Фантасмагория в кино: известные режиссеры. Фантасмагория

Загадка, таинство, мистерия, странность - все это заключено в семантике слова фантасмагория. Подсознательно это чувствует каждый, когда употребляет это сочетание букв в своей речи, однако не каждый при этом в полной мере осознает многогранность его значения.

Фантасмагория в литературе

Для словесного творчества использование фантасмагории достаточно привычно. Среди представителей русской литературы данным явлением активно пользовались Н. В. Гоголь, М. Булгаков, Салтыков-Щедрин и многие другие.

Мотив перевернутого, странного мира, в котором размыты границы естественного и неестественного, являлся в данном случае основополагающим. Фантасмагория в литературе,безусловно, использовалась широко и масштабно.

Нельзя забывать и о произведениях великого Эдгара По, где мистика и реальность сплетаются в тесные, практически неразрывные узлы. Еще одним неподражаемым примером задействования фантасмагории можно назвать и "Дракулу"

Немного о белом кролике

Во всем мире не найдется ни единого человека, который не слышал бы об «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла. Персонажи данной книги уже давно и прочно укрепились в сознании человечества, а ведь автор произведения - едва ли не первый и самый яркий пример писателя, обратившегося к фантасмагории.

Фантасмагория Льюиса Кэрролла увлекательна, таинственна, порой до абсурда красочна. На его страницах в прямом смысле волшебство переходит в мир реальности, становится самой реальностью. Именно поэтому стали его персонажи и герои давно привычными человеку.

Помимо знаментой "Алисы", из-под пера Кэролла вышел и сборник стихов "Фантасмагория", включивший и одноименную поэму.

В целом, в литературе чаще всего используется именно фантасмагория препарированной души, когда невероятность бытия, огромный мир, полный гиперболизаций и каламбуров, становится неотъемлемой частью человеческого бытия.

Фантасмагория и кинематограф

Затрагивая тему литературной фантасмагории и, конечно, творчества Льюиса Кэрролла, нельзя не сказать о фильме, выпустить который был намерен лидер музыкальной группы «Мэрилин Мэнсон».

Сразу следует отметить, что данное, пусть и не свершившееся, в существенной мере отличалось от оригинала. Несмотря на вполне очевидное посвящение писателю, придуманная автором фильма собсвенная фантасмагория (фильм должен был называться "Фантасмагория: видения Льюиса Кэрролла") - совершенно новое, странное, в некотором роде даже тревожное прочтение знаменитой «Алисы в стране чудес».

Работа над лентой была начата, однако на большие экраны произведение по неизвестным причинам так и не вышло.

Индустрия компьютерных игр

Фантасмагория - это, прежде всего, невероятный образ, а ничто не дает более мощного ощущения образа, чем компьютерные игры. Более или менее продуманный сюжет, хорошая графика и качественное музыкальное сопровождение позволяют погрузиться в мир загадок и тайн. Такого рода работы всегда пользовались и будут пользоваться спросом среди любителей приключений и мистерий.

«Фантасмагория» - игра, котораясвоим появлением обязана знаменитой Роберте Уильямс, ставшей идейным вдохновителем и одним из создателей шедевра. Несмотря на то, что хоррор не может похвастаться мощной графикой, по атмосфере непередаваемого ужаса ему просто нет равных.

Конечно, это далеко не единственный пример использования фантасмагорических элементов в создании видеоигр. Тот же самый нашумевший «Сайлент Хилл» или «Амнезия» используют данное явление в полном объеме.

Живопись и фантасмагория

Если брать в расчет тот факт, что фантасмагория - это, прежде всего, выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия, душевного помешательства, то самым большим почитателем данного явления, без сомнения, можно назвать Иеронима Босха. Сложно найти работы более фантасмагорические, странные, удивляющие и пугающие одновременно.

Конечно, этот пример далеко не единственный. Фантасмагория - это и Дали, и Родни Мэттьюз, и, бесспорно, Гойя, для которого данное направление стало завершающим.

Явление фантасмагории довольно сложно соотносится с тем или иным временным периодом, конкретной эпохой. Конечно, в эпоху классицизма обращение к такого рода образной системе было несвойственно, зато барочные архитектура и живопись могут представить бесчисленное множество примеров фантасмагорий.

Обращение к такого рода искусству, прежде всего, попытка передавать, транслировать ранимость, хрупкость человеческой натуры, ее место в контексте необъятности души, сознания, мира. Это попытка акцента внимания на том, сколь пугающим и одновременно прекрасным может быть мир, пропущенный через призму человеческого восприятия.

φάντασμα - призрак и ἀγορεύω - публично выступаю) - жанр театрального представления в Европе в XVIII-XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.
  • Фантасмагория (кино) - поджанр кинофантастики , представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
  • Фантасмагория (живопись) - в изобразительном искусстве нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск (см.).
  • Фантасмагория (мультфильм) - немой короткометражный мультфильм, Франция, 1908 год. Режиссёр - Коль, Эмиль.
  • Фантасмагория (система целеуказания) - российская авиационная станция целеуказания для противорадарных ракет Х-58 и Х-25МПУ.
  • Phantasmagoria
    • Phantasmagoria (игра) - компьютерная игра, разработана Sierra On-Line, 1995 год.
      • Phantasmagoria: A Puzzle of Flesh - компьютерная игра, сиквел Phantasmagoria.
    • Phantasmagoria (группа) - японская группа, играющая в стиле visual kei.
    • Phantasmagoria (альбом) - 3-й студийный альбом британской прог-рок-группы Curved Air, 1972 год.
    • Phantasmagoria (песня) - песня канадской металл-команды Annihilator из альбома Never, Neverland.
    • Phantasmagoria (альбом, Limbonic Art) - 7-й студийный альбом норвежской симфо-блэк-метал-команды Limbonic Art .
    • Fantasmagoria (песня) - песня пауэр-металл-команды Emerald Sun из альбома Regeneration.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Фантасмагория" в других словарях:

      фантасмагория - и, ж. fantasmagorie <гр. phantasma призрак + agoreuo говорю. 1. Показ световых картин с помощью оптических устройств. БАС 1. После лекции показывал < Страхов> опыты, на чем основывается фантасмагория (он представлял тени, сказать… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (греч., от phantasma видение, и agora собрание). 1) искусство показывать приведения. 2) образ или картина, кажущиеся зрителю. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАНТАСМАГОРИЯ греч., от phantasma,… … Словарь иностранных слов русского языка

      ФАНТАСМАГОРИЯ, фантасмагории, жен. (от греч. phantasma призрак и agoreuo говорю). 1. Причудливое бредовое видение (книжн.). «Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман.» Гончаров. 2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.) … Толковый словарь Ушакова

      См … Словарь синонимов

      - (греческое phantasma видение, призрак и agoreuo говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии … Современная энциклопедия

      - (от греч. phantasma видение призрак и agoreuo говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии … Большой Энциклопедический словарь

      ФАНТАСМАГОРИЯ, и, жен. Причудливое бредовое видение. | прил. фантасмагорический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      - (от греч. phantasma – видение, призрак и agoreuo – говорю) причудливое видение, фантастический образ, призрак, галлюцинация, нечто нереальное. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

      - (от греч. phantasma видение, призрак и адо геио говорю) англ. phantasmagoria; нем. Phantasmagoric. Призрачное фантастическое представление о чем либо, бредовые идеи. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      - (от греч. phantasma видение, призрак и agoreuo говорю) нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Фантасмагория - (греческое phantasma видение, призрак и agoreuo говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Рассмотрим слово, которое очень редко используется. Но любители футбола должны его помнить, потому что именно с ним связана одна из самых замечательных побед в истории российского спорта. Речь пойдет о фантасмагории. Что это такое, разберем сегодня.

    Значение

    Как всегда в таких случаях, мы берем толковый словарь. Наше счастье в том, что слово не новомодное, поэтому фантасмагория наверняка в нем есть. Наш незаменимый помощник определяет существительное следующим образом: «Причудливое бредовое видение».

    Чтобы было понятно, нужны конкретные примеры. В них недостатка нет. Наша реальность вполне абсурдна и фантасмагорична. Но не будем о больном, лучше поговорим о прекрасном, о литературе. Итак, творчество Пелевина вполне подойдет для иллюстрации понятия («Жизнь насекомых» или «Чапаев и Пустота»), «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, творчество Н. В. Гоголя. Еще кажется, что «Большая рыба» (фильм и роман) - это фантасмагория.

    Фантастика и фантасмагория

    Для человека, не слишком посвященного в тонкости, слова кажутся почти идентичными, но мы не попадемся на удочку их похожести. Представляется, что фантастика - это когда происходит нечто совершенно чудесное, но вполне нормальное. К примеру, человек покоряет Эверест. Понятно, что но в каждом конкретном случае Напрашивается вопрос: фантасмагория - это что такое? Когда фантастика мешается с бредом, то возникает объект исследования. Оставаясь в пространстве литературных примеров, легче всего объяснить разницу между одним и другим. Например, мы знаем классические образцы научной фантастики - это произведения Жюля Верна, Герберта Уэллса. А теперь сравните «Человека-невидимку» и «Превращение» Франца Кафки, чувствуете разницу? Хотя и там, и там читателю предлагаются не самые реалистичные события на свете.

    Матч Франция - Россия и проза Бориса Виана

    Если тех, кто видел эту игру, сейчас разбудить и спросить счет, они без запинки скажут: «3:2 в пользу России!» Дело было во Франции, на стадионе «Стад де Франс». Когда наши футболисты забили французам третий гол, тогдашний комментатор матча, произнес слово «фантасмагория», и это что-то было незабываемое. Никто не мог поверить в происходящее на поле. Россия играла неподражаемо, или Франция недооценила соперника? Так или иначе, звезды сошлись, и мы увидели чудо, которое для противоположной стороны казалось кошмаром и бредом. Да и российским болельщикам тоже, все-таки Франция была действующим чемпионом мира на тот момент времени. Игра нашей сборной доказывает: фантасмагория - это что-то возможное, а главное, не всегда страшное и ужасное. Да, социальная реальность России зачастую причудлива и абсурдна, но даже у нас случаются настоящие праздники.

    Тем, кому футбол не близок, можно порекомендовать почитать прозу Бориса Виана («Пена дней» или «Красная трава»). Фантастичной ее не назовешь, реалистичной тоже. Она как нельзя более полно иллюстрирует объект нашего исследования. А главное, сочинения Виана - это отличная литература.

    Итак, мы рассмотрели значение слова «фантасмагория». Надеемся, было не скучно, ибо предмет разговора такого не предполагает.



    Добавить свою цену в базу

    Комментарий

    Фантасмагория (от др.-греч. φάντασμα – призрак и ἀγορεύω – публично выступаю). Слово имеет несколько значений:

    1. Причудливое бредовое видение: «Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман.»
    2. В переносном значении – чепуха, невозможная вещь.
    3. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений.
    4. Фантасмагория (искусство) – нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
    5. Фантасмагория (представление) – жанр театрального представления в Европе в XVIII–XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.

    «Волшебный фонарь» – аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII–XX вв., XIX в. – в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.

    1. Фантасмагория (кино) – поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
    2. Фантасмагория (в литературе) – сатирический прием, сродный гротеску, то есть преувеличенному окарикатуриванию персонажа, когда он представляется читателю в уродливых и невероятных формах, тем ярче проявляя свою сущность.

    Фантасмагория в литературе

    Фантасмагория как нагромождение фантастических образов может быть одним из приемов произведения, служить средством создания особого фантастического, таинственного, сказочного мира. Обычно фантасмагория служит автору, чтобы показать сущность явления, но сделать ее более явной, более бросающейся в глаза, чтобы читатель не просто понял, в чем она состоит, но и увидел смешные стороны этого явления. Не случайно фантасмагорию в качестве литературного приема используют авторы, задача которых – высмеять и развенчать то общество, которое они изображают в своих произведениях.

    Главные черты

    Столкновение беспочвенной мечты и фальсифицированной действительности, слияние мечты и сновидения, греза наяву образует фантасмагорию – реальность, где все возможно, все может случиться, произойти. Наложение реальности бессознательного на рационализированную действительность приводит к переворачиванию и разрушению смысла устоявшихся вещей и явлений. Фантасмагория предстает как случайное, мгновенное наркотическое озарение, в котором за призраками вещей мерцает великое ничто. Как писал Ж.Кокто:

    Где мой венок из роз?

    Мы – лицевой узор ковра метаморфоз,

    Смерть ткет его с изнанки.

    Как плод воображения фантасмагория является галлюцинацией, химерой, возникшей в результате влияния модальностей бессознательного за пределами критического мышления. Мгновенное интуитивное схватывание, видение абсолютной реальности предполагает появление призрака вечности и бесконечности в игре возможностей, по отношению к чему текущее время физического бытия теряет смысл. Прошлое сновидения сливается с будущим мечты в некое безвременье.

    Иллюстрацией фантасмагории прекращенного времени является замирание духа в рассказе Эдгара По Колодец и маятник (1844). Маятник, угрожающий человеку, символизирует текущее настоящее внешнего мира, которое неумолимо приближает гибель. У человека, который должен быть разрублен маятником, с каждым колебанием захватывает дух от ужаса. Все фибры души пронизывает страстное желание остановить время.

    Фантасмагория является показателем высшей степени игры, в которой отсутствуют какие-либо правила, это игра сил эроса и агрессии, игра иллюзий и смятение чувств. В динамическом хаосе заблуждения ума, желания, чаяния, надежды, суеверия, подспудные страхи и опасения, неосуществимые надежды приобретают первостепенное значение. Игра скрытых чувств показывает высшую власть над человеком, напоминая иронию Нерона, господство которого над миром исчерпало себя в негативной диалектике. Чудесное и сверхъестественное накладывается на банальное и естественное, образуя такой элемент фантастического как клише – знак неординарный по своему значению, но банальный по форме.

    Немного о белом кролике

    Во всем мире не найдется ни единого человека, который не слышал бы об «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла. Персонажи данной книги уже давно и прочно укрепились в сознании человечества, а ведь автор произведения – едва ли не первый и самый яркий пример писателя, обратившегося к фантасмагории. Фантасмагория Льюиса Кэрролла увлекательна, таинственна, порой до абсурда красочна. На его страницах в прямом смысле волшебство переходит в мир реальности, становится самой реальностью. Именно поэтому стали его персонажи и герои давно привычными человеку. Помимо знаментой «Алисы», из-под пера Кэролла вышел и сборник стихов «Фантасмагория», включивший и одноименную поэму. В целом, в литературе чаще всего используется именно фантасмагория препарированной души, когда невероятность бытия, огромный мир, полный гиперболизаций и каламбуров, становится неотъемлемой частью человеческого бытия.

    Появление фантасмагории в мультипликации и кино

    К фантасмагории можно отнести первый в мире рисованный мультфильм с говорящим названием «Фантасмагория», выпущенный в 1908 году. В жанре фантасмагории работал и французский кинорежиссёр Жан Виго. В 1930 году он снимает фильм «По поводу Ниццы», где фантасмагория показана как призрачная картина, получаемая при помощи оптических приспособлений. В следующем фильме Виго – «Жан Тарис, чемпион по плаванию» элемент фантасмагории работает уже на повествовательном уровне, демонстрируя «бред наяву» и «причуды в реальности». В фильме «Поручик Киже», снятым по одноимённой повести Юрия Тынянова режиссёром Александром Файнциммером в 1934 году, также присутствуют элементы фантасмагории. В дальнейшем был снят ряд малопопулярных фильмов, частично использовавших фантасмагорию.

    Фильмы в жанре фантасмагория


    Фантасмагория в кино: известные режиссеры

    Кино – искусство визуальное. И при помощи современных спецэффектов и анимации даёт возможности создавать самые нереальные пейзажи, цветовые сочетания и причудливые образы. Вспомним трёх современных режиссеров, специализирующихся на киносказках для взрослых: француза Мишеля Гондри, американца Уэса Андерсона и главного индуса Голливуда – Тарсема Синха. Объединяет этих режиссеров ещё и то, что они создают свои удивительные киномиры фактически без использования компьютерных спецэффектов.

    Мишель Гондри

    Оскароносный режиссер в детстве хотел стать художником или изобретателем, как его дедушка Констан Мартин, который создал один из первых синтезаторов. Пока Мишель учился в художественной школе, он организовал панк-рок-группу, но востребованность и успех пришли к нему, когда он стал заниматься режиссурой музыкальных клипов и рекламных роликов. Он снимал клипы для Бьорк, Пола Маккартни и Radiohead. Ролики Adidas, Coca-Cola, Polaroid, Nescafe с Джорджем Клуни, а реклама джинсов Levis режиссуры Гондри попала в Книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра. Он был одним из первых, кто стал использовать в рекламе технику замедленных съёмок Bullet time, ставшую знаменитой после выхода фильма «Матрица».

    «Наука сна»

    В этом фильме Мишель Гондри решил окончательно стереть границы между сном и реальностью и перемешать их. Он признавался, что «Наука сна» автобиографичная картина: «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью. Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну…»

    Огромные руки героя Берналя, которые вырастают у него во время сна, – это тоже реальный кошмар, который Мишель Гондри видел в детстве. Ожерелье из обрезков ногтей – тоже часть биографии режиссера. Гондри рассказал о своей бывшей девушке: «Она была недовольна моими длинными ногтями. Поэтому я соединил их цепочкой и превратил в ювелирное украшение». Герои «Науки сна» говорят на английском, французском и испанском. Это было незапланированно: Гондри просил актера-испанца Габриеля Гарсия Берналя выучить французский к началу съёмок, но тот не успел это сделать.

    «Пена дней»

    Этот фильм – экранизация романа Бориса Виана. И мир, который является местом действия истории, даст фору любому сну: в квартире, где живёт настоящее солнце, мыши-домоправители беседуют с кошками, влюбленные проводят свидание, летая на тучах, великий философ Жан-Соль Партр (пародия на Сартра) читает лекции, а цветы могут прорастать в лёгких человека, и эта болезнь смертельна и неизлечима. Несмотря на иронию над Сартром, сам философ высоко отзывался о творчестве Виана.

    Уэс Андерсон

    Когда маленькому Андерсону, росшему в Техасе, было 8 лет, его родители развелись. Позже он скажет об этом как о «самом важном событии в моей жизни и жизни моих братьев», и этот развод ляжет в основу его фильма «Семейка Тененбаум».

    На первый взгляд кажется, что его фильмы вовсе не фантасмагории. Это вполне правдоподобные реалистичные истории, трагикомедии, мелодрамы, пусть и немного эксцентричные. Но мир, который Уэс Андерсон выстраивает в своих картинах, будоражит воображение и радует глаз больше любой сказки. Cтиль Уэса Андерсона – идеальная симметрия во всех картинах, герой или центральная фигура всегда находится в центре кадра. Очень большое количество подробных деталей. Он работает над фильмами самостоятельно на всех этапах производства. Всё это образует то, что называется «стилистика Уэса Андерсона». Его ни с кем не перепутать.

    «Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали – это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали», – рассказывает сам режиссер.

    « Отель Гранд Будапешт »

    Этот оскароносный фильм снят в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1. Они выбраны неслучайно и соответствуют трём разным отрезкам времени – разные пропорции кадра обозначают, какой временной период длится на экране.

    Заранее, до начала производства фильма, Уэс Андерсон сделал анимированную кукольную версию фильма, своеобразный путеводитель по сюжету, который был использован съёмочной группой в дальнейшем как подспорье в работе и был показан актёрам. Реальные же съёмки несуществующего отеля проходили на границе Германии, Чехии и Польши – в саксонском городе Герлиц и частично в Дрездене.

    Кроме работы с композицией кадра в фильме есть множество шуток. Например, практически все мужские персонажи в картине носят усы. В финальных титрах говорится, что фильм создан по мотивам рассказа Стефана Цвейга, хотя создатели картины в дальнейшем называли сразу несколько произведений: «Нетерпение сердца», «Записки европейца», «24 часа из жизни женщины».

    «Королевство полной луны»

    В одной из сцен этого фильма девочка Сьюзи находит дома брошюру «Борьба с непослушным ребенком». Этот момент автобиографичен для Андерсона, у него был аналогичный случай в его детстве: «В этом не было ничего страшного. Только в тот момент, когда я нашел ее, я был сильно удивлен». Другая сцена фильма – часть биографии сценариста Романа Копполы (друга Андерсона). Его мать, как и героиня фильма Лаура Бишоп, кричала на членов семьи через мегафон.

    Так кусочек за кусочком, как мозаика, и выстраиваются сюжеты фантасмагорий Уэса Андерсона. Да и сам процесс съёмок зачастую проходит необычно. Например, во время работы над «Королевством полной луны» Уэс Андерсон снял старый особняк, чтобы он, оператор и редактор картины могли там работать. Актёров поселили в отеле по соседству, но в итоге и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман перебрались в старый дом.

    Тарсем Сингха

    Детство режиссера индийского происхождения прошло в Иране, а затем в Гималаях. Когда его отец узнал о том, что сын решил вместо Гарварда заняться кино, он сказал, что тот ему больше не сын. «В Индии я увидел книгу под названием “Путеводитель по киношколам Америки” и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь. Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анджелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств», – рассказывает режиссер. Теперь режиссер живет попеременно в Лондоне и Лос-Анджелесе. А вот для его фильмов нет никаких географических границ, например съёмки «Запределья» проводились в 18 странах мира.

    Особенностью стиля Тарсема Сингха является балансирование на грани сна и реальности. Очень сильно на стиль Сингха повлияли русские режиссеры – Тарковский и Параджанов. Как и Гондри, свою кинокарьеру Тарсем Сингх начинал в рекламе. Он снял десятки рекламных роликов, прежде чем состоялся его дебют в большом кино – фильм «Клетка».

    «Запределье»

    Над сценарием «Запределья» Тарсем Сингх работал 17 лет. Он сам выступил в роли автора сценария, постановщика и продюсера фильма. Он посмотрел болгарский фильм Зако Хеския 1981 года «Йо-хо-хо» об актёре, который лежит в больнице из-за травмы. Травма серьезная, возможно, актер больше не сможет ходить. Он рассказывает мальчику-соседу по палате сказочные истории. Этот сюжет и лёг в основу «Запределья». Фантастические кадры и миры, которые мы видим в фильме, по заверениям режиссёра, созданы вообще без применения спецэффектов. Для этого были использованы 26 различных частей планеты в 18 странах мира.

    Маленькая актриса Катинка Уантару, исполнительница роли девочки Александрии, которая по аналогии с болгарским первоисточником слушает истории покалеченного каскадёра, была уверена, что он и вправду получил травму и его ноги парализованы. Её не стали переубеждать. Жестоко, но в данном случае искусство требует таких жертв – девочка не играла, а проживала свою роль.

    Фантасмагория в живописи

    Если брать в расчет тот факт, что фантасмагория – это, прежде всего, выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия, душевного помешательства, то самым большим почитателем данного явления, без сомнения, можно назвать Иеронима Босха. Сложно найти работы более фантасмагорические, странные, удивляющие и пугающие одновременно. Конечно, этот пример далеко не единственный. Фантасмагория – это и Дали, и Родни Мэттьюз, и, бесспорно, Гойя, для которого данное направление стало завершающим. Явление фантасмагории довольно сложно соотносится с тем или иным временным периодом, конкретной эпохой. Конечно, в эпоху классицизма обращение к такого рода образной системе было несвойственно, зато барочные архитектура и живопись могут представить бесчисленное множество примеров фантасмагорий. Обращение к такого рода искусству, прежде всего, попытка передавать, транслировать ранимость, хрупкость человеческой натуры, ее место в контексте необъятности души, сознания, мира. Это попытка акцента внимания на том, сколь пугающим и одновременно прекрасным может быть мир, пропущенный через призму человеческого восприятия.

    Фантасмагория, фантасмагории, фантасмагории, фантасмагорий, фантасмагории, фантасмагориям, фантасмагорию, фантасмагории, фантасмагорией, фантасмагориею, фантасмагориями, фантасмагории, фантасмагориях Грамматический словарь Зализняка

  • фантасмагория - ФАНТАСМАГ’ОРИЯ, фантасмагории, ·жен. (от ·греч. phantasma - призрак и agoreuo - говорю). 1. Причудливое бредовое видение (·книж.). «Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман.» Гончаров. 2. перен. Чепуха, невозможная вещь (·разг. Толковый словарь Ушакова
  • фантасмагория - Фантасмагории, ж. [от греч. phantasma – призрак и agoreuo – говорю]. 1. Причудливое бредовое видение (книжн.). 2. перен. Чепуха, невозможная вещь (разг.). Это сплошная фантасмагория. 3. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений (спец.). Большой словарь иностранных слов
  • фантасмагория - орф. фантасмагория, -и Орфографический словарь Лопатина
  • фантасмагория - -и, ж. 1. Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств (устар.). Иные картины - фантасмагории - представляли собою игру искусно соединяемых лучей света при помощи отражательных поверхностей. Малый академический словарь
  • ФАНТАСМАГОРИЯ - ФАНТАСМАГОРИЯ (от греч. phantasma - видение, призрак и agoreuo - говорю) - нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. Большой энциклопедический словарь
  • ФАНТАСМАГОРИЯ - ФАНТАСМАГОРИЯ (от греч. phantasma - видение, призрак и адо-геио - говорю) - англ. phantasmagoria; нем. Phantasmagoric. Призрачное фантастическое представление о чем-либо, бредовые идеи. Социологический словарь
  • фантасмагория - сущ., кол-во синонимов: 12 бред 79 видение 34 волшебное зрелище 3 вымысел 52 изменение 73 нереальность 25 превращение 26 призрак 33 сказочное зрелище 3 фантазия 33 фантом 12 феерия 4 Словарь синонимов русского языка
  • фантасмагория - См. фантазия Толковый словарь Даля
  • фантасмагория - фантасмагория I ж. 1. устар. Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством оптических приспособлений. 2. перен. Причудливое видение, существующее лишь в воображении; нечто нереальное. 3. перен. Причудливое стечение обстоятельств. II... Толковый словарь Ефремовой
  • фантасмагория - фантасмаго́рия польск. fantasmagorja – то же. Образовано от греч. φάντασμα "явление, призрак" и ἀγορεύω "говорю". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • фантасмагория - ФАНТАСМАГОРИЯ -и; ж. [от греч. phantasma - призрак, видение и agoreuō - говорю] 1. Призрачные, фантастические картины и фигуры, получаемые при помощи различных оптических приспособлений. 2. Нечто нереальное, причудливое видение, бредовая фантазия. Толковый словарь Кузнецова


  • В продолжение темы:
    Аксессуары

    (49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

    Новые статьи
    /
    Популярные