Основы и приемы архитектурных композиций зданий. Архитектурная динамика. Свойства пространственной формы предметов

Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную .

Признаком, отличающим фронтальную композицию , является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30? и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер ) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера ) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов : зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Ленинграда, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона.

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-

пространственную .

Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам

в вертикальном (по высоте здания) и горизонтальном (по протяженности здания) направлениях (например, фасады

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота

горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для

обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и

бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В

архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы,

массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений

их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубиной координате. Такая

композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих

продольно осевое построение. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие

пространство на ряд последовательных планов.



Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания

(интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно

разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные.

Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере

принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать

различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений

появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные

материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального

и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте

архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным

оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая

определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые.

Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов : зданий,

выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры;

монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле

городской застройки могут быть центральными.

Билет 4

Архитектурный ансамбль.

Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble - целостность, связность, единство) - по определению

БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты,

набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства».

Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.

Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф

местности (например, церкви, котрые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные

ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли,

складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию

так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей

могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но

и скульртуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Площадь Декабристов с фигурой

Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).

Ансамбль Коломенского

до сих пор сохраняет большую силу эстетического воздействия.

Архитектура и пространство - это две основные категории, художественное сочетание которых всегда

разрешалось зодчими как важнейшая и вместе с тем наиболее сложная проблема. От того, насколько

полноценно использовано зодчими окружающее пространство в создании архитектурного образа, зависит

сила и глубина его художественно - эмоционального воздействия.

русского севера, гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятника нацелен "на

деревянное дело"; подобные объемные композиции - почти буквальные прототипы этого храма - стоят

в северных селах, не оставляя сомнения в общности их композиций, одновременно объясняя истоки

национальной самобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основании путем

своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, который завершается шатром, уникальным по

изысканности силуэта. Гармоническая форма шатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс

памятника вверх и одновременно создаёт их уравновешенность, придавая композиционному строю храма

необходимое свойство "спокойствия в движении".

Композиция памятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храма Вознесению:

создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, но форма завершающего шатра

придаёт общему построению покой; в достигнутой гармонии противоположностей заключена удивительная

сила эстетического воздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным.

И ещё одна особенность свойственна этому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров,

венчающему высокий береговой холм Москвы - реки, - непревзойдённое единство целого: зодчий

лепит архитектурный объём столпа, не разрушая его общей формы кристалла. Своеобразен, например,

художественный приём перехода от основания к восьмерику, выполненный поясом из трёх расположенных

один над другим килевидных кокошников. Приём использования диагональной кривой в переходных

элементах архитектурной композиции распространён в зодчестве многих стран, но здесь мастер

трёхкратным повторением формы кокошника создаёт удивительный рисунок этого перехода, который

снизу представляется слегка выпуклым, упругим, усиливающим впечатление динамики архитектурных

масс. Одновременно такой приём обеспечил неразрывность, слитность объединяемых архитектурных форм

столпа храма. Выше та же форма наклонной, диагональной кривой использована в венце кокошников,

аналогично декорируя переход от восьмерика к шатру.

Основой выразительности храма служит геометрически чистая форма гигантского кристалла, состоящая

из основания, восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо; все вспомогательные

декоративные элементы нигде не нарушают эту основную форму, лишь способствуя впечатлению её

целостности. Есть ещё одна интересная общая закономерность композиции памятника, в значительной

мере способствующая созданию органичности его облика; в построении храма чётко прослеживается

пирамидальность и одновременно с ней постепенное - с высотой - упрощение объёмных архитектурных

форм. Действительно, самый нижний ярус представляет собой обширную, усложнённую в плане аркаду

основания, несущую террасу - гульбище с широко раскинувшимися, ниспадающими лестницами -

входами. Вторым ярусом служит крестообразный в плане ниспадающими лестницами - входами. Вторым

ярусом служит крестообразный в плане объём с многочисленными уступами раскреповок; это достаточно

сложная объёмная форма, однако заметно проще сложного и пространственно развитого нижнего яруса

храма. Третий ярус - восьмерик имеет ещё более простую форму, лишь незначительно обогащённую

выступающими на его гранях пилястрами, а завершающий шатёр выполнен в геометрической форме.

Подобная композиция прекрасно увязывается с землёй, придаёт построению храма убедительную

органичность - естественный рост вверх, а наиболее простые геометрические формы верхних ярусов

прекрасно «читаются» с более отдалённых точек обозрения. Поразительно художественное совершенство

храма Вознесения: можно ещё и ещё раз вникать в сложный язык архитектурной выразительности и

открывать новые и новые закономерности и тонкости мастерства, позволившие этому памятнику занять

достойное место среди шедевров мирового зодчества.

Ансамбль Лувра.

Ансамбль Сиены.

Ансамбль Пизы(колокольня- храм- баптистерий связаны колоннами и цветом).

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям, Художественное единство должно быть присуще как композиции отдельных объектов, так и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избирают с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.

Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на гармоничном, т.е. соразмерном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды, которое способствует созданию художественно завершенного целого.

Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров. Так, на приведенных на , примерах жилого и общественного здания объем и пространство согласованы: мелкоячеистому дробному внутреннему пространству современного многоэтажного жилого дома отвечает его внешний мелкочлененный объем, а общественному зданию с зальным помещением - монолитный объем с крупными членениями формы. Однако в отдельных случаях несоответствие внешней формы и внутреннего пространства может быть специально предусмотрено и композиционно оправдано.


Иногда к нему прибегают при создании композиций с большой идеологической программой в зданиях-памятниках, монументах. Таков, например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, воздвигнутый в память «Казанского взятия» в XVI в. зодчими Бармой и Посником (рис. 6.1). Храм представляет собой комплекс из десяти башенных объемов: девяти столпов храмов, посвященных святым, дни памяти которых приходились на дни удачных сражений в походе на Казань, и десятого - колокольни, Башни возведены на одном общем основании и объединены галереями . При всем разнообразии форм башен и их декора зодчие достигли удивительного единства, торжественности и монументальности композиции. Внутреннее пространство храма, играющее подчиненную роль, мелко расчленено и лишено монументальности.

Если в зданиях взаимосвязь объемной формы и внутреннего пространства, как правило, обязательна, то в инженерных сооружениях она зачастую отсутствует. Так, в подземных станциях метрополитена имеется лишь внутреннее пространство, а в мостах, эстакадах, телевизионных и водонапорных башнях преобладает внешний объем. Однако композиционные задачи при проектировании инженерных сооружений не менее ответственны. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач - обеспечения нормальных условий движения непрерывных людских потоков - архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств исключает возможность возникновения неприятных ощущений от пребывания под землей и отсутствия естественной освещенности. При размещении в городской застройке или в природном ландшафте мостов, башен и других инженерных сооружений архитектор находит для них такие формы и пропорции, которые гармонируют с окружающей средой и способствуют ее обогащению.

Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание.

Композиции внутреннего пространства

Композиции внутреннего пространства исходит из соответствия форм, размеров и взаиморасположения помещений функциональному процессу и требованиям художественного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее пространство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами, светопрозрачными перегородками, решетчатыми ограждениями, которые выделяют отдельные функциональные зоны, но сохраняют целостность всего внутреннего пространства (операционный зал почтамта, банка); расчлененным прерывистыми ограждениями (в виде колонн или пилонов), способствующими организации движения людей в интерьере и одновременно решению конструкций перекрытий (подземный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые, учебные, административные, лечебные и другие здания). Особенностью зрительного восприятия внутреннего пространства в отличие от восприятия внешних объемов является его развитие во времени. Композиция интерьеров и выбор художественных средств служат раскрытию взаимосвязи и соподчинения помещений.

Восприятие композиции интерьеров во времени в процессе движения в глубь здания требует выявления его основной глубинной координаты, Средства выявления глубинности зависят от объемно-планировочной структуры здания, В анфиладной системе выявлению глубинности способствует размещение всех помещений и связывающих их проемов на одной оси. В нерасчлененном пространстве его глубинность выявляет сокращение в воздушной перспективе расстояний между регулярно расположенными элементами композиции интерьера - внутренними опорами, проемами, конструктивными членениями покрытия или перекрытия, рисунка пола и т.п.

Современная строительная техника значительно расширила возможности решения интерьеров, причем важнейшими для композиции новыми техническими средствами стали использование большепролетных перекрытий, мобильных внутренних ограждений и больших светопрозрачных поверхностей наружных ограждений.

Непрерывно возрастает число типов зданий, внутреннее пространство которых должно вмещать одновременно большое количество людей и не иметь внутренних опор, препятствующих движению или зрительному восприятию (вокзалы, аэропорты, выставочные залы, крытые рынки, крытые зрелищные и зрелищно-спортивные здания и т.п.). Пространственные конструкции позволяют перекрыть пролеты любой функционально необходимой величины в таких зданиях, а своеобразные геометрические формы перекрытий активно включаются архитектором в композиции интерьеров. Новые конструктивные системы освобождают наружные стены зданий от нагрузки и позволяют заменить их полностью или частично светопрозрачными ограждениями. Это дает возможность связать внутреннее пространство с ландшафтом или городской средой. Однако прием полного раскрытия внутреннего пространства в наружную среду должен использоваться в строгом соответствии с функциональным назначением здания. Он уместен в здании вокзала, аэропорта, гостиной санатория, но вступает в противоречие с функциями в зданиях, где протекают интимные процессы или занятия, требующие сосредоточенного внимания (жилые здания, парикмахерские, учебные аудитории).

Композиция внешних объемов

Композиция внешних объемов подчинена цели создания художественного узнаваемого образа здания, отражающего его функциональное назначение и условиям градостроительной среды. Для достижения этой цели применяют различные методы и средства. Различают два метода - функциональный и универсальный. Первый и базируется на выявлении внутренней функциональной структуры здания соответствующими членениями его внешнего объема, второй - на создании обобщенной (как правило элементарный) объемной формы (рис. 6.2).

Оба метода сложились в 20-е гг. Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (бр. Веснины, В. Гропиус), второй - с творчеством Мае ван дер Роэ, заключавшим в лаконичный объем стеклянной прямоугольной призмы здания любого назначения (многоквартирный жилой дом, театр, офис, учебные аудитории вуза или выставочный зал).

Массовая практика архитектурной композиции ближе к первому методу, но избегает буквального воспроизводства в членениях внешнего объема функциональной структуры, которое может нарушить художественное единство формы.

Требования композиционного единства диктуют необходимость ограничения членений объема зданий на небольшое число элементов или групп элементов. Эта необходимость определяется психофизиологическими закономерностями человеческого восприятия. Установлено, что существует определенное ограниченное количество (7+2) одновременно наблюдаемых объектов, число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большее число объектов воспринимается лишь как некая совокупность, неопределенное множество. Применительно к восприятию архитектуры многочисленность относительно самостоятельных фрагментов композиции лишает ее единства, производит впечатление случайности, хаотичности.

Не менее важным для обеспечения единства композиции является соподчинение составляющих ее форм. Соподчинение возможно только при неравнозначности составных элементов композиции: равнозначность элементов зрительно разрушает композицию, разлагая ее на единичные объемы. Следует иметь в виду, что неравнозначными в композиционном отношении могут быть элементы, геометрические размеры которых одинаковы, но различно их положение относительно оси симметрии, различна их массивность или другие признаки. Так на рис, 6.3, а, средняя из трех равных частей преобладает благодаря ее размещению на оси симметрии, а на рис. 6.3, б - верхняя из двух равных, воспринимается резко отличной из-за различной массивности.

Виды композиций

Проектируя, помимо учета функционального назначения здания и его влияния на выбор объемной формы, учитывают и с размещение здания в застройке. При этом любая простая или сложная композиция сводима к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, высотной, глубинной - или их сочетаниям.

Объемная композиция

Объемная композиция имеет относительно равные размеры по всем трем координатам. Она присуща большинству зданий цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или выставочных павильонов. Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов. Визуальному выявлению объемной формы способствует применение вертикальных членений фасадов благодаря их ритмичным сокращениям в перспективе (рис. 6.4).

Фронтальная композиция

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий. При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор и др.) - рис.6.5. Плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий, как сквозные проезды, галереи, лоджии или «зеленые комнаты» (в южном жилище), эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и т.п.

Высотная композиция

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. Высотные композиции присущи древним культовым и оборонительным зданиям и сооружениям (храмы, колокольни, минареты, крепостные башни) и современным высотным офисам, гостиницам, а также инженерным сооружениям - телевизионным, водонапорным, радиобашням. В высотных сооружениях композиционно выявляется ведущая роль вертикальной координаты с помощью соответствующей системы членений и их пропорциональной согласованности. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объема служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения. В современной архитектуре поярусное членение применяется сравнительно редко. Высотность башен чаще подчеркивают вертикальными членениями простых прямоугольных объемов или применением объемов пирамидной формы (рис.6.6). Последний прием усугубляет перспективное сближение граней высотного объема, создавая оптическую иллюзию увеличения высотности здания. Эта и другие оптические иллюзии сознательно используются в архитектурных композициях.

Глубинная или глубинно-пространственная композиция

Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате (рис. 6.7). Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект. Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми. Так решена ул. Уфицци во Флоренции, ориентированная на башню палаццо Синьории, ул. Росси в Санкт-Петербурге, ориентированная на здание Александрийского театра, или улица офисов в комплексе ЭУР в Риме, ориентированная на Дворец конгрессов (рис.6.7).

Примечания

* Первоначальный облик здания был еще лаконичнее и торжественнее. Храм состоял только из девяти кирпичных башен с белокаменными архитектурными деталями и светлыми главами из "луженого железа". Многоцветная окраска храма, пристройка колокольни и галерей относятся к XVII в.

Архитектурная композиция

Архитектурная композиция. Понятие об основных видах архитектурной композиции. Единство архитектурной композиции.

ЛЕКЦИЯ I

Архитектурная композиция (творение, сочинение) – это система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитектурная композиция – целостная система архитектурных форм, отвечающих функциональным, конструктивно-технологическим и художественным требованиям.

Поэтому архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания (по формуле Витрувия): с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача), с другой – прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей – красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Различают четыре вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную, высотную и глубинно-пространственную.

Признаком, отличающим фронтальную композицию , является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.



Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объёма служило его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а ярусы пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона.

  • 4. Ордерная система. Архитектурные ордера.
  • 5. Основные требования к зданиям.
  • 6. Единая модульная система, унификация, типизация, стандартизация, нормализация в строительстве
  • 7. Объёмно-планировочные решения зданий
  • 8. Основные типы несущих конструкций зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.
  • 10. Физико-технические основы проектирования зданий и их ограждающих конструкций. Элементы строительной теплотехники. Теплотехнический расчет.
  • 11. Элементы строительной светотехники. Инсоляция. Защита от шума.
  • 14. Инсоляция территории. Проветривание территории застройки. Защита от шума. Благоустройство территорий. Обеспечение обслуживания населения.
  • 15. Основные виды жилых домов и приемы их объемно-планировочного решения. Квартира и жилая секция.
  • 16. Планировочные решения жилых домов
  • 17. Коммуникационные помещения и транспортные устройства в жилых домах.
  • 18. Строительные системы зданий и области их применения.
  • 19. Конструктивные системы зданий.
  • 20. Конструктивные схемы жилых зданий.
  • 21. Принципы проектирования конструкций зданий. Общие положения конструирования. Особенности конструирования зданий из сборных элементов.
  • 22. Основания. Классификация оснований. Грунт и их строительные свойства.
  • 23. Фундаменты. Классификация фундаментов.
  • 24. Конструкции фундаментов. Ленточные фундаменты.
  • 25. Столбчатые фундаменты. Сплошные фундаменты.
  • 26. Свайные фундаменты.
  • 27. Детали устройства фундамента. Фундаменты смежных зданий. Фундаменты на вечномерзлых грунтах.
  • 28. Наружные стены и их элементы. Общие требования. Архитектурно-конструктивные элементы и детали стен. Деформационные швы.
  • 29. Стены из мелкоштучных искусственных и естественных каменных материалов
  • 30. Конструкции деталей и элементов стен из мелких камней.
  • 31. Крупноблочные стены. Стены из крупных бетонных панелей.
  • 32. Деревянные стены.
  • 33. Требования, предъявляемые к перекрытиям. Классификация перекрытий.
  • 34. Перекрытия по деревянным балкам. Перекрытия по стальным балкам.
  • 35. Железобетонные перекрытия. Сборно-монолитные перекрытия.
  • 36. Полы, их типы и конструкции.
  • 37. Виды крыш и требования к ним. Несущие конструкции скатных крыш.
  • 38. Виды кровли и требования к ней.
  • 39. Совмещенные крыши. Эксплуатация крыши. Водоотвод крыш.
  • 40. Виды, классификация и разбивка лестниц.
  • 41. Конструкции лестниц. Внутренние несгораемые лестницы. Стальные пожарные и аварийные лестницы. Деревянные лестницы.
  • 42. Окна. Классификация окон. Элементы оконного заполнения.
  • 43. Двери, их типы и конструкции. Ворота.
  • 44. Балконы, эркеры и лоджии. Типы и их конструктивные решения.
  • 45. Общественные здания. Классификация общественных зданий.
  • 46. Конструктивные схемы общественных зданий. Основные планировочные элементы общественных зданий.
  • 9. Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства.

    Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-техно­логическим требованиям.

    Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:

    Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблю­дается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие разме­ров и форм фасадов и интерьеров.

    В инженерных сооруже­ниях взаимо­связи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.

    Внутреннее пространство является той основной функциональной сре­дой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположе­ния помещений функциональному процессу и требованиям художествен­ного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее прост­ранство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (под­земный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).

    Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой струк­туре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объем­но-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофунк­ционального использования.

    Виды композиций.

    Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.

    Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зда­ниям цирков, театров, крытых рынков.

    Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высо­те и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Прису­щи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.

    Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты соору­жения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.

    Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается раз­витием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построе­ние.

    Композиционные средства.

    При разработке композиции внеш­них объемов и интерьеров здания ак­тивно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, кон­траст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.

    Симметрия - одинаковое располо­жение равных частей композиции от­носительно оси или плоскости, прохо­дящей через ее центр.

    Построению симметричной объемно-пространственной формы в архи­тектуре способствует также примене­ние конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).

    Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по верти­кали и горизонтали либо по обоим направлениям.

    Метр -простейшая форма ритма - точ­ное повторение форм и интервалов между ними.

    Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров зда­ния, его отдельных элементов (проемов, простен­ков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.

    Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архи­тектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.

    Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

    В архитектурной композиции существенная роль принадлежит текто­нике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

    Новые статьи
    /
    Популярные