Что такое свастика. Что означает фашистская свастика, что это за символ? Духовная свастика, Колядник, Одолень трава, Цветок папоротника

В наше время Свастика является отрицательным символом и ассоциируется лишь с убийствами и насилием.Сегодня Свастику прочно связывают с фашизмом.Однако данный символ появился намного раньше фашизма и не имеет никакого отношения к Гитлеру.Хотя стоит признать,что символ Свастики дискредитировал себя и многие люди имеют отрицательное мнение об этом символе,кроме пожалуй украинцев ,которые возродили нацизм на своей земле,чему весьма радуются.

История возникновения Свастики

По свидетельству некоторых историков, этот символ возник несколько тысяч лет назад, когда Германии не было и в помине. Смысл данного символа заключался в обозначении вращения галактики, если рассмотреть некоторые космические снимки, то можно увидеть спиральные галактики, которые чем то напоминают этот знак.

Славянские племена применяли символ Свастики для украшения своих жилищ и мест культа,носили вышивки на одежде в виде этого древнего символа,использовали в качестве оберегов от злых сил,наносили это знак на изысканное оружие.
Для наших предков этот символ олицетворял собой небесное светило,представлял все самое светлое и доброе,что есть в нашем мире.
Собственно этот символ использовали не только славяне,но и многие другие народу у которых он означал веру, добро и мир.
Как же так получилось,что этот прекрасный символ добра и света,вдруг стал олицетворением убийства и ненависти?

Тысячелетия минули с тех пор,как знак Свастики имел огромное значение,постепенно он стал забываться,а в средние века его окончательно забыли,лишь изредка вышивали этот символ на одежде.И лишь по странной прихоти в начале двадцатого века этот знак вновь увидел свет.В то время в Германии было очень неспокойно и что бы обрести веру в себя и вселить ее в других людей использовались различные методы,в том числе оккультные знания.Знак Свастики впервые появился на шлемах немецких боевиков,а всего лишь через год ее признали официальным символом фашисткой партии.Гораздо позже сам Гитлер любил выступать под знаменами с этим знаком.

Виды свастики

Давайте сначала расставим все точки над "i". Дело в том,что Свастику могут изображать в двух видах,с загнутыми против часовой стрелки кончиками,так и по часовой стрелке.
В обоих этих символах заключен совершенно различный противоположный смысл,таким образом уравновешивая друг друга.Та Свастика ,кончики лучей которых направлены против часовой стрелки,то есть налево, означают добро и свет,обозначая восходящее солнце.
Тот же символ,но с повернутыми направо кончиками несет в себе совершенно противоположный смысл и обозначает - несчастье, зло, всевозможные беды.
Если посмотреть,какая Свастика была у нацисткой Германии,то можно убедиться,что ее кончики загнуты вправо.Значит этот символ не имеет ничего общего со светом и добром.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод,что не все так просто,как нам казалось.Поэтому не путайте эти две совершенно противоположные по смыслу Свастики .Этот знак и в наше время может послужить отличным защитным амулетом,если только изобразить ее правильно.Если же люди будут испуганно показывать на этот оберег пальцем,можно объяснить значение символа "Свастика " и сделать небольшой экскурс в историю наших предков,для которых этот символ был знаком света и добра.

Сва́стика (символ «卐» или «卍», स्वस्तिक от स्वस्ति , свасти - приветствие, пожелание удачи, благоденствие) - знак в виде равноконечного креста с концами, загнутыми в одном из двух направлений: по часовой стрелке или против. Являясь развитием простейшего графического символа - креста, свастика встречается уже с каменного века (древнейшая - на Мезинской стоянке). В дальнейшем свастика встречается, в виде отдельного знака либо части меандрового орнамента, в культурах всех континентов кроме Австралии .

Летом 1920 года Адольф Гитлер утвердил свастику как политическую эмблему НСДАП. С этого момента, по мере расширения понимания цивилизационной опасности фашизма как идеологии и агрессивной доктрины, мир постепенно приходит к пониманию негативной подоплёки, «освящаемой» этим доселе безобидным древним символом. Уже в конце 1920-х годов советская идеология сформулировала однозначно критическое к этому отношение («избрана политической эмблемой немецкими фашистами-антисемитами, ошибочно считающими свастику исключительной эмблемой арийской расы») . А после начала Второй мировой войны и вероломного нападения гитлеровских фашистов на СССР весь мир стал однозначно связывать свастику только с гитлеровским режимом и его преступлениями против человечества.

Гитлер и немецкие фашисты поставили свастику в глобально-цивилизационный контекст. Уже в силу этого её положения в ряду элементов знаковой системы человечества нейтральная оценка к ней оказывается неприменимой, а попытки «моральной реабилитации» её воспринимаются как аморальные - какие бы ни приводились этому контраргументы.

Применительно к знаковой системе, как особому, подкорочно действующему элементу мировосприятия, такой «вновь приобретённый негатив» нормален. На более примитивном, бытовом уровне можно указать на известные знаки, конструируемые из одного или нескольких пальцев, и воспринимаемые окружающими как аксиоматично негативный символ. Любые попытки «оправдать» кукиш или отдельно поднятый вверх палец, заставить переосмыслить эти фигуры в свете тех или иных исключений, изыскиваемых в предыстории - обречены на провал ввиду стойкой однозначной ассоциации, которая вошла в современный культурный стереотип применительно к этим знакам.

Свастика и её антагонисты в XX веке

До того, как свастика обрела своё место в ряду политических символов, вплоть до начала XX века она попадала в поле зрения учёных по двум направлениям. В искусствоведении - как элемент меандрового узора (ромбо-меандровый орнамент). В ставрографии (от σταυρος дерево, крест , и γράφω пишу ; вспомогательная дисциплина, изучающая историю и иконографию креста) - как элемент генезиса этого основополагающего символа христианства. Образец исследования в последнем направлении дан, например, в классической статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Однако ни в одном из этих направлений анализа свастика по определению не имела антагонистического ей знака; основной культурологический антагонизм эпохи, начиная с падения Древнего Рима и заканчивая Новым (если не Новейшим) временем, отражался противостоянием другой пары глобалистических символов - крест (христианство) и полумесяц (ислам). При этом по состоянию на конец XIX века свастика как производное от креста не имела самостоятельного значения символа какой бы то ни было веры или , заявляющей геополитически значимые претензии.

Тем временем, на фоне бурного развития востоковедения, наблюдаювшегося в христианской цивилизации на протяжении второй половины XIX века, дилетантская общественность, питаемая популярными изложениями вновь обретённых сведений по древней истории Индии и сопредельных ей стран, «открывает» для себя, в числе других, свастикоподобные символы. Это буддистский символ совершенства «мандзи », «буддистский крест» (типа мальтийского), а также «четыре руки» джайнистов. И хотя ни в одной из этих религий ни один из этих символов не претендует на роль главного (подобно кресту и полумесяцу) - тем не менее, уже из-под пера европейских (по изначальному образованию и культуре) писателей и компиляторов начинают выходить комментарии, в которых значение свастикоподобных символов Востока очевидно гиперболизируется. Этим в массовое сознание европейцев прокладывается путь мифологизированного восприятия свастики, как символа некоей тайны, силы, магии и т.п.

В наибольшей степени этим эзотерическим поветрием оказываются заражены социумы тех стран, где по тем или иным причинам оказывается наиболее глубоким кризис господствующей идеологии и/или церкви. Повальное увлечение «язычеством», «цыганщиной», собираемыми и фальсифицируемыми образцами «фольклора» - всё это представляет собой массовый протест против классических христианских ценностей в той форме, в которой их насаждали служители культа при мощной поддержке административного и законодательного ресурса соответствующих стран. И хотя известная часть населения, в силу своей сознательности, занимала реально антагонистическую позицию, атеизм, - большая часть, тем не менее, отвергала один религиозный культ в пользу другого, либо конструировала для себя варианты их эклектического сочетания.

Свастика на капоте автомобиля Николая II. Царское село, 1913 год.

Этот кризисный путь развития наблюдался и в царской России, начиная с мелкобуржуазных кружков литературной интеллигенции «серебряного века» с её экзотическим спектром культурной ориентации, и завершая семьёй последнего императора, которая - при показной приверженности православию - в своём узком кругу демонстрировала слабость и в плане суеверий, и в отношении к конкретным шарлатанам. Свастика (иногда Александра Фёдоровна писала совастика ) была одним из любимых нехристианских символов императрицы

В своих мемуарах Пьер Жильяр, учителя царских детей, вспоминал: «Я заметил затем на стене у одного из окон комнаты их величеств любимый знак государыни, „совастику“, который она приказывала всюду изображать на счастье». А уже в 1913 году свастика красовалась на капоте личного авто русского царя, вызывая недоумение у тех, кто знал, что это отнюдь не фирменный логотип изготовителя, фирмы «Делано-Бельвилль». Гипотезы о том, что семья Романовых тем самым исподтишка пиарила новый государственный символ, уготованный им для России - с одной стороны, кажется неправдоподобной: всё-таки «народ-богоносец» за 900 лет привык поклоняться другому кресту. Правда, в Курляндии латышские стрелки ещё царской армии уже в 1915 году подхватывают этот символ на свои знамёна .

Но с другой стороны - та самая икона «Державная», новоявленная церковниками в первые дни после отречения царя, т.е. первая икона республиканской России: на ней свастика врисована в головной убор Богоматери! И сразу после этого, через несколько месяцев на вновь выпускаемых в оборот керенках та же свастика с иконы «Державная» (или капота автомобиля Николая II?) как бы заменяет имперские регалии, исчезнувшие с груди имперского орла.

Так или иначе, эти казусы с явлениями свастики в ряду символов, использовавшихся в царской России и в первые годы после её крушения, не успели создать значимого прецедента, на основании которого можно было бы делать далеко идущие выводы и строить концепции, «реабилитирующие» свастику в восприятии народов Российской империи и, позже, СССР. Прошло всего несколько лет, и все эти забавные прецеденты оказались оттеснены свастикой в её немецко-фашистском исполнении.

Главным политическим конкурентом НСДАП на политической арене Веймарской республике становятся германские коммунисты, и таким образом, в переводе на язык политических символов, антагонистом свастики становится общемировой символ социал-демократии и коммунистов, серп и молот . Спустя 8 лет после прихода к власти Гитлер развязывает войну с СССР, и понятие «фашистский» (символизируемое свастикой) становится одним из крайностных выражений категории «антисоветский». Водружение над рейхстагом Знамени Победы с серпом и молотом подводит символическую черту под этим историческим противостоянием.

Фашизм, потерпевший крушение в 1945 году прежде всего благодаря бескомпромиссной борьбе народов Советского Союза с немецкими захватчиками, был опаснейшим, но не единственным представителем сил антисоветской ориентации. Решая собственные проблемы межимпериалистического соперничества, крупнейшие геополитические соперники Германии лишь волей случая оказались в «одних окопах» с Советским Союзом - ещё в 1938 году, входя в Мюнхенский сговор с Гитлером, они надеялись усилить его позиции в будущей войне против СССР, в которой империалисты Англии и Франции полагали быть лишь сторонними наблюдателями.

Оттягивая открытие «второго фронта», не допуская сколько-либо излишнего усиления производственного потенциала СССР по ходу военных поставок по ленд-лизу, по завершении Второй мировой войны империалистические державы практически сразу перевели отношения СССР на уровень балансирования между войной и миром. Однако, учитывая, что ход и исход второй мировой войны, а также вклад СССР в победу над фашизмом был общеизвестен, - антисоветская пропаганда и политический курс империалистических государств вынужденно сопровождалась осуждением фашизма (при известном попустительстве неофашизму). То есть, пока ещё были живы многочисленные современники и участники войны, понятия «антисоветизм» и «фашизм» были разведены.

По мере вымирания поколений современников войны с фашизмом, в рядах антисоветчиков внутри самого СССР при мощной информационно-пропагандистской поддержке антисоветских центров Запада постепенно формировалась новая прослойка. Новые поколения антисоветчиков, в силу отторжения ими любой «официальной» истории, с готовностью воспринимали новые историографические схемы, «подбрасываемые» зарубежными аналитиками. В этих схемах, вопреки историческим фактам, проводилась - путём манипулятивных построений - подготовка к доказательству якобы тождественности двух антагонистических субъектов истории - гитлеровской Германии и Советского Союза - и их идеологий - национал-социализма и (пролетарского) интернационализма.

Другое направление деструктивного воздействия на массовое восприятие явления фашизма, получившее развитие в результате вырождения идейно-воспитательной работы при Горбачёве и Яковлеве, апеллировало к тем, чей психотип был благоприятен для развития «культа сильной руки». Следует отметить, что само понятие «зверства фашистских оккупантов» (извращённо воспринимаемое этими типажами антисоветской массовки как проявление силы) объективно становилось с каждым годом всё более литературно-отвлечённым. И этот тип манипуляции не имел бы такого успеха, если бы не события 1973 года в Чили, когда самые отвратительные и бесчеловечные проявления фашизма вновь стали современной реальностью.

Отсюда уже не кажется случайным, что именно чилийская хунта и даже личность Пиночета стали подаваться в годы перестройки с обратным знаком - как пример позитивных действий. Утверждение же фашистской практики в реальности постсоветской России - когда в октябре 1993 года ОМОНовцы буквально вторили зверствам своих фашистских предшественников в Чили, и создали аналог стадиона как места массовых пыток, издевательств и убийств мирных граждан. «Амнистия», объявленная после этого исполнителям, оставила безнаказанным прецедент действий, до степени смешения похожих на фашистские, и тем самым косвенно вдохновила различные экстремистские силы на то, чтобы делать ставку именно на силовые, наиболее кровавые и бесчеловечные способы решения проблем капиталистического бытия современной России. Отсюда появление свастики или её видоизменённых вариантов в символике некоторых движений не кажется странным.

Четырехлучевая свастика представляет собой двадцатиугольник, с осевой симметрией 4-го порядка. Правильная -лучевая свастика описывается точечной группой симметрии (символика Шенфлиса). Эта группа порождается вращением -ого порядка и отражением в плоскости, перпендикулярной оси вращения - так называемой «горизонтальной» плоскости, в которой лежит рисунок. За счет операции отражения свастика ахиральна и не имеет энантиомера (то есть «двойника», полученного отражением, который не может быть совмещен с исходной фигурой каким-либо вращением). Вследствие этого в ориентированном пространстве право- и левовращающая свастики не различаются. Право- и левовращающая свастики различаются только на плоскости , где рисунок имеет чисто вращательную симметрию. При четном появляется инверсия , где - вращение 2-го порядка.

Можно построить свастику для любого ; при получится фигура, подобная знаку интеграла. Например, символ борджгали (см. ниже) является свастикой с . Свастикоподобная фигура вообще получится, если взять любую область на плоскости и размножить ее вращением раз относительно вертикальной оси , не лежащей в вертикальной плоскости симметрии области .

Происхождение и значение

Иллюстрация из ЭСБЕ.

Слово «свастика» - составное из двух санскритских корней: सु , су , «добро, благо» и अस्ति , асти , «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие» . Есть и иное название свастики - «гамма́дион» (греч. γαμμάδιον ), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма» (Γ).

Свастика - символ Солнца, удачи, счастья и созидания. В западноевропейской средневековой литературе имя бога Солнца древних пруссов Свайкстикса (Svaixtix) впервые встречается в латиноязычных памятниках -начала XVII века : «Sudauer Buchlein» (сер. XV в.), «Episcoporum Prussiae Pomesaniensis atque Sambiensis Constitutiones Synodales» (1530), «De Sacrificiis et Idolatria Veterum Borvssorvm Livonum, aliarumque uicinarum gentium» (1563), «De Diis Samagitarum» (1615) .

Свастика - один из древних и архаичных солярных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части - четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее - и годовое движение Солнца.

Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян» , дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой - женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.

О значении свастики Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. пишет следующим образом:

Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока свастика перешла на Запад; ее изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII - XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием «гаммированного креста» (crux gammata ), христианство придавало ему значение, подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения.

Свастика бывает «правильная» и обратная. Соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение. В древности одновременно применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть - и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому в древности не было «плохих» и «хороших» свастик - они воспринимались в единстве.

Одна из древнейших форм свастики - малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, четырёх сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.

Использование в религии

Во многих религиях свастика является важным культовым символом.

Буддизм

Другие религии

Широко используется джайнистами и последователями Вишну . В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования.

Использование в истории

Свастика - сакральный символ и встречается уже в период верхнего палеолита . Символ встречается в культуре многих народов. Украина , Египет , Иран , Индия , Китай , Мавераннахр , Россия , Армения , Грузия , государство Майя в центральной Америке - вот неполная география этого символа. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах.

В Древнем мире

Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры . Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 лет до нашей эры.

Одна из древнейших форм свастики - малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков - закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики - квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения.

В Северо-Восточной Африке была обнаружена стела царства Мероэ , которое существовало во II-III веках н. э. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика нередко встречается на оберегах славян , немцев , поморов , куршей , скифов , сарматов , мордвы , удмуртов , башкир , чувашей и многих других народов. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры.

В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали , выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян» . В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.

Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырёх сходящихся в центре треугольников - финикийского происхождения. Был известен также этрускам. Согласно А. Оссендовскому , Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен рубин . Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии .

Свастика в Индии

Свастика в России (и на её территории)

Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте Андроновской археологической культуры (Южный Урал эпохи бронзы).

Ромбо-меандровый свастический орнамент в Костёнковской и Мезинской культурах (25-20 тыс. лет до н. э.) изучал В. А. Городцов . Пока нет достоверных данных о том, где впервые стали использовать свастику, но самое раннее её изображение зарегистрировано не на Руси .

Свастика использовалась в обрядах и строительстве, в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах . Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах . Вышитая на одежде, свастика могла иметь определённое обережное значение.

Символ свастики использовала как личный знак и символ-оберег императрица Александра Фёдоровна . Изображения свастики встречаются на рисованных открытках императрицы . Один из первых таких «знаков» был поставлен императрицей вслед за подписью «А.» на нарисованной ею рождественской открытке, отправленной 5 декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден .

Послала тебе, по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по моим знакам (“свастика”), выдумываю всегда новое

Свастика была изображена на некоторых денежных купюрах Временного правительства 1917 г. и на некоторых напечатанных с клише «керенок» совзнаках , имевших хождение с 1918 по 1922 гг. .

В ноябре 1919 г. командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан , в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики . Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая - «вихрь», «жизненную энергию» .

Также, изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (т. н. «Город мёртвых»). В доисламский период свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дела-Малх).

Свастика и цензура в СССР

На территории современного Израиля изображения свастики обнаружены при раскопках в мозаиках древних синагог . Так, синагога на месте древнего поселения Эйн-Геди в районе Мертвого моря датируется началом II века, а синагога на месте современного кибуца Маоз Хаим на Голанских высотах действовала в между IV и XI столетиями.

В Северной, Центральной и Южной Америке свастика встречается в искусстве Майя и Ацтеков . В Северной Америке племена навахо , теннесси и огайо использовали символ свастики в ритуальных захоронениях.

Тайское приветствие Сватди! происходит от слова сватдика (свастика).

Свастика в качестве эмблемы нацистских организаций

Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. […] После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга - чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашел наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста.

В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду её распространенности в Индии), и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии, а в марте 1920 г. во время Капповского путча она была изображена на касках вступившей в Берлин бригады Эрхардта (здесь, возможно, было влияние Прибалтики, так как многие бойцы Добровольческого корпуса сталкивались со свастикой в Латвии и Финляндии) . Уже в 20-е годы свастика стала всё более ассоциироваться с нацизмом ; после 1933 года она окончательно стала восприниматься как символ нацистский по преимуществу, в результате чего, например, была исключена из эмблематики скаутского движения.

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны (хотя в декоративных целях, разумеется, применялись, в том числе и нацистами, и другие варианты).

Собственно, нацисты для обозначения служившей их символом свастики использовали термин Hakenkreuz («хакенкройц» , дословно «крюковый крест» , варианты перевода также - «кривой» или «паукообразный» ), что не является синонимом слова свастика (нем. Swastika ), также имеющего хождение в немецком языке. Можно сказать, что «хакенкройц» - такое же национальное название свастики в немецком языке, как «солнцеворот» или «коловрат» в русском или «хакаристи» в финском, и употребляется обычно именно для обозначения нацистского символа. В русском переводе это слово было переведено как «мотыгообразный крест» .

На плакате советского графика Моора «Все на „Г“» (1941) свастика состоит из 4 букв «Г», символизируя первые буквы написанных по-русски фамилий лидеров Третьего рейха - Гитлер , Геббельс , Гиммлер , Геринг .

Географические объекты в виде свастики

Лесная свастика

Лесная свастика - лесопосадка в форме свастики. Встречаются как на открытой местности в виде соответствующей схематичной высадки деревьев, так и на территории лесного массива. В последнем случае, как правило, используется сочетание хвойных (вечнозелёных) и лиственных (листопадных) деревьев.

До 2000 года лесная свастика существовала к северо-западу от поселения Церников, в районе Уккермарк , в земле Бранденбург на северо-западе Германии.

На склоне холма недалеко от деревни Таш-Башат, в Киргизии , на границе с Гималаями находится лесная свастика «Эки Нарин» (41.447351 , 76.391641 41°26′50.46″ с. ш. 76°23′29.9″ в. д.  /  41.44735121 , 76.39164121 (G) ).

Лабиринты и их изображения

Здания в форме свастики

Комплекс 320-325 (англ. Complex 320-325 ) - одно из зданий военно-морской базы десанта в Коронадо (англ. Naval Amphibious Base Coronado ), в заливе Сан-Диего , Калифорния . База находится под управлением военно-морских сил США и является центральной тренировочной и операционной базой специальных и экспедиционных сил. Координаты 32.6761, -117.1578.

Здание Комплекса было построено между 1967 и 1970 годами. Оригинальный проект представлял собой два центральных здания для котельной установки и зоны релаксации и троекратное повторение поворотом под углом в 90 градусов к центральным зданиям L-образного здания казарм. Законченное здание получило форму свастики, если смотреть на него сверху.

Компьютерный символ свастики

В таблице символов стандарта Unicode есть знаки китайских иероглифов 卐 (U+5350) и 卍 (U+534D), являющихся свастиками.

Свастика в культуре

В испанском сериале "Чёрная лагуна" (Русский вариант "Закрытая школа") нацистская организация, разрабатывающая в недрах секретной лаборатории под интернатом, имела герб, в котором была зашифрована свастика.

Галерея

  • Свастика в европейской культуре
  • Свастика в римской мозаике 2 века н.э.

  • Свастика в культуре других народов
  • Свастика на статуе Будды.

    Свастика на обломке кувшина в музее истории города Еревана.

    Левая свастика на корейском храме

    Индейская баскетбольная команда, 1909

См. также

Примечания

  1. Р. В. Багдасаров. Радиопередача «Свастика: благословение или проклятие» на «Эхо Москвы».
  2. Кораблёв Л. Л. Графическая магия исландцев. - М.: «Велигор», 2002. - С. 101
  3. http://www.swastika-info.com/images/amerika/usa/cocacola-swastika-fob.jpg
  4. Городцов В. А. Археология. Каменный период. М.; Пг., 1923.
  5. Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1985.
  6. Тарунин А. Прошлое - Коловрат в России .
  7. Багдасаров, Роман; Дымарский Виталий, Захаров Дмитрий Свастика: благословение или проклятие . "Цена Победы" . "Эхо Москвы ". Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 7 апреля 2010.
  8. Багдасаров, Роман. . - М .: М., 2001. - С. 432.
  9. Сергей Фомин. Материалы к истории Царицына Креста
  10. Письма Царской Семьи из заточения. Джорданвилль, 1974. С. 160; Dehn L. The Real Tsaritsa. London, 1922. Р. 242.
  11. Там же. С. 190.
  12. Николаев Р. Советские «кредитки» со свастикой? . Сайт «Бонистика» . - статья также пубиковалась в газете «Миниатюра» 1992 №7, с.11.. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 24 июня 2009.
  13. Евгений Жирнов. Право ношения свастики присвоить всем красноармейцам // Журнал «Власть». - 01.08.2000 г. - № 30 (381)
  14. http://www.echo.msk.ru/programs/victory/559590-echo/ Интервью с историком и религиоведом Романом Багдасаровым
  15. http://lj.rossia.org/users/just_hoaxer/311555.html ЛЮНГТН
  16. Куфтин Б. А. Материальная культура Русской Мещеры. Часть 1. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. - М.: 1926.
  17. У.Ширер. Взлёт и падение Третьего рейха
  18. цитата из книги Р. Багдасарова «Мистика огненного креста», М., Вече, 2005
  19. Обсуждение терминов Hakenkreuz и Swastika в сообществе Живого Журнала «Linguaphiles» (на англ.)
  20. Адольф Гитлер , «Майн Кампф»
  21. Керн Германн. Лабиринты мира / Пер. с англ. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 432 с.
  22. Azerbaijani Carpets (англ.)
  23. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь Фалунь Дафа

Литература

На русском языке

  1. Уилсон Томас. Свастика. Древнейший известный символ, его перемещение из страны в страну, с наблюдениями о перемещении некоторых ремёсел в доисторические времена / Перевод с англ.: А. Ю. Москвин // История свастики с древнейших времён до наших дней. - Нижний Новгород: Изд-во «Книги», 2008. - 528 с. - С. 3-354. - ISBN 978-5-94706-053-9 .
    (Это первая публикация на русском языке лучшего фундаментального труда по истории свастики, написанного куратором отдела доисторической антропологии Национального музея США Томасом Уилсоном, и изданного впервые в сборнике Смитсоновского института (Вашингтон) в 1896 году).
  2. Акунов В. Свастика - древнейший символ человечества (подборка публикаций)
  3. Багдасаров Р. В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки . - Изд. 2-е, исправл. - М .: Белые Альвы, 2002. - 432 с. - 3000 экз. -

Как бы это поначалу странно ни звучало, но самым родным для русских людей является древний языческий символ, называемый в просторечии "Свастика ". Тот, кто думает, что Свастика - это чисто фашистский символ, глубоко ошибаются. У многих людей Свастика ассоциируется с фашизмом и Гитлером. Это методично вбивалось в головы людей последние 60 лет. И действительно, многие искренне верят, что так и есть. Но это в корне неверно.

Население Европы и США связывает этот символ прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма. Большая советская энциклопедия по этому поводу писала: "Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанного с фашизмом" . Запад относится к Свастике более терпимо, но устоявшееся мнение о порочности Свастики вбито в массу людских голов.

В последнее время модно рассуждать о "мрачных секретах", скрывающихся за Свастикой. К началу XX века Свастика действительно играла важную роль в символике тайных обществ. Но интерес таких обществ к Свастике был не причиной её популярности, а как раз следствием. Некоторые "исследователи" говорят, что Свастика - масонский символ. Это тоже в корне неверно.

Свастика - это очень древний символ , являющийся общим символом для народов разных государств. С ней можно встретиться в разных странах, часто весьма отдаленных друг от друга. Свастика - это не только восточный символ, как считают некоторые исследователи. Она распространена на весьма обширной территории. Свастику находили в Мальте, в Тибете, в России, в Германии, в Китае, в Японии, на острове Крите, в древних государствах кельтов, в Индии, в Греции, в Египте, в Скандинавии, в Риме, у ацтеков, на тканях времен инков, и в других государствах.

Жидократия ненавидит Свастику и называет её "фашистским" знаком. Раздувая миф о так называемой "угрозе русского фашизма", демократы-жидократы усиленно стараются запретить Свастику в законодательном порядке ("демонстрирование фашистской атрибутики или символики") . Это надувательство! Свастика гораздо старше Гитлера. Она старше его на многие тысячи лет и, естественно, не им придумана.

Жидовский вселенский вопль о запрещении Свастики слышен и поныне. Активно против Свастики выступали и выступают махровый жид Лужков (настоящая фамилия - Кац) и не менее махровый жид Кириенко (настоящая фамилия - Израитель). Им очень хочется конфисковать все изображения Свастики и налепить как можно больше своих еврейских звезд Давида и Соломона, что Лужков и сделал, строя храм Христа-"спасателя" с еврейскими магендовидами на крестах, на украденные деньги из наших с Вами налогов.

Кстати сказать, Свастику пытались освоить даже сами евреи. До Второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (штат Коннектикут, США). Евреи использовали левостороннюю собирательную (пояснения будут даны ниже) Свастику. Но она использовалась в единичных случаях. Жидам запрещено преклоняться перед Солнцем. Только в иудаизме поклонение Солнцу - это страшный грех.

Из древних преданий известно, что Свастика подарена людям богами . Когда наши Праотцы пользовались рунами, слово СВАСТИКА переводили как ПРИШЕДШИЕ С НЕБЕС, ДВИЖЕНИЕ НЕБЕС . Так как руна СВА означала небеса, С - руна направления, руна ТИКА - движение, пришествие, течение . До сих пор существует слово ТИКать, то есть бежать. Такие слова как мисТИКа, АркТИКа образованы от этой же руны. Древние религии описывают ее как скопление знаков удачи. Свастика - это очень емкий и многогранный по значению символ. Одна из разновидностей этого символа представляет собой крест с загнутыми концами, направленными по часовой стрелке или против неё. Свастика создаёт впечатление вечного вращения.

Самое ранее из дошедших до нас описаний Свастики дано на санскрите. "Суасти" на санскрите означает: СУ - прекрасный, добро и АСТИ - быть, то есть "БЫТЬ ДОБРУ!" или "БЫТЬ ПРЕКРАСНОМУ!" .

Свастика - понятие слишком ёмкое и обобщённое. Под этим словом стоит понимать не один какой-нибудь символ, а целую группу символов - крестов с загнутыми влево и вправо концами (Свастику также называют гамматическим крестом , ибо 4 буквы "Г " сходятся в одной точке). В древности каждый свастичный символ имел свое собственное название, свой смысл и свою обереговую функцию. В русском языке для различных видов Свастики существует и поныне 144 (!) названия. Ровно столько их насчитал омский автор В. Н. Январский . Например: Свастика, Посолонь, Коловрат, Свята Дар, Сваор, Солнцеврат, Агни, Фаш, Мара, Инглия, Солнечный Крест, Солард, Коллард, Ведара, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Свет, Свати, Раса, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и другие названия.

В целом, Свастика - это первооснова сущности бытия и мира для всех арийских народов, и не только арийских. У языников Свастика олицетворяет собой Ярило - Солнце, свет, смену времен года. Поклонение и почитание Свастики прежде всего означало поклонение Солнцу. Свастика символизирует Солнце . Солнце - это источник жизни на Земле. Поклонение свету и первичному огню - это поклонение источнику жизни. И это великая очищающая и оберегающая сила. Вот почему её так ненавидят жиды - чёртов народец. Она освещает все их грязные и тёмные дела.

Свастика и некоторые другие знаки (руны, например), являются архетипами. То есть своим видом они будят в человеке неодолимые токи, происходящие из коллективного безсознательного, накопленного в "архивах" тысячелетнего опыта. Эти силовые линии несёт в себе с самого рождения каждая душа.

Более чем рассудочные латинцы, славяне и германцы, люди бурного склада характера, чувствительны к влиянию этих символов. Неизвестный автор трактата, посвященного символам, пишет: "Символ не является логичным… Это жизненные ток, инстинктивное признание. Это - опыт субъекта, который рождается из сложного и непредсказуемого набора безчисленных связей, которые ткут его будущее, как и будущее всего мироздания, к которому он принадлежит и у которого черпает все узнавания" .

По идее, Свастика - это полярный знак. Она обозначает круговое движение вокруг собственной оси или неподвижной точки. В частном случае она имеет двойной смысл. Во-первых , когда её прилагают к звёздной точке, вокруг которой движется небосвод. Как сказал Лаплас: "Небо, кажется, вращается на двух неподвижных точках, называемых по этой причине полюсами мира" . Во-вторых , когда полюс рассматривается в земном измерении, то становится геометрическим местом, откуда возникает направление вращения Земли. Его место - всегда арктический континент или, возможно, Антарктика.

В зависимости от вращения и от направления изогнутых концов, Свастика бывает ЛЕВОСТОРОННЕЙ и ПРАВОСТОРОННЕЙ . Весьма прискорбно, что даже толковые исследователи путают левостороннюю и правостороннюю Свастику.

Определять направление лучей Свастики и её вращение очень легко. Достаточно привести аналогию. Представим Солнце. На Солнце есть протуберанцы - выбросы плазмы. Они вращаются в ту же сторону, что и само Солнце, как бы "догоняя" его по инерции. Но "смотрят" протуберанцы в противоположную сторону от вращения Солнца. Итак, в какую сторону вращается Свастика, так она и называется .

Левосторонняя Свастика имеет название КОЛОВРАТ . Это символ восходящего Солнца, символ победы Света над Тьмой и Жизни над Смертью, символ жатвы (косарь размахивает косой правой рукой справа налево).

Правосторонняя Свастика имеет название ПОСОЛОНЬ - символ заходящего Солнца, символ завершения созидательного труда, символ посева (сеятель бросает зерна правой рукой слева направо).


ЯРОВИК . Применялся для сохранения собранного урожая и избежания гибели скота. Часто изображался на амбарах, овчарнях и прочем.

ОГНЕВИК . Огненный символ Рода. Его наносили на предметы, на скаты крыш, как оберёг для живущих в доме.

ФАШ . Символ защиты внутреннего Огня.

АГНИ . Символ Огня. Один из самых лёгких в применении символов.

ГРОМОВНИК . Он призван оберегать сокровища Духа.

ГРОЗОВИК . Символ, изпользовавшийся для управления погодой.

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА . Оберёг от различных болезней и усилитель иммунитета.

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА . Порой называется Перуновым цветом. Даёт человеку раскрытие внутренних сил. Обладает способностью "пережигать" заболевания.

РОДОВНИК . Охраняет нить человеческой жизни. Даёт связь и поддержку умерших Пращуров. Помогает обрести достойное потомство.

БОГОВНИК . Даёт покровительство Старших Родичей его обладателю.

СОЛАРД . Охраняет живительную и плодородную силу Земли, наполненной энергией Солнца.

КОЛЛАРД . Символ огненного обновления и преображения. Считалось, что он способствует плодовитости человека. Изображался на свадебных нарядах на пару с Солардом.

ЯРОВРАТ . Символ защищающей силы Ярилы-Солнца. Защищает плодородие почвы.

СОЛОНЬ . Древний солнечный символ, помогающий обрести благополучие в земной жизни. Способствует накоплению внутренней силы.

СОЛНЕЧНЫЙ КРЕСТ . Защищает природные таланты человека и помогает им раскрыться.

НЕБЕСНЫЙ КРЕСТ . Даёт человеку возможность безопасно двигаться по жизни, опираясь на свою интуицию и сверхспособности.


Само понятие "фашист" - это всего лишь констатация человека, носящего на себе символ "фаш" - это пучёк стрел.
Германия решила однажды сбросить с себя иго жидовское и вернутся к своим арийским корням, но евреи, почувствовав это (а тут ещё Сталин с другой стороны потеснил их зловонные жидовские ряды), решили возглавить и извратить само это движение и поставили во главе своего ставленника Гитлера и столкнули лбами два братских, имеющих одни арийские корни народа.Об остальном нам известно, сегодня они довершают начатую много веков назад войну против славяно-ариев.
> Кстати по теме свастических символов и много другого:http://k-razumnym.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B0

Сва́стика (санскр. स्वस्तिक от санскр. स्वस्ति , свасти , приветствие, пожелание удачи) - крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными по (卐) или против часовой стрелки (卍). Свастика - один из самых древних и широкораспространённых графических символов.

Свастика использовалась многими народами мира - она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. Старейшие археологические находки с изображением свастики датируются приблизительно 10-15 тысячелетием до нашей эры.

У свастики как символа много значений, у большинства народов все они были положительны. Свастика у большинства древних народов была символом движения жизни, Солнца, света и благополучия.

Изредка свастика используется и в геральдике , преимущественно английской , где называется fylfot и изображается обычно с укороченными концами.

В Вологодской области, где свастичные узоры и знаки чрезвычайно широко распространены, деревенские старики в 50-ых годах говорили, что слово свастика - русское слово, которое происходит от сва- (свой, по примеру сваха, свояк и пр.) -исти- или есть, существую, с добавлением частицы -ка, которую необходимо понимать как уменьшающее значение основного слова (река - речка, печь - печка и т. д.), то есть знак. Таким образом, слово свастика, в такой этимологии, означает знак «свой есть», а не чужой. Каково же было нашим дедам, из той же Вологодчины, увидеть на знаменах своего самого злейшего врага знак «свой есть».

Недалеко от созвездия Большой Медведицы (др. Макошь) выделяют созвездие Свастики , на сегодняйший день не включённое ни в один астрономический атлас.

Созвездие свастики в верхнем левом углу изображения карты звёзд на небосклоне Земли

Основные энергетические центры человека, называемые на Востоке чакрами , ранее - на территории современной Руси назывались свастиками : древнейший обереговый символ славян и ариев, символ вечного круговорота Вселенной. Свастика отображает Высший Небесный Закон, которому подвластно всё сущее. Этот огненный знак использовался людьми как оберег, который охраняет существующий порядок во Вселенной.

Свастика в культурах стран и народов

Свастика - один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся уже в верхнем палеолите у многих народов мира. Индия , древняя Русь , Китай , Древний Египет , государство Майя в центральной Америке - вот неполная география этого символа. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства. Свастику можно видеть на старых православных иконах. Свастика - символ Солнца, удачи, счастья, созидания («правильная» свастика). И, соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, «ночное Солнце» у древних русичей. Как видно из древних орнаментов, в частности на кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима, применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл. День сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть - и это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому, в древности не было «плохих» и «хороших» свастик - они воспринимались в единстве.

Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры. Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 год до нашей эры. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом.

Дети зажигают маслянные лампы на празднике Дивали в новогодний вечер.

Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак - символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Также символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды. Ее изображение кладут на сердца посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры - на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.

В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали , выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян» . В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. Широко используется джайнистами и последователями Вишну. В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.

Греческий шлем со свастикой, 350-325 до нашей эры из Таранто, найденного в Herculanum. Кабинет медалей. Париж.

Свастика на территории России

Особый вид свастики, символизирующий восходящее Солнце-Ярилу , победу Света над Тьмой, Вечной жизни над смертью, именовался коловорот (букв. «вращение колеса», старославянская форма коловратъ употреблялась и в древнерусском языке).

Свастика использовалась в обрядах и строительстве. Так, в частности, многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. Свастика часто являлась основным элементом праславянских орнаментов.

Согласно археологическим раскопкам, именно таким образом строились и некоторые древние города на территории России. Такую кругосвастическую структуру можно наблюдать, например, в Аркаиме - одном из известных и древнейших сооружений на территории России. Аркаим строился по заранее спроектированному плану как единый сложный комплекс, причем сориентированный на астрономические объекты с величайшей точностью. Рисунок, образованный четыремя входами во внешней стене Аркаима, представляет собой свастику. Причём свастику «правильную», то есть направленную по Солнцу.

Свастика использовалась народами России и в домотканном производстве: в вышивках на одежде, на коврах. Свастикой украшали домашнюю утварь. Присутствовала она и на иконах.

В свете часто возникающих ныне бурных и спорных дисскусий вокруг древнейшего символа Русской Национальной Культуры - Гамматическом Кресте (Ярга-Свастике) необходимо напомнить, что именно она была одним их символов борьбы против вековых гнётов русского народа. Не многие ведают о том, что много веков назад «Господь Бог указал Императору Константину Великому на то, что с крестом он победит… только со Христом и именно с Крестом Русский Народ победит всех своих врагов и сбросит, наконец, ненавистное иго жидовское! Но Крест, с которым победит Русский Народ не простой, а как водится, золотой, но до поры он скрыт от многих Русских Патриотов под завалами лжи и клеветы». В новостных сообщениях, сделанных по книгам Кузнецов В. П. «История развития формы креста». М.1997 г.; Кутенкова П. И. «Ярга-свастика - знак русской народной культуры» СПб. 2008; Багдасаров Р. «Мистика огненного Креста» М. 2005, рассказывается о месте в культуре Русского Народа самого благодатного креста - свастики. Свастический крест имеет одну из самых совершенных форм и заключает в себе в графическом виде всю мистическую тайну Промышления Божия и всю догматическую полноту Церковного вероучения.

Икона «Символ веры»

Свастика в РСФСР

Необходимо напомнить и помнить впредь, что «Русские являются третьим Богоизбранным Народом („Третий Рим - Москва, Четвертому - не бывать“ ); свастика - графическое изображение всей мистической тайны Промышления Божия, и всей догматической полноты Церковного вероучения; Русский Народ под державной рукой Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых, кои клялись Богу в 1613 году быть верными до скончания веков и народ этот будет побеждать всех врагов своих под знаменами, на которых будет под ликом Спаса Нерукотворного развиваться свастика - крест гамматический! В Государственном Гербе свастика также будет помещена на большую корону, которая символизирует власть Царя-Богопомазанника как в земной Церкви Христовой, так и в Царстве Богоизбранного Русского Народа».

В 3-2 тысячелетиях до н. э. свастическая плетёнка имеется на керамике энеолита Томско -Чулымского региона и на золотых и бронзовых изделиях славян, найденных в курганах Ставрополья на Кубани . Во второй половине 4 тысячелетия до н. э. свастические символы распространены на Северном Кавказе (откуда родом шумеры - праславяне) в виде огромных моделей Солнца-курганов. В плане курганы представляют собой уже известные разновидности свастик. Только увеличенных в тысячи раз. В то же время свастический орнамент в виде плетёнки часто встречается на неолитических стоянках Прикамья и Северного Поволжья . Свастика на глиняном сосуде, найденном в Самаре , также датируется 4000 годом до н. э. В это же время четырёхконечная зооморфная свастика изображена на сосуде из междуречья Прута и Днестра . В 5-м тысячелетии до н. э. славянские религиозные символы - свастики - распространены повсюду. На блюдах Анатолии изображена центростремительная прямоугольная свастика, охваченная двумя кругами из рыб и длиннохвостых птиц. В Северной Молдавии , а также в междуречье Серета и Стрыпа и в Молдавском Прикарпатье найдены спиралевидные свастики. В 6-м тысячелетии до н. э. свастики распространены на пряслицах в Месопотамии, в неолитической культуре Триполья-Кукутени, на чашах Самары и др. В 7-м тысячелетии до н. э. славянские свастики начертаны на глиняных печатях Анатолии и Месопотамии.

Орнаментальная свастическая сетка обнаружена в штампах и на браслете , выполненном из кости мамонта в Мёзине Черниговской области. И это находка из 23-го тысячелетия до нашей эры! А 35-40 тысяч лет назад населявшие Сибирь неандертальцы, вследствие двух-трёхмиллионнолетней адаптации приобрели вид европеоидов, о чём свидетельствуют зубы подростков, обнаруженные в алтайских пещерах Денисова, имени Окладчикова и в селении Сибирячиха. И эти антропологические исследования произведены американским антропологом К. Тернером.

Свастика в постимперской России

В России свастика впервые появилась в официальной символике в 1917 году - именно тогда, 24 апреля, Временное правительство издало указ о выпуске новых денежных купюр достоинством в 250 и 1000 рублей. Особенностью этих купюр было то, что на них имелось изображение свастики. Вот описание лицевой стороны 1000-рублевой банкноты, приведенное в пункте № 128 постановления Сената от 6 июня 1917 года:

«Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток - правой и левой… В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом - влево… Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».

В отличие от купюры достоинством в 1000 рублей, на 250-рублевой банкноте свастика была всего одна - в центре за орлом. Из дензнаков Временного правительства свастика перекочевала и на первые советские банкноты . Правда, в данном случае это было вызвано производственной необходимостью, а не идеологическими соображениями: просто большевики, озаботившиеся в 1918 году выпуском собственных денег, просто взяли уже готовые, созданные по заказу Временного правительства, клише новых банкнот (5000 и 10 000 рублей), готовившихся к выпуску в 1918 году. Керенский со товарищи эти купюры отпечатать, ввиду известных обстоятельств, не смогли, а вот руководству РСФСР клише пригодились. Таким образом, и на советских банкнотах достоинством в 5000 и 10 000 рублей свастики присутствовали. Банкноты эти имели хождение до 1922 года.

Не обошлось без использования свастики и в Красной Армии . В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И.Шориным был издан приказ № 213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований. В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: «Ромб размером 15x11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого „ЛЮНГТН “ с надписью „Р. С. Ф. С. Р.“ Диаметр звезды- 15 мм, венка 6 см, размер „ЛЮНГТН “ - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, „люнгтн“ и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)». Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика.

В течение ряда лет коллекция автора всё пополнялась, и в 1971 году была подготовлена уже полноценная книга по вексиллологии , дополненная историческими справочными сведениями, объясняющими эволюцию флагов. Книга была снабжена алфавитным указателем названий стран на русском и английском языках. Книгу оформляли художники Б. П. Кабашкин, И. Г. Барышев и В. В. Бородин, которые рисовали флаги специально для этого издания.

Хотя от сдачи в набор (17 декабря 1969) до подписания к печати (15 сентября 1971) прошло почти два года, и текст книги был максимально идеологически выверен, случилась катастрофа. При получении из типографии сигнальных экземпляров уже готового тиража (75 тысяч экз.) было обнаружено, что иллюстрации на ряде страниц исторического раздела содержат изображения флагов со свастикой (страницы 5-8; 79-80; 85-86 и 155-156). Были предприняты экстренные меры по допечатке указанных страниц в редактированном виде, то есть без данных иллюстраций. Затем производилась ручная (на всём тираже!) вырезка идеологически вредных, «антисоветских» листов и вклейка новых, в духе коммунистической идеологии.

Инглинги утверждают, что древние славяне использовали 144 свастических символа. Также, они предлагают свою расшифровку слова «Свастика»: «Сва» - «свод», «небеса», «С» - направление вращения, «Тика» - «бег», «движение», что определяет: «Пришедшая с неба» .

Свастика в Индии

Свастика на статуе Будды

В добуддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний, символ солнца. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее , и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без него.

Свастика в Финляндии

С 1918 года свастика входит в состав государственных символов Финляндии (ныне изображается на президентском штандарте, а также на знаменах вооруженных сил).

Свастика в Польше

В польской армии свастика использовалась в эмблеме на воротниках Подхалянских стрелков (21-я и 22-я горно-стрелковые дивизии

Свастика в Латвии

В Латвии свастика, которая в местной традиции имела название «огненный крест», была эмблемой военно-воздушных сил с 1919 по 1940 год

Свастика в Германии

  • Редьярд Киплинг , собрание сочинений которого всегда украшалось свастикой, распорядился снять её в последнем издании, чтобы избежать ассоциации с нацизмом.

После Второй мировой войны в ряде стран изображение свастики было запрещено и может быть уголовно наказуемым.

Свастика в качестве эмблемы нацистских и фашистских организаций

Ещё до выхода нацистов на политическую арену Германии свастика использовалась как символ немецкого национализма различными военизированными организациями. Её носили, в частности, члены отрядов Г. Эрхардта .

Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета [красно-бело-чёрного германского флага] и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. <…> После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга - чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашёл наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста.

В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду её распространённости в Индии), и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии, а в марте 1920 года во время Капповского путча она была изображена на касках вступившей в Берлин бригады Эрхардта (здесь, возможно, было влияние Прибалтики, так как многие бойцы Добровольческого корпуса сталкивались со свастикой в Латвии и Финляндии). В 1923 году на съезде нацистов Гитлер сообщал, что чёрная свастика - призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями . Уже в 1920-е годы свастика стала всё более ассоциироваться с нацизмом ; после 1933 года она окончательно стала восприниматься как символ нацистский по преимуществу, в результате чего, например, была исключена из эмблематики скаутского движения.

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии в 1933-1945 годах, а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны (хотя в декоративных целях, разумеется, применялись, в том числе и нацистами, и другие варианты).

В 1931-1943 годах свастика была на флаге Российской фашистской партии , организованной русскими эмигрантами в Маньчжоу-го (Китай).

В настоящее время свастика используется рядом расистских организаций

Свастика в расшифровках советских подростков

Акрофонемическая условность значения нацистской свастики Третьего Рейха, - распространённое в расшифровке среди советских детей и подростков по фильмам и рассказам о Великой Отечественной Войне (ВОВ), - зашифрованное наименование государственных политических деятелей, руководителей и членов социал-социалистической немецкой рабочей партии в Германии, по перым буквам известных в истории фамилий: Гитлер (нем. Adolf Hitler ), Гимлер (нем. Heinrich Himmler ), Геббелс (нем. Joseph Goebbels ), Геринг (нем. Hermann Göring ).

Свастика в США



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные