Известный предприниматель и меценат третьяков основал. Павел Третьяков и Вера Мамонтова: единственная любовь основателя знаменитой галереи

Павел Третьяков родился 27 декабря (15 декабря по старому стилю) 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Незадолго до смерти Михаил Захарович, отец братьев Третьяковых, написал в своем духовном завещании: «Так как образ торговли моей сыновьям моим известен, то я надеюсь, что они будут следовать всем моим правилам, которые я старался внушать им». Заветы отца в самом деле братьями Третьяковыми соблюдались свято. Они продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству. Братья Третьяковы никогда не входили ни в число «привилегированных» предпринимателей, ни в десятку богатейших людей своего времени. Их состояние добыто трудом, и легким его не назовешь.

С середины 1860-х гг. Третьяковым принадлежала Ново-Костромская льняная мануфактура. Несмотря на экономические кризисы 1880-х гг. она продолжала неуклонно набирать обороты и расширяться. К концу XIX века она заняла одно из первых мест в России по качеству и количеству производимого товара. Третьяковы владели магазином, который находился в Москве напротив Биржи на улице Ильинка - «широкой блестящей улице капиталистов и банкиров» в Китайгородском квартале, ставшем спустя несколько десятилетий «кварталом европейского типа». В магазине торговали как русским, так и иностранным товаром, в основном тканями: шелком, бархатом, шерстью, батистом, льном, а также платками, столовым бельем, одеялами и т.д. Третьяковы владели доходными домами в Москве и Костроме, а также большими земельными участками в Костромской губернии. Прибыль делили поровну, а далее капитал распределялся соответственно жизненным задачам, характеру, темпераменту, избранному стилю жизни, семейным потребностям.

Братья Третьяковы обладали многими необходимыми качествами, привитыми отцом, как-то смелость, расчетливость, гибкость, честность, работоспособность, благодаря которым приумножалось благосостояние семьи. Им сопутствовала удача, их фамилии фигурировали в ряду видных промышленников 1870-1890-х гг. Они вошли в число самых крупных жертвователей по Москве и по России.

Занимаясь благотворительностью, московское купечество следовало афоризму «богатство обязывает»: богатство подразумевало ответственность и требовало отчета. Подкладкой этого, полагал В.П. Рябушинский, была этика православия, твердая христианская вера отцов и дедов. Благотворительность рассматривалась как некая миссия, как выполнение свыше назначенного долга. «Растлевающую силу» денег направляли на благие дела. Со временем она становится сословной добровольной обязанностью, особенностью торгово-промышленной среды, важной приметой времени. Благотворительные заведения московского купечества включали училища, гимназии, богадельни, дома призрения и бесплатных квартир, больницы, также фонды, которые развивались благодаря частным пожертвованиям. Традиционный характер имело денежное пособие по духовному завещанию. Пожертвования больших сумм редко делались при жизни жертвователя. В этом смысле дар П.М. Третьякова - исключение. Многие купцы занимались горячо и страстно «любительством», издательским делом, просветительством, они собирали живопись, книги, рукописи, предметы народного быта, посвящали себя общественному служению. Некоторые из них стали тонкими знатоками своего дела и выдающимися деятелями русской культуры. Достаточно назвать имена крупных купеческих династий, со многими из которых Третьяковы состояли в родстве и свойстве: Мамонтовы, Мазурины, Сапожниковы, Якунчиковы, Алексеевы, Рукавишниковы и их детища - Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание икон СП. Рябушинского, Частная опера СИ. Мамонтова, Художественный театр К.С. Станиславского и т.д.

Как многие представители третьего сословия, Третьяковы были активно вовлечены в благотворительную деятельность. П.М. Третьяков с 1863 г. становится попечителем при «заведении» для глухонемых детей (впоследствии Арнольдовское училище для глухонемых детей). Он также жертвовал свое время на благо общества, исполняя ряд обязанностей в общественных организациях, которые, по его словам, не приносили «никаких особенно интересных выгод», т.е. личных. И несмотря на это, он занимается ревизией банка, потому что банк «ежегодно доставляет до 10 тыс. руб. в пользу богоугодных заведений Московского купеческого общества». Суммы денежных пожертвований П.М. Третьякова росли год от года, с особой тщательностью он заносил их в годовые отчеты (включая помощь друзьям, знакомым, соседям, детям служащих, «на церковь» и многое другое - всего не перечислишь), порой они перекрывали суммы, затраченные на покупку картин. Он не мог или не хотел отказывать просящему и часто выступал благотворителем в самых различных начинаниях. Среди его «нерегулярных» и разнообразных пожертвований хочется назвать лисицу, дар московскому зоологическому саду (осуществлен братьями Третьяковыми в 1866 г.), финансовую помощь в организации исследовательской экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Южных морях в 1876-1877 гг., пожертвование денег в 1880-е гг. на строительство храма Воскресения в Токио (Япония) и многое другое.

Союз Павла и Сергея Третьяковых с полным правом можно назвать идеальным, подобное происходит в истории крайне редко. Неслучайными стали слова из завещания мудрого Михаила Захаровича о необходимости держаться своего сословия, что означало в том числе держаться родственных связей. В этом виделась гарантия успеха любого дела. «Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяла подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут как создатели галереи имени Павла и Сергея Третьяковых», - писал историк московского купечества П.А. Бурышкин. Братья Третьяковы были безупречными деловыми партнерами, их связывало не только общее дело (в ОР ГТГ хранится около 200 писем Сергея к Павлу), близость интересов, они сумели сохранить уважение и доверие друг к другу до конца своих дней. Когда звучало имя одного из братьев, незримо присутствовал другой. Их жизнь прошла в постоянной взаимовыручке, обмене мнениями и общих занятиях, не только в предпринимательской деятельности. Оба любили музыку, с удовольствием посещали театры, концерты, слушали оперу. Братья Третьяковы много работали на благо отечества. Пройдя по жизни вместе, как говорится «рука об руку», каждый из них оставил свой след в истории русской художественной культуры и истории Москвы.

СМ. Третьяков активнее, нежели его старший брат, входил в общественно-политическую жизнь города, вращался в правительственных кругах, участвовал как гласный Московской Городской Думы во многих законопроектах, был московским городским головою (на этот период приходится организация Пушкинских торжеств в Москве в июне 1880 г.) и т.д. Он стал коллекционировать много позже своего брата - в начале 1870-х гг., в основном интересовался современной западной живописью, прежде всего французской, которая ценилась много дороже произведений русской школы. Коллекция Сергея Михайловича, не столь многочисленная, находилась в особняке на Пречистенском бульваре и была открыта только для знакомых и «по рекомендации». Сергей Третьяков создал, по выражению И.Э. Грабаря, «единственную в своем роде» галерею западноевропейского искусства, ставшую своеобразным местом паломничества для любителей западного искусства. Для себя СМ. Третьяков покупал картины как по собственному желанию, так и по совету брата. Многие произведения русской школы, купленные СМ. Третьяковым, еще при его жизни были выставлены в собрании П.М. Третьякова в его доме в Толмачах. Он помогал формировать коллекцию Павлу Михайловичу, по его заданию общался с художниками, искал картины, сообщал последние художественные новости.

Братья были ознакомлены с завещаниями друг друга. Вопрос о слиянии коллекций и передаче в дар городу Москве был решен задолго до непосредственной передачи. В течение жизни братья поддерживали друг друга. В 1892 г., после смерти брата П.М. Третьяков, отправившись в путешествие, пишет жене: «Прежде... я уезжая отрешался от всего московского... я знал, что бы ни случилось в моем отсутствии в делах, то брат сделает так, как бы я сам сделал...»" Спустя год, заказывая И.Е. Репину портрет Сергея Михайловича, он продолжает переживать внезапную смерть брата: «...он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому что я ее собирал, зато он оставил капитал для приобретения на проценты с него только русских художественных произведений. А человек он был гораздо лучше меня».

П.М. Третьяков, в отличие от СМ. Третьякова, сознательно посвятил себя созданию музея русского искусства. Вся его жизнь стала поистине служением высокой цели. На момент смерти его коллекция по каталогу 1898 г. насчитывала более 3300 произведений. Расширяющееся собрание требовало увеличения экспозиционных площадей: к жилому дому пристраивались залы, дом превращался в галерею, с 1874 г. она открыта для широкого круга знакомых, с 1881 г. - для посещения публики.

Ядро нынешнего собрания ГТГ составляет коллекция, собранная П.М. Третьяковым. Имя Павла Михайловича Третьякова прочно вошло в историю русской художественной культуры.

Список статей, очерков, книг, воспоминаний, посвященных собранию и жизни собирателя, внушителен и серьезен. Кажется, что все самое важное и существенное уже сказано, произнесено, опубликовано, написано. В то же время эпистолярное наследие П.М. Третьякова, воспоминания о нем и его времени свидетельствуют о том, что есть еще пространство для расширения нашего представления о собирателе, создавшем первую общедоступную галерею русского искусства, которая была подарена родному городу.

В литературе о собирателе, в неопубликованных документах скрывается множество примечательных деталей и подробностей, добавляющих к уже сложившемуся облику все новые оттенки и интонации, неявные при первом соприкосновении с огромным материалом, но проступающие все более отчетливо при длительном погружении в него. Жизнь этого необычного человека раскрывается не сразу. Она развивалась в трех планах: творческая биография - по-другому ее не назовешь - служение созданной галерее, путь предпринимателя и благотворителя в период становления промышленного капитализма в России и частная жизнь человека, любящего мужа и заботливого отца большого семейства. Своей жизнью П.М.Третьяков расширяет наши представления об эпохе, в которую он жил, действовал, принимал решения, общался, окрашивая ее свежими красками и новыми полутонами.

Еще при жизни собирателя буквально за несколько десятилетий частная коллекция Павла Третьякова превратилась в крупнейший музей отечественного искусства. Внезапная смерть младшего брата Сергея ускорила слияние коллекций братьев Третьяковых и переход галереи в собственность города (1892). Старший брат Павел стал попечителем Московской Городской художественной галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых, продолжая расширять собрание вплоть до последних дней своей жизни.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря 1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: "Берегите галерею и будте здоровы". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

После смерти П.М. Третьякова коллекция, переданная еще при жизни собирателя в дар городу, продолжала вызывать восхищение и благодарность современников, служить примером для дарителей и жертвователей. В первый Совет ТГ (1899-1913) входили близкие Третьякову люди - его дочь Александра Павловна Боткина и известные художники В.А. Серов и И.С. Остроухов. Последний был художником и коллекционером в одном лице. Они стремились сохранить память об основателе и, прежде всего, коллекцию в том виде, как ее оставил собиратель. Проведенная П.М. Третьяковым развеска картин оставалась в неприкосновенном виде. В то же время были предприняты работы по реконструкции помещения, в 1902-1904 гг. возведен фасад по проекту В.М. Васнецова, ставший впоследствии символом галереи, начат сбор материалов для биографии П.М. Третьякова и задуманного мемориального зала. Невзирая на последнюю приписку к завещанию, сделанную за полгода до кончины, о нежелательности пополнения галереи произведениями новейшего искусства, Совет ТГ все же принял решение о продолжении и расширении собрания, вновь приобретенные произведения размещались в особо отведенных для этого залах.

В период работы второго Совета ТГ (1913--1917), возглавленного И.Э. Грабарем, была проведена радикальная модернизация галереи, изменившая ее лицо. Экспозиция, устроенная П.М. Третьяковым, уже не удовлетворяла новым требованиям музейного дела. Грабарь провел ряд реформ, превративших, по его выражению, «собрание частновладельческого характера» в музей европейского типа. Он построил новую экспозицию в строгой историко-художественной последовательности, проведя полную инвентаризацию собрания и составив первый научный каталог. Грабарь оценил проявленный Третьяковым интерес к русской живописи XVIII- первой половины XIX веков, но в большей степени к иконам, которые последний собирал «не по сюжетам, а по их художественному значению». Коллекция древнерусского искусства поступила в галерею по завещанию после смерти собирателя: при жизни она хранилась в доме Павла Михайловича. В заслугу Третьякову Грабарь ставил «большую художественную зоркость», позволившую ему оказаться «далеко впереди своих современников».

После революции галерею ожидали более серьезные изменения. Декретом 1918 г. Московская Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых (с 1880-х гг. в обиходе называемая Третьяковской галереей) была переименована в Государственную Третьяковскую галерею. Надпись на знаменитом фасаде продолжала напоминать об именах ее основателях. Тогда же возникла ставшая сегодня привычной аббревиатура - ГТГ, рождающая воспоминания о послереволюционном времени.

«От Вас крупное имя и дело останется», - сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову 160 лет назад, слова эти оказались пророческими. Купец, предприниматель, меценат на протяжении всей жизни собирал картины русских художников, чтобы передать уникальную коллекцию в дар родному городу .

Мечта детства

Павел Третьяков и Михаил Прянишников. 1891 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Михайлович Третьяков. 1898 год. Фотография: tphv-history.ru

Мария Павловна, Павел Михайлович Третьяковы и Николай Васильевич Неврев. 1897 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Третьяков вырос в купеческой семье, получил домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело - сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Дела шли успешно, но на образ жизни Третьякова это не влияло.

«Молчаливый, скромный, как бы одинокий» - таким видели Павла Третьякова окружающие. Он избегал балов , не признавал излишеств, всегда носил сюртук одного и того же кроя. Единственное излишество - сигара в день. Но оборотной стороной скромности была широкая душа: он поддерживал училище глухонемых, организовал приют для вдов, сирот и неимущих художников. Поддерживал и смелые начинания, такие как экспедиция Миклухо-Маклая.

Семья Третьяковых

Павел Третьяков с супругой Верой Николаевной (урожденной Мамонтовой). 1880-е. Фотография: wikimedia.org

Семья Павла Третьякова. 1884 год. Фотография: tretyakovgallery.ru

Павел Третьяков с внучками. 1893 год. Фотография: tphv-history.ru

В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова - Вере. Хоть главу семейства и называли «неулыба», брак был гармоничным и счастливым. Третьяков стал угрюм и молчалив после смерти одного из сыновей - Ивана, всеобщего любимца и надежды отца. Но несмотря на семейное несчастье, атмосфера любви сопровождала детей Третьякова на протяжении всей жизни.

«Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Вера Третьякова, старшая дочь

Промышленник - коллекционер

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен.

Алексей Саврасов. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Осенью 1852 года Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа , Румянцевского музея , Академии художеств и, переполненный впечатлениями, писал матери:

«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

Эта поездка окончательно сделала купца и промышленника Третьякова коллекционером живописи. Стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни. На тот момент Павлу Михайловичу было всего 24 года, первые картины русских художников меценат купил в 1856 году. Это было «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В ближайшие четыре года жилые комнаты бельэтажа дома в Лаврушинском переулке украсили полотна Ивана Трутнева, Алексея Саврасова , Константина Трутовского… Третьяков не только заложил основу коллекции, но и определил главную цель своего собрания, о чем и написал в завещании.

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В Европу - за впечатлениями, в мастерские - за опытом

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. ГТГ

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей - знакомился с техническими новинками. Эти поездки стали для коллекционера и «художественными университетами». В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.

В тонкости изобразительного искусства посвящали Третьякова и практики - художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. «Манера его держаться в мастерской и на выставках - величайшая скромность и молчаливость» , - вспоминал о визитах Третьякова Иван Крамской .

Картина за картиной

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. ГТГ

Архип Куинджи. Березовая роща. 1879. ГТГ

Движение передвижников обеспечило галерее поток настоящих шедевров. «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова , «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина : в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова . Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова - 102 этюда. Картины художников ХVIII - начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем» , - говорил о Третьякове Крамской.

Галерея в Лаврушинском переулке

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционер решил построить для него отдельное здание . Новые залы пристраивали постепенно. После смерти брата - Сергея Третьякова - его коллекция тоже заняла место в галерее, и тогда же было принято решение передать собрание картин городу.

«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию».

Павел Третьяков

Сам меценат на открытии галереи не присутствовал - уехал из Москвы с семьей на полгода, так как не любил лишнего внимания к своей персоне. После открытия галереи, по воспоминаниям современников, Александр III намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Александрович отказался. «Я купцом родился, купцом и умру» ,- сказал коллекционер чиновнику, который явился его обрадовать. Как и прежде, Третьяков приходил в галерею, составлял каталоги и просто любовался картинами…

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. ГТГ

Последний дар Третьякова галерее - эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». Коллекционер уже был болен, хворала и его супруга, дочери вышли замуж и разъехались, опустел дом в Лаврушинском переулке. Но дом для картин, созданных талантливыми русскими художниками, всегда полон. Вот уже второе столетие люди приходят, чтобы увидеть уникальную коллекцию. И имя осталось, и дело не пропало.

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Павел Третьяков

Из воспоминаний Веры, старшей дочери Павла Третьякова .

Российский купец-предприниматель, благотворитель, меценат, знаток и собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель и владелец общедоступной художественной галереи в Москве. Брат Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892).

Павел Михайлович Третьяков происходил из старинного, но небогатого купеческого рода. Отец - Михаил Захарович Третьяков (1801 -1850) , мать - Ольга Даниловна Борисова (1812-1899). В семье было девять детей, Павел был старшим. Все дети Третьяковых получили хорошее домашнее образование, сыновья с малых лет помогали отцу в торговых делах и ведении документов.

К концу 1840-х годов Третьяковы владели пятью торговыми лавками в Москве. В 1850 году после смерти отца братья Павел и Сергей Третьяковы стали наследниками всего имущества. В 1851 году ими был куплен новый просторный дом в Москве, бывшее владение купцов Шестовых в Толмачах, который впоследствии послужил основным зданием для Третьяковской галереи.

Расширение предпринимательской деятельности Третьяковых шло по линии производства и переработки льна. В 1866 году П. М. Третьяков объединил несколько костромских льнозаводов и учредил «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры». Костромские льняные фабрики давали основной доход семье, позволяя также вкладывать деньги в благотворительность.

В 1865 году Павел Михайлович Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой (1844-1899), дочери московского купца-откупщика Николая Федоровича Мамонтова. Вера Николаевна приходилась двоюродной сестрой , известному железнодорожному промышленнику, меценату, создателю Русской частной оперы и . Вера Николаевна получила прекрасное домашнее образование, была музыкально одаренной девушкой. Она стала Павлу Михайловичу единомышленником и другом. Брак Третьяковых был долгим и счастливым. Павел Михайлович Третьяков писал однажды своей жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» В 1887 году большую дружную семью постигло несчастье: умер от скарлатины сын, восьмилетний Иван, всеобщий любимец и надежда отца. Остались четыре дочери и сын Михаил, страдавший серьезным заболеванием.

Третьяковы жили очень открыто. В их доме бывали многие выдающиеся деятели культуры и искусства того времени: художники, музыканты, критики, архитекторы, литераторы, театральные деятели. Третьяковы принимали у себя И.С. Тургенева, П.И. Чайковского, И.Е. Репина, и многих других. Со многими из этих людей Третьяковы были по-настоящему дружны. В этой семье много путешествовали и по России, и за границей. Везде Павел Михайлович в первую очередь стремился познакомиться с художественной жизнью посещаемых городов и стран.

В предпринимательской среде он пользовался огромным авторитетом и уважением. Выполнял разнообразные общественные обязанности, избирался на ответственные должности. На доходы со своего капитала он помогал нуждающимся, поддерживал людей искусства, приобретал картины. Делом всей его жизни была забота о Московском Арнольдовском училище для глухонемых. Третьяков был одним из главных его устроителей и деятельным попечителем. В 1890-е годы он состоял также в попечительских советах Коммерческого училища, Александровского коммерческого училища. Часто делал различные единовременные пожертвования, помогал финансово одаренным людям науки и искусства. Так, П. М. Третьяков оказал материальную помощь экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, поддерживал в создании Музея изящных искусств в Москве. Активное участие Павел Михайлович принимал в деятельности Московского художественного общества, всячески помогал Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.

Будучи человеком состоятельным, Третьяков был чрезвычайно скромен в быту. Вся его жизнь была расписана буквально по минутам, и большую ее часть он проводил в трудах на благо общества. Главным делом его жизни стало собирание коллекции картин и создание национальной галереи.

Все началось с того, что в 1854 году П.М. Третьяков купил на «развалах» у Сухаревской башни свои первые десять картин: это были работы старых голландских мастеров. А в 1856 году его коллекция уже пополнилась картиной Н.Г. Шильдера «Искушение» и Работой В.Г. Худякова «Финляндские контрабандисты». Это были жанровые полотна отечественных живописцев, которые легли в основание будущей знаменитой коллекции Третьякова. В отличие от многих коллекционеров своего времени, Третьяков ставил целью своей деятельности не приватное обладание художественными ценностями, а собирание целостной коллекции произведений, которые явились бы гордостью национального искусства и могли быть доступны как можно более широким слоям населения. «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях», - писал Третьяков в письме к Кошелеву.

Его программным документом стало завещательное письмо 1860 года, в котором он изложил свои принципы и завещал свой основной капитал - «сто пятьдесят тысяч рублей серебром <…> на устройство художественного музеума или общественной картинной галереи». И далее всю свою жизнь П.М. Третьяков следовал поставленной цели.

Сам Павел Михайлович обладал тонким художественным вкусом и особым чутьем на таланты. Картины он присматривал на выставках и непосредственно в мастерских художников. Порой, приобретая неизвестное полотно начинающего живописца, Третьяков безошибочно угадывал в нем будущего корифея живописи, а в картине - шедевр национального искусства. Так произошло, например, при покупке коллекционером «Девушки, освещенной солнцем» В.А. Серова, или «Видения отроку Варфоломею» . В основу его коллекции ложились, в основном, картины его современников. Многим живописцам Третьяков помогал материально, создавая им, тем самым, благоприятные условия для свободного творчества и развития таланта. Можно сказать, что деятельность Третьякова-коллекционера и его личный художественный вкус благотворно сказались в целом на формировании русской художественной школы второй половины XIX века.

Наиболее полно и разнообразно в галерее были представлены такие мастера русской живописи, как В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов. Часто коллекция пополнялась целыми собраниями произведений, как это случилось, например, с «Туркестанской серией» , этюдами А.А. Иванова и В.Д. Поленова. Так же попали к Третьякову многочисленные эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, сделанные В.М. Васнецовым.

Позднее коллекция П. М. Третьякова стала пополняться выдающимися работами мастеров русской живописи XVIII - первой половины XIX в. Еще одним его направлением стало собирание произведений древнерусской живописи, оформившихся в 1890-е годы в отдельную коллекцию. В эти же годы было положено начало собранию произведений скульптуры.

Важную роль в своей галерее он отводил пейзажу, представленному работами , А.П. Боголюбова, И.И. Левитана.

В конце 1860-х годов Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся современников, к работе над которой были привлечены замечательные портретисты В.Г. Перов и И.Н. Крамской. Так в галерее появились знаменитые портреты , И.С. Тургенева, .

Расположение картин в галерее соответствовало вкусам и принципам П.М. Третьякова. Более того, часто он сам непосредственно производил развеску картин в экспозиции.

Со временем растущая коллекция перестала помещаться в залах дома в Лаврушинском переулке, и в 1872— 1892 годах к особняку четырежды делали специальные пристройки. Музей разрастался, количество посетителей увеличивалось. В 1885 году в залах галереи побывало уже порядка тридцати тысяч человек. Популярность галереи стремительно росла, и она стала одной из главных достопримечательностей города: побывать в ней стремились гости первопрестольной со всех уголков России и зарубежные посетители.

В 1892 году, после смерти Сергея Михайловича Третьякова, галерею пополнили два зала собрания западной живописи, завещанные коллекционером брату для его музея. В том же году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. Продолжая пополнять коллекцию теперь уже национального музея, он трудился также и над изучением и систематизированием ее фондов. Результатом этой работы стали каталоги галереи, издававшиеся с 1893 года.

До последних дней своей жизни Третьяков заботился о своем детище: ходил по выставкам и мастерским, делал приобретения, развешивал картины в залах.

Павел Михайлович Третьяков умер в декабре 1898 года и был погребен на Даниловском кладбище в Москве. Его супруга пережила его лишь на четыре месяца. В 1948 году прах Третьякова был перенесен на Новодевичье кладбище.

Государственная Третьяковская галерея на данный момент является обладателем одного из лучших и крупнейших собраний отечественного изобразительного искусства и одним из самых посещаемых музеев мира.

Государственная Третьяковская галерея

О таких людях, как П.М. Третьяков, трудно говорить. Трудно, потому что все слова, применимые к нему, кажутся слишком простыми, банальными, неспособными передать всю глубину его личности и широту его мышления. Таких людей встретить – большое счастье. Но и знать о них – тоже счастье не меньшее.

Многие связывают имя Третьякова только с созданной им галереей. Но это был человек широкой души: он принимал активное участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, много делал для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и в учебном процессе, в строительстве и ремонте зданий. Он помогал И.В. Цветаеву в создании Музея изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Невозможно перечислить всех благотворительных дел П.М. Третьякова. Это были многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Например, он оказал материальную помощь экпедиции Н.Н. Миклухо-Маклая.

И. Репин "Портрет П.М. Третьякова"

Но в данной статье мы будем говорить о созданной им галерее, которая носит его имя.

Как все начиналось

Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. А раньше, в 1854–1855 годах, Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… ».

Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.

Художественный вкус П.М. Третьякова

Павел Михайлович Третьяков

Об этом ходят легенды. Его вкус был настолько непререкаемым, а художественное чутье настолько тонким, что присмотренную им на выставке картину никто уже не смел покупать, даже, говорят, император. Сосредоточенный и молчаливый (в семье его называли «неулыба»), П.М. Третьяков появлялся на открытии выставки и останавливал свой выбор на никому не известной картине, покупал ее – почти безошибочно угадав в ней будущий шедевр. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем», — сказал однажды о нем художник Крамской.

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И. Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей ». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В. Перов "Тройка"

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого.

П.М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Он писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника ».

Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.

История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого

И. Крамской "Портрет Л.Н. Толстого"

Портрет Толстого Третьякову хотелось иметь еще в 1869 году, но писатель наотрез отказывался позировать. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет… Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Лишь в 1873 году И.Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно… Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. «Как так?» Очень просто, я, разумеется, не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно… Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей… А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии… и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра…».

Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.

Дальнейшее развитие галереи

И. Крамской "Портрет П.М. Третьякова"

Третьяков высоко ценил талант И.Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге и другие.

И. Крамской "Христос в пустыне"

Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Он хотел подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но там не нашлось для нее помещения, и картины остались у Третьякова. Коллекция все росла, приобретаемые картины он размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало, поэтому в 1872 г. было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. Значительно пополнилась коллекция Третьякова в 1880-е годы: картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Н. Крамского «Неутешное горе», Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, И.С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.

К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений полностью полагается на свой вкус. Иногда его выбор встречает непонимание известных художников, но он остается верным себе. Например, в1888 г. он покупает картину В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», которую не сумели оценить современники, а также картины молодого М.В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», также отрицательно оцененную известными мастерами живописи, и «После дождя. Плес» И.И. Левитана.

М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею"

Каждое утро ровно в восемь Третьяков выходит из внутренних комнат в свою галерею, пристально рассматривает какую-нибудь картину и вдруг неожиданно говорит: «Перова – во второй ряд возле угла. Я во сне видел, что картина там висит, — хорошо».

Вновь расширяются экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов. В этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.

Передача галереи в дар Москве

Неожиданно летом 1892 г. умер младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович. Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование… » Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М. Третьякову.
31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи. Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо.
4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.

Семья Третьяковых

Семья П.М. Третьякова. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884

Третьяковы принадлежали к старинному купеческому роду, который ведет свою родословную из Калужской губернии. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Всего в семье было 9 детей, но от скарлатины умерло четверо из них, а затем умер отец, после чего все движимое и недвижимое имущество перешло к братьям Павлу и Сергею, которые успешно продолжили дело отца. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. У него было 6 детей. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья! » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным ». В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца.Павел Михайлович очень горевал. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Музыка, литература, иностранные языки, концерты, театры, художественные выставки, путешествия – вот составляющие домашнего воспитания в семье Третьяковых. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и многие другие. Любили в семье Третьякова путешествия – как по стране, так и за границу.

Сергей Михайлович Третьяков

Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т.п.). Была еще и благотворительная деятельность, о которой мы упоминали выше, а также участие в деятельности Православного миссионерского общества, он занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии и др.

Современная Третьяковская галерея

Памятник П.М. Третьякову возле здания галереи

С 1986 по 1995 гг. проходила реконструкция галереи. Обновленное основное здание значительно расширило экспозицию древнерусского искусства, выделились залы для скульптуры XVIII – первой половины XIX века и рубежа XIX–XX веков, графика экспонируется в специально оборудованных залах со специальным освещением, появилась «Сокровищница», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах.
Застройка внутренних двориков помогла создать новые залы для картин Брюллова, Иванова, Крамского, Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля (1896).

М. Врубель "Принцесса Греза"

Но обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века, как они сложились к 1917 году. Искусство XX века разделили на два корпуса в здании Галереи, расположенном на Крымском Валу, там создана экспозицию искусства XX века, от авангарда до новейших течений. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам.

Здание Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу

С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства.

Экспозиция "Искусство XX века" на Крымском Валу

В 2006 г. Государственная Третьяковская галерея отметила свое 150-летие. Одна из главных выставок юбилейного года – «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность».

Дата рождения: 27 декабря 1832 года
Место рождения: город Москва
Дата смерти: 16 декабря 1898 года

Павел Третьяков - предприниматель. Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря 1832 года или по старому стилю 15 декабря. Детство провел в имении родителей и получил образованиев домашних условиях. После достижения сознательного возраста, стал помогать отцу и вместе с ним открыл целлюлозную фабрику или как она в то время называлась бумагопрядильную. ПавелМихайлович занимал множество постов и был награжден различными наградами при жизни. Он являлся почетным потомственным гражданином, грамоту которого он получил в 1856 году.

Третьяков служил на государевой службе в должности коммерции советника, согласно табелю о рангах того времени. В 1897 году получил звание почетного гражданина Москвы и с 1868 по 1889 был членом отделения Совета торговли и мануфактурмосковском отделении. Занимаясь банковской деятельностью, которая его интересовала лишь отчасти в силу бизнеса его мануфактур, вошел в выборный совет биржевого общества.

Увлекаясь живописью и произведениями искусства, он входит в 1893 году в состав петербургской академии художеств и становится спустя год ее действующим членом. Так же он избирается в совет московского художественного общества и принимает активное участие в его деятельности в период с 1872 по 1894 года. Третьяков был выходцем из потомственной купеческой семьи. Еще его прадед Елисей Мартнынович переехал в Москву в 1774 года и был известным промышленником своего времени.

Его дед Захар Елисеевич стал купцом третьей гильдии и в 1892 году организовал в Москве производство по окрашиванию и обработке крахмалом тканей для изготовления парусов. Его отец Михаил Захарович, дело которого Павел Михайлович продолжал был купцом второй гильдии и занимался на тот момент в основном купеческой деятельностью по продажетканейи владел сетью лавок и салонов.

Крупным проектом отца стало приобретение общественных бань на Якиманке, и перестройка из с созданием торговых рядов. Так же он создал в них возможность для посещения людьмиразныхсословий, тогда как до него данное заведение предназначалось исключительно для представителей дворянства и мещанства Москвы.

Получив подобный бизнес от отца, он занялся в первую очередь развитие торговли и расширял географию закупок различных тканей, льна и сукна грубого производства. В последствии вместе с отцом он начал создавать отдельный торговый дом, который бы смог централизованно заниматься всей цепочкой от закупа, до реализации тканей через лавочников и собственные торговые ряды.

При этом его текстильный дом достиг максимального расцвета в том виде, в котором он был создан отцом. В 1860 году он совместно со своим братом организует одноименной торговый дом братьев Третьяковых, к которому в последствии примкнет их зять Коншин.

Зять в то время занимался примерно тем же купеческим ремеслом, но с большими торговыми связями в костромской области. Льняные ткани из Костромы отличались удивительным качеством и ярким рисунком. На фоне отсутствия их ассортимента в Москве, подобная кооперация принесла их семьям возможность развить общий бизнес в довольно больших масштабах.

Подобный успел в результате кооперации позволил Третьякову объединиться на равных с крупными предпринимателями и создать новый Московский купеческий банк в 1866 года. Павел Михайлович становится руководителем нового банка и одновременно с этим входит в Московскийторгово промышленный союз. В 1874 году, располагавшийся в здании Московского торгового банка ряд крупных фирм, были включены в состав его торгового дома.

На тот момент, состояние Третьякова оценивало в четыре миллиона четыреста тысяч царских рублей, он так же владет дорогой недвижимостью в Москве в виде пяти домов и обладал определенным объёмом ценных бумаг и государственных векселей.

В 1854 Третьяков начинает собирать коллекцию произведений искусства, основой которой становятся произведения живописи различных мастеров и эпох. Первые крупные пополнения его коллекции составляются и десяти полотен мастеров Голландии из цикла «на развалах» Сухаревойбашни. В то время, Третьяков ставить задачу создания национальной художественной галереи. Первые пополнения галереи составляются из работ своих современников и в 1870 годах начинается проведение передвижных выставок.

Работы, которые он приобретает в это время иногда составляют целые собрания и большие коллекции, которые приобретаются единовременно со всеми произведениями искусства.

В 1874 году он покупает туркестанскую серию работ Верещагине состоящую их тринадцати отдельных картин, ста тридцати трех рисунков и восьмидесяти одного этюда. В 1880 году его коллекция пополняется индийской серией их семидесяти восьми этюдов. Так же к этому времени различным путями в коллекцию Третьякова попадают порядка восьмидесяти этюдов Иванова.
Отправляясь в путешествие в 1885 году по городам Турции, палестины и Сирии он приобретает

Сто два этюда художника Поленова, которые он написал в те местах. Коллекция в 1886 году пополняется собранием эскизов Васнецова, который он пишет в процессе работы над росписью Владимирского собора. В процессе обирания галереи, Третьяков старался показать процесс развития живописи и наполнить коллекцию различными работами эпох, которые бы показывали особенности работ авторов в динамике их роста и развития основных школ живописи. Работы Репина, Серова, Левитана, Крамского и многих других художников были собраны в больших количествах за эти годы.
Большую часть работ коллекции составляли работу художников восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. Так же он собирал редкие картины древнерусской живописи и по возможности находил и приобретал редкие экземпляры и письменности.

Одной их масштабных идей было создание «Русского пантеона», в который должны были войти портреты, написанные при жизни различных великих деятелей и личностей России. Для этих целей третьяков заказывает и портреты своих современников. Обратившись с подобным заказом к мастерам Неверову, Перову, Крамскому, Репину, Третьяков обладателем большой коллекции портретов и некоторые портреты знаменитых личностей дошли до нас исключительно благодаря его стремлению.

В 1890 Третьяков начинает вести собрание икон, и приобретает в свою коллекцию различные иконы находящиеся у частных собственников со всей России. В то же время создается коллекция работ древних мастеров, начиная с работ четыреста семьдесят первого года.

В общей сложности Третьякову удается собрать порядка шестидесяти двух икон, некоторые из которых уникальны. Все иконы из коллекции находятся в его кабинетах и не выставляются в экспозициях. Помимо предметов живописи, коллекцияТретьякова при его жизни насчитывала девять скульптур.
Увеличивающаяся коллекция потребовала перестройки здания дома братьев Третьяковых, которое расположено в Лаврушинском переулка и начиная с 1870 года в течении десяти лет под руководством архитектора Каминского здание несколько раз перестраивается.

После ремонта и модернизации здание превращается в галерею и в нем становится возможным проводить публичные выставки и в нем размещаются все существующие коллекции Третьякова. В существующем виде в традициянео русской классики здание перестраивается уже после смерти самого Третьякова в 1900 года в течении пяти лет по эскизам работ Васнецова.

Закончившийся ремонт под руководством Каминского ознаменовывается открытием публичных посещений галереи, которое происходит в 1881 году. В течении четырех лет экспозицию смогло посетить более тридцати тысяч человек.

В 1892 году открывается две новые экспозиции после того, как третьяков унаследует от своего брата западноевропейскую коллекцию живописи. Музей Третьякова входит в число самых крупных собраний произведенияискусства и стоит в одном ряду с остальными музеями России того времени, при этом в августе 1892 года третьяков передает в дар городу весь особняк со всеми произведениями искусства в нем находящимися.

Галерея посещается порядком ста пятидесяти тысяч человек ежегодно и остается открытой широкой публике на протяжении всего последующего времени, при этом Третьяков продолжает пополнять коллекции музея.

Начиная с 1893 года Третьяков начинает создавать каталогпроизведенийискусства, который в 1896 году публикуется и становится известным под его именем. Каталог в последствии дополняется и расширяется, и становится серьёзным документом и справочным материалом для специалистов.

Достижения Павла Третьякова:

Создал одно из крупнейших собраний произведений живописи отечественных мастеров
Создал мануфактуры и торговые дома, которые поставляли текстиль для большинствапотребителейМосквы того времени
Организовал собственный банк для мануфактур и возглавил его

Знаменательные даты в жизни Павла Третьякова:

27 декабря1832 годародился в Москве
1850-е унаследует дело отца
1854 начинает собирать коллекцию живописи
1881 открывается для свободного посещения его собрание картин, открытие галереи Третьякова
Август 1892 года дарит здание галереи и все произведения искусства Москве

Интересное из жизни Павла Третьякова:

В донской губернии Третьяковым было отстроено училище для глухонемых, что по тем временам было большой редкость.
Третьяков был большим меценатом и на его средства содержались художественные школы и училища живописи и зодчества.
Могила Третьякова находящаяся на Новодевичьем кладбище на самом деле изначально находилась на Даниловском и в последствии была перенесена.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные