Антонио Вивальди: биография, интересные факты, творчество. Антонио Вивальди. Неизвестная жизнь известного композитора Антонио вивальди известные произведения

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

Краткую биографию Антонио Вивальди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Вивальди

В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.


Антонио с рождения страдал физическим недугом - одной из форм астмы. Но из всех шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное - умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность Антонио Вивальди дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.


В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж - по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы - по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой - опять же из-за пристрастия к музыке.

Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале делла Пиета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел уникальную возможность осуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи. По долгу службы ему приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания - кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать - у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.

Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.

Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.



Но Антонио уже был увлечен другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год. Его слава как оперного композитора растет, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать капельмейстером при его дворе.

В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.

На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.

Согласно биографии Вивальди, композитор в 1740 году в поисках выхода из положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар - не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных.



Интересные факты:

  • После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Некоторые ноты попали в руки его коллег- композиторов, а также близких родственников.
  • Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском произведений композитора. В 20-е годы XX века до него дошел слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике - 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов.
  • Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой. В 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
  • Почитателями искусства Вивальди являлись известные современники музыканта. Среди его слушателей были король Дании Фридрих IV и Папа Римский Бенедикт.
  • В венецианском путеводителе для иностранцев, датированном 1713 годом, отец и сын Вивальди упоминаются как наиболее искусные скрипачи среди музыкантов Венеции.

  • Наиболее популярным изображением композитора считается полотно французского портретиста Франсуа Морелон де ля Кавэ. Для портрета Антонио пришлось надеть белый парик - этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете без парика.
  • «Визитная карточка» Вивальди - цикл скрипичных концертов «Времена года» - в оригинальной версии именуется «Четыре времени года» «Le quattro stagioni».
  • Только у 40 опер из 90, о которых упоминает композитор, удалось подтвердить его авторство.
  • Эпиграфами к концертам, составляющих цикл «Времена года», поставлены сонеты. Автор их неизвестен, но предполагают, что они тоже принадлежат Вивальди.
  • В 1939 году была возрождена «Глория». Она прозвучала в Сиене в рамках «Недели Вивальди», организованной итальянцем Альфредо Казелла.
  • Сиенский институт носит имя Вивальди.
  • В здании бывшей школы «Оспедале делла Пиета» в настоящий момент располагается ресторанно-гостиничный комплекс.
  • Вивальди и Моцарт похоронены на одном кладбище в Вене, там хоронили одних из самых бедных представителей населения.


  • «Под музыку Вивальди» - так называется песня корифеев авторской песни В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. Музыка Вивальди в этом песенном тексте является символом душевной гармонии лирического героя.
  • Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий.
  • «Вивальди-оркестр» - так называется коллектив, создателем которого в 1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана Безродная. Его уникальность в том, что в его состав входят исключительно женщины. Это такой своеобразный «ремейк» оркестра воспитанниц, организованного Вивальди при школе «Оспедале делла Пиета» в начале XVIII века.
  • В знаменитом фильме «Красотка» музыка Вивальди, по замыслу режиссеров, стала одной из иллюстраций мира высшего общества. В ленте звучат вивальдиевские «Времена года» - три концерта из четырех.


  • Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
  • Итальянские ученые около трех лет назад сделали потрясающее открытие - выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание «Времен года» укрепляет память у людей преклонного возраста.
  • Швейцарский фигурист Стефан Ламбьель выиграл серебряную медаль на Олимпиаде в Турине в 2006 году, катаясь под «Времена года» Вивальди.

«Подруга рыжего священника»


В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной - певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав ее своей ученицей. Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника», и не без основания. Композитор ей явно благоволил, с момента их знакомства писал оперы специально для нее, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Кроме того, Анна вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках, и это породило кучу кривотолков насчет того, что композитор ведет образ жизни, не подобающий духовному лицу.

Прямых доказательств их романтической связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он нуждается в помощи, и Анна с Паолиной, которая была медсестрой, лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намеком на то, что Анна все же была музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория».

Кем бы ни являлась для Вивальди Анна, надо отдать ей должное - она не оставила композитора в трудное для него время и была его преданной спутницей и подругой до последнего его вздоха.

Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства

Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.

  • Именно благодаря Вивальди была укреплена совершенно уникальная по драматическому накалу техника исполнения, которая носит название «ломбардская», когда укорачивалась длительность первой ноты и ритмически опорной становилась последующая.
  • Композиторскому гению Вивальди принадлежит идея нового жанра сольного инструментального концерта.
  • Он поставил на новую ступень развития популярный в Италии жанр кончерто гроссо - ансамблево-оркестрового концерта, за которым закрепил трехчастную форму и вместо группы солистов выделил отдельный солирующий инструмент, наделив оркестр функцией сопровождения.
  • Огромен вклад Вивальди в эволюцию искусства оркестровки - он первым ввел в оркестровый состав гобои, валторны, фаготы и другие инструменты в качестве самостоятельных.
  • Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин.

Большое влияние сочинения Вивальди имели на известнейшего представителя музыкального искусства эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха . Он всерьез увлекался и детально изучал сочинения Вивальди, активно применял приемы музыкального языка и символику своего предшественника, делая их смысл более глубоким. Некоторые музыковеды в знаменитейшей мессе h-moll Баха находят несомненные отзвуки произведений итальянского мастера композиции. Впоследствии Бах переложил для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, еще 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочиненными Бахом.

На рубеже XIX -XX веков австрийский композитор и музыкант Фриц Крейслер, признанный мастер стилизации, пишет Концерт для скрипки с оркестром до мажор, к которому ставит подзаголовок «В стиле Вивальди». Огромный успех, сопутствующий этому яркому творению Крейслера, по инерции вызвал интерес и к сочинениям Вивальди, основательно подзабытым. Так началось победное возвращение знаменитого венецианца и его шедевров на музыкальный Олимп. Сегодня музыка Вивальди является одной из самых любимых у скрипачей всего мира.


Великие и знаменитые о творчестве Вивальди

  • Скрипач и дирижер Владимир Спиваков поэтически именовал «Времена года» «фреской человеческой жизни», поскольку человеку предстоит преодолевать тот же путь, что и природе - от рождения до смерти.
  • По мнению австрийского ученого В. Коллендера, Вивальди на несколько десятилетий опередил развитие европейской музыки в части использования динамики и чисто технических приемов игры на скрипке.
  • Способность Вивальди написать бесконечное количество вариаций на одну и ту же музыкальную тему стала основанием для саркастического замечания И. Стравинского, назвавшего Вивальди «занудой, способным шестьсот раз подряд сочинить один и тот же концерт».
  • «Вивальди - это праздник инструментальной музыки, скрипичная феерия. Он сам был виртуозным скрипачом и лучше других знал, как показать самое эффектное в звучании скрипки», - так отозвался о творчестве великого маэстро современный скрипач, победитель конкурса старинной музыки в Брюгге Дмитрий Синьковский.

Фильмы-биографии:

Личность композитора всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Вивальди сняли несколько картин, которые рассказывают о жизни музыканта.

  • Документальный фильм «4» (2007)
  • «Вива, Вивальди» (Франция, 2000)
  • «Вивальди в Вене» (1979)
  • «Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006)
  • «Вивальди, рыжий священник» (Великобритания, Италия, 2009)
  • «Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016)

Музыка Вивальди в фильмах


Произведение

Фильм

Концерт для скрипки с оркестром до мажор

«Моцарт в джунглях» (2015-2016)

«Времена года. Зима»

«Виноваты звезды» (2014), «Бета» (2014), «Ганнибал» (2013)

«Времена года. Весна»

«Зверопой» (2016), «Тайная жизнь домашних животных» (2016), «Фантастическая четверка» (2015), «Красавица и чудовище» (2014), «Стрела (2015), «Босх» (2015), «Касл» (2014), «Обитель лжи» (2014), «Симпсоны», «Диана: История любви» (2013), Закусочная Боба» (2013), «Гримм» (2012), «Мадагаскар 2» (2008)

«Времена года. Лето»

«Форс-мажор» (2014), «Три ночи» (2013), «Эффект колибри» (2013), «Карточный домик» (2013), «И все же Лоранс» (2012)

«Времена года. Осень»

«Маргарита и Жюльен» (2015), «Эти люди» (2015)

Концерт для скрипки с оркестром № 6

«Агент Картер» (сериал, 2015-2016)

Концерт для виолончели до минор

«Любовь и дружба» (2016)

Соната № 12 «Ла Фоллиа»

«Казанова» (2015)

Концерт для струнных и бассо континуо соль мажор

«Лучше звоните Солу» (2015)

Концерт для лютни и порванных струн

«Отель Гранд Будапешт» (2014)

Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить ее великолепие.

Видео: смотреть фильм о Вивальди

Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер, католический священник. Еще при жизни получил признание в Европе как композитор и скрипач-виртуоз, утвердил новую, так называемую «Ломбардскую» манеру исполнения. Является автором 40 опер, ораторий, более 500 концертов. Наибольшую популярность Вивальди получил благодаря своим скрипичным и инструментальным концертам. Одним из самых его известных произведений является «Четыре времени года» , написанное для струнного оркестра.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 в Венеции, бывшей в то время столицей Венецианской республики. Предки Антонио происходили из Брешии, где родился его отец - Джованни Баттиста Вивальди . В Венецию Джованни Баттиста (прозванный за огненный цвет волос «Рыжим») переехал около 1670 года. Там в течение некоторого времени он работал пекарем, а потом освоил профессию цирюльника. В свобод­ное от зарабатывания хлеба насущ­ного время Джованни Баттиста играл на скрипке. И оказался настоль­ко одаренным музыкантом, что в 1685 году прославленный Джованни Легренци, капельмейстер собора св. Марка, принял его на службу в свой оркестр.

Первый и самый знаменитый из шести детей Джованни Баттисты Ви­вальди и Камиллы Каликкьо, Анто­нио Лючио, появился на свет раньше срока из-за внезапного землетрясе­ния. Родители мальчика увидели в рождении новой жизни при таких странных обстоятельствах знак свы­ше и решили, что Антонио должен стать священником.

Когда будущему великому компо­зитору было 15 лет, ему выбрили тон­зуру (символ тернового венца), а 23 марта 1703 года двадцатипятилет­ний Антонио Вивальди принял духовный сан. Однако он не чувствовал в себе искреннего желания быть свя­щенником и вскоре перестал слу­жить мессы. Хотя, как свидетельству­ет Карло Гольдони, всю свою жизнь Вивальди ежедневно читал молит­венник.

От отца Антонио унаследовал не только цвет волос (довольно редкий среди итальянцев), но и серьезную любовь к музыке, в особенности - к игре на скрипке. Джованни Баттис­та сам давал сыну первые уроки и привел его на свое место в оркестр собора св. Марка. Антонио занимал­ся композицией, учился играть на клавесине и на флейте. В сентябре 1703 года Вивальди стал преподавать музыку в приюте для девочек «Оспедале делла пьета».

Приют «Оспедале делла пьета» (буквально - «госпиталь сострада­ния») существовал с 1348 года и всег­да славился всесторонним (в том чис­ле и музыкальным) образованием, которое получали его воспитанницы.

Вивальди был связан с этим учрежде­нием на протяжении почти всей своей жизни. Нужно еще сказать, что пре­подавательская деятельность компо­зитора не ограничивалась работой в качестве «маэстро ди виолино» - т. е. учителя игры на скрипке. Вивальди давал частные уроки певцам, обучал игре на альте. Кроме того, он дирижи­ровал оркестром на репетициях и концертах, когда не было главного ди­рижера. И без устали писал музыку.

В 1705 году венецианский издатель Джузеппе Сала опубликовал первый сборник сонат для трех инструмен­тов (двух скрипок и баса) Антонио Вивальди. Следующую «порцию» скрипичных сонат Вивальди издал четыре года спустя Антонио Бортоли. Вскоре сочинения «рыжего священ­ника» (так окрестили Вивальди-младшего те самые венецианские шутники, что прежде дали прозвище «Рыжий» его отцу) приобрели не­обыкновенную популярность.

Всего лишь за несколько лет Анто­нио Вивальди стал самым знамени­тым скрипичным композитором Ев­ропы. О его славе и невероятном успехе свидетельствует следующий факт: в 1711-1729 гг. в Амстердаме вышло двенадцать сборников инструментальной музыки Вивальди , в том числе L"estro armonico («Гармоничес­кое вдохновение» ), La stravaganza («Причуда» ) и II cimento dell"armonia е dell"invenzione («Опыт гармонии и фантазии» ) - произведение, вклю­чающее в себя знаменитые Le quattro stagioni («Четыре времени года» или просто «Времена года» ). Впоследст­вии творения Вивальди печатались в Лондоне и Париже - тогдашних из­дательских центрах Европы.

В 1713 году в Виченце Вивальди пред­ставил публике свою первую оперу «Отгон на вилле» . В последующие пять лет он издал еще пять опер, ко­торые покорили крупнейшие вене­цианские театры. Вивальди стре­мительно превращался из вполне скромного «рыжего священника» в блестящего светского композитора.

В начале 1718 года он получил при­глашение служить дирижером при дворе в Мантуе. Здесь композитор пробыл до 1720 года, то есть до смер­ти жены своего работодателя князя Филиппа. И здесь же, в Мантуе, Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро . По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы, что вполне объяснимо, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве владели секретами вокальной техники. Сначала она была его ученицей, потом - главной исполнительницей в его операх и, на­конец, к всеобщему возмущению, стала его любовницей. Такое поведение композитора вызывало нарекание со стороны церковников. Позднее для Вивальди это приведет к тяжелым последствиям. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары Руффо запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу в связи с грехопадением композитора. По тем временам это считалось неслыханным позором и означало для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительными были и потери в финансовом плане.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вернувшись в Венецию после трехгодичной службы в Мантуе, Вивальди всецело посвятил себя театральной деятельности. Он пробовал свои си­лы и в качестве автора, и в качестве импресарио.

В 1723-1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов пожинал триумфальный успех в Риме, выступление в котором считалось наиболее серьезным испытанием для любого композитора. Вивальди выступил в Риме с операми «Геркулес на Термодонте» (1723 год), «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» (1724 год).

Наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые «Времена года» . Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделенных программными названиями. Однако программными в подлинном смысле слова являются лишь «Времена года». В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания, а их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки.

В концерте «Зима» - в партитуре «Ад» - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи. Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.

Подлинно новаторский по замыслу цикл «Времена года» значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.

Во время карнавала 1734 года зрители театра «Сант-Анджело» увидели новую оперу Вивальди на либретто «Олимпиады» Метастазио - одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. Столь многоплановый по драматическим коллизиям сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведения. Такой авторитетный знаток оперного творчества Вивальди, как А. Казелла, писал, что «Олимпиада» выделяется среди других опер итальянского композитора несравненной красотой музыки.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735 год), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736 год).

В 1740 году Вивальди окончательно отказался от работы в «Оспедале дел­ла пьета» и уехал в Вену, ко двору им­ператора Карла VI, своего давнего и, что немаловажно, могущественного почитателя.

Но, увы, радужным планам вели­кого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену, он уже не застал монарха в живых. Кроме того, к этому времени популярность Ви­вальди пошла на спад. Предпочтения публики изменились, и барочная му­зыка быстро оказалась на периферии моды.

Шестидесятитрехлетний музы­кант, никогда не отличавшийся креп­ким здоровьем, не смог оправиться от этих ударов судьбы и заболел неизве­стной болезнью.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене от «внутреннего воспаления» (так было записано в погребальном протоколе), на руках своей ученицы и подруги Анны Жиро. Похороны были скромные: прозвучало лишь несколько ударов колокола, а про­цессия состояла только из людей, на­нятых нести гроб.

После смерти музыкальное наследие Антонио Вивальди находилась в забвении почти 200 лет, и только в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены сборки рукописей композитора.

Вивальди — имя этого композитора на слуху у каждого из нас. Его виртуозные скрипичные произведения сложно не узнать, они сопровождают нас повсюду. Все потому, что каждое из них невероятно красиво, уникально, но вместе с тем узнаваемо за счет единого стиля композитора. Список произведений Вивальди обширен и разнообразен. Это оперы, концерты, сонаты и небольшие пьесы, некоторые из которых не дошли до наших дней.

В статье представлен список известных произведений Вивальди, дана информация, как и когда он их написал.

Жизнь великого творца

Антонио Лючио Вивальди — итальянский композитор — появился на свет 4 марта 1678 года в прекраснейшем городе Венеция. Его отец был потомственным цирюльником, но по совместительству увлекался игрой на скрипке. И настолько хобби завлекло его, что он стал виртуозным скрипачом, весьма известным в своем городе.

Свой талант вместе с инструментом он передал по наследству сыну и тот уже, приумножая дарования своего родителя, сумел не только играть на скрипке, но и сочинять уникальные мелодии.

Написанием музыкальных текстов Антонио увлекся еще в юные годы — он сочинял простые «песенки», мотивы, иногда записывал их, иногда просто запоминал. Вскоре стал придумывать полноценные произведения, которые пришлись по вкусу венецианской музыкальной элите.

Вивальди был приглашен на работу в качестве композитора в консерваторию «Пиета», где музыке обучались брошенные и осиротевшие девочки. Именно для них Антонио писал по 2 концерта в месяц, а они изучали эти творения в качестве этюдов. Вот так пришли в мир многочисленные произведения Вивальди. Список бесконечен, их невероятно много, они чем-то похожи между собой, но вместе с тем каждое является уникальным.

Кончерто гроссо

Антонио Вивальди по праву считается родоначальником отдельного музыкального жанра — кончерто гроссо, что переводится как «большой концерт». Суть заключается в том, что в ходе исполнения произведения чередуются партитуры, в которых выступает весь оркестр и отдельные партии, где солирует тот или иной инструмент (в случае Вивальди это чаще всего скрипка). Это разновидность ранее существовавшей трио-сонаты, где первая часть — быстрая, вторая — медленная и третья — снова быстрая. Только теперь ее звучание стало более многогранным и интересным за счет такой колористики. В списке произведений Антонио Вивальди насчитывается 517 концертов, которые делятся на следующие категории:

  • 44 концерта для бассо континуо и струнного оркестра;
  • 49 кончерто гроссо;
  • 38 концертов для двух инструментов с аккомпанементом струнного оркестра или бассо континуо;
  • 32 концерта для трех инструментов и сопровождения в виде бассо континуо или струнного оркестра;
  • 352 концерта для одного инструмента и аккомпанемента в качестве бассо континуо или струнного оркестра.

Концертный список произведений Вивальди до сих пор практически в полном объеме является достоянием музыкальных школ и училищ. Дети разучивают и играют концерты, тем самым совершенствуясь в виртуозности и технике звука.

Оперы

Антонио Вивальди был композитором, который мог за три дня написать целую оперу — именно такая слава разнеслась о нем по всей Венеции. И это было правдой. Он действительно очень быстро и при этом талантливо сочинял столь сложные вокально-инструментальные произведения, которые имели большой успех.

На счету у композитора 90 опер, многие из которых незаслуженно забыты. Другие же до сих пор пользуются успехом в ведущих театрах мира.

Рассмотрим оперный список произведений Вивальди, затронув лишь самые известные творения:

  1. «Неистовый Роланд».
  2. «Фарнак, правитель Понта».
  3. «Олимпиада».
  4. «Гризельда».
  5. «Аристид».
  6. «Тамерлан».
  7. «Моисей, бог фараона».
  8. «Поклонение волхвов».
  9. «Торжествующая Юдифь».

Прочие произведения

Поразительно, но учитывая темпы, с которыми Вивальди писал под заказ, у него еще оставалось время и вдохновение, чтобы сочинять произведения ради собственного удовольствия! Так сказать для души, композитор написал более 100 сонат, а также серенады, кантаты, симфонии и мелкие пьесы. Но стоит представить еще один биографический факт об Антонио — он был священником. Он никогда не отступал от церкви, поэтому написал немало католических секвенций Stabat Mater.

Для августейших особ

Благодаря несравненному таланту и гениальности Вивальди быстро стал излюбленным композитором и музыкантом. Его творения просто обожал Людовик XV. Антонио ко дню бракосочетания короля написал серенаду-кантату «Глория и Игоменей». Год спустя ко дню рождения двух августейших принцесс Вивальди написал еще одну серенаду — «Празднующая Сена». Следующее творение было уже создано специально для Карла VI и получило название «Цитра». Говорят, что император настолько проникся творчеством и самой личностью композитора, что мог беседовать с ним целыми днями. Он пожаловал Вивальди золотую медаль и звание рыцаря, а также пригласил в Вену. За это композитор отправил ему копию произведения «Цитра».

Времена года

Переходим к списку музыкальных произведений Вивальди, которые завоевали успех, неподвластный времени. Речь идет о знаменитых «Временах года», кои получили столь простое и незамысловатое название лишь потому, что их в опусе 12 штук.

В начале 1720-х Вивальди принялся за написание нового опуса под номером 8. Он назвал его «Спор гармонии с изобретением», но однозначно эти «сонаты» имели сезонный контекст. Дело в том, что перед исполнением каждой из них зачитывался сонет, в котором четко представлялось конкретное время года. Предположительно, эти сонеты сам Антонио и написал, но скрыл свое авторство. Что же из себя представляет Opus No.8?

Это четыре концерта, каждый из которых состоит из трех частей. Первая именуется «Аллегро», вторая — «Ларго» или «Адажио» и третья снова «Аллегро» или «Престо». То есть структура как у обычной сонаты или кончерто гроссо — две крайние части быстрее, а середина медленная и протяжная.

Нередко «Времена года» звучат в фильмах, передачах, их исполняют на светских раутах или просто наслаждаются этой прекрасной музыкой дома.

Заключение

Полный список произведений Вивальди, указывающий на наименование каждого произведения, был бы невероятно огромным и не уместился бы в рамки единой статьи. Сложно представить себе, насколько талантливым и гениальным был этот человек, как он виртуозно владел инструментом и собственным вдохновением. Он подарил миру богатейшее наследие в виде несчетного количества концертов, сонат, опер и прочих музыкальных творений, которые с огромным удовольствием играют и слушают сегодня.

(кое-кто называл его виртуозом), помогал ему попробовать музыкальную карьеру и записал его в оркестр Капеллы Святого Марка, где он был поциновуваним виолончелистом .

  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 49 кончерти Гросс;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виолы д"амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины)
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин)
  • 32 концерта для 3-х и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и / или бассо континуо.
  • Автор более 100-я соната для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.

Один из самых известных произведений - первые 4 концерта с 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - "Четыре времени года" - ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внес существенный вклад в развитие инструментовки, он первым применил гобое , валторны , фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.


3.1. Список произведений

  • 27 опер, в частности
    • Роланд - мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, театр "Сант-Анджело", Венеция),
    • Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же),
    • Коронация Дария (L"incoronazione dи Daria, 1716, там же),
    • Обман, торжествующий в любви (L"inganno trionfante in amore, 1725, там же),
    • Фарначе (1727, там же, позднее также под названием Фарначе, правитель Понта),
    • Кунегонда (1727, там же),
    • Олимпиада (1734, там же),
    • Гризельда (1735, театр "Сан-Самуэль", Венеция),
    • Аристид (1735, там же),
    • Оракул в Мессении (1738, театр "Сант-Анджело", Венеция),
    • Ферасп (1739, там же)
  • оратории -
    • Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714),
    • Торжествующая Юдифь (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716),
    • Поклонение волхвов (L"Adorazione delli tre Re Magi, 1722);
  • 56 светских кантат, в том числе
    • 37 для голоса с бассо континуо,
    • 14 кантат для голоса со струнным оркестром
    • большая кантата Глориа и Гименей (1725);
  • серенады для 1-4 голосов-
    • в том числе Сена, который празднует (La Senna festeg-giante, 1729);
  • духовная музыка (около 55 произведений) в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и другие;

4. Мультимедиа

Фрагменты из цикла "Времена года" в формате Ogg vorbis
  • Весна. Часть 1 Allegro описание файла
  • Весна. Часть 2 Largo описание файла
  • Весна. Часть 3 Allegro описание файла
  • Лето. Часть 1 Allegro non molto описание файла
  • Лето. Часть 2 Adagio описание файла
  • Лето. Часть 3 Presto описание файла
  • Осень. Часть 1 Allegro

Биография:

Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) - итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.

Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции - у Джованни Легренци.

В 1703 Вивальди принял сан священника. В 1703-25 - педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 - руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 вновь недолго был капельмейстером.

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро).

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года от «внутреннего воспарения», как было записано в погребальном протоколе.

Сочинения

Более 40 опер, в том числе «Роланд - мнимый безумный» (Orlando fiato pozzo, 1714, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Daria, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарначе» (1727, там же, позднее также под названием «Фарначе, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.; светские кантаты, серенады, симфонии, Stabat Mater и другие церковные произведения; более 400 инструментальных концертов, в том числе 76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, 10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо; «concerti grossi» (49), для одного инструмента с basso continue (331, в том числе 228 для скрипки) и др. Одно из самых известных произведений - цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» - ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные