Издательство литературный музей. Государственный музей истории Российской литературы им. В.И. Даля (государственный литературный музей). Государственный Литературный музей

Московский зоопарк - один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год - до 3,5 млн. человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости. В 1862 г. в московском Манеже прошла выставка животных, организованная Комитетом по акклиматизации животных и растений. По окончании выставки на руках у организаторов осталось много живых «экспонатов». Тогда и встал вопрос об открытии в Москве зоологического сада. Главным инициатором его создания был профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Рассматривались несколько вариантов размещения зоосада: Измайлово, Царицыно, Пресненские пруды. Выбор был сделан в пользу Пресни. Решающим фактором стала достаточная близость к центру города, а значит, удобство для потенциальных посетителей. Для устройства «живого музея на открытом воздухе» был засыпан один из прудов, у частных лиц были выкуплены соседние участки земли. И 31 января 1864 г. (12 февраля н. с.) Московский зоологический сад открылся. Любопытный факт. В 1681 г. подле Пресненских прудов был построен загородный дворец царя Федора Алексеевича. При царской резиденции находился Потешный двор, для которого в 1685 г. «на дело ларя белому медведю» опустили 13 досок полуторных сосновых, да под ларь этот смастерили «колеса самые добрые». Таким образом, первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке. Первые постройки Зоологического сада спроектировал архитектор П.С. Кампиони. Он же доставил в Москву группу животных, подаренных Парижским акклиматизационным садом. Многие любители животных жертвовали Зоосаду деньги, дарили зверей. Командир фрегата «Светлана» И.И. Бутаков привез из кругосветного плавания коллекцию австралийских животных. Император Александр II подарил слона. В конце 1870-х – начале 1880-х годов в Ботаническом отделении Зоологического сада действовал «Семейный сад», устроенный известным антрепренером М.В. Лентовским. В последующие годы в Зоосаде были построены дополнительные павильоны и вольеры. При этом работали здесь известные московские зодчие: Л.Н. Кекушев, С.К. Родионов. В конце XIX века на углу Б. Грузинской и Б. Пресненской (ныне – Красная Пресня) улиц вместо простенькой деревянной арки появился нарядный вход с двумя башнями по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Действовала Биологическая станция, здание которой в неоклассическом стиле было возведено по проекту Р.И. Клейна (Конюшковская улица, дом 31, стр. 1). Существенно пострадал зоосад во время событий 1905 г.: был разрушен целый ряд зданий, сгорела библиотека, уничтожен Аквариум. В 1919 г. Зоологический сад национализировали. В последующие годы его территория существенно увеличилась, были созданы научные лаборатории и научно-исследовательские подразделения, а сам он получил новое, привычное для нас название, – Зоопарк. В 1936 г. в Зоопарке был построен новый вход, по проекту скульпторов В.А. Ватагина и Д.В. Горлова, просуществовавший до 1964 г. К 850-летию Москвы, в 1990-е годы, Зоопарк реконструировали (работы велись МНИИП «Моспроект 4»). Появилась новая входная группа, целый ряд новых вольеров, различные тематические экспозиции. В настоящее время в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8000 экземпляров различных представителей фауны.

Государственный Литературный музей

Государственный Литературный музей – это одно из богатейших в мире хранилище рукописей, литературных материалов, рисунков и эскизов к литературным произведениям. Музей является ведущим в мире научным центром, в котором проводятся исследования отечественных и зарубежных литературных произведений, а также главным методическим центром такого профиля в России.

Фонды музея за годы существования учреждения накопили множество экспонатов – литературных архивов писателей, деятелей русской культуры разных эпох, гравюр с видами старой Москвы, живописных портретов деятелей государства, науки и культуры, рукописных и печатных духовных изданий, гражданской печати эпохи царя Петра, прижизненных изданий с автографами авторов, материалов, связанных с историей русской классической и современной литературы. Всего архивы музея насчитывают свыше 700 000 экспонатов.

История Литературного музея Москвы

Годом образования музея считается 1934. Тогда было принято решение о создании единого Литературного музея на базе Центрального музея литературы, критики и публицистики и музея при библиотеке им. Ленина. Но начало истории музея состоялось тремя годами раньше, когда известный революционер и деятель культуры В.Д. Бонч-Бруевич создал комиссию по подготовке к созданию Центрального Литературного музея и начал отбирать для него коллекцию экспонатов.

Для нового музея выделили здание, которое размещалось рядом с библиотекой им. Ленина. Уже тогда Литературный музей являлся крупнейшим в мире и содержал 3 млн. архивных документов. Позже большая часть хранившихся в музее документов, была передана в Центральный архив. Бонч-Бруевич продолжал активно курировать работу музея и наполнять его рукописные фонды. В 1951 году в музей было передано много документов из архивов КГБ. Это были рукописи книги и литературные материалы, отобранные у репрессированных писателей. Они не выставлялись в экспозицию и рассматривались как дополнительные фонды музея.

Музей рос и развивался, уже в 1970 году он занимал 17 зданий, расположенных по всей Москве. В 1995 году их количество увеличилось до 20.

Основная экспозиция музея касается истории русской литературы периода 18-19 веков. Она размещается в бывшем дворце князей Нарышкиных, расположенном на территории Высоко-Петровского монастыря. Экспозиция периода советской литературы располагается в здании галереи Остроухова.

Отделы Литературного музея

Музей располагает несколькими отделами, которые представляют самостоятельные экспозиции, касающиеся жизни и творчества выдающихся русских и советских писателей, а также отражают основные периоды развития русской литературы. Структурными частями музея являются дома-музеи Лермонтова, Герцена, Пастернака, Чехова, Чуковского, Пришвина; музеи-квартиры Достоевского, Толстого, Луначарского. Интерес представляет и музей «Серебряного века».

Все отделы музея занимаются образовательной деятельностью. Здесь разработано много интерактивных экскурсий для посетителей разных возрастов. Особенно много познавательных экскурсий разработано для детей. Им предлагается попробовать писать перьями, потрогать папирус и кожу ягненка, которые ранее применялись в качестве бумаги, побить по кнопкам пишущей машинке, на которой писал свои стихи и сказки К.И. Чуковский. Школьники старших классов приглашаются в литературные салоны 19 века, где они в игровой форме окунаются в атмосферу салона, решают ребусы, загадки, анаграммы, составляют шарады, пробуют себя в искусстве рифмования и эпиграммы.

Личные архивы Литературного музея

Архив Достоевского;
- архив Чехова;
- архив Фета;
- архив Гаршина;
- архив Лескова;
- архив Белинского.

Государственный Литературный музей – крупнейшее в мире собрание материалов, касаемых литературной деятельности русских и зарубежных писателей.

Государственный литературный музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Государственный литературный музей в Москве - один из крупнейших музеев такого профиля в мире: в его коллекции более 500 тысяч единиц хранения. История русской литературы от её возникновения до наших дней - вот главная цель существования музея. Официальный слоган гласит: «Сохраняем прошлое - создаём будущее», и в справедливости по крайней мере его первой части сможет убедиться каждый пришедший в Трубниковский переулок, 17. Полная коллекция «Окон ТАСС» и автомобиль Пришвина, рукописи Пушкина и редкие фотографии поэтов Серебряного века, великолепные полотна Лермонтова и кольца Маяковского и Лили Брик - вот лишь мизерная часть музейных интересностей.

Кроме прочего, у Литературного музея есть двенадцать филиалов - домов-музеев русских писателей.

Немного истории

Государственный литературный музей в Москве ведёт свою историю с 1934 года - тогда при Библиотеке имени Ленина была организована первая коллекция экспонатов, имеющих отношение к литературному творчеству русских и советских писателей. Государство поддерживало молодой музей и уже через десять лет в его фондах содержалось более 1 миллиона единиц хранения. В 1968 году музей стал головным литературным музеем страны, а к 1995 году владел двадцатью зданиями в центре Москвы. Сегодня основная экспозиция размещается в здании в Трубниковском переулке; помимо этого в состав музея входят дома Герцена, Чехова, Лермонтова, Пастернака, Чуковского, Пришвина и других русских писателей.

В экспозиции музея рукописи Тургенева и черновики «Дамы с собачкой», наброски Тургенева на бланке «Английского отеля» в Афинах, рукописи Есенина, Хармса и Ахматовой.

Что посмотреть

Государственный литературный музей владеет поистине уникальными фондами. Главный интерес посетителей обычно вызывает коллекция рукописей. В экспозиции представлены оригинальные письма Островского и Герцена, рукописи Тургенева и черновики «Дамы с собачкой», наброски Тургенева на бланке «Английского отеля» в Афинах, рукописи Есенина, Хармса и Ахматовой.

Зал мемориальных предметов русских литераторов предлагает полюбоваться на кольца Маяковского и Лили Брик (первое - с хаотично расположенными буквами Л, Ю и Б), письменный стол Вертинского и расшитую золотыми колосьями папку для бумаг А. Островского, «попугаево» кольцо Есенина и ручку Бунина, ермолку Гоголя и письменный прибор Фадеева.

Коллекция живописи из более 2000 картин представляет портреты русских писателей и полотны, вышедшие из-под их руки, в коллекции фотографий и негативов перед вами предстанет частная жизнь Толстого и Есенина, Маяковского и Блока, а в числе экспонатов коллекции декоративно-прикладного искусства - посмертные маски Ахматовой, Шевченко и Достоевского.

Адрес, часы работы и стоимость посещения

Адрес: Москва, Трубниковский переулок, 17.

Часы работы: в среду, пятницу, субботу и воскресенье - с 11:00 до 18:00, во вторник и четверг - с 14:00 до 20:00; понедельник и последний день каждого месяца - выходные.

Вход - 250 RUB, пенсионерам и студентам - 100 RUB, лицам до 16 лет вход бесплатный.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Искусство

10360

Даже не являясь ни в «Золотой», ни в «Серебряный» век русской литературы столицей нашего государства, Москва всегда оставалась домом для многих великих. Писатели и поэты творили в съемных комнатах в узких переулках, венчались в старинных храмах, посвящали улицам первопрестольной свои строки. Потомки заботятся о том, чтобы авторов, уже прошедших испытание временем, знали не только ученые-гуманитарии, но и самые юные жители нынешней столицы, ее гости, возможно, далекие от мира литературы. Быть знакомым с творчеством Пушкина, Булгакова, Цветаевой очень важно, но не менее ценно узнавать об их жизни чуть больше. Может быть, убранство и расположение квартиры, любимые маршруты прогулок, места собраний и кружков помогут глубже понять те или иные их идеи, мысли. В Москве почти три десятка музеев писателей. Есть среди них настоящие дома мастеров русского слова, есть мемориальные экспозиции, есть просто посвящения по мотивам творчества. Мы выбрали для этого обзора самые значимые и интересные, хотя и в других, уверены, каждый найдет, что почерпнуть для себя.

Музей

Мемориальный кабинет Валерия Брюсова был создан вдовой после смерти поэта, критика и писателя в доме, где тот прожил пятнадцать лет. Он оставался здесь, в старинном особняке под номером 30 на Проспекте мира, до самых последних дней. Через несколько десятилетий здание отреставрировали, и в 1999 году в нем в качестве филиала Государственного литературного музея открылся Дом-музей Брюсова в Москве - музей «Серебряного века».

Экспозиция не зря носит отныне такое обобщенное название, ведь она уникальна: это колоссальные фонды рукописей, сборников и изобразительных документов. Их основой, конечно, стала огромная библиотека Брюсова. В ней собраны бесценные, редкие книги литераторов-современников поэта (с их личными автографами!), альманахи, подшивки журналов и газет начала того самого «Серебряного века». Дневники и черновики самого Валерия Брюсова также представлены в качестве экспонатов. Широчайшая экспозиция украшена образцами живописи и графики Коровина, Поленова, Судейкина, Бурлюка. Здесь можно увидеть театральные эскизы Малевича, Маяковского, гипсовые бюсты Цветаевой, Есенина, Пастернака, фотоснимки и шаржи тех лет. В доме-музее Брюсова в Москве одна выставка полностью посвящена творчеству А.С. Пушкина: Валерий Яковлечич, как, впрочем, многие видные писатели «Серебряного века», не раз обращался к пушкинской теме. Исторический интерьер кабинета хозяина дома восстановлен по воспоминаниям родственников и знакомых.

Жизнь в этом музее кипит, почти как и тогда, во времена развития множества литературных кружков и объединений: помимо тематических экскурсий здесь проводят необычные лекции, яркие музыкальные и поэтические вечера.

Читать полностью Свернуть

Музей

В день столетнего юбилея со дня рождения великой поэтессы в 1992 году в Борисоглебском переулке Москвы открыли Дом-музей Марины Ивановны Цветаевой. В двухэтажном здании середины XIX века ярчайшая представительница «Серебряного века» прожила со своей семьей с 1914 по 1922 год.

К сожалению и несмотря на колоссальную работу сотрудников музея и увлеченных исследователей творчества поэтессы, в коллекции не так много личных вещей Цветаевой. Просто для того чтобы иметь возможность выжить в ужасное, нищее и холодное время в послереволюционной России большинство ценностей и раритетов Марина Ивановна продала. Известно, что дорогой рояль выменяли на пуд черной муки, а старинной мебелью, разрубленной в щепки, попросту топили печь. Слава богу, потомки Цветаевой, коллекционеры и неравнодушные люди со всех уголков света стараются, время от времени пополнять экспозицию. Среди таких подарков фонду - книги XIX-XX века, семейные фотоснимки, даже личные письма, открытки с автографами и, что особенно ценно - рукописи, прижизненные сборники поэтессы, открытки с ее автографами. В доме-музее можно увидеть туалетный столик, старинное настенное зеркало, рисунки и игрушки детей, многочисленные портреты Цветаевой, написанные известными художниками того времени - настоящие предметы быта, окружавшие художницу слова. Одна из экспозиций посвящена жизненному пути ее мужа - Сергея Эфрона и его семье.

Сильный дух, извините за каламбур, мужественной женщины и ее тончайших стихов живет в этом доме, впрочем, как и атмосфера той удивительной литературной и культурной эпохи, частью которой она была. Тем более, что музей действует как культурный и творческий центр.

Читать полностью Свернуть

Музей

Открытие музея Сергея Есенина приурочили к 100-летию со дня рождения поэта. В 1995 году энтузиасты-исследователи подарили первую собранную коллекцию городу. Официальный статус музей Есенина в Москве приобрел уже в 96-м. В здании музея жил отец поэта, работавший тогда в мясной лавке купца Крылова. Юного Сергея Александр Есенин встречал в 1911 году, прямиком из Рязани сюда. Здесь будущему великому русскому поэту предстояло прожить в течение семи лет. И именно этот дом - единственное официальное место жительства и его прописки в столице.

Центральным «экспонатом» дома Есенина в Москве стала необычно оформленная мемориальная комната. Ее поместили за стеклянной стеной, - как своего рода объемную и информативную музейную ценность. Для посетителей визуализировали жизненный и творческий путь поэта. Создана здесь и специальная выставка «Есенин как часть мировой культуры». Интересно, что по ходу экскурсий демонстрируются видеоролики, в них используется редчайшая хроника начала прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Музей

Представьте себе начало XIX века и шумный холостяцкий праздник молодых русских дворян, с искрящимся пуншем, скрипом сапог и звоном бокалов, с заставлявшими краснеть эпиграммами и шаржами, с задорным смехом. Переместим наш «мальчишник» в дом №53 на Арбате. Почему именно сюда? А если поместить в центр увеселений коренастого молодого человека с курчавыми волосами, читающего свои стихи? Да, здесь в старинном двухэтажном особняке в 1831 году находилась съемная квартира Александра Сергеевича Пушкина, и здесь он был невероятно счастлив. Уже на следующий день после описанной нами вечеринки, дом обрел свою радушную хозяйку: в церкви Большого Вознесения Пушкин венчался с Натальей Николаевной Гончаровой. Их свадебный ужин и первый семейный бал проходили здесь, на Арбате. Особенное спокойствие и счастье поэта в этот московский период засвидетельствовали современники, гостившие у него. Их портреты ныне украшают мемориальный музей-квартиру А.С. Пушкина

Но не сразу это памятное место было открыто для посещения. Очень долго по этому адресу, как и по большинству других московских, заселялись коммунальные квартиры. Только табличка на фасаде, установленная в 1937 году, напоминала жильцам о том, что здесь жил Пушкин. Лишь в 1986 году дом на Арбате отреставрировали, чтобы официально открыть музей-квартиру - мемориальный отдел Государственного музея А.С. Пушкина.

По прошествии лет и событий почти не сохранилось точных данных о том, каково было убранство в квартире Пушкина в Москве. Исследователи творчества приняли решение не воссоздавать интерьер «искусственно», а ограничиться некоторыми общими элементами декора, свойственных эпохе - люстры и светильники в стиле ампир, карнизы и шторы. Уцелевшие личные вещи поэта здесь же: конторка Пушкина, столик Гончаровой, прижизненные портреты супругов. На первом этаже музея работает выставка «Пушкин и Москва» о непростых, но в то же время очень теплых отношениях «Солнца русской поэзии» со столицей.

Читать полностью Свернуть

Музей

Нечасто так бывает, что посетить культовое место из любимой книги можно в реальности. Достаточно просто прийти, например, в дом №10 по Большой Садовой улице. Здесь, в квартире 50, прожил несколько лет Михаил Афанасьевич Булгаков. Здесь он писал свои первые рассказы, образ этой обстановки застыл в его памяти на долгие годы. В «нехорошей квартире» № 50, окутанной, по воспоминаниям писателя, мистической атмосферой, живут, встречаются и пропадают герои знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

Музей-квартиру Булгакова официально открыли недавно - в 2007-м. До этого, с начала 90-х годов в памятном месте располагался Фонд им. Булгакова. Коллекция музея - это сохраненные и переданные родственниками и друзьями писателя личные предметы мебели, быта Михаила Афанасьевича, книги, рукописи, фотографии, картины и пластинки. Экспозиция представлена очень интересно. Восемь залов знакомят нас с эпохой 20–40-х годов, личностью автора и его литературных героев. Здесь не только воссоздана комната Булгакова, но есть и «Коммунальная кухня», представлена «Редакция газеты «Гудок», в которой трудился писатель, «Синий кабинет» передает обстановку последнего жилища писателя в Нащокинском переулке.

В «Нехорошей квартире» можно послушать экскурсовода, который в подробностях расскажет о доме, его жителях и, конечно, великом писателе XX века. Помещение музея также используется как сцена театра «КомедиантЪ», здесь дают концерты и поэтические вечера, форумы по творческому наследию Булгакова и фотовыставки. Музей-квартира находится на 4 этаже. Не путайте мемориал с частным центром культуры «Булгаковский дом» на первом.

Читать полностью Свернуть

Музей

Много раньше других в Москве - в 1954 году - был открыт дом-музей Антона Павловича Чехова. Теперь это филиал Государственного литературного музея. На Садовой-Кудринской улице, в двухэтажном каменном флигеле 1874 года постройки, Чехов прожил почти четыре года. Тот период стал временем невероятного вдохновения и творческого подъема. В доме на Садовой он написал почти сто рассказов и пьес.

По воспоминаниям и зарисовкам современников в музее почти досконально восстановлена обстановка, в которой творил писатель. Сегодня можно увидеть, как он жил: его кабинет, спальню, комнаты сестры и брата. Здесь есть книги драматурга, переведенные на разные языки мира, стены украшены фотографиями и графикой с видами любимой Чеховым Москвы конца позапрошлого века. Многие личные вещи Антона Павловича имеют целую историю. Например, на письменном столе доктора-писателя стоит бронзовая чернильница с фигурой лошади. Ее подарила его бедная пациентка, с которой Чехов не только не потребовал денег за консультации, но и сам дал деньги на дальнейшее лечение. Очень дорог был его сердцу фотоснимок любимого композитора Чайковского - с личным автографом.

Семья Чехова подарила государству рукописи и документы, которые составили основу экспозиции, размещенной в трех залах музея. Одна из комнат полностью посвящена поездке писателя на Сахалин. А главный зал дома-музея Чехова в Москве является не только выставочным, но и концертным. Здесь играет труппа «Театра Чехова». Можно рассмотреть редчайшие афиши спектаклей того времени, открытки с выдающимися актерами, играющими в пьесах по чеховским произведениям, программки, снимки Чехова в актерской среде, рецензии современников на его драматургию.

Читать полностью Свернуть

Музей

Памятник архитектуры русского классицизма, созданный И.Д. Жилярди по чертежам Д. Кваренги, - здание Мариинской больницы для бедных - место паломничества не только для знатоков строительного искусства. Флигель больницы отводился, в том числе и для расселения ее работников. Квартиру из двух комнат на первом этаже занимала семья лекаря Достоевского. Его сын Федор, родившийся во флигеле напротив, прожил с отцом и матерью с 1823 по 1837 год. В неполные 16 лет он отбыл из Москвы в тогдашнюю столицу - Петербург.

Удивительно то, что квартира, где с детства впитывал образы и впечатления великий художник слова, никогда не перестраивалась. Музей на Божедомке открыли еще в 1928 году. Сегодня улица, на которой стоит этот дом №2, названа в честь автора «Братьев Карамазовых». В основу коллекции легли ценнейшие вещи и документы, бережно сохраненные женой Достоевского Анной Григорьевной. Интерьер комнат восстанавливали по воспоминаниям брата писателя. В экспозиции использована мебель семьи, предметы декора, такие, как бронзовые канделябры, прижизненные портреты родителей и родственников Ф.М. Достоевского и даже самая первая книга маленького Феди ― «Сто четыре избранныя истории Ветхаго и Новаго Завета».

Уже за стенами мемориальной квартиры, но в здании бывшей больницы, ставшей Музеем Достоевского в Москве, Обществом любителей российской словесности при МГУ и профессионалами-историками собрана выставка «Мир Достоевского», знакомящая посетителей с тем, как жил и работал Федор Михайлович. Здесь же работает лекционный зал.

Читать полностью Свернуть

Музей

Мемориальная обстановка дачи Корнея Чуковского практически полностью оставлена в том виде, который имела при его жизни. Двухэтажный дом на улице Серафимовича в Переделкино хранит тайны создания множества произведений для взрослых и детей, ведь здесь Корней Иванович прожил почти тридцать лет. Музейная коллекция включает в себя предметы обихода писателя, переводчика и литературоведа, большую библиотеку книг и документов, в том числе с автографами Пастернака, Солженицына, Гагарина и Райкина, собрание игрушек - подарков от детей, восхищенных его сказками. Дом-музей был открыт в 1996 году в писательском поселке.

Музей в Переделкино художественно наполнен интересными экспонатами-иллюстрациями к творчеству сказочника: вот чудо-дерево с туфельками, а вот старинный черный телефонный аппарат, по которому, вероятно, говорил слон. Посмотревшись в зеркало волшебной шкатулки, нужно загадать желание. Здесь же можно увидеть мультфильм «Телефон», озвученный самим Корнеем Ивановичем.

Читать полностью Свернуть

Музей

В Замоскворечье, том редком районе нашего мегаполиса, где до сегодняшнего дня каким-то чудом сохранился самобытный облик и очарование старинных улиц, в 1984 открыли музей А.Н. Островского. Именно здесь родился великий русский драматург. Это даже не дом, а, скорее, двухэтажная деревянная усадьба начала XIX века, вокруг которой с первых дней весны почти до середины осени цветет дивный сад.

Домашняя обстановка, которая существовала при жизни писателя, восстановлена практически полностью. Чувствуется приятная атмосфера размеренной жизни. На первом этаже дома собраны вещи Островского: предметы мебели (в том числе редкая коллекция его отца), книги, семейные портреты. Кроме того, многие предметы музейного собрания позволяют посетителю узнать историю Москвы того времени, нравы и вкусы ее жителей, а за счет этого, возможно, лучше понять творчество Александра Островского. На втором этаже экспонируются уникальные предметы, связанные со сценическими постановками работ драматурга. Это рукописи, старинные афиши, фотокарточки актеров, эскизы декораций. Целых два зала отведено специально для знаковых пьес «Бесприданница» и «Гроза».

Музей писателя Льва Толстого в Москве расположен на Пречистенке. При нем в Музейной академии для детей дошкольного возраста «Муравейные братья» на постоянной основе проводятся развивающие занятия, а также театрализованные кружки для учащихся школы разных возрастов. Здесь есть свои лекторий и кинозал, библиотека, букинистический магазин, связанный, конечно, с жизнью и творчеством Льва Николаевича. Еще, чтобы объединить литературоведов и писателей, и профессионалов из других музеев, знатоков искусства, при музее был создан литературный клуб «Лёвин».

Сегодня основными тематическими экскурсиями музея являются «Отчий дом. Юность гения», «Легенды и придания рода Толстых», «Страницы жизни», «Земля и Небо», «Война и мир».

Читать полностью Свернуть

Посмотреть все объекты на карте

Копия иконы 1870 г. с изображением святых Космы и Дамиана. Праобразами святых послужили Пушкин и Даль. Оригинал иконы храниться в музее истории религий.

Впоследствии В. И. Даль и А. С. Пушкин неоднократно встречались, они беседовали о русской литературе, народном творчестве, русском языке, обсуждали лингвистические находки Даля. В. И. Даль в воспоминаниях пишет, что именно Пушкин настаивал на обязательном и скорейшем завершении словаря.

Последнюю ночь перед смертью Пушкина Даль провел у его постели, позже он напишет очерк о его смерти. Далю умирающий поэт передал на память свой золотой перстень с изумрудом. Даль отказывался, но Пушкин настоял. Через год из Оренбурга Даль писал князю Одоевскому:

«Теперь перстень Пушкина для меня настоящий талисман. Как гляну на него, пробежит по мне искорка и хочется приняться за что-нибудь порядочное»

К счастью, перстень — подарок Пушкина Далю, сохранился до наших дней. После кончины В. И. Даля перстень находился у его средней дочери Ольги Владимировны Демидовой. Ольга вышла замуж за Платона Демидова, семья Даля породнилась с знаменитым родом русских горнозаводчиков Демидовых. Ольга передавала перстень на знаменитую пушкинскую выставку 1880 года. А после выставки подарила перстень великому князю Константину Константиновичу — президенту Российской Академии наук, который в свою очередь по завещанию передал его в Пушкинский дом — Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. В 1950-е годы, когда создавался музей-квартира Пушкина на Мойке, перстень был передан в этот музей и его приключения на этом закончились. К сожалению, перстень находится в запасниках музея, увидеть его можно только на выставках.

Словарь В. И. Даля как сокровищница русского языка

Было такое выражение в дореволюционной России: «Комната русского культурного человека — это стол, стул и Даль». Словарь Даля — явление исключительное. Даль составил свой словарь один, без помощников и этому труду было отдано пятьдесят три года жизни. Первое слово для словаря Даль записал в 17 лет, когда молодым мичманом направлялся к месту службы, а последние четыре новых слова, услышанных от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти. В середине XIX в., в период расцвета русской классической литературы, он, как и Пушкин, призывал современников обратиться к живой русской речи. Даль критиковал ранее издававшиеся академические словари, в основе которых лежала книжно-письменная речь. «Пришла пора, — писал В. И. Даль в „Напутном слове“ к своему словарю, — подорожить народным языком». Официальные академики того времени в ответ на критику всячески игнорировали труд Даля и отказывались с ним сотрудничать. Но словарь Даля увидел свет. Издание словаря было уникальным культурным событием того времени. По количеству включённых в него слов (более 200 тысяч) этот словарь остался непревзойденным и поныне. В словаре собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений русского языка. Словарь и сегодня является настольной книгой этнографов и лингвистов, к нему постоянно обращаются писатели и переводчики. По сути, словарь Даля стал энциклопедией русской народной жизни середины XIX века, по словарю можно изучать язык, быт и нравы наших предков.

Всего было четыре издания словаря Даля. Последнее изданние было напечатано в 1998 году и оно явилось повторением третьего еще дореволюционного издания, никаких изменений в него не было внесено.

Не все современники разделяли взгляды В. И. Даля. Пропагандируя народную речь, Даль несколько принижал значение нормированного литературного языка. Известен такой эпизод его словесной полемики с поэтом В. А. Жуковским. Они обсуждали две формы выражения одной и той же мысли. Общелитературная форма в то время выглядела так: «Казак седлал лошадь как можно поспешнее, взял товарища своего, у которого не было верховой лошади, к себе на круп и следовал за неприятелем, имея его всегда на виду, чтобы при благоприятных обстоятельствах на него напасть». А Даль предложил такой вариант этой фразы: «Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить» и считал этот вариант более выразительным. Жуковский с ним не соглашался и говорил, что мысль выражена на местном диалекте и в целом непонятна для русского человека.

Еще одной крайностью была позиция В. И. Даля относительно иноязычных слов в русском языке, которые считал «сухой прищепой» на живом теле русского языка. Включая иноязычные слова в свой словарь, Даль подыскивал, а иногда и сам изобретал подходящие для них русские замены. Вместо слова инстинкт он предлагал употреблять слово побудок, вместо слова горизонт рекомендовалась целая серия русских синонимов: кругозор, небозём, небоскат, завес, закрой, озор. Французское слово пенсне у Даля превратилось в смешное русское слово — носохватка. Вместо слова эгоист предлагал использовать слова самотник или себятник. Замены интересные, остроумные, но не естественные. Разумеется, псевдорусские слова не прижились в нашем языке.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные