Вечерняя сказка. "вечерняя сказка" Спокойной ночи малыши вечерняя сказка токмакова

Вечерняя сказка.
1...
Я целый день бродил в лесу,
Смотрю – уж вечер на носу.
На небе солнца больше нет,
Остался только красный след
Примолкли ели, дуб уснул.
Во мгле орешник утонул.
Затихла сонная сосна
И наступила тишина:
И клест молчит, и дрозд молчит,
И дятел больше не стучит.
Вдруг слышу – ухнула сова,
Да так, что дрогнула листва:
– Уху! Уходит время зря,
Потухла на небе заря,
Давай утащим крикуна,
Пока не вылезла луна. –
Вторая буркнула в ответ:
– Я не доела свой обед. –
И снова первая: – Уху!
Ты вечно мелешь чепуху.
Мы не успеем долететь,
Ведь могут двери запереть.
Бросай обед, летим сейчас,
Возьмем его и кончен сказ.
Раздвинул ветки я плечом
И крикнул: –Совы, вы о чем?
2...
Почистив клюв, одна из них
Мне отвечала за двоих:
– На свете странный мальчик есть.
Он сам умеет кашу есть,
Линкор умеет рисовать
И злых собак дрессировать.
Но только скажут: «Спать пора!» –
Он рев заводит до утра:
«Не гасите огня,
Не просите меня,
Все равно не усну,
Всю постель переверну,
Не желаю, не могу,
Лучше к совам убегу...»
Мы рассудили: так и так,
Раз этот маленький чудак
Ночами не желает спать,
Ему совенком надо стать.
В дупло мальчишку принесем,
Пять страшных слов произнесем,
Дадим волшебную траву
И превратим его в сову. –
Тут совы с веток поднялись
И в тьму ночную унеслись.
Я знал куда они летят,
Кого заколдовать хотят!
Ведь это Женька, мой сосед,
Ему пять с половиной лет,
А он все ночи напролет
Кричит, буянит и ревет:
«Не гасите огня,
Не просите меня,
Все равно не усну,
Всю постель переверну,
Не желаю, не могу,
Лучше к совам убегу...»
Как этих сов опередить?
Как Женьку мне предупредить?
Никто не сможет мне помочь:
Совсем темно, настала ночь.
Тумана дымка поднялась,
На небе звездочка зажглась…
3...
Я дятла кинулся будить:
– Послушай, дятел, как мне быть?
Мой лучший друг попал в беду,
А я дороги не найду…–
Подумал дятел, помолчал
И головою покачал:
– Никак ума не приложу,
Слетаю мышку разбужу. –
Сейчас же прибежала мышь
И пропищала: –Что грустишь?
Ведь мой знакомый старый крот
Прорыл прямой подземный ход.
Ты можешь прямиком идти,
Там не собьешься ты с пути. –
И, несмотря на темноту,
Бегом помчался я к кроту.
Но здесь ждала меня беда:
Ход шириною был с крота!
Ну как в дорогу я пущусь,
Когда я в нем не помещусь?
Придется по верху брести,
Да как во тьме тропу найти?
Тут не помогут мне очки…
Но дятел крикнул: – Светлячки! –
И прилетели светлячки,
Такие добрые жучки,
И сразу отступила мгла,
И я помчался как стрела,
Как скороход, как вертолет,
Как реактивный самолет!
4...
Вот я и дома. Раньше сов!
Обычный Женькин слышу рев:
«Не гасите огня,
Не просите меня,
Все равно не усну,
Всю постель переверну,
Не желаю, не могу,
Лучше к совам убегу...»
Я крикнул: – Женька, брат, беда!
Ведь две совы летят сюда!
Вот заварил ты кутерьму! –
И все я рассказал ему.
И Женька сразу замолчал,
Как будто в жизни не кричал.
И больше он по вечерам
Не поднимает тарарам.
Как только скажут: «Спать пора!»
Он засыпает до утра.
А совы по ночам не спят:
Капризных стерегут ребят.


Не берусь утверждать, что знаю все варианты иллюстраций Льва Токмакова к "Вечерней сказке" Ирины Токмаковой. Но сегодня захотелось перечитать ее и сравнить рисунки хотя бы в тех трех книгах, что оказались под рукой.
Отдельными изданиями "Вечерняя сказка" выходила в серии "Мои первые книжки" - в 1968-м и 1983-м году.

Чуть более ранний вариант иллюстраций встретила в сборнике "Карусель" 1967-го года:

В сборнике 1967-го года на 8-ми страницах, отведенных под сказку, главное - стремительное движение. Сначала - порыв к нему, который уже чувствуется в быстром наклоне главного героя (типичного интеллигента 60-х годов). Этот наклон - та диагональ, на которой строится вся композиция разворота:

На следующих страницах предвестники движения и тревоги - взметнувшиеся занавески на окне:

На третьем развороте все подчинено движению. Насупленные в полете совы и совершенно потрясающая силуэтная картинка:

Движение завершается хлопком распахнутой двери и порывистым жестом взрослого героя:

Ярко, лаконично, закончено.

В "Вечерней сказке" 1968-го года 16 страниц и, несмотря на присутствие только двух цветов - черного и белого, значительно больше лирических оттенков. Деревенский вечер, прогулка по лесу... С такой тихой ноты начинается книга:

И главный герой - не стремительный молодой интеллигент, а близорукий чудак в толстых очках, стекла которых поблескивают в вечернем свете:

А сказка почти не похожа на сказку, настолько реальна ее обстановка:

Обратите внимание на мальчика Женьку. В изданиях 60-х годов года он обычный веселый сорванец:

В книжке 1968-го года нашлось место и диалогу чудака с дятлом, мышкой и кротом:

А вот и его бег из дремучего вечернего леса к огонькам деревни:

Последний разворот почти повторяет рисунок из сборника "Карусель", но как изломаны движения чудака, в них нет той цельности порыва, что мы видели раньше:

Книга 1983-го года сделана в совсем другой манере.Главный герой - современный "турист" в бейсболке и с фотоаппаратом. А Женька уже не сорванец, а самый настоящий капризуля. И сказка настоящая, такая игрушечная и теплая.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

1019

Имя поэтессы Ирины Токмаковой достаточно известно в детской литературе. Писать она начала в 50-е годы прошлого столетия. По профессии филолог, переводчик, Токмакова выбрала детскую литературу не случайно. Детство Ирины было военным, мать работала в распределителе для сирот. По воспоминаниям поэтессы, дома все разговоры были о детях: кто болен, кто выздоравливает, кто одаренный, кто спортивный. Это и послужило выбором детского направления в литературе.

Первая книжка у Токмаковой была в полном смысле семейная. Она перевела для маленького сына шотландские песенки, муж нарисовал иллюстрации. Так появилась книга «Крошка вили Винки». В переводах писательница использует уроки Маршака, столпа детской литературы, и ориентируется не на букву, а на уровень детского восприятия.

«Вечерняя сказка» - это поучительная история для ребят, которых по вечерам трудно уложить в постель. Сказка написана в том мажорном ритме, который соответствует движениям ребенка. Стихотворение звучит так, как будто чтец придумывает историю на ходу.

Токмакова здесь умело использует свойственную только ее стихам интонацию, эмоциональное настроение. Повествование ведется от первого лица, интересно наблюдать, как меняется интонация на протяжении всего стихотворения. В первых строчках мы видим уставшего человека, который «целый день бродил в лесу». Обстановка описывается короткими, простыми предложениями. И мы чувствуем, что на землю опускается ночь, все готовятся спать. Все стихло, только слышно уханье совы. И здесь появляется сказочная интонация, сказочные образы. Совы, оказывается, умеют разговаривать и поведали автору историю о мальчике, который все умеет делать, очень умный, способный, только вот не может спать ложиться по вечерам и «рев заводит до утра». Ситуация обычная, наверное, многие родители сталкивались с тем, что малыш не хочет ложиться спать. Что же ждет маленького буяна, героя Токмаковой? Совы решили забрать его к себе и с помощью волшебной травы превратить в совенка.

Автор узнает в рассказе сов своего соседа Женьку и торопится к нему, чтобы предупредить о совином замысле. Меняется ритм, интонация стихотворения. Мы вместе с автором бежим, волнуемся за Женьку. А тут незадача, автор заблудился, он просит помочь дятла, тот разбудил мышку, позвал светлячков. Весь животный мир пришел на помощь, и автор словно стрела, скороход, вертолет, реактивный самолет помчался к Женьке и успел раньше сов. Он рассказал соседскому мальчику то, что услышал в лесу, и Женька понял, что шутки кончились.

И уже снова со спокойной домашней интонацией Токмакова заканчивает историю непослушного мальчика, исчезает напряжение, все хорошо у Женьки. Но совы не спят, стерегут непослушных ребят.

Писательница рассказывает эту историю про Женьку в расчете на то, что дети, услышав ее, поступят так же, как Женька, и больше не будут устраивать по вечерам тарарам. Образы отзывчивого соседа и его лесных помощников послужат примером человечности и будут способствовать нравственному воспитанию. Кроме того, книга несет не только поучительную информацию, но и знакомит малышей с лесными жителями.

Книга выполнена в хорошем качестве на мелованных листах. Красочные иллюстрации Нины Носкович соответствуют возрасту и не перегружены деталями. Реалистичные рисунки имеют оттенок сказочности, совы наделены характером, художница придала им заговорщицкий, хитрый вид, чтобы не напугать маленького читателя. Здесь же мы видим таинственный лес, для изображения которого использованы оттенки фиолетового, доброго дятла, отзывчивую мышку.

Купить книгу Вечерняя сказка

Благодаря дуэту Токмаковой и Носкович эта книга получилась интересной, познавательной и волнующей. И отдельное спасибо издательству «Речь» за выход в серии «Мамина любимая книжка» произведения Токмаковой. Такие авторы не должны быть забыты.

Муж до сих пор помнит, как ему мама читала эту сказку))))

Из рассказа детского психолога:

Одно время мой сынок никак не хотел ложится спать. Что я только не придумывала, но все без результатно. Вечером время спать у нас дома скандал и слезы. Сын кричит не хочу, не буду и так далее. Выручила меня тогда эта сказка, только мне ее пришлось выучить наизусть. И когда пришло время ложится спать сынок опять начал, что еще 10 минуточек, потом слезы, тогда я говорю: "у меня есть одна очень правдивая история, которую мне в детстве рассказывала мама, хочешь расскажу?" И рассказала... А через пару дней он уже сам просил рассказать ему про сов и ложился спать спокойно. Стоило мне сказать, что пора отдыхать и что уже стемнело, а значит совы проснулись... Попробуйте, может и вам поможет.
Ирина Токмакова

Вечерняя сказка

Я целый день бродил в лесу.
Смотрю - уж вечер на носу,
На небе солнца больше нет,
Остался только красный след.
Примолкли ели. Дуб уснул.
Во мгле орешник потонул.
Затихла сонная сосна.
И наступила тишина:
И клест молчит, и дрозд молчит.
И дятел больше не стучит.
Вдруг слышу - ухнула сова,
Да так, что вздрогнула листва:

Уху! Уходит время зря,
Потухла на небе заря.
Давай утащим крикуна,
Пока не вылезла луна.
Другая буркнула в ответ
- Я не доела свой обед.

И снова первая: - Уху!
Ты вечно мелешь чепуху!
Мы не успеем долететь:
Ведь могут двери запереть.
Бросай обед, летим сейчас,
Возьмём его - и кончен сказ.
Раздвинул ветки я плечом
И крикнул: - Совы, вы о чём?
Почистив клюв, одна из них
Мне отвечала за двоих:
-На свете странный мальчик есть
Он сам умеет кашу есть,
Линкор умеет рисовать
И злых собак дрессировать.
Но только скажут: «Спать пора».
Он рёв заводит до утра:
- Не гасите Огня,
Не просите Меня,
Всё равно Не усну,
Всю постель Переверну,
Не желаю,
Не могу,
Лучше к совам Убегу...
Мы рассудили: так и так,
Раз этот маленький чудак
Ночами не желает спать,
Ему совёнком надо стать.
В дупло мальчишку принесём,
Пять страшных слов произнесём,
Дадим волшебную траву
И превратим его в сову.
Тут совы с места поднялись
И в тьму ночную унеслись.
Я знал, куда они летят,
Кого заколдовать хотят!
Ведь это Женька, мой сосед,
Ему пять с половиной лет,
А он все ночи напролёт
Кричит, буянит и ревёт:
- Не гасите
Огня,
Не просите
Меня,
Всё равно
Не усну,
Всю постель
Переверну,
Не желаю,
Не могу,
Лучше к совам
Убегу...
Как этих сов опередить?
Как Женьку мне предупредить?
Никто не сможет мне помочь:
Совсем темно, настала ночь.
Тумана дымка поднялась,
На небе звёздочка зажглась...
Я дятла кинулся будить:
- Послушай, дятел, как мне быть?
Мой лучший друг попал в беду,
А я дороги не найду...
Подумал дятел, помолчал
И головою покачал:
- Никак ума не приложу,
Слетаю мышку разбужу.
Сейчас же прибежала мышь
И пропищала: - Что грустишь?
Ведь мой знакомый старый крот
Прорыл прямой подземный ход.
Ты можешь прямиком идти,
Там не собьёшься ты с пути.
И, несмотря на темноту,
Бегом помчался я к кроту.

Но здесь опять ждала беда:
Ход шириною был с крота!
Ну как в дорогу я пущусь,
Когда я в нём не умещусь?
Придётся поверху брести.
Да как во тьме тропу найти?
Тут не помогут мне очки...
Но дятел крикнул: - Светлячки!
И прилетели светлячки,
Такие добрые жучки.
И сразу отступила мгла,
И я помчался как стрела,
Как скороход,
Как вертолёт,
Как реактивный самолёт!

Вот я и дома. Раньше сов!
Обычный Женькин слышу рёв
- Не гасите
Огня,
Не просите
Меня,
Всё равно
Не усну,
Всю постель
Переверну,
Не желаю,
Не могу,
Лучше к совам
Убегу...
Я крикнул: - Женька, брат, беда!
Ведь две совы летят сюда!
Вот заварил ты кутерьму!
И всё я рассказал ему.
И Женька сразу замолчал,
Как будто в жизни не кричал.
И больше он по вечерам
Не поднимает тарарам.
Как только скажут: «Спать пора»,
Он засыпает до утра.
А совы по ночам не спят.

Кто то может сказать, что после такой сказки, ребенок еще больше будет боятся, но это не так. Мой сов не боялся, хотя тоже не самый смелый мальчишка. Я ему после прочтения ее сказала, что совы живут в лесу, но если сильно кречать и шуметь, плакать во све горло, то они могут услышать и прилетят. Сын тогда спросил, и что заберут меня? Я ответила, конечно нет, мама не отдаст, но прилетят и посмотрят в окно, кто так сильно кричит? Он успокоился и сов мы не стали боятся, зато когда он снова начинал бузить на счет сна я говорила ему: "Что сов зовешь?" И после этого он как то сам успакаивался.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные