный поэт Б. Заходер.

Показывает портрет.

Кто читал это стихотворение? Где оно встречается?

Дети. В учебнике! В сборнике стихов.

Ведущий. Молодцы! Правильно! Как вы думаете, какую оценку мог получить Вовка в этот день по одному из предметов?

Ответ детей.

Что мешало ему? (Он не слушал на уроках объяснения учителя; хотел спать, лежал на парте.)

А еще что? (Плохое поведение.)

Как родители отреагируют на это?

Ответы детей.

Ведущий. Как отреагировали родители на плохую оценку, мы узнаем из инсценировки «Получил двойку и поет».

Звучит песня «Двойка», муз. В. Шнайдера, сл. Э. Могиковской.

На сцене Вовка. Он раньше мамы пришел домой.

Вовка (грустно). Как скрыть от родителей злосчастную двойку? Вдруг потребуют дневник. Хмурый вид обеспокоит папу и маму. Сделаю веселый вид и буду петь. Это меня спасет. Какая песня подойдет?

Придумал! Русская народная песня «Жили у бабуси...» подойдет. Ведь гуси напоминают в профиль двойку.

И Вовка громко запел. Мама улыбается. Она рада, что сын такой веселый. Ставит на табурет авоську, в ней много вкусного.

Мама. Ты, сынок, сегодня очень веселый. Даже песенку поешь. Да как громко! Видно, в школе дела идут хорошо. Молодец!

Гладит сына по голове. Вовка ухмыляется.

Вовка. Мне сегодня весело! Повода для огорчений нет.

Запел еще громче. Папа выходит из соседней комнаты. Он отдыхал после ночной смены.

Папа. Что он так орет?

Мама. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь. Наверное, пятерку получил, вот он и поет.

Папа (приветливо). Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи свой дневник с пятеркой.

Вовка (сник, петь перестал). Зачем?

Нехотя подает дневник отцу и уходит в другую комнату.

Папа листает страницы дневника, видит двойку, на лице изумление.

Папа. Ты гляди, получил двойку и поет. Этого еще не хватало! Что он, с ума сошел? Вовка, иди сюда! У тебя случайно нет температуры?

Папа (растерянно разводит руками). Тогда тебя надо наказать за это пение.

Мама. Сынок, лучше бы ты сразу признался, а то начал петь...

Вовка. Не везет мне...

Немая сцена. Только слышно тиканье часов.

Ведущий. Вовка получил двойку и пел песню. А почему бы нам не спеть про двойку. Остановимся на частушках.

Катя в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Пять часов сидела Лиза,

Нос уткнувши в телевизор.

А назавтра на строке

Вырос лебедь в дневнике.

«Два» на ножке приседает

И головку наклоняет,

Так красиво шею гнет,

Прямо лебедем плывет.

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет!

В школе есть такая птица:

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

Перед нами - цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Ведущий. Все ругают двойку! Древние греки говорили, что двойка - символ равновесия. Оно находится между светом и мраком, между добром и злом, теплом и холодом. Число два символизирует изменчивый характер. И это так. Девочка Катя, получив двойку, всегда меняла свой характер. Вот как это было! В новой инсценировке вы увидите, как Катя менялась в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Ребята вносят длинный лист с названием инсценировки.

Дети читают.

Она рассказала родителям про двойку

Катя (родителям). Я сегодня здорово выдержала свой характер.

Папа (гладит дочку по голове). Молодчина! Я тебе куплю подарок, если будешь сдерживать свое слово!

Катя. Учительница у меня спросила урок, а я ей отвечать не стала.

Мама. Наверно, ты урока не знала?

Папа. Наверно, ты урок забыла?

Хочет завизжать и затопать ногами.

Родители (машут руками). Нет! Нет! Не надо!

Катя. Так вот, поставили мне двойку ни за что.

Папа. Как ни за что?

Катя. Я дала себе слово молчать и выполнила его с честью!

Мама (изумленно). Для чего же ты это слово давала, можешь объяснить?

Катя. Чтобы выполнить его!

Папа. М-да...

Мама (гладит дочку по голове). Ничего понять не могу!

Катя (смело улыбаясь). Между прочим, вас обоих завтра в школу вызывают.

Родители (удивленно). Зачем?

Катя. За то, что у меня твердый непоколебимый характер. Неужели вы этого не понимаете?

Папа. И нам за него придется отвечать?

Мама (отцу). Чему тут удивляться, если у дочки твой характер.

Папа. Но я никогда никого не запутал на своей работе, и никто меня не запутал. А когда я учился в школе, не запутывал своих учителей.

Мама. Оставь ребенка в покое!

Папа. М-да...

Катя (облегченно вздыхает). Понял, что мне поставили двойку ни за что!

В записи звучит детский смех в компьютерной обработке.

Ведущий. Ребята! Сделайте вывод: какой же характер у Кати? Какое чувство возникает к ней?

Дети делают выводы. Завязывается спор.

Ведущий. Давайте немножко поиграем, пока ребята готовят следующий номер. Игра в рифмы.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого...

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит...

(Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь...

(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим...

(Простите, пожалуйста!)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят...

(До свидания)

Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал добрее и умней.

Ведущий. Какие хорошие слова!

А теперь приступим к инсценировке. Внести нужный реквизит!

Вносят плакат, на котором написано название инсценировки. Дети читают вслух.

Два подарка

Звучит музыкальная тема «С днем рождения тебя!»

Отец. Алеша! Поздравляю тебя с днем рождения! Дарю тебе ручку с золотым пером. Учись на пятерки!

Алеша, поблагодарив отца, рассматривает ручку и обнаруживает на ней дарственную надпись.

Алеша. Спасибо, папа! Мне она нравится. Я хочу тебе прочитать дарственную надпись: «Алеше в день рождения от папы». Здорово!

Я горжусь тобой, папа! Можно я покажу твой подарок своей учительнице Марии Николаевне?

Отец. Конечно, покажи! Да не очень хвастай!

Алеша. Я понял!

Отец. Я ухожу на работу. Мама придет в два часа дня. Учи уроки.

Алеша (рассуждает сам с собой). Вдруг Мария Николаевна забудет дома свою ручку, тогда я дам ей подаренную папой ручку, чтобы она могла поставить оценку в журнал. Она похвалит папин подарок. А я ей скажу, что ручка с золотым пером!

Алеша, конечно, уроков не выучил. Так и отправился в школу. Мария Николаевна в этот день забыла дома ручку. Начался урок.

Учительница. Алеша, иди к доске! Напиши предложение об осени. Затем расскажешь правило о безударных гласных.

Алеша. Я забыл выучить правило. Я... У меня...

Учительница. Это очень плохо!

Ищет свою ручку, но тщетно.

Алеша. Мария Николаевна! Возьмите мою ручку!

Ждет, что она станет ею восхищаться. Но напрасно.

Учительница. Ставлю тебе двойку!

Не обращает внимание на дарственную надпись и золотое перо. Возвращает ручку Алеше.

Алеша. Как же так получается?

Учительница. Ты о чем, Алеша?

Алеша. О золотом пере... Разве можно ставить двойки золотым пером? Ручку подарил мне папа!

Учительница. Значит, сегодня у тебя не золотые знания.

Алеша. Выходит, что папа подарил мне ручку, чтобы двойку ею ставили?

Учительница. Ручку тебе подарил папа, а сегодняшний подарок ты сам себе сделал!

Алеша поник, опустив голову.

Ведущий. Все инсценировки поучительны. Думаю, что вы для себя сделали выводы. Хочется всем пожелать удачи во всем. Умейте исправлять свои ошибки.

Звучит финальная песня из т/ф «Приключения Петрова и Васечкина», муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова.

В сценарии дана извечная проблема школьников - оценка знаний. Что порождает злосчастная двойка? Это можно понять из инсценировок. За основу их были взяты рассказы из сборника Виктора Голявкина «Я жду Вас всегда с интересом»; стихотворения Б. Заходера «Перемена» для написания инсценировки «Перемена».

Реквизит.

2. Столы, стулья.

3. Плакаты с названиями инсценировок.

5. Дневник.

6. Журнал.

7. Рюкзаки.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные