Сказ о живой и мёртвой воде, и о таинствах тонких материй первозданной жидкости. Сказка - ложь, да в ней намёк (о живой и мёртвой воде) Какое вещество бывает живым и мертвым сказках
Самая обычная вода является универсальным растворителем, поэтому она стала основой жизни. Как известно, человек на 70% состоит из воды, и от ее количества в организме зависит самочувствие.
И разумеется, очень многое определяется тем, какие вещества растворены в воде. В одних случаях вода может стать живой, в других — мертвой.
Волшебные источники
Наши предки приписывали природным родникам чудесные свойства. Источники красоты и молодости бьют из земли рядом с Изборском — древнерусской крепостью неподалеку от Новгорода. А если вы побываете в Крыму, на горе Мангуп, то экскурсовод предложит вам выпить воды из местных источников мудрости и красоты.
И подобных источников и родников — каждый с похожей историей — великое множество во всех частях света. Здесь нет ничего странного. Просто люди, вне зависимости от того, где и когда они жили, одинаково обожествляли воду, справедливо считая ее основой жизни. А болезни и смерть подстерегали древнего человека повсюду: в неизбежных стычках с соседями, в войнах с кочевыми племенами, на охоте и в труде.
Даже такое радостное событие, как рождение ребенка, слишком часто заканчивалось смертью младенца и матери. Но человек не склонялся покорно перед тайной смерти и не сидел сложа руки. Сама природа, так часто приносившая смерть, стала для него источником жизни.
Человек изучал лекарственные свойства трав, дикого меда, воды из различных источников. Он наблюдал за тем, к каким ручьям и родникам идут животные, чтобы исцелиться. Эти родники казались ему волшебными, наделенными могущественной силой. Он обожествлял их, складывал о них сказки.
Древние греки называли нимф, покровительствующих источникам, наядами.
Наяды были дочерями Зевса. Бесчисленные наяды входили в свиту многих богов: своего отца Зевса, считавшегося еще и покровителем дождя, бога океана Посейдона, богини плодородия Деметры, богини красоты Афродиты, бога искусства Аполлона. Они обладали способностью даровать изобилие, плодородие и здоровье, покровительствовали бракам.
Орфические гимны воспевают наяд как целительниц. Считалось, что купание в воде определенных источников дает исцеление от болезней. Особняком стояла одна из наяд — Мента, которая носила прозвище Кокитида: она была связана с водой царства мертвых и считалась возлюбленной Аида. Другие наяды могли очистить от грехов и даже обладали способностью даровать бессмертие.
Русские сказки донесли до нас историю о живой и мертвой воде. Название «живая вода» говорит само за себя, но и мертвая вода, оказывается, обладает целительной силой. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Добыть такую воду нелегко. Героям приходится отправляться на ее поиски за тридевять земель. Иногда она течет с рук и ног девицы-богатырки, которую нельзя победить, но можно обхитрить и добыть драгоценную влагу. Иногда ее источник бьет из земли в чудесном саду на краю света, где растут яблони с молодильными плодами. Иногда ее приносит вещий ворон. Иногда героя приводит к источнику Баба-яга.
Как видите, фольклор, связанный с целительной водой, многообразен и весьма распространен среди народов. И закрадывается подозрение, что наши предки знали о воде нечто такое, чего пока не знаем мы.
Водное целительство
В сказках живую и мертвую воду получают в награду за храбрость, смекалку или доброе сердце. Однако стоит заглянуть в Интернет, и сразу убедишься, что сегодня все гораздо проще. Достаточно заплатить тысячу рублей, и по почте пришлют чудо-приборчик, который превратит простую водопроводную воду в волшебную!
Произойдет это чудо в результате электролиза. Если вы в детстве не валяли дурака на уроках химии, то помните, что при электролизе вода распадается на водород и кислород, которые благополучно растворяются в атмосфере.
В результате количество воды в емкости уменьшится (правда, при электролизе в домашних условиях уменьшение заметить трудно), но никакими целебными свойствами вода от этого обладать не станет. Единственный, кому эта покупка пойдет на пользу, — продавец, ведь он станет богаче на тысячу рублей.
Есть и более дешевые способы превратить воду в живую. Например, один профессор с говорящей фамилией Неумывайкин рекомендует с экрана телевизора пить от болезней талую воду, потому что «птички прилетают на север, пьют талую воду и несут яйца, а если не дать им полететь на север, то они и яйца нести не смогут».
Еще один рецепт от профессора: перелить воду сорок раз из сосуда в сосуд, чтобы она «освободилась от лишней информации». К сожалению, сколько ни переливай воду из пустого в порожнее, целительные свойства она от этого не приобретет.
Зато продажа подобных рецептов и приборов — бизнес практически беспроигрышный.
Люди привыкли доверять тому, что рекомендуется под девизом «Рецепты народной медицины», но для того, чтобы лечиться травами, нужно обладать хотя бы начальными познаниями в ботанике и фармакологии, а то ведь можно и отравиться ненароком. А вода своя, знакомая, простая — от нее хуже не будет.
Но гораздо опаснее, когда народные целители начинают лечить водой буквально от всего, а пациенты теряют драгоценное время, запуская свои болезни. Поэтому к рецептам народных целителей надо относиться осторожно и всегда помнить, что они способны дать лишь общие оздоровительные рекомендации, а с конкретным недомоганием следует все-таки обратиться к дипломированному врачу.
Память воды
Лечебные свойства гипотетической живой воды сегодня связывают с теорией, которая гласит, что вода имеет память. Теорию отстаивают сторонники гомеопатии — альтернативной медицины, разрешенной к массовому применению. Любой из нас хоть раз лечился гомеопатическими средствами, многим они реально помогают, поэтому к ней принято относиться всерьез.
О существовании у воды памяти впервые заявил французский иммунолог Жак Бенвенист. В1983 году он получил приглашение от гомеопата Бернара Протвина принять участие в изучении воздействия антител (особых белков, вызывающих иммунный ответ организма) в минимальных концентрациях.
Бенвенист, относившийся к гомеопатии со скептицизмом, согласился и решил опровергнуть ее теоретические основы с помощью серии экспериментов. Согласно известным законам химии, реакция организма на препарат должна снижаться по мере снижения его концентрации в растворе, а при достижении нулевой отметки прекратиться вообще.
Однако, к удивлению ученого, удалось зарегистрировать совершенно иной эффект: эффективность препарата то падала, то повышалась, но главное — не исчезла полностью при полной очистке раствора от антител. Обескураженный Бенвенист тем не менее подготовил научную статью, которую после небольшой дискуссии опубликовали.
Тогда и возникла гипотеза, гласящая, что вода сохраняет память о веществах, которые в ней некогда были, и может стать живой или мертвой в зависимости от этого.
Поскольку гипотеза покушалась на фундаментальные основы химии, ее сразу же попробовали опровергнуть новой серией экспериментов, но они дали неоднозначный результат: в одних случаях удавалось выявить эффект памяти, в других — нет.
К группе Жака Бенвениста присоединился нобелевский лауреат Брайан Джозефсон. Была даже учреждена премия в миллион долларов, которую получит исследователь, однозначно доказавший существование памяти у воды.
Пока что такой чистый эксперимент провести не удалось. Но попытки продолжаются, и не исключено, что в будущем мы все-таки сможем исцелять живой и мертвой водой наши раны и болезни.
Елена ПЕРВУШИНА
“Ворон брызнул мёртвой водой - тело срослось,
съединилося; сокол брызнул живой водой -
Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил...”
"Марья Моревна", русская народная сказка
То, что при обработке воды методом электролиза вокруг анода аккумулируется кислотная среда, а вокруг катода - щелочная, учёные заметили давно. Но потом вода вновь смешивалась… И только в 70-х годах прошлого столетия был создан простейший прибор, позволяющий разделить щелочную и кислотную воду. При этом учёные обнаружили, что щелочная вода имеет ярко выраженные заживляющие свойства, а кислая дезинфицирующие, антисептические характеристики. С тех пор разработано множество методик применения анолита и католита как для лечения различных заболеваний, так и в хозяйственных целях.
Но ведь не даром говорят: новое - хорошо забытое старое…
Разве не о том же читаем мы в русских народных сказках? Разве не происходят в природе те же самые процессы, которые человеку удалось осуществить путём опытов? О природных озёрах с «живой» и «мёртвой» водой на Тибете пишет в своих книгах доктор медицинских наук, профессор Эрнст Мулдашев. А действительный член географического общества РАН И.Е. Кольцов графически объяснил, как могут происходить процессы разделения воды на «живую» и «мёртвую» в природной среде. Да и что тут невероятного? Ведь Земля, как утверждают учёные, имеет отрицательный заряд, то есть является катодом. А взаимодействуя с небесной сферой, анодом (положительным зарядом) при определённых условиях (это могут быть молнии) может разделять природный источник на анолит - бактерицид и католит - биостимулятор.
В древнерусских мифах Бог-Громовник, просверливая своей огненной палицей дерево-тучу, давал жизнь молнии, которую посылал на Землю, чтобы при рождении младенцев возжигать в них пламя жизни, то есть наделить своей искрой Божией. Выходит, что человека можно условно рассматривать, как электрическое устройство, прибор, жизнеспособный при воздействии на него «плюса» и «минуса», то есть того условия, при котором он получает жизненную энергию.
Здоровый организм человека имеет сбалансированные электрочастотные (энергетические) характеристики. Так, например, электрическая частота человеческого мозга и тела составляет в целом 8 герц, вполне определённый показатель. Нарушается баланс - человек заболевает.
Изображение египетского фараона, держащего в руках сосуды с "живой" и "мёртвой" водой
Однако, ведь и медики сегодня одним из важнейших показателей здоровья человека считают его кислотно-щелочной баланс, водородный показатель рН. Разве это не то же самое? Ребёнок рождается с водородным показателем 7,41 единиц рН. А умирает человек при рН = 5,41. Человеческая жизнь возможна только в таком пределе: всего двух единиц рН.
Католит (живая вода), полученная методом электролиза, имеет водородный показатель 11,5 рН. Анолит (мёртвая вода) - 2,5 рН.
Кислотно-щелочной баланс здорового человека должен быть приближен к цифре 6,5 рН. Что может нарушать этот жизнеобеспечивающий показатель? В первую очередь - неправильное питание, “закисляющее” организм и... вода, которую мы употребляем. Некачественную воду не пропускают мембраны клеток, клетки испытывают жажду в то самое время, когда мы “распухаем” от межклеточной жидкости, страдаем от отёков. А именно межклеточная жидкость является благоприятной средой для размножения болезнетворных микробов и образования различных опухолевых процессов. Однако, кислотная и щелочная вода (отдельно одна от другой) свободно проникают через мембраны клеток организма, где каждая выполняет свою миссию: бактерицид-кислотная вода делает дезинфекцию в клетке, расправляется с опухолевыми клетками; биостимулятор-щелочная вода восстанавливает иммунную систему организма, обеспечивает его антиоксидантную защиту (в щелочной воде выпадают в осадок все примеси воды, в том числе - радионуклеиды). Домашние электроприборы излучают частоту электромагнитного поля приблизительно в 160 герц, что в 20 раз превышает электрическую частоту человека (8 герц). Это является одной из главных причин образования в организме свободных радикалов. Получается, что щелочная вода в наших условиях нам жизненно необходима.
"Мёртвое" озеро Ракшас (слева) и "Живое" озеро Манасаровар на карте Тибета.
Вот, кстати, информация, как будто и не имеющая отношения к нашей теме: учёные установили, что молнии очищают нашу атмосферу от радиационного воздействия. А ещё своевременно вспомнить о весенних кислотных дождях, происхождение которых внятно никто так и не объяснил.
Всё довольно просто. Вот только очень интересно: как могли всё это знать наши предки? Озарением, длительным наблюдением, методом проб и ошибок или каким-либо другим путём они делали свои открытия?
voron-bryznul-myortvoj-vodoj.doc (cкачиваний: 130)
Найдено на сайте "Перуница". Советую прочитать комментарии к этому посту - можно найти много полезной информации: http://www.perunica.ru/zdrava/1974-skazka-lozh-da-v-nej-namyok.htmlВ некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
-Деда, начало я помню, ты мне сразу скажи, а зачем сражённого богатыря мёртвой водой обливали,- он же и так мёртвым был?!
-А разве ты не помнишь, что в бою его разрубили?..
-Помню, потому он и погиб.
-А если его разрубленного сразу живой водой окропить, что толку, что его половинки оживут на мгновение? Чтобы сразу же опять погибнуть?! Наверное, их сначала соединить нужно, или нет?..
-Наверное, нужно.. Как клеем склеить, да?
-Ну вроде того, зато потом..
-Помню-помню: потом живой водой окропить и богатырь уже весь целый опять оживёт! А вода Живая и Мёртвая только в сказках или по-настоящему есть?
- А ты сам-то как думаешь?
- Но кто-то эту сказку придумал… Значит, откуда-то взял эту воду?...
- И я так думаю, внучок, никакие придумки не берутся ниоткуда.. И думаю я, что вода мёртвая это душевность наша человеческая, а вода живая- духовность, вера в Бога Живого.
- Душевность- это доброта, что ли?...
- Не только доброта, но и её разумное использование: ведь даже при склеивании надо не только всё клеи облить, но, сначала, склеиваемые части от грязи очистить, аккуратно их клеем смазать, соединить правильно, прижать, чтоб хорошенько склеилось.. А если всё обмазать как попало, то ничего держаться не будет, а засохшие остатки нашей высохшей доброты будут только курам на смех!
-А почему склеенный добротой богатырь сам ожить не может? Он же целым стал? Зачем нужно его ещё Живой водой поливать? Ты её духовностью назвал,- это что-то церковное? Или что-то музейное! Я тут видел по телевизору передачу «Духовные сокровища Эрмитажа»?!
- Слово «духовность»- от слова «дух», а Дух- с большой буквы- это Бог Живой, не нарисованный на иконах церквей или картинах в музеях,а Живой Бог в живом сердце человека. Обращение в глубине своего сердца к Нему, к Богу и Духу, и открывает источник воды Живой!
-Как бутылку с соком?
-Скорее, как зажим на трубке капельницы, по которой оживляющее лекарство по трубочкам сразу в кровь тяжело больного человека попадает. И как лекарство попадает в кровь через вену, а в вену иглой нелегко попасть!- поэтому капельницы ставят только опытные медсёстры,- так и принять Духа в нашей жизни совсем непросто. Помнишь, как в Детском Евангелии мы читали: «Дух дышит где хочет»?
-Так ведь если после Мёртвой воды не окропить Живой водой, человек останется целым, но всё равно мёртвым?!
-Скорее спящим в глубоком болезненном сне-летаргии, что с точки зрения Духа, всё равно, что смерть. Интересно, но таких людей немало на Земле… Они думают, что живут в своих заботах поесть, поспать и сходить в туалет, но на самом деле для Духа они ещё спят, как.. Помнишь сказку о спящей в хрустальном гробу царевне, которую ведьма через отравленное яблоко околдовала?..
-Но, она же не могла двигаться, пока её царевич не поцеловал?...
-Да, это прообраз души нашей спящей, пока её Христос не пробудит. А тело может двигаться… Помнишь, ещё в Писании сказано: Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов… Это как раз о таких спящих душах, которые вроде и живут, но только телами, телесными потребностями.
-А какие ещё могут быть потребности?
-Чтобы приносить пользу не только себе и своим самым близким, но и всем людям, а значит и Богу. Именно эта потребность пробуждает душу, делая её готовой к принятию Живой Воды Духа.
-Но это та же самая доброта, или ты её как-то по-своему назвал…
- Душевность, именно она, как мёртвая вода, соединяет разрозненное в людях, но если после этого соединённое не посвятить Богу, т.е. не окропить Живой Водой, соединённый добром душевности богатырь, как прекрасная царевна останется спящим.
-А мне всё-таки интересно: чем душевность отличается от духовности?
-Направленностью доброты в своей душе: или на себя и своё окружение, или на всех, кому её не хватает. Причём в первом «душевном» случае, доброту экономят, чтобы её хватило себе и своим, то во втором «духовном» случае, доброты не жалеют, понимая, что её бесконечный источник в Боге, но и не растачивают куда попало, понимая её не своим, а Божиим достоянием. Так что… попроси у Бога благословения для всех людей и давай-ка спать. Завтра столько добрых дел нужно сделать…
22.04.2009.(5й месяц внутриутробного возраста Мишки)
Максишин Сергей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской научно- практический марафон
«Шажок в науку. Юниор»
Секция «Литературоведение»
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Исследовательская работа
Выполнена
учеником
2 «Б» класса МОУ «СОШ №226»
г. Заречный
Максишиным Сергеем.
Научный руководитель:
учитель начальных
классов МОУ «СОШ №226»
Малькова Елена Александровна
г. Заречный
2011г.
ВВЕДЕНИЕ
Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства. Я решил исследовать, в каких русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила.
Цель работы:
Задачи исследования:
Провести опрос;
Гипотеза:
Методы исследования: анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), изучение литературы, сопоставление и анализ собранного материала.
Объект исследования: русские народные сказки.
ГЛАВА 1.
« Сказка- ложь, да в ней намёк…»
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.
Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте. А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать».
Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
ГЛАВА 2.
«Чудеса, да и только!»
1. С помощью анкеты мною были опрошены 23 одноклассника. На вопрос, знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде, ребята назвали следующие сказки:
- «Иван- царевич и Серый волк» - 11 учеников (47%);
- «Марья Моревна» - 3 ученика (13%);
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик (4%).
Других ответов дано не было.
Ответ на вопрос «Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?» был близок к верному только у двух человек (2%).
Проанализировав анкеты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я увидел, что мои одноклассники знают мало сказок о воде и не имеют представления, в чём же заключается её волшебная сила.
2. В городской и школьной библиотеке я нашёл необходимые мне для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван и чудо - юдо»
- «Иван - мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван - Горох»
- «Иван - царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство».
3. Ознакомившись с собранным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок. Так, в русской сказке
Из сказки «Марья Моревна»
- Ах, как я долго спал!»
Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
Ох, крепко же я спал!
Чудеса, да и только!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я пришёл к выводу , что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу:
ЛИТЕРАТУРА
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984.
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4- 6 кл.- М.:
Просвещение, 1983.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки
Submitted by Ola on вс., 09/08/2009 - 23:03 Книги и архивы миф мифология сказка
Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги»,
Москва 2002.
Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.
Словарь Славянской Мифологии (Дом Сварога) http://www.pagan.ru
Copyright © 2006-2010, Золотая Формула.
E-mail: admin(собака)goldformula.ru
Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.- СПб., 2005, с.65-68
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПБ., 1892. т.12, с.748-749
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: « Педагогика»,1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Дорогой друг! Прошу тебя принять участие в опросе и ответить на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде? Напиши их название.
2. Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования
В анкетировании принимали участие - 23 человека.
1. Назвали сказки:
- «Иван- царевич и Серый волк» - 11 учеников (47%);
- « Марья Моревна» - 3 ученика (13%);
- « Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик(4%).
Других ответов дано не было.
2. Близки к правильному ответу только 2 ученика (8%).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сказки, в которых упоминается о «живой» и «мёртвой воде».
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
- «Иван и чудо - юдо»
- «Иван - мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван - Горох»
- «Иван- царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство»
ТЕЗИСЫ
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Исследовательская работа
Обоснование актуальности темы:
Все дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде.
Я спросил у одноклассников и родителей:
В каких русских народных сказках встречается упоминание о воде?
В чём волшебство воды?
Выяснилось, что мои друзья знают много сказок, но про воду затруднились назвать. Я решил им помочь.
Цель работы:
Выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.
Для достижения поставленной цели, я обозначил для себя задачи :
Провести опрос;
Сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;
Обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;
Хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
В ходе ознакомления с полученной информацией была выдвинута гипотеза :
«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».
Результатом работы стали подбор материала и слайд- презентация.
Ознакомившись с собранным материалом, я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть.
Отрывки из сказок, где упоминается «живая» и «мёртвая» вода.
В русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна»
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»
Сюжет из сказки «Иван- царевич и Серый волк».
Лежит Иван- царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил.
Ох, крепко же я спал!
В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу : «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».