Вопросы по фольклору. Жанры музыкального фольклора. Какие жанры музыкального фольклора существуют? Примерный план анализа фольклорного произведения

Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор ».

Г. С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике , возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор . Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы) . Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах :

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении : от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время , когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта :

«Формирование у детей интереса к народному фольклору ».

Тип проекта :

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.) .

Участники проекта :

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления :

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ :

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору , обогащать словарный запас детей .

ЗАДАЧИ :

Для достижения этой цели были поставлены задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора , его самобытность.

Дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

Воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

Воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору , развивать образную речь детей , делать ее богаче;

фольклора

Бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом .

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором , мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков;

Способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора , его самобытность через игровую деятельность;

Научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора , чтобы они сопровождали его всю жизнь;

Воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом .

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей : провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему , индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором , а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки : он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар : танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора . В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап :

Подбор и изучение методической литературы.

Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей :

Задачи :

Выявить уровень знаний детей .

Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта :

Создание фольклорного уголка в группе .

Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка» .

Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап :

Подведение итогов и результатов проделанной работы.

Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара» .

Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам» .

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору .

Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

- фольклорный материал давать без принуждения;

Максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал ;

Постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

Поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

Результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

Развитие творческих способностей детей ;

Обогащение и формирование речи детей ;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами , через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей , а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору , дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа , которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору . Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей , формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

Умей говорить языком доброты;

Будь красив делом;

Умей веселиться, но помни : «Дружба и братство - дороже богатства» ;

Люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад» ;

- цени Отчизну свою : «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями» .

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже :

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро» .

Предметы русского, оформление русской гостиницы , вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро» .

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение : «Ой, коляда, коляда» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица» .

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам : «В мире сказок» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод» . Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя» . Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями) .

Конкурс «Мамина сказка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка» . Задача : выявить знание о жанрах детского фольклора . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча» .

Вторник – «Заигрыш» .

Среда – «Лакомка» .

Четверг – «Широкий четверг» , «Разгуляй четвертак» .

Пятница – «Тещины вечерки» .

Суббота – «Золовкины посиделки» .

Воскресенье – «Прощеный день» , «Целовальник» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение :

«Месяц апрель – всему году ключ» .

«Если март с водой, то апрель с травой» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей : «Путешествие по сказкам» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1. Аникин «Русский фольклор » . Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры» .

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки» .Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор » . Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» . Москва, «Просвещение» ,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки» . Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия» . Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб» . Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды» .

10. «Игры» , журнал «Народное творчество» ,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа» .№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников» . Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор ; №10 потешки.

16. «Педсовет» .№5,2001;№7.2000.

Семинарское занятие № 1

теоретические вопросы

    Художественная специфика фольклора. Система жанров. Поэтика.

    Обрядовая поэзия.

    Календарно-обрядовая поэзия:

3.1 Календарно-обрядовая поэзия зимнего цикла. Святки. Колядование.

Гадание. Двоеверие.

3.2 Масленица. Языческие истоки. Следы древних верований и обычаев.

Художественное своеобразие и поэтическая образность песен.

3.3 Весенне-летние обряды. Отражение древних культов, связанных с

заботой об урожае и благополучии.

3.4 Праздник Ивана-Купалы. Языческие истоки. Обрядовый фольклор.

3.5 Жнивной обряд. Следы древних верований и магических ритуалов.

практическое задание

Принести тексты календарно-обрядовых песен. (Минимум по 1 примеру к пунктам 3.1 – 3.5)

домашнее задание после семинара № 1

Проанализировать 1 текст календарно-обрядовой поэзии по плану (см. стр. 3)

Семинарское занятие № 2

Семейная обрядовая поэзия и заговоры

теоретические вопросы

    Родильный и крестильный обряды.

    Свадебный обряд и его поэтическое сопровождение: этапы, основные персонажи.

    Рекрутский обряд и причитания.

    Похоронный обряд. Истоки ритуала. Верования. Причитания. Общественные поминовения предков. Язычество и христианство.

    Заговоры. Их функция. Классификация заговоров. Художественное своеобразие.

практическое задание

Принести тексты свадебных песен, причитаний, заговоров

домашнее задание после семинара № 2

Проанализировать 1 текст семейно-обрядовой поэзии по плану

Семинарское занятие № 3

теоретические вопросы

    Малые жанры русского фольклора:

    1. Загадки. Происхождение. Функция. Классификация. Поэтическая образность и художественные средства.

      Пословицы и поговорки. Классификация. Поэтическая образность и стиль. Сборники пословиц.

    Сказки. Типология сказок:

    1. Сказки о животных. Происхождение. Специфика вымысла. Темы. Идеи. Образы. Поэтический стиль. Сюжет и композиция. Приемы характеристики персонажей.

      Волшебные сказки. Происхождение. Специфика вымысла. Следы древних пережитков. Система образов. Типы сюжетов, героев. Классификация. Художественное своеобразие. Стиль.

      Бытовые и социальные сказки – новеллы. Происхождение. Специфика вымысла. Виды сказок, их темы и образы.

3) практическое задание

Принести тексты загадок, пословиц и сказок о животных

Семинарское занятие № 4

теоретические вопросы

    Несказочная проза:

1.2 Предания. Внутрижанровая разновидность. Тематические группы.

Художественное своеобразие преданий.

1.3 Легенды. Классификация. Поэтический стиль.

1.4 Былички. Виды быличек, классификация. Художественное

своеобразие.

практическое задание

Принести тексты волшебной сказки «Василиса Прекрасная», преданий, легенд, быличек.

домашнее задание после семинара № 4

Проанализировать волшебную сказку «Царевна-лягушка» / «Морской царь и Василиса Премудрая» - на выбор.

Семинарское занятие № 5

теоретические вопросы

    Былины. Поэтика былин. Специфика сюжета. Композиция.

    Классификация (циклы былин).

    Древнейшие былины. Поэтика, связь с мифологией, система образов.

    Былины Киевской Руси. Поэтика, система образов, идейно-художественное своеобразие, историческая основа.

    Новгородские былины. Поэтика, система образов, идейно-художественное своеобразие, историческая основа.

3) практическое задание

Принести тексты былин (минимум по одному примеру на каждый цикл)

домашнее задание после семинара № 5

Проанализировать текст былины

Семинарское занятие № 6

1) теоретические вопросы

    Исторические песни. Циклы. Художественное своеобразие. Жанровые разновидности.

    Баллады. Художественное и эстетическое своеобразие народной баллады.

    Духовные стихи как жанр русского фольклора. Связь с книгами Священного Писания. Религиозные и морально – этические представления народа.

2) практическое задание

Принести тексты исторических песен (по одному примеру на каждый цикл), баллад, духовных стихов.

4) домашнее задание после семинара № 6

Проанализировать текст исторической песни, баллады, духовного стиха (на выбор)

Семинарское занятие № 7

1) теоретические вопросы

    Традиционные внеобрядовые лирические песни. Типы классификации. Художественное своеобразие.

    Игровые и хороводные песни. Происхождение. Функции. Типы. Тематика.

    Художественное своеобразие собственно частушки (4-х, 6-, 8- ми строчной). Происхождение. Типы.

    Типы кукольного театра. Персонажи. Происхождение. Специфика бытования и исполнения. Язык и стиль.

    Раек и балаган.

    Народные сатирические пьесы.

    Народные драмы. Литературные источники пьес. Поэтика и стиль. Традиция и импровизация. Реквизит.

2) практическое задание

Принести тексты лирических песен, частушек, прочитанные народные драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан».

3) домашнее задание после семинара № 7

Проанализировать текст лирической песни

Семинарское занятие № 8

    Понятие «детский фольклор» и его объем. Деление на жанры. Поэзия пестования. Колыбельные песни. Пестушки. Потешки. Прибаутки. Докучные сказки.

    Детский бытовой фольклор. Детские народные песни. Заклички и приговорки. Детская обрядовая поэзия. Прозвища и дразнилки. Детские сказки. Страшилки.

    Детский потешный фольклор. Словесные игры. Молчанки и голосянки. Поддевки. Сечки. Скороговорки. Перевертыши.

    Детский игровой фольклор. Формальные ролевые игры. Игры-импровизации. Считалки и жеребьевки. Архаика и современность.

2) практическое задание

Принести тексты, относящиеся к детскому фольклору

Анализ текстов:

Примерный план анализа фольклорного произведения

    Указать название текста, определить его жанр, перечислить показатели жанра (эпический, лирический, драматический жанр, потом указать какой конкретно). Тема, идея, сюжет, система образов. Типология  .

    Указать, какие древние представления нашли отражение в тексте, приводя примеры.

    Указать, какие христианские представления отражены в тексте, приводя примеры.

    Перечислить основные изобразительно-выразительные средства, приводя примеры.

    Перечислить устойчивые словесные формулы.

  Курсивом выделены те компоненты анализа, которые могут быть слабо отражены в фольклорном тексте, либо отсутствовать.

Нет единого понимания термина «исторические песни». Этим термином объединяются произведения многих песенных жанров, которые содержат в себе исторические реалии. В более узком понимании исторической песней называют эпические и частью лирико-эпические произведения, посвященные изображению исторических событий и эпизодов из жизни исторических лиц. И.П. – продолжение и развитие эпического творчества народа, получившего воплощение в былинах в эпоху зарождения феодализма и его ранних стадий. И.П. – эпические или лирико-эпические произведения эпохи развитого Русского феодального гос-ва., содержанием которых являются события или эпизоды из жизни исторических лиц, в результате деятельности которых заинтересованы носители песни, в ряде случаев считающие себя причастными к изображаемому.

Основные циклы исторических песен.

И.П. Делились на 1 – былины и баллады о борьбе с татарами (антитатарская поэзия). Во второй половине 16 в. складываются циклы песен вокруг главного деятеля, выдвинутого Россией того времени, - Ивана Грозного, и главного героя, выдвинутого народными массами, - Ермака. Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение. Далее следовал пугачёвский цикл, который, по сути, повторял разинский. Последний крупный цикл исторических песен возник в связи с Отечественной войной 1812 г.

В.25. премии. Парими?я или пареми?я - в богослужебной практике православной церкви - чтение из книг Священного Писания. Паримии содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.


Чаще всего тексты для паримий берутся из Ветхого Завета, однако в дни памяти апостолов тексты паримий берутся из Нового Завета. Чаще всего паримии читаются за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста паримии читаются также и за 6-м часом. Помимо этого, паримии читаются в Великий четверг за 1-м часом и на утрене Великой Субботы.
Паримии на неподвижные праздники содержатся в Минее, а на подвижные праздники - в Триоди.

Паремиология (греч. paroimia - пословица и logos - слово, учение), раздел филологии, изучающий паремии - пословицы, поговорки, изречения.

по содержанию своему имеющие отношение к смыслу праздника: они содержат в себе или пророчества о празднуемом событии, или объяснение смысла праздника, или похвалу празднуемому святому. Число П. в различные праздники неодинаково: большей частью их три, на Благовещение - 5, накануне Рождества Христова - 8, в навечерние праздника Богоявления - 13, в великую субботу - 15, и т. д. Подробные указания содержатся в "Церковном Уставе".

23. Частушки.

Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.

26. Детский фольклор.

Д.Ф, - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверсник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки.

Признаки, свойства фольклора

Исследователи подмечено множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности:

Бифункциональность (сочетание практического и духовного);

Полиэлементность или синкретизм.

Любое фольклорное произведение полиэлементно. Воспользуемся таблицей:

Мимический элемент

Жанры устной прозы

Словесный элемент

Пантомима, мимические танцы

Обрядовое действо, хороводы-втры, народная драма

Словесно-музыкальные (песенные жанры)

Танцевальный элемент

Музыкально-хореографические жанры

музыкальный элемент

Коллективность;

Бесписьменность;

Вариантная множественность;

Традиционность.

Для явлений, связанных с освоением фольклора в иных видах культуры, принято название - фольклоризм - (введен в конце 19 века французским исследователем П.Себийо), а также «вторичная жизнь», «вторичный фольклор».

В связи с его широким распространением возникло понятие собственно фольклора, его чистых форм: так, утвердился термин аутентичный (от греческого autenticus- подлинный, достоверный).

Народное творчество - основа всей национальной культуры. Богатство его содержания и жанровое разнообразие - поговорки, пословицы, загадки, сказки и другое. Особое место песен в творчестве народа, сопровождающих человеческую жизнь от колыбели до могилы, отражающих ее в самых многообразных проявлениях и представляющих в целом непреходящую этнографическую, историческую, эстетическую, нравственную и высоко художественную ценность.

Особенности фольклора.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Данный урок проводится в игровой форме с использованием групповой работы. Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой размещены как задания, так и правильные ответы. Он может быть использован как на уроках литературы в 5 классе, так и на уроках литературного чтения в начальном звене.

Цель игры : систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклор»; проверить качество знаний.

Задачи:

  • Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме «Фольклор»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отрабатывание навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
  • Развивающие - формирование самостоятельности мышления в условиях групповой работы.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы; воспитывать толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, распечатанные задания.

Правила игры.

В викторине принимают участие три команды, которые выбирают тему для вопроса. Правило ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. Если ответ дан неверно, то право ответа и выбора следующего вопроса переходит другой команде.

Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 - основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Для перехода на следующий этап необходимо нажать на иллюстрацию в правом нижнем углу.

Вопросы для викторины

Блог «Пословицы»

1.Объясните значение пословиц.

  • Дыма без огня не бывает.
  • Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

2. Составьте из этих слов пословицы.

  • Вить, быть, верёвочка, конец, сколько.
  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

3. Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Рысак русака видит издалека.
  • Уменье - свет, а неуменье - тьма.
  • Комар косу не подточит.

4. Сколько пословиц в стихотворении?

А в пословицах ведь говорится,
Что сами вы должны учиться.
Грамотей не тот, кто читать умеет,
А кто слушает да разумеет.

И конечно, без труда - не вытащишь рыбку из пруда.
Помни: тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Блог «Загадки»

1. Ловец отменный, Ткач примерный. Кто в его пряжу попадёт, Тот умрёт (паук).

2. Что такое «ложь с намёком» и для всех людей «с уроком»? (сказка).

3. Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. Птица рада весне, а дитя ей (мать).

4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (язык).

Блог «Былины»

1. По описанию узнай героя былины.

Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…

2. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? Кто из былинных героев играл на гуслях?

3. Назовите имена известных вам богатырей, героев былин.

4. Узнай героя былины по описанию.

А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях.
А глазищи…
И черным-черны, и пустым-пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин.

А носище-то…
Будто палка-клин дровокольная.

Блог «Сказки»

1.Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? Выберите правильный ответ.

  • волшебные;
  • бытовые;
  • сказочные;
  • докучливые;
  • игровые;
  • сказки про животных;
  • страшилки.

2. Какие сказочные правила вы знаете?

  • выбирай что менее ценно;
  • ничему не удивляйся;
  • будь добр и отзывчив;
  • нарушай запреты.

3. Какие сказочные законы вы знаете?

  • «Сказано - сделано».
  • «Закон триединства».

4. Приведите примеры концовок сказок.

Подведение итогов.

Презентация к викторине «По страницам фольклора»



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные