Биография энрико карузо. Энрико Карузо: биография, интересные факты, фото Какой голос у энрико карузо

Основная информация Имя при рождении

Эррико Карузо (на неаполитанский манер)

Дата рождения Дата смерти Страна

Королевство Италия

Профессии Певческий голос Коллективы

Биография

Дебютировал в Неаполе 15 марта 1895 года . Известность пришла к Карузо в 1897 году , когда он исполнил в Палермо партию Энцо («Джоконда» Понкьелли). В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала (Неморино в «Любовном напитке» Доницетти); в 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден (Герцог в «Риголетто» Верди). Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера , ведущим солистом которого он был с по гг.

Карузо много записывался - одним из первых среди оперных певцов зафиксировал основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках. Обладал голосом неповторимого тембра, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами. Благодаря исключительному владению дыханием, безупречной интонации и, главное, высокой исполнительской культуре стал легендой вокального искусства XX века, образцом для будущих поколений оперных теноров.

Карузо с равным успехом исполнял партии лирического и драматического плана, преимущественно в операх Верди (Герцог, Манрико в «Трубадуре», Ричард в «Бале-маскараде», Радамес в «Аиде») и композиторов-веристов (Канио в «Паяцах » Леонкавалло и др.). Был первым исполнителем ролей Федерико («Арлезианка» Чилеа, 1897), Лориса («Федора» Джордано, 1898), Джонсона («Девушка с Запада» Пуччини , 1910). В концертном репертуаре Карузо основное место занимали неаполитанские песни.

Энрико Карузо скончался утром 3 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита . После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча, на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна зажигаться раз в году перед лицом Мадонны. По расчётам, эта свеча должна зажигаться на протяжении 500 лет.

Пример голоса

  • Помощь по воспроизведению

Примечания

Литература

На русском языке
  • Булыгин А. К. Карузо М.: Молодая гвардия, 2010. 438 с. (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1264).
  • Ильин Ю., Михеев С. Великий Карузо. СПб.: Глаголъ, 1995. 264 с.
  • Торторелли В. Энрико Карузо / Пер. с итал. Н. В. Вишневской; Общая редакция И. И. Мартынова. - М .: Музыка, 1965. - 176, с. - 75 000 экз.
  • Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / Пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. 56 с.
  • Энрико Карузо на сцене и в жизни / Пер. с англ. М.: Аграф, 2002. 480 с. (Серия «Волшебная флейта»).
На иностранных языках
  • Bolig, J. R. Caruso records: a history and discography. Mainspring Press, 2002. 216 p.
  • Caruso, Dorothy. Enrico Caruso: His Life and Death, with discography by Jack Caidin. Grant Press, 2007. 316 p.
  • Caruso D., Goddard, T. Wings Of Song. New York, 1928. 220 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. Caruso"s Caricatures. Dover Publications, 1993. 214 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. My Father and My Family (Opera Biography Series, № 2). Amadeus Press, 2003. 488 p.
  • Fucito, Salvatore. Caruso and the Art of Singing. Dover Publications, 1995. 224 p.
  • Gara, Eugenio, Caruso: Storia di un emigrante. Milan: Rizzoli, 1947. 281 p.
  • Gargano, Pietro & Cesarini, Gianni. Caruso, Vita e arte di un grande cantante. Longanesi, 1990. 336 p.
  • Gargano, Pietro. Una vita una leggenda. Editoriale Giorgio Mondadori, 1997. 159 p.
  • Greenfield, Howard S. Caruso: An Illustrated Life. Trafalgar Square Publishing, 1991. 192 p.
  • Jackson, Stanley. Caruso. Stein And Day Publishers. New York, 1972. 302 p.
  • Key P. V. R., Zirato В., Enrico Caruso: A Biography. Boston: Little, Brown, and Co, 1922. 459 p.
  • Michele, Mary di. Tenor of Love: A Novel. Penguin Canada, 2004. 336 p.
  • Mouchon, Jean-Pierre. Enrico Caruso: His Life and Voice. Gap, France: Editions Ophrys, 1974. 74 p.
  • Robinson, Francis. Caruso His Life in Pictures. With discography by John Secrist. N. York and London Studio Publications, inc., 1957. 159 p.
  • Scott, Michael. The Great Caruso. Northeastern University Press, 1989. 322 p.
  • Vaccaro, Riccardo. Caruso. Edizioni Scientifiche Italiane, 1995. 466 p.
  • Ybarra, T. E. Caruso: the Man of Naples and the Voice of Gold. New-York: Harcourt, Brace and Company, 1953. 315 p.

Ссылки

См. также

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 25 февраля
  • Родившиеся в 1873 году
  • Родившиеся в Неаполе
  • Умершие 2 августа
  • Умершие в 1921 году
  • Умершие в Неаполе
  • Певцы и певицы по алфавиту
  • Оперные певцы и певицы Италии
  • Академические музыканты Италии
  • Теноры
  • Филателисты Италии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Паколь
  • Intranet Chat

Смотреть что такое "Карузо, Энрико" в других словарях:

    Карузо, Энрико - Энрико Карузо. КАРУЗО (Caruso) Энрико (1873 1921), итальянский певец (тенор). В 1894 1920 на оперной сцене. Обладая обворожительным по красоте и ровности тембра голосом, выступал в разнохарактерных партиях (около 80), из которых около 30… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КАРУЗО Энрико - (Caruso, Enrico) ЭНРИКО КАРУЗО (1873 1921), итальянский драматический тенор, один из самых известных оперных певцов за всю историю музыкального театра. Родился 25 февраля 1873 в Неаполе. Несмотря на запрет родителей, которые хотели видеть сына… … Энциклопедия Кольера

    Карузо Энрико - (Caruso) (1873 1921), итальянский певец (тенор). Крупнейший мастер бельканто. Выступал во многих театрах мира. Прославился исполнением лирических партий (в операх Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.), неаполитанских песен. * * * КАРУЗО Энрико КАРУЗО… … Энциклопедический словарь

    Карузо Энрико - Энрико Карузо Энрико Карузо в 1910 Дата рождения 27 февраля 1873 Место рождения Неаполь, Италия Дата смерти 2 августа … Википедия

    Карузо Энрико - Карузо (Caruso) Энрико , итальянский певец (тенор). В детстве пел в церковном хоре. С 1891 занимался в школе пения у Г. Верджине. В 1894 дебютировал в Неаполе (театр «Нуово»). В… … Большая советская энциклопедия

    Энрико Карузо - в 1910 Дата рождения 27 февраля 1873 Место рождения Неаполь, Италия Дата смерти 2 августа … Википедия

Enrico Caruso / Энрико Карузо

Ruggero Leoncavallo, "Pagliacci", ariozo Canio " Recitar!" - "Vesti la giubba"

Giacomo Puccini, Tosca-Act I, Recondita armoni (Cavaradossi)


Великого итальянского тенора Энрико Карузо называют королём оперного искусства. Его голос поражает красотой и необыкновенной выразительностью звучания. Энрико знал более ста опер на разных языках, исполнял бесчисленное количество песен любого жанра. «Властителем людских сердец» считал его публицист Никола Даспуро. Газета «Фигаро» писала о Карузо как об артисте «со слезой в голосе», певце, который пел с такой выразительностью и с таким теплом, как никто другой. Сам артист, перечисляя качества, необходимые для того, чтобы стать великим певцом, называл «широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и… кое-что в сердце»!

Энрико Карузо родился 25 (по некоторым источникам — 26 и даже 27) февраля 1873 года в Неаполе, в семье рабочего-механика. С детства он был захвачен оперной музыкой и неаполитанскими песнями. Юный Карузо пел по праздникам в хоре церкви Святой Анны. Оценив его талант, маэстро Гульельмо Верджине пригласил 19-летнего Энрико в свою школу пения Храм бельканто.

Официальный дебют Карузо состоялся в неаполитанском театре Нуово 24 декабря 1895 года. Малоизвестная опера Морелли «Друг Франческо» была освистана публикой. Правда, галёрка неистово аплодировала Карузо, но там были его друзья.

На молодого певца обратил внимание театральный агент Франческо Дзукки. Он напечатал афишу, на которой было начертано крупными буквами: «В опере выступит замечательный тенор Энрико Карузо». Уловка Дзукки удалась: его подопечный снискал успех.

Триумф певца рос от спектакля к спектаклю. Но пройдёт восемь лет, прежде чем Карузо завоюет признание не только в Италии, но и за её пределами. Молодой тенор гастролировал в крупнейших театрах мира. Миланский «Ла Скала», «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Колон» в Буэнос-Айресе, «Сан-Карло» в Неаполе, прославленные оперные театры Петербурга и Москвы и многие другие театры Европы и Америки хотят видеть на своей сцене Карузо.

В 1903 году Энрико приехал в США. Он заключил контракт с «Метрополитен-опера» и вскоре стал её первым солистом. В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех. Летопись театра «Метрополитен-опера» констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за одиннадцать часов до начала представления!

Энрико Карузо считался самым высокооплачиваемым оперным певцом мира, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в «Метрополитен-опера». Руководитель театра Джулио Гатти-Казацца утверждал, что «никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

Миллиардер Генри Смит, чтобы получить согласие Карузо на выступление в его доме, предложил артисту сумму на доллар больше, чем «Метрополитен-опера». Другой миллиардер вёл переговоры с итальянским тенором о серии концертов в зале его дворца.

Карузо был законодателем моды в Америке и Европе. Многие артисты подражали ему в манере держаться на сцене. Причёска «под Карузо» была очень популярна в начале века. О его любви к вещам ходили легенды. В гардеробе певца всегда было не менее пятидесяти костюмов и восьмидесяти пар обуви.

По словам биографа Витторио Торторелли, великий Карузо был властелином толпы. Но он был добрый, весёлый человек, остро и глубоко реагировавший на дружеские чувства; несмотря на богатство и именитость, он был готов щедро помогать людям, доставлять им радость и счастье.

Высокого мнения о нём были коллеги. Джакомо Пуччини, впервые услышав в исполнении 24-летнего Карузо арию Каварадосси из «Тоски», воскликнул: «Ты послан мне самим Богом!»

Фёдор Иванович Шаляпин, с которым Карузо связывали не только несколько совместных выступлений, но и тёплые дружеские отношения и общая страсть к рисованию, в одном из интервью рассказал о своей первой встрече с великим итальянцем на сцене «Ла Скала»: «Карузо произвёл на меня самое очаровательное впечатление, весь его облик олицетворял сердечную доброту. А его голос — это идеальный тенор. Каким наслаждением было петь с ним вместе!»

Осенью 1907 года в порту Нью-Йорка собралась большая группа эмигрантов из Италии. Для того чтобы попасть в Америку, им необходимо было иметь с собой не менее 50 долларов. У большинства семей такой суммы не оказалось. И тут кто-то вспомнил о Карузо. Когда певцу сообщили о проблеме соотечественников, он тут же выделил эмигрантам необходимую сумму. Позже он не раз устраивал благотворительные концерты в пользу земляков.

История с эмигрантами имела неожиданное продолжение. Зимой к певцу пришёл мальчик с букетом цветов и конвертом, в который были вложены 50 долларов. Это итальянская семья пекарей с благодарностью возвращала певцу долг. Энрико тут же отправился к пекарю в гости. Весело, по-семейному, Карузо провёл с земляками вечер. И, конечно, не забыл вернуть им деньги.

Каждый год Энрико посещал Неаполь. Он помогал друзьям, как только мог: одевал, давал деньги, устраивал на работу. Карузо пел для них в таверне неаполитанские песни.

Слава и богатство не вскружили голову Карузо даже тогда, когда он достиг зенита и обрёл идолопоклонников. Он остался скромным, хотя и не лишённым экстравагантности, — такой уж был склад его натуры.

В один из летних дней в саду парижского кафе выступали бродячие музыканты. Мальчик играл на аккордеоне, а старик, вероятно, его отец, обходил столики с тарелкой в руках. Элегантный представительный господин в соломенной шляпе, куривший сигару, с любопытством следил за происходящим. Он был крайне удивлён, когда увидел всего несколько монет в тарелке, — мальчик играл прекрасно. Выяснив, что музыканты — итальянцы из Бари, он попросил мальчика сыграть «О моё солнце».

Когда зазвучала мелодия, господин, надвинув на лоб соломенную шляпу, запел во весь голос знаменитую песню ди Капуа, жестом руки предлагая старику обходить посетителей. Очень скоро тарелка наполнилась монетами до краёв, а потом ещё и ещё раз. По голосу кто-то узнал Карузо. Бродячие музыканты стояли потрясённые. Энрико Карузо — а это был действительно он, — сияя от удовольствия, радостно смеялся. Народ уже толпился у входа сада-ресторана. Друзья поспешили увести певца из кафе.

Карузо, как истинно великий человек, подсмеивался над своей славой и часто рассказывал следующую историю. Однажды у Карузо сломалась машина, и, пока её чинили, он был вынужден остановиться у местного фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнёс: «Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого путешественника Робинзона Карузо!»

А вот ещё одна известная история. Когда Карузо, уже прославленный певец, пришёл в банк, чтобы получить по чеку значительную сумму, оказалось, что у него нет при себе документов.

— Но я же Карузо! — воскликнул он.

— А чем вы это докажете? — спросил клерк.

Певец нахмурился, потом его лицо просветлело. Он запел арию Каварадосси из оперы «Тоска». Исполнение было столь великолепным и чистым, что восхищённый банковский служащий тут же выдал ему деньги.

Рассказывали, что, взяв как-то высокую ноту, Карузо разбил висевшую рядом люстру. Американский отоларинголог Уильям Ллойд зафиксировал в голосе Карузо 560 колебаний в секунду. От такого колебания могли лопнуть оконные стёкла.

В Берлине в одном из театров узнали, что Карузо — заядлый курильщик и бросает повсюду непотушенные окурки. К нему приставили пожарного, который следовал за ним с ведром повсюду, где бы он ни находился.

В Мехико Карузо пел «Кармен» под открытым небом на Пласа де Торос в присутствии тридцати тысяч зрителей. Объявление о выступлении Карузо было вывешено лишь за день до спектакля. На афише была простая надпись: «Поёт Карузо». Мексиканцы брали места штурмом. Более десяти тысяч человек не смогли попасть на концерт. Ни силы властей, ни дождь, обрушившийся во время спектакля на импровизированный театр, не могли заставить охваченную экстазом бурлящую толпу, готовую на любые жертвы, покинуть площадь.

По окончании последней сцены, вызвавшей всеобщий восторг, Карузо удалился под охраной полиции, приставленной следить за общественным порядком. Нужно было уберечь Карузо от неистовства восторженных поклонников.

В чём причина триумфа Карузо? Певец попытался ответить на этот вопрос в своём письме жене Дороти: «Наверное, тем, что в этот раз я пел, как никогда в жизни. Нечеловеческим напряжением всех сил мне удалось посредством голоса передать публике мои чувства и переживания, добиться духовного единения с ней. И это захватило её».

Карузо пользовался большим успехом у женщин. У дверей его гостиничного номера дежурили поклонницы — наследницы богатейших семей Америки. В августе 1918 года 45-летний тенор женился на американке Дороти Парк Бенджамен. Через год у них родилась дочь Глория. Кроме того, у Карузо было два внебрачных сына — Энрико и Рудольфо.

24 декабря 1920 года Карузо выступал в театре «Метрополитен-опера» последний раз. Это было шестьсот седьмое появление артиста на сцене этого театра. Карузо пропел пять актов «Дочери кардинала». Публика неистово аплодировала, кричала «бис». Но певец был уже серьёзно болен. У Карузо развивался в тяжёлой форме гнойный плеврит, и многочисленные операции лишь продлили его жизнь.

Энрико Карузо умер утром 2 августа 1921 года в Неаполе. Ему было всего 48 лет. Тело великого певца было набальзамировано и выставлено в центральном зале отеля «Везувио» в хрустальном гробу. Три дня и три ночи прощались итальянцы со своим кумиром. Прах Карузо погребён в Неаполе, на кладбище Пьянто, в специально возведённой капелле.

В сентябре 1921 года из Америки в Неаполь была доставлена огромная восковая свеча весом в пять центнеров — дар американского народа. Свечу планировали зажигать раз в год перед изображением Богоматери в память великого артиста, кумира миллионов. Эту гигантскую свечу отлили в Нью-Йорке по заказу «Объединённых больниц», институтов и приютов Америки, которым Карузо оказывал помощь.

Тысячи туристов из всех стран мира стекаются ежегодно в морское предместье Неаполя Санта-Лючия, посещают небольшое кладбище Пьянто, театр Сан-Карло — места, связанные с именем Карузо, чтобы почтить его память.

Сторожа закрытой часовни, где покоится Карузо, оберегают её от причуд посетителей. Одна нью-йоркская студентка осталась на кладбище после его закрытия, для того чтобы побыть в обществе великого певца до восхода луны. Пожилая женщина, тоже американка, готова была отдать последние деньги за то, чтобы ей разрешили посидеть до ночи на ступеньках часовни и воскресить воспоминание о том, как в далёкие дни своей молодости она слушала Карузо.

К счастью, остались записи голоса Энрико Карузо: он стал первым певцом, чей репертуар был записан на пластинках, а знаменитое ариозо «Смейся, паяц!» разошлось миллионным тиражом. Всего же Карузо было напето около 500 пластинок с более чем 200 произведениями!

Многие тенора преклоняются перед талантом Энрико Карузо. Однажды Лучано Паваротти остановился в гостинице «Эксцельсиор». Узнав, что Карузо обычно жил в соседней гостинице «Везувий», он сказал себе, что в следующий раз обязательно остановится в «Везувии» и, если возможно, в его номере. «Затрудняюсь объяснить, почему мне так захотелось, — писал Паваротти. — Может быть, это дань уважения, может быть, признательность, может быть, суеверие. Возможно, я подумал, что, пока буду жить там, он научит меня чему-то ещё в искусстве пения».

Трудно не согласиться с Торторелли, заявившим: «Память о Карузо будет жить до тех пор, пока в сердцах людей не угаснет любовь к музыке, пению и великим артистам».



Recitar!… mentre preso dal delirio

Non so più quel che dico e quel che faccio!
Eppur… è d’uopo… sforzati!
Bah! Sei tu forse un uom?
Tu se" Pagliaccio!

Vesti la giubba, e la faccia infarina.
La gente paga e rider vuole qua.
E se Arlecchin t’invola Colombina,ridi,
Pagliaccio, e ognun applaudirà!
Tramuta in lazzi lo spasmo ed il pianto,
in una smorfia il singhiozzo e’l dolor — Ah!
Ridi, Pagliaccio, sul tuo amore infranto.
Ridi del duol che t’avvelena il cor.



Recondita armonia di bellezze diverse!
È bruna Floria, l’ardente amante mia.
E te, beltade ignota, cinta di chiome bionde,
Tu azzurro hai l’occhio,
Tosca ha l’occhio nero!

L’arte nel suo mistero,
le diverse bellezze insiem confonde…
Ma nel ritrar costei,
Il mio solo pensiero,
Ah! il mio sol pensier sei tu,
Tosca, sei tu!


Личная жизнь Энрико Карузо

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. В его короткой и яркой жизни было много: и полунищее детство, и феноменальная популярность, миллионы долларов на счету и взрывы бомб на спектаклях, плачущие от счастья и радости зрители и разгромные статьи в прессе…

А еще в его жизни были две женщины – в разное время они подарили ему семью и детей . Подарили ему вдохновение.

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в бедном промышленном районе Неаполя, в многодетной семье. Отец, Марчелло Карузо, был рабочим, мать, Анна Мария – домохозяйкой. Энрико еще в детстве осознал, что у него поистине «золотой» голос. Правда, его школьная учительница пения утверждала, что он напрочь лишен и слуха, и голоса.

Не соглашавшийся с нею Энрико зарабатывал на жизнь пением песен на улицах и в кафе Неаполя, чтобы хоть как-то помочь своей семье, жившей совсем не богато. Окончив всего три класса, он бросил школу, пел в церковном хоре и подрабатывал тем, что распевал серенады возлюбленным богатых прихожан.

Дивный голос 18-летнего итальянского паренька случайно услышал певец Эдоардо Миссиано – и этот случай стал для юного Энрико доброй улыбкой Госпожи удачи . Уже через шесть лет, после упорной работы с разными преподавателями пения и дебюта в театрах Неаполя и Палермо, Энрико Карузо предложили выступить на подмостках знаменитого миланского театра «Ла Скала». Выступление закончилось долгой зрительской овацией, и окрыленный Карузо отправился на свои первые гастроли – в Россию.

Энрико Карузо обладал голосом, который никого не осталял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени мечтали работать с Карузо. Джакомо Пуччини, в первый раз услышав голос певца, назвал его «посланником Бога»!

Невысокий, плотный, с широкой грудью и большими, смешно топорщившимися усами, Карузо чарующей магией своего голоса производил неотразимое впечатление и на женщин. Будучи «неистовым неаполитанцем», Карузо очень быстро «вспыхивал» - коротких историй страсти у него было множество, в том числе, и весьма скандальных.

Но была в жизни Карузо и настоящая любовь. Настоящая и во многом трагическая.

В первом своем турне – российском – Карузо выступал вместе с оперной певицей Адой Джакетти, и у них моментально возник бурный роман. А надо сказать, что, несмотря на обилие любовных интрижек, Энрико очень серьезно подходил к выбору кандидатки, способной занять место его официальной жены. И когда ему показалось, что Ада может занять его, он даже думать не позволял себе о каком-либо флирте на стороне! Официально они так и не заключили брак, хотя прожили вместе 11 лет и Ада родила ему сыновей – Родольфо и Энрико-сладшего.

Но что это была за семья! Будучи старше Энрико на десять лет, имевшая больше сценического опыта и окончившая не только школу, Ада сумела многое дать Энрико – и в развитии артистичности, и в ликвидации пробелов (точнее, одного сплошного пробела) в образовании). Но все это происходило в «мирные» периоды существования двух «огненных» итальянцев.

Оба вспыльчивые, с хорошо поставленными голосами – их громкие ссоры с интересом выслушивали соседи во всей округе. Совместная жизнь их была отмечена многочисленными скандалами и взаимными обвинениями в супружеской неверности . На свои амурные похождения Энрико смотрел сквозь пальцы, зато поводом для его ревности могло стать все, что угодно. Тем более, что Ада, судя по всему, позволяла себе давать и вполне серьезные поводы. В конце концов, Ада все-таки бросила Карузо, сбежав от него со служившим у них молоденьким водителем!

Карузо был в шоке и перенес нервное заболевание, но, несмотря на пережитое унижение, продолжал любить Аду до безумия. Как и следовало ожидать от «неистового неаполитанца», за безумством любви последовало безумство мести. Пытаясь досадить неверной беглянке, Карузо завел непродолжительный, но бурный роман с ее младшей сестрой Риной. Когда даже такая тактика не заставила Аду вернуться в семью, Карузо окружил себя толпой восторженных почитательниц, многие из которых стали его любовницами. Но добился он лишь того, что Ада подала на него в суд, требуя, чтобы он вернул «похищенные» у нее драгоценности. Правда, до суда дело не дошло, благоразумие с обеих сторон взяло верх: Карузо предложил Аде регулярную выплату определенной суммы денег, и она «благосклонно» приняла это предложение.

Воспоминания о времени, проведенном с Адой, остались для него незаживающей раной. Разочарованный в любви и потерявший веру в семейное счастье, Карузо превратил свою жизнь в наслаждение богатством. Он потратил целое состояние, чтобы окружить себя роскошью, и никогда ни в чем себе не отказывал. Заядлый курильщик , он выкуривал по две пачки сигарет в день, рискуя при этом потерять свой уникальный голос. НА гастролях в Берлине, по приказу руководства театра, за ним всюду неотступно следовал пожарный с ведром воды, гася окурки, разбрасываемые великим тенором.

Но, став богачом, Карузо не стал жадным и никогда никому не отказывал в помощи, очень много жертвовал на благотворительность. На этом поприще он не имеет себе равных среди деятелей искусства: за годы Первой мировой войны артист принес своими выступлениями одному только Красному Кресту 21 миллион долларов!

В начале 1918 года, незадолго до его 45-летия, жизнь Карузо круто изменилась – он встретил свою по-настоящему красивую любовь в лице молодой американки Дороти Бенджамин. Судьба свела их на крестинах сына Фернандо Танара, бывшего педагога Карузо. Дороти происходила из известной в Америке аристократической семьи. Ее дед был газетным магнатом, дружил с Эдгаром По и Генри Лонгфелло. Когда Карузо первый раз посетил ее семью, он понял, что Дороти именно та, которую он так долго искал. Девушка была хорошо образованна, не имела отношения к миру музыки, а в общении была скромна и уравновешенна. Встреча с ней в корне изменила жизнь великого тенора. Дороти стала предметом его страстного обожания и нежной заботы, и 21 августа 1918 года влюбленные обвенчались.

Пережив немало бурных романов, Карузо хотел простых и теплых семейных отношений. Он не ошибся в выборе – Дороти оправдала его ожидания. А он излил на нее всю накопившуюся за годы нерастраченную нежность.

В 46 лет Карузо стал отцом дочери, которую назвал Глория и которую так же, как и жену, заваливал огромным количеством подарков. Карузо просто сходил с ума от счастья, ведь он, наконец, имел все то, к чему стремился всю жизнь: верную и любящую жену, а теперь еще и любимую дочку.

Увы, их счастье было недолгим… Всего три года он был любящим мужем и всего лишь два года – счастливым отцом. 2 августа 1921 года Энрико Карузо не стало. Но, как написала Дороти в своей книге воспоминаний, эти три года счастья равны иным тридцати годам обычной человеческой жизни!

Певца начали мучить сильнейшие приступы головной боли , затем добавился гнойный плеврит. На последних гастролях Энрико, с трудом превозмогая боль в горле, сумел все же блистательно исполнить в первом акте свою партию, не выпуская из рук окровавленного полотенца, которым постоянно промокал губы. Ошарашенная публика в ужасе наблюдала за ним, слышались выкрики: «Остановите спектакль! Остановите Карузо!»

Энрико Карузо был похоронен в Неаполе, в специально возведенной капелле на кладбище Пьянто. Кстати, если интересует куда пойти сегодня , заходите на сайт moow.life

"У него был орден Почетного легиона и английский Викторианский орден, немецкий орден Красного орла и золотая медаль на ленте Фридриха Великого, орден офицера Итальянской Короны, ордена бельгийский и испанский, даже солдатский образок в серебряном окладе, который называли русским «орденом Святого Николы», бриллиантовые запонки - дар Императора Всероссийского, золотая шкатулка от герцога Вандомского, рубины и алмазы от английского короля… - пишет А. Филиппов. - О его проделках рассказывают до сих пор. Одна из певиц прямо во время арии потеряла кружевные панталоны, но успела запихнуть их ногой под кровать. Радовалась она недолго. Карузо поднял штанишки, расправил их и с церемонным поклоном поднес даме… Зрительный зал взорвался от хохота. На обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее, и предложил гостям отпробовать. Во время правительственного приема он поздравил президента Соединенных Штатов словами: «Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я». По-английски он знал лишь несколько слов, о чем было известно очень немногим: благодаря артистизму и хорошему произношению он всегда легко выходил из затруднительного положения. Лишь однажды незнание языка привело к курьезу: певцу сообщили о скоропостижной кончине одного из его знакомых, на что Карузо просиял улыбкой и радостно воскликнул: «Прекрасно, когда увидитесь с ним, передайте от меня привет!»

Он оставил после себя порядка семи миллионов (для начала века это безумные деньги), поместья в Италии и Америке, несколько домов в Соединенных Штатах и Европе, коллекции редчайших монет и антиквариата, сотни дорогих костюмов (к каждому прилагалась пара лакированных штиблет)".

А вот что пишет польская певица Я. Вайда-Королевич, выступавшая с гениальным певцом: «Энрико Карузо, итальянец, родившийся и выросший в волшебном Неаполе, в окружении дивной природы, итальянского неба и палящего солнца, был очень впечатлителен, импульсивен и вспыльчив. Силу его таланта составляли три основные черты: первая - это чарующий горячий, страстный голос, который невозможно сравнить ни с каким другим. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания - временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни. Вторая черта таланта Карузо - безграничная в своем богатстве палитра чувств, эмоций, психологических нюансов в пении; наконец, третья черта - его огромный, стихийный и подсознательный драматический талант. Я пишу „подсознательный“ потому, что его сценические образы не были плодом тщательной, кропотливой работы, не были рафинированы и отделаны до мельчайших деталей, а словно тут же рождались его горячим южным сердцем».

Энрико Карузо родился 24 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в районе Сан-Джованьелло, в семье рабочего. «С девяти лет он начал петь, своим звучным, красивым контральто сразу же обратил на себя внимание», - вспоминал позднее Карузо. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Окончил Энрико лишь начальную школу. Что касается музыкальной подготовки, он получил минимально необходимые знания в области музыки и пения, приобретенные у местных преподавателей.

Уже подростком Энрико поступил на фабрику, где работал его отец. Но он продолжал петь, что для Италии, впрочем, неудивительно. Карузо даже принял участие в театральной постановке - музыкальном фарсе «Разбойники в саду дона Раффаэле».

Дальнейший путь Карузо описывает А. Филиппов:

"В Италии того времени было зарегистрировано 360 теноров первого класса, 44 из которых считались знаменитыми. В затылок им дышали несколько сотен певцов рангом пониже. При такой конкуренции у Карузо было мало перспектив: вполне возможно, что его уделом осталась бы жизнь в трущобах с кучей полуголодных детей и карьера уличного солиста, со шляпой в руке обходящего слушателей. Но тут на помощь, как это обычно и бывает в романах, пришел Его Величество Случай.

В опере «Друг Франческо», поставленной меломаном Морелли за свой счет, Карузо довелось сыграть престарелого отца (партию сына пел шестидесятилетний тенор). И все услышали, что голос у «папы» гораздо красивее, чем у «сынишки». Энрико тут же пригласили в итальянскую труппу, собирающуюся на гастроли в Каир. Там Карузо прошел жесткое «боевое крещение» (ему случалось петь не зная роли, прикрепив лист с текстом на спину партнерши) и впервые заработал приличные деньги, на славу прогуляв их с танцовщицами местного варьете. В гостиницу Карузо вернулся под утро верхом на осле, весь облепленный тиной: спьяну он упал в Нил и чудом спасся от крокодила. Развеселая пирушка была лишь началом «большого пути», - гастролируя на Сицилии, он вышел на сцену полупьяным, вместо «судьба» пропел «гульба» (по-итальянски они тоже созвучны), и это едва не стоило ему карьеры.

В Ливорно он поет «Паяцев» Леонкавалло - первый успех, затем приглашение в Милан и роль русского графа со звучным славянским именем Борис Иванов в опере Джордано «Федора»…"

Восхищение критиков не знало предела: «Один из самых прекраснейших теноров, которых мы когда-либо слышали!» Милан приветствовал певца, какого еще не знали в оперной столице Италии.

15 января 1899 года уже Петербург впервые услышал Карузо в «Травиате». Карузо, смущенный и тронутый теплым приемом, отвечая на многочисленные похвалы русских слушателей, говорил: «О, не благодарите меня - благодарите Верди!» «Прекрасным Радамесом был Карузо, возбудивший всеобщее внимание своим красивым голосом, благодаря которому можно предполагать, что в скором времени этот артист станет в первый ряд выдающихся современных теноров», - писал в своей рецензии критик Н.Ф. Соловьев.

Из России Карузо отправился за океан, в Буэнос-Айрес; затем поет в Риме и Милане. После ошеломляющего успеха в «Ла Скала», где Карузо пел в «Любовном напитке» Доницетти, даже дирижировавший оперой Артуро Тосканини, весьма скупой на похвалы, не выдержал и, обняв Карузо, сказал. «Мой бог! Если этот неаполитанец будет продолжать так петь, он заставит весь мир заговорить о себе!»

Вечером 23 ноября 1903 года состоялся дебют Карузо в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен». Он пел в «Риголетто». Знаменитый певец сразу и навсегда завоевывает американскую публику. Директором театра был тогда Энри Эбей, который сразу же подписал контракт с Карузо на целый год.

Когда позже директором театра «Метрополитен» стал феррарец Джулио Гатти-Казацца, гонорар Карузо принялся неуклонно расти с каждым годом. В итоге он получал столь много, что другие театры мира уже не могли соперничать с ньюйоркцами.

Пятнадцать лет руководил командор Джулио Гатти-Казацца театром «Метрополитен». Он был хитер и расчетлив. И если иногда раздавались возгласы, что гонорар сорок, пятьдесят тысяч лир за одно выступление чрезмерен, что ни один артист в мире не получал подобной платы, то директор только посмеивался.

«Карузо, - говорил он, - стоит импресарио меньше всех, поэтому никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

И он был прав. Когда Карузо участвовал в спектакле, дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. Появились барышники, скупавшие билеты по любой цене, а потом перепродававшие их в три, четыре и даже в десять раз дороже!

«В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех, - пишет В. Торторелли. - Влияние его на публику росло день ото дня. Летопись театра „Метрополитен“ констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Появление имени Карузо на афишах было каждый раз большим событием в городе. У дирекции театра оно вызывало осложнения: большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за два, три, а то и за четыре часа до начала спектакля, чтобы темпераментная публика галерки спокойно заняла свои места. Кончилось это тем, что театр на вечерние спектакли с участием Карузо стали открывать в десять часов утра. Зрители с сумочками и корзинками, заполненными провизией, занимали наиболее удобные места. Почти за двенадцать часов приходили люди, чтобы услышать волшебный, чарующий голос певца (спектакли начинались тогда в девять часов вечера)».

Карузо был занят в «Метрополитен» только во время сезона; по окончании его он выезжал в другие многочисленные оперные театры, осаждавшие его приглашениями. Где только певец не выступал: на Кубе, в Мехико, в Рио-де-Жанейро и Буффало.

Скажем, с октября 1912 года Карузо совершил грандиозное турне по городам Европы: он пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии и Голландии. В этих странах, как в Северной и Южной Америке, его ждал восторженный прием радостных и трепетных слушателей.

Как-то Карузо пел в опере «Кармен» на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе. В конце ариозо Хозе в оркестре прозвучали фальшивые ноты. Они остались не замеченными публикой, но не ускользнули от дирижера. Сойдя с пульта, он, вне себя от ярости, направился к оркестрантам с намерением сделать выговор. Однако дирижер заметил, что многие солисты оркестра плакали, и не посмел сказать ни слова. Смущенный, возвратился он на свое место. А вот впечатления импресарио об этом спектакле, напечатанные в нью-йоркском еженедельнике «Фоллиа»:

«До сих пор я считал, что ставка 35 тысяч лир, которую запрашивал Карузо за один вечерний спектакль, была чрезмерной, а сейчас убежден, что для такого совершенно недосягаемого артиста никакая компенсация не будет чрезмерной. Вызвать слезы у оркестрантов! Задумайтесь над этим! Ведь это Орфей!»

Успех приходил к Карузо не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии и своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора и органично жить на сцене. «В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор».

24 декабря 1920 года Карузо выступил в шестьсот седьмом, и своем последнем, оперном спектакле в «Метрополитен». Певец чувствовал себя очень плохо: в течение всего спектакля он испытывал мучительную, пронизывающую боль в боку, его сильно лихорадило. Призвав на помощь всю свою волю, он пропел пять актов «Дочери кардинала». Несмотря на жестокую болезнь, великий артист держался на сцене твердо и уверенно. Сидящие в зале американцы, не зная о его трагедии, неистово аплодировали, кричали «бис», не подозревая, что слышали последнюю песню покорителя сердец.

Карузо уехал в Италию и мужественно боролся с болезнью, но 2 августа 1921 года певца не стало.

Энрико Карузо (1873-1921) - итальянский оперный певец. Он родился 25 февраля 1873 года в семье бедных рабочих. Родители видели в сыне инженера, но он с детства мечтал стать музыкантом. Только невероятное трудолюбие вкупе с талантом помогло мальчику выбраться из нищеты, стать известным на весь мир. Даже сейчас люди продолжают чтить его память, вспоминать великолепное исполнение лирических и драматических произведений. Особенно хорошо у музыканта получались традиционные неаполитанские песни. Примечательно, что у Карузо было минимальное музыкальное образование. Он обучался в вечерней школе. Преподавателем для тенора стал пианист Скирарди и маэстро де Лютно. Также юношу обучал бархатный баритон Миссиано.

Тяжёлое детство

Энрико был третьим ребёнком в бедной семье, после его появления у Марчелло и Анны-Марии Карузо родилось ещё четверо детей. Как известно, всего мать родила за свою жизнь 18 детей, но выжило только 12 из них. Семья проживала в одном из бедных промышленных районов Неаполя. После окончания начальной школы мальчик отказался учиться дальше, хотя родители видели в нём инженера. Он хотел идти к своей мечте, посвятить жизнь музыке, поэтому отправился в хор небольшого местного храма.

В возрасте 15 лет будущий певец потерял мать. После её смерти он устроился работать в автомастерскую к своему отцу. Одновременно с этим Энрико начал подрабатывать, выступая на церковных праздниках в Сан Джованелло. Карузо считал, что в церкви погибшая мать сможет услышать его пение, поэтому посвящал этому занятию всё своё время. Прихожане восхищались его тенором, иногда даже предлагали спеть для своих возлюбленных. За это они щедро платили талантливому парню.

Позднее он начал выступать на улицах. Именно тогда Энрико услышал педагог Гульельмо Верджине. Он пригласил юношу на прослушивание, вскоре тот стал учеником известного дирижёра Винченцо Ломбарди. Преподаватель во всём поддерживал своего подопечного, именно он организовал первые концерты для Карузо в местных барах и ресторанах. Кроме того, педагог посоветовал сменить имя Эррико (данное при рождении) на более благозвучный псевдоним.

Первое появление на сцене

Шестнадцатого ноября 1894 года состоялся дебют исполнителя на сцене «Театро нуово». Он исполнил партию в опере Морелли «Друг Франческо», певцу удалось сразу привлечь внимание зрителей и критиков. Через некоторое время он спел в опере «Сельская честь», затем исполнил заглавную партию в «Фаусте». В 1895 Энрико впервые отправился на гастроли за границу.

Одной из первых стран, которые посетил Карузо, стала Россия. После этого он выступал во многих населённых пунктах, завоевав себе армию поклонников по всему миру. В 1900 г. музыкант впервые появился на сцене легендарного театра «Ла Скала», который находится в Милане.

Всемирный успех

После гастролей в Европе певец впервые выступил в Лондоне, это случилось в 1902 году. Через год он повторил успех в Нью-Йорке, исполнив роль Герцога Мантуанского на сцене «Метрополитен-опера». Зрители высоко оценили талант тенора, с того времени он стал главной звездой американского театра. Энрико регулярно пел партии из французских и итальянских опер. Его репертуар насчитывал огромное количество произведений.

Свой первый серьёзный гонорар певец потратил на увеселительные заведения. Позже он несколько раз появлялся на сцене в нетрезвом виде, из-за этого чуть было не испортил свою карьеру. Кроме того, Энрико ежедневно выкуривал по две пачки египетских сигарет. Он рисковал своим здоровьем и голосом ради пагубной привычки, не задумываясь о последствиях.

Именно Карузо стал первым оперным исполнителем, который согласился записать голос на граммофонные пластинки. Благодаря этому его репертуар сохранился на долгие годы. Сейчас существует около 500 записанных дисков певца.

Личная жизнь

Энрико производил невероятное впечатление на женщин. Когда его карьера только начиналась, юноша намеревался жениться на дочери руководителя театра. Но в последний момент он передумал, сбежал с церемонии с балериной. Спустя некоторое время музыкант познакомился со своей коллегой Адой Гиачетти. Она была старше его на десять лет, но разница в возрасте не помешала бурному роману.

Вскоре после знакомства влюблённые начали жить в гражданском браке. За 11 лет супруга родила четверых сыновей. Из них остались в живых только Родольфо и Энрико, названные в честь персонажей «Риголетто». Женщина пожертвовала карьерой ради семьи, но Карузо не захотел остепениться. Он регулярно флиртовал, хотя и не изменял Аде. В итоге жена не выдержала, она сбежала с водителем семьи.

Тенор разозлился на возлюбленную, в отместку он начал встречаться с её младшей сестрой. Гиачетти подала в суд с требованием вернуть украденные драгоценности, она не собиралась мириться с бывшим мужем. Закончилась эта история тем, что Аде удалось добиться от супруга выплаты ежемесячного пособия.

В возрасте 45 лет Энрико встретил свою первую официальную жену. Ею стала дочь американского миллионера Дороти Парк Бенжамин. Она была младше супруга на 20 лет. Отец отказывался давать благословение на их союз, он даже лишил дочь наследства. В это время музыкант сходил с ума от ревности. Он хотел откормить жену до такого состояния, чтобы её не считали привлекательной другие мужчины.

Последнее появление Карузо на сцене датируется 24 декабрем 1920 годом. Он сильно заболел из-за перенесённой аварии, поэтому вернулся в Италию. Тенор умер от плеврита 2 августа 1921 г., его похоронили в Неаполе. Отпевание происходило в церкви Сан-Франческо-ди-Паола. После смерти мужа Дороти издала две книги о его жизни. Они были написаны в 1928 и 1945 гг., состояли преимущественно из любовных писем от певца для любимой супруги.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные