В клыков скульптуры ранние работы. Клыков Вячеслав Михайлович. Справка. Премии и награды

КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
российский скульптор

Вячеслав Михайлович родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 в крестьянской семье. Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1968) по специальности скульптор - монументалист. Получил известность скульптурным оформлением Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1980). Почти все его произведения завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Стандарты официального монументализма «сурового стиля» вытесняются в них «карнавально»-игровым началом (декор детского театра, ряд станковых работ 1970-х – начала 1980-х годов), а в 1980-е годы – национально-романтическим пафосом.

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Среди его работ памятники Н.М.Рубцову в Тотьме, К.Н.Батюшкову в Вологде, Сергию Радонежскому в Радонеже, великой княгине Елизавете Федоровне в Москве, протопопу Аввакуму в селе Григорове

Нижегородской области, Кириллу и Мефодию в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе, И.А.Бунину в Орле, маршалу Г.К.Жукову в Москве, Николаю II в селе Тайнинском и Подольске, Петру I в Липецке, Илье Муромцу в Муроме, Александру Невскому в Курске. В 1995 по проекту Вячеслава Михайловича на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге, эскиз которой был признан лучшим на народном обсуждении на конкурсе монумента на Поклонной Горе.

Монументы работы Клыкова порой сопрягались с целым рядом сенсаций – так, Сергий Радонежской явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван антимонархистами. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.
Он всей душой болел за Россию, всегда оставался человеком неукротимой энергии и воли, когда речь заходила о русском народе, о России. Все его деятельность, и творческая, и общественная, была актом духовного сражения. «Главное – не уступить в духе!» – неизменно повторял Вячеслав Михайлович. В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.

Умер Вячеслав Михайлович 2 июня 2006 года в Москве. А 19 октября 2007 года, в день его рождения, на Родине, в городе Курске, открыт памятник великому Мастеру. Именем Вячеслава Клыкова назван проспект в Северо-западном микрорайоне Курска, где и установлен памятник. Его автор – молодой и талантливый скульптор Андрей Вячеславович Клыков. « Открытие памятника отцу, для меня – важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Это звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске… ». Сын изобразил отца сидящим на рабочем станке после работы. Кажется, что он присел только на минутку, передохнуть, вот-вот встанет и продолжит работать…

Перечень работ Клыкова:

    памятник детям-узникам концлагеря (Польша, Константинов, 1973)

    памятник В.М. Шукшину (с. Сростки Алтайского края, 1975)

    памятник В. В. Хлебникову (кладбище д. Ручьи Новгородской обл., 1975)

    памятник Максиму Горькому (Москва, ст. м. "Тверская")

    монументально-декоративные скульптуры Детского музыкального театра Н. Сац (Синяя птица, Лель, Орфей, Боян, Бегущая по волнам, Трубач, Музы, Рельеф рождения музыки…) (Москва 1979)

    статуя Меркурия (Международный Торговый Центр в Москве, 1980)

    памятник академику Келдышу (Москва, 1984)

    памятник Н. М. Рубцову (Тотьма, 1985)

    памятник Героям фронта и тыла (Пермь, 1985)

    скульптурная композиция "Богиня Любви" (Чехов Московской обл., 1985)

    памятник М.С. Щепкину (Белгород, 1986)

    памятник К. Н. Батюшкову (Вологда, 1987)

    памятник протопопу Аввакуму (с. Григорово Нижегородской обл., 1988)

    памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж Московской обл., 1989)

    памятник преподобному Серафиму Саровскому (Саров, 1991)

    памятник св. мученице Великой Княгине Елизавете Федоровне на Б. Ордынке в Замоскворечье (1990),

    памятник А. С. Пушкину (Приднестровье, Тирасполь, 1991)

    памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (Москва, Славянская пл., 1992)

    рельеф с изображением святых Кирилла и Мефодия (Базилика Санта-Климента. Италия, Рим, 1992)

    памятник А. С. Пушкину (Пермь, 1993)

    памятник святому равноапостольному князю Владимиру Киевскому (Севастополь, Херсонес Таврический, 1993)

    поклонный крест (на месте соединения Белоруссии, России и Украины, 1993)

    поклонный крест (Липецк, 1993)

    памятник Игорю Талькову (кладбище, 1993)

    памятник Г.К. Жукову (Москва, Манежная площадь, 1995)

    памятник И.А. Бунину (Орел, 1995)

    памятник св. страстотерпцу Императору Николаю II, с. Тайнинское Московской обл. (1996, в 2000 памятник воссоздан заново после уничтожения террористической организацией "Большевистский РВК")

    памятник Императору Петру I (Липецк, 1996)

    памятник святому князю Димитрию Донскому (Угреша Московской области)

    памятник святому Владимиру Крестителю Руси (Белгород, 1998)

    бюст Г.К.Жукову (Калач-на-Дону, 1998)

    памятник святителю Николаю (Угреша Московской обл.)

    памятник преподобному Илие Муромцу (Муром, 1999)

    скульптура "Витязь" (Подольск Московской обл., 2000)

    памятник А. С. Пушкину (Болгария, София, 2001 г.)

    памятник П. А.Столыпину (Саратов, 2002)

    памятник первому президенту Греческой республики И. Каподистрии (Санкт-Петербург, 2003)

    памятник Савве Сербскому (Сербия, Белград, 2004)

    памятник В. М. Шукшину (с. Сростки Алтайского края, 2004)

    памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (Самара, 2004)

    памятник Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви (Ишим Тюменской области 2004)

    памятник адмиралу А. В.Колчаку (Иркутск, 2004)

    памятник князю Святославу Храброму (Украина, Запорожье, 2005)

    памятник князю Святославу Игоревичу (с. Холки Белгородской области, 2005)

    памятник князю Святославу Храброму (Чернянка Белгородской обл., 2006)

    памятник св. Георгию Победоносцу (Рязань, 2006)

  • памятник Иоанникию и Софронию Лихудам (Москва, Богоявленский пер., 2007)
  • памятник антоновке (Курск, 2008)
  • памятник Русскому Гвардейцу Семеновского полка, памятник выполнен по проекту Клыкова скульптором Андреем Клыковым (Москва, Семеновская пл., 2008)
  • памятник митрополиту Ладожскому и Петербургскому Иоанну (Сычёву) (не установлен, предполагался к установке в Самаре)

    мемориальная доска В. М. Шукшину, Москва

    памятник А. С. Пушкину (Арзамас Нижегородской обл.)

    памятник архимандриту Ипполиту (Льгов, Марьино)

Глава Всероссийского Соборного Движения (с 1996 г.), выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Клыков: "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых… не имеет по законам Российской Империи прав на престол.

Президент Славянского Экономического союза.

Народный художник России.

Заслуженный деятель искусств России.

Лауреат Государственной премии СССР.

Лауреат Государственной премии России.

Лауреат Золотой медали Академии художеств (1988).

Лауреат Международной премии Андрея Первозванного в номинаци "За Веру и Верность" (1996 г., "за бескорыстный труд по сохранению национальной исторической памяти и увековечиванию славы России, за личный вклад в единение славянских народов")

В 1985-87 гг. - член Патриотического объединения "Память",
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В 1995 году полгода был членом Национального комитета Социально-патриотического движения "Держава".

С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения, с декабря 1996 - член Президиума и сопредседатель Движения.

Мастерская Клыкова


Русский скульптор

Клыков Вячеслав Михайлович (19.10.1939-2.06.2006), русский скульптор и общественный деятель, глава Земского Собора, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент Славянского экономического союза; член Товарищества русских художников; лауреат Государственных премий СССР и РСФСР; с 1995 — в Социально-патриотическом движении “Держава”, член Национального комитета; автор памятников Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, вел. кн. Елизавете Феодоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме, автор уничтоженного врагами русского народа памятника Николаю II в Тайнинском.

Большим событием в русской культуре стало создание памятника величайшему подвижнику Земли Русской Сергию Радонежскому. Впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. Установлению памятника в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой предшествовали драматические события. Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987. Однако космополитические власти запретили это делать. Погруженный в машину и направляющийся к месту установки памятник был “арестован” и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками представителей “малого народа” на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988.

«КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ АВТОР ЗВОННИЦЫ».
Памятник открыт в 2007 году на Прохоровском поле.
Его автор — давний друг Клыкова,
белгородский скульптор
Анатолий Александрович Шишков.

Политическая биография

Клыков Вячеслав Михайлович, политическая биография скульптора, председателя Высшего Совета Союза Русского Народа, главы Всероссийского Соборного Движения (ВСД), президента Международного Фонда славянской письменности и культуры.

Родился 19 октября 1939 в селе Мармыжи Курской области, русский.
Окончил Курский педагогический институт.
Скульптор.
В 70-е годы участвовал в оформлении Детского музыкального театра.
Автор скульптурного памятника В.Хлебникову на могиле поэта в д.Ручьи.
В 80-е гг. работал над скульптурами Меркурия перед зданием Центра международной торговли, памятником Батюшкову (Вологда) и др. И Меркурий, и Батюшков входят в число лучших работ Клыкова.
В 1985-87 был членом Патриотического объединения "Память". Автор проекта памятника на Поклонной горе, за который ратовала в 1986-87 "Память". Принимал участие в митинге "Памяти" на Манежной пл. 6 мая 1987.
Вместе с художником Игорем Сычевым руководил в сентябре 1987 попыткой установить памятник Сергию Радонежскому (своей работы) в Радонеже.
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР (Москворецкий округ N35) при поддержке Блока общественно-патриотических организаций, но проиграл демократу Льву Пономареву.
С 1990 года - президент Международного Фонда славянской письменности и культуры (в Совете фонда состоят Валентин Распутин, Владимр Крупин, Сергей Шуртаков и др.; фонд стал учредителем газеты "Русский вестник").
8 февраля 1992 был избран в состав Центральной Думы Российского Народного Собрания. 22 февраля 1992 на Центральном Думе Российского Народного собрания избран одним из 29 членов президиума и одним из троих сопредседателей (два других - Михаил Астафьев и Николай Павлов; председатель правления Думы - Виктор Аксючиц).
В ноябре 1993 провел учредительный съезд Славянского Экономического союза (СЭК), избран его президентом.
С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения (РЗД, председатель - Елена Панина), с декабря 1996 - член президиума и сопредседатель РЗД.
В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении "Держава" Александра Руцкого. Вышел из "Державы" в августе 1995 вслед за Аксючицем и Ко.
На выборах 1995 в списке избирательного блока "Земский собор" получил первый номер (список подписей не собрал).
На президентских выборах 1996 поддержал кандидатуру Геннадия Зюганова.
На учредительном съезде Народно-Патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 был избран членом Координационного Совета НПСР и членом Президиума КС НПСР.
С октября 1996 - Глава Всероссийсского Соборного Движения, выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". В своем "Обращении к русскому народу" призывает "в единой Соборной воле... счищать с себя струпья жидовской, большевистской проказы, срывать с себя ярлыки расчленителей всех мастей (от заокеанских, до доморощенных)".
25-27 октября 1996 провел в Новочеркасске Донский Земский Собор - первый из территориальных земских соборов, 1 марта 1997 - Курский Земский Собор (второй по времени создания).
На II съезде НПСР 27 ноября 1998 избран одним из 8-ми сопредседателей НПСР.
В мае 1999 избран сопредседателем Славянского союза России (председатель - Анатолий Дувалов, 2 других сопредседателя - Виталий Журавлев, Валерий Иванов).
22 октябре 2000 неудачно баллотировлася на пост губернатора Курской области: 1,64% - 6-е место из 8-ми (во второй тур вышли первый секретарь обкома КПРФ Александр Михайлов (поддержан НПСР) - 39,52%, федеральный инспектор по области, генерал ФСБ Виктор Суржиков - 21,58%, остальные - мэр Курска Сергей Мальцев - 8,42%, председатель совета директоров АО ГК "Агрохолдинг" В.Стекачев - 7,28%, областной депутат, генеральный директор корпорации "ГриНН" Николай Грешилов - 6,16%, скульптор Вячеслав Клыков - 1,64%, Владимир Безымянный - 0,54%, председатель движения "Достойная жизнь" С.Савельев - ?, против всех -12,26%. Явка 51,79%. Губернатор Александр Руцкой снят с регистрации вечером в субботу за несколько часов до выборов).
В январе 2003 г. подписал "Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова".
В ноябре 2004 возглавил Координационный комитет по возрождению Союза Русского Народа (СРН) - крупнейшей антисемитской организации начала XX века (лидерами которой были Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков-второй).
В январе 2005 г. подписал антисемитское "письмо 500", в котором "представители русской общественности" обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".

21 ноября 2005, в столетнюю годовщину Союза Русского Народа, провел восстановительный съезд СРН. Избран председателем Высшего Совета СРН.
В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".

Входил в редколлегии газеты "День" (1991-93), газеты РАУ "Обозреватель" (1992).
Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Считает, что "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых... не имеет по законам Российской Империи прав на престол. В том числе Леонида Георгиевна, Мария Владимировна, ее сын Георг Гогенцоллерн". Предлагал избрать Царя из числа потомков маршала Георгия Жукова.
Выражал надежду, что Г.Зюганов и его сторонники в КПРФ "придут со временем к идее монархии".
Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Обладатель Золотой медали Академии художеств. Автор памятников маршалу Жукову (многие считают эту работу неудачной), Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, Великой княгине Елизавете Федоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме.
Создал проект памятника , который предлагал установить в Москве на площади между Кремлем и Домом Пашкова (27 мая 1996, в столетнюю годовщину венчания Николая II на царство, памятник открыт в пригороде Москвы в пос.Тайнинское, 1 апреля 1997 взорван террористами-комсомольцами).

В.Прибыловский

Перепечатывается из Интернет-библиотеки "Антикомпромат", с адреса

Клыков Вячеслав Михайлович (р. 19.10.1939), скульптор и общественный деятель.

Родился в с. Мармыжи Советского р-на Курской обл. в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959, работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1968, получив специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 — член Союза художников СССР. Его работы выставлены в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в С.-Петербурге и др. картинных галереях и музеях страны. Созданные им памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России и зарубежья, наиболее известны из них: св. равноап. вел. кн. Владимиру в Белгороде и Севастополе, прп. Илье Муромцу в Муроме, св. блгв. вел. кн. Александру Невскому в Курске, прпмц. вел. кн. Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве, прп. Сергию Радонежскому в Радонеже, прп. Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А. С. Пушкину в Тирасполе, русским воинам в Пирее (Греция), Г. К. Жукову в Москве, памятник Победы на Прохоровском поле и др. За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий. Он — лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России.

С 1990 Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры. Организация ставит основной своей задачей пропаганду наследия свв. равноап. Кирилла и Мефодия. По словам самого Клыкова, фонд следует их заветам во всей своей деятельности — «будь то в вере, будь то в политике, будь то в отношении к русскому языку, к славянам, к славянскому миру». Фондом проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 был проведен международный конгресс славянских культур. Впервые через все славянские страны был пронесен благодатный огонь от Гроба Господня и установлен в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который был подарен скульптором Москве. По инициативе фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник славянской письменности и культуры стал государственным, и география его расширилась практически на всю Россию. Ныне 24 мая — День славянской письменности — празднуется во всех городах и весях. 1—2 июля 2001 по инициативе фонда в Москве в помещении Малого театра прошел съезд триединого Русского Народа, в работе которого приняли участие весьма представительные делегации России, Украины и Белоруссии, а также представители славянской общественности Приднестровья, Средней Азии и Югославии. Всего собралось более тысячи чел. Это был, по сути, первый съезд братских славянских народов после того, как они были искусственно разделены в 1991 предательским Беловежским соглашением. На съезде присутствовал ряд видных политиков, в его адрес пришли поздравления от Святейшего Патриарха Алексия II, президентов России и Белоруссии. Сам Клыков является рьяным поборником объединения триединого Русского Народа в единое государство, заявляя: «Наша задача — сделать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, врагами России».

Клыков был членом руководящих органов многих национально-патриотических организаций, но любимым его детищем является Всероссийское Соборное Движение (ВСД), которое было им организовано в 1995 и бессменным главой которого он является до сих пор. Цель ВСД — восстановление законной российской государственности, каковой является Православная Самодержавная Монархия. Движение ратует за созыв Всероссийского Земского Собора, который только и сможет восстановить государственный закон, разрушенный в февр. 1917 международной кучкой террористов-заговорщиков. ВСД провело уже четыре Собора: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге. Целью этих Соборов было объединение единомышленников и пропаганда монархической идеи. Движение активно выступало за прославление Царя-Мученика Николая Александровича. Были организованы Крестные ходы и крестные облеты вокруг России. Сам Клыков создал памятник умученному Русскому Царю, который был установлен в Тайнинском Московской обл. (первоначально планировалось установить его в Москве). На постаменте памятника выбиты слова: «Русский Народ с покаянием». Сегодня Клыков ведет большую работу, главным образом в провинции, пытаясь снизу объединить патриотические силы.

Уважаемый bagdasarov_lj , видимо, в пылу полемики заметил: Ещё лет 20 назад об этих «святынях» не было ни слуха, ни духа, пока не наладили их фабричное производство. Одним из первых на этом поприще славен стал скульптур Вячеслав Клыков, растиражировавший по всей земле российской свои бетонные кресты, сделанные по средневековому новгородскому шаблону. Редкая область избежала присутствия сих шедевров.

Справедливости ради надо сказать, что Поклонные кресты Клыкова все же несколько отличались от грубо сколоченных деревянных конструкций, которые сейчас растут как грибы. И клыковские кресты устанавливались они не абы где, а в памятных местах. Да и время было другое. Памятник Сергию Радонежскому, установленный Клыковым в 1987 году в городе Радонеже, исчез спустя несколько часов после открытия. Памятники императору Николаю II в Подольске и в селе Тайнинском были взорваны. Памятный крест в честь исхода врангелевской армии полгода кочевал по Крыму, пока не оказался в Керчи. В ту пору установка Поклонных крестов это была вызвана вовсе не желанием пометить территорию.

Вообще, в среде интеллигенции неоднократно приходится встречаться с подчернуто пренебрежительныи отношением к этому скульптору. Все началось, видимо, со скандала, который произошел в 2005 году в связи с установкой в Белгороде памятника киевскому князю Святославу. Автором памятника был Вячеслав Клыков. Федерация еврейских общин России выразила возмущение по поводу того, что на щите хазарского воина, которого попирает копытом конь Святослава, изображена шестиконечная звезда Давида.
Вообще-то, скульптор имел основание изобразить эту звезду, так как многие знатные хазары исповедывали иудаизм. Однако среди хазар было немало христиан и приверженцев ислама. С тем же успехом Клыков мог вылепить на щите хазарского воина крест, правда, в этом случае воя было бы еще больше, тем более что самого Святослава изобразить с крестом не было никакой возможности - он был язычником. Как бы то ни было, но памятник соответствовал исторической реальности.
Но при открытии монумента скульптор сказал о необходимости «согреть миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнета нынешней сионистской олигархии». Понятно, что после этих слов Клыков, возглавивший к тому же обновленный «Союз русского народа», был немедленно обвинен в пещерном антисемитизме и мракобесии.
Как человек, знавший Вячеслава Михайловича не понаслышке, могу сказать, что эти обвинения не соответствовали действительности.


На первый взгляд, в голове Клыкова действительно был полный сумбур. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах Нижегородской области, поставил памятники непримиримым противникам — патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но унтера Жуков и адмирал Колчак вряд ли могли найти общий язык.. Чем же объясняется то, что Клыков был столь неразборчив в выборе персонажей для своих скульптур? Может быть, он просто гнался за деньгами? Нет, по заказу скульптор вылепил лишь Меркурия и по жизни был бессребреником. Секрет его предпочтений кроется в биографии.
Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. «У нас род был большой, — рассказывал скульптор, — а советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал — это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат, а третий стал монахом Киево-Печерской лавры отцом Иоанном и позже был причислен к лику святых». Казалось бы, юному Славе Клыкову судьбой было определено идти по стопам деда, но советскую власть этот парень не жаловал, и на то у него были причины. «Председателем нашего сельсовета, — вспоминал Клыков, — была не женщина и не мужчина. Носила она комиссарскую кожанку. Волосы были подстрижены горшком. Говорила лозунгами и курила «Беломор». Наши деревенские над ней подсмеивались, но жалели — ни мужа, ни детей. Секретарем сельсовета был глухонемой. И наконец, оперуполномоченным НКВД был местный дурачок».
А как же можно считать мироедом деда-середняка, если все свидетельствовало об обратном? «С детства я видел, — рассказывал скульптор, — где хороший хозяин, там справный дом, не перекошенные окна и дверь, забор ровный, жена ухоженная, дети чистые. И в углу икона Божьей матери или Николая-чудотворца. Где хозяин плохой — там дом кривой, дети сопливые, двор грязный, жена никудышная».
Своего третьего деда-монаха Слава Клыков тоже не выбросил из памяти, внимательно изучая изображения святых на иконах сельской церкви Покрова пресвятой Богородицы. В середине 50-х годов эту церковь взорвали, и обитатели села Мармыжи дружно двинулись в город. Из 920-ти жилых домов в этом селе вскоре осталось всего 12. Уехал в Курск и Слава Клыков, окончив сначала строительный техникум, а затем педагогический институт.

Вообще биография Клыкова удивительно перекликается с биографией Шукшина, но если Шукшин поступил во ВГИК, то Клыков предпочел Суриковское училище, так как с юных лет замечательно рисовал и лепил. Позже скульптор вспоминал, как пренебрежительно к нему относились его сокурсники-москвичи, называя не иначе как «лимитой». Правда, за глаза, так как высокий и худощавый Клыков обладал недюжинной силой. Он в юности был чемпионом Курской области сначала по борьбе, а затем по боксу.
Понятно, что по окончании училища талантливый скульптор был вынужден браться за любые заказы, лишь бы прокормить семью. У него была возможность разъезжать по городам и весям и клепать памятники Ленину, а также безликие монументы памяти павших в войне, но он ею не воспользовался. В одном из интервью скульптор рассказывал: «Я памятников революционным вождям никогда в жизни не делал. Просто, наверное, Бог берег меня. Хотя за это хорошие деньги платили в советские времена, а после учебы нуждался я очень сильно. Но тем не менее никогда не польстился. Что касается памятников Ленину, то я думаю, что нельзя ставить памятники губителям, разрушителям России».

К началу 80-х годов скульптор Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом Государственной премии СССР, хотя в партию, как ни звали, он так и не вступил. Он стал широко известен благодаря скульптурному оформлению Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, фигуре Меркурия у центра международной торговли в Москве, памятникам поэтам Николаю Рубцову в Тотьме и Константину Батюшкову в Вологде. Но мало кто знал о том, что в мастерской Клыкова в Замоскворечье ждут своего часа памятники Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, киевским князьям Святославу и Владимиру, императору Николаю II и многим другим людям, оставившим свой след в истории России. «Вы знаете, — объяснял позже скульптор, — как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Однако, устанавливая эти вешки, Клыков преодолевал упорное сопротивление властей. Несколько лет скульптор добивался того, чтобы бывшую Марфо-Мариинскую обитель передали церкви и разрешили ему установить там памятник основательнице этой обители — великой княгине Елизавете Федоровне, которую большевики убили, сбросив в шахту. Обитель, которая находится почти напротив мастерской скульптора на Большой Ордынке, не отдали, но памятник разрешили установить. В таком месте, где его не видно с улицы и куда не мог подъехать кран. Ответственные лица ожидали, что он откажется от своей затеи, но Клыков и его помощники установили многотонный гранитный памятник вручную. Сейчас в основании монумента можно увидеть трещину — это память о самоотверженности скульптора.

Были на пути Вячеслава Клыкова и другие преграды. В июле 1991 года, когда в Дивеевский монастырь крестным ходом переносились мощи Серафима Саровского, скульптор загорелся идеей ознаменовать это событие бронзовым памятником, причем установить его на том самом месте, где преподобный молился 1000 дней и ночей. Но не получилось — пришлось поначалу установить гипсовую копию, так как вся бронза в стране пошла на творения Зураба Церетели. И поклонные кресты Клыков далал из бетона тоже не от хорошей жизни. Кстати, не все знают, что замечательный бронзовый крест на могиле Игоря Талькова также установил Клыков. Я был на этой церемонии установки памятника, она прошла очень скромно и буднично, без той помпезности, кооторую так любит Церетели.

С этим придворным скульптором Клыков сталкивался не раз. В 2002 году власти Пскова задумали поставить памятник княгине Ольге. Церетели вызвался создать этот памятник и на долгое время исчез. Пришлось псковичам обратиться к Клыкову. Когда его памятник был уже сделан в бронзе, как черт из табакерки появился Церетели. Сейчас в Пскове два памятника княгине Ольге. На первом, установленном у вокзала, она вооружена мечом и прочими военными атрибутами. На втором, который находится напротив Троицкого собора и кремля, Ольга изображена в образе любящей бабушки, воспитывающей своего внука — будущего крестителя Руси князя Владимира. Какой из этих памятников принадлежит Вячеславу Клыкову, легко догадаться. К этому надо добавить, что Церетели содрал с Пскова огромные деньги, а Клыков преподнес свой памятник в дар городу.

За те 17 лет, которые были отмерены скульптору для установки его исторических вешек, Вячеслав Клыков воздвиг десятки памятников, причем не только политическим деятелям прошлого, например, Петру Столыпину, но и писателям Ивану Бунину, Федору Достоевскому и, конечно, Василию Шукшину. Предполагалось даже, что он воздвигнет в Севастополе 50-метровую статую Христа Спасителя, но этот проект так и не был реализован. Работы Клыкова вообще были исключительно добротными, хотя, как и у всякого художника, у него случались взлеты и падения. Рядом с его замечательным памятником Кириллу и Мефодию, установленным на Славянской площади в Москве, крайне невыразительно выглядит конная статуя маршала Жукова.

Впрочем, это не вина скульптора — он хотел воздвигнуть монумент в честь исторического Парада Победы, причем приземистая, неповоротливая фигура маршала Жукова должна была оттенить элегантную, атлетическую фигуру лучшего полководца второй мировой войны, командующего Парадом Победы маршала Рокоссовского, но ответственные товарищи оставили одного Жукова, вырезав из композиции даже фашистские знамена. В довершение ко всему памятник установили не на Красной площади, где проходил парад, а на Манежной.

Отношения Клыкова с правительством Москвы не сложились. На открытый конкурс монумента для Поклонной горы скульптор представил проект, которому очень многие эксперты отдавали предпочтение. В центре композиции Клыков предлагал установить высокую белую часовню-звонницу, напоминающую своими очертаниями жемчужину древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Но вскоре конкурс прикрыли, а потом явочным порядком отдали заказ Церетели, который воздвиг на Поклонной горе безобразную мачту с трубящими амурчиками наверху.

Но это было к лучшему. В 1995 году Вячеслав Клыков установил белоснежную 50-метровую звонницу на поле под Прохоровкой, где в годы войны развернулось великое танковое сражение. На створках часовни каменная летопись истории России с древнейших времен до Парада Победы на Красной площади: двадцать четыре огромных многофигурных рельефа, насчитывающих около 130 образов. Звонница увенчана золотой державой, на которой выгравированы слова Христа: «Больше сия любве никто же имать, да кто душу положит за други своя». Но на державе была изображена уже не богиня победы с лавровым венком в руках, как это предполагалось в проекте для Поклонной горы, а фигура Богородицы. Памятник, кстати, соответствует древним российским традициям устанавливать на околицах селений вовсе не кресты, как сейчас, а часовенки с изображением святого — покровителя этого селения. Получается, что Богородица, установленная Клыковым на околице страны, покровительствует России и простирает над ней свой покров.

Умер Вячеслав Клыков 2 июня 2006 года. За месяц до смерти он дал интервью, в котором с горечью говорил: «Я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои. Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Но я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!».
Похоронен замечательный скульптор в родном селе Мармыжи у стен храма Покрова пресвятой Богородицы, который ему удалось восстановить.

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина () Работы на Викискладе

Вячесла́в Миха́йлович Клы́ков (19 октября , село Мармыжи , Курская область - 2 июня , Москва) - советский и российский скульптор , президент Международного фонда славянской письменности и культуры . Лауреат Государственной премии СССР (). Председатель возрождённого Союза русского народа (2005-2006).

Биография

Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра () и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли () в Москве.

Во второй половине 1980-х годов обращается в своём творчестве к православно-патриотической тематике. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому . Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею ». Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Погружённый в машину и направляющийся к месту установки памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Потребовались месяцы борьбы, чтобы памятник всё же был установлен. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988 в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой .

Общественная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого . Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем .

Работы Клыкова

Мемориал братьям Квантришвили на Ваганьковском кладбище Москвы

Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

Память

  • Проспект Вячеслава Клыкова в Курске
  • Памятник В. М. Клыкову в Курске (открыт в ноябре 2007 г.; ск. Клыков А. В.)
  • Памятник В. М. Клыкову на Прохоровском поле.

Семья

Старший сын Андрей, родился в 1962 г. Член Союза Художников. Работает в мастерской, в которой работал Вячеслав Михайлович Клыков, и чьё имя она носит.

Его дочь, Любовь - невестка актрисы Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина .

Младший сын, Михаил.

Внуки: Просковея, Федор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Иван, Тихон

Напишите отзыв о статье "Клыков, Вячеслав Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Росбалт, 12/06/2008
  • Мастерская им. В. М. Клыкова: Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 33

Интервью

  • // Независимая газета , 5 июня 2006
  • // Газета «Дух христианина» № 11, 1 июня 2006 г.

Отрывок, характеризующий Клыков, Вячеслав Михайлович

Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»

Исследовательская работа

«Родной земли мотивы
в творчестве скульптора
Вячеслава Михайловича Клыкова»
Подготовила:
Шаповалова Г.Е.,
учитель русского языка и
литературы

Проблема исследования: выяснить, какое
место в творчестве знаменитого
скульптора В.М.Клыкова занимала малая
родина?
Объект исследования:
личность Вячеслава Михайловича Клыкова
Предмет исследования:
творческое наследие заслуженного
деятеля искусств, народного художника
России В.М.Клыкова.

Цель работы: расширить знания о творчестве Вячеслава
Михайловича Клыкова;
познакомиться с личностью скульптора (что увлекало,
как пришел в искусство, кто сыграл важную роль в
выборе профессии, с кем дружил, как относился к
людям, родному краю).
Задачи исследования:
изучить и проанализировать культурологическо­
биографическую литературу о Вячеславе Михайловиче
Клыкове;
выявить условия, способствующие раскрытию таланта
Вячеслава Михайловича Клыкова, какое место в
творчестве занимала малая родина;
проанализировать и систематизировать знания,
полученные из разных источников о творчестве и
личности известного скульптора;

Гипотеза исследования: на творчество
скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова
особое влияние оказала не советская эпоха, а
мотивы родной земли, с которой он никогда не
терял связи.
культурологическо­биографической литературы о
В.М.Клыкове; качественный и количественный
анализ данных; компьютерная обработка
материалов исследования.
Методологическая основа исследования:
Книга Ирины Пановой «Вячеслав Клыков.
Воин святой Руси». Издательство: Алгоритм,
2007г.
Методы исследования: анализ

Домик В.М.Клыкова

«Бог торговли»
Меркурия у Центра
Международной
торговли

Награды и звания







1978г. ­ лауреат Государственной
премии СССР,
1987 г. ­лауреат Государственной
премии РСФСР им. И. Е. Репина,
1989г. ­ обладатель золотой медали
Академии Художеств СССР,
1973г. ­ обладатель золотой медали
(Гран­при) на международной
выставке «Квардиеннале» в
Любляне,
14.08.1995г. ­ Благодарность
Президента Российской Федерации
за активное участие в подготовке и
проведении празднования 50­летия
Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов,
заслуженный деятель искусств
Российской Федерации,
заслуженный художник России.

Шёл ливень с неба; туча солнце
скрыла.
Но всё же скульптор трудится
примерно.
Ему работа радость приносила,
А он всегда любил её безмерно.
Взглянув в окно, он летний дождь
заметил,
Подумал миг и тут же оживился.
И, не спеша, рукой узор наметил,
И шарм дождя в скульптуру
воплотился.
В окно он снова глянул на мгновенье,
А там уже лучи вовсю играли…
Движенье, выдох, вдох, ещё
движенье, ­
И вот глаза скульптуры засияли.
Отметил он, что сделано не мало,
А в теле нет ни капли утомленья,
И только сердце сладко трепетало,
Когда вдыхал он жизнь в своё
творенье.

За работой

Галерея работ В.М.Клыкова

Галерея работ В.М.Клыкова

Храм Покрова пресвятой
Богородицы

Памятник В.М.Клыкову
Ушел! Закрылась тихо дверь.
Уходят тихо так святые.
В блаженной тишине теперь,
Сложились руки золотые.
Их со слезами целовал
Митрополит – России слава,
Какую, сердцем понимал,
Утрату понесла Держава!

В.М.Клыков в мастерской

Звонница
Посреди бархата зелени белгородских
полей на пятидесятиметровую высоту
взметнулась белоснежная свеча
Звонницы, увенчанная золотою
державою, на ней - фигура
Богоматери, простёршей свой Покров
над всей Россией, Домом Пресвятой
Богородицы. На створках Звонницы -
каменная летопись Великой победы:
двадцать четыре огромных,
многофигурных рельефа, где 130
образов. И встало здесь вместе с
воинами земными воинство небесное. В
памятнике Клыкова воплотился великий
собирательный символ Великой победы.
И плывут три звона как память о
Куликовском сражении, о Бородинской
битве и о солдатах, павших на
Прохоровском поле. Хочется верить,
что пока слышны эти звоны, не иссякнет
память о подвигах былых времен.

«Силы преодолевать
трудности и невзгоды мне
дает любовь к своей земле,
малой родине, к маленькой
глухой деревне Мармыжи.
Когда вспоминаю о ней –
слезы наворачиваются на
глаза. Вроде и нет там
ничего примечательного:
степь, перелески. Но как
только увижу эту степь...
Сразу и в душе ширь
открывается, физически
здоровее становишься.
Кажется, я все на свете
смогу. Вот откуда силушка­
то и берется – от родной
земли. Это то, что
мобилизует волю и сердце».


"...для многих людей в России и за
ее пределами Вячеслав Михайлович
является примером художника, все
творчество и вся жизнь которого
были наполнены духовной силой и
красотой Православия. В нашей
памяти всегда будет храниться
образ истинно верующего,
искреннего и увлеченного человека,
сумевшего сохранить душевную
чистоту. Среди его работ ­ многие
скульптурные портреты русских
святых и исторических деятелей.
Убежден, эти монументы будут
вдохновлять многие поколения
граждан России. Почивший был
широко известен как христианин с
активной жизненной и гражданской
позицией, горячо любивший свое
Отечество... "

Патриарх Московский и Всея Руси
Кирилл

Делегация, состоящая из главы
администрации Прохоровского
района Сергея Канищева,
представителей администрации,
военно­исторического музея­
заповедника «Прохоровское поле»,
старшего поколения и молодежи в
с. Мармыжи Курской области, где
родился Вячеслав Клыков.
Гости посетили храм Покрова
Пресвятой Богородицы.

2014 г. В канун дня рождения
скульптора Вячеслава
Михайловича Клыкова на
мемориальном комплексе Звонница
состоялся митинг. Жители
Прохоровки пришли, чтобы отдать
дань памяти знаменитому
скульптору ­ создателю знаменитой
Звонницы.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные