Государственный литературный музей серебряного века

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

Музей "Cеребряного века" ("Дом В. Я. Брюсова")

На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни - с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер.

Сам особняк до революции (тогдашний его адрес - 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.

Дом был построен в 1830-х годах - тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба - дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям - сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях - журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик - он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского - на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка.

Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы - до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями - работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.

В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, - библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.

Сотрудники музея полностью воссоздали атмосферу Серебряного века. В кабинете Брюсова находятся книги из его уникальной библиотеки, подарки художников-современников, мебель, принадлежавшая ему. Учтено все до мелочей — книги на стеллажах расставлены так, как определил хозяин дома, полностью учтено расположение подаренных ему картин и шкафов для хранения рукописей.

Экспозиция второго этажа посвящена наиболее ярким представителям символизма того времени. Посетители могут познакомиться с прижизненными изданиями произведений современников поэта: книгами, альманахами, журналами. На стенах висят картины — подарки от Поленова и Коровина, Борсова-Мусатова и Судейкина, Татлина и Гончаровой, наброски Маяковского и Малевича, бюсты Пастернака и Есенина и др.

И в наше время, как и сто лет назад, двери дома на Проспекте Мира распахнуты для творческих людей. Они приходят сюда, чтобы прикоснуться к той атмосфере и лучше познакомиться с творчеством и историей самых ярких представителей Серебряного века.

Адрес: 129010, Москва, Проспект Мира, 30

Интернет: www.museum.ru/M1945 - официальная страница

Государственный литературный музей - W757, официальный сайт goslitmuz.ru/

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

Музей Серебряного века - обязательный пункт в программе каждого туриста, который решил побывать в Москве или Санкт-Петербурге. Ведь музеи, посвященные этому периоду расцвета российской культуры, есть в каждой из двух столиц. При этом они уникальны и не похожи один на другой.

Московские достопримечательности

Давно стоило признать, что турист, приезжающий в Москву, не должен себя ограничивать посещением только Красной площади, ГУМа и Воробьевых гор. В столице есть уйма других мест, в которых просто необходимо побывать любому человеку, мало-мальски интересующемуся литературой и искусством. Музей Серебряного века - одно из них.

Появился он совсем недавно. Впервые свои двери для посетителей он открыл осенью 1999 года. Пристанищем экспонатов стало жилище одного из представителей русской поэтической школы того времени - Валерия Брюсова. В этом доме он жил с 1910 по 1924 год, до самой своей смерти.

Брюсов был известен не только как поэт и автор знаменитого одностишия про "бледные ноги", но и как глубокий исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому символичным было то, что первая выставка, на которую пригласил посетителей музей Серебряного века в Москве, - "Пушкин и русская литература Серебряного века".

До этого периода дом был в аварийном состоянии, отремонтировали его только накануне 1999 года, 200-летия со дня рождения Пушкина. Над созданием полноценной экспозиции трудились более 10 лет, часть экспонатов удалось добыть только из частных коллекций. Зато с ее открытием стало возможным в полной мере оценить влияние "солнца русской поэзии" на самых ярких представителей Серебряного века. Увидеть эту экспозицию можно и сегодня, если посетить музей Серебряного века (проспект Мира, 30) в Москве.

Как добраться?

Проще всего добраться до музея на метро. Попадаете на кольцевую линию и выходите на станции "Проспект Мира". Это неподалеку от самого центра столицы. Выйдя из улицу переходить не нужно, идете по четной стороне проспекта в направлении Садового кольца. Примерно в двух минутах ходьбы и находится музей Серебряного века - Мира, 30.

График работы музея весьма удобен. В неделе только один выходной, традиционно это понедельник. Важно еще на попасть на санитарный день - он проводится последнего числа каждого месяца.

Во вторник, среду, субботу и воскресенье музей открывает свои двери в 11 часов утра. Экспозиции можно осматривать до 6 часов вечера. По четвергам и пятницам музей как бы работает во вторую смену - с 14 до 21 часа. Стоит также помнить, что во все дни кассы закрываются за полчаса до окончания работы учреждения.

Особенности экспозиции

Дом, в котором расположен музей Серебряного века, был перестроен из деревянного особняка в 1910 году. Сделал это купец Баев, который занимался продажей обуви. Архитектором проекта стал известный в то время столичный мастер Чагин.

В том же 1910 году на первом этаже квартиру снял поэт Валерий Брюсов. Самому стихотворцу здание никогда не принадлежало, но в народе за ним закрепилось прозвище "домик Брюсова".

Музейные экспонаты частично переехали из собраний Тщательно обставлен рабочий кабинет Брюсова. В нем находятся многие личные вещи, принадлежавшие поэту. Например, дубовый стол, картины, мебельный гарнитур.

Экскурсии по музею

Если вы решили отправиться в музей Серебряного века (проспект Мира), то обязательно сходите на обзорную экскурсию. На ней вы сможете подробно изучить всю русскую культуру от конца XIX до начала XX столетия. Наиболее подробно представлена биография хозяина этого особняка - Валерия Брюсова. Экскурсии разработаны для разных возрастных групп и будут интересны как школьникам, так и их родителям.

На обзорной экскурсии вы сможете познакомиться с личным кабинетом Брюсова, а на втором этаже увидите уникальную экспозицию. Это единственное в России собрание сочинений, посвященное всем стилям, направлениям и течениям литературы России Серебряного века.

Лекции и тематические проекты

Для особо увлеченных, тем временем, есть специальные тематические экскурсии и лекции. Например, "Загадки Дома Брюсова". На ней вы сможете исследовать различные тайны этого здания. Узнать историю этой улицы и окружавших ее домов, о стиле в котором построен особняк.

Отдельная выставка "Дом Брюсова, его хозяева и гости" рассказывает не только о поэте, который здесь жил с 1910 года до самой смерти, но и о его друзьях и единомышленниках, которые бывали у него в гостях чаще всего. Это Маяковский, Ходасевич, Иванов, Белый и Блок.

На экскурсии "Салоны и кружки Серебряного века" посетителям рассказывают о том, как развивалась литература в России на рубеже XIX-XX веков. Где, у кого и как часто собирались начинающие и опытные литераторы, как общались и развлекались, как развивалось их творчество,представление о поэзии и окружающем мире.

Для особо любопытных посетителей музея подготовлены интерактивные занятия. Одно из самых популярных, которое может предложить музей Серебряного века - "Книжные и журнальные обложки Серебряного века".

Это интерактив для школьников, на котором ребята могут узнать о книгах и журналах, в которых печатались поэты, какой в то время была бумага, какими символами пользовались представители различных течений и направлений литературы того времени.

Также есть интерактивные занятия, посвященные художникам и поэтам Серебряного века. Школьникам также могут прочитать подробные наглядные лекции о русском символизме, творчестве и судьбе Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой и такого направления, как акмеизм, Александре Блоке, Иване Бунине.

Серебряный век в городе на Неве

Еще одно учреждение, которое обязательно нужно посетить всем поклонникам отечественных поэтов того времени, находится в Санкт-Петербурге. Это музей Ахматовой "Серебряный век".

Он был основан в 1987 году. Долгое время оставался единственным музеем, в котором подробно можно было узнать о величайших поэтах начала двадцатого столетия - Анне Ахматовой и семье Гумилевых.

В хронологическом порядке здесь выстроены 9 экспозиционных залов - от юности Ахматовой в Царском селе, через период, проведенный в "Бродячей собаке", до ее главных произведений - "Реквием" и "Поэма без героя". Завершает экспозицию комната памяти поэта.

Где найти музей?

Для того чтобы попасть в музей "Серебряный век" в Петербурге, лучше всего воспользоваться метро. Необходимо доехать до станции "Автово". Музей находится по адресу: улица Автовская, дом 14.

Музей работает с единственным выходным - в воскресенье. Открывается ежедневно в 10 часов утра. С понедельника по четверг работает до 18 часов, в пятницу до 17, а в субботу до 16.30. Кассы закрываются за час до окончания работы.

Стоимость билетов весьма символическая. Вход для взрослых посетителей обойдется в 70 рублей, школьникам, студентам и пенсионерам надо заплатить 40 рублей. Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно. В среднем оно обойдется в цену 120 рублей на человека.

Фонды музея

Музей может похвастаться богатыми фондами. Здесь представлены живопись, графика, прикладное искусство того периода. Богатая видеотека и фонотека с изображениями и записанными голосами символов той эпохи. Отдельный раздел "Нумизматика" познакомит вас с собраниями монет, которые отражали историю, культуру и общественные веяния того времени.

В музее есть научно-вспомогательный фонд, редкие книги, фотографии и документы Ахматовой и Гумилева, а также газеты и журналы, в которых они печатали свои первые произведения.

Среди уникальных и подлинных экспонатов музея - портрет Анны Андреевной Ахматовой кисти Давыдова, непревзойденная работа фарфориста Славиной "Портрет Ахматовой на фарфоровой плите", а также картины, графика других авторов.

Экскурсии

Работники музея могут предложить посетителям разнообразные экскурсии. Обязательно побывайте на обзорном знакомстве. Отдельно подробнее можно узнать о большом количестве домов и квартир, в которых пришлось жить Ахматовой, поэтому экскурсия и называется так иронично "Бедуинский образ жизни".

Представлен подробный рассказ о семье Гумилевых, с которой Ахматова связала свою судьбу. Особая экскурсия посвящена поэме "Реквием", а также самым близким друзьям - Цветаевой, Пастернаку и Мандельштаму.

Создание музея

Отдельно стоит рассказать историю, благодаря которой появился музей. Анна Ахматова, Серебряный век - предмет особой любви главного творца экспозиций, руководителя учреждения Валентины Андреевны Биличенко. Именно благодаря ей в России появился первый музей, посвященный Ахматовой.

Вначале это был народный музей при литературном объединении "Пушкиниана", затем стал муниципальным учреждением культуры. В 2001 году музей получил статус государственного учреждения и с этого времени располагается по нынешнему адресу.

Уникальные экспонаты

Среди уникальных экспонатов, которыми может похвастаться музей Анны Ахматовой, представлены часы, бой которых слушали поэты в самом начале XX века, раритетная мебель того периода, уникальный рояль.

Экскурсии и лекции, которые проводят сотрудники музея настолько интересны и необычны, что многие посетители называют его Храмом искусства и культуры.

Именно в стенах этого музея впервые в России было рассказано об "Анне Всея Руси", разработаны подробнейшие экспозиции, посвященные Мандельштаму, Пастернаку, Цветаевой, Николаю и Льву Гумилевым. Большое внимание уделено непосредственному окружению Анны Андреевны Ахматовой.

В числе подлинных уникальных экспонатов представлены редкие книги, собранные основательницей музея Валентиной Биличенко, а также произведения живописи и графики. Есть и личные вещи поэтов.

Большое внимание в музее уделяют культурно-просветительской функции. Помимо экскурсий и лекций, проходят литературно-музыкальные вечера и творческие встречи с поэтами современности. Стало традицией каждый год проводить научно-практическую конференцию на базе музея, посвященную судьбе



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные