Бурановские бабушки состав. «Бабушки из Бураново» о новом составе коллектива: «Пусть у второго состава все получится, ничего плохого мы им не желаем. Силы берут от природы

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.

Лучистые глаза, светлые лица, непластмассовая радость на лицах – Бурановские бабушки опережают всех звезд Евровидения и покоряют сердца зрителей. Они труженицы и действительно бабушки – почти у всех много детей и внуков.

Познакомимся с ними поближе.

Байсарова Граня

По профессии штукатур-маляр, плиточница. Работала на Ижевском машзаводе. В 1975 году с семьей переехала в Бураново, где 20 лет проработала дояркой. Вяжет каждую свободную минуту. Красивые чулочки, в которых выходят бабушки на сцену – ее творение.

Воспитала 6 детей, которые подарили ей 8 внуков. Есть правнучка.

Конева Галина

Окончила Сарапульское дошкольное педучилище. Всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. С юных лет выступает на сцене в художественной самодеятельности и всего два года как не участвует в лыжных соревнованиях – у Галины Николаевны 1 взрослый разряд по лыжным гонкам.

Стержень коллектива, генератор идей. Недаром подруги называют ее «муш муммы» – пчелиная матка. Если бы жила в городе, непременно стала бы государственным деятелем.

Вырастила 3 детей. Есть 8 внуков и 2 правнука.

Наталья Яковлевна Пугачёва

В школе проучилась всего один год, потом началась война - было уже не до учебы. Всю жизнь проработала в колхозе в селе Бураново.

Про таких говорят: маленькая, да удаленькая. Действительно - успевает все! А еще обладает великолепным чувством юмора.

Воспитала 4 детей. Сейчас ее радуют 3 внуков и 6 правнуков.

Туктарева Ольга

Окончила Пермский институт культуры. Директор Бурановского Дома культуры, худрук «Бурановских бабушек». Автор переводов песен на удмуртский язык. Очень искренняя тонкая натура. При этом не забывает и о хозяйстве. Ее семья уже в апреле ест свежие огурцы из собственной теплицы.

Двое детей.

Пятченко Валентина

Сначала выучилась на швею, потом окончила историко-филологический факультет Удмуртского пединститута. 21 год проработала учителем русского языка и литературы в Туркмении, куда отправили служить мужа. Но семейная жизнь не сложилась, и в 1984 году Валентина Семеновна с детьми вернулась в родное село, где до пенсии работала в школе.

В 1998 году, работая на циркулярной пиле, потеряла правую руку (для выхода на сцену надевает протез). Со временем все научилась делать сама: шить на машинке, печь пироги, варить вкуснейшее варенье. Минувшим летом за неделю собрала 8 ведер лесной клубники! А еще даже в самое засушливое лето ей удается собрать с огорода самый большой урожай. В коллективе ее называют «ширпи», по-русски – мышонок. Такая она тихая.

Воспитала 2 сыновей, один из которых погиб. Имеет 2 внуков.

Дородова Зоя

По профессии пекарь. Работала в Бурановской пекарне, дояркой в колхозе. Вышла замуж в Бабино. Там работала поваром и заведующей школьной столовой. После смерти мужа вернулась в Бураново и до пенсии проработала поваром в «Геофизике».

Самая степенная и немногословная участница коллектива. Если в поездках нужно приготовить обед, то делает это Зоя Сергеевна.

Воспитала дочь, которая подарила ей 2 внуков.

Бегишева Алевтина

Всю жизнь была бухгалтером и лишь последние 4 года руководит музеем в Бурановском Доме культуры. Работу сменила неслучайно: всей семьей собирали старинные вещи. Так семейное увлечение стало профессией.

Бухгалтер по жизни - во всем любит четкость и порядок. Обожает разгадывать судоку.

Трое детей.

Шкляева Екатерина

Когда училась в 4-м классе, заболела мать. Поэтому учебу в школе пришлось бросить и взвалить на себя всю работу по дому. Работала на Ижевском механическом заводе, потом на стройке штукатуром-маляром в Пермской области. Там же вышла замуж, но через 6 лет муж умер. Вернулась в родную деревню и до выхода на пенсию работала в сельском хозяйстве села Бураново.

Камертон коллектива – по ней сверяют тональность. Квасит самую вкусную капусту. В ее карманах всегда есть хлеб для птиц: куда бы бабушки ни приезжали, она везде кормит голубей, воробьев, уток.

Воспитала 3 детей. Есть 5 внуков и 1 правнук.

Когда они вышли на сцену российского этапа конкурса «Евровидение-2010», зал встречал их стоя. Молодые люди, известные музыканты и респектабельные продюсеры смотрели на выступление уникального коллектива и с удивлением открывали для себя новое имя российского шоу-бизнеса «Бурановские бабушки».

Самобытность и искренность исполнительниц покорили российскую публику с первого взгляда. Для зрителей стало неожиданностью, что бабушки, которым уже за 70, решились приехать в Москву, а главное, не испугались выступить перед огромной телевизионной аудиторией. Уже утром следующего дня Интернет взорвался сообщениями о том, что бабушки из малоизвестного удмуртского села Бураново заняли 3 место в российском этапе конкурса «Евровидение».

Видеоролик с выступлением бабушек моментально стал хитом рунета, его разместили многие новостные порталы и сайты. Буквально за пару суток его посмотрели более 30 тысяч человек.

Пользователи Интернета восхищенно комментировали выступления бабушек: «Бабушки…” – просто супер! Как они сумели завести зал! Это просто потрясающе. Зал им аплодировал стоя. “Бабушки…” своей самобытностью, неформатностью и нестандартностью запросто могли бы выиграть Евровидение. “Бабушки…” – молодцы. Здоровья им и удач!»

Это была оглушительная победа!

Триумфальную песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова или просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще только создавался. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Баба Лиза и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те – ей 84 .

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: “Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам – как их прокормить? В стойле – молодая кобыла – как ее научить пахать? Выхожу в поле – даль безграничная – как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?”

Многие специалисты от шоу бизнеса гадают: в чем феномен бабушек? «Бурановские бабушки» – небольшой коллектив, руководителем которого является Ольга Николаевна Туктарева. Самая маленькая «звезда» коллектива – солистка баба Наташа гордо носит фамилию Пугачева. Никто из бабушек всерьез о профессиональной сцене и не думал, собирались просто попеть. Они поют так, как пели много лет назад их прабабушки. Вместе с тем, они всегда удивляли зрителей, к примеру, спев на удмуртском языке песни Цоя, Гребенщикова и Битлз.

Они хранят те истинные ценности, которые веками передавались из поколения в поколение. Они живут натуральным хозяйством так, как жили их предки. Они могут отказаться от выступления только потому, что надо посадить картошку или пришло время плодиться домашним животным. И все к этому относятся с пониманием.

В сельском клубе села Бураново бабушки собственными силами открыли музей, экспонатами которого стали платки, которым по 200 лет, старый патефон и прочая утварь. «Меня бабушки научили многому, я пересмотрела всю свою жизнь. И когда мне бывает трудно или что-то не получается, я себе говорю: не ной, бабушки в это время в огороде работают. Встаю и иду дальше. Вот так благотворно они на меня повлияли», – рассказывает одна из их поклонниц.

Есть еще одна тема, которая очень важна для бабушек. В 1939 году в селе Бураново до основания разрушили церковь. При советской власти храм не восстановили. Жители села ездят в ближайший храм аж за 40 километров. Мечта бабушек – построить храм в родном селе. И, пожалуй, это один из главных стимулов, который ведет бабушек на сцену.

Вот уже несколько лет Европа переживает бум – моду на фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки. Но одно известно точно – этнический проект «Бурановские бабушки» вызвал интерес не только в России, но и в мире. Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип.

Когда-то давным-давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы, в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, от того такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии, ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?

ИА SakhaNews. Через несколько дней на конкурсе «Евровидение» в Баку несколько очень пожилых и совершенно не гламурных женщин из России исполнят песню «Party for Everybody». На конкурсе им прочат если и не чистую победу, то одно из самых высоких место - это точно. А изумленный мир, недоуменно пожимая плечами, уже сегодня спрашивает друг у друга: а кто они?

Так все-таки, кто они, «Бурановские бабушки»?

ГДЕ-ТО В РОССИИ

Не каждый европеец найдет на карте Удмуртию. Спросишь - ответят: да где-то там, в огромной и загадочной России.

Россиянам ближе, хотя тоже не все знают. Если смотреть из Москвы - за Волгой, но перед Уралом. Можно и так сориентироваться: на вторые сутки дороги пассажиры поезда Москва - Нерюнгри проезжают станцию Аргыз. В нескольких километрах от Аргыза – поселок Малая Пурга, центр района, там недалеко, за 30 километров до Ижевска, столицы Удмуртии, стоит село Бураново.

Обычная российская глубинка. В селе Бураново никто никуда не торопится. Сотовый телефон работает только на пригорках. Грунтовые улицы, деревянные частные дома, в каждом из которых – свой посаженный и засеянный огород. С одной стороны – скучно и бедновато, с другой – деревенская благодать.

Еще, конечно, и дом культуры. Директор Бурановского сельского клуба Ольга Туктарёва (она же руководитель ансамбля "Бурановские бабушки"), говорит, что в Бураново женщины пели всегда . Сама она местная, с детства помнит доярок, которые в открытых грузовиках ехали на летние пастбища и всегда пели. Удмурты, вообще, отличаются музыкальностью, имеют богатый музыкальный фольклор. Таких, как «бабушки», ансамблей много в деревнях. Любой местный житель навскидку назовет десяток деревенских фольклорных групп - «Зарни шеп» из села Малая Пурга, «Маржан» из Завьяловского района, «Зардон» из Дебесского района и другие.

СКОЛЬКО БАБУШЕК НА СВЕТЕ

Сейчас никто не может сказать, сколько лет ансамблю. Может, 25 лет, а может, и все 40. Поют вместе очень давно. О профессиональной сцене никто никогда не думал, собирались просто попеть - так, как пели много веков подряд их прабабушки.

Точное количество сегодняшних «бурановских бабушек» не знают даже они сами. Кто-то в селе считает, что их одиннадцать. В основном, поют восемь. На «Евровидении», по правилам конкурса, выступать будут шесть.

Ольга Николаевна Туктарёва – директор бурановского ДК и художественный руководитель ансамбля, и совсем не бабушка. «Бабушкам» она годится в дочери, ей всего-то 43 года.

Самая старшая – . Она главный композитор, хотя нот не знает. Ей 85 лет, поет только в Бураново и в гастрольных выступлениях не участвует. Поэтому на «Евровидении-2012» выступать не будет.

«Когда уезжаю, нанимаю женщину, чтобы всю мою скотину кормила. А у меня 18 голов - коза, два кота, куры, петухи, цесарки. Плачу ей 100 рублей в день. А как иначе? Теперь все деньги понимают» , - сокрушается Галина Николаевна.

БАБА ЛИЗА - КОМПОЗИТОР

Песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре Евровидения, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова . Все зовут её просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще никто не знал. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Она и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те - 85 лет не шутка.

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам - как их прокормить? В стойле - молодая кобыла - как ее научить пахать? Выхожу в поле - даль безграничная - как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?» . Все это на удмуртском языке .

Впервые композиторский дар проявился у Елизаветы Филипповны в 14 лет, то есть в 1941 году. Война, отец на фронте, а все женское население в колхозе. Лиза заготавливала лес для паровозного парка узловой станции Аргыз, а песни в голове рождались сами собой.

И так до сих пор - песни рождаются стихийно безостановочно. Идет ли она по улице, сидит ли дома, возится ли по хозяйству, в голове - музыка вслед за словами или наоборот. Сочинив, она поет песню вслух прочим хористкам, те запоминают, записывают слова и вперед - на сцену.

А нотной грамоты Елизавета Филипповна так и не знает. Да уже и ни к чему она ей.

ОТ ТУРКМЕНСКОГО КАЗАКА

У Валентины Семеновны Пятченко одна рука неживая. «А руку я давно потеряла , - улыбается Валентина Семеновна и взмахивает культей, как крылом игрушечной мельницы, - зато теперь бесплатный проезд в автобусе до Ижевска» .

Тоже жизнь непростая . С мужем жила в Красноводске, на Каспийском море. «Все наши деды и бабки здешние, бурановские, а я птицей улетела на целину и там со своим казаком повстречалась. Увез он меня в Красноводск. И 21 год в туркменской школе проработала. Русский язык преподавала. На лошади по всем степям ездила. Миражи видела! И вернулась» , – говорит «бурановская бабушка».

Ушла от мужа в 1984 году, когда поняла, что он ей изменяет. Уехала вместе с детьми. Оставила ему в Туркмении квартиру, а сама вернулась в Бураново к старенькой маме. В 1998-м году, работая на циркулярке, потеряла руку. Сейчас, поднимаясь на сцену, надевает протез.

Один из сыновей умер, второй не живет ладом со своей семьей.

Так что спасают песни и подруги – «бурановские бабушки». Когда уезжает на гастроли, за домом и курочками присматривает сноха.

Исполнитель патриотических песен Рамиль Нуриманов в Интернете узнал, что у Валентины Семеновны нет руки, и ее мучают фантомные боли . Рамиль предложил знакомого врача - иглотерапевта. Лечение Валентине Семеновне пока не помогло. Зато врач с певцом накололи дров. Тоже неплохо.

РЫЖИЕ БЕЛЫХ ОБИЖАЮТ

У «бабушки» Грани Ивановны Байсаровой - богатый огород : грядки высокие, как матрасы. В теплице подрастают баклажаны, помидоры, огурцы. Цветов - будто сад на вилле Ротшильда в Монако.

Куры под стать огороду - толсты и красивы. Только «рыжие белых обижают», потому что белые поменьше ростом.

Граня Ивановна вяжет парадные чулочки с узорами для всех «бурановских бабушек».

Зоя Сергеевна Дородова 36 лет отработала дояркой . Как-то весной муж в пьяном угаре пошел по тонкому льду через пруд, оказался в воде у самого берега, а плавать не умел. Остались они жить втроем в бабьем царстве: бабушка, сама Зоя Сергеевна и дочь Оля.

Но, при этом, еще сами дом построили. «Мне нового мужа не надо было, у самой сила мужская была» , - говорит певунья.

ЛАПТИ ДЛЯ БАБУШЕК

В Бурановском ДК, где обитают «бабушки», есть музей национальной культуры, а руководит им Алевтина Геннадьевна Бегишева . Она тоже поет вместе со всеми. В музее экспонаты не пылятся: прясть пряжу, плести тесемки, играть на гуслях – народным премудростям приходят сюда учиться и молодежь, и пожилые.

Костюмы бабушек – тоже живая история. Например, монисто у Алевтины Геннадьевны – из монет середины 19-го века. Эту деталь гардероба носила еще ее прабабушка.

А лапти плетет в свободное от вахты время муж Алевтины Бегишевой, механизатор Илья . Учился у деда из дальнего села, который показал, как заворачивать края. Когда ходит драть лыко в лес, важно найти молодые липки без единого сучка, какие растут в чащобе - густо, как камыши. Из нарезанных десяти концов за вечер можно сплести пару лаптей.

Лапти на ноги, и – на Евровидение!

ТРУДНО ЖИТЬ СО ЗВЕЗДОЙ?

У маленькой, симпатичной бабушки Натальи Яковлевны Пугачевой , что сыплет шутками-прибаутками, тоже муж жив-здоров. Как познакомились? «Я работала дояркой, он - бригадиром. Однажды на ферме меня и поймал» . Того, что муж постоянно поглядывал на сторону, Наталья Яковлевна старалась не замечать. «Четверо детей было, а характер у меня слабый» , - смеется старушка.

Теперь все наоборот: бабушка ездит на гастроли, а Афанасий Афанасьевич вынужден смотреть за хозяйством. Каждый раз со скандалом отпускает жену на выступления. Трудно жить со «звездой».

Монисто у Натальи Яковлевны попроще - всё из... советских рублей. Свое старинное украшение в шесть рядов она дала знакомой надеть на свадьбу, а та дорогое ожерелье не вернула. «Потом сама ушла в сырую землю. Где искать концы?» - вопрошает бабушка-малютка.

А, впрочем, бабушка не унывает: «Бог меня воспитывает. Живу хорошо! Корова, куры, индюшки есть! Пою - и сердце стучит лучше» .

ВСЕ ВМЕСТЕ СТРОЯТ ХРАМ

Пенсия у бурановских бабушек – от 6 700 до 10 000 рублей. Подъем у многих в 5.30 утра, а как же – хозяйство! Доят и кормят скотину, а песни помогают им справиться с домашними хлопотами.

«У кого газа нет - надо еще печку растопить. Дрова наколоть, воду принести: вода дома не у всех. Управимся с хозяйством - и в магазин. А там часам к десяти - в клуб. Репетируем, потом поговорить: кто что посеял, какие носки связал, обменяемся узорами, чай попьем…»

Возраст такой, что, по собственному признанию старушек, они дружат как в садике.

Зимой все бабушки стараются вставать на лыжи. Приезжают в лес, разводят костер, варят пельмени, заваривают чай. «Шашлыки у нас есть не принято, нам свое блюдо, удмуртское, нравится - пельнянь. Пель по-удмуртски ухо, нянь - хлеб» .

Собирают сообща деньги на храм . Весной уже будет залит фундамент и начнется строительство. Будет храм трехглавый, из красного кирпича.

ПУЧЕКО, ПУЧЕКО...

Так в чем секрет «бурановских бабушек»? Почему они так популярны? Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип. Евровидение сходит с ума.

А они даже нот не знают.

Говорят, что когда-то очень давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы , в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, отсюда такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии? Ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?

Есть и менее романтическая версия. Несколько последних лет Европа переживает бум - моду на фольклор. Но это не фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки.

У музыкальных критиков еще более приземленная версия происходящего. «То, что "Бурановские бабушки" выиграли российский отбор на Евровидение – это, скорее, жест отчаяния. Российская попса настолько чудовищна, настолько беспросветна и неконкурентоспособна, что, я думаю, и эксперты, которые голосовали на этом национальном финале, и зрители, провели, так сказать, голосование протеста, голосование против попсы, а не за этническую музыку» , - считает Артемий Троицкий . Но это критик с его очень умными теориями. А, может быть, все намного проще?

Вдумайтесь - о чем поют эти бабушки? Вот перевод песни, с которой они вышли в финал Евровидения: «Мужа нет. Как вскопать огород одной? Как научить молодого жеребенка пахать? Как наткать тонко? Как накормить детей? Как жить дальше? Пучеко… пучеко…» («Пучеко» – по-удмуртски, неровная, с узелками, пряжа. В переносном смысле – трудная, с ошибками, не во всем удавшаяся жизнь).

На сцене у бурановских бабушек нет наигранных и срежиссированных чувств. За плечами у каждой - нелегкая судьба. О невыдуманном и поют.

Вот и весь секрет.

Они – НАСТОЯЩИЕ!

По материалам СМИ подготовил Олег СОЛОДУХИН .

Фото с сайта «Бурановские бабушки» .

Коллектив "Бурановские бабушки" появился более 40 лет назад. Пенсионерки из удмуртского села вначале исполняли старинные песни на национальном языке. Потом стали перепевать на удмуртский хиты Цоя и Гребенщикова. Но всемирную известность ансамблю принесло участие в конкурсе "Евровидение" в Баку, где бабушки заняли второе место.

ПО ТЕМЕ

Согласились старушки, средний возраст которых составлял 70 лет, на эту авантюру с благой целью – собрать деньги на восстановление разрушенного храма в родном селе. "У нас почти все получилось, хотя реконструкция его будет идти еще минимум год, поэтому в течение этого времени мы точно продолжим выходить на сцену. Но уже в свободном графике: куда хотим – туда и едем, без длительных обязательств", – рассказала Ольга Туктарева, директор Бурановского дома культуры, которая в свое время и объединила пенсионерок под своим крылом.

Но выступают бабушки теперь в основном в Удмуртии – им трудно преодолевать большие расстояния. Да и называется группа теперь иначе – "Бабушки из Бураново". "Дело в том, что контракт с ансамблем "Бурановские бабушки" и продюсером Евгенией Рубцовой у нас закончился. Был очень напряженный график, а ведь у нас у всех семьи, дети, внуки, огород. Куда нам так работать!" – цитирует Туктареву портал Eg.Ru .

Действительно, теперь участницы группы "Бурановские бабушки", которые выступают во всех столичных сборных концертах, совсем не те, кто пел про Party For Everybody четыре года назад. Да и выглядят голосистые старушки сильно моложе, словно время пошло вспять. "Они уже не из Бураново и совсем не бабушки. Мы же – обычный деревенский коллектив и теперь поем свои песни, а не те, которые нам навязывают. А прежний репертуар и места выступлений нам особо и не нравились. Жалко, что всем нам мудрости не хватило красиво эту историю закончить. Но ссориться ни с кем не хочу, чтобы не тратить на это здоровье наших бабушек. Люди будут слушать оба коллектива и уже сами решат, нравится им или нет", – сказала Туктарева.

20.10.2017, 16:53

Новый для Челнов Пельменный фестиваль может обернуться неожиданным скандалом из-за того, что в нем примут участие триумфаторы «Евровидения» 2012 года - бабушки из удмуртского села Бураново. Те самые исполнительницы, да уже не те «Бурановские бабушки», как выясняется. Челнам может аукнуться болезненная для пожилых исполнительниц история с авторскими правами на известный бренд. Организатору финно-угорского фестиваля в Челнах – ДДН «Родник» – уже прилетело предупреждение из Москвы от правообладателя названия – «Дома Людмилы Зыкиной». Более того, продюсеры «Бурановских бабушек» собираются прислать на праздник юриста, чтобы потом решить, судиться ли с организаторами выступления «Бабушек из Бураново». Почему возникло недопонимание, и насколько челнинский Дом дружбы народов рискует попасть в судебную тяжбу, – в материале сайт.

«ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК «БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ» ВПРАВЕ ТОЛЬКО ОДНО ЛИЦО – ООО «ДОМ ЛЮДМИЛЫ ЗЫКИНОЙ»

Завтра, 21 октября, на площади перед Органным залом пройдут народные гуляния. Республиканский фестиваль народного творчества финно-угорских народов должен собрать любителей удмуртского, марийского и мордовского фольклора. В рамках него состоится и Пельменный фестиваль. По такому случаю организаторы – Дом дружбы народов «Родник» – и пригласили в Челны артисток из удмуртского села Бураново, которые с успехом выступили на конкурсе «Евровидение» в 2012 году. На приглашение пришел положительный ответ, и этой новостью председатель удмуртской общины города Валентина Билык поделилась с журналистами на пресс-конференции в понедельник.

– К нам приедут те самые бабушки, которые были на «Евровидении». Но «Бурановские бабушки» – это теперь бренд, под ним выступают профессиональные артисты. А прежние исполнители теперь выступают как «Бабушки из Бураново», – подчеркнула она.

Местные СМИ быстро распространили информацию о приезде знаменитых бабушек. И тут же, как гром среди ясного неба, ДДН получил письмо от ООО «Дом Людмилы Зыкиной» – продюсера коллектива «Бурановские бабушки».

«Обращаем ваше внимание, что организовывать концерты указанного коллектива, использовать название коллектива, товарный знак «Бурановские бабушки», образ участников коллектива, использовать песни из репертуара коллектива либо фонограммы с исполнением коллектива вправе только одно лицо – ООО «Дом Людмилы Зыкиной». Все третьи лица обязаны заключать договоры на использование соответствующих объектов», – сказано в письме.

Смена состава «Бурановских бабушек» прошла довольно болезненно, на родине фольклорного коллектива это был настоящий скандал. В 2014 году истек пятилетний контракт, заключенный «Домом Людмилы Зыкиной» с солистками коллектива, продлевать который они не стали, не приняв предложение набрать в коллектив новых более молодых солисток. В итоге продюсеры собрали совершено новый состав. Как сообщал «МК», об этом прежние солистки узнали из интернета.

– Ксения Рубцова (директор «Дома Людмилы Зыкиной» – ред.) говорила мне, что надо бы немного обновить состав, потому что нагрузка на наших солисток была очень большой. Постоянные концерты и гастроли, конечно, отнимали много сил. Вначале она хотела взять хотя бы несколько новых бабушек из села Бураново, чтобы они в любой момент могли бы заменить «старых» участниц на случай болезни или других непредвиденных ситуаций. Но через некоторое время я поняла, что наш ансамбль «Бурановские бабушки» – это уникальный коллектив, из него нельзя просто так взять и кого-то убрать, – рассказывала бывший художественный руководитель коллектива Ольга Туктарева. – Поэтому я была против того, чтобы его обновлять. Хоть бы позвонили и сказали, что вместо нас берут других. Возможно, тогда нам было бы не так обидно. Ведь мы живем в одной республике и знаем этих новых «бабушек».

Бывшим солисткам ансамбля теперь запрещено исполнять песни коллектива под фонограммы – все авторские права, включая название «Бурановские бабушки», принадлежат «Дому Людмилы Зыкиной». Знакомые всей стране артистки не могут использовать образ, облик, биографические данные и не имеют права исполнять хит «Party for everybody dance», который принес России второе место на «Евровидении-2012». Тем не менее, бабушки продолжают выступать, с другими песнями и в другом образе.

«МЫ СНИМАЕМ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ЭТОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. И САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЗА ЗДОРОВЬЕ АРТИСТОВ, КОТОРЫМ УЖЕ НЕ 16 ЛЕТ»

«Привет» из Москвы вызвал переполох в Челнах. Пока непонятно, чем это может обернуться для культурного учреждения. Конкретных претензий продюсеры организаторам фестиваля не направили. Однако, как выяснилось, последствия в виде судебного иска не исключены.

сайт связался с представителями «Дома Людмилы Зыкиной». Письмо ДДН «Родник» действительно прислали они, но на данный момент не идет речи о каких-то санкциях к организаторам. Тем не менее, продюсеры не исключают, что возможна судебная тяжба с организаторами выступления бабушек из села Бураново.

– Это предупреждение, это не уведомление о выявленном нарушении. Мы высылаем такое предупреждение на все площадки, где, как мы видим, может быть нарушение авторского или смежных прав, прав на патент. Это нормальная практика любого продюсерского центра и любого продюсера в мире, – отметил представитель «Дома Людмилы Зыкиной».

Новый состав «Бурановских бабушек»

Продюсерский центр отмечает, что коллектив «Бурановские бабушки» в настоящий момент прибыл в Сочи на закрытие Фестиваля молодежи и студентов.

– Мы очень беспокоимся за имидж нашего коллектива и за нашу профессиональную деятельность. Это наносит ущерб бренду в первую очередь. Вы же понимаете, что «Бурановские бабушки» и «Бабушки из Бураново» – два пересекающихся похожих названия. И это вводит людей в заблуждение. Зрители все равно думают, что это приезжает тот профессиональный коллектив, который ездит сейчас по всему миру. А приезжает непонятно кто, – прокомментировали ситуацию в продюсерском центре. – Мы не знаем, кто к вам едет. Вы помните, сколько было «Ласковых маев»? Множество! Мы снимаем с себя ответственность за качество этого выступления. И самое главное – за здоровье артистов, которым уже не 16 лет. Если что-то случится, будут обвинять нас. Нам это не нужно. Люди пригласили неких пожилых людей совершенно безответственно. А кто будет отвечать за качество выступления или если что-то случится с артистом? Есть ли у них договор, контракт, страховой полис, разрешение родственников?..

Продюсеры «Бурановских бабушек» отправляют на челнинский фестиваль своего юриста. Будет проведена контрольная видеосъемка, по которой в дальнейшем выступление проанализируют на нарушение авторских прав.

– Если что, мы будем подавать в суд на организаторов, – заявил представитель компании и дал понять, что такого рода разбирательства им не в новинку. – У нас страна большая, кто только не ездит! Такие проблемы возникают у любого коллектива. Наш продюсерский центр работает со многими другими артистами. Постоянно возникают проблемы такого рода.

«Я ВЕЗДЕ СТРОГО-НАСТРОГО ПРЕДУПРЕЖДАЛА, ЧТО К НАМ ЕДУТ НЕ «БУРАНОВСКИЕ БАБУШКИ», А «БАБУШКИ ИЗ БУРАНОВО»

В «Роднике» тем временем продолжают готовиться к финно-угорскому фестивалю и повторяют, что бабушки приедут те самые, с «Евровидения», но не «Бурановские», и что в заблуждение они никого не вводили.

– К нам на фестиваль приезжают носители языка: удмуртские, марийские и мордовские коллективы. В рамках этой программы гостями нашего фестиваля будут бабушки из Бураново. Да, те самые бабушки, которые выступили на «Евровидении-2012». Под брендом «Бурановские Бабушки» сейчас выступает другой коллектив. К нам на фестиваль приезжают «Бабушки из Бураново», по-удмуртски они звучат как «Брангуртысь песянайёс», мы их так и объявляем, – рассказала председатель удмуртской общины города Валентина Билык. – Их будет 17 вместе с молодежным составом. Это совершенно другой коллектив, и на данный момент они никакого отношения не имеют к бренду «Бурановские бабушки». Они сами по себе выступают. И я везде строго-настрого предупреждала, что к нам едут не «Бурановские бабушки», а «Бабушки из Бураново».

В репертуаре коллектива, который выступит завтра, – удмуртские песни, которые не повторяют репертуар «Бурановских бабушек». Более того, сами бабушки записали видеообращение, показав, так сказать, в лицах тех, кто приедет в Челны.

– Я сама удмуртка, часто бываю на родине. Этих бабушек любит вся Удмуртия и не только. И, конечно, нам было очень интересно пригласить их в Челны, послушать их творчество, – говорит Валентина Билык. – Мы отправили приглашение – они откликнулись. Наш фестиваль носит некоммерческий характер. Бабушки приезжают по приглашению, мы им никакие деньги не платим, они на это согласны. Они приезжают на тех же условиях, что и другие гости. Мы их принимаем, предоставляем сценическую площадку, они выступают. Запланировано у них два выхода.

Фестиваль в Челнах состоится в субботу с 11:00 до 15:00. Торжественное открытие запланировано на 11:30.

Фото: buranovskiebabushki.ru, buranovskie-babushki.ru, susanin.news

Анна Перебаскина



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные