Автор обращает внимание на то. Клише к сочинению по русскому языку. Аргументация собственной позиции


2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.


3. Степень актуальности предоставляемой статьи.


4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.


6. Ученое звание, ученую степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.


  • Автор в своей работе дает подробный анализ...
  • Автор грамотно анализирует...
  • Автор данной статьи акцентирует внимание...
  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
  • Автор на конкретных примерах доказывает...
  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
  • Автор обращает внимание на то, что...
  • Автор справедливо отмечает...
  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
  • Автором предложены оригинальные идеи...
  • Актуальность настоящего исследования заключается в...
  • В качестве основных моментов используемой автором методологии...
  • В статье автор рассматривает...
  • В статье анализируются основные подходы...
  • В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
  • Важным в статье является рассмотрение...
  • Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
  • Данная статья демонстрирует...
  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
  • Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
  • К положительным сторонам работы можно отнести...
  • Как положительный факт можно отметить то, что...
  • Материал статьи основан на детальном анализе...
  • Особо следует подчеркнуть, что...
  • Особое внимание в исследовании... уделено...
  • Особый интерес представляет вывод о...
  • Отдельного внимания заслуживает...
  • Практическая значимость данной статьи заключается в...
  • Предлагаемый подход к изучению проблемы...
  • Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
  • Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
  • Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
  • Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
  • Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
  • Статья содержит определенную концепцию...
  • Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

Проблему роли взрослых в формировании личности подростка писатель Владимир Амлинский рассматривает на примере своих воспоминаний детства.

Комментируя данную проблему, хочется отметить, что она интересна как взрослым, так и подросткам.

Автор обращает наше внимание на то, что как важно, чтобы на жизненном пути подростка, «блуждающего впотьмах, ищущего, туманно представляющего, что тебе в жизни надо», встретился взрослый, который поможет найти в этой жизни истинные ценности.

В. Амлинский даёт читателю поверить в силу подобного влияния взрослого человека. Такой человек был на его жизненном пути. Это была заведующая библиотекой, радистка, прошедшая войну, знающая цену одиночеству, людскому горю. Она проявляла живое любопытство к нескладным подросткам послевоенного времени, зазывая их в библиотеку, где они читали книги Платонова и Паустовского. Эти книги помогли ребятам познавать окружающий мир и самих себя.

«Простая жизнь, человеческие отношения, человеческие судьбы, … что-то западало навсегда, как зерно, брошенное в благодатную землю, и прорастало много позже, и обретало бескрайнюю, бесконечную уже теперь жизнь». Писатель убеждён, что такие люди оставляют в формирующейся юношеской душе след навсегда.

Я полностью согласна с позицией автора. Именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «я». Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. И как важно, когда рядом есть мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире.

Данная проблема нашла отражение и в художественной литературе. Борис Васильев в своём произведении «Летят мои кони… » также задумывался над данной проблемой. Строки из данного произведения я не забуду никогда: «А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…». Через всю жизнь Васильев пронёс тёплые воспоминания о своей учительнице. Быть может, именно её уроки и воспитали в нём будущего писателя, жаждущего излить свои чувства ученикам-читателям. Таким образом, Васильев показал, как велика заслуга учителя в жизни человека.

В произведении В. Распутина «Уроки французского» показана роль учительницы в формировании личности главного героя в трудные военные годы. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.

Итак, из всего сказанного следует вывод: самое доброе и нравственное закладывается в детстве и поэтому важно, чтобы с ребёнком был рядом человек, который любит детей, находит радость в общении с ним, верит в то, что он станет хорошим человеком, и память о котором навсегда останется в сердце.

Валерия Гумовская ©

Выпишите из рассказа А.П.Чехова Хамелион реплики,в которых проявляются особенности внутренего облика героев очумелова и хрюкина.Какова интонация и стиль

героев
Почему автор обращает внимание читателя на то,что Очумелое идет в новой шинели?
Как эта деталь помогает передать внутрение изменения героя?
О чем свидетельствует "Превращения" Очумелова,Хрюкина,толпы?Кого в рассказе можно назвать хамелеоном?
Плиииз,срочно надо заранее спасибо)

В комедии Гоголя нет названия уездного города, в котором происходят события. Этим писатель хотел показать, что подобное положение власти, чиновников,

порядков в городе было типичным для большинства городов того времени. Опишите город, в который приехал ревизор: его местоположение относительно столицы, границы, насколько благоустроен город, на какие непорядки обращает наше внимание автор. (Д.1)
Почему городничий поверил, что молодой человек, жадно смотрящий на то, что едят посетители гостиницы и не платящий две недели деньги за жилье и еду, и есть ревизор? (Д.1)
Хлестаков никак не может решить, с кем же ему флиртовать: с женой городничего Анной Андреевной или его дочерью Марьей Антоновной. А как же сами героини отнеслись к "ревизору" Хлестакову? (Д.4)
Как вел себя каждый из чиновников, навестивших Хлестакова в доме городничего с прошениями и поднесением денег?
Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?
Этот чиновник - страстный охотник. Даже в подведомственном ему учреждении находится "над самым шкапом с бумагами охотничий арапник". Назовите героя, чем он заведует в городе? (Д.1)
Именно этот герой стал докладывать "ревизору" Хлестакову о том, как на самом деле обстоят дела в городских учреждениях, когда навестил его в доме городничего в числе других чиновников. Назовите его. (Д.4)
Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
Этот герой просил у Хлестакова: "Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе:." Кто хотел сообщить о себе всем столичным вельможам? (Д.4)

1.Вы познакомились в 5 и 6 классах с несколькими произведениями Н. А. Некрасова. Назовите их. О чем эти произведения Что волнует поэта На что он хочет

обратить внимание читателей?
2. Чему посвящена поэма "Дедушка" Кто ее главный герой и какова история его жизни Кто послужил отчасти его прототипом Что вы знаете о декабристах и их судьб?
3. Почему родители Саши не хотели ему рассказывать о дедушке?
4. С какими словами дедушка вошел в дом Что они значили Как выглядел дед Почему Некрасов обращает внимание на седину деда на его радость от увиденной, окружающей поместье природы на его слезы Какую картину, радующую глаз, "рисует" дедушка Саше О чем предлагает ему помечтать
5. Как вы понимаете строки Скоро вам будет не трудно, будете вольный народ! "
6. Какой рассказ деда подтверждает его уверенность в том, что "Воля и труд человека дивные дивы творят! "
7. Что рассказал дед о бесчинстве подьячих, чиновников, помещиков Как называет он подьячих, чиновников Кто "болел" за Отчизну Что, по его мнению, может принести победу над рабством, стяжательством, мраком В чем видит он настоящее горе Как вы понимаете стоки "Помни, что нету на свете неотразимых обид"
8. Чем занимался дед О чем он пел и почему это так интересовало внука Какова концовка поэмы Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, истории России?

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (11 класс). Основные мысли.

    Работа с текстами разных стилей.

    Публицистические тексты.

Публицистические тексты делятся на 3 группы: «прозрачные», пафосные, тексты рассуждения типа эссе (факт из жизни, который осмысляется на философском, нравственном уровне).

Чтобы понять текст, выделить проблему, основную мысль (позицию автора), можно использовать следующие приёмы: приём минимизации публицистического текста; информационно-смысловой анализ текста (тематические цепочки, но расширенные, не просто одно слово, указывающее тему). Информационно-смысловой анализ текста можно делать на любом тексте.

    Художественный текст.

В художественных текстах нужно искать подтекст. Авторы поднимают общечеловеческие проблемы, а не проблемы героев. Через героев, через ситуации, в которые они попадают, авторы говорят о нравственных, социальных, философских проблемах. В художественных текстах выделяют 3 информационных слоя: первый – событийный, второй – образный, третий – проблемный.

    Схема написания сочинения

Тарий

Общий вывод

(и я согласен)

Примеры, дока-

зывающие свою

позицию

    Объём сочинения : 150 слов; если 70-150 снижается по 1 баллу за орфографию и пунктуацию и речевую грамотность; Если меньше 70 слов(например, 69, то работа не проверяется). Максимум – 300 слов. Оптимально: 200 – 220 слов.

Всё сочинение примерно 50 строк; вступление 1/8 часть всего сочинения(6,5 строчек = 3 предложения);

Основная часть 40 строчек: 10 строк – К2, 10 строк – К3, 20 строк – К4 (примеры)

Таблица для подготовки примеров из художественной литературы.

проблема

произведение

Примеры на доказательство (в виде комментария)

    милосердие

Человек должен гуманно относиться ко всему.

Розов «…..»

Толстой «Война и мир»

Случай с уточкой на фронте.

Русские солдаты кормили пленного мальчика Венсента; про Марселя.

К1. Проблема.

Проблема – это либо противоречие между желаемым и действительным, либо это тревога о чём-то, либо это волнение, либо это интерес к чему-то. (проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ)

Способы формулировки проблемы:

    Через ключевое слова «проблема», добавляя слова: волнует, тревожит, беспокоит, интересует. (Например: «Автор поднимает проблему исчезновения милосердия», «Г.Горин затрагивает проблему неоправданной жестокости человека»), т.е. слово «проблема» + существительное в Р.п.

    Через вопрос. Сначала формулируется вопрос, затем даётся ответ.(например: «Почему так важно уметь видеть в обычном необычное? Ответ на этот вопрос пытается найти К.Г.Паустовский», «Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье»)

    Через назывные предложения и вопросы к ним. (например: «Милосердие. Доброта. Все ли мы задумываемся об этом в жизни?», «Сериалы о бандитах. Их влияние на современного человека. Об этом размышляет А.Андреев», «Человек и жестокость. Вот проблема, которую поднимает Г.Горин»)

Один из способов формулировки проблемы – это и будет вступлением сочинения учащегося.

К2. Комментарий .

С комментария начинается основная часть.

Комментарий – это толкование, разъяснение текста в соответствии с выделенной проблемой,это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл. В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания авторского текста. Необходимо объяснить, как автор раскрывает проблему, на какие моменты он обращает внимание, что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним.

Комментарий может быть приближен к сюжетной линии текста, но не должен стать пересказом событий.

Комментарий – это сжатый пересказ исходного текста с эмоциональной собственной оценкой (ученика), то есть сжатый пересказ + свои оценочные слова. Комментарий должен быть небольшой по объёму (6-7 строк), написан своими словами (а не цитирование текста). Это то, что действительно есть в тексте. Это главная информация, взятая из текста при работе по микротемам. Должна быть логика (всё по порядку), должны быть связки в виде вводных слов, вводных предложений.

В комментарии можно использовать следующие конструкции (клише):

Свои рассуждения … начинает с …..

Самыми убедительными доводами являются…

- Особенно убедительным в рассуждениях автора оказывается…

- Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…

- Такое поведение (такие поступки) героя помогают нам понять, что…

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Позиция автора – как автор отвечает на этот вопрос. Это отношение автора к проблеме, это вывод, к которому приводит нас автор. Позиция автора = основной мысли . Часто позиция автора звучит открыто в тезисе или в выводе. Но в художественных текстах авторская позиция выражается не прямо, а через образы героев, через то, как автор их изображает. Нельзя путать позицию автора и позицию героев. Необходимо быть внимательным в тех случаях, когда автор использует иронию.

К4. Определение собственного мнения по проблеме. Аргументация своей позиции.

Ученик в своей работе должен сказать: «Я согласен с автором», «Трудно не согласиться с автором», «Можно согласиться с автором в …». (Например: «Я согласен с Паустовским в том, что человек должен чутко вглядываться в окружающий мир»). Далее ученик строит своё рассуждение (то есть приводит доводы – примеры из художественной литературы, публицистики, истории и т.д.)

Для того, чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы (клише):

Мне показалось интересным (актуальным, значимым) …

Нельзя оставаться равнодушным, так как..

Меня особенно взволновало то, что …

Невольно задумываешься о том, что …

Начинаешь понимать, что..

Позволю себе высказать свою (иную) точку зрения …

Кто из нас не знает (не слышал, не читал, не размышлял) …, но задумывались ли мы о …

Текст произвёл на меня неоднозначное впечатление6 с одной стороны …., но с другой …

* 4 шага работы с иллюстрациями, т. е. с примерами в сочинении учащегося.

Композиционная разводка. Это либо одно предложение, либо словосочетание, или даже слово. Это ход от общего к частному. (Например: «Русская литература и современная действительность дают нам богатую пищу для размышления над этими проблемами»)

Аннотация к содержанию иллюстративного фрагмента. Надо назвать произведение, героя и паспортизацию этого героя (коротко), т.е. сказать, что это за герой, чем знаменателен, но это обобщённо и привязав к проблеме и авторской позиции. Можно начать со слова «Вспомним».

(Например: «Вспомним образ полководца Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - историческое лицо, введённое в ткань повествования»)

Образный оценочный пересказ содержания иллюстративного фрагмента под проблему (2-3 предложения). В оценочный пересказ нужно вводить оценочные слова. (Например: «М.И. Кутузов также славен в истории своими военными победами, но его недооценивали в конце его жизни. И Толстой показывает, что мудрость и талант прославленного полководца спасли Россию в трудный момент.»)

Проблемное обобщение содержания иллюстрации: свободно перечисляются (повторяются) все проблемы, которые мы сконцентрировали выше. (1 предложение или 2 простых) (Например: «Толстой показывает нам, что современники могут быть несправедливы, неблагодарны, но истинно значимая личность будет оценена вопреки короткой исторической памяти.»)

    Конец сочинения (заключение) – это вывод. Повторяется основная мысль, но не механически повторяется, а немного расширяется в соотношении с собой (т.е. с уч-ся); 2-3 предложения. (Я и проблема – это и будет вывод). (Например: «Мои размышления о тексте Ганичева позволяют мне сказать, что люди должны помнить тех, кто достоин исторической памяти»)

Подсказка для уч-ся, испытывающих затруднения: «Анализируя текст ……………… , я пришёл к выводу, что решение ………………. Проблемы надо начинать с себя». Или формула «Каждый человек»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Сначала на черновике заготовить модель, схему будущего сочинения. Определить проблему, здесь же определить авторскую позицию по данной проблеме и сразу же подобрать примеры под эту проблему. Это поможет сохранить логику, избежать распространённой ошибки – проблема одна, а примеры, комментарий на другую проблему. Должна быть чёткая логика мысли. А уже на основе схемы, модели спокойно составлять текст, подбирая связки между абзацами и предложениями.

- Модель сочинения.

Вст. «Я прочитал текст В.Ганичева об адмирале Ушакове. (это ввод в ситуацию и тема текста).

великим людям, которые живут с ними рядом. (2-й вариант этого предложения: Автор ставит

проблему короткой исторической памяти) Автор считает и я с ним согласен, что ….

(Основная часть начинается с комментария. Это второй абзац).

Автор рассказывает нам о печальной судьбе адмирала Ушакова, который был легендарным, непобедимым, вырастил целую плеяду своих учеников. Он стал легендой при жизни. Но высшие власти о нём забыли, когда он вышел в отставку. Под конец жизни он остался одинок и забыт.

(5-й абзац – заключение)

Разберем по порядку композицию сочинения.

Проблема

Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой
Автор текста затрагивает проблему
В центре внимания автора проблема
В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
(ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
Не случайно писатель изображает (кого, что)
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова (мысли) героя показывают, что…
Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера раскрывает
Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
Автор обращает проблему на
В размышлениях автора звучит мысль о том, что
Автор разделяет мнение (кого)
Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
Автор приводит нас к выводу о том, что

Проблема(чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
Как и большинство из нас, автор считает, что
Автор подробно рассматривает
Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
Как относятся к герою окружающие его персонажи?
Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
Автор осуждает или одобряет поведения героя?
Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Автор считает, что
Автор подводит читателя в выводу о том, что
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
Позиция автора такова
Позицию автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
Автор нас призывает (к чему)
Автор убеждает нас в том, что
Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю, что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах.

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные