История про кошку или зачем сочинять сказки. Придуманные сказки про животных. Как придумать короткую сказку про животных

Это случилось тёплым летним вечером. Мы с младшим сыном собирались на дачу. Я немного замешкалась, а сын спустился на улицу и встретил котёнка, царапающегося в железную дверь подъезда. И, конечно, с ним подружился. По ряду объективных причин, мы не могли взять котика к себе, хотя сыну очень хотелось.

Подросшая кошка пару месяцев спустя

Я немного рассказала, почему уличным кошкам не нравится жить в квартире. Но сына мои объяснения явно не утешили.

Бедный мальчик , — думала я. — Теперь всю дорогу будет грустить, как же мне не нравится его огорчать. А впереди полтора-два часа пути с пересадками, а теперь ещё и нытьём.

Да, конечно, я уже знала, что фрустрация в малых дозах полезна для , но мне, как и вам, больше по душе роль утешителя, а не фрустратора. 🙂

Знаешь, мам, я сочинил историю, что было бы, если бы мы взяли домой эту кошку ,” — вывел меня из задумчивости голос сына.

Сказка про кошку

Он начал рассказывать, и все полтора часа дороги до дачи я сначала слушала, а потом мы по очереди сочиняли невероятные приключения кошки:

Уже исписано несколько тетрадей, и сын продолжает сочинять до сих пор, хотя прошло почти два месяца. Не только про кошку. Позабыт iPad, а о телевизоре вспоминает только вместе с папой.

Как всё начиналось

Я раскрою секрет: сказки я рассказывала сыновьям с детства. О животных, о древних людях, о богатырях… Иногда с познавательной целью, чаще просто для удовольствия!

Так сложилось исторически: папа рассказывал нам с сестрой на ночь истории про нас самих (теперь это называется «коучинговые сказки»), про наши ожившие игрушки или героев любимых книг. А бабушкины сказки мы часто потом разыгрывали.

Со своими мальчиками мы чаще сочиняли перед сном, в темноте. Это волшебное время. Можно задать вопросы, которые неловко задать при свете. Спрятаться за героем (как в режиссёрской игре), и от его лица о чем-нибудь спросить. Или рассказать о чём-то необычном. Пробовала я и математические сказки, и воспитательные (но дети из быстро “раскусывали”), и сказки для храбрости (когда снилось что-нибудь грустное или страшное). Неизменным успехом пользовались сказки про них самих.

Потом у младшего сына началась школа, и сочинительство на время было забыто. Вернулись мы к нему на тренинге Натальи Лейкиной “Хочу научиться играть с ребёнком ”, где доигрывали непройденные вовремя этапы. Тренинг дал нам толчок и к рисованию, и к совместному сюжетотворчеству. Игра и сказка — это так близко!

А ещё мы любим : помогает скоротать время (об этом я уже рассказывала на страницах сайта “Рисуем и играем вместе с мамой”).

Но сочинять в одиночку Александр никогда не пробовал. И тут такой дебют!

Он помог себе пережить грустную ситуацию, получил массу удовольствия и нашёл интересное занятие на много месяцев вперёд.

Как начать сочинять сказки и истории

Для нас сочинение стало привычным делом, и дарит немало весёлых минут. Если у вас есть желание начать придумывать что-то с ребёнком, но вы не уверены, что получится — начните с дополнения и переделывания самых простых стихов и сказок.

Наш список последних и любимых произведений, которые мы перекраивали:

Дорогие друзья, а вы любите играть в словесные игры?
Поделитесь пожалуйста своими любимыми.

А если Вы хотите научиться сочинять сюжеты между делом, развить свою и детскую фантазию, Вам будет полезна школа-марафон .
Ближайший поток стартует в марте. Запишитесь в список ожидания, будем рады отправиться с вами в следующее путешествие!

Чтобы написать рассказ для детей, необходимо обладать живым воображением и способностью мыслить, как ребенок. Возможно, вам нужно придумать детскую историю в качестве домашнего задания или для самостоятельного проекта. Как бы то ни было, начните с мозгового штурма идей, которые бы понравились детям. Затем напишите рассказ с сильным вступлением, сюжетной линией и моралью. Обязательно отредактируйте готовую историю, чтобы она имела большой успех среди молодых читателей.

Шаги

Подготовка

  1. Определите возрастную группу, для которой вы пишете. Детские рассказы часто пишутся с учетом конкретной возрастной группы. Вы собираетесь написать историю для малышей? Или для детей постарше? Определите, пишете ли вы для ребят в возрасте 2–4, 4–7 или 8–10 лет. От этого будут зависеть язык, характер и стиль истории.

    • Например, если вы пишете для детей в возрасте 2–4 или 4–7 лет, используйте простой язык и очень короткие предложения.
    • Если вы пишете для 8–10-летнего возраста, можно использовать чуть более сложный язык и предложения длиннее четырех-пяти слов.
  2. Вдохновитесь воспоминаниями из детства. Вспомните, что казалось вам захватывающим, странным или немного удивительным в детстве. Используйте воспоминание как основу для своего рассказа.

    • Например, возможно, у вас был необыкновенный день в третьем классе, который вы могли бы превратить в занимательную историю. Или, может, в очень юном возрасте вы побывали в чужой стране и у вас есть история из поездки, которая понравится детям.
  3. Возьмите простую вещь и сделайте ее необычной. Выберите повседневную деятельность или событие и добавьте в него немного фантастики. Например, включите в него абсурдный элемент. Используйте свое воображение, чтобы попытаться посмотреть на событие глазами ребенка.

    • Например, можно взять рядовое событие, такое как поход к стоматологу, и внести в него нотку фантастики, оживив оборудование, которое использует врач. Или можно описать, как ребенок первый раз оказывается у океана и отправляется в сказочное приключение в его глубины.
  4. Выберите тему или идею для истории. Наличие центральной темы в рассказе поможет вам генерировать идеи. Сконцентрируйтесь на таких вариантах, как любовь, потеря, самобытность или дружба с точки зрения ребенка. Подумайте, как ребенок может смотреть на эту тему и исследовать ее.

    • Например, можно изучить тему дружбы, акцентировав внимание на отношениях между маленькой девочкой и ее домашней черепахой.
  5. Придумайте уникального главного героя. Иногда детский рассказ держится на узнаваемом и уникальном главном герое. Подумайте, какие типы персонажей редко встречаются в детских историях. Сделайте своего героя особенным, используя реальные качества детей и взрослых, которые вы находите интересными.

    • Например, возможно, вы заметили, что существует не так много детских рассказов, где главной героиней является девочка неевропеоидной расы. И на основе этого наблюдения можно создать главную героиню, которая заполнит этот пробел.
  6. Наделите главного героя парой-тройкой отличительных черт. Заставьте персонажа выделиться для читателей, наделив его уникальными физическими данными, например, определенной прической, особой манерой одеваться или отличительной походкой. Можно также одарить его такими чертами характера, как доброе сердце, любовь к приключениям или склонность попадать в неприятности.

    • Например, у вас может быть главная героиня, которая всегда заплетает длинные волосы в косички и одержима черепахами. Или у нее будет отчетливый шрам на руке с того момента, как она упала с дерева.
  7. Придумайте введение. Разделите историю на шесть частей, начав с экспозиции, или введения. Во введении вы представляете место действия, главного персонажа и конфликт. Начните с имени главного героя, а потом опишите конкретное место или локацию. После этого можно в общих чертах обрисовать стремление или цель персонажа, а также препятствие или проблему, с которой ему приходится иметь дело.

    • Например, у вас может быть такая экспозиция: молодая девушка по имени Фиона, которая мечтает о домашнем питомце, обнаруживает черепаху в озере около дома.
  8. Добавьте катализатор. Это событие или решение, которое меняет главного героя или бросает ему вызов. Оно может исходить от другого персонажа. Или же поступать из какого-либо учреждения, например, из школы или с работы. Или даже идти от природы (например, шторм или торнадо).

    • Вот пример катализатора: мама Фионы говорит, что у нее не может быть домашнего животного, потому что это слишком большая ответственность.
  9. Добавьте завязку. В завязке вы развиваете своего главного героя и исследуете его отношения с другими персонажами в истории. Покажите его жизнь в разгар действия-катализатора. Опишите, как он справляется или приспосабливается к данной ситуации.

    • Например, у вас может быть такая завязка: Фиона ловит черепаху, прячет ее в своем рюкзаке и повсюду носит с собой в тайне, чтобы мама ничего не узнала.
  10. Придумайте драматическую кульминацию. Кульминация - это высшая точка рассказа, где главный герой должен принять важное решение или сделать основной выбор. Кульминация должна быть полна драмы и являться самым захватывающим моментом в истории.

    • Например, у вас может быть такая кульминация: мама Фионы обнаруживает черепаху в рюкзаке и говорит дочке, что черепаха не может быть ее домашним питомцем.
  11. Добавьте сворачивание действия. Это точка, где главный герой имеет дело с результатами своего выбора. Возможно, ему придется загладить свою вину или принять решение. В этой части сюжета персонаж также может объединиться с другим героем.

    • Например, у вас может быть такое сворачивание действия: Фиона и ее мама вступают в спор, а черепаха сбегает. И когда они замечают это, они обе отправляются на поиски.
  12. Завершите развязкой. Развязка заканчивает историю. Она рассказывает читателю, преуспел ли главный герой или же не достиг своей цели. Возможно, ваш главный герой получит желаемое. Или пойдет на компромисс.

    • Например, у вас может быть такая развязка: Фиона и ее мама находят черепаху в озере и вместе смотрят, как она уплывает.
  13. Читайте примеры детских рассказов. Получите лучшее представление о жанре, читая примеры успешных детских историй. Ознакомьтесь с рассказами, которые сосредоточены на интересующей вас демографической или возрастной группе. Например:

    • «Там, где живут чудовища», Морис Сендак
    • «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт
    • «Груффало», Джулия Дональдсон
    • «Таинственный сад», Фрэнсис Элиза Бёрнетт

    Создание черновика

    1. Придумайте увлекательное вступление. Начните с предложения, которое сразу же зацепит читателя. Используйте странное изображение главного героя в качестве вступления. Покажите персонажа в действии. Вступление должно задать тон для остальной части истории и дать читателю представление о том, чего ожидать.

      • Например, вот первые строки из книги «Гарри Поттер и Философский камень»: «Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди. Уж от кого-кого, а от них никак нельзя было ожидать, чтобы они попали в какую-нибудь странную или загадочную ситуацию. Мистер и миссис Дурсль весьма неодобрительно относились к любым странностям, загадкам и прочей ерунде».
      • Это вступление устанавливает характер и тон истории, а также намекает на то, что произойдет «странная или загадочная ситуация».
    2. Используйте язык чувств и вносите детали. Оживите своих персонажей, сделав акцент на том, что они видят, слышат, чувствуют, а также какие запахи ощущают, что пробуют на вкус и к чему прикасаются. Включите язык, который описывает чувства, чтобы аудитория оставалась вовлеченной в историю.

      • Например, можно описать обстановку как «шумную и задорную» или «жаркую и душную».
      • Кроме того, можно задействовать звуки, такие как «бряк», «бум», «шмяк» и «фьють», чтобы сделать историю интересной для читателей.
    3. Включите в рассказ рифму. Захватите внимание маленьких читателей, добавив рифмованные слова в свою историю. Попробуйте писать рифмованными куплетами, где окончания каждых двух строк звучат созвучно. Или используйте рифму в одном предложении, например: «Он делал все шурум-бурум», - или: «Она была резкой и дерзкой».

      • Можно использовать точную рифму, где гласные и согласные звуки совпадают. Например, «радость» и «сладость».
      • Или можно взять неточную рифму, где совпадают только гласные или согласные звуки. Например, «вечер» и «плечи».
    4. Используйте повторения. Сделайте язык своего рассказа запоминающимся, повторяя ключевые слова или фразы на протяжении всей книги. Благодаря повторению вы удержите внимание читателя, и история «застрянет» у него в голове.

      • Например, можно повторять вопрос «Куда идет черепашка Дороти?» на протяжении всей истории. Или можно повторять фразу: «О нет!» - или: «Время пришло», чтобы поддерживать темп и динамику рассказа.
    5. Добавьте аллитерацию, метафору и сравнение. Аллитерация - это прием, в котором каждое слово начинается с одного и того же согласного звука, например, «Горилла грозно говорила» или «Тревожится Тарас, тоскует». Это интересный способ добавить ритм в письмо и сделать историю развлекательной для детей.

      • Метафора - это сравнение двух вещей. Например, можно добавить такую метафору, как: «Черепаха - это зеленая ракушка, плавающая по озеру».
      • Сравнение - это сопоставление двух вещей с использованием слов «как» или «такой… как». Например: «Черепаха по величине такая же, как моя ладонь».
    6. Заставьте главного героя разбираться с конфликтом. Ключевым элементом хорошей истории является конфликт, где главный герой должен преодолеть препятствие или проблему или разрешить какой-то вопрос, чтобы добиться успеха. Ограничьте свой рассказ одним конкретным и понятным для читателя конфликтом. Например, у вас может быть главный герой, которого не принимает общество или который испытывает трудности с семьей или с физическим развитием.

      • Еще один распространенный конфликт в детских рассказах - это страх перед неизвестным, например, освоить новый навык, переехать на новое место или заблудиться.
      • Так, у вас может быть главная героиня, которая не может «вписаться» в школьную жизнь, поэтому решает сделать черепаху своим лучшим другом. А может, она боится подвала в своем доме и должна научиться побеждать свои страхи.

Инструкция

Как и в любом деле, в придумывании истории сложнее всего начать. Как придумать интересный сюжет? О чем рассказать историю ? В ситуациях подобного поиска психолог Эдвард де Боно рекомендует использовать стратегию десяти случайных слов. Допустим, вы хотите сочинить о поездке на море. Но кроме темы в голову ничего не приходит. Возьмите словарь и выберите из него наугад десять слов. Каждое из этих слов свяжите какими-либо логическими связями с поездкой на море. В ходе этой работы должна «вспыхнуть» и интересная идея для начала истории.

Подобным методом рекомендовал пользоваться известный сказочник Джанни Родари. Чтобы , он предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом . Допустим, « » и «шкаф». Самое банальное их соединение дает начало загадочной «Собака сидела в ». Дальше остается лишь раскручивать сюжет: "А что она там делала?", "Что случилось потом?" и т.д.

Замечательно было бы обратиться и к опыту других писателей. Но выбирать для чтения лучше не и серьезные труды о писательстве, а легкие и простые для понимания книги. Одна из таких работ называется «Как писать книги». Ее автор Стивен Кинг. И кстати, несмотря на то, что Кинг – король ужастиков, данное произведение весело.

После того как придумано достойное начало, с наполнением рассказа проблем обычно не возникает. Трудности, как правило, бывают в конце. Интересный рассказ нужно и закончить соответственно. Для того чтобы добиться результата, нужно потренироваться в оригинальности. Скажем, представьте себе заячьи уши, торчащие из-за куста. Думаете, там заяц? А может быть и нет. Что же тогда? Или представьте два нарисованных полукруга на одной линии. Что это может быть? Тривиальным будет ответ – два ангара. А оригинальным, например - два стога сена на летающем ковре.

Источники:

Каждый может вспомнить немало случаев, когда хотелось написать интересный рассказ или объемное литературное произведение, но все вдохновение заканчивалось, стоило задуматься о развитии сюжета . Действительно, для того, чтобы написать стоящий литературный текст, автор должен тщательно продумать сюжетные линии, сделать их интересными и логичными. Динамично развивающийся сюжет, грамотно продуманные персонажи, неожиданная развязка – все это делает произведение привлекательным и захватывающим для читателя. В этой статье мы расскажем, о чем нужно помнить, чтобы сюжет не стал скучным и затянутым.

Инструкция

Сочиняя сюжет, придумайте место действия вашей повести или вашего романа. Место действия нужно продумать максимально тщательно, с наиболее подробными описаниями – читатель должен видеть перед глазами то, о чем вы пишете. Место действия должно быть описано атмосферно, так, чтобы эта атмосфера передавалась через текст.

Покажите, как вы видите мир, который описываете. Старайтесь укладываться в рамки жанра, в котором вы пишете. Задумайтесь, какое настроение царит в том месте, в котором происходит основное действие вашего романа. Также атмосфера и стиль места действия должны быть привлекательными для вас – ведь писать можно только о том, что вам нравится.

Продумав место действия, начинайте проработку персонажей. Подумайте, какие будут заключаться в персонажах, что вы хотите сказать, изображая их характеры и действия, и являются ли прототипами реальных людей, или же вы выдумаете их от начала и до конца в своем воображении.

Персонажи должны вызывать у читателей эмоциональную реакцию – , восхищение, жалость, ненависть или возмущение. Никто не должен остаться равнодушным к персонажу – будь то положительный или отрицательный герой.

Литературный кружок для детей «Сочиняем истории»

Логика приведёт вас из точки А в точку Б.
Воображение доставит вас куда угодно.
Альберт Эйнштейн

О курсе
На занятиях мы будем учиться оглядываться вокруг, замечать то, чего обычно не замечаем, придумывать, фантазировать и облекать все это в словесную форму – сочинять маленькие, а может и большие, истории. А кроме того будет много игр и упражнений, которые побуждают к творчеству, развивают фантазию и способность к импровизации, пополняют словарный запас. Важно помнить, что главное – не результат в виде написанного текста или придуманной устно истории, главное – процесс фантазирования, который происходит внутри ребенка, творческий порыв, импульс к сочинению. Приведу два ответа детей на одно и то же задание.
Задание
Однажды Петя с папой гуляли по набережной. Вдруг они увидели вертолет, и Петя стал махать руками, чтобы пилот его заметил. Тогда папа тоже замахал руками. И в этот момент он выронил сумку, которая упала прямо в реку… Попробуй продолжить историю. И пускай в твоем рассказе случится еще что-нибудь непредвиденное.

Алёша:
Папа вызвал дайверов, чтобы они вытащили сумку. И вдруг на дайверов напал Мегалодон. Они испугались, бросили ласты и побежали от мегалодона на берег. А мегалодон был добрым, неопасным. Он поднял со дна сумку и в зубах дотащил до папы и мальчика. Папа упал в обморок, мальчик испугался. Мегалодон посмотрел на них как на психов и положил сумку на берег и отплыл, чтобы они не так сильно пугались.

Соня:
Папа увидел, что сумка в реке и бросился за ней. «Папа ты куда?!» - закричал Петя. Папа схватил сумку и поплыл к берегу. И вдруг сумку кто-то потянул под воду. Папа обернулся и увидел подводного короля! Король пытался затянуть сумку себе под воду. «Ой-ой! - закричал папа - Петя помоги же!». Петя стал тянуть папу. И наконец папе с Петей удалось вытянуть сумку из воды вместе с Королём. «Затащите меня обратно в воду! – приказал Король». И они затащили обратно Короля в воду. «Ну вот, теперь наша сумка мокрая - сказал папа – Пойдём домой. Какой у нас сегодня необычный день».

Стоимость - 250 рублей за одно занятие, можно брать курсом из 10 занятий, можно по одному.
Периодичность - раз в неделю две ступени по 10 занятий.
Для детей 9-12 лет.

Отзывы:
"Курс очень понравился и дочкам Марине и Олесе, и мне.
Все задания были разными и Марина (старшая дочь) сравнила их с лесенкой: каждое новое задание - это, как новая ступенька вверх и шагать вверх, а не топтаться на месте очень интересно и радостно.
Выражаем благодарность преподавателю Варваре Игнатовой за её вдохновение при составлении курса и теплые слова, которые она находила в ответ на творчество Марины и Олеси! Это вдохновляло Марину и Олесю ждать и следующее занятие, и ответы Вари.
Мне же лично, как маме, читать творчество Марины и Олеси было интересно тем, что через рассказы и придуманных героев они словно высказывали то, чем жили неделю: что их беспокоило или наоборот что радовало. Это для меня такой же новый опыт, как и для них.
Спасибо, за возможность участвовать в таких курсах!"
Мама Кристина

«Курс составлен интересно, очень удачно для детей. Надо сочинять много разных рассказов, придумывать продолжение историй, включить юмор. Форма свободная. Иногда выходили целые повести, которые не стыдно показать знакомым, а иногда мысль укладывалась в два-три предложения. Приятно, что творчество совместное. Мое и ребенка. Это очень сближает – общая радость от удачных моментов и создание красивых поворотов сюжета, ожидание оценки. К концу моя роль как ведущего в линии сюжета постепенно очень сильно уменьшилась. Сын сам начал подмечать, где сюжет зашел в тупик, и говорил: «Нет, это неинтересно, все стирай, попробуем так…». В конце курса, в некоторых рассказах, моя роль сводилась только к печатанию его историй. А он ходил по комнате, закусив ручку, и вдохновенно диктовал. С нетерпением ждал он ответ от ведущей Вари. Когда получал, радовался, глаза горели, он млел от доброго слова и оцененного рассказа. Во многом благодаря этому он научился и сам подмечать удачные моменты и старается их создавать. И сам рвался к новым сочинениям. Еще один полезный момент: ребенок сочинял зачастую истории о себе. Это в чистом виде сказкотерапия, когда проговаривает свои страхи, ищет решения, видит счастливый исход. Как-то так получилось, что в это время (пока шел курс) с чем я билась последний год вдруг счастливо разрешилось. Сын наконец ПОВЕРИЛ, что бывает так, что нет ПРАВИЛЬНОГО ответа, а надо это самому СОЗДАВАТЬ. С юмором, весело. Перебирая варианты. Это сильно подвигло и наши другие занятия, например, математику. Дало гибкость мышления. Спасибо Варе Игнатовой. Она никогда не давила «Вы просрочили все сроки», а мягко спрашивала, нет ли чего нового. При обычной школьной сверхзагрузке это и стимулировало, и не напрягало».
Юлия, мама Алеши

«Нам очень понравились задания! Чем-то можно пользоваться в жизни)) для вдохновения. И это были минуты проведённые вместе и весело с Соней. А продолжение есть у вас?? Мы с удовольствием присоединимся».
Ирина, мама Сони

«Мне очень хочется разбирать истории, они очень смешные и интересные! Я бы очень-очень хотела что-то новое. Я хочу в следующем году ещё таких занятий!!!»
Соня

«Курс отличный! Нам очень нравится! Ребенок садится и сам пишет, хотя обычно его не заставить писать (сыну 10 лет, на домашнем обучении). А тут он с удовольствием начинал придумывать и придумывать, потом мы с ним просто разбирали ошибки, но для меня главное, что ребенок не боится выражать свои мысли на бумаге. А Варя отвечает на работы и задает новые вопросы, что хочется продолжать сочинять. Спасибо за замечательный курс и постоянный отклик!»
Ваня и мама Юля

Милосердов Максим

Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.

Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками.

Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.

Техника создания сюжета для сказки

Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.

ШАГ 1:

Назовите героя

Радуга! - Сказала Юля.

Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?

Солнце!

ШАГ 2:

Опишите героев

Я: - Какая радуга?

Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.

Я: - Хорошо. А Солнце?

Юля: - Теплое, греет.

Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.

Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?

Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

У Радуги появились разноцветные банты!

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

Я: - У Радуги не было бантов?

Юля: - Получается, что так.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.

Сюжет готов!

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?

Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте... Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.

Техника структурирования сюжета

Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.

Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?

Юля: - Потому что была шалуньей.

Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?

Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!

Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

Я: - И что у нас получается?

Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.

Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?

Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.

В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?

Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.

Я: - А что сделало Солнце?

Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.

Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.

ШАГ 6

Напишите план истории.

План мы написали подробный.

1. Описание героев

Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)

Радуга (какая была)

Дождик (какой был)

2. Событие 1

Что сделали Радуга и Дождик

Какие лоскутки набрал Дождик

Какие лоскутки набрала Радуга

Что произошло с лоскутками

3. Событие 2

Что обнаружило Солнце

Что сделала Радуга

4. Конец

Что получилось после этого

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.

Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями...

Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?

Юля: - А! Здесь!

Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?

Юля: - Что они были шалунами.

Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.

В результате Юля написала вот такую сказку.

Солнце, Радуга и Дождик

Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные