Адекватный рисунок несуществующего животного. Проективная методика "Несуществующее животное": интерпретация. Пропорции и размеры

Несуществующее животное

Процедура проведения

Инструкиця

"Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем".

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

"Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!"

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Начало. Продолжение — в .

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ : у проективных тестов есть большие проблемы с валидность и надёжностью (честно говоря, эти проблемы есть у большинства тестовых методик, которыми пользуются наши психологи). Обязательно прочтите , прежде, чем заказывать интерпретацию. НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ ТЕСТ ДЛЯ СКОЛЬКО-НИБУДЬ СЕРЬЁЗНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, скорее всего, получите откровенную ерунду на уровне гадания на кофейной гуще.

Среди , есть интерпретация проективных рисуночных тестов. И, пожалуй, самым популярным в этой категории является набор тестов «Несуществующие животные».

Такая популярность весьма заслужена — этот набор довольно прост в прохождении и даёт очень много информации.

В этом посте я покажу, как может выглядеть интерпретация теста «Несуществующее животное» (а также «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное») на конкретном примере.

Я благодарю свою клиентку, предоставившую мне разрешение на использование своих материалов для написания этого поста.

О тесте «Несуществующие животные»

Вообще, правильнее говорить о четырёх отдельных тестах — «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Первый из них является основным и может применяться отдельно, последующие же рассматриваются как дополнительные по отношению к нему.

Впервые тест «Несуществующее животное» был предложен М.З. Дукаревич, затем он много лет дорабатывался и апробировался. Лично я при проведении и интерпретации этого теста пользуюсь методическими указаниями А. Л. Венгера.

Теория, лежащая в основе этого (и других рассматриваемых тестов) может быть изложена довольно просто: эти тесты являются проективными, т.е. в процессе их выполнения испытуемый определённым образом проецирует (т.е. выводит вовне) некоторые черты собственного внутреннего мира.

Эти черты и свойства проявляются в зашифрованном виде, в форме образов и символов, и задача интерпретатора состоит в том, чтобы их расшифровать.

Меня часто спрашивают о надёжности этих тестов и проективных методик вообще. Я позволю себе привести здесь несколько цитат из Венгера:

«Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

<…>

Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат основой для выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т. п.

Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами. »

Следует сказать о том, что все применяемые мной методики прошли валидацию и апробацию.

Как это происходит? Очень просто: берётся группа людей с известными психическими заболеваниями и жизненными обстоятельствами. Для примера представим, что у нас в этой группе будут шизофреники, истероиды, нарциссы, психопаты и депрессивные больные.

После того, как выборка сделана, испытуемым дают задание нарисовать что-то. Например, несуществующее животное. Затем берут рисунки, делают формализованное описание и проводят статистическую обработку. Если удаётся найти закономерности (например, «психопаты рисуют клыки и когти»), то выдвигается гипотеза о том, что эта закономерность имеет диагностическую значимость. Если да (т.е. абсолютное большинство психопатов нарисовало клыкасто-когтистых зверей, при этом никто, кроме них такого не рисовал), то гипотезу принимают и переходят ко второму этапу.

На втором этапе собирают другую группу людей, про которых заранее ничего не известно. Этим людям дают то же самое задание, после чего проверяют обнаруженные на первом этапе гипотезы. Если развивать наш пример, то тех, кто нарисовал животное с клыками и когтями проверяют (с помощью других методов) на наличие психопатичности. И если снова совпадает, т.е. большинство из тех, кто нарисовал эти элементы, действительно оказываются психопатами, то гипотезу считают апробированной и валидной. И, соответственно, применяют и дальше.

Как видите, никакого шаманства, эзотерики и прочей антинаучной мути, всё вполне себе в рамках научного подхода.

Другое дело, что сами критерии оценки элементов рисунка бывают довольно субъективными (например, «небрежность» или «общее неблагоприятное впечатление»), что допускает возникновение ошибок интерпретатора.

И для того, чтобы мои читатели и заказчики могли оценить, насколько хорошо лично я справляюсь с интерпретацией таких тестов, я выкладываю пример в рамках этой статьи (разумеется, с разрешения испытуемой).

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ : если Вы хотите пройти тесты из группы «Несуществующие животные», НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ ДО ТОГО, КАК ЗАКОНЧИТЕ РИСОВАТЬ! Дело в том, что в этом скрытом тексте содержатся указания на конкретные диагностические признаки, и если вы будете их знать, то ваше бессознательное может сильно исказить результаты.


ЕСЛИ ВЫ СНАЧАЛА ПРОЧИТАЛИ ТЕКСТ ПОД СПОЙЛЕРАМИ, А ПОТОМ НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНЫХ, ТО ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ НЕКОРРЕКТНЫ И НЕ ПОДЛЕЖАТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
==============================

И ещё раз, для тех, у кого успела развиться баннерная слепота : пожалуйста, не читайте текст под спойлерами до того, как закончите рисовать. Если вы сначала прочитаете, а потом начнёте рисовать, то тест покажет фигню, имеющую малое отношение к реальности. Спасибо.

Что можно узнать с помощью этого теста

Вполне логично, что будущий заказчик хочет знать, какие именно сведения он сможет получить, пройдя этот тест. Что ж, попробуем ответить ему на этот вопрос.

Первое, о чём здесь нужно сказать, это то, что заранее мы не можем предсказать, насколько информативен будет его рисунок. Это зависит от огромного количества факторов, влияние которых на момент обследования остаётся неизвестным.

Так, например, у некоторых испытуемых выявляются проблемы в сексуальной сфере (вплоть до указания на конкретные перверсии), в то время, как у других в рисунках не содержится информации об этой области их личности.

Но в целом можно выделить некоторый набор информационных кластеров, появления которых вполне оправдано ожидать в результатах тестирования:

1. Уровень общего умственного развития;
2. Преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
3. Уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
4. Недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
5. Повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
6. Тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
7. Страхи;
8. Депрессивные тенденции;
9. Особенности реакции на стресс;
10. Агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
11. Экстравертность или, напротив, интровертность;
12. Демонстративность;
13. Неудовлетворенность потребности в общении;
14. Аутизация, избегание общения;
15. Степень социализированности и конформности;
16. Антисоциальные тенденции;
17. Отношение к сексуальной сфере;
18. Отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи (проявляется довольно редко).

А теперь — перейдём к рассмотрению конкретного примера.

Сведения об испытуемой

Пол: женский;
. Возраст: 26 лет;
. Семейное положение: замужем;

Процедура тестирования

Тестирование проводилось заочно. Испытуемой были даны стандартные инструкции по выполнению заданий: «Несуществующее животное», «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Значимые факты, проявившиеся во время выполнения задания:
1. Большое количество уточняющих вопросов;
2. Попытки выполнить задание не по инструкции (вопросы об использовании цветных карандашей);
3. Длительное время выполнения заданий;
4. Нарушение порядка выполнения заданий.
Несуществующее животное — Дрэбъеръйи

Данное задание является эмоционально нейтральным и показывает те личностные особенности испытуемой, которые проявляются у неё в отсутствие внешней и внутренней нагрузки, т.е. оно показывает характеристики испытуемой в спокойном состоянии, когда ничто не вызывает в ней каких-то определённых сильных эмоций.

Сведения о Дрэбъеръйи со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Любое животное. Дрэбъеръйи.

Оно эстет и гурман. С минимальной потребностью в общении, что можно объяснить естественным начилием 3 голов, 3 разных характеров и личностей, неплохо уживающихся в одном организме.
Головы, чье описание весьма поверхностно:

1)спокойный нрав, логическое мышление, оценивание событий относительно собственной системы ценностей

2)шумный, болтливый, экспрессивный, дерзкий, вызывает симпатию своей личностью и харизмой

3)любитель побеждать, но ценит близкие связи; готов уступить если это важно для остальных

Организм как таковой весьма хаотичен, органы в нем блуждают и форма тела - перетекающая. Нижние и верхние конечности отсутствуют. Рот иногда служит замещением функции рук.
При охоте обволакивают жертву. Так как сам организм черного цвета и с запахом, не принимаемым животными за исходящий от живого опасного организма, успешно подобраться к жертвам можно в 99,8% случаев. Размер тела также поддается трансформации в длину и ширину, но головы не меняют устойчивой формы.

Охота для него не только способ пропитания, но и одно из любимых развлечений. Он пожирает невиданных Земле животных, желательно пока они еще бьются в агонии и держится теплота тела.
Он живет один в большом утонченном дворце с садом, где есть пруд с жабами. Которых он красит в разные яркие цвета, потому что их настоящий окрас силишком скучен. Жабы - его лучшие друзья, но они не разделяют этого мнения. В его дворце также есть слуги, но за людей он их не считает, относится как к теням или декорациям. Мрачный вид дворца и его обитателей послужили поводом для сочинения небывалых мифов и росказней, неудивительно что местные жители его сторонятся.

Не смотря на то, что оно окружен другими людьми, действо происходит не на Земле, на иной далекой планете. Там они обитают совместно с другими неизвестными нам существами.
Оно занимается абсолютно всем, что придет в голову. Само собой, порой возникают споры по поводу первенства в осуществлении желаемого. В этом случае головы загадывают числа и побеждает тот, кто первым угадает загаданное любой из 2 других голов.

Их любимые совместные занятия: просмотр кровавых фильмов, вызывающий приятный всплеск эмоций внутри; наслаждение от прослушивания музыки - все они избирательные меломаны; рисование совместных картин и разукрашивание жаб, разумеется. Кисть держится во рту; чтение книг, написанных другими существами, не людьми; и рассуждения об опытах.

Диапазон их эмоций сильно напоминает человеческий. Но пока ни одно из событий не вызывало в них выброса эмоций, способствующих порождению соответсвующих травм: весь их обрах жизни наполнен событиями, вызывающими в них возбуждение, восторг и побуждение копнуть глубже и дальше по теме. Его способно восхитить очень многое: неповторимая красота зверей и лесов; архитектура замка; глубина пруда; мельчайшие еле уловимые звуки; даже выражения лиц и внешность людей; утопание во взгляде, который, порой, прекраснее окружающего мира; цвет крови, ее брызги, окропляющие землю; страх перед последним вздохом цепляющегося за жизнь животного; возможность создавать, искать, находить, выбирать, строить пути; ночной мрак и уханье крылатых созданий; вокал, способный выразить еще больше чем взгляд; и бесконечность воображаемого мира..

Хотя оно является эстетом - само практически не способно что-либо создавать, и в глубине это его очень огорчает. Настолько глубоко, что это не вызывает осознаваемых переживаний. Выпало так, что оно родилось ценителем, без наличия особых талантов.

У этого существа есть один секрет - каждая из голов может отделиться от общего организма вместе с частью составляющей его материи и стать отдельным полноценным организмом, но об этом известно только одной из них, и она предпочитает скрывать данную возможность от остальных.

Оно никогда не стремилось к тому чтобы стать раздельными организмами. Принимает свое существование как данное, всего лишь окружая себя тем что вызывает эмоциональный трепет внутри и представляет ценность, но только не материальную. В любой день оно готово отказаться от замка и пойти в неизвестное путушествие без цели, смысл которого сам проявил бы себя в последствии. "

Интерпретация


1. Наличие разнонаправленных тенденций (три головы). В данном случае можно говорить о том, что испытуемая имеет некий внутренний конфликт (который, собственно, является источником этого противоречия), однако он вытеснен глубоко в бессознательное и подавляется мощными компенсаторными механизмами (головы не противоречат, а дополняют друг друга).

Кроме того, наличие нескольких голов в данном случае указывает на некоторую театрализованность поведения , склонность постоянно исполнять какую-либо роль, т.е. определённую демонстративность . Поскольку демонстративность в таком виде довольно редко осознаётся, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознанности и хороших способностях испытуемой к самопознанию.

Такая демонстративность в совокупности с остальными характеристиками рисунка свидетельствует об инфантильности испытуемой (что подтверждается данными методики СМИЛ).

2. Интровертированность (у животного отсутствуют руки или их аналог), при этом испытуемая поддерживает ограниченное количество контактов с избранными партнёрами (можно предположить, что их 5-6 человек по количеству выростов оболочки животного, причём связь с одним из них находится под вопросом для самой испытуемой);

3. Шизоидная акцентуация (схематичность изображения животного, формальность составленного названия, малое количество изобразительных деталей в противоположность достаточно объемному описанию). В данном случае эта акцентуация не выходит за рамки психологической нормы , она является источником довольно высоких творческих способностей испытуемой и её явного своеобразия, но не принимает патологических форм (по данным этой методики)

Гипотеза о шизоидной акцентуации подтверждается также указанием на то, что данное животное — эстет и на его любовь к кровавым зрелищам, а также способом питания, сопряженным с мучением жертвы.

Следует отметить, что в данном случае это не свидетельствует о садистских влечениях испытуемой, поскольку для шизоидов такие особенности не являются чем-то, выходящим за рамки нормы.

Здесь можно сделать предположение о недостаточной эмпатичности испытуемой , но для его окончательного принятия необходимо провести дополнительные исследования с помощью других методик;

4. Астения , склонность к аутизации (отсутствие зрачков у одной из голов). Характерным признаком является то, что астению и аутизацию испытуемая связывает с первой головой, которая, фактически олицетворяет разумный подход к миру.

Это говорит о важности таких механизмов психологической защиты как интеллектуализация и рационализация в функционировании психики испытуемой. С помощью этих механизмов она умеет справляться с негативными переживаниями, переводя их с некомфортного для испытуемой эмоционального на рациональный уровень, где развитый интеллект сможет их переработать. Эти защиты являются зрелыми и их активное использование свидетельствует о высоком (не менее, чем невротическом) уровне личностной организации испытуемой, что исключает наличие серьёзной психической патологии на момент обследования.

Однако в этих же механизмах проявляется и слабость испытуемой, отсутствие контакта со своим эмоциональным состоянием , отгороженность от этой сферы своего внутреннего мира лишает испытуемую сил и снижает её производительность. Не зря же астения наиболее чётко ассоциирована с той головой, которая эффективнее всех подавляет эмоции. Испытуемая не умеет использовать собственную эмоциональность в качестве источника творческих преобразовательных сил;

5. Наличие у испытуемой страхов (зачернённые зрачки в глазах двух голов). И опять же, страхи ассоциированы с тем головами, которые более эмоциональны, что указывает, с одной стороны, на отчуждённость испытуемой от собственной эмоциональной сферы , а, с другой, на то, что причина этой отчуждённости в том, что на глубинном уровне испытуемая сама боится своих эмоций.

Возможно, это связано со страхом потери контроля, но более вероятно, что это простое следствие шизоидной акцентуации, для которой вообще характерна некоторая отчуждённость эмоциональной сферы;

6. Инфантилизм и негативизм (высунутый язык у головы #2). Можно сделать предположение о том, что в процессе своего развития испытуемая научилась использовать свой инфантилизм в качестве механизма социальной адаптации и защиты (по типу «я маленькая, не трогайте меня»), и сейчас этот инфантилизм является необходимым для функционирования личности элементом, с помощью которого испытуемая упрощает субъективно сложную задачу взаимодействия с другими.

Следует отметить, что этот механизм может быть довольно эффективным, а люди, которые его используют, могут производить весьма благоприятное впечатление и казаться довольно «милыми»;

7. Аутичность (указание на то, что у животного три головы, указание на то, что головам никто не нужен, что их потребности вполне удовлетворяются в рамках самого существа). При этом, как типичный шизоид, испытуемая имеет внутренний конфликт на тему близости-дистанции (особенно выраженный в других рисунках): она стремится к другим, но бессознательно боится поглощения ими, и пытается решить его в пользу дистанции.

Сильная сторона этой позиции заключается в том, что с помощью этого решения испытуемая обретает бОльшую самостоятельность и независимость от других. Слабость же проявляется в том, что, отказываясь от сближения с другими, испытуемая лишает себя возможности реализовать некоторые потребности , которые можно удовлетворить только в социальном взаимодействии (в т.ч. такую базовую потребность, как потребность в принятии и принадлежности).

8. Общая незрелость и слабая структурированность внутреннего мира (указание на хаотичность строения организма и подвижность внутренних органов). С одной стороны, это даёт испытуемой определённую гибкость (и, вероятно, именно это является основанием для поддержания такой организации), с другой же, свидетельствует о её незрелости.

9. Отсутствие эмоциональных контактов или их сильная ограниченность (указание на незаметность животного при охоте, отсутствие у него запаха). Эта гипотеза подтверждается и строением тела животного (см. п. 2), но здесь она обретает существенное дополнение: даже с этими немногими партнёрами нет настоящей эмоциональной близости. Опять же, с одной стороны, такая стратегия поведения оберегает испытуемую от эмоциональных потрясений, а, с другой, ограничивает её потенциал развития.

Поверхностность и формальность контактов подтверждается и местом жительства животного, и его отношением с жабами. Вероятно, у испытуемой в жизни нет действительно близких людей, что, возможно, связано с ранней детской психотравмой, вызванной отторжением и непринятием со стороны родителей (или лиц, их замещающих);

10. Склонность к фантазированию (в т.ч. к защитному фантазированию), поддерживаемая высоким уровнем интеллектуально-творческих способностей (раскрашивание жаб в яркие цвета, наличие мифов, связанных с местом жительства животного);

11. Недостаток общения , чувство одиночества (место жительства существа — другая планета). С учётом информации, изложенной в п. 7, можно сказать, что это чувство — логичное следствие поведения испытуемой, однако оно ощущается болезненно и не принимается как необходимое следствие принятого решения в конфликте близости-дистанции.

В целом, такая ситуация характерна для шизоидов. Противоположностью ей мог бы стать страх поглощения и растворения в окружающих, но испытуемая предпочла именно такой вариант.

Это чувство можно было бы преодолеть, реализовав глубокий, эмоционально-значимый контакт с другим человеком, но страх вступить в такой контакт у испытуемой слишком велик.

12. Склонность к рассуждательству , резонёрству (описание принятия решений головами), характерная для шизоидов, дополняется застреванием на мелких деталях , характерном для тревожных личностей.

13. Отчуждённость от эмоциональной составляющей внутреннего мира частично компенсируется возникновением экзальтированных состояний или даже гипомании (описание того, что может привести животное в восторг). Это является благоприятным прогностическим признаком: при адекватном психотерапевтическом воздействии настроение испытуемой (для которого, вероятно, характерны резкие перепады) можно стабилизировать без серьёзных фармакологических вмешательств.

14. Сомнение в собственных творческих способностях (животное не способно ничего создать). Испытуемая настолько боится эмоциональной сферы, настолько сильно отчуждает её, что ей проще понизить собственную самооценку, признав «собственную неспособность и бесталанность», чем обратиться к своим эмоциям, принять их и получить из них мощную подпитку своих творческих способностей. Здесь речь идёт об интеллектуальном выхолащивании , а не об истинной ограниченности мышления.

15. Внутренний конфликт , несмотря на то, что он вытеснен довольно глубоко, является довольно сильным . Скорее всего, именно он — тот источник страха, который испытуемая боится, она не может позволить себе взглянуть на этот конфликт и предпочитает испытывать все неудобства и ограничения, связанные с отторжением эмоциональной сферы, чем увидеть его. Он имеет огромную силу, которая в будущем может стать основой для развития неблагоприятных психических процессов и даже привести к заболеванию (головы могут выходить и отделяться).

16. Низкая значимость сферы материального благополучия (у животного нет «ног» или заменяющих их элементов, прямое указание на этот факт в описании). Большинство актуальных потребностей испытуемой имеют «экзистенциальный», эстетический и социальный характер.

17. Высокий уровень творческих способностей (животное построено по оригинальной схеме и сопровождается обстоятельным высокохудожественным рассказом).

Счастливое животное — Пикки

Данное задание является эмоционально нагруженным, оно показывает те аспекты личности испытуемой, которые тем или иным образом ассоциируются у неё с состоянием счастья — благоприятствуют обретению этого состояния или препятствуют ему.

Сведения о Пикки со слов испытуемой (орфография и пунктуация сохранена)

"Самое счастливое животное. Пикки.

Это мохнатый зверь ростом примерно по человеческую коленную чашечку. Ареал обитания - наш мир, вот только встретить его редко кому удается. Пикки - травоядное. Больше всего любит обгладывать листочки с деревьев. Передвигается с помощью прыжков. Хвост похож на жгутик эвглены зеленой, но он необходим для баланса. На его щеках румянец, а в центре живота - символ счастья(он и есть генератор счастья).

Стоит отметить, что Пикки не умеет грустить, но счастье производит в переизбытке и ему самому так много не требуется. Счастье невозможно без понимания обратной стороны - боли. Он осознает эту неизбежную часть существования, но сам подобного не испытывает - унего иммунитет от страданий, с чем также связано отсутствие врагов и страхов. Его жизнью руководят неслучайные события и встречи, поэтому ему всегда есть чем заняться, он всего лишь выполняет свое истинное предназначение. Другие ему всегда рады. При первом знакомстве - удивены.

Он приходит по ночам в дома несчастных людей, обязательно рисует знак, подобный тому что на животе у них на стене и дожидается пока люди проснутся, а они всегда просыпаются ночью. Он одаривает из счастьем, а знак на стене навсегда остается напоминанием о его скромном визите. Возможно, однажды он заглянет и к Вам..

*Звезды на фоне означают неболезненную зкзальтацию "

Интерпретация


1. Приподнятое настроение или гипоманиакальный эпизод на момент начала обследования (это животное, вопреки инструкции, было нарисовано первым). Вероятная причина выбора именно этого задания в качестве первого состоит в том, что испытуемая хотела снизить уровень страха от столкновения с собственной эмоциональностью, и бессознательно выбрала наиболее благоприятную и безопасную версию задания;

2. Интровертированность , отсутствие фрустрации потребности в общении, её просто нет в сильно выраженном виде (счастливое животное не имеет рук или их аналогов, оно труднодоступно). Испытуемая не осознаёт и не испытывает на сознательном уровне потребности в увеличении количества контактов.

Это несколько противоречит наличию у неё потребностей, удовлетворить которые можно только в рамках социальных взаимодействий (см. описания других животных). Объяснение этому противоречию можно найти в том, что, вероятно, некоторые из имеющихся контактов тяжелы для испытуемой, и она хотела бы от них избавиться.

С другой стороны, возможно, она склонна к интеллектуализации и рационализации потребности в контактах (на это явно указывает наличие свидетельств такой потребности в тексте — см. п. 10 — и отсутствие её в изображении);

3. Неосознаваемые страхи (зачернённые глаза животного). Они сильнее проявляются в «обычном» животном, но остаются и у счастливого. Это свидетельствует о том, что одним из необходимых критериев счастья для испытуемой является снижение силы страхов.

Такая ситуация характерна для тревожных личностей . В совокупности с данными, полученными из анализа других животных, можно сделать предположение о том, что изначально испытуемая была очень чувствительным (сензитивным) ребёнком, и шизоидная акцентуация образовалась позже, как компенсаторный механзм.

4. О том, что для достижения чувства психологического комфорта необходимо помещение в более дружественную среду говорят и уши счастливого животного (уши — символ настороженности, но здесь они свёрнуты, тут не нужно бояться). Опять же, типичная ситуация для тревожных личностей — желание попасть в безопасную и предсказуемую среду;

5. Счастливое животное — первое (второе — несчастное), у которого присутствуют выраженные сексуальные символы (хвост и подчеркнутый, нарисованный с нажимом рот), однако в данном случае речь идёт не об активной сексуальности (хвост тонкий и опущен вниз), а, скорее, о принятии своей полоролевой идентичности. Иными словами, испытуемая хотела бы лучше интегрироваться со своим полом , разобщённость между биологическим полом и его психологической селф-репрезентацией является источником неприятных ощущений для испытуемой.

6. Зачастую состояния счастья и душевного подъема / экзальтации являются для испытуемой не истинным отражением её внутреннего мира, а компенсаторным механизмом , призванным справиться с тревогой (звёзды на рисунке, заполняющие весь лист);

7. Потребность в безопасности (шерсть прижата к телу именно у счастливого животного);

8. Высокая, но неудовлетворённая потребность в принятии собственной телесности (счастливое животное имеет на своём животе «символ счастья»). Возможно, испытуемая пытается (или планирует) удовлетворить её посредством боди-модификаций (татуировки, пирсинг, вызывающие и необычные причёски, одежда).

Более глубоким объяснением может служить отсылка к тому факту, что шизоиды склонны противоставлять разум эмоциям, относя последние, скорее, к телесному уровню. Таким образом, возможно в этом узоре на животе символически проявилась потребность интеграции эмоциональной сферы.

9. Сильная неудовлетворённая потребность в принятии и принадлежности (счастливое животное построено по стандартной схеме). Здесь интересно то, что несчастное животное тоже построено по стандартной схеме, в то время, как «обычное» — по оригинальной.

Вероятно, здесь имеет место следующая ситуация: испытуемая ощущает определённый дискомфорт от своей инаковости (и это вылилось в построение неачастного животного по стандартной схеме), желая при этом стать более «нормальной», похожей на остальных (что привело к созданию счастливого животного по стандартной схеме);

10. Потребность в принятии и контакте с другими (животное живёт в нашем мире и активно взаимодействует с другими);

11. Возможно наличие гипоманиакальных эпизодов (указание на то, что животное производит избыток счастья, что ему столько не требуется). Это предположение подтверждается данными, полученными с помощью методики СМИЛ;

12. Возможно указание на наличие аффективного расстройства по типу БАР или циклотимии (счастье невозможно без понимания обратной стороны). Периоды экзальтации, несомненно бывающие у испытуемой, по-видимому, чередуются с периодами тоски и упадка;

13. Экзистенциальная потребность в смысле жизни (животным руководят «неслучайные события и встречи», оно «выполняет свое предназначение»), что является показателем инфантилизма и незрелости испытуемой (такая потребность больше характерна для подросткового возраста);

14. Потребность в принятии (другие всегда рады этому животному). Одним из основных направлений работы с испытуемой должно стать объяснение того, что часть потребностей можно реализовать только в социальных взаимодействиях. Например, если не контактировать с другими, то они не смогут хорошо к тебе относиться.

Продолжение — в

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

Основная часть фигуры: голова

Голова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди, в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

К таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

А эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Может быть интересно

Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным методикам.

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание : методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция :«Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».

Психолог отмечает все реакции: — вербальные; — невербальные; — стирания и к чему они приводят; — порядок рисования объектов, наличие пауз. По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает. Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке: — острые импульсивные линии, сильный нажим; — общий характер агрессивный, нападающий; — наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.) — вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь) Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе: — злой характер; — питается животными, людьми; — очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая; — удаленное место жительства; — одиночество животного.

Интерпретация.

Общие замечания. Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно). Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Применение теста «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых – у детей от пяти-шести лет и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

На заметку:

Существуют модификации теста, которые являются дополнительными к тесту «Несуществующее животное» и применяются с целью уточнения эмоционального состояния рисующего. Это такие тесты как «Злое животное», «Счастливое животное» и «Несчастное животное».

Тест «Злое животное» позволяет выявить скрытое агрессивное и депрессивное состояние; «Счастливое животное» расскажет о ценностях и стремлениях испытуемого; «Несчастливое животное» показывает степень устойчивости к стрессам разного рода.

Задание

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?

Интерпретация теста «Несуществующее животное»

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность ; импульсивность.
Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий
Штриховые линии – тревожность как черта личности.
Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность.
Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного

По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.

3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.

6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза
Глаза отсутствуют – астения.
Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши
Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот
Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова
Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове
Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
Рога – защита, агрессия.
Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура
Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры
Чешуя, панцирь – потребность в защите.
Шипы, иглы – защитная агрессия.
Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
Узор на шкуре – демонстративность.
Раны, шрамы – невротическое состояние.
Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост
Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению.
Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям.
Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям.
Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы.
Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

Ноги
Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
Избыточное количество ног – потребность в опоре.
Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом)
Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

Описание образа жизни

Соответствует рисунку – развито логическое мышление.

Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.

Питание

Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
Ест все подряд – импульсивность.
Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
Питается людьми – негативизм, агрессивность.

Занятия, игры

Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
Не любит сидеть без дела – импульсивность.
Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

Некоторые особенности описания

Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере.
Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.
Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.
Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

Анализ рисунков к тесту «Несуществующее животное»

ВАЖНО!
По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.

Татьяна, 35 лет

Татьяна симпатичная, обаятельная стройная женщина. Очень следит за собой, одевается модно, занимается бизнесом, часто ездит в командировки в Москву, Ростов и другие города; отпуск проводит за границей. Приходит на консультации в основном по вопросам бизнеса, но главной проблемой для нее является отсутствие любви к мужу, с которым она живет уже более 16 лет. Мечтает вырваться из замкнутого круга, но не получается. В рисунке Татьяны это хорошо видно (рис.3).

Свое животное она назвала Европейский гламурный Крылокот. Животное отдаленно напоминает автора рисунка и отображает ее основную проблему – сексуальную. Чрезмерно пушистый, толстый и поднятый вверх хвост, а также грудь, густо покрытая шерстью, говорят, а вернее, «кричат» о значимости сексуальной сферы в жизни женщины и одновременно указывают на неблагополучие в этой сфере. Полностью зачерненная радужка глаз является показателем внутреннего страха – женщина боится представить, как ее жизнь может сложиться без мужа, вообще боится перемен в жизни. Крылья Крылокота – не что иное, как защитная фантазия Татьяны: ее уход от личных проблем в созданный фантастический мир.

Рис. 3. Европейский гламурный Крылокот


Вот как Татьяна описывает образ жизни своего несуществующего животного:

Европейский гламурный Крылокот обитает в Европе, местах исключительно гламурных – Париже, Милане, Ницце, но отдельные особи встречаются в Краснодаре, Москве, Ростове. Предпочитает праздный и веселый образ жизни. По характеру общительный, веселый, доброжелательный, однако приручается с трудом и очень независим. Размножается редко, пару выбирает придирчиво, тщательно и неторопливо. Питается конфетами и новостями, любит путешествия и новые впечатления.

Это своего рода фантазийное желание – сбежать в края «гламурные» и обрести свободу, питаясь «конфетами и новостями», также выказывает внутреннюю потребность Татьяны уйти от действительности.

Вадим, 50 лет

Рис.4. Амикрабос Вадим более 25 лет живет с женой, но семейная жизнь не сложилась, и в настоящее время у него все чаще появляется желание изменить ее, начав жить независимо, отдельно. Однако пока обстоятельства не позволяют этого сделать. По характеру Вадим мягкий человек и поэтому особенно тяжело переносит агрессивное поведение жены. Обладает большим энергетическим потенциалом.

Животное нарисовано Вадимом по оригинальной модели (рис.4). Оно вообще лишено органов, обеспечивающих ,– ушей, рта,– и имеет полностью замкнутую фигуру, что указывает на интровертированность и трудности в общении. Свое животное Вадим назвал Амикрабос, снабдив его при этом множеством ног для передвижения и покрыв чешуей; всё это показатель того, что Вадим имеет большую потребность в опоре, защите, боится агрессии. Кроме того, частично зачерненная чешуя указывает на низкую устойчивость автора рисунка к стрессам.


Рисунок Вадима сопровождается следующим рассказом:

Животное теплокровное. Среда обитания смешанная: вода и земля. Проживает в тропиках, субтропиках. Питается растениями, размножается делением. Способ передвижения – импульсный, энергетический.

Указание о том, что животное теплокровное, говорит о желании Вадима иметь тепло, семью и тем самым быть похожим на других. «Способ передвижения импульсный, энергетический» – свидетельство трудностей в жизни Вадима, которые он так тщательно скрывает и на преодоление (или сопротивление) которых ему приходится тратить немало энергии.

Ирина, 54 года

Женщина невысокого роста, с приветливой и милой улыбкой на лице. Имеет два высших образования; второе, медицинское, получила только год назад. Сейчас она не знает, зачем оно ей и не понимает, для чего столько лет училась. При этом твердо уверена, что ее участь состоит в «вечном обучении». Ее жизнь складывается из череды судьбоносных действий и планов, с помощью которых она желает уйти от действительности. На мой взгляд, это своеобразная программа спасения собственной души, как раз тот случай, когда мы говорим: «Помоги себе сам».

Дело в том, что, прожив с мужем 27 лет, Ирина неожиданно узнала о существовании у него второй семьи: будучи в браке с ней, муж параллельно проживал с молодой женщиной и детьми от него. Тем не менее Ирина смогла простить его и продолжать с ним жить. Это был ее выбор, другое дело, почему имела место подобная ситуация. Попробуем разобраться по рисунку (рис.5).

Если посмотреть на это несуществующее животное, то с виду оно как будто довольно симпатично, если бы не искаженная форма головы и «руки-крюки», похожие на птичьи лапки.

Свое несуществующее животное Ирина назвала Михотрон. По-моему, название напоминает какой-то механизм, а рисунок самого животного необычного механического мишку. Скорее всего, жизнь Ирины ей самой напоминает жизнь по инерции, схожую с каким-то механизмом, далеким от мира чувств и любви. Конечности, направленные к телу, свидетельствуют об интровертности, когти – на агрессию, а открытый рот без зубов и языка – на легкость в возникновении опасений и страхов в ее жизни. Радужки глаз, частично зачерненные, только подтверждают наличие страха у автора рисунка.

Вот что рассказывает Ирина о своем Михотроне:

Животное живет в лесу, размножается почкованием [очень странно для животного, не правда ли?]. Любит кашу из желудей, которую варит ему гномик. Боится резких шумов. Любит играть в прятки.
Рис.5. Михотрон

Рассказ только подтверждает внутренний страх и тревогу Ирины перед будущим, указывает на некоторую нервозность и уход от действительности, но, тем не менее, раскрывает нам вполне реальные желания женщины. Например, ожидание заботы и внимания. Ее животное «любит кашу из желудей, которую варит ему гномик». То, что Михотрон боится резких шумов, говорит об усталости Ирины и возможном нервном истощении. По словам самой Ирины, она от всего устала. А вот то, что ее Михотрон любит играть в прятки, означает, как ни странно, очередную игру Ирины с судьбой: сейчас она оформляет документы в Америку для постоянного проживания там.

Даша, 13 лет

Девочка выглядит спокойной, застенчивой и тихой.

Рисунок (рис.6) расположен внизу листа, что говорит о низкой самооценке девочки и ее переживаниях. Множественные линии выдают тревогу внешне спокойного подростка. Три глаза сильно зачернены – показатель страха, сидящего глубоко в душе. Множество ног, которые являются опорной частью животного, и характер их соединения с фигурой показывают, что девочка способна контролировать свои рассуждения и поступки.

Даша так описывает образ жизни этого животного:

Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела.

Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится).


Рис.6. Трехглаз

В рассказе Даши явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потребность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется Даше. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требуется психологическая помощь.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные