Бенджамин Клементин: как парижский бездомный получил Mercury Prize. Бенджамин Клементин: как парижский бездомный получил Mercury Prize Три главные песни Бенджамина Клементина

18 декабря в киевском клубе Stereo Plaza выступит Бенджамин Клементин. Это третий приезд в Украину молодого британского музыканта, который сводит с ума весь мир. За несколько дней до концерта в Киеве Бенджамин Клементин рассказал Дарье Слободяник о своем впечатлении от Украины, поэзии и моде.

Бенджамин Клементин

Звонок Клементина оживил редакцию сайт: главред интересовалась, не будет ли это скайп-интервью, ведь тогда вся команда сможет посмотреть на любимого музыканта; коллеги спрашивали: "Ну как?", а я тем временем искала укромный уголок, чтобы уединиться для разговора с музыкантом. Бенджамин говорит тихо, вдумчиво и живо реагирует на мои вопросы - то и дело смеется и восклицает что-то. Большой "звездой" он стал только год назад, когда в 2015-м получил престижную музыкальную награду Mercury Prize, поэтому вопросы прессы ему пока не приелись. в Stereo Plaza - третий визит музыканта в Украину: , а в августе - в Одессе. "Украина для меня - большая загадка", - приветливо говорит Клементин. - Я много читал в новостях о вашей стране и так хотел приехать сюда - увидеть все своими глазами. В Украине оказалось чудесно, вы полны жизни. И девушки очень красивые".

Трогательную историю о том, как Клементин в течение нескольких лет скитался по Парижу и пел в переходах в метро, где его заметил продюсер, не пересказал только очень ленивый журналист. Что в этой истории правда, а что - домыслы, совершенно неважно - она в любом случае придает музыканту таинственности. Сам Бенджамин о своем прошлом говорит без кокетства, хоть и не вдается в подробности. Он вспоминает, что когда в прошлом году на церемонии вручения Mercury Prize услышал свою фамилию, то просто не поверил. "Я поднялся на сцену, начал что-то говорить, но все равно не верил в происходящее. Слишком все это отличалось от мой прежней жизни, в Париже, в которой я был никем и никому не был нужен". Победа Бенджамина была похожа на историю про Золушку, а передовицы серьезных газет, например, британской Telegraph, пестрели заголовками: "Парижский уличный музыкант получил Mercury Prize".

К слову, тогда на сцене 25-летний музыкант говорил вовсе не о музыке, а о Париже. Буквально за несколько дней до вручения премии в парижском концертном зале "Батаклан" случилась террористическая атака, и Бенджамин посвятил свою победу "людям Парижа". Париж - важный город для Клементина: он буквально сбежал туда из Лондона в 19 лет, прожил шесть лет, из них полгода, по его собственному признанию, был бездомным. "В Париже я стал мужчиной. Я оказался там один на один с собой, не было ни друзей, ни денег, ни возможностей, я не знал языка, поэтому пришлось позврослеть. В Париже я написал большую часть песен, которую вы слышали в альбоме At least for know - я просто рассказывал о том, что чувствую, о том, что переживал, о том, за чем скучаю".

Вручение Mercury Prize, 2015 год

"Говорят, что человек не может стать пророком в своей стране, так что я уехал - и вот он я". Это слова из песни At Least for Now. С новым альбомом Клементин в 2015 году действительно триумфально вернулся в Лондон: получил Mercury Prize, подписал контракт с крупным музыкальным лейблом, стал звездой фестивалей, от Каннского до джазового в Монтре, и любимцем модной публикой. С модой все особенно любопытно: еще в юности в Лондоне Клементин подрабатывал моделью для нескольких брендов, но об этом почти не говорит. А в прошлом году Кристофер Бейли, креативный директор дома , пригласил Беджамина выступить на нескольких показах бренда - и так музыкант стал своим для британского мира моды.

"Меня удивило то, что Кристофер Бейли знал обо мне, когда я был никем. Он слышал меня где-то, когда я жил в Париже, и когда я вернулся в Лондон, он был одним из первых публичных людей, которые меня поддержали. Мы встретились на одном из музыкальных фестивалей в Лондоне и подружились - он оказался очень приятным. Когда он впервые предложил сыграть на показе Burberry, я немного удивился - я был тогда далек от этой публики. Бейли заставил меня изменить мой взгляд на мир моды и богатых людей. Раньше я относился к ним с небольшим предубеждением - мол, богатый не может быть душевным, но оказалось, я думал поверхностно. Хотя кто-то и сейчас говорит, что моя музыка не для Burberry и вообще не для мира моды, но кто это решает?"

Бенджамин Клементин на показе Burberry, 2015

Отровенность Бенджамина поражает - и в интервью, и на сцене. Если вслушаться в его тексты - The People and I, Condolence, Adios, становится понятно, что он поет о себе - о любимых людях, привычках, комплексах и страхах. Не страшно ли так обнажаться перед публикой? "Нет-нет", - торопливо говорит Бенджамин. - Это мой выбор! Я знаю, что в жизни произвожу впечатление человека нелюдимого и стеснительного, такой я и есть, в принципе, но на сцене я совсем другой. Я на сцене ничего не боюсь, потому что могу честно говорить с публикой".

На сцене я ничего не боюсь

Кажется, этому человеку интересно все. За 20 минут мы успеваем поговорить о моде, поэзии, музыке, политике и путешествиях - Бенджамин вдумчив, открыт и очень умен. О таких, как он, говорят "хорошо образован" - но вся соль в том, что у Бенджамина нет высшего образования, он самоучка. Он вырос на музыке Шопена и Дебюсси, самостоятельно освоил фортепиано, кларнет, флейту и саксофон. Также самостоятельно Клементин изучал литературу: просто "нарыл" в библиотеке неподалеку от своего дома в Эдмонте, пролетарском пригороде Лондона, книги Уильяма Блейка и Джуорджа Оруэлла - вот и образование.

Поэзия, кстати, большая любовь Клементина - он даже написал сборник стихов, нашел издателя, но не хватило времени довести дело до конца. "Вы же наверняка слышали, что я большой поклонник Боба Дилана и Леонарда Коэна. Я много слушал их и однажды понял, что эти люди никогда не сочиняли песни - они сочиняли поэзию. И в какой-то момент так начал действовать я сам. Потому что стихи - самый честный способ общения с публикой".

Его история уже стала мифом: сын бедных родителей из Ганы растет в Лондоне в окружении умных книг, а свободное время коротает с пианино. Он ни с кем не сближается и ни к кому особенно не привязан, мыкается по самым печальным кварталам Лондона и больше всего любит поэзию романтиков. Сбежав из Лондона в Париж в 19 лет, начинает петь в переходах метро, перебивается случайной работой и ночует по углам - мелочи в кепке хватает, чтобы свести концы с концами. В метро мимо него проходят продюсеры - так появляются первая EP музыканта и внезапный эфир на телевидении, после которого его хлопает по плечу сэр Пол Маккартни и приглашает на выступление Бьорк.

Где в этой отшельнической истории мифотворчество, а где факты - невозможно разделить, что в истории о поэте и не требуется. Очевидно, что диккенсовский мотив в биографии Бенджамина Клементина нужен в первую очередь медиа: сам певец злится, когда о его трудном прошлом спрашивают чаще, чем про песни. Но в образе самоучки из полунищей религиозной семьи, который возвращает Шопена и европейскую поэзию на радио BBC, - весь абсурд круговорота современной культуры, где в роли источника вдохновения вместо твоего района или окружения обнаруживается книжка из муниципальной библиотеки или надрывное признание «Я ни о чем не жалею» Эдит Пиаф. Песни Клементина будто бы составлены по правилам детской игры: загадываешь желание, вытаскиваешь произвольную книжку в библиотеке, называешь страницу и строчку - получается история, в которой нет высокого и низкого, а есть только человеческое.

Бенджамин редко рассказывает о детстве: родители после развода скорее выживали на невыносимых работах для мигрантов, чем были наставниками для пятерых детей. В школе его дразнили «педиком» за андрогинность и привычку читать: по простым понятиям лондонских окраин, оба свойства - стопроцентный природный дефект. Уставший, не слишком счастливый и живший в одном из самых депрессивных районов Лондона, где «половина беременны, а вторая половина - на пособии», он наскреб денег на ближайший рейс лоукостера easyJet, чтобы оказаться в Париже (это был первый попавшийся город) и начать жизнь с чистого листа. Через пару дней он выкинул телефон на площади Клиши, понимая, что ему некому звонить. За несколько лет он так и не выучил французский язык и не подружился ни с кем надолго.

Benjamine Clementine «London»

Картинка того, как бродяга становится певцом, поднявшись на холм Монмартра и увидев Сакре-Кер, покажется надуманной - но именно это и произошло. Вчерашний бездомный попадает на обложки, хотя продолжает надевать костюм на голое тело и выступает преимущественно босиком: в момент триумфа Канье Уэста и его сарказма в «Famous» есть тот, кто может спеть коэновскую «Hallelujah» и действительно иметь это в виду. Вот он - человек, который упал на Землю с новыми песнями невинности и опыта, напоминающими и жовиального Нэта Кинга Коула, и парящего в иных сферах Энтони Хегарти.

Неприкаянность - его второе имя: Клементин спокойно рассказывает о том, как одиночество и скитание по городу без цели необходимы для брожения ума: «занят бездельем, играю словами» - из такого сора и появляются стихи, и здесь нечего стыдиться. Мыть посуду в отелях Парижа, как Джордж Оруэлл, совершенно не обидно и куда менее травматично, чем быть лондонской моделью Abercrombie & Fitch, что Клементин тоже попробовал и до сих вспоминает об этом неохотно. Скулы и прическа Грейс Джонс, черная кожа, лаконичный стиль делают Клементина идеальным объектом для наблюдения, о чем он явно осведомлен, - тексты его песен идут бок о бок с фотосессиями, где внешность становится аккомпанементом интимных признаний.

В Париже Бенджамин Клементин пел в переходе соло а капелла - на инструменты у него денег не было. «Пение в переходе учит скромности и доброте к людям», - говорит он в интервью и добавляет, что публика на его концерте - часто те же самые люди, кого он мог встретить в парижском метро на второй линии, и это успокаивает. Когда жизнелюбивый город потрясут теракты, молодой голос современного мультикультурного Парижа будет продолжать петь и выступать здесь, вспоминая, что город, воспитавший его, - в первую очередь место с чувством собственного достоинства, где любят музыку, умеют печалиться и радоваться вместе. Там он придумает один из своих хитов «London» - о возвращении на родину, где строчка «London calling» будет звучать не торжественно и самоуверенно, как в гимне The Clash, а как в песне про далекий дом, куда и радостно, и боязно возвращаться. Но Бенджамин Клементин вернется, Лондон станет ближе и теплее - с контрактом EMI, солд-аутами в концертных залах мировых столиц и той же замкнутой жизнью артиста.

Сторонившийся одноклассников и влияния хип-хопа и RʼnʼB, Бенджамин и сейчас бродит в бермудском треугольнике лучших фортепианных авторов - Шопена, Равеля и Сати. Его конек - интуиция и жадный поиск: видно, как совсем молодой парень, гипнотизированный Antony & The Johnsons, постепенно открывает для себя мир Скотта Уокера и Джонни Кэша, постигает Ника Кейва и Тома Уэйтса и влюбляется в британского классика Воана-Уилльямса и его «Взлетающего жаворонка». Певец явно находится только в начале своего пути, умеет впитывать, смотреть во все стороны сразу и искренне любит классические (или старомодные) вещи, которые затерялись на отмели доминирующей поп-культуры. Легендарный музыкант Дэвид Бирн перед интервью с Клементином рассуждает, что самообразование певца - его способ задавать вопросы о том, как жить в мире, который окончательно утратил смысл.

Benjamin Clementine «Cornerstone»

В парижском метро он по-своему пел Боба Марли на гитаре, а в концертном зале под софитами перекладывает классику Хендрикса на рояль - с присущим ему сомнением, стенаниями и наговором, без куража, который в манере Хендрикса напрасно пытаются воспроизвести другие исполнители. Парижское томление и сплин, которые так непринужденно женит французский шансонье Жак Брель, тоже заимствуются Клементином мягко и без фальши. Если вы видели плачущего Бреля на видеозаписях, то моментально уловите сходство пауз, спотыкающегося ритма и контрапункта: его песни - это продолжение сбивчивой речи, поэзия и мелодрама с поддержкой фортепиано. В стихах Клементина отчетливо слышится максимализм другого трубадура - трагического фолк-певца Тима Бакли. Но самая очевидная аналогия для Клементина, безусловно, Нина Симон, прошедшая путь от обычной пианистки и стеснительной исполнительницы чужих песен до автора-суперзвезды.

Шторм, томление и упоение, с которыми Бенджамин Клементин поет «Я не жалуюсь», - той же природы, что и «Мне хорошо» Нины Симон: «хорошо», пережитое на пределе, которое в любой момент может опрокинуться в разочарование и горечь. Романтическая поэзия учит, что крайности неизбежны и бояться их не стоит. «Избыток скорби смеется. Избыток радости плачет», - написал кумир Клементина Уилльям Блейк: спустя триста лет пламенеющий голос Клементина подхватывает его манеру просто и емко рассуждать о радости беспечной и ночи бесконечной, которые подчас неотделимы друг от друга.

«Рай - другое название любопытства», - рассказывает поэт и певец, вспоминая о том, как подростком читал Канта, чтобы выбраться из окружающей его бедности и предрешенности. Его сборник стихов «Through the Eyes of a Wild Greyhound» готов к публикации, и в мысленном соседстве с Томасом Элиотом и Сильвией Плат Клементин чувствует себя едва ли не более спокойно, чем на сцене с наградой за музыкальный альбом. Он вспоминает, как Библия была для него сборником увлекательных историй и дорогой к мировой литературе - «Хроникам Нарнии», трактату Джона Локка «Опыт о человеческом разумении» и жизнерадостным стихам Кэрол Энн Даффи о моряках, меняющемся пейзаже и братьях наших меньших. Что больше повлияло на него - арфы Джона Китса, «Человеческая абстракция» Блейка или французские шансонье, - Клементин не знает, но с готовностью цитирует всех, подразумевая, что поэзия вообще - состояние души примерно про одно, невыразимое и поэтому постоянно нуждающееся в новых словах и названиях.

Темнокожий уроженец Лондона с прической афро, Бенджамин Клементин еще недавно пел за еду на улицах Парижа, а сегодня выпускает второй студийный альбом, став за какие-то два года поистине музыкальным феноменом и культовой фигурой: его голос сравнивают с голосами Нины Симон и Леонарда Коэна, модный дом Burberry устраивает коллаборации , а Gorillaz и Шарль Азнавур зовут петь вместе. В преддверии первого сольного российского концерта столь самобытного артиста мы собрали главные факты о яркой судьбе Клементина и выбрали его лучшие, на наш взгляд, песни.

Бенджамин – сын глубоко верующих католиков из Ганы. Раннее детство он провел в промышленном пригороде Лондона со своей фанатично верующей бабушкой, после чего переехал к родителям. В школе он часто становился объектом насмешек, а дома воспитывался в строгой религиозной манере, в связи с чем рос непослушным и часто прогуливал занятия, предпочитая уединенное посещение библиотек. Интерес к музыке возник у него в 11 лет благодаря старшему брату Джозефу: тот приобрел пианино и давал Бенджамину поиграть после своих занятий. Впрочем, родители не поддерживали творческие начинания младшего сына и всячески отваживали его от игры на любых музыкальных инструментах, мечтая вырастить из него юриста.

Клементин действительно долгое время был бездомным. В 16 лет он завалил большинство своих школьных экзаменов и решил покинуть надоевшее учебное заведение навсегда, что привело к неизбежной ссоре с родителями – те выставили сына за дверь. Не имея средств к существованию и буквально крыши над головой, Бенджамин провел пару лет на улицах Лондона, а к 19 годам переехал в Париж, где выступал в барах, гостиницах и метро, параллельно сочиняя собственные песни. Многие видеозаписи, гуляющие сегодня по YouTube, запечатлели Бенджамина с гитарой наперевес, исполняющего по вагонам Марвина Гэя, Боба Марли и Джона Ледженда.

Успех пришел к бездомному музыканту спонтанно. На одном из вечерних выступлений на площади Клиши его заметил музыкальный агент, который и познакомил Клементина с его первым менеджером. Уже в 2012 году Бенджамин начинает выступать на крупных фестивальных площадках в Каннах и Ла-Рошель, на последней из которых играет четыре ночи подряд и зарабатывает повышенное внимание французской прессы, назвавшей артиста «английским откровением». Вскоре Клементин подписывает свой первый в жизни контракт, разделенный между тремя звукозаписывающими компаниями: Capitol Records, Virgin EMI и Barclay Records. В 2013 году он выпускает и первый студийный сингл.

За дебютный альбом «At Least for Now» Клементин получил престижную Mercury Prize. Сегодня эта музыкальная награда считается главной на территории Соединенного Королевства, и в тот год в борьбе за награду Бенджамин обошел таких заслуженных британских исполнителей, как Florence and the Machine, Aphex Twin и Jamie xx. В том же году английская пресса называет его в череде самых влиятельных людей страны, The New York Times зачисляет в новые культурные гении, а в любви к эмоциональной манере исполнения артиста признаются Бьорк и сам сэр Пол Маккартни.

Новый лонгплей Клементина вышел 29 сентября 2017 года. И если первый альбом был практически целиком написан музыкантом во время его парижского периода, нося отпечаток уличных скитаний и внутренних метаний артиста, то «I Tell a Fly» придумывался преимущественно в Нью-Йорке и получился более экспериментальным по звучанию. На новой записи много от современной электронной музыки, шансона и даже рока, а нестандартные аранжировки и тексты, уходящие в абстрактные размышления (например, отсылки к «мухе» в названии), и вовсе могут отпугнуть прежних поклонников артиста от своего кумира. Впрочем, как и с любым альбомом по-настоящему большого автора, именно такие непривычные и порой трудные для восприятия записи и требуют от нас многократного, вдумчивого прослушивания – а возможно, даже и купленного билета на концерт .

Три главные песни Бенджамина Клементина

Cornerstone

Визитная карточка Клементина, с которой и началась его большая карьера, – о разбитом любовью сердце.

London

Один из главных хитов музыканта – признание в любви родному городу и в то же время откровенная исповедь блудного сына.

Phantom of Aleppoville

Главный сингл со второго альбома, одновременно личное и политическое высказывание Клементина, рифмующее войну в Сирии и школьную травлю.

О н скромен, при этом по-детски открыт. Он любит выходить на сцену босиком, в темном длинном пальто поверх голого торса. Говорят, что его талант по-настоящему раскрылся в парижском метро, где он два года подрабатывал, исполняя на станции Плас де Клиши песни из репертуара Джеймса Брауна, Боба Марли и Нины Симон. Кстати, именно с верховной жрицей соула чаще всего сравнивают Бенджамина Клементина в прессе , называя его «мужской реинкарнацией Нины Симон». Безусловно, что в случае с Бенджи и божественной Ниной существуют определенные эмоциональные и стилистические параллели. Однако, по-настоящему их души роднит беззащитная распахнутость миру, незашоренность подхода к музыке в целом и к соул-музыке в частности. «Я - экспрессионист. Я пою о том, о чём говорю, а говорю то, что чувствую и чувствую, что играю искренне, делая это как никто другой».
Бенджамин Клементин © Jacopo Lorenzo Emiliani

Жизнь и приключения этого молодого человека трудно описать в двух словах, они заслуживают отдельного рассказа. Родился Бенджамин Сен-Клементин в 1989 году в Лондоне в семье выходцев из Ганы. Его уникальные музыкальные способности к проявились, когда ему было 17 лет. Среди юношеских пристрастий были Эрик Сати и Энтони Хегарти, Леонард Коэн и Нина Симон, Лучано Паваротти и Джими Хендрикс. Тяга к музыке позволила ему с легкостью освоить клавиши, флейту, кларнет, саксофон, скрипку, гитару и ударные. Однако неожиданная встреча увела Бенджи от сцены в сторону… подиума. Все предопределила встреча на лондонской Оксфорд-стрит: представитель модельного агентства заметил молодого человека с яркой, броской внешностью и тут же предложил вдохновленному юноше стать лицом корейского бренда HUM.

Но самое интересное случилось дальше. После нескольких лет успешной работы в Лондоне, Бенджамин… пропал. Одним пасмурным утром он, никого не предупредив, купил билет на самолет в Париж – абсолютно незнакомый ему город. Здесь он 2 года жил в метро (реже – в хостелах), выступая время от времени в барах и отелях. Последующая череда встреч с будущими продюсерами и, как следствие, подписание контрактов с британским лейблом Virgin EMI и французским Barclay – история не менее интересная, но с сюжетной точки зрения слишком сказочная.

Сегодня для Бенджамина Клементина наступило время «собирать камни»: мировые критики не скупятся на похвалы, отмечая в своих рецензиях как его глубокий, мощный, чувственный вокал, так и поэтический дар. А дебютный альбом At Least For Now, которому предшествовали два миньона Cornerstone (2013) и Glorious You (2014), имеет все шансы стать одним из главных открытий этого года.

  • Официальный сайт Бенджамина Клементина: benjaminclementine.com
  • На титульном фото : Бенджамин Клементин © Micky Clément
album

Исполнитель: Benjamin Clementine
Альбом: At Least For Now
Лейбл: Behind / Barclay Records
Дата релиза: 12 января 2015
videos



concerts

Benjamin Clementine — Live Deezer Session (2015)

Benjamin Clementine — Live sur Le Ring (2015)

Benjamin Clementine — Cornerstone | TEDx (2015)



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные