"игроки в карты". Игры в живописи Какие из "Игроков" самые дорогие


Поль Сезанн – французский художник, которому удалось построить мост между импрессионизмом 19-го века и кубизмом 20-го века. Одной из лучших его работ считаются «Игроки в карты», которые и более столетия спустя очаровывают ценителей живописи и ставят рекорды на аукционных торгах.

1. Сезанн создал несколько вариантов "Игроки в карты"


Созданный между 1890 и 1895 годами квинтет картин маслом считается краеугольным камнем так называемого "заключительного периода" творчества Сезанна, во время которого художник создал некоторые из своих самых известных работ.

2. Размеры картин сильно различаются


Размеры полотен - от 47 х 56,5 см до 134,6 х 180,3 см.

3. На картине игра идёт не на деньги


Ни на одной из пяти картин не показано никаких денег на столе. Было высказано предположение, что спокойные лица игроков в сочетании с отсутствием ставок на деньги могут служить свидетельством о том, что люди играют, возможно, в что-то похожее на джин.

4. "Игроки в карты" сегодня разбросаны по всему миру


Хотя иногда пять картин привозят в одно место для участия в различных выставка, одна из них постоянно находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, вторая - в Фонде Барнса в Филадельфии, третья - в Институте искусства Кутро в Лондоне, четвертая - в музее Орсе в Париже, а последняя находится в семейной коллекции эмира Катара.

5. Одна из картин была продана за рекордную сумму


В 2011 году королевская семья Катара заплатила греческому магнату Георгию Эмбирикосу рекордную сумму - более $ 250 млн за одну из картин "Игроков".

6. Какие из "Игроков" самые дорогие?


Поскольку сделка между Эмбирикосом и королевской семьей Катара была частной, точная цена, заплаченная за "Игроков в карты", неизвестна. Как правило, считают, что картина была продана за сумму от $ 250 до $ 300 млн. Тем не менее, конкуренцию по стоимости может составить полотно Поля Гогена "Nafea faa ipoipo?" ("Когда свадьба?"), которое было продано в феврале 2015 г примерно за $ 300 млн.

7. Точная хронология создания 5 картин "Игроков в карты" неизвестна


Искусствоведы долгое время считали, что серия из пяти картин Сезанна была создана в порядке уменьшения - т. е. уменьшалось количество игроков (с пяти до двух), а также размер картин. Тем не менее, данные инфракрасных сканирований картин поставили эту общепринятую теорию под сомнение. Вполне возможно, что Сезанн наоборот - начинал с более мелких картин, усложняя их.

8. Сезанн брал моделей, что называется "под рукой"


Люди, которые позировали для "Игроков", были сельскими жителями, а некоторые из них работали в поместье Сезанна.

9. Перед созданием картины Сезанн тщательно планировал ее


За пять лет, которые художник писал "Игроков в карты", Сезанн создал около дюжины эскизов и написал несколько портретов персонажей с картин для практики. Он по много раз усаживал батраков в разные позы и экспериментировал с тем, как будет выглядеть полотно с разных ракурсов.

10. Сезанн, возможно, писал картину по мотивам местного кафе


Поскольку художник тщательным образом планировал каждую картину, у искусствоведов есть логичное предположение, что все наброски и ранние портреты он делал в местном кафе. Затем художник использовал эти наброски вместо живых моделей для создания окончательных картин. Эта теория подтверждается инфракрасным сканированием, которое показало то, что под слоем краски скрывается множество исправленных эскизов.

11. "Игроки в карты" стали вызовом эмоциональной условности подобных сцен


Подобные сценарии неоднократно встречались в 17-го веке в голландской и французской живописи. Но на них были изображены пьяные скоморохи, драки и разнузданность во время карточных игр. Сезанн же остался верен своему стилю сдержанности в эмоциях.

12. Одна из картин была украдена


"Игроки в карты" во время выставки в Париже в 1961 году были украдены прямо из музея с некоторыми другими картинами. Подробная информация относительно их возврата неясна: одни источники говорят, что картины были возвращены несколько месяцев позже после уплаты выкупа, а другие утверждают, что все картины были найдены год спустя в Марселе в заброшенном автомобиле.

13. В Франции была выпущена почтовая марка в честь ограбления


Чтобы показать весь трагизм возможной утраты картины "Игроки в карты" для Франции, была выпущена специальная почтовая марка, посвященная воровству картин.

14. На создание "Игроков в карты" Сезанна, вдохновило посещения музея


Картина 17-го века Луи Ленена, которая также называлась "Игроки в карты", была выставлена в городском музее (Художественный музей Гранье) во время пребывания Сезанна в этом городе. Считается, что картина в стиле барокко, на которой были изображены мужчины, играющих в карты, стала музой для художника.

15. Картины Сезанна вдохновили на создание "Собак, играющих в покер"


"Игроки в карты" Сезанна вдохновили американского художника Кассиуса Марцелла Кулиджа на создание серии картин "Собак, играющие в покер".

Стоит отметить, что современные художники тоже умеют покорять публику. Доказательством тому .

Заключена крупнейшая сделка с произведением искусства за всю историю: королевская династия Катара приобрела картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за четверть миллиарда долларов

Установлена самая высокая цена на произведение искусства за всю историю: королевская династия Катара в частной сделке приобрела картину Поля Сезанна «Игроки в карты» за 250 миллионов долларов! Вместе с этой легендарной покупкой маленькая и богатая нефтью страна вошла в группу избранных: существуют лишь пять вариантов этой картины, и четыре из них украшают мирового уровня коллекции, например Музея Орсэ и МоМА.

Цена может показаться безумной, ведь она более чем вдвое превышает текущий рекорд для произведения искусства, проданного на открытых торгах (106,5 миллиона долларов за картину Пикассо). И это не эпический Ван Гог и не портрет Вермеера, а несколько угловатое и мрачное изображение двух французских мещан за карточным столом. Однако с этой легендарной покупкой маленькая и богатая нефтью страна приобрела не только шедевр постимпрессионизма, но и входной билет в клуб избранных: существуют лишь пять вариантов этой картины, и четыре из них украшают мирового уровня коллекции - Музея Орсэ, Музея Метрополитен, Института искусств Курто и Фонда Барнса. Для нации, которая сейчас занимается возведением музейной империи, это мгновенный кредит доверия.

Стоит ли этих денег картина, написанная на пороге ХХ века? Сезанна, вдохновителя кубистов и предвестника абстракционизма, Пикассо называл «отцом всех нас». «250 миллионов это целое состояние, - считает оценщик Виктор Вайнер (Victor Wiener), к которому обратились лондонские страховщики из Lloyd’s после того, как Стив Уинн проткнул картину Пикассо локтем в 2006. - Но если открыть любой учебник по истории искусства, ты наверняка там встретишь изображение “Игроков в карты”. Это важнейшее, центральнейшее произведение. Месяцами слухи о его продаже перемалывались в арт-среде. Теперь [когда они подтвердились] эту цену будут использовать как точку отсчета: она изменила всю структуру арт-рынка».

Фактическая продажа полотна Сезанна произошла в 2011 году, однако детали этой тайной сделки потихоньку становятся явными по мере того, как важнейшие коллекционеры, кураторы и дилеры отправляются в Катар на открытие легендарной выставки Такаси Мураками, с успехом прошедшей в Версале. Страна, занимающая маленький выступ большого Аравийского полуострова, стала новым средоточием культурных начинаний: , в Дохе проходит ретроспектива Луиз Буржуа, а в марта в Катаре состоится Всемирный Художественный Форум, куда съедутся ведущие художники, кураторы и главы музейных объединений.

Катар и его столица Доха - это не просто место, усыпанное парковками частных самолетов. Это интеллектуальный и медийный центр. Здесь находится телекомпания «Аль-Джазира», филиалы многих американских университетов - и задачи они перед собой ставят самые амбициозные. Катар мастерски организует масштабные проекты. Например, в 2008 на открытии Музея исламского искусства, бегемотообразного здания из известняка, рожденного фантазией лауреата Притцкеровской премии архитектора Й. М. Пея, в гавань Дохи вошла флотилия старинных кораблей, каждый из которых представлял один из всемирно известных музеев. А на открытии катарской версии Кинофестиваля Трайбека Роберт де Ниро (Robert De Niro) поднялся из морских пучин на вращающемся лифте.

В 2010 катарские эмиры открыли Арабский музей современного искусства и Катарский национальный музей, который сейчас поновляет знаменитый Жан Нувель перед повторным открытием в 2014. Туда и может отправиться в итоге Сезанн наряду с первостепенными работами Ротко, Уорхола и Херста, за которыми катарская династия охотилась на ведущих аукционах или скупала их в частных сделках.

Королевская династия Катара, впрочем, не дает никаких комментариев о своих приобретениях. В узком кругу аукционистов и дилеров, с которыми имеет дело Катар, как правило, принято подписывать договоры о неразглашении. Но многочисленные источники подтверждают факт покупки «Игроков в карты» Катаром.

Как же Катару достался Сезанн? Долгие годы греческий судовладелец Джордж Эмбирикос (George Embiricos) держал это ценное произведение у себя и редко предоставлял его для выставок. Много раз ему предлагали продать Сезанна, и по мере роста арт-рынка предложения разных дилеров звучали все более соблазнительно, но Эмбирикос оставался непреклонен. В прошлом году картина «Игроки в карты» из коллекции Эмбирикоса порталом theartwolf.com была названа самым ценным произведением искусства в частных руках .

Незадолго до своей смерти зимой 2011 года коллекционер начал переговоры о продаже полотна. По словам знающих людей, двое арт-дилеров - Вильям Аквавелла (William Acquavella) и еще один (по слухам, это был Ларри Гагосян) - предложили за картину свыше 220 миллионов долларов. Но королевская династия Катара заплатила 250 миллионов или даже больше. Споры о точной сумме сделки вызваны переводами денег из одной валюты в другую, когда картина меняла хозяина. В своих оценках финальной цены сведущие люди доходят до 300 миллионов долларов.

Интерес Катара к «Игрокам» был значительно подогрет еще и тем, что как раз во время обсуждения сделки в Музее Метрополитен открылась целая выставка, посвященная сезанновской серии с карточными игроками, и в экспозиции явно не доставало лишь одной картины - из коллекции Эмбирикоса. Она считается последней в серии (создана около 1895) и «самой мрачной, совершенной и берущей за живое», полагает куратор выставки в Метрополитене Гери Тинтероу (Gary Tinterow), ныне возглавляющий Музей изящных искусств в Хьюстоне.

Члены катарской династии покупают искусство при посредничестве G.P.S. - триумвирата дилеров из Нью-Йорка и Парижа, известного своей осмотрительностью. Среди его главных участников внук импрессиониста Камиля Писсарро Лайонел (Lionel Pissarro) и дилер Филипп Сегало (Philippe Segalot), который провел множество частных сделок для миллиардера Франсуа Пино (François Pinault). Также, по словам близких к делу людей, в сделке с Сезанном определенную роль сыграл также Ги Беннет (Guy Bennett), бывший глава департамента импрессионистов и модернистов Christie’s.

Самое дорогое произведение искусства, проданное на открытых торгах, это «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» - изображение соблазнительной Мари-Терез Вальтер, возлюбленной Пабло Пикассо (106,5 миллиона долларов, Christie’s, 4 мая 2010). Частным порядком работы Пикассо, Поллока, Климта и де Кунинга сменяли хозяев по цене в диапазоне от примерно 125 до 150 миллионов долларов, причем в сделках участвовали такие люди, как Рональд Лаудер, Стив Уинн и Дэвид Геффен. Но ни одна цена сделки и близко не подошла к сезанновской. При этом Катар интересуется и искусством ХХ века: в прошлом году сайт The Art Newspaper назвал эту страну главным покупателем искусства в мире , в том числе и искусства современного (коллекция работ Марка Ротко).

У Катара не менее амбициозный сосед - Объединенные Арабские Эмираты. В регионе сосредоточено 10 % общемирового запаса нефти, живет около 4 миллионов человек, и до недавнего времени в ОАЭ наблюдался крупнейший в мире строительный бум. В столице Абу-Даби сейчас, после небольшой остановки, продолжилось возведение филиалов Лувра и Музея Гуггенхайма .

Расцвет искусств на берегах Персидского залива, конечно, происходит в тени «арабской весны», однако без ярких публичных зрелищ он все равно не обходится. Это делается ради славы, привлечения туристов и пр. - и покупатели искусства устраивают шумиху наподобие голливудской. 28-летняя дочь катарского эмира Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халива Аль-Тани возглавляет Ведомство музеев Катара. Но ее первая работа была на Кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке (однажды она похвасталась, смеясь, что ее работа заключалась в покупке печенья на завтрак для Джейн Розенталь). На следующей неделе она будет проводить вернисаж выставки Такаси Мураками.

Катар стал значительным игроком арт-рынка где-то десять лет назад, когда Шейх Сауд Аль-Тани, министр культуры и второй племянник катарского эмира, занялся беспрецедентным «шопингом» на мировом арт-рынке. Правда, кончилось все скверно: шейха в 2005 арестовали по обвинению в расходовании бюджетных средств не по назначению (сегодня он уже на свободе). Теперь его кузен, эмир Сауд аль Сауд подхватил эстафету собирательства.

Закончился ли покупательский бум в Катаре? Никоим образом. Катар сделал еще одно важнейшее «приобретение» в прошлом году, наняв бывшего главу Christie’s Эдда Долмана в качестве директора своего музейного ведомства.

Материал подготовила Мария Онучина, AI


Поль Сезанн Игроки в карты.

Поль Сезанн
Игроки в карты.


Игроки в карты" представляет собой серию из пяти картин. Поль Сезанн создал эту серию в начале 1890-х, когда проживал в Экс Провансе.

Работы различаются по размеру и по количеству изображённых игроков. Сезанн также выполнил множество рисунков в рамках подготовки к серии "Игроки в карты".

Одна из картин "Игроки в карты" была продана в 2011 году королевской семье Катара по цене от $ 250 млн и $ 300 млн, что делает картину самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным


Le Nain Brothers, Musée du Louvre


В начале 1890-х годов Сезанн вернулся к работе над портретом и к композициям с живой модели на новом уровне изображения массы и объемов. Он достиг впечатления скульптурности и монументальности, не утратив при этом достижений в области цвета и движения.

В «Человеке с трубкой» он изобразил папашу Александра, садовника в Жа де Буффан, который также позировал ему для левой фигуры в трех маленьких вариантах «Игроков в карты».

Тяготение к скульптурности подчеркнуто связью складок в картинах Сезанна с драпировками флорентийских бюстов XV века. «Женщина с кофейником», для которой Сезанну позировала служанка, написана в более сложном интерьере, но обнаруживает те же цели.

«Игроки в карты» Ленена в музее Экса отчасти вдохновили интерес Поля к этой теме и вызвали несколько композиций, изображающих игроков в карты в кафе. Моделями ему служили крестьяне, и кроме отдельных этюдов с них Сезанн делал групповые зарисовки с пятью, четырьмя или двумя фигурами.

(Всего известно пять живописных полотен на эту тему.) Делались попытки усмотреть в «Игроках» символический смысл, дескать, карточная игра - это битва в искусстве, и Поль здесь выступает победителем. Это выглядит чересчур натянутым, равно как и попытки связать эту тему с грубым рисунком на тему Уголино в раннем письме.



Игроки в карты 1892г
Холст, масло 60х73 см Courtauld Institute of Art, Londo


Несомненно другое. Поль наблюдал за игроками в кафе, обратил внимание на их сравнительную неподвижность, которая позволила ему длительное время их изучать. Поэтому, когда он перешел к работе над данным мотивом, модели, оставаясь недвижными, позволили ему успешно работать над их передачей.

Кроме этого, мы можем лишь признать привлекательность темы выбора и судьбы или, что тоже немаловажно, темы игры на деньги. Эта тема под несколько другим углом привлекала также Малларме, который уподоблял поэтический процесс метанию костей.

В своих композициях Поль достиг монументального образа в передаче противоборства двух человек, погруженных в игру и подчиненных картам, в которых записаны секреты судьбы, а в то же время игроки используют эти карты по своей-собственной воле.

В этом глубоком и простом смысле заключена глубокая символика, особая сила которой придается тем, что оба игрока, поданных столь величественно, являются простыми работниками.



Игроки в карты 1892г
Холст, масло 65х81 см Metropolitan Museum of Art, New York


Сезанн начал работу над этой темой, возможно, осенью 1890 года и продолжал работу над ней в течение нескольких лет. В композиции с пятью фигурами упор сделан на криволинейные формы, которые напоминают барочные и позволяют связать эту картину с интересом Поля к композиции Пюже «Галльский Геракл».

Этот поворот к барокко виден еще более явно в натюрморте с гипсовым Купидоном, в котором между яблоками и луком Сезанн поместил статуэтку, сделанную, по его мнению, с работы Пюже из Лувра.

(В верхней части картины он расположил кусок так называемой «Анатомии», приписывавшейся Микеланджело, но в манере, совпадающей со своим собственным стилем.) Преобладание криволинейных линий можно видеть также в портретах Ортанс в красном платье.

Вскоре, однако, эти тенденции вновь попали под контроль строгих архитектонических конструкций, как, например, в поздних «Игроках» или в «Женщине с кофейником», «Гипсовый Купидон» является хорошим примером того, как Сезанн организовывал свои формы в пространстве.

Статуэтка образует сильную вертикальную ось, вращающуюся вокруг себя. Это движение подхватывается движением диагоналей. Точка зрения сверху - любимая позиция Поля - подчеркивает внутреннее напряжение статуэтки Купидона, изображенного в динамическом ракурсе.



Игроки в карты 1892г
Холст, масло 135х181 см
The Barnes Foundation, Merion, Pennsylvania, USA


Искусствовед Гамильтон писал об этой вещи:

«Благодаря этому большая часть тела и основание статуэтки находятся в разных отношениях с верхней и нижней частями картины. Ноги и база статуэтки являются кульминацией натюрморта на столе.

Взгляд затем скользит вверх и обращается к пространству комнаты и к картине за торсом Купидона.

Связь статуэтки и фигуры на картине за ней приоткрывает здесь глубинные свойства изобразительности, найденные Сезанном: мы знаем, что предметы в пространстве существуют сами по себе, но когда они наблюдаются вместе, то они входят в бытие друг друга».



Игроки в карты 1893г
Холст, масло 97х130 см Частное собрание.


В окончательном варианте «Игроков в карты» основные формы размещены, насколько возможно симметрично, бутылка посередине между двумя мужскими фигурами является сильным выражением центральной оси.

Однако легкие отклонения от строгой симметрии в деталях (опрокинутый стул, предметы на стене и т. д.) придают этой работе при всей ее монументальности элемент повседневности. Жесты, а также выражения лиц, разная степень их сосредоточенности придают композиции, в целом неподвижной, некое дыхание.



Игроки в карты 1896г
Холст, масло 49х58 см Musée d"Orsay, Paris, France.


Однако то, что придает картине впечатление жизненности, - это прежде всего движение пространственных планов и цветовые переходы.

По книге - Линдсей Джек "ПОЛЬ СЕЗАНН




Мужчина с трубкой 1892г
Холст,масло. 39х30см Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, Missouri


Игрок в карты 1892г
Холст,масло. 32х35см
Worcester Art Museum, Worcester, Massachusetts


Игрок в карты 1892г
Rhode Island School of Design Museum, Providence, Rhode Island


Мужчина курящий трубку 1892г
Холст, масло 72х91 см 1892г Москва Пушкинский Музей


Человек с трубкой 1892г
Холст, масло 73х60 см 1892г
Courtauld Institute of Art, London


Человек с трубкой. Курильщик. 1890г
Холст, масло 90х72 см 1890г
Санкт-Петербург Эрмитаж

Оригинал записи и комментарии на



Поль Сезанн - французский художник, которому удалось построить мост между импрессионизмом 19-го века и кубизмом 20-го века. Одной из лучших его работ считаются «Игроки в карты», которые и более столетия спустя очаровывают ценителей живописи и ставят рекорды на аукционных торгах.

1. Сезанн создал несколько вариантов "Игроки в карты"



Созданный между 1890 и 1895 годами квинтет картин маслом считается краеугольным камнем так называемого "заключительного периода" творчества Сезанна, во время которого художник создал некоторые из своих самых известных работ.

2. Размеры картин сильно различаются



Размеры полотен — от 47 х 56,5 см до 134,6 х 180,3 см.

3. На картине игра идёт не на деньги



Ни на одной из пяти картин не показано никаких денег на столе. Было высказано предположение, что спокойные лица игроков в сочетании с отсутствием ставок на деньги могут служить свидетельством о том, что люди играют, возможно, в что-то похожее на джин.

4. "Игроки в карты" сегодня разбросаны по всему миру



Хотя иногда пять картин привозят в одно место для участия в различных выставка, одна из них постоянно находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, вторая — в Фонде Барнса в Филадельфии, третья — в Институте искусства Кутро в Лондоне, четвертая — в музее Орсе в Париже, а последняя находится в семейной коллекции эмира Катара.

5. Одна из картин была продана за рекордную сумму



В 2011 году королевская семья Катара заплатила греческому магнату Георгию Эмбирикосу рекордную сумму - более $ 250 млн за одну из картин "Игроков".

6. Какие из "Игроков" самые дорогие?



Поскольку сделка между Эмбирикосом и королевской семьей Катара была частной, точная цена, заплаченная за "Игроков в карты", неизвестна. Как правило, считают, что картина была продана за сумму от $ 250 до $ 300 млн. Тем не менее, конкуренцию по стоимости может составить полотно Поля Гогена "Nafea faa ipoipo?" ("Когда свадьба?"), которое было продано в феврале 2015 г примерно за $ 300 млн.

7. Точная хронология создания 5 картин "Игроков в карты" неизвестна



Искусствоведы долгое время считали, что серия из пяти картин Сезанна была создана в порядке уменьшения — т. е. уменьшалось количество игроков (с пяти до двух), а также размер картин. Тем не менее, данные инфракрасных сканирований картин поставили эту общепринятую теорию под сомнение. Вполне возможно, что Сезанн наоборот — начинал с более мелких картин, усложняя их.

8. Сезанн брал моделей, что называется "под рукой"



Люди, которые позировали для "Игроков", были сельскими жителями, а некоторые из них работали в поместье Сезанна.

9. Перед созданием картины Сезанн тщательно планировал ее



За пять лет, которые художник писал "Игроков в карты", Сезанн создал около дюжины эскизов и написал несколько портретов персонажей с картин для практики. Он по много раз усаживал батраков в разные позы и экспериментировал с тем, как будет выглядеть полотно с разных ракурсов.

10. Сезанн, возможно, писал картину по мотивам местного кафе



Поскольку художник тщательным образом планировал каждую картину, у искусствоведов есть логичное предположение, что все наброски и ранние портреты он делал в местном кафе. Затем художник использовал эти наброски вместо живых моделей для создания окончательных картин. Эта теория подтверждается инфракрасным сканированием, которое показало то, что под слоем краски скрывается множество исправленных эскизов.

11. "Игроки в карты" стали вызовом эмоциональной условности подобных сцен



Подобные сценарии неоднократно встречались в 17-го веке в голландской и французской живописи. Но на них были изображены пьяные скоморохи, драки и разнузданность во время карточных игр. Сезанн же остался верен своему стилю сдержанности в эмоциях.

12. Одна из картин была украдена



"Игроки в карты" во время выставки в Париже в 1961 году были украдены прямо из музея с некоторыми другими картинами. Подробная информация относительно их возврата неясна: одни источники говорят, что картины были возвращены несколько месяцев позже после уплаты выкупа, а другие утверждают, что все картины были найдены год спустя в Марселе в заброшенном автомобиле.

13. В Франции была выпущена почтовая марка в честь ограбления



Чтобы показать весь трагизм возможной утраты картины "Игроки в карты" для Франции, была выпущена специальная почтовая марка, посвященная воровству картин.

14. На создание "Игроков в карты" Сезанна, вдохновило посещения музея



Картина 17-го века Луи Ленена, которая также называлась "Игроки в карты", была выставлена в городском музее (Художественный музей Гранье) во время пребывания Сезанна в этом городе. Считается, что картина в стиле барокко, на которой были изображены мужчины, играющих в карты, стала музой для художника.

15. Картины Сезанна вдохновили на создание "Собак, играющих в покер"



"Игроки в карты" Сезанна вдохновили американского художника Кассиуса Марцелла Кулиджа на создание серии картин "Собак, играющие в покер".

Сюжет

Прованские крестьяне, коротающие свободные часы за курением трубки и игрой в карты, застыли, поглощенные своим занятием. Это своего рода парафраз французской и фламандской живописи XVII века. Правда, в отличие от работ прошлого, где карточная игра разворачивалась в тавернах между подвыпившими простолюдинами, Сезанн представил персонажей как философов. Его игроки сфокусированы, их лица словно окаменели.

«Игроки в трик-трак» братьев Ленан, XVII век. (wikipedia.org)


Серия из пяти полотен была написана между 1890-м и 1895-м. Полотна различаются размерами, количеством персонажей и колористикой. Все они рассеяны по миру. Самая дорогая находится сейчас в Катаре.


1890−1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (wikipedia.org)


1890−1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. (wikipedia.org)


1892−1893 гг., Семейное собрание эмира Катара. (wikipedia.org)


1892−1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. (wikipedia.org)


1894−1895 гг., Музей Орсе, Париж. (wikipedia.org)


Во время подготовки к работе художник долгие часы наблюдал за крестьянами в родном Экс-ан-Провансе. Он сделал более дюжины эскизов, некоторые из которых воспринимаются сегодня как самостоятельные произведения.

Судьба художника

Поль Сезанн родился на юге Франции в городе Экс-ан-Прованс в 1839 году в семье состоятельного юриста и банкира, который настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам. И хотя сын отказался подчиниться воле отца, последний не оставил его без поддержки. Все же, несмотря на деньги семьи, Сезанну приходилось туго во время его жизни в Париже. После кончины отца в 1886 году Сезанн получил наследство, что решило все его финансовые проблемы и позволило сосредоточиться на искусстве.

Его ближайшим другом был Эмиль Золя, который также родился в Экс-ан-Провансе. Вместе они росли, мечтали о будущей славе, затем переехали в Париж, где, по мысли Золя, только и можно было прославиться. Сезанн же больше любил спокойную, упорядоченную жизнь в провинции. Это стало одной и причин разлада, который впоследствии перерастет в открытый конфликт.

Поль Сезанн, начало 1860-х. (wikipedia.org)


Сезанн не получил серьезного художественного образования. В Экс-ан-Провансе он ходил на курсы рисунка, а после переезда в Париже пытался поступить в серьезное учреждение, но каждый раз ему отказывали. И тогда Сезанн стал учиться у великих мастеров, чьи работы он мог найти в Лувре.

Долгое время его работы не только не покупали, но и не выставляли, не понимали и не поддерживали его как художника. Перелом в творчестве Сезанна произошел после знакомства с Камилем Писсарро, который смог разглядеть чувственную скромную натуру Поля за его внешностью, которую сравнивали с медвежьей. Тот же Писсарро поддержал идею Сезанна жить в провинции, в окружении природы.

Будучи человеком замкнутым и застенчивым, Сезанн долгие часы проводил за размышлениями о сути искусства, природе вещей и средствах, с помощью которых ее можно выразить. Он пришел к мысли, прогрессивной для своего времени, что художник, прежде чем писать что-либо, должен постичь суть объекта, а затем через форму, цвет и композицию выразить ее. Копирование реальности, по мысли Сезанна, было бессмысленным. Он стремился передать незримое через искусство.

В своих творческих поисках Сезанн все дальше уходил от импрессионизма к абстракции. Что до личной жизни, то с годами он все глубже погружался в депрессию, которая отвратила его (и от него) друзей и семью. После смерти матери в 1897 году он и вовсе стал затворником, чем спровоцировал появление многочисленных легенд и мифов о себе.

Сезанн предложил новый способ понимании мира через искусство: «Пейзаж становится человеком, мыслью, бытием внутри меня. Я становлюсь одной из моих картин. Мы сливаемся в радужном хаосе». Молодые художники, в том числе



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные