Как штриховать драпировку карандашом. Как рисовать драпировки. Азы. Цели воспитания –

Что такое драпировка?
Как выбрать ткань для драпировки?
Светотень в рисунке

Драпировка – ткань, собранная в красивые свободно лежащие или ниспадающие складки. Художники и дизайнеры широко используют драпировку в одежде, как фон для натюрморта, дизайне интерьеров и др.

На каком расстоянии от рисующего размещается драпировка? Мы об этом уже говорили в уроке 2. Итак, расстояние до изображаемого предмета должно равняться трем-четырем его максимальным измерениям (т.е. в случае, если предмет вытянут в вертикальном направлении, то 3-4 его высоты). Это связано с тем, что человеческий глаз имеет определенный угол обзора (примерно 28°), и весь предмет должен уместиться в пределах этого угла.

Эскизы драпировок Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи (15-16 вв.)

В центре: Сергей Андрияка. Натюрморт. Старые книги с синим бархатом, акварель, 1997

Таким образом, расположение предмета на указанном удалении позволит увидеть форму в целом, а также определить пропорции изображаемого предмета. Лучше, если объект рисования (модель) будет располагаться чуть левее рабочего места.

Источник света для драпировки – спереди сбоку.

Лист бумаги располагаем на наклонной плоскости на расстоянии вытянутой руки. Плоскость рисунка должна быть перпендикулярна к центральному лучу зрения рисующего (кратчайшее расстояние от глаза до центра рисунка).

Как выбрать ткань для драпировки? Проще всего выбрать ткань опытным путем. Повесьте драпировку на крючок или горизонтальную перекладину (например, спинку стула). Посмотрите, образует ли она мягкие волнообразные складки. Лучше всего драпируется шелк, хуже всего – лен. Чем ткань плотнее, тем хуже она драпируется. Если это ваш первый опыт рисования драпировки, то лучше выбрать светлую (можно белую) гладкую ткань без рисунка. Правда, если на драпировке есть тонкие полосы, начинающим художникам это поможет лучше проследить направления складок и передать это в рисунке.

Постарайтесь взять ткань без заломов и мятых участков – они будут мешать воспринимать объем крупных форм. Уложите ткань в красивые складки. Пусть их будет немного, но они будут выразительными.

Порядок работы:

1. Изучение натуры

Прежде чем приступить к рисованию, внимательно изучите драпировку: как соотносятся между собой ее ширина и высота, под каким углом расположены складки, как они перекрываются и т.д. Не спешите начинать рисование. От первого этапа во многом зависит качество вашей работы.

2. Размещение в листе
Исходя из пропорций натуры определите, какое из положений листа более удачное – вертикальное или горизонтальное. Если ваша драпировка висит на спинке стула, сам стул вырисовывать подробно не нужно! Наметьте только фон (3-5 см) слева и справа от драпировки и падающую от драпировки тень.

При необходимости на отдельном листе или в углу вашей работы наметьте схему расположения границ листа относительно драпировки – макет компоновки будущего рисунка. Найдите оптимальные размеры изображения. Определите, в какую фигуру (чаще всего это многоугольник) вписывается драпировка и разместите эту фигуру в листе таким образом, чтобы она не выходила за его пределы и не была слишком мелкой.

3. Детализация складок (линейный рисунок)
Легкими линиями намечаем складки на ткани. Работаем по принципу «от общего к частному». В последующем при нанесении светотени линии не должны быть заметны – они сольются с тенью, – поэтому не следует их делать слишком темными и жирными.

4. Светотень. Принцип формирования

Форму драпировки передаем с помощью светотени. Ее градации (по мере утемнения) такие: свет – полусвет – полутень – тень. Поскольку поверхность ткани матовая, блика на ней нет (белым остался бы блик на глянцевой поверхности – как если бы мы изображали, например, освещенную металлическую или керамическую посуду). Вот почему, строго говоря, белых участков на изображении даже белой ткани быть не должно. Но для того, чтобы иметь больший диапазон оттенков для передачи светотени, примем за белый (то есть оставляем незаштрихованной белую бумагу) самый светлый участок драпировки на складке, расположенной на переднем плане.

Самые темные участки находятся в зоне тени (собственной или падающей). Это участки, куда не попадает прямой свет. Остальные участки драпировки попадают в зону «полусвета» (освещенные участки, расположенные на заднем плане или под углом к источнику света) или «полутени» (освещены не прямым от источника, а рассеянным светом). Если теневой участок граничит с освещенным, тень на нем подсвечивается отраженным светом, образуя «рефлекс», который светлее тени, но темнее «полусвета». Его интенсивность зависит от отражающей способности поверхности ткани.

5. Штриховка
Светотень передаем с помощью штриховки (см. Урок 1).

При рисовании складок следите за закономерностью их образования. Штрихи накладываем по форме изгибов ткани, незначительно меняя направление каждого последующего слоя штрихов (техника «конопатка»).

В углублениях на дне складок штрихи идут вдоль линии натяжения ткани. Начинаем с легкой теневой проработки самых темных участков. Плавные или резкие границы тени и света передают ощущение формы и объема драпировки.

При работе все время прищуривайтесь и сравнивайте по тону разные участки. В рисунке существует принцип, который позволяет добиться выразительности: «светлое на темном, темное на светлом».

Обязательно использовать эффект воздушной перспективы : складки, расположенные на переднем плане, должны быть более контрастные (свет – светлее, тень – темнее) и четкие, чем складки дальнего плана (дальний план как бы в тумане).

На заднем плане все складки драпировки можно сразу перекрыть легкой штриховкой, одновременно обобщая и слегка размывая их контуры.

6. Обобщение. Оценка качества работы и исправление ошибок
Работаем по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему»: сначала детализация, потом обобщение: проверяем, не потерялись ли за деталями крупные формы и светотеневые отношения, соблюден ли принцип воздушной перспективы, «ушли» ли в тень линии, которыми на начальном этапе намечались складки. При необходимости вносим исправления.

ГБПОУ КДПИ имени Карла Фаберже

Отчет

о проведении открытого урока

по рисунку с основами перспективы

Тема. «Тональный рисунок драпировки»

Дата проведения: 23.11.2015

Педагог: Акимов Сергей Петрович

Учебная группа: ДИ 1-11

Дисциплина: Рисунок с основами перспективы.

Специальность: 54.02.01 Дизайн в информационных технологиях

МОСКВА 2015 год.

    Общее положения

В процесс обучения студентов 1 курса первого семестра не случайно вводится рисунок драпировки, так как в дальнейшем, на протяжении всех лет обучения, студенты сталкиваются с изображением ткани, как на натюрморте, интерьере, так и в одежде человека. Изображение драпировок является ответственным этапом в системе обучения рисунку дизайнеров всех специализаций.

Драпировка – это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то образует различного вида складки – драпируется. Все складки можно разделить на три основные типа: прямые, диагональные (косые) и радиальные. Поверхность наибольшей выпуклости принято называть гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Расстояние от дна складки до гребня называют высотой, или глубиной, складки. Необходимо прочувствовать объемность складок, их конструкцию, постараться на первом этапе «разбить» большие массы, выявлять объем за счет толщины линии, удаленность каждой складки. После построения и определения композиционного центра студенты слегка штрихуют все темные места драпировки, штрих кладут по форме движения складок, а в углублениях, дне складок – вдоль натяжения поверхности ткани. Использование мягких материалов позволяет быстро закрывать пятном значительные площади, обеспечивая оперативность и выразительность в работе над рисунком драпировки, помогает студентам вырабатывать более обобщенный взгляд на натуру, оценивать ее пластические и композиционные особенности. Рисунок становится эмоционально острее, качественно лучше и композиционно разнообразнее.

Выполнение рисунка драпировки графическими материалами дает возможность одновременно изучить форму объекта, структуру и свойства текстильного материала, композиционное многообразие ритмов складок, передать фактуру и характер поверхностей, а также реализовать творческий художественный замысел.

Рисунок драпировки с применением разнообразных графических материалов, является школой мастерства студентов, повышающей интерес к более обобщенному и выразительному рисунку, расширяющей творческие возможности будущих художников - дизайнеров.

Вид занятий: рисование с натуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебная цель:

    Изображение сложного ограниченного объема. Зависимость формы складок от характера ткани.

    Обучить студентов способам и приемам работы различными графическими материалами. Студенту-дизайнеру важно познать разнообразные приемы графического искусства.

    Развить вкус к различным техникам и манерам рисования.

Задачи: Основной задачей рисунка драпировки является построение формы объекта, изучение пропорций, характера и пластики текстильных материалов. Познакомиться с методом выполнения задания. Соблюдение последовательности работы над рисунком-

разметка большой формы, проведение линий основных складок, нахождение

линий изгибов. Показать объём при помощи светотени.

Обучающие :

Обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;

Научить анализу конструктивных особенностей строения формы;

Ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы;

Научить последовательности этапов выполнения построения складок;

Научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью мягкого материала.

Развивающие :

Изображение драпировки позволяет развить и усовершенствовать навыки работы графическими материалами: углем, сангиной, сепией, соусом, использовать различные техники рисунка, внести в это задание творческую составляющую.

- развить навыки рисования с натуры;

Развить креативность мышления, воображение, внимание;

Развить умение компоновать предметы в заданном формате.

Методическая связь: история, культура и искусство

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

Объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи,

Репродуктивный - отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки;

Частично-поисковый метод - выполнение творческого практического задания.

Методы ведения урока : лекция, беседа, демонстрация, анализ, практическое задание.

Оборудование и материалы:

Для преподавателя: план урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции, доска. Электронная учебная презентация: «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ». наглядные пособия, технологические карты «Последовательность выполнения рисунка драпировки»;

Для студентов: Альбом для набросков, ластик, карандаш. Мягкие материалы: Соус, сангина, пастель. Тряпочка, ватка, растушки, кисти, скотч, мольберт, стул.

Постановка с драпировкой.

Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана

Время выполнения: 4 академических часа

2. Ход урока

    Организационная часть(2-3 минуты)

    Вводная беседа с проверкой качества усвоения предыдущего материала (8-10 минут)

    Подача нового материала, постановка задач для выполнения на данном занятии (5 минут);

    Просмотр презентации «Драпировка. Рисование с натуры» (15минут);

    Последовательность выполнения рисунка драпировки. (10-15минут)

    Перемена(15минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Перемена(15 минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Практическая часть(30 минут)

    Подведение итогов, рефлексия.(15 мин.)

Задание направлено на вырабатывание навыков: художественного видения и рисования конструктивных особенностей складок на геометрических фигурах (шаре, конусе, цилиндре), а так же подвешенной ткани с двумя точками опоры.

Тоновой рисунок драпировки является основным учебным заданием в процессе обучения студентов рисунку на первом курсе. Выполняя это задание, студенты продолжают приобретать новые знания и навыки в рисовании натюрморта, а также продолжают закреплять и совершенствовать знания, полученные в процессе выполнения предыдущих заданий (которые являются неотъемлемой частью и этого рисунка). Главное, что эта работа формирует у студента понятие тона и тональных отношений, причем не только в рисунке. Мышление тоновыми пятнами необходимо при создании композиций как графику – дизайнеру, так и живописцу. И здесь, действительно, нужно понять, что рисунок является основой всех видов искусства

Рассмотрим всю цепочку процесса работы над рисунком драпировки, начиная с форэскизов и заканчивая приемами обобщения почти завершенного рисунка; познакомимся с тоном и научимся им работать; научимся лепить форму предмета светом и тенью средствами мягкого материала.

3. Этапы выполнения построения складок драпировки:

1этап.

Выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя);

Композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;

Определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);

Определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).

Проводим вспомогательные линии.

Композиционное решение рисунка тоном драпировки потребует от вас творческого подхода. В отличие от рисунка конструктивного, который по своему графическому содержанию является линейным, тоновой рисунок является пятновым.

Это композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа. Выбор расположения листа, вертикального или горизонтального. Определить с помощью видоискателя.
Определяем пропорциональное отношение, самого широкого места др. к ее высоте. При помощи визирования. Так же определяем нахождение широкого места(центр или выше/ниже центра) Проводим вспомогательные линии.

Обратите внимание на пропорциональное соотношение пятен драпировки. Чтобы выбрать точку зрения, с которой вы будете создавать рисунок драпировки, выполните несколько форэскизов . Они выполняются в тоне, небольшого размера. Форэскиз должен представлять собой упрощенный вариант будущей композиции рисунка, в котором основной задачей является создание локальных тоновых пятен и нахождение между ними пропорциональных отношений, направленных на равновесие композиции нашего натюрморта. Далее легкими линиями наметим композиционное решение листа согласно форэскизу. Найдем пропорциональные отношения между формами складок и приступим к конструктивному построению складок в пространстве листа.

2 этап.

Выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному. Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. Моделировка драпировки светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.

После завершения работы над конструктивным построением складок, их пропорциональными отношениями, приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения - помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и драпировки в этом пространстве.

3 этап.

Намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения;

Выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные.


4 этап - работа тоном

Выполнить конструктивно-тональный рисунок;

Показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях;

Выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.

Завершение. Обобщение.

Подошли к завершению, но не завершили. Посмотрите на выполненный рисунок драпировки в целом и проанализируйте её. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно» ? Просто, рисуя драпировку, вы потеряли ощущение её композиционной целостности.

Сколько бы ни было складок в драпировке - это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы складок в драпировке. Увлекаясь проработкой и детализацией складок, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на драпировку широко открытыми глазами и видели все подряд.

А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени складок стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части складок стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах драпировки, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.

Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный - к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка драпировки. Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки. Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.

Просмотр презентации (15 минут) «Драпировка. Рисование с натуры».

Практическая часть (30 минут)

Педагог, проходя по рядам, подсказывает способ решения конкретных задач. Учащиеся рисуют самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, проявляют полученные навыки и закрепляют результат.

Подведение итогов, рефлексия (15 мин)

Все ученики принимают участие в мини-выставке. Каждый рассказывает про свою работу - проводит самоанализ:

что нового узнал?

чему научился?

что получилось?

что было самым сложным? самым интересным?

где могут пригодится новые знания и умения?

Чтобы закрепить пройденный материал необходимо выполнить домашнее задание :
выполнить наброски и зарисовки различных по фактуре, плотности, рисунку, динамике и конструкции складок ткани.
Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь.

В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку педагога, отзывы товарищей и с гордостью унести домой плод своего творческого труда.

4. Список используемой литературы и интернет ресурсы для самостоятельного ознакомления.

1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С., КубышкинаЭ.И. Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г.

2. Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2

3. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С. Матвеева. - Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. - 152 с.: ил. - ISBN 5-17-006044-0

4. Чудинов А.Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» -1910 г.

5. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1988.

6. Ростовцев Н. Н. Академически:»: рисунок. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1995.

7. Ростовцев Н. Н. История метедов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М., 1981.

мастер - класс Акимов С.П.

мастер - класс Андрияка С.Н.

5. Ключевые понятия.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающие друг от друга только по светлоте.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Светлота – это светотеневая характеристика цвета.

Диапазон светлоты – участок ахроматической шкалы, куда входят цвета, очень близкие по светлоте.

Равноступенчатая шкала – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого – либо цветового качества.

Цветовая палитра – набор цветов и оттенков, составленный для достижения определенных художественных целей.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном. К ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Цветовая гамма – совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. С учетом характера их психофизического воздействия выделяют теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Монохромная гамма – одноцветная гамма с оттенками трех видов насыщенности.

Насыщенность цвета – свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами.Три вида насыщенности: разбеление (смешивание с белой краской), потускнение (смешивание с серой краской), затухание (смешивание с черным цветом)

Приложение 1

Наглядные образцы рисунков ткани со складками

Приложение 2

Схемы и построение драпировок лежащих на простейших фигурах


Для того чтобы правильно рисовать драпировки, надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения. Вначале, не будем ставить задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложим свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

В складках следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, можно убедительно рисовать одежду.
Изучая на уроках рисунка элементы светотени можно увидеть, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.


Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок (рис, 2 а), строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани (рис. 2, б); далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени (рис. 2, в). При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Рисунок драпировки (тональное решение): 1- свет; 2 - полутон; 3 - собственная тень; 4 - рефлекс; 5 - падающая тень


Рис.2. Последовательность рисования драпировки

Складок, понимать их структуру.

Рассмотрим разницу в понятиях и “складка”.

Ткани, ложащиеся различными складками, изображенные в произведениях художников разных времен, называются .

Складка – это изгиб поверхности ткани, возникающей вследствие ее непреднамеренного сжатия, а получается в результате образования складок путем связывания, сшивания, наколки, укладки и т. д. Говоря о , нельзя не сказать о рисунке складок, их пластическом выражении, закономерностях. Извивающиеся и, казалось бы, неподдающиеся анализу складок имеют определенные закономерности, т. е. в некоторых условиях складки в образуются в определенном порядке, создавая интересные группировки, ритмические чередования, красивые линии, что открывает богатые изобразительные возможности для художника.

В истории мирового изобразительного искусства изображение всегда занимало одно из важнейших мест, а принцип их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служил одним из признаков стиля . Красота линий складок в одежде использовалась художниками на различных ступенях развития стиля по-разному. Можно наблюдать строгие, угловатые готические складки в произведениях А. Дюрера и напротив, мягкие, изящные, вполне естественные линии в произведениях Боттичелли, Леонардо да Винчи .


Являясь одним из выразительных средств в изобразительном , заслуживает серьезного изучения. Изучению статической , т. е. свободно висящего куска ткани должно уделяться большое внимание в процессе обучения рисунку. Для правильного изображения необходимо ясно представлять происходящие в ней динамические явления, уметь “прочесть” складки. Складка на ткани образуется тогда, когда ткань занимает меньшую протяженность, чем ее собственный размер. Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам, в зависимости от ее физических свойств, т. е. материала, из которого она изготовлена, характера структуры и толщины.

Известный советский художник и педагог П. Я. Павлинов установил три типичные складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала:

  • Прямые , образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении навстречу друг другу. Прямые складки можно разделить на долевые , образующиеся в результате сжатия материала по ширине и поперечные , образующиеся в результате сжатия материала по длине.
  • Радиальные , образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому либо месту на поверхности материала, и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы и диагональные, возникающие при растягивании материала по диагонали.
  • Если на поверхности материала действуют силы, в нескольких направлениях одновременно (например, при сжатии в ширину и высоту), то образуются кривые складки. Кривые складки могут быть круглыми (трикотажное полотно), ломаными (грубая ткань, лен, ситец), в зависимости от свойств материала и раздвоенными.

Заложенная складками объемна , т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину. Объемные представляют собой изгибы складок, направленные от лицевой стороны ткани к изнаночной и от изнаночной к лицевой. Нужно обратить внимание на то, что высота складок к низу драпировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им больший изгиб. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые складок. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки.

складок зависит от свойств и вида материала. Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. Трикотажные полотна дают складки более округлой , чем ткани, при тех же условиях динамического воздействия. Ткани и полотна отличаются фактурой. Они могут быть: гладкими или ворсистыми, блестящими или матовыми, плотными или редкими и т. д. Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Так, шелковые ткани мягкие и блестящие, шерстяные ворсистые, пушистые, матовые и т. д. Мягкие, тонкие полотна или ткани очень хорошо драпируются, дают складки с мягкими изгибами; жесткие и плотные – складки с острыми, отчетливо выраженными углами. При выборе материала для драпировок необходимо учитывать эти свойства, так как неудачный выбор может расстроить задуманную композицию .

Рассмотрим с простыми складок. Одним из вариантов является композиция , висящей на одной или двух точках опоры.

  • В первом варианте, свисающая с одной точки опоры, имеет вертикальное направление, образует складки конусообразной (радиальные складки) .
  • Во втором варианте драпировка , свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг (кривые складки) , группирующихся на той или иной стороне. При этом складки могут в одном или двух местах ломаться. Если точки опоры находятся на разной высоте, то система дуг смещается к точке опоры, расположенной ниже.

Если бросить кусок ткани на какую-то горизонтальную поверхность, то получатся сложные группы складок , не имеющие никакой системы, т. е. каждый раз складки образуются по-новому. Складки образуются и прямые, и кривые. драпировки , свисающей с одной точки опоры (радиальные складки).

Складки разных типов, соединяясь между собой, образуют различные сочетания в зависимости от поверхности, на которой лежит материал; от усилий, прилагаемых к материалу; от качества и структуры материала. Если в качестве материала используется трикотажное полотно, то на гладкой горизонтальной плоскости образуются выпуклости и “пузыри”. Благодаря эластичности, в образующихся складках выступающие части закругляются и получаются круглые складки. В свободно спадающей наблюдается характерная провесная складка , обращенная дугой всегда вниз. Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки.

Рисование играет огромную роль в учебном процессе. Ведь уметь правильно передавать их специфическую можно лишь тогда, когда учащийся логически и пространственно мыслит. Важно постоянно анализировать в процессе рисования, какие силы участвуют в образовании той или иной , какое место она занимает в пространстве. А ведь все это как раз и свидетельствует об овладении начальной грамотой изобразительного , без которой невозможно дальнейшее творчество.

Построение ткани на прямой и криволинейной плоскости.

Я не мастак красиво и витиевато писать, потому сразу прошу прощения за сухость изложения данного материала.

Для того чтобы правильно рисовать драпировки на человеческой фигуре , а это наиболее встречающееся их применение (кроме натюрмортов) надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения.

В этом разделе я не ставила задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложила свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

Условные обозначения на всех иллюстрациях: А - условная плоскость. В - плоскость ткани.

Стрелочки - вектора смещений: красная - растяжение, провисание ткани под собственным весом, синяя - сжатие, образующее складку. Для более полной картины ткань изображена прозрачной.

Драпировка , (франц.), ткань, которой облекаются фигуры на картинах и в скульптуре, любое изображение плоскости ткани. Т.к. плоскость ткани по своей природе пластична, то положенная на любой объем (шар, куб, конус и пр.) образует складки (драпируется). Складки также возникают при любом смещении плоскости ткани, при помещении плоскости ткани на поверхность меньшей площади, при неравномерном растяжении или сжатии ткани.

Здесь мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи образования складок (драпировок).

На рисунке изображена абстрактная плоскость А , меньшая по площади чем плоскость ткани В . Помещаем ткань на плоскость так, чтобы ее ширина соответствовала ширине плоскости (сжимаем по горизонтали) и получаем простейшую драпировку - прямые складки в одном направлении.

Бывают еще встречные складки. Это зависит от того в какую сторону направлен излом плоскости ткани.

В данном случае на лежащую ткань будет действовать только сила «сжатия», направление показано синими векторами.

Провисшая ткань.

Красные стрелки показывают как может провиснуть ткань под собственным весом. Эти смещения возникают под действием силы тяжести,которая практически всегда направлена вертикально.

Синие стрелки - смещение ткани по горизонтали.

Черный контур показывает границы плоскости ткани, коричневым цветом обозначена возможная форма складок.

Красные кружочки показывают места наибольшего натяжения материала. Синие - места провисания, где натяжение минимально.

Стоит обратить внимание на то, что области провисания возникают всегда там, где вектора напряжения в ткани направлены навстречу друг другу,

В области провисания и минимального натяжения образуются складки (ткань драпируется), в то время как в области максимального натяжения складок не будет.

Тональный рисунок драпировки шелковой ткани. Точечный источник света (лампа) направлен прямо.

Стоит обратить внимание на то, что ткань в точках максимального натяжения повторяет форму того предмета, на котором лежит.

Особенно хорошо это видно на гладких драпировках. В точках полного касания (максимального натяжения) ткань облегает предмет, тогда как в углах, местах избытка ткани, собирается в складки, которые или свисают, или ложатся на другую ближайшую плоскость.

При этом верхние складки будут стараться принять форму рельефа нижней складки или поверхности.

Рисование драпировок (складок ткани)

1. Выбираем ткань для рисования драпировок. Для этого нужно учитывать свойства материала. Лён создаёт крупные склады, так как он довольно плотный. Шёлк лёгкий и тонкий, поэтому драпируется, ложась красивыми складами. Лучше всего драпируется шёлк натуральный или искусственный, это не имеет значения. А хуже всего драпируется лён. Хлопчатобумажные ткани драпируются нормально, не слишком хорошо и не слишком плохо. Чем плотнее ткань, тем хуже она драпируется.

Начинающему рисовальщику я порекомендую сначала порисовать белую драпировку. Так как вы должны видеть светотень на белом, а потом уже на цветном. На последующие работы можно выбирать ткань светлую, гладкую, без орнамента. Чем темнее ткань по тону, тем труднее её рисовать, цвет при этом не имеет значения. И без орнамента (!), потому что орнамент при рисовании будет сильно путать начинающего рисовальщика. Орнамент имеет свой тон, и очень тяжело на начинающем этапе рисовать ткань, учитывая светотень на ткани и тон орнамента.

Орнамент полос и квадратов (лучше полос), можно и нужно брать при рисовании натюрмортов, располагая эту ткань на столе под углом, таким образом, чтобы лучше всего можно было проследить перспективу. Таким образом, Ваш рисунок будет смотреться объёмно в перспективе, более убедительно.

Но не берите слишком яркий орнамент на ткани, драпировка должна подчеркнуть Вашу задумку, а не взять всё внимание на себя.

2. Склады тканей находится на какой-то поверхности, поэтому сначала строим поверхность, а потом рисуем склады. Если драпировка находится на столе, то сначала рисуем стол, а затем драпировку. А если рисуем одежду на манекене, сначала рисуем манекен, а потом драпировку.

3. Продолжаем рисовать, намечая основные склады, обычно их 3-4. Их намечаем легко определяя их направление относительно друг друга, обводить каждую складу не нужно, так как это придаёт декоративности изображению, становится похоже на витраж. Ещё есть второстепенные складки, их намечаем после основных. При рисовании Вам совсем не обязательно копировать драпировку в мельчайших деталях. Например, совсем мелкие склады Вы можете упустить. Также некоторые элементы в рисунке можно придумывать и дорисовывать, если они композиционно лучше впишутся в рисунок, чем элементы реальной постановки.

4. Наметив легко все склады, проходимся "тенями" по самым тёмным местам драпировки.

Вопрос посетителей сайта: как узнать, как накладывать штрих на складке: вдоль, поперек или под углом?
Отвечаю: Штрихуем по форме изгибов ткани, незначительно меняя направление каждого последующего слоя штрихов, который накладывается. Кто не понял, смотрите урок «Штриховка» .

Ещё вопрос: как сделать, чтобы рисунок складки не создавал впечатление набора штриховок под разными углами, размещенные рядом?

Отвечаю: Такое происходит, когда Вы сильно нажимаете на карандаш. Создавая форму склады, вы нажимом стараетесь сделать тон ткани, а лучше это делать наслоением штриховки, лёгким нажимом карандаша.

Или же обратите внимание, как Вы штрихуете, каждый штрих должен быть как волос: начинается толще, а заканчивается тоненько-тоненько, это позволяет сплавлять штрихи вместе, чтобы они не смотрелись обособленно. И, создавая штрих, не давите со всей силы на карандаш, так как начало штриха тоже не должно выбиваться из рисунка. То есть тональный переход от начала до конца штриха не должен быть резким. Всё это обычная классическая штриховка.

Хотя есть техники штриховки которые построены именно на «неправильной» штриховке: (начало штриха резко тёмное, и также резко оно переходит в светлый тон), но штрихуется она в односталь (в один слой) и смотрится декоративно.

В уроке я не упомянула такое понятие как «рефлекс». Рефлекс – это отражение от других предметов, от окружающей среды. В драпировке рефлекс находится на драпировке в «собственной тени» - это отражение стола. Рефлекс по тону будет отличаться от собственной тени и от падающей.

Кто хочет уточнить этот вопрос, смотрите мои уроки "Рисование геометрических тел", в отделе: Рисунок. Там я раскрывала понятие «рефлекс».

5. При рисовании складок нужно не механически срисовывать, а следить за закономерностью их образования. Это значит, вы определяете, где начинается склада и куда направляется, где уходит под другую складу, где выходит из-под другой склады.

6. При рисовании не забывайте незыблемый принцип в рисовании: Тёмное на светлом, светлое не тёмном.

7. Чтобы изучить натуру, вы можете вставать и осматривать драпировку, натуру, с разных сторон. Но потом обязательно вернуться на место, с которого рисовали, не меняя положения стула на котором сидели и его высоту.

В этой книге освещён вопрос рисования драпировки, больше я не видела книг, в которых был бы рассмотрен этот вопрос. Также эта книга очень пригодится дизайнерам одежды.

Только в этой книге есть совсем небольшая, неполная, но всё же полезная статья на тему рисования драпировки, больше я не видела книг, в которых был бы рассмотрен этот вопрос. Также эта книга очень пригодится дизайнерам одежды.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные