История возникновения колоколов на руси. Как отливают колокола и обучают звонарей История создания церковного колокола

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

КАК ИЗГОТАВЛИВАЮТ КОЛОКОЛА

Рассказывает Андрей Кордаков – руководитель единственного в Сибири производственного предприятия "Светолитие", уже многие годы занимающегося литьем церковных колоколов:
«Изготовление колоколов – это многодельное производство. И самое главное – настроить колокол. Металл должен литься уже в “настроенную” форму. Сама форма для отливки колокола заранее определяет звучание будущего инструмента. Надо сказать, что процесс формирования звучания колокола, его благозвучия еще не остановлен, он постоянно совершенствуется и разрабатывается. И главное в качестве звука – это форма колокола. Конечно, существенную роль играет и сам металл. Почему я назвал производство колоколов многодельным? Потому что начинать приходится с формы колокола, потом ведется работа над его образами, делаются эскизы, чертежи. Потом эти эскизы превращаются в объемные орнаменты и изображения. Они не должны быть больше 2 миллиметров в высоту, иначе украшение для колокола может повлиять на звучание. Дальше идет формовка – снятие с модели колокола формы. Потом эта форма определенным образом обрабатывается, сушится и обжигается, а затем собирается под литье. Сама форма сделана из специальных термостойких смесей, способных выдержать высокую температуру расплавленного металла. Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей. Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза. Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются вместе с пленкой. Теперь металл готов и разливается в форму. Потом в течение суток колокол остывает. Чем медленнее он остывает, томится, тем выше качество его звона. В это время происходит т.н. кристаллизация, от которой зависит его долговечность. Может, вы удивитесь, но колокольный металл очень хрупкий. И звучание колокола находится на границе хрупкости и прочности. Подвижка в любую сторону, малейшая неточность при формировании состава сплава недопустима. Колокол или лопнет или будет тускло звучать. Особенно это важно во время зимних звонов. <…> Разобрали форму. И здесь очень велик соблазн проверить колокол на звук. Но этого никогда не делают! Происходит своеобразное томление колокола и обращение с ним, как с живым. Ведь это же просто оскорбительно: он еще не обласкан руками, еще не обработан. Потом, после обработки, зачистки, подвешиваем колокол и замираем в ожидании его голоса. И только после этого принимаем решение: выпускать его в свет или... <...> Как колокол будет выглядеть и как он будет звучать – определяется нами, конечно, заранее. А звучание наших колоколов определил первый набор, который мы отлили. И сейчас мы практически тиражируем этот колокольный подбор. В каноне звучания должен быть основной тон и 3 обертона. Но, конечно, только этим богатство звучания колокола не ограничивается. Сейчас к каждому колоколу мы прилагаем специальный паспорт, где описаны все его характеристики и особенности. <…> Подбор колоколов должен быть прежде всего благозвучен. Да, конечно, для каждого храма надо подобрать оптимальный вариант. Для маленькой деревенской церкви как благовестники подойдут 70- или 130-килограммовые колокола. Благовестник – это самый большой колокол в наборе. И к нему в данном случае подойдут 2-3 зазвонных, или переборных. Для маленькой церквушки этого будет достаточно. И по деньгам в том числе. <…> Наборы бывают разные. И это зависит от пожеланий настоятеля храма и возможности благодетеля – того, кто жертвует на колокола. Дальше начинается обсуждение внешнего вида колокола, какие образы должны быть на нем отлиты, какие должны быть орнаменты и надписи, в т.ч. и молитвенные надписи. И получается, что практически каждый набор – эксклюзивен, и он во многом зависит от того, во имя чего дано ему название. <…> Да, на наши колокола мы даем гарантию на 1 год. Некоторые фирмы дают гарантию на… 100 лет. Но это немного от лукавого. Через 100 лет с кого спросить? А что такое для колокола 1 год? Это значит, он звучал зимой, весной, летом и осенью. И если он прошел через все 4 времени года, это значит, что он будет звучать очень долго. Чтобы колокол прослужил дольше, мы предлагаем подробную инструкцию по пользованию колоколом для звонарей. В зимнее время перед звоном ударять по колоколу 3 раза, как бы разогревая его. Такие инструкции нужны, потому что колокола преимущественно портят молодые неопытные звонари. Читаем инструкцию дальше: "Не ударять по колоколу посторонними предметами, кроме языка, подвешенного под сводом колокола". У нас был такой случай, когда из церкви привезли наш колокол расколовшимся. А произошло это из-за того, что звонили в колокол, ударяя молотком. <…> Язык колокола делают из черного металла. Это кованый металл. Он мягкий, но в то же время прокован. Для чего т.н. "яблоко" языка проковывают? Понятно, что именно на язык приходится основная нагрузка. А после ковки язык не сминается. Понятно, что язык должен быть определенного веса. В противном случае он не будет издавать тот яркий звук, на который способен колокол. <…> Известны случаи, когда колокола служили не одно столетие. <…> Сразу после крещения Руси (988 год) были не колокола, а так называемые била. Это деревянные доски, в которые били колотушками. Позже появились металлические пластины, ударами в которые призывали на молитву. Затем появились колокола европейского типа. У них принцип звона был другой, отличный от нашего православного звона. В них язык висел неподвижно, а раскачивался сам колокол. Такие колокола называются отчепными. Но русский народ – он же смекалистый! Зачем раскачивать немалого веса колокол, когда можно раскачивать язык? На Руси быстро все переделали. А европейцы как более консервативный народ до сих пор колокола раскачивают. Единственное новшество в Европе – это т.н. карильоны. В них колокола настраиваются только на одну ноту, а обертоны убираются. И при любом ударе такой колокол издает только один определенный звук, как при нажатии клавиши фортепиано. А из нашего колокола можно извлечь целую гамму звуков. В карильоне около 30 колоколов, диапазон которых составляет 3 октавы. На таком карильоне можно сыграть любую мелодию. Правда, к колокольному искусству это отношение имеет весьма далекое. Там и по колоколу-то бьют не языком, а электромагнитными молоточками».
* * *
Бесполезно ждать звука от треснутого колокола. Технологию производства колоколов, правила оборудования звонниц, меры безопасности при работе с колоколами – все это должен знать будущий звонарь, потому что он и никто другой отвечает за вверенный ему инструмент. Ведь даже бронзовый благовестник-"великан", несмотря на кажущуюся прочность – весьма хрупкое создание и требует бережного к себе отношения (особенно в период зимних морозов). /Продолжительность жизни колокола зависит как от качества литья, так и от умелого обращения с ним звонаря./
* * *
Самый крупный из "новодельных" действующих колоколов в современной России – большой колокол на храме Христа Спасителя (его вес – 36 тонн). Звук у него просто чудесный. Отлит он на ЗИЛе. /Удачные колокола в России льют также в Воронеже, в Каменск-Уральском, во Пскове и нек. др. городах./ В дореволюционные времена лучшие колокола в России лили на знаменитых заводах Оловянишниковых. /Одним из Оловянишниковых была написана книга о технологических секретах отливки колоколов, и в ней указаны оптимальные пропорции сплава: чистая медь – 75-80 %, чистое олово – 20-25 %./
Примечание. Мнение о том, что наилучшими по звучанию являются колокола, отлитые из серебра, является ошибочным (серебро заметно гасит звук колокола).
* * *

История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.

Китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см

В конце XVIII века в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом. Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте Валдайского музея колоколов

В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.

А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков - и не рассказать. Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника и мастера.

Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2002г.

Источники:

М.И. Пыляев "Исторические колокола", Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике "Знаменитые колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994).
Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство", издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983.
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991.
Сайт мануфактуры "WHITECHAPEL"
Иллюстрации:

И.А. Духин "И заливается задорно бубенец" (статья), журнал "Памятники Отечества" № 2(12), 1985г.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985
Сайт Валдайского музея колоколов

Сайт ЗАО "Пятков и Ко" (Россия)

Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка.

Malyszkz , CC BY 1.0

В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России - язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой.

Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Этимология

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol- ), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к древнеиндийскому *kalakalah - «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал - «шум»).

Форма «колокол » сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol - «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения - «колесо», «около» (во’круг"), «коловорот» и т. д.) - по соответствию формы.

, CC BY-SA 4.0

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare - «созывать», «восклицать»; др. -греч. κικλήσκω, др. -греч. κάλεω - «звать», «созывать»; литовское kankalas (от kalkalas ) - колокол и другие.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоеропейскому *bhel- - «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell , н. -в. -н. hallen , hel , свн hille , holl , нем. Glocke - «колокол» и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna , итал. campana . Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов.

На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.

Использование колоколов

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения)

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

В музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях.

Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII-XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Легенды

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи.

Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.

В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду - «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»).

Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Колокола в церкви

В церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

Presidential Press and Information Office , CC BY 3.0

Некоторые, заблуждаясь, утверждают, что церковные колокола в Россию пришли с Запада. Однако в западноевропейских странах звон создаётся с помощью расшатывания колокола. А в России чаще всего ударяют языком о колокол (поэтому назывались - язычные ), что придаёт особенное звучание.

Кроме того, такой способ звона уберегал колокольню от разрушения и давал возможность устанавливать огромные колокола, а археологи в древних курганах находят множество маленьких колокольчиков, используя которые наши далёкие предки проводили ритуальные обряды и поклонялись богам и силам природы.

В 2013 году в филипповских курганах (близ Филипповки Илекского района Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека, Россия) археологи нашли огромный колокол датируемый V-IV в. до н. э.

name lost , CC BY-SA 3.0

Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.

После 1917 г. литье колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод.

На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Благовестник 2002 г. (27 тонн), Первенец 2002 г. (35 тонн),Царь-колокол 2003 г. (72 тонны).

В России принято делить колокола на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

Размещение колоколов

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли.

Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню - колокольню - устанавливали отдельно от здания церкви.

Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания.

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность.

Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой.

Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», Мусоргский - в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов».

Бородин - в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков - в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский - в «Опричнике».

Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Фотогалерея







Полезная информация

Ко́локол (ст.-слав. кла́колъ) или Кампа́н (ст.-слав. ка́мпaнъ, греч. Καμπάνα)

Что такое колокол

Ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.

Наука

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana - колокол и от λόγος - учение, наука).

Колокол и жизнь

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,- недаром А. Н. Герцен назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием. Маленькие и огромные, из различных материалов, они сопровождали русский народ из века в век.

Карильон

Название - от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, кариллон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века.

Первые упоминания на Руси

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. Археологические находки позволяют считать, что в древнем Киеве колокола отливались еще в начале XIII века. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в.

Имена колоколов

«Неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук).

«Очищающее действие»

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни.

Великие колокола

Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн).

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов делалась отличной от церковных. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында - «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам.

В оркестре

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича.

Как отливают колокола и обучают звонарей

Заслышав колокольный звон, кто-то просто останавливается посреди улицы, кто-то - крестится. Но мало кто думает о том, сколько труда стоит за несколькими минутами этого звона.

Колокола начинают свой путь в душном заводском цеху, а заканчивают - в храмах, среди молитв и света. Рассказываем о металлургах и звонарях - людях, которые превращают бронзу в мелодию.

Алексей управляет ковшом, подвешенным к крану. Ковш весит больше тонны, в нем - расплавленный металл. Его температура - свыше 1000 °C, и одно неверное движение тут может стоить кому-нибудь здоровья. По сути это обычное литейное производство - запах, смог и шум. Только в цеху можно увидеть звонницу - и даже, проходя мимо, позвонить в колокола. Эти колокола отливают здесь, в ЛИТЭКСе - заводе, который одним из первых стал возрождать колокольное производство в России.

Работа эта не только опасная, но и ювелирная. "Если у колокола на 18 килограммов мы стеночку сделаем на один миллиметр тоньше, то получится совсем другой звук", - объясняет директор завода Олег Грицаенко. Он отказывается фотографироваться: "Наше дело любит скромность!" Зато запросто демонстрирует свое умение звонить в колокола - хотя говорит, что нигде этому не учился. Звонницы здесь - традиционные, с тремя типами колоколов: малыми, средними и большими. Большие называют благовестниками, они звучат низко и могут весить десятки тонн. Малые - звонкие, переливчатые, но "голоса" у них попроще: обычно чем колокол больше и тяжелее, тем богаче его звучание. Колокола в звоннице должны быть подобраны друг под друга - тогда звон будет гармоничным. Но это - последний этап работы: сначала колокола нужно отлить.

Температура расплавленного металла - свыше 1000 °C

Не только звук

Сначала колокола "наряжают". А точнее - "наряжают" модель колокола, сделанную из алюминия. Для этого берут форму, похожую на резину. В ней уже вырезан орнамент, иногда это буквы, иногда - изображение с иконы. В форму заливают расплавленный воск. Когда он застывает, получаются рельефные фигурки.

В кастрюльках - расплавленный воск. Анжела заливает его в специальные формы

Обычно колокола украшают ликами святых

Эти фигурки лепят на модель колокола. Иногда она маленькая, и ее "наряжают", сидя за столом. А иногда - огромная, высотой больше трех метров. Тогда приходится взбираться на стремянку.

На заводе всюду висят иконы. Это не для работы, а для души

С наряженной модели делают слепок - заливают ее смесью, по свойствам напоминающей глину. Модель потом зачищают и снова пускают в оборот - ее опять можно украшать, чтобы делать уже другие колокола. А получившаяся форма идет на производство. Это внешняя часть будущего колокола. Есть еще внутренняя - ее называют стержнем.

Модель колокола накрывают металлическим "чехлом", а в зазор между ними наливают смесь, похожую на жидкую сметану. Когда она застывает, получается форма с рельефным орнаментом - она и идет на производство

Перед заливкой две части собирают как матрешку. "Стержень" накрывают украшенной формой, а в зазор между ними заливают металл. Пока металл не застыл, в него бросают свечные огарки. "Это огарки из храмов, мы их мешками получаем от добрых людей, - объясняет Олег. - Каждая свеча - это молитва. Мы заключаем молитву в колокол".

Когда металл начинают заливать, происходит химическая реакция и появляется пламя

Маленькие колокольчики застывают уже на следующий день. Многотонный благовестник может стоять неделю. Потом колокол освобождают от формы и очищают песком. А после рельеф нужно еще доработать вручную. Финальный штрих - полировка: у больших - только украшения, у маленьких - верх и низ. "Каждый миллиметр нужно обработать", - говорит Алексей. Он не только работает на заливке, но и доводит до блеска получившиеся колокола.

Застывшие колокола дорабатывают вручную

Алексей здесь уже 12 лет. Вообще-то он учитель рисования и черчения, а на вопрос, как он здесь оказался, отвечает: "Это связано с духом". Он православный и всегда радуется, встречая "свои" колокола в храмах. А встретить их можно во многих странах мира - в ближнем зарубежье, Европе, США и даже на Антарктиде. "Мне как-то пересылали отзыв о наших колоколах, - рассказывает Олег. - Один звонарь ездил по Якутии и писал товарищу: "Тут такие морозы, что цепи металлические рвутся. А колокола - целые".

Алексей работает с колоколами уже 12 лет

Работая над колоколом, здесь, конечно, предполагают, каким должен получиться его "голос". Но колокола так же непредсказуемы, как люди, которые их создают. "Вы всегда точно знаете, какой будет звук?" - спрашиваю я Олега. "Конечно, нет, - отвечает он. - Я же не бог".

Оживляя металл

Создать колокол - мало. Надо еще сделать так, чтобы он "запел"

Подниматься на колокольню Свято-Данилова монастыря тяжело: ее высота - 45 метров, лестница крутая, ступеньки узкие. А еще говорят, что иногда на колокольню "Бог не пускает". "Если ты в смятении, если у тебя неправильное состояние - ты споткнешься, упадешь, на тебя что-нибудь свалится", - уверена Ксения. Она учится на курсах звонарского мастерства при монастыре. Прийти на них может любой православный человек. Но большинство учеников - люди не только светские, но и вообще не очень религиозные.

На колокольню ведет узкая крутая лестница

Как говорит главный звонарь Свято-Данилова монастыря иеродиакон Роман (Огрызков), колокольный звон - это "феномен культуры, а не религии". Вместе с Михаилом - профессиональным музыкантом, играющим на ударных инструментах, - он учит людей колокольному звону. Учеников много. "Я тут каждый день и даже больше, - смеется Михаил. - Иногда я работаю с семи утра и до 12 ночи".

Михаил пришел сюда 15 лет назад. Он живет недалеко от Свято-Данилова монастыря и часто слышал колокольный звон, проезжая мимо. Однажды решил зайти познакомиться, да так и прижился. За эти годы он воспитал десятки звонарей. Сам теперь звонит нечасто - на колокольнях его заменили ученики.

Михаил сначала сам выучился на звонаря, а теперь учит других

В Москве более тысячи храмов и часовен, и из-за нехватки умельцев живых звонарей часто приходится заменять электронными. "Но это же мертвое звучание, - объясняет Михаил. - И прихожане говорят: ой, слышно, когда звонят звонари и когда - машина". Звонарство - это не работа за деньги, а послушание. Некоторые прихожане решаются сами стать звонарями, чтобы помогать своей церкви. Так было и с Ксенией. Она окончила курсы еще зимой, начала работать, но "поняла, что звонарем еще не стала", и решила учиться дальше. "Я учусь здесь дисциплине, - говорит Ксения. - У меня до сих пор не получаются классические звоны - я перехожу на какие-то свои вариации, прыгаю с места на место. А надо себя приструнить".

Звонари и спецназовцы

"Ты очень много думаешь! Думать вредно звонарю, - говорит Михаил Тихону. - Знать надо. Это как у спецназовцев!"

Тихону 22, он сын дьякона и, хоть и выучился на инженера, планирует поступать в семинарию и почти все свое время проводит в храме. Когда-то брат-звонарь научил его основам колокольного звона, и Тихон увлекся колоколами. "Но я понял, что у меня идет постоянная импровизация, и захотел обучиться", - говорит он.

Православный колокольный звон бывает разным - в зависимости от службы и даже региона. В Свято-Даниловом монастыре учат классическим звонам, причем не только практике, но и теории. Она дается большинству учеников сложнее всего. Хотя Тихон на вопрос, что здесь самое сложное, отвечает: рано вставать. "А если серьезно - сложна первоначальная стадия, когда ты только начинаешь изучать, каким должен быть колокольный звон на самом деле, - говорит он. - И ты понимаешь, что раньше звонил неправильно. Что ты на самом деле не звонарь, а только называешься им".

Тихон - сын дьякона. Он мечтает стать священником

Проще бывает тем, кто приходит учиться с нуля, - их меньше тянет импровизировать. Валерия и Аркадий пришли сюда случайно. Они друзья, работают вместе в театре и учились в детстве в музыкальных школах. "Многим музыкальное образование даже мешает, - говорит Аркадий. - Ну, если оно как у нас - основы, - то будет помогать. А если человек окончил консерваторию, то ему все время будет хотеться усложнять рисунки звона. И звон станет светским. В хорах так происходит - слишком образованные перестают молиться и вместо этого концерты дают".

В учебных классах стоят звонницы, которые называют колокольными тренажерами

Базовый курс звонарского мастерства при монастыре длится два месяца. После него уже можно звонить. Но есть еще четырехмесячный расширенный курс - более подробный. Ксения, Тихон, Валерия и Аркадий заканчивают именно его. Сдают зачет - сначала отвечают на теоретические вопросы, потом звонят. В классах стоят колокольные тренажеры - по сути, звонницы с настоящими колоколами. Двумя большими колоколами - благовестниками - управляют с помощью педалей. Маленькими - с помощью шнурков. На занятиях ученики и преподаватели сидят в наушниках - иначе будет слишком большая нагрузка на слух.

Групп у Михаила и отца Романа много, поэтому занятия идут в нескольких классах. В один из них мы заходим по дороге на колокольню. Это крохотная комнатка под самой крышей. Сейчас она обустроена - здесь сделан ремонт и даже стоит компьютер. "А раньше это был чердак настоящий, с дохлыми голубями, пыльный, грязный, - рассказывает Михаил. - С железной крышей, под которой летом было очень жарко, а зимой - так же, как на улице. А вместо звонницы для учебы висел набор из алюминиевых котелков".

Будущие звонари сдают на экзамене не только практику, но и теорию

"Так что же все-таки общего у спецназовца и звонаря?" - спрашиваю я. "Спецназовец, когда бежит по полю и стреляет, не думает, что он делает, - объясняет Михаил. - У него есть отработанный рефлекс. Так же должно быть у звонаря. Он выходит и думает, как передать настроение, а не о том, на какой проводок ему нажать". Михаил и сам чем-то похож на военного, хотя был когда-то только в армии. "Это у меня просто педагогическая жестокость", - смеется он.

От Москвы до Гарварда и обратно

Главный благовестник колокольни Свято-Данилова монастыря весит 12 тонн - под ним можно жить, как в бункере. Он звонит только по великим праздникам, и в такие дни на колокольню поднимаются два звонаря: один управляет благовестником, второй - всей остальной звонницей. Всего колоколов 18, каждому из них более сотни лет. После революции их могли бы переплавить, но повезло: звонницу выкупил американский промышленник и подарил ее Гарвардскому университету. На родину она вернулась только в 2009 году - во многом стараниями отца Романа.

Отец Роман - главный звонарь Свято-Данилова монастыря

"Когда мы приехали в Гарвард, мне дали позвонить, - рассказывает он. - Американские студенты там играли просто какие-то мелодии. И услышав наш традиционный звон, были шокированы. Потому что не представляли, что так можно". Сейчас монастырь поддерживает отношения с Гарвардом, студенты приезжают сюда в гости - среди них есть и буддисты, и католики, и многие - "фанаты русского звона", как говорит отец Роман.

Звонить на колокольне вне службы нельзя - "сразу начинают спрашивать, кто в монастыре умер". Но Михаил дает нам чуть-чуть покачать язык благовестника - к нему привязан толстый канат. Здесь, наверху, холодно круглый год - звонари даже в жару берут на колокольню телогрейки. Из-за холодов и физических нагрузок - раньше управление колоколами было не таким удобным, как сейчас, - профессия звонаря прежде в основном считалась мужской. Сейчас в группах Михаила и отца Романа девушек и мужчин поровну.

Эти колокола пережили революцию, а в советские времена находились в Гарварде

Два звонаря, отучившихся на одних и тех же курсах, не будут звонить одинаково. Ведь не бывает двух одинаковых пианистов или скрипачей. У каждого с колоколами складываются свои отношения. Иногда - дружеские. Иногда - больше похожие на роман. Виктор Гюго писал о своем герое-звонаре: "Обручить Квазимодо с большим колоколом было то же самое, что отдать Джульетту Ромео". Отец Роман улыбается: "Это, конечно, гипербола. Но связь действительно возникает". И, наверное, эта связь и заставляет нас остановиться посреди улицы, заслышав колокольный звон.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные