Белорусский государственный театр кукол. Белорусский государственный театр кукол Белорусский государственный театр кукол афиша

Фото: Белорусский государственный театр кукол

Фото и описание

Белорусский государственный театр кукол был создан в 1938 году. Свою деятельность театр начал в белорусском городе Гомель. Сначала в его репертуаре были детские спектакли. Первые показанные спектакли были «По щучьему велению» Елизаветы Тараховской и «Дед и журавль» Виталия Вольского. Они принесли кукольному театру большой успех и известность.

В 1950 году театр кукол переехал в Минск в новое здание на улице Энгельса, дом 20, специально построенное для нужд кукольного театра. Зал Белорусского государственного театра кукол адаптирован для маленьких зрителей, но он также удобен и взрослым.

В 1956 году в театр приходит Анатолий Лелявский, в 1957 году – Леонид Быков. С их приходом начинается новая эра творчества театра. Этот творческий тандем предложил новаторский подход к спектаклям. Белорусский театр кукол, помимо детского репертуара начал ставить спектакли для взрослых. В репертуаре появились произведения знаменитых белорусских классиков: Якуба Коласа, Янки Купалы, а также спектакли по произведениям мировой классической литературы Вильяма Шекспира, Владимира Маяковского, Карла Гоцци, Михаила Булгакова.

В спектаклях кукольного театра живые актеры все чаще выходят на сцену, становясь действующими лицами, наравне с куклами.

В 2008 году Белорусских государственный театр кукол был удостоен высокой правительственной награды. Ему было присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».

Белорусский кукольный театр находится в постоянном творческом поиске. Он гастролирует по миру, участвует в фестивалях и хорошо известен в европейских странах. Так, в 2012 году спектакль "Почему стареют люди" был показан на фестивале «Золотая Маска».

Новое время в истории театра берет отсчет с переезда в Минск в 1950 году. Более точно, с появления Анатолия Лелявского (1956) и Леонида Быкова (1957), главного режиссера и художника Государственного театра кукол. Почти тридцатилетний период в жизни минских кукольников отмечен становлением самобытной режиссерской и сценографической культуры, поисками новый средств выразительности, появлением оригинальных и цельных спектаклей для детской и взрослой публики.

Со второй половины семидесятых актеры все чаще выходят из-за ширмы на сценические подмостки и действуют не от имени куклы, а вместе с нею. Мистические отношения человека и куклы, натуральные для детей, заворожили взрослую публику.

Все чаще Белорусский государственный театр кукол обращается к произведениям классической литературы. Ставят Якуба Коласа, Янку Купалу, Владимира Маяковского, Герхарда Гауптмана, Карло Гоцци, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира, Антона Чехова. И уже не удивительно, что, например, "Буря" или "Мастер и Маргарита" в Белорусском государственном театре кукол звучат более точно, ярко, эмоционально, чем на первых драматических сценах страны. Оба эти спектакля созданы режиссерской рукой преемника Анатолия Лелявского, его сына Алексея, который возглавил творческий коллектив в 1986 году. Настоящий соавтор обоих Лелявских - талантливый сценограф Алина Фомина, проработавшая в театре более тридцати лет.

Белорусский государственный театр кукол хорошо известен и признан в Болгарии, Бельгии, Германии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Польше, Франции, Хорватии, Эстонии.

В 2008 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь театру присвоено звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь".

Восьмидесятилетняя история Белорусского государственного театра кукол - это путь от полулюбительских постановок до искусства, которое не знает жанровых и тематических ограничений, приобрело признание в стране и в мире. Современным кукольникам подвластны и доброе наставление детской сказки, и высокая поэзия, философская глубина высот мировой литературы.

Как можно рассказывать о событиях, которые полностью принадлежат другому времени? С увлеченностью, с горечью, завистью? Скорее, с любовью. Нельзя бросать камень в прошлое: это несправедливо.

В конце двадцатых, в середине тридцатых годов в Беларуси кукольники пользовались большим успехом. Их нехитрый скарб и подвижность, доступность содержания и легкость формы, неизменный юмор и свобода импровизации позволяли без труда "достучаться" до каждого зрителя. Аудитория кукольного представления состояла не только из детворы. Внуки всегда рядом с дедушками да бабушками. Родителям, как правило, некогда. Но и они иногда заглянут на представление.

Идея создания кукольного театра носилась в воздухе и материализовалась 15 июля 1938-го. В тот день в Гомеле состоялось открытие Государственного театра кукол БССР.

История профессионального театра кукол похожа на жизнь человека, с детством и становлением. Многие из первых детских шагов сегодня кажутся наивными, слишком простенькими, временами ошибочными.

Долгое время белорусские кукольники не доверяли сами себе. Бесспорными и совершенными примерами для подражания считались спектакли Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. У москвичей брали пьесы, эскизы кукол и декораций. Разве удивительно, что в начале жизни профессионального театра не актер играл куклой, а кукла копировала живого человека. Проблема "правдоподобия" долго не покидала белорусских кукольников.

Неповторимый стиль и свое лицо возможно приобрести только при наличии оригинальной драматургии. Поисками ее занимался весь коллектив театра. Счастливым толчком довоенной поры было появление Виталия Вольского с пьесой "Дед и журавль".

Перед войной завершилось детство Государственного театра кукол. Это был театр для детворы. И сам ребенок. Любопытный, шумный, нетерпеливый и добродушный.

Новое время в истории театра берет отсчет с переезда в Минск в 1950 году. Более точно, с появления Анатолия Лелявского (1956) и Леонида Быкова (1957), главного режиссера и художника Государственного театра кукол. Почти тридцатилетний период в жизни минских кукольников отмечен становлением самобытной режиссерской и сценографической культуры, поисками новый средств выразительности, появлением оригинальных и цельных спектаклей для детской и взрослой публики.

Со второй половины семидесятых актеры все чаще выходят из-за ширмы на сценические подмостки и действуют не от имени куклы, а вместе с нею. Мистические отношения человека и куклы, натуральные для детей, заворожили взрослую публику. Она потянулась в театр кукол. А тот сразу подкинул богатую пищу для размышлений, соблазнил стройными моделями бытия и сознания.

Если человек создан Богом, а кукла человеком, то их взаимозависимость теперь удивительным образом изменилась. Кукла оказалась способной вобрать в себя частичку божественного и возвысится над человеческим бытием. "Божественную комедию" не обошел ни один театр кукол. Она стала эпиграфом, знаком новой эры. Куклы помогают взглянуть на человеческие проблемы со стороны. Однако сами они, куклы, остаются таинственными, неразгаданными существами. И позволяют нам каждый раз пережить чувство физического и духовного обновления.

Все чаще Белорусский государственный театр кукол обращается к произведениям классической литературы. Ставят Якуба Коласа, Янку Купалу, Владимира Маяковского, Герхарда Гауптмана, Карло Гоцци, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира, Антона Чехова. И уже не удивительно, что, например, "Буря" или "Мастер и Маргарита" в Белорусском государственном театре кукол звучат более точно, ярко, эмоционально, чем на первых драматических сценах страны. Оба эти спектакля созданы режиссерской рукой преемника Анатолия Лелявского, его сына Алексея, который возглавил творческий коллектив в 1986 году. Настоящий соавтор обоих Лелявских - талантливый сценограф Алина Фомина, проработавшая в театре более тридцати лет.

Белорусский государственный театр кукол хорошо известен и признан в Болгарии, Бельгии, Германии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Польше, Франции, Хорватии, Эстонии.

В 2008 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь театру присвоено звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь".

Белорусский государственный театр кукол - один из ведущих театральных коллективов страны. Его спектакли убеждают в профессиональной зрелости и творческом энтузиазме коллектива, когда дух поиска и эксперимента может опереться на прочность выработанных годами традиций.

История Белорусского государственного театра кукол началась с инфор-.мационной заметки, опубликованной 23 апреля 1938 года в газете "Чырвоная змена". В ней сообщалось, что Управление по делам искусств при СНК БССР постановило организовать в г. Гомеле республиканский кукольный театр.

15 июля 1938 года театр был официально открыт. В сентябре 1938 года состоялась премьера первого спектакля белорусских кукольников - "По щучьему велению". А весной 1939 года коллектив театра впервые обращается к сценическому воплощению белорусского произведения - сказки Виталия Вольского "Лед и журавль".

С 1940 по 1947 годы художественным руководителем театра был Михаил Бабушкин - ученик Е. Мировича. Были поставлены: "Каштанка" А. Чехова, "Сказка о попе и работнике его Балде" А. Пушкина и др.

В годы Великой Отечественной войны деятельность театра не останавливалась. Часть его работников во главе с художником Борисом Звиногродским организуют агитбригаду и выступают на фронтах с концертными программами.

Белорусский государственный театр кукол стал первым из театров республики, который возобновил свою работу на освобожденной белорусской земле - 1 мая 1944 года.

В 1950 году коллектив театра переезжает для дальнейшей работы в г. Минск.

С театром сотрудничают художники А. Ма-рикс, И. Пешкур, Л. Быков. Музыку к спектаклям пишут известные композиторы: Е. Тикоцкий, Л. Абелиович, Ю. Семеняко, Г. Вагнер и др. Их творчество способствовало профессиональному становлению коллектива.

Возглавившие театр в 1956 году главный режиссер Анатолий Лелявский и в 1957 году главный художник Леонид Быков начали с поиска яркого героя, расширения арсеналов постановочных и актерских приемов, использования в спектаклях кукол различных систем: тростевых, планшетных, марионеток. Наиболее значительные постановки того периода: "Иван-царевич и серый волк" А. Бычкова, "Карлик-нос" В. Гауфа, "Лед и журавль" В. Вольского и др.

С середины 60-х годов театр получает возможность постоянно работать в одном из залов кинотеатра "Пионер". Появилась возможность обращаться к произведениям крупных писателей: В. Маяковского, Н. Лескова, В. Шукшина, Я. Гашека, П. Неруды и др. Ставятся экспериментальные постановки, спектакли для взрослого зрителя: "Прелестная Галатея" Б. Гадора и С. Ларваша, "Божественная комедия" И. Штока, "Клоп" В. Маяковского, "До третьих петухов" В. Шукшина, "Левша" Н. Лескова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" П. Неруды, "Похождения бравого солдата Швейка" по Я. Гашеку, "Жаворонок" Ж. Ануя. Интерес к новому в сочетании с уважением к традициям, свобода выбора выразительных средств, постоянное стремление к совершенствованию профессионального мастерства труппы сделали Белорусский государственный театр кукол одним из ведущих театральных коллективов страны.

В 70-е годы на сцену театра выходят герои белорусских писателей А. Вертинского, П. Макаля, С. Климкович и др. В репертуаре появились спектакли разных народов, произведения зарубежных авторов. Среди них: "Спасибо, большое спасибо!" А. Вертинского, "Колокола-лебеди" Л. Браусевича, "Золотой конь" Я. Райниса, "Орешек" Р. Александровой и др. Именно в эти годы рождается новый творческий тандем - художник Алина Фомина и режиссер Виктория Козлова.

Возглавивший творческий коллектив театра в 1986 году главный режиссер Алексей Лелявский, продолжил творческие поиски в русле того направления в искусстве современных кукольников, которое тяготеет к использованию в своих постановках приемов и форм всех видов театра. В спектаклях этого периода тесно переплетаются драматический, кукольный, музыкальный театры и пантомима.

В последние годы Белорусский государственный театр кукол проявляет большой интерес к произведениям классической драматургии. Сценическое воплощение классики всегда относилось к числу самых трудных театральных проблем. Перевести же поэтику литературного и драматургического произведения на язык кукольного театра сложно вдвойне. Тем не менее, именно с постановками классики связаны многие успехи коллектива: "Лед и журавль" В. Вольского, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Сымон-музыкант" Я. Коласа, "Золушка или торжество добродетели" Ж. Массне, "Ганнеле" Г. Гауптмана, "С Парижем покончено!.." по мотивам комедии "Вишневый сад", "Чайка. Опыт прочтения" А. Чехова и др.

Белорусский государственный театр кукол хорошо известен за рубежом. Он был непременным участником фестивалей кукольных театров республик Прибалтики и Белоруссии в Таллине, Риге, Вильнюсе, Каунасе, Всесоюзного фестиваля театров для детей и юношества в Ташкенте. Театр неоднократно гастролировал в Нидерландах, Германии, Франции.

Широкую европейскую известность театру принесло участие в Международных фестивалях театров кукол в Беларуси, Бельгии, Болгарии, Германии, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Украине, Франции, Швейцарии, Хорватии.

Белорусский государственный театр кукол является коллективным членом УНИМА (Международного союза деятелей театров кукол) и одним из организаторов Белорусского международного фестиваля театров кукол.

Белорусский государственный театр кукол сегодня - один из самых популярных театров республики. Его спектакли убеждают в профессиональной зрелости и творческом энтузиазме коллектива, когда дух поиска и эксперимента может опереться на прочность выработанных годами традиций.

Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ - главный режиссер Белорусского государственного театра кукол. Родился в 1957 года в Минске. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1980 году.

Режиссер, помощник главного режиссера по литературной части Государственного театра кукол Республики Беларусь (1979-1982). Главный режиссер Могилевского областного театра кукол (1982-1986). Работал в театрах кукол Беларуси, Германии, Литвы, Нидерландов, Польши, России, Сербии, Словении. Лауреат Премии Ленинского комсомола, Премии имени Л. Мазолевской, Премии имени Я. Лормана за большой вклад в развитие польского театра кукол. Поставил более шестидесяти спектаклей для детей и взрослых.

Ряд спектаклей был показан на многочисленных международных фестивалях и зарубежных гастролях в Австрии, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Германии, Ланий, Испании, Италии, Латвии, Нидерландах, Польше, России, Словении, Узбекистане, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии.

Осуществил постановку ряда экспериментальных спектаклей ДЛЯ международных музыкальных фестивалей в Витебске и Минске. Доцент Белорусской государственной академии искусств. Руководитель творческих мастерских "Режиссура в театре кукол" в Бельгии (1991) и Нидерландах (1994), "Анимация движением" в Германии (2003). Художественный руководитель Белорусского международного фестиваля театров кукол в Минске (1990, 1993, 1999).

Герхард ГАУПТМАН

Ганнеле

Дpaмa-сновидение

Режиссер-постановщик - Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ

Художник-постановщик - засл. деят. иск. РБ Алина ФОМИНА

Композитор - Владимир КОНДРУСЕВИЧ

Текст колыбельной - Константин БАЛЬМОНТ

Перевод с немецкого - Ольга ЧЮМИНА

Литературная редакция для театра кукол - Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ

Звукорежиссер фонограммы - Александр ГOPOДHOB

Репетитор по вокалу - Григорий ПОЛИЩУК

Концертмейстер - Лариса ЧЕРЕНОК

Звукооператор - Борис ЛОБАНОВ

Оператор по свету - Андрей ДРАKO

Скульптурные работы - Наталья КУДАШКИНА

Короткая жизнь четырнадцатилетней девочки Ганнеле - трагична. Свои последние часы она проводит в приюте для нищих, куда ее приносят после попытки самоубийства.

Ганнеле искренне верит в мир ангелов и близость Бога. Верит, что после смерти будет избавлена от страданий и унижений.

Спектакль был показан: на Международном фестивале театров кукол "Рязанские смотрины" (Россия, 1999); Международном фестивале "Торуньские встречи театров кукол" (Польша, 1999); Всемирном фестивале кукольного искусства в Бельско-Бяле (Польша, 2000); I международном фестивале театров кукол им. С. В. Образцова в Москве (Россия, 2001); V международном фестивале театров кукол в Магдебурге (Германия, 2003); Международном фестивале "КУК-APT" в Санкт-Петербурге (Россия, 2003).

На Международном фестивале "Торуньские встречи театров кукол" спектаклю были присуждены: приз за спектакль, затрагивающий существенные проблемы жизни ребенка, приз за режиссуру, приз за музыку, приз им. Я. Вильковского за актерские работы с куклой.

Белорусский государственный театр кукол - старейший театр кукол республики. В его репертуаре - запоминающиеся, зрелищные постановки. Они привлекают зрителей свежим, необычным прочтением традиционных классических и современных произведений, выразительной сценографией, яркими актерскими работами, оригинальным музыкальным сопровождением, использованием новых типов кукол. Театр хорошо известен и признан в Болгарии, Бельгии, Германии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Польше, Франции, Хорватии, Швейцарии, Эстонии и других странах.

Семидесятилетняя история Белорусского государственного театра кукол - это путь от полулюбительских постановок до искусства, которое не знает жанровых и тематических ограничений, приобрело признание в стране и в мире. Современным кукольникам подвластны и доброе наставление детской сказки, и высокая поэзия, философская глубина высот мировой литературы.

Как можно рассказывать о событиях, которые полностью принадлежат другому времени? С увлеченностью, с горечью, завистью? Скорее, с любовью. Нельзя бросать камень в прошлое: это несправедливо.

В конце двадцатых, в середине тридцатых годов в Беларуси кукольники пользовались большим успехом. Их нехитрый скарб и подвижность, доступность содержания и легкость формы, неизменный юмор и свобода импровизации позволяли без труда «достучаться» до каждого зрителя. Аудитория кукольного представления состояла не только из детворы. Внуки всегда рядом с дедушками да бабушками. Родителям, как правило, некогда. Но и они иногда заглянут на представление.

Идея создания кукольного театра носилась в воздухе и материализовалась 15 июля 1938-го. В тот день в Гомеле состоялось открытие Государственного театра кукол БССР .

История профессионального театра кукол похожа на жизнь человека, с детством и становлением. Многие из первых детских шагов сегодня кажутся наивными, слишком простенькими, временами ошибочными.

Долгое время белорусские кукольники не доверяли сами себе. Бесспорными и совершенными примерами для подражания считались спектакли Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова . У москвичей брали пьесы, эскизы кукол и декораций. Разве удивительно, что в начале жизни профессионального театра не актер играл куклой, а кукла копировала живого человека. Проблема «правдоподобия» долго не покидала белорусских кукольников.

Неповторимый стиль и свое лицо возможно приобрести только при наличии оригинальной драматургии. Поисками ее занимался весь коллектив театра. Счастливым толчком довоенной поры было появление Виталия Вольского с пьесой «Дед и журавль».

Перед войной завершилось детство Государственного театра кукол. Это был театр для детворы. И сам ребенок. Любопытный, шумный, нетерпеливый и добродушный.

Новое время в истории театра берет отсчет с переезда в Минск в 1950 году. Более точно, с появления Анатолия Лелявского (1956) и Леонида Быкова (1957), главного режиссера и художника Государственного театра кукол. Почти тридцатилетний период в жизни минских кукольников отмечен становлением самобытной режиссерской и сценографической культуры, поисками новый средств выразительности, появлением оригинальных и цельных спектаклей для детской и взрослой публики.

Со второй половины семидесятых актеры все чаще выходят из-за ширмы на сценические подмостки и действуют не от имени куклы, а вместе с нею. Мистические отношения человека и куклы, натуральные для детей, заворожили взрослую публику. Она потянулась в театр кукол. А тот сразу подкинул богатую пищу для размышлений, соблазнил стройными моделями бытия и сознания.

Если человек создан Богом, а кукла человеком, то их взаимозависимость теперь удивительным образом изменилась. Кукла оказалась способной вобрать в себя частичку божественного и возвысится над человеческим бытием. «Божественную комедию» не обошел ни один театр кукол. Она стала эпиграфом, знаком новой эры. Куклы помогают взглянуть на человеческие проблемы со стороны. Однако сами они, куклы, остаются таинственными, неразгаданными существами. И позволяют нам каждый раз пережить чувство физического и духовного обновления.

Все чаще Белорусский государственный театр кукол обращается к произведениям классической литературы. Ставят Якуба Коласа, Янку Купалу, Владимира Маяковского, Герхарда Гауптмана, Карло Гоцци, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира, Антона Чехова . И уже не удивительно, что, например, «Буря» или «Мастер и Маргарита» в Белорусском государственном театре кукол звучат более точно, ярко, эмоционально, чем на первых драматических сценах страны. Оба эти спектакля созданы режиссерской рукой преемника Анатолия Лелявского , его сына Алексея , который возглавил творческий коллектив в 1986 году. Настоящий соавтор обоих Лелявских - талантливый сценограф Алина Фомина , проработавшая в театре более тридцати лет.

Белорусский государственный театр кукол хорошо известен и признан в Болгарии, Бельгии, Германии, Латвии, Литве, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Польше, Франции, Хорватии, Эстонии.

В 2008 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь театру присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» .

Белорусский государственный театр кукол - один из ведущих театральных коллективов страны. Его спектакли убеждают в профессиональной зрелости и творческом энтузиазме коллектива, когда дух поиска и эксперимента может опереться на прочность выработанных годами традиций.

Татьяна ОРЛОВА



В продолжение темы:
Модные советы

Почему постная выпечка настолько актуальна? Первая причина - это патологическая нехватка времени у работающих женщин. Поэтому на каждой кухне требуются простые и максимально...

Новые статьи
/
Популярные