Словарь музыкальных обозначений. Музыкальные термины

Вы попали в рубрику музыкальные термины, где мы обсудим все их понятия, значения, определения, покажем вам перевод с различных языков на русский, дадим список основных музыкальных определений и так далее. Ниже также идут статьи, которые более подробно раскрывают определенные термины. Их вы найдете в самом конце этой странице.

Музыкальные термины и их значение

Прежде чем говорить про музыкальные термины и их значение, для начала хочу привести вам один пример. Представим себе такую ситуацию. Вас с приятелем угостили пирожками. Он же съел, а ты не успел.

Ты у него спрашиваешь: «Ну как?» Он говорит: «Вкусно!» Однако, что ты сможешь понять из одного этого слова? Ты даже не знаешь, сладкий был пирожок или соленый. С яблоками или капустой. То есть, ничего не понятно.

Понятно только, что это вкусно. Ведь каждый кондитер составляет из различных мелочей свою булочку или пирожок.

Точно также и в музыке. Мелодия сама по себе очень красивая. Однако ее красота состоит из мелких деталей. Вот о них-то мы и поговорим.

Приемы для изменения звука, которые способствуют наибольшей выразительности в мелодии, в музыке называются нюансами.

Например, давайте возьмем такой нюанс, как громкость. С помощью громкости можно очень многое изменить в мелодии. Можно просто сыграть ровно. А можно сначала начать с тихого звучания с постепенно увеличивающейся громкостью. В общем, второй вариант получиться более выразительным чем первый.

Самый тихий звук в музыке называется pianissimo (пианиссимо) от итальянского слова piano (тихо). Чуть погромче будет просто piano (пиано) — просто тихо. Еще громче будет forte (форте) — громко. Если очень громко, то будет fortissimo (фортиссимо) — очень громко.

Также важен и сам переход из одного звука в другой. Например, можно играть очень отрывисто. Такой прием по-итальянски будет называться staccato (стаккато) — резко или отрывисто.

А можно сыграть плавно. Такой прием называется legato (легато) — плавно. То есть звук плавно переходит из одного в другой при этом как бы дополняя друг друга.

Ниже нарисован нотный стан. На нем написаны 10 нот.

Все ступени в гамме имеют свои латинские названия:

  1. l — это прима
  2. ll — секунда
  3. lll — терция
  4. lV — кварта
  5. V — квинта
  6. Vl — секста
  7. Vll — септима
  8. Vlll — октава
  9. lX — нона
  10. X — децима

Интервалы в музыке

Давайте поговорим об интервалах в музыке. Само по себе интервал обозначает расстояние. Ну а музыкальный интервал обозначает расстояние между музыкальными звуками по высоте.

В каждой гамме есть такие уже запланированные интервалы. Выше эти 10 интервалов приведены на латинском языке. Рекомендую запомнить их.

Какие существуют интервалы от ноты до (тоники) до всех остальных ступенек гаммы?

Существует довольно символический интервал. Между нотами в таком интервале практически нет никакой разницы. До — до это интервал между первой и первой же ступенью. Но он все-таки есть. Есть даже песни, которые начинаются с двух одинаковых нот.

Так вот, этому интервалу до-до есть название прима . Между до и ре второй ступенькой уже есть какая-то разница по высоте. Такой интервал будет называться секундо й .

Между первой и третьей ступенькой гаммы (между до и ми) есть интервал, который называется терция . Дальше идет кварта и так далее по нарастающей как в приведенном списке выше.

Наверное, многие спросят, из какого языка заимствовали все музыкальные термины. Стоит сказать, что основная база терминологии приходиться именно на итальянский язык. В принципе, тут не удивительно. Ведь сама музыка зародилась в Италии. Поэтому многие словари и учебники дают вам термины на итальянском языке.

В общем, как вы поняли, для более точного определения музыки и были придуманы специальные музыкальные термины. Есть даже специальные словари музыкальных терминов. С развитием музыки, приходят и новые термины.

Стоит сказать, что все эти термины писались не от балды. Все они утверждались на уровне комитетов европейских стран. После чего по этому стандарту начинали выпускать различные справочники и словари.

Обязательно изучите всю эту терминологию! Ведь без нее невозможно нормальное .

Самый известный музыкальный термин

Наверное, самый известный музыкальный термин, который был на слуху даже у тех, кто не близок к музыке, так это скрипичный ключ. Думаю, многие о нем слышали.

Этот ключ помогает музыкантам разобраться в записях нот. Это главный элемент на нотном стане.

Многие музыканты его чаще называют ключ соль, так как он находится на одной линейке ноты соль. Люди договорились писать скрипичный ключ именно на одной линейке чтобы музыкант потом смог легко сориентироваться в нотах.

Здесь мы рассмотрим музыкальные обозначения для нот. Вы узнаете, как называются и пишутся ноты. А также где какая нота должна находиться на нотном стане.

Вот список:

  • до (C) — пишется на добавочной линейке
  • ре (D) — под первой линейкой
  • ми (E) — на первой линейке
  • фа (F) — между первой и второй линейкой
  • соль (G) — на второй линейке
  • ля (A) — между второй и третьей линейкой
  • си (H или B) — на третьей линейке
  • до второй октавы вновь повторяет весь звукоряд

Итальянские музыкальные термины

Ниже вам будет доступен список, где расположены основные итальянские музыкальные термины для фортепиано.

  • Adagio – адажио – медленно, спокойно
  • Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно
  • Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно
  • Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно
  • Allegro – аллегро – весело, быстро
  • Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро
  • Animato — анимато – воодушевленно, оживленно
  • Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу
  • Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте
  • Appassionato – аппасьонатто — страстно
  • Assai – ассаи — достаточно, довольно
  • A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум
  • A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)
  • Accelerando – аччелерандо – ускоряя
  • Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость
  • Cantabile – кантабиле — певуче
  • Cantando – кантандо – певуче
  • Cappricciozo — капприччьозо – капризно
  • Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью
  • Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением
  • Con brio – кон брио – с жаром
  • Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко
  • Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко
  • Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением
  • Con forza – кон форца – с силой
  • Con moto – кон мото – подвижно
  • Con passion – кон пассьёне – со страстью
  • Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)
  • Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука
  • Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»
  • Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания
  • Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания
  • Dolce – дольче – мягко, нежно
  • Doloroso – долорозо – грустно, жалобно
  • Energico – энерджико – энергично
  • Espressivo – эспрессиво – выразительно
  • Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)
  • Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно
  • Grazioso – грацьёзо – грациозно
  • Grave – граве – важно, тяжеловесно
  • Largo – лярго – широко; весьма медленный темп
  • Legato – легато – плавно, связно (подробнее)
  • Lento – ленто – медленно
  • Leggiero – леджьеро – легко
  • Lugubre – люгубре – мрачно
  • Maestoso – маестозо – торжественно, величаво
  • Marcato – маркато – подчеркивая
  • Marciale – марчиале – маршеобразно
  • Mezza voze – мецца воче – вполголоса
  • Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)
  • Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)
  • Misteriozo –мистерьёзо – таинственно
  • Moderato – модерато – умеренно
  • Molto –мольто – весьма, очень много
  • Non – нон – не
  • Non troppo – нон тропо – не слишком
  • Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)
  • Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)
  • Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно
  • Presto – престо – быстро
  • Ritenuto – ритенуто – замедляя движение
  • Rizoluto – ризолюто – решительно
  • Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)
  • Semplice – семпличе – просто
  • Sempre – семпре – всегда, постоянно
  • Simile – симиле – подобно (предыдущему)
  • Shcerzando – скерцандо – шутливо
  • Scherzoso – скерцозо – шутливо
  • Smorzando – сморцандо – замирая
  • Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша
  • Sotto voce – сотто воче – вполголоса
  • Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно
  • Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)
  • Tranquillo – транквилло – спокойно
  • Tranquillamente –транквилляменте — спокойно
  • Vivace – виваче – скоро, живо
  • Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

Теперь вы знаете, что такое музыкальные термины и для чего они нужны. Мы с вами рассмотрели лишь небольшую базу или список определений. Все конечно же тут мы не раскроем. Но тем не менее я рекомендую вам обратить внимание на статьи, которые идут ниже. Они более подробно раскрывают определенные термины. Поэтому рекомендую на них тоже обратить внимание.

Сказать спасибо кнопками ниже:

26.04.2012

Узнаете все про такое музыкальное направление, как кавер версия песен. Разберем особенности, послушаем примеры самых лучших композиций, затронем много других важных вопросов.

Музыка может быть общепринятой, но музыкальные примечания только по-итальянски. Если вы поете либо играете на музыкальном инструменте (или хотите научиться), для начала выучите следующие итальянские слова.

В одном известном нью-йоркском мультфильме жена делает колкое замечание своему мужу: «Я думаю, что на итальянском говорят на небесах, а на немецком - в аду». Помимо содержательности, чтобы вы не думали о фонетических достоинствах или недостатках немецкого, итальянский язык, безусловно, заслуживает своей репутации. Язык производит смесь сладкозвучных согласных и приятных открытых гласных, которые очаруют уши любого. Неудивительно, что у итальянцев долгая история музыкального вклада.

Хотя современное государство Италии не возникло до 1861 года, многие регионы способствовали развитию его музыкальной культуры – главным образом Тоскана. Именно там, во Флоренции, постепенно развивались традиции положения музыки на ноты, а такие слова как “crescendo” или “diminuendo” были записаны на тосканском диалекте вследствие обозначения экспрессии и руководящей интерпретации.

Это был тот же тосканский диалект, точнее эволюция его флорентийского варианта, который в конечном итоге стал итальянским, национальным языком объединенной Италии, и который преподают в наше время на курсах иностранных языков по всему миру. Если Вы когда-либо захотите научиться играть на музыкальном инструменте, попеть или сыграть музыку Скарлатти, Верди и Пуччини, Вам следует также ознакомиться с некоторыми из этих слов. А если ваше место не на сцене, а в аудитории, Вы все еще можете попрактиковаться, изучая значение этих слов, многие из которых используются в повседневной речи.

РОЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ

Prima-Donna

Если кто-то из Ваших друзей ведет себя так, будто солнце у них за спиной, мир обязан им жизнью, а сооружения должны преклоняться перед ними, вероятно, такие люди ведут себя как примадонна. Мы уничижительно используем данное выражение для описания высокомерного самовлюбленного человека, а буквально его значение “first lady” («первая леди») - не жена президента, а ведущая женская роль в опере. Она всегда на первом месте и является главной достопримечательностью всего, но не завидуйте ей: во многих оперных спектаклях, от мадам Баттерфляй до Саломеи, ведущая дама заканчивает страшной смертью!

Другое слово для невыносимого эгоцентричного индивидуалиста – “diva . Буквально – “female deity” («божество женского пола»), интерпретация, о которой вы, возможно, догадались уже из его сходства с английским словом “devine” («божественный»). Оно также относится к ведущей певице и имеет больше положительного значения в опере, форме похвалы за подобные богине интерпретативные полномочия исполнителя. (А если вы хотите обозвать друга мужского пола, используйте “divo” ).

Или “master” («мастер») на английском. Термин обычно применяется к дирижеру, но также к музыкальному руководителю или учителю музыки, композитору и другим выдающимся музыкантам и певцам. Если у вас есть специальные навыки и способности, которые позволяют вам передавать знания другим, вас, вероятно, назовут “maestro .

ВЫРАЖЕНИЯ

Нет, это не музыкальный инструмент. В партитуре, если вы найдете проход с указанием « piano » , вы должны играть или петь спокойно. Piano означает «soft and slow» («мягкий и низкий»). Если кто-то болтает слишком громко или из колонок орет музыка, вы всегда можете сказать “Piano , per favore - что означает «Не так громко, пожалуйста!»

Противоположность «piano » , что в музыкальной партитуре означает “loud” («громкий»), а в обычном повседневном итальянском языке – “strong” («сильный») или “potent” («мощный»). И если вы присоедините “piano ” к “forte ” получится “pianoforte ” - оригинальное название музыкального инструмента, который мы называем фортепиано, - теперь Вы понимаете, откуда оно получило свое название.

Crescendo

Crescendo ” идет от “piano ” к “forte ” и как в музыке, так и в повседневной речи означает «развитие». Если Вы случайно встретите своего племянника спустя полгода, Вы всегда можете сказать “Come stai crescendo !”. - «Ты быстро растёшь!»

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАРГОН

Intermezzo

И здесь, вы можете мгновенно распознать его английский эквивалент “intermission” («перерыв, антракт»). В сфере музыки “intermezzo ” - это короткое инструментальное соединение. В просторечии просто антракт во время шоу. Вероятно, с этого момента вы будете называть кофе-паузы “intermezzo ”. Кто знает, а вдруг это завоюет популярность!

Opera/operetta

Каждый великий художник оставляет за собой наследие огромного значения, т.е. “grandi opera - великие произведения, которыми можно восхищаться. В этом смысле «opera » - «произведение». А “operetta ” - «маленькое представление», и указывает на комическую оперу, незначительную касательно музыки и предмета. (А вот, “operaio” - это итальянское слово для “worker” («работника») - обычно на фабрике. В этой форме легче угадать смысл, так как он очень близок к английскому слову “operator” («оператор»)).

Вы знаете это слово – ведь именно его вы кричите в конце великолепного представления или шоу. Вы могли бы сразу вспомнить слово “brave” («храбрый»), но “bravo ” будет сложнее. Оно имеет целый ряд значений: “good” («хороший»), “of value” («ценный»), “daring” («отважный»), “worthy of respect” («достойный уважения»), “courageous” («мужественный»). Используя музыкальные термины, определенно мы можем перевести его, как “skillful” («искусный») - способ сказать, что исполнитель действительно одарен. В сущности, Вы можете использовать это слово с целью дать характеристику личности или действиям кого-то, но будьте осторожны – не путайте “bravo и “brava , особенно когда вы хлопаете в конце шоу. Первое восклицание предназначено для исполнителя мужского пола, а второй - для исполнительницы женского пола.

ТЕМП И РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУХА

В музыкальной партитуре, “allegro ” указывает на живой и быстрый темп, а в остальных случаях его значение “joyful” («радостный»). Возможно, вы уже слышали название “Аллегра” - при обращении к девочке на игровой площадке раньше?

Не “pesto ”, а “presto ”! Это слово характеризует очень быстрый темп, когда используется в качестве признака музыкального интерпретатора, а также если вы щелкаете пальцами, приготовив замечательную еду, и бежите в столовую, чтобы объявить, что все готово, вы всегда можете прокричать “P resto” – “Ready” («Готово!») - Вашим гостям!

Если вы видите надпись на партитуре “andante ”, следует играть умеренно и спокойно. Следующее его значение “walking” («ходьба»), так что не нужно спешить.

Существует много других итальянских музыкальных терминов, от которых произошли выше упомянутые, но мы надеемся, что это введение возбудит Ваш аппетит к красивой музыке и превосходному языку, который делает музыкальную экспрессию возможной.

Ключевые слова: crescendo, diminuendo, музыка Скарлатти, Верди, Пуччини, Prima-Donna, примадонна, Diva, Intermezzo, Opera, operetta

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение идет, в основном, восьмыми (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные