День славянской письменности в школе. Разработка праздника для начальной школы "день славянской письменности". Буква к букве – будет слово…

Сценарий внеклассного мероприятия

«День славянской письменности»

Тема: День славянской письменности и культуры.

    развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;

Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:

Задачи для достижения цели:

создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины.

Оборудование:

    творческие работы детей;

    выставка книг;

    презентация к празднику «День славянской письменности и культуры»;

    наглядный материал (старославянский и современный алфавит);

    "Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Ход занятия.

    Вступительное слово учителя.

Что для каждого из нас родной язык, слова, которые мы можем написать и прочитать? Очень многое! Без языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы нашей истории.

Чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (книга)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (дневник)

Кулик невелик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (школьный звонок)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка:

Где пройдется, там след остается. (карандаш)

Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (буквы)

То я в клетку, то в линейку, -

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я… (тетрадь)

К какой теме можно отнести все эти предметы? (к теме «Школа»).

Зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться грамоте, читать и писать).

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы расскажем вам о том, как появились первые буквы и слова, без которых не было бы ни одной книги. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено тем, кто создал славянскую азбуку - святым равноапостольным Кириллу и Мефодию…

Ведущий: Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Ведущий: Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны - юный и древний - День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Церковь отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

3. Словарная работа.

Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Мы - славяне! (хором)

4. Познавательная беседа о происхождении праздника, о возникновении славянского алфавита..

Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.

Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата - Кирилл и Мефодий.

Слайд

Святой Мефодий был высокопоставленным воином, а его брат Кирилл с малых лет отличался умом и тягой к знаниям. Но, не смотря на это, оба они выбрали другой путь и отдали себя служению Богу.

Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием переводил церковные книги на язык славян.

Труд этот был великий, потому что всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас - на станках и машинах. На изготовление одной книги уходило иногда пять - семь лет. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.

Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали)

На чём же писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

24 мая 863 года в городе Плиске, в Болгарии, Константин и Мефодий огласили славянский алфавит.

Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.

Посмотрите на этот алфавит перед собой и скажите, какие буквы вам знакомы? (работа с наглядным материалом).

Какие буквы вы не знаете?

Этот алфавит назвали кириллица. Как вы думаете, почему? (по имени его создателя)

Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. (работа с наглядным материалом - выставка рисунков)

Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33)

Алфавит мы изучаем по русской азбуке.

Кто знает, как произошло слово «азбука»? (Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ)

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит -

Наш славянский алфавит!

Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники.

Слайд №14.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей!

5. Релаксация.

Гимн «Кириллу и Мефодию» (муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

6. Игровые задания о пользе учения.

Каждая буква кириллицы во главе со святыми учителями приготовила для вас задание. Я думаю, что вы с ними успешно справитесь.

Буква Аз составила для вас кроссворд «Грамота». Проверьте свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

Название старославянской азбуки. (кириллица)

Буква Буки спрашивает у вас знак алфавита. (буква)

Буква Веди, которая всё про всех знает, про всё ведает, интересуется, знаете ли вы, как называлось орудие письма в старину. (перо)

Буква Глаголь, глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. Другое название азбуки. (алфавит)

Буква Добро - добрая буква просит назвать одного из создателей азбуки. (Мефодий)

Буква Есть просит назвать его брата и помощника. (Кирилл)

Буква Живете радуется, что вы справились с этим заданием. Русский народ сложил много сказок, пословиц, загадок о грамоте, о книгах, о пользе учения.

Буква Зело предлагает вам следующее задание: «Ум хорошо, а два лучше». Нужно хором досказать пословицу.

Ум без книги, как птица без (крыльев).

Что написано пером, не вырубишь (топором).

Грамоте учиться всегда (пригодится).

Век живи - век (учись).

Повторенье - мать (ученья).

Буква Земля, землю любили славяне, она их кормила, дает вам загадки на тему «Ученье - свет!»

Первая книжка

Для малышей.

Учит - мучит,

А научит - радует. (азбука)

Я с собой её ношу,

Не машу я ей - пишу.

Замечательная штучка -

Самопишущая... (ручка)

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, всё ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки?

А вопрос такой возник:

Кто он? Это - ... (ученик)

А буква Иже знает, что вы любите сказки и предлагает найти ошибки в названиях сказочных героев.

Где ваше платье бальное?

Где туфелька хрустальная?

Простите, я спешила

Меня зовут Страшила. (Золушка)

Плюшек я тебе припас!

Прилети ко мне хоть раз.

Мастер всяческих проказ,

Лучший в мире Карабас. (Карлсон)

Девочка пела в темном лесу:

Бабушке я пирожки принесу!

Шапочка - словно малина!

Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)

Ученик.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Ученик.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит -

Все: Наш славянский алфавит!

Ведущий.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, -

Значит, будет жить она.

7. Подведение итога занятия.

Буквы Люди и Мыслите, мудрые буквы спешат узнать у вас, в чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия? Давайте прочитаем хором.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Что грамоте нас научат

Язык, великолепный наш язык,

Речное ли, степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и вечный рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше,

Березовая роща. Свет сквозной,

Небесный дождь, просыпанный

Заключительное слово педагога

Подведем итог нашего занятия. Сегодня на занятии я…

Как называется праздник? (День славянской письменности и культуры)

Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия)

Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку)

В современном мире День славянской культуры и письменности - это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

Ведущий (Слайд

Великий день Кирилловой кончины

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощался с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда;

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!"

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам.

Ф. И. Тютчев

Язык наш славен и велик! Храни родную речь! Язык любви сердца целит, Тебе его беречь. Надеемся, что наш праздник «День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов.

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

ПРАЗДНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Цели:

    Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.

    Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

    Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.

Оформление сцены:

лавочка, стол летописца с зажженной свечой, гусиным пером, свитком с надписью из кириллицы, Русской азбукой.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (учитель)

Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.

Из глубокого колодца (руки “О” )
Солнце медленно встает.(
руки поднимаются над головой )
Свет его на нас прольется (
руки вытянуты перед собой ладошками вверх )
Луч его нам улыбнется (
руки параллельно вниз )
Новый день оно начнет (
руки вниз широко )

Белорус

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочконкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Украинка

Русская

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная.
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Белорус

И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Украинка

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.

Русская

Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

/ Они хором/ Мы – славяне!

Ведущий (учитель)

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками, позже – специальными значками.

Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером.

Ученик 1

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Ученик 2

Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Летописец (вставая)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 3

Вспоминают Кирилла, Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Летописец

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию» (4 КЛАССЫ)

Сценка (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

-А почему у славян нет своих книг?


-Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!


-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Уходят.

Ведущий (учитель)

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе.. Но он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.

Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.

Ученик 1

Первая буква в ней называлась – аз. Это значило – Я!

Ученик 2

Вторая называлась буки – это значило – книги.

Ученик 1

А вместе получалось – АЗБУКА! (вместе)

Ученик 3

Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!

Звучит песня «Азбука» (2 – Б класс)

Ученик 1

Все буквы мы знали до школы отлично!
Но в школе
Мы с ними знакомимся лично!
Нам букву покажут, а мы представляем,
Что мы эту букву ни капли не знаем.
И вот увидали её в первый раз …
А буква глядит с удивленьем на нас!

Ученик 2

Когда пришли мы в 1 класс
Погожим сентябрём.
Учитель познакомил нас
С волшебным букварём.

Ученик 3

Мы все умели говорить,
Да и читать слегка.

Букварь же нам хотел раскрыть

Секреты языка.

Звучит песня «С Букварём уселись куклы» (1 – А класс)

Ученик 1, 2

Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!

Ученик 3

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...

Ученик 4

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Ученик 2

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Инсценировка сказки (3-е классы)

Старик

В деревеньке у опушки

Старичок жил со старушкой.

Попросил он как-то раз,

Чтобы испекла сейчас

Ему бабка колобка.

Старуха

Взяв немного молока,

Да еще муки, сметаны,

Бабка тесто без изъяна

Замесивши, колобка

Испекла для старика.

Положила на окошко,

Остудился чтоб немножко.

Старик

Колобок же скок, да скок,

Прыгнул прямо за порог,

По дорожке – наутек,

Покатился во лесок.

Колобок

Что я вижу - вон вприпрыжку

Зайчик скачет, в лапках – книжка.

И, видать, проголодался,

Значит есть меня собрался:

Не губи ты жизнь мою!

Хочешь, - песенку спою?

Заяц

Ты морковка, иль капуста?

Я их сразу съел бы с хрустом.

Ну, а колобков совсем

Я давно уже не ем!

В школе я учусь, глупышка,

Вот, смотри, какая книжка!

Заяц показывает колобку книжку со славянской азбукой.

Колобок

Ой, какие тут значки,

Точки, палочки, крючки!

Заяц

Это буквы, колобок!

Например, такой значок

Называют буквой «Аз»,

Ты попозже приходи!

Колобок

Подожди чуток, зайчишка,

Покажи еще мне книжку

И скажи, зачем она,

Для чего тебе нужна?

Заяц

Это – азбуки славянской

Вот «Глагол», а вот «Добро»,

Это – «Веди» и «Зело»,

А вот это – «Малый юс»…

Ну, прощай, я тороплюc ь.

Колобок

Вот и ускакал зайчонок,

А навстречу, - медвежонок!

Колобок (со страхом)

Ты меня не ешь, медведь,

Могу песенку я спеть!

Медведь (добродушно)

Ты не бойся, колобок,

У меня есть пирожок,

Да и очень я спешу,

В школу я теперь хожу.

Колобок

И ты, Миша, учишься?

С вами не соскучишься!

Буквы ваши хороши,

Покажи их, не спеши!

Медведь

Покажу я для науки:

Вот «МыслЕте», это – «Буки»,

Это – «Ижица» и «Пси»,

Вот «Земля», «Живете», «Кси».

Ладно, тороплюсь, бегу…

Колобок

Страшно стало вдруг, темно,

И тропинки нет давно…

(Закатился на пенек

И заплакал колобок.)

Заблудился, видно, я…

Ох, горька судьба моя!

Вижу, в темноте горящий

Взгляд, - крадется волк из чащи.

Ох, я бедный колобок,

Слопает меня злой волк!

Волк

И совсем я волк не злой!

Хочешь, подружусь с тобой?

В школе я теперь учусь,

Учат там добру! Не трусь!

Колобок

Буквы, волк, ты учишь тоже?

Мне покажешь ты их, может?

Волк

Что же, можно показать,

Например, вот это – «Ять»,

Это – «Слово» и «Покой»,

Это – «Рцы»… А ну, постой!

В школе ты учиться сам

Может хочешь? Адрес дам!

Вон, иди до той сосны,

Там направо ты сверни…

И увидишь ты дорожку,

Прокатись по ней немножко,

Поднимись на бугорок,

Там увидишь теремок.

Школа там для всех зверей,

Ты иди туда скорей,

В школе мудрая сова

Учит всех, о ней молва

Добрая всегда идет,

Любит совушку народ.

Ласкова ко всем она,

Рассудительна, умна.

Ты, румяный, к ней ступай,

Ну, а я – домой, прощай!

Волк убежал, показалась сорока.

Колобок

Кто стрекочет недалёко?

Да ведь это же сорока!

Сорока

Ну, какой же волк нахал!

Ведь он все тебе наврал!

Лучше слушай ты меня:

В этой школе – западня,

Если вдруг туда пойдешь,

Ломаный не дам я грош

Я тогда за жизнь твою.

Возвращайся, говорю!

Колобок

Нет, домой мне хода нет,

Ведь съедят же на обед!

Сорока

Хорошо, пойдем со мной,

Колобочек милый мой,

Звала меня к себе лиса,

К ней дойдем за полчаса!

Колобок

Что ж, давай тогда пойдем

Мы с тобою в лисий дом.

Уходят, сорока отстала немного и рассуждает:

Сорока (зрителям)

Вот иду себе, не чаю,

Что же нам сегодня к чаю…

Оказалось, - колобок!

Ох, доверчивый, дружок!

Справимся, ведь, с колобком

Мы с лисицею вдвоем!

Уходят, прибегает зайчик.

Заяц (зрителям)

Я все слышал! Ах, сорока!

С колобком она жестоко

Хочет нынче обойтись,

Болоболка! Берегись!

Побегу сову искать,

Друга надо выручать!

Убегает. С другой стороны неторопливо идет сова, вскоре прибегает запыхавшийся зайчик.

Заяц

Ох, сова! Беда стряслась,

Расскажу я все сейчас!

Та болтливая сорока,

Что ты выгнала с урока,

Обманула колобка,

Съест его наверняка!

Они сейчас к лисице в дом

Направляются вдвоем.

Сова

Время нам нельзя терять,

Надо к ним скорей бежать!

Убегают, с другой стороны выходят колобок с сорокой, идут, напевая песню.

Колобок и сорока (поют)

Где ты, глупая сова,

Нас догонишь ты едва!

Колобок не дурачок,

Не попался на зубок!

Их догоняют сова и заяц.

Сова

Погоди, постой, сорока!

Ты куда спешишь? Далёко?

Сорока

Вот лиса придет сейчас,

Не останется от вас

Ни пера, ни даже пуха,

То-то! Будет вам наука!

Будешь, совушка, ты знать,

Как с уроков выгонять!

Сова

Эх, сорока-белобока,

Выгнала ведь я с урока,

Потому, что ты болтала

И учиться не желала!

Я простить тебя готова,

Коль учиться будешь снова,

Всем ведь интересней жить,

Если с грамотой дружить!

В школе станем мы добрее,

Образованней, умнее.

Да и веселей у нас,

Возвращайся ты в свой класс!

А лиса, как я узнала,

За границу убежала.

Ей в другом лесу милей,

Здесь никто не дружит с ней!

Колобок

Что-то не пойму никак,

Кто мне друг, а кто мне враг?

Заяц

Верить болтунам нельзя!

Мы с совой твои друзья!

Сорока (с плачем, сначала – колобку, потом – сове)

Ты прости меня, сороку,

Что тебя я сбила с толку,

Слопать я тебя хотела!

Вот такое, братец, дело…

И тебе, сова, я каюсь,

Вот увидишь, я исправлюсь!

Я молчать теперь сумею,

Клюв я пластырем заклею.

Уроки буду я учить,

Не хочу невеждой жить!

Колобок

Я хочу учиться тоже,

И меня возьмете, может?

Сова

Ну конечно, колобок!

Завтра в школу на урок

Ты с рассветом приходи,

Не опаздывай, гляди!

Очень, очень рада я, -

Вместе мы теперь, друзья!

(Появляются медведь и волк)

Заяц

Снова дружно лес живет,

Веселись лесной народ!

Нашу песню запевай,

Колобок нам подпевай!

Все берутся за руки и поют заключительную песню на мелодию «Улыбки»:

1 куплет

Рано утром солнышко встает,

Отправляется в свой путь по небосводу,

Мы ж в лесную школу для зверей

Отправляемся в любое время года!

Припев

В нашей школе нам тепло,

Нам со школой повезло,

Здесь так весело и дружно всем зверятам,

И учиться нам легко,

Если на душе светло,

Медвежатам, и волчатам, и зайчатам!

2 куплет

Нас славянской учат азбуке,

Стать добрее эти буквы нам помогут,

Ведь на этом чудном языке

Обращаются в молитвах люди к Богу!

Припев – тот же

Ученик 1

Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!


Ученик 2

Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!


Ученик 3

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!

Звучит песня «Библиотечная песня» (2 – А класс)

Ученик 1

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущие

1 Буква к букве – будет слово,
2 Слово к слову – речь готова.
3 И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

1 Так восславим эти буквы!
2 Пусть они приходят к детям,
3 И пусть будет знаменит

Хором: Наш славянский алфавит.

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Звучит Тропарь Святым Кириллу и Мефодию

Ученик:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Три девицы первый раз
Собирались в первый класс.

Ведущий :

Ребята, а сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.

Исполняют песню «У моей России длинные косички»



У моей России голубые очи.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!




Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ведущий:

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Ученик 1 :

Колокольный звон разливается.

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Русоволосые и сероглазые,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Ведущий: И сегодняшний день мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры.

(Выходят буквы)

Ученик:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

Буквы:

Я - буква аз

Я - глаголь

А я-добро…

Ведущий: Вы красивы и веете стариной, но наш алфавит стал иной, вы исчезли из письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?


Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Учитель: Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать, читать книги. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу ). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Ученик 6 :

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Ученик 7:

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

Ученик 8:

Ведущий:

(Показ презентации)

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит.Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты. Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре.

Ведущий:

По поручению византийского императора Михаила 3 Константина - Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому

Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию . Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Ведущий:

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Ведущий:

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий:

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Исполняют песню «Наш Букварь»

Ведущий: : И сегодня свой творческий концерт «Вот и закончился год наш учебный» завершён.

Звучит песня «Маленький принц».

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

« У моей Росси длинные косички»

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

«Вместе весело шагать»


По просторам, по просторам
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,
Раз иголка, два иголка будет ёлочка,

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Ученик: Мы, первоклассники, еще в детском саду собирались в школу и сейчас мы об этом расскажем. (сценка)

Учитель:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

Учитель:

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

Учитель

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Ученик 1 :

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Буквы:

Я - буква аз

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

Я - глаголь

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

А я-добро…

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Ученик 6 : Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Ученик 7:

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Ученик 8:

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные