Как воевал прототип «Маэстро» из фильма в «Бой идут одни старики». Мастера высшего пилотажа

Леонид Быков, с детства мечтающий о карьере летчика, в 1942 году приписавший себе 3 года, пытался поступить в летную школу, но не был принят из-за невысокого росточка и малых лет. Много позже, уже повзрослевший актер, признавался, что всегда мечтал снять фильм о военных летчиках, с которыми он был знаком лично.

Виталий Иванович Попков

Виталий Попков — прообраз Маэстро и Кузнечика

Прообразом легендарного Кузнечика и Маэстро был советский летчик-истребитель 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка, командир настоящей поющей эскадрильи Виталий Иванович Попков. Попав на фронт в чине сержанта, молодой летчик резво начал карьеру без разрешения старших по званию, за что и был назначен вечным дежурным. Но однажды произошло событие, которое изменило судьбу парня: на аэродром зашли 4 вражеских самолета с целью атаки. Сержант не успел даже одеть парашют и обмундирование, впрыгнул в самолет и сбил один из «Юнкерсов», во второй самолет успел сесть брившийся в это время командир полка. На слова командира, почему же остальных упустил, Попков отреагировал мгновенно: «Не успел, вы их своим нижним бельем распугали». Этот эпизод и вошел в фильм.

Молодой сержант командовал лейтенантами, капитанами и даже майором. Но в 23.00 его всегда отправляли спать по уставу. И только в 1943-м году вместе со Звездой Героя Советского Союза за 16 сбитых самолетов он получил повышение – стал младшим лейтенантом. За все время боевых действий сбил 42 самолета противника лично и 13 в группе.

Был в реальной жизни и случай, не вошедший в фильм: в эскадрильи служил летчик Пчелкин, попавший в немилость к руководству. Но однажды его вызвали в штаб к командующему фронтом маршалу Ивану Коневу. Маршал спросил о количестве сбитых самолетов, на что летчик ответил: шестнадцать. «К званию героя представлены?» — «Не могу знать». Вызвав полковника, не представлявшего своего подопечного к наградам, маршал личным приказом наградил Пчелкина орденом Красной Звезды, 2-мя орденами Красного Знамени и орденом Ленина. А еще через 10 дней он получил и звезду Героя. Второго такого одновременного награждения за всю войну не было.

Алексей Макарович Смирнов (Макарыч)

Отдельный персонаж – добродушный набожный механик Макарыч. На эту роль Леонид Быков выбрал лишь одного претендента – комедийного актера Алексея Макаровича Смирнова, известного по фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика». Худсовет от Госкино не принимал эту кандидатуру, обосновывая свое решение шутовским обликом актера и нетипичностью внешности. Мало кто знал, что именно этот актер прошел всю войну, был кавалером ордена Красной Звезды и орденов Славы II и III степеней. Уроженец ярославской губернии, позже житель Ленинграда, принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. После тяжелой контузии увы не мог иметь детей, из-за неуклюжей статуры и стеснительности так и не женился.

На любой площадке был любимчиком труппы, мастером импровизаций, многие сцены с его участием были сняты не по сценарию, включая эпизод крещения самолета перед вылетом в фильме «В бой идут одни старики». Он жил как чувствовал. К сожалению, в последние годы сильно болел, в 1978 году осенью попал в больницу с инфарктом. 25 марта 1979 года к нему в больницу приехал его лучший друг Леонид Быков, принес апельсины, поговорили по душам. Прощаясь, Быков сказал: «Будем жить, Макарыч, будем жить». 11 апреля режиссер попал в автокатастрофу, в которой погиб. Макарычу не стали сообщать о смерти друга, но при выписке все-таки кто-то проговорился. Смирнов сильно горевал по поводу гибели единственного друга и 7 мая его хватил удар, до скорой так его и не довезли. Жил последние годы он в нищете, ловил насекомых, тараканов, бабочек, мышей, крыс, сушил их, спиртовал, приводил в дом нищих, тащил кошек и собак (жил в коммунальной квартире со старенькой матерью).

Но с экрана на нас по сей день смотрит его вечно неунывающий, душевный и добродушный Макарыч, передавший нам своим образом всю мощь русского сильного мужика, готового сражаться за свою землю и в то же время ранимого и чувствительного. Финальный кадр, в котором Маэстро и Макарыч сидят на могиле своих ребят, был снят на пробах. Смирнов едва не плакал во время своей речи, это была чистая импровизация. Позже он сказал своему другу-режиссеру: «Второй раз я не смогу сниматься в этом эпизоде, я просто умру». Так эти пробы и вошли в фильм как финальная точка в истории поющей эскадрильи.

Сергей Подгорный (Смуглянка)

Не менее трагична и жизнь Сергея Подгорного, актера, снявшегося в роли гарного хлопца Смуглянки. Студентом театрального вуза им Карпенко-Карого 19-летний Сергей Подгорный попался на глаза режиссеру и долго не мог поверить, что его выбрали на такую серьезную роль без проб. Ясные очи и широкая улыбка запомнилась всем зрителям фильма. В фильмографии актера 55 ролей, но равной по темпераменту больше не было в его послужном списке. После гибели Леонида Федоровича Сергей начал спиваться, получал пенсию по инвалидности (в 2008-ом году попал под поезд)и чернобыльские деньги. Боли в спине от полученных травм дали о себе знать двумя грыжами. В 1990-х подрабатывал столяром, делал односельчанам ремонты, даже сколачивал гробы. Спился. По признанию актера, на водку его подсадили как раз на съемках фильма «В бой идут одни старики», до этого времени он не пил. Нищенствовал до состояния запустения в доме и невозможности купить хлеб. Пошел как-то раз на почту за пенсией, стало плохо, вызвали скорую. В реанимации, не приходя в себя, умер.

Но для нас Смуглянка – подтянутый украинский парень с великолепным голосом и очаровательной улыбкой. Подгорный исполнил роль как прожил жизнь: ярко, задорно, красочно и абсолютно искренне. Я каждый раз плачу, переживая вновь и вновь гибель молодого летчика, подбитого на взлете его жизни…. Спасибо Сергею Подгорному за такой светлый образ всенародно любимого Смуглянки.

Владимира Талашко (Маэстро)

Не могу обойти стороной и Владимира Талашко, талантливо сыгравшего роль друга Маэстро – Сергея. В реальной жизни был его прототип: летчик из той же поющей эскадрильи Попкова. Он несколько раз выходил из боя, за что однополчане обещали лично расстрелять его в воздухе за малодушие. Командир так же как и в фильме попросил пойти с ним в бой, после которого у летчика открылось второе дыхание. Настоящий герой Сергея Скворцова погиб уже под Берлином в 1945-ом. В фильме же жизнь героя оборвалась на недопетой ноте песни «Нич яка мисячна»
Владимир Талашко – самый неординарный персонаж моего повествования. Уроженец Ковеля Волынской области родился сразу после войны в 1946-ом году. Позже с родителями переехал в Макеевку Донецкой области, куда отец устроился на работу шахтером. В канун 9 мая 2015-го года снялся в патриотичном украинском ролике о деде-солдате, одевшем свои ордена и позвонившем внуку, который отправляется на АТО от вооруженных сил Украины. Абсолютно искренне говорит, что не ожидал, что новая война придет с Востока в лице русских солдат. Но это уже на его совести.

Для нас, зрителей, любящих фильм «В бой идут одни старики», Сергей Скворцов – это образ сомневающегося, чистого душой, верящего в неизбежную Победу мужчины. Песня в его исполнении – это классика украинской самобытности, в которой живы еще нотки настоящей украинской речи, не отравленной чужестранным произношением. Волна гордости и вековой памяти поднимается из глубины души во время прослушивания этой песни. Владимир Талашко не очень уверенно утверждал, что сам исполнял эту песню, но в итоге оказалось, что одну из самых трогательных песен фильма исполнил Николай Кондратюк.

Рустам Сагдуллаев (Ромео)

В фильме Леонид Федорович сумел обыграть много человеческих судеб. Есть и любовь молодого паренька из Узбекистана и девушки-летчицы Маши. Роль Ромео исполнил актер из Ташкента Рустам Сагдуллаев. Быков обратился к своему другу Родиону Нахапетову с просьбой помочь найти исполнителя на роль Ромео, который и сосватал Сагдуллаева. По рассказу самого актера на площадке царила атмосфера доброжелательности и крепкой мужской дружбы. Никто не играл, режиссер был спокоен и никогда не повышал голос, умел создавать на площадке атмосферу сердечности. Но в следующую картину Быков Рустама не взял, мотивировав это тем, что хотел бы, чтобы зритель запомнил его именно как трогательно влюбленного юношу.

Роль Маши для Евгении Симоновой была первой в ее кинокарьере. Позже именно она поехала на один из международных фестивалей представлять картину «В бой идут одни старики». Картину приняли небрежно и отстраненно, молодая Симонова сильно переживала. На что Быков в свойственной ему манере ответил, что поражение тоже нужно принимать достойно. Каково же было их удивление, когда фильм получил главный приз.

Сергей Иванов (Кузнечик)

Самая оригинальная роль досталась юному дарованию из Киева Сергею Иванову, который сам себя назначил на роль Кузнечика. Столкнувшись на киностудии с Леонидом Федоровичем, Сергей предложил взять его на роль одного из персонажей. За его наглость и был утвержден на роль.

Как и большинство актеров в 90-ые актер не был востребован и запил, но его спасла любовь. Он женился, родилась дочь. Иванов был востребован на телевидении, задумал снимать цикл передач об актерах, но увы, ишемическая болезнь сердца дала о себе знать и в возрасте 48 лет на взлете своей карьеры умер.

Вот таким интернациональным был актерский состав легендарного фильма о поющей эскадрилье.

Я написала эту статью для того, чтобы еще раз освежить в памяти светлые образы героев фильма «В бой идут одни старики» и вспомнить поименно тех, кто так живо показал нам мощь русского духа. Пока мы их помним, они все для нас живы!

Давайте еще раз вместе посмотрим этот легендарный фильм:

Сегодня у Алексея Макаровича Смирнова день рождения. В этот день я хотел бы вспомнить лучший фильм с его участием - "В бой идут одни "старики".

Выйдя на экраны в 1974 году, фильм собрал 44,3 миллиона кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.

Многочисленные фразы героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и пост-советского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно

Давайте вспомним несколько цитат из бессмертного фильма

Вот это драка была… Думал, каюк…
- Как аппарат?
- Мирово. Захожу ему в хвост. А он сзади как… елки-палки, хвостом помахал, только и видел!


- Я сбил! Я сбил, товарищ командир!
- Ай-ай-ай… что ты натворил!
- Придется родителей к директору вызывать…
- Завтра.
- Точно… - Честное слово, сбил!
- С испугу, наверное.
- Поздравляю с первой победой. Но, между прочим, Иван Федорович, сбивать самолеты противника - это не подвиг, это, так сказать, обязанность истребителя, наши будни…


- Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались…
- А как тут заметишь? Те же поля, дороги, села…
- Э, нет! А воздух? Другой. А небо - голубее. И земля зеленее!
- Командир! Насчет зелени у нас в Сибири…
- Ну зачем, дорогой, в Сибири? Приезжай в Бакуриани! Ты там посмотришь, что такое зелень! Там в горах…
- Ты Енисей видел?
- Не видел! А ты Цкенесхали видел?


- Я «первый», я «первый», «девятый», отзовись! Я «первый», я «первый», «девятый»…
- Станция слабовата… не потянет.
- Слабовата, слабовата! Достань сильную!
- Так это в дивизии…
- Так вырви из дивизии, ты же связь, а не балалайка!
- Есть.
- Маэстро, отзовись! Маэстро! Маэстро, я «первый»! . . .
- Командир. Чудес не бывает. Уже тридцать минут прошло, как у него кончилось горючее… Может, займемся пополнением? Ребят надо распределить по эскадрильям…
- Живых к живым… всегда распределить успеем…


- Ветер завтра будет.
- Наверно.
- Сорок семь минут.
- Мне нужно штуцер поменять в движке. А кладовщик не дает. Пожалуйста, прикажите ему.


- Макарыч! Принимай аппарат! Во! Махнул не глядя! О, можешь за хвост подержаться! Дракон уже не кусается.


- Товарищ командир, при выполнении боевого задания был сбит, через линию фронта не дотянул, плюхнулся. Выручила пехота - как раз атаковали… На аэродроме «подскока» ребята «мессер» подарили. Новенький… Здорово, батя!
- Здорово, черт везучий!


- Ох уж эта мне самодеятельность, личный состав должен отдыхать. - Кто сказал, что надо бросить песни на войне? - После боя сердце просит музыки вдвойне! - От винта!


- А что это вы там напевали? Ти-да-ри-да-рам?
- «Смуглянку», товарищ командир.
- А ну напойте. Слова знаете?.. Да не робей, «Смуглянка», ты же истребитель.


- Какое училище?
- Оренбургское… Ускоренный выпуск.
- Ясно… Взлет-посадка… На чем играете? . . .
- Арфа. Но музыку не терплю с детства. Тем более - война.
- Война - это все преходяще. А музыка вечна!
- То же самое говорил мой папа. Между прочим, выдающийся профессор-палеоботаник.
- Из вундеркиндов, значит.
- А я, между прочим, не в филармонию пришел наниматься, а драться.


- Завтра, от силы послезавтра, война кончится. Как только узнают о нашем пополнении, разбежится «Люфтваффе» кто куда. Орлы!
- Волки!


- Лейтенант, возле самолета не курите!
- А я не затягиваюсь.
- Нет, ребята, все равно отойдите.


- Что, не нравлюсь? Что вы на меня так смотрите?
- Ты у меня пятый.


- Вылет через 12 минут. Пацанов не брать. В бой идут одни «старики»!..


- Почему вышел из боя? Опять заклинило?
- Заклинило… Подавай в трибунал, командир.
- Алешка! Пушка-то в порядке. Ты выстрелял все до железки.
- Ну, ладно, ладно, Макарыч.
- Что, пощипали? - Хуже.


- Сведения не проверены. Так что лети, ходи по крышам, заглядывай в стволы зениток, а танки обнаружь.
- А вы знаете, давайте я на трофее слетаю?..
- На «мессере»?
- Свои же могут хлопнуть.
- Та-а. Там я зато пройду, как у себя дома.


- Я на задание. Этих под твою ответственность. Гоняй до седьмого пота.
- Я?
- Именно ты… «Не знаю, товарищ командир», «не знаю, товарищ командир».
- Кузнечиков ловит.
- От полетов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным. Вечным дежурным по аэродрому… Куз-не-чик!..


- Куда ж лететь-то в такую погоду?
- Вперед! На запад! Слушай, Макарыч, в ставке Гитлера ходят упорные слухи, что некоторых советских соколов некоторые несознательные механики перед вылетом крестят.
- В ставке Гитлера все малахольные.


- Пардон, извините, это дело мужчин. Иван, работай. Где здесь продеваются нитки?
- Какие нитки?
- Ну, это ведь летающая швейная машинка?
- Толкай. Посмотрел бы ты, как нас сегодня «мессеры» гоняли.
- Ах, вы еще и летаете?


- Здрасьте, мальчики.
- Здрасьте, девочки.
- Так что сказал Шекспир?
- У-у-а-а…
- М-да.
- И не в восемнадцатом, а-а… в девятнадцатом?
- В девятнадцатом.
- В девятнадцатом сонете Шекспир сказал… гуляй, Вася!
- Хм.
- Потопали.
- Э-э, ораторы! Ну и дисциплинка. Куда же вы без разрешения старшего?


- Ну, как хозяева принимали? Сиди, сиди.
- Да нормально. Но наг-ле-цы!
- А все ты мне, милый друг, доложил?
- Все… Табак хороший…
- Хороший… А дальше?
- Хм… Да ты представляешь, как в оперетте: танки, а вот этот, на белом коне, мне вот так ручкой…
- Ну и ты…
- Ну и я разочек махнул! Слушай, ну надо же было наказать! Это же не сорок первый!..
- Тебе было приказано не раскрывать себя.
- Да хрен с ним!.. А чего ж он, гад, на белом коне еще так…
- Я тебе эту белую лошадь еще вспомню.
- Разрешите идти?



- У второй-поющей другой профиль. Мы считаем, что песня, как география… Вот Зоечка из Сибири. Край суровый, могучий, и песни такие же… Ревела буря, гром гре-ме-ел! Вано - Грузия! Горы, и ритм такой - кавказский. А я из Таврии - Юг Украины. Степь, ровная, как стол. Колысь тут чумакы по силь ходылы, на Чумацькый шлях поглядаючы. Млечный путь - по-русски. И песни такие же бесконечные, как степь… «Ой у лузи, лу-узи-и, чэрвон Калына»… Ну, вы понимаете, что это не вокал, это эскиз к вокалу. И вот теперь вы услышите лучшего солиста 1-го Украинского, бывшего Воронежского, будущего солист Большого театра…
- Очень большого.
- Очень большого театра - старшего лейтенанта Скворцова. «Нич яка мисячна».



- Товарищ капитан, пока здесь некоторые старались ля-ля-ля, первая эскадрилья обеспечила ремонт вашего крейсера. Достали все необходимое.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- Первая - у нас молодцы. Если «фоккер» или «мессер» завалить - это вторая. А если что-то достать - это первая.


- Ромео из Ташкента загрустил. Джульетта в «кукурузнике» умчалась.
- Товарищ лейтенант, перестань пошлить.
- Тебя я понял, умолкаю, не то по шее получу и подвиг свой не совершу.
- Слушай! Я не знаю, какой мы с тобой подвиг совершим, но то, что… эта девочка на войне… это…


- И не холодно.
- Солист идет.
- Товарищ командир! На лобовой атаке условный противник условно сбит. Разрешите получить замечания.
- Молодой да зеленый.
- Ладно, споемся. На виражах слабовато.


- Кузнечик.
- Я.
- Иди к командиру. Настроение - во! Застегнись…


- Звездочка, звездочка, я Маэстро. Утюги на месте. Замаскированы под копны и сараи. Под копны… Квадрат девятнадцать… Как поняли?
- Понял, понял, Маэстро… понял.
- Квадрат девятнадцать, как понял?
- Понял, понял! - Привет соседям.
- Ну как у тебя там? Как у тебя там, Маэстро?
- Нормально… Падаю…


- Попался, гад! Бей его!
- Э-э, ребята! Я же свой, советский.
- Ах, так ты свой, советский! Н-н-на.
- вы хоть форму посмотрите, ребята.
- Он еще и форму нашу надел?.. Н-на!
- Ах ты в господа бога душу.
- Так он еще и лается по-нашему? Н-на!
- Ах ты… царица полей! Н-на!
- Кажишь, швой…


- Щас мы тебя отремонтируем и будет полный порядок. Это чистый. Специально для гостей держим… Фомин, а ну брось свою фисгармонию, воды гостю. Щас мы с тобой на дорожку и за содружество родов войск.
- Да уж, содружество.
- Да ты не сердись. Тут один «мессер» повадился, целую неделю медсанбат курочит. Представляешь, специально по красному кресту бьет, сволота… Ну, ребята решили, что это был ты, и погорячились малость. Да хорошо, что живой остался… Ну, авиация, за победу!
- Будем жить, пехота.
- Ну могём!
- Не могём, а могем.


- Стой, кто идет?
- Не идет, а едет. Днепр.
- Волга, проходи. Здравия желаю, товарищ командир.
- Здоров…


- А как по-вашему будет небо?
- Осман.
- А земля?
- Йер.
- А вишня?
- Олча. Только это не вишня, а яблоня.
- Да-да. Ну, это все равно…
- Домом пахнет. Тополь - дерево моей родины. Только они у нас высокие, пирамидальные…
- А как по-вашему будет дом?
- Мен сезне субамам.
- Как длинно?
- Это по-узбекски: я люблю вас, Маша


- «День у вас такой, как у нас, за что поцелуйте в…» может, многоточие поставим? Грубо! Дипломатический документ…
- Казацкое послание султану!
- Готово!
- Так. Кузнечик, перевод на немецкий язык
- Есть!
- Быстро! Но постарайся так, чтобы это был добротный литературный язык
- Готово.
- Что? Это все?
- Остальное переводу не подлежит.
- Не тяни, а то получишь по шее…
- «Выходи драться один на один. На взлете бить не будем. Маэстро».
- Ну, вот. А целый день писали!
- Стилист! Не смешно, но точно. После войны редактором будешь.


- Товарищ командир, что с вами?
- Краску давай…
- Какую краску?
- Звездочки малевать!
- А-а! Я сейчас, мигом достану!
- «Достану». Вечно у тебя… свою надо иметь!
- Сколько рисовать? Две?
- Две… тут одного пока завалишь - запаришься…


- А что ты скажешь о драке, Ромео?
- Я?
- Да.
- Бой видел… все видел… Кресты… кресты… кресты, кресты!
- Ну а сам-то стрелял?
- А как же? Все, до последнего патрона! Вот только все мимо…


- Голубь ты мой!
- Спокойно. Не надо оваций.


- А сбил, сбил-то как!.. Ну, чего ржете? Отстань! Чего ржете? Учитесь! Почерк… против всех законов физики… на взлете!
- Да не я, послушай!
- А, помолчи! Начальник штаба, оформляй наградные документы.
- Не на меня. Это на лейтенанта Кузнечика, э-э… как тебя, Александров сбил!
- Кузнечик?
- Вот именно, Кузнечик…
- Разыгрываете, да?
- Нет, точно завалил.
- Ты сбил?
- Так точно. Я мог бы, конечно, и больше, но вы, товарищ командир своим нижним бельем распугали всех немцев.
- Ну, молодежь! Ас! Ну-у…


- Продолжайте, лектор Кузнечик! Давай.
- Я о любви… Да нет, я не шучу! Я серьезно, ребята. Вот ведь люди, человечество, должны же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает. Созидает только любовь! Только любовь.
- Любовь. Мы вот с Серегой от Бреста до Сталинграда топали - с любовью… и от Сталинграда сюда, до Днепра - с любовью… Я по этому маршруту смогу через сто лет без карты летать… Потому что по всему маршруту могилы наших ребят из поющей… и там не одна эскадрилья, там дивизия легла!.. А сколько еще… Вот в Берлине, где-нибудь на самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу: «Развалинами рейхстага удовлетворен!» И - можно хоть домой, сады опрыскивать…


- Слабак!!!


- А ты знаешь, что самое тяжелое в нашей работе?
- При минус тридцать копаться в моторе?
- Самое тяжелое в нашей работе - ждать.


- Когда кончится война, вернемся мы сюда. Пройдем по этим местам… кто останется в живых…
- И позовем лучший симфонический оркестр. Выйдет дирижер. Я подойду к нему и скажу…
- Пусть они нам сыграют…
- Нет, ты знаешь… я сам… Скажу: извини, маэстро, дай я… и как врежем «Смуглянку»… от начала и до конца.

«В бой идут одни старики» - художественный фильм Леонида Быкова, снятый по воспоминаниям советских летчиков. Он по праву считается лучшим советским фильмом о Великой Отечественной войне.

Идея снять этот фильм пришла в голову Леониду Быкову давно. В годы войны он мечтал стать летчиком, однако из-за маленького роста его не взяли в летное училище. Но любовь к людям этой героической профессии продолжала жить в нем постоянно. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свои первый фильм на тамошней киностудии снять именно про военных летчиков.

В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарии, основанный на подлинных событиях времен Великой Отечественной воины. В частности, под личностью командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова и на одном красовалась надпись «Веселые ребята». К слову, полк Василия Сталина дошел до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов — 744, имел в своих рядах 27 Героев Советского Союза (14 из них служили под началом непосредственно Маэстро, а самому Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою).


Когда Быков писал сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя кое-что все-таки домыслил и изменил. Например, он придумал новый персонаж — Кузнечика. На самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам Попков, за что командир приказал запретить ему боевые вылеты на месяц. Но таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного, и львиная доля того, что мы видим в фильме, — правда.


Это и любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия летчика была Марнсаев) к русской Джульетте, и их последующая гибель (девушка погибла во время бомбежки столовой, а Ромео сложил голову в одном из боев)…


…и привычка механика крестить перед вылетом самолеты…


…и попадание Маэстро в плен к своим (для доказательства своей принадлежности к Красной Армии ему пришлось врезать одному из пленивших его по морде) и т.д. и т.п.


Между тем, когда сценарий был написан и отправлен «наверх», оттуда вскоре пришел неожиданный ответ: дескать, материал негероический. Высокие цензоры возмущались тем, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм Быкову поначалу запретили. Но он не отчаялся. Чтобы доказать обратное, Быков взялся… «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение им отдельных кусков сценария в самых разных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у цензоров уже не возникало. А тут еще за сценарий стали заступаться люди, которые сами не понаслышке знали о войне. В частности, 14 ноября 1972 гола на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части 55127 полковник Лезжов. Он писал, что прочитанный им сценарий — это честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу.


20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. И здесь Быкову тоже пришлось столкнуться с рядом трудностей. К примеру, много нервов ему стоило утверждение на роль автотехника Макарыча ленинградского актера Алексея Смирнова. Тот был известен широкому зрителю прежде всего как актер комедийного плана, а у Быкова ему предстояло стать фронтовиком. Узнав об этом, чиновники от кино резко воспротивились: «Не бывать этому! У него же тупое лицо!» Но когда Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нем не будет Смирнова, когда рассказал о том, что «актер с тупым лицом» — сам бывший фронтовик, вернувшийся с войны полным кавалером орденов Славы, сопротивление чиновников было сломлено. Кстати, отчество киношному технику Быков дал то же, что на самом деле носил Смирнов — Макарыч.


Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Александр Покрышкин. Когда Быков напросился к нему на прием, чтобы добиться от него выделения для съемок настоящих самолетов времен войны, маршал поначалу отнесся к этой просьбе настороженно. Слишком много в те годы выходило проходных фильмов о войне, чтобы маршал с ходу поверил в затею Быкова снять «нетленку». Он опросил оставить ему на несколько дней сценарий, чтобы поближе познакомиться с материалом. Но нескольких дней не понадобилось. Буквально за одну ночь Покрышкин проглотил сценарий и распорядился выдать киношникам не один, не два, а целых пять самолетов: четыре истребителя «Як-18 и чехословацкий «2-326, внешне похожий на «Мессершмитт-109. Машины доставили на киевский аэродром «Чайка», где их перекрасили и придали им фронтовой вид.


Съемки фильма начались 22 мая в павильоне студии Довженко в декорациях «блиндаж КП» и «блиндаж комбата». Затем съемки переместились на натуру: в конце мая начали снимать воздушные бои «яков» с «мессерами». Вот как вспоминает об этом участник тех съемок — оператор Виталь Кондратьев: «Для удобства воздушных съемок я придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полета. Быков мое изобретение одобрил и тут же решил первым подняться в воздух, чтобы испытать его в деле. Пилот выписывал в небе «бочки» и «мертвые петли», а Леонид Федорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолет садился, я менял кассету с пленкой, и машина снова поднималась в небо. В конце съемочного дня Быков буквально вывалился из самолета и плюхнулся на зеленую траву аэродрома. «Ну, как дела?» — спросил я, подбежав к нему, и услышал в ответ: «Проявим пленку- увидим!»


В начале июня начали снимать эпизоды «на аэродроме». Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому. Иной раз без накладок не обходилось. Как-то он не смог рассчитать курс, и правое колесо попало в яму от пиротехнического взрыва. Самолет клюнул носом, полетели лопасти пропеллера, заднее колесо отломилось вместе со стойкой. Быков заработал на лбу здоровенную шишку, но расстроился не из-за этого. Дело в том, что авария произошла на том самом «Яке» с нарисованными на борту нотами и скрипичным ключом. Поскольку везти самолет для ремонта в Киев значило потерять уйму времени, было решено восстанавливать «железную птицу» на месте, своими силами. Предусмотрительный механик захватил из Киева несколько запасных лопастей, которые тут же установили на поврежденную машину. Но для заднего шасси нужна была сварка. И тогда за дело взялся оператор В. Кондратьев. Он положил изувеченную деталь в багажник своего авто и поехал в Чернигов на станцию юных техников, где у него имелись друзья. Однако когда он приехал, на станции никого не оказалось. Пришлось оператору «вылавливать» их по домам. Узнав, что он с Быковым снимает кино о фронтовых летчиках, мастера с радостью согласились им помочь. Стойку заварили, и на следующее утро самолет был снова готов к полетам.


Между тем через несколько дней случилось новое ЧП: с картины ушел исполнитель роли Смуглянки Анатолий Матешко, который прельстился главной ролью в другом фильме. Далее послушаем рассказ оператора фильма В. Кондратьева: «Помню, тем утром я встретил Быкова в буфете. Он стоял расстроенный и мял в руках какую-то бумажку. В ответ на мой удивленный взгляд он протянул мне телеграмму с киностудии: «Срочно отправьте в Киев Матешко». Что тут поделаешь? Поехали на съемочную площадку, а тут как раз ассистент режиссера привез из Киева «желторотиков» — молодых ребят — студентов театрального института, только что окончивших первый курс. Их представили Быкову. Он осмотрел начинающих актеров профессиональным взглядом, выискивая нового Смуглянку, и остановился на девятнадцатилетнем пареньке, Сереже Подгорном…»


Между тем, до конца съемок оставался еще месяц, но уже 8-10 сентября уже снимался финал: Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу двух летчиц, одна из которых была невестой их боевого товарища Ромео. Как мы теперь знаем, фильм завершается эпизодом, когда Маэстро и Макарыч сидят в степи возле памятника, и на фоне этого финального кадра будет звучать песня «За того парня».


В середине сентября группа перебазировалась на Киностудию имени Довженко, где предстояло отснять павильоны. Так, 20-24 сентября снимался эпизод в декорации «столовая»: Кузнечик, мастерски завалив «мессера» на глазах родной эскадрильи, приходит в столовую, где товарищи устраивают ему торжественный прием.


В эти же дни был отснят и другой «столовый» эпизод: когда летчики «второй поющей» поминают погибшего Смуглянку. В последующие несколько дней были отсняты эпизоды в декорациях: «хата девчат», «палатка», «хата 2-й эскадрильи». Параллельно снимались воздушные бои.


Съемки фильма закончились в середине октября, после чего начался монтаж. Он длился до 6 декабря. Шесть дней спустя фильм без поправок приняли на студии, а 27 декабря состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, и рассказывал этот фильм — летчики-фронтовики. Одним из них был прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов, Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что Покрышкин вытирает слезы.


А потом картину посмотрел и сам прототип Маэстро Виталий Попков. Вот его рассказ об этом: «Был по службе в Киеве, позвонил Лене Быкову, поехали с ним в Министерство культуры Украины, прокрутили фильм. Министр упорствует: что это за фильм, говорит, люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут, а живые песенки распевают. И резюмирует: такого на фронте не было и быть не могло. Спрашиваю министра: был ли он сам на фронте? Логика чиновника удивительна: «Не был, - отвечает, - но знаю». И тогда я рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза Утесова и подаренных нашему полку. И что Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и вместе пели. Убедил. На него подействовали, наверное, не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты и две геройских звезды…»


Во многом именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, Госкино СССР приняло решение поощрить создателей картины. 6 февраля 1974 года был издан приказ о выплате им денежного вознаграждения. Это было справедливое решение, если учитывать, что лента была снята с большой экономией средств: из отпущенных на ее постановку 381 тысячи рублей было потрачено 325 тысяч. В числе поощренных было 39 человек. При награждении особо выдели режиссера-постановщика Леонида Быкова: ему выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссера-постановщика 1-й категории» (для примера: актерам А. Смирнову, В. Талашко и С. Иванову выплатили по 50 рублей).


Руководству Киностудии имени Довженко сумма вознаграждения главным создателям фильма покажется недостаточной, и оно будет ходатайствовать перед Госкино СССР о том, чтобы авторам сценария (Л. Быкову, Е. Оноприенко и А. Сацкому) подняли гонорар с 6 тысяч рублей до максимального — 8 тысяч. Однако этот трюк не пройдет: в Госкино посчитают, что «работа коллектива поощрена достаточно убедительно и увеличение гонорара не представляется целесообразным». Это при том, что через несколько месяцев фильм «В бой идут одни «старики» соберет множество призов на различных кинофестивалях и принесет доход в сотни миллионов рублей.


На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4-е место), что явилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой «кассы» практически не собирали.

Снимать фильмы о войне чрезвычайно трудно. Время не щадит ни людей, ни технику, принимавшую участие в боевых действиях. В фильме "В бой идут одни "старики" роль истребителей Ла-5 и "мессершмитт" исполняли никогда не нюхавшие пороху, созданные уже после войны учебно-тренировочные машины. Но выглядели самолеты-актеры достаточно правдоподобно.

О том, как достигалась техническая достоверность, корреспондент "ФАКТОВ" попросил рассказать летчиков - участников съемок, мастеров спорта по высшему пилотажу Виктора Соловьева и Анатолия Луговского.

"Для придания схожести с истребителем Ла-5 фюзеляж Як-18П загрузили... бетонными блоками"
- Весной 1973 года к нам на аэродром "Чайка" приехал Леонид Федорович Быков, - вспоминает начальник штаба Центрального аэроклуба имени О.К.Антонова Виктор Александрович Соловьев. - Объяснил, что от нас требуется.

Опыт участия в таких делах у нас уже был. Более того, в нашем аэроклубе работали инструкторами и авиатехниками бывшие фронтовики Владимир Воловень, старший тренер сборной Украины по высшему пилотажу Валентин Коваль, Леонид Уткин... Консультантами фильма были генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Семен Харламов и заслуженный военный летчик СССР Анатолий Иванов, начальник нашего аэроклуба Николай Титовский.

Ранее мне довелось "воевать" в группе немецких летчиков в фильме "Освобождение" Юрия Озерова, снимавшегося в Киевской области. А для съемок знаменитого Прохоровского танкового сражения выбрали широкое поле возле села Ходосиевка под Киевом. Я летел в группе истребителей, прикрывавших танки. Шли на бреющем, под нами грохотали взрывы - рядом земля летела. Но однажды пиротехники что-то не рассчитали и в мой самолет снизу ударил 30-метровый столб воды. Меня подбросило, думал, крылья отвалятся.

А вот во время съемок телесериала "Карпаты, Карпаты..." - о партизанском рейде соединения Ковпака - рвануло прямо под самолетом Толи Луговского. И в его машину полетели камни. У самолета, когда он вернулся на аэродром, были настоящие дыры-пробоины в крыле и фюзеляже, как на фронте...

Но у Леонида Быкова всякие неожиданности были сведены к минимуму. Перед съемками все тщательно продумывалось. Бывшие фронтовики здорово помогли приспособить спортивные машины для наземных съемок и крупных планов. Например, у наших Як-18П было три стойки шасси, третья - носовая. У истребителя Ла-5 - две стойки и маленькое колесо на хвосте. Поэтому у Яка носовое шасси убрали, вместо него приварили колесо на хвосте. А чтобы самолет не опрокидывался вперед, в заднюю часть фюзеляжа положили противовес - бетонные блоки. И машина прекрасно рулила.

"Учтите, самолет горит ровно семнадцать секунд!"
- Кстати, Леонид Быков пожелал сам научиться рулить, - продолжает рассказ Виктор Соловьев. - Сказал, что неплохо водит автомобиль, и с рулежкой особых проблем у него быть не должно. Мы с товарищами переглянулись: управление самолетом ничего общего с вождением машины не имеет. Скорее оно ближе к вождению танка.

Но посадили Леонида Федоровича в переднюю кабину, в заднюю сел летчик. И Быков за полчаса научился прекрасно рулить! Он даже летал неплохо с нашим инструктором Леонидом Уткиным.

А в роли немецких истребителей мы использовали спортивные самолеты Z-326 чешского производства - у них двигатели более остроносые. Раскрасил - ну чисто тебе "мессершмитт"!

Разрисовывал самолеты художник из киногруппы - пожилой дядечка без руки, фронтовик. Он пользовался немецким календарем 1944 года с прекрасными фотографиями боевых машин "люфтваффе", на которых отлично были видны камуфляж, кресты, номера, символика разная - драконы, звери, тузы бубновые и прочее.

Правда, самолеты, особенно "немецкие", раскрашивались гуашью, чтобы потом можно было смыть. А ночью прошел дождь, и весь камуфляж потек! Опять пришлось красить. Художники ругались. Потом кто-то додумался в гуашь добавить клей. Отлично получилось. Зато потом, после съемок, техник начал мыть самолет - а краска не смывалась! Когда мы возобновили учебные полеты, то больше недели летали над киевской околицей со свастиками, пока не отмыли.

Для наземных съемок мы задействовали четыре Як-18П - они "играли" наши Ла-5, два летающих Z-326 -"мессершмитты", и еще два "зета" использовали для наземных съемок - один с драконом на борту, а второй - старый, списанный, который Москва разрешила нам сжечь. Помните, Кузнечик (Сергей Иванов) с собачкой в кабине сбил внезапно появившегося над нашим аэродромом "мессера", к которому, горящему на земле, подъехали на грузовике Титаренко с товарищами? Там тоже была, кстати, проблема. Киношники где-то откопали настоящую старую "полуторку" - полуторатонный грузовичок ГАЗ-АА с деревянной кабиной времен войны. Этот "экспонат" был, как нынче говорят, совершенно убитый. Дело в том, что спортивный самолет сгорает очень быстро, примерно, как и истребитель, - ровно за 17 секунд. Обшивка-то у него - перкаль, пропитанный лаком. И если во время съемки этой сцены машина вовремя не заведется или заглохнет на полпути, артисты не попадут в кадр, а самолет сгорит - второго самолета, чтобы сжечь, у нас не было. Мы предупредили об этом Быкова. Леонид Федорович попросил механиков проверить двигатель. И полуторка не подвела. Мы вкопали "мессер" в землю, как будто он при падении зарылся носом, подожгли. Артисты подъехали к нему за пять секунд. Кадр получился!

Но я назвал не всю технику. Еще на двух летающих Як-18ПМ [вероятно, речь идет все-таки о Як-18ПС /администрация сайта/] мы с мастером спорта по высшему пилотажу Сергеем Щуром изображали "лавочкиных". На третьем Толя Луговской возил оператора Виталия Кондратьева, на четвертом с летчиком Уткиным летал Леонид Быков.

А где нашли старый "кукурузник", использовавшийся в качестве ночного бомбардировщика, на котором летали героини Ольги Матешко и Евгении Симоновой?

Его привезли из подмосковного города Монино. Там находится Музей ВВС. Самолет уже не летал, но двигатель запускался, и летчица Людмила Петраш, чемпионка Украины по самолетному спорту, рулила на нем по земле. Но Люда, прекрасный летчик, мастер спорта, как-то не сразу приноровилась к маленькой особенности старого По-2: у него шасси не имело тормозов. Скорость движения по земле, остановки -- все регулировалось сектором газа, оборотами винта.

Но вот когда приземлившийся якобы самолет с девушками-летчицами должен был рулить в кадре прямо на зрителя, то есть на камеру, и должен был остановиться метрах в трех-четырех от нее, Люда, очевидно, не рассчитала и газанула так, что кукурузник попер прямо на камеру. Оператор с круглыми от ужаса глазами отпрянул от окуляра, а потом дал деру. Все, кто стоял рядом, схватили самолет - кто за киль, кто за нижние плоскости - и метрах в двух от камеры остановили его, удержали.

Вы говорили, что сожгли всего один самолет. А как же с теми, в которых горели артисты -- ослепший во время боя Ромео не мог приземлиться, а герой Владимира Талашко направил пылающую машину на врага?

Для таких сцен мы придумали нехитрое приспособление. На вертушке, напоминающей детскую карусель, установили отрезанную от списанного самолета кабину. Рядом оборудовали место для камеры и оператора. В кабину садился артист. Перед фонарем на капот или рядом ставили противень с горящей и дымящейся промасленной ветошью.

Помощник оператора привязывал к этому сооружению веревку и, бегая по кругу, вращал его. Пламя от встречного потока воздуха разгоралось, лизало фонарь, горизонт вращался -- полная иллюзия полета. Казалось, что и двигатель горит, и в кабине пожар. А горящие и падающие сбитые самолеты мы имитировали, конечно, при помощи дымовых шашек и прочей пиротехники, еще в фильм очень хорошо вписались сцены воздушных боев из кинохроники.

"Алексей Смирнов рассказывал анекдоты с "бородой". Но так, что все ухохатывались"
- Как себя вел на съемках Леонид Быков?

Вы знаете, очень спокойный, простой, хороший был человек. Со всеми, независимо от чинов. Никакого крика, мата. Помню, когда снимали "Освобождение", Юрий Озеров, не в обиду будь сказано (ведь тоже хороший был человек, но импульсивный), иногда крепко костерил нерадивых. А с Быковым и нам, и его коллегам работалось очень легко. Задачи объяснял обстоятельно, терпеливо, дублей мы делали минимальное количество, все получалось, как правило, сразу.

Под стать Леониду Федоровичу по лучшим человеческим качествам был и второй великий актер Алексей Макарович Смирнов - бывший фронтовик-разведчик, кавалер двух орденов Славы. Обаятельнейший человек! Идем однажды по Чернигову (кроме "Чайки", съемки частично проводились в пойме Десны, а также в районе поймы Тетерева, недалеко от сел Спартак и Кодра мы помогали снимать сцены поиска нашими летчиками немецких танков, замаскированных под стога сена). Возле центральной гостиницы видим - Макарыча окружила молодежь, восхищенно расспрашивающая о съемках "Операции "Ы" и других приключений Шурика".

Как-то образовался перерыв в съемках. Ну и мы решили все это дело отметить на природе по-летному - на траве расстелили самолетный чехол, поставили на него выпивку-закуску нехитрую. Ждали Быкова, но Леонид Федорович был чем-то занят, приехал один Алексей Макарович. Незадолго до этого он попал в автомобильную аварию, нога побаливала, садиться на брезент человеку грузному и так тяжело. Положили Макарычу два парашюта один на один, дали стакан коньяка и пошла застольная беседа. С нами был начальник Черниговского аэроклуба (мы с его аэродрома в Колычевке взлетали) - большой любитель анекдотов. И начали они со Смирновым соревноваться. Авиатор новые рассказывает. Алексей Макарович - "с бородой". Но как рассказывает! Мы просто ухохатывались, животы болели. И он с нами искренне смеялся -- смешно и заразительно. Никакой гордыни и звездности в нем не было. Еще мне запомнилось, что на съемках Смирнов почему-то все время ходил с покусанными губами. Почему - я постеснялся спросить. Молод был.

Владимир ШУНЕВИЧ
"ФАКТЫ"

Но сразу хотим прекратить различные спекуляции - лишь только напоминает. Отличия даже во внешнем виде:

Вот его внешний вид. Желающие могут найти десять отличий с Дизайнером.

Технические характеристики

  • Технология печати: FDM/FFF;
  • Пластик печати: PLA, ABS, HIPS, SBS, NYLON, PETG, ASA, Cast, Eternal .
  • Диаметр пластика: 1.75 мм;
  • Количество экструдеров: 1;
  • Диаметр сопла: 0.4 мм (опционально 0.2, 0.3, 0.5 мм);
  • Область печати: 240х240х295 мм;
  • Точность позиционирования по осям X,Y: 16 микрон;
  • Точность позиционирования по оси Z: 2 микрона;
  • Толщина слоя: 50 - 300 микрон;
  • Максимальная скорость построения: 80 мм/сек;
  • Материал печатного стола: стекло;
  • Подогрев печатного стола: есть;
  • Автоматическая калибровка печатного стола: есть;
  • Датчик движения/окончания расходного материала: есть;
  • Тип дисплея: графический, монохромный;
  • Разрешение дисплея: 128×64 точек;
  • Поддерживаемые интерфейсы: USB-B;
  • Слот для карт памяти: SD;
  • Тип корпуса: закрытый с принудительной конвекцией;
  • Программное обеспечение: Maestro Wizard;
  • Габаритные размеры: 435 х 400 х 545 мм;
  • Вес: 17.5 кг;
  • Гарантия: 12 месяцев.

Внешний вид

Принтер собран из композитных панелей, или как их назвали производители, опорных конструкций из стали толщиной 1,5 мм для жесткости. Конструкция получилась достаточно жесткая.


Принтер лишен, каких-либо дополнительных, “дизайнерских” идей в конструкции корпуса. Это просто “кубик”) .


Открываем переднюю дверь. Она просто откидывается вверх.
При поднятой крышке, открывается свободный доступ к экструдеру и рабочему столу.


Сбоку под крышкой расположена ниша для катушки пластика. Установка пластика снаружи корпуса в нише - удобное решение. Пластик можно устанавливать при любом положении рабочего стола. Особенно это актуально при печати (например закончилась нить и нужно установить новый филамент).

Конструкция

Кинематика принтера собрана на валах, и в целом это хорошо зарекомендовавший себя Core XY .




По оси Z установлена ШВП. Сделано все основательно.


На фото можно заметить кулер рабочей камеры. Принтер оборудован системой термостабилизации в рабочей камере. И это обещает нам качественные принты.

Экструдер

Экструдер у 3D принтера Maestro собственной конструкции. Конструкция открытая и все элементы механизма подачи пластика хорошо видны. В случае внештатных ситуаций, экструдер очень просто разбирается и собирается, без использования спец. инструмента.


Единственная проблема - экструдер не достаточно оптимизирован для печати гибкими пластиками. Поэтому печатать Flex-ом или Rubber-ом можно только на невысокой скорости. Однако надо отметить, что печать этими видами пластика на практике задача скорее экзотическая и редкая.
Печать обычными, классическими ABS и PLA (и их производными) не вызывает каких либо проблем. Обдув эффективный для качественной печати PLA.


Видно, что все “внутренности” укрыты защитным кожухом.
Вид снизу на экструдер.


Экструдер может нагреваться до 260С. Не рекорд. Но за исключением всякой экзотики, принтер может печатать большинством материалов без проблем.
Принтер стандартно комплектуется соплом 0,4 мм. Но его можно поменять на нужное вам сопло диаметром 0.2, 0.3, 0.5 мм.

Рабочая область

Рабочий стол имеет размер 240 х 240 мм по осям XY и 295 мм по оси Z. И это больше чем, у многих принтеров в аналогичном ценовом диапазоне.


Главная фишка этого принтер - это полноценная автокалибровка (вообще без участия человека). Стол оборудован двумя двигателями, которые выравнивают стол на оптимальном расстоянии для печати. А на экструдере установлен датчик в том числе.


Процесс автокалибровки запускается перед каждой печатью. Экструдер обходит несколько точек. Сопло прикасается к столу, датчик считывает нагрузку и с помощью двигателей стол выравнивается по плоскости.
Очень актуально, для новичков, которые приобретают первый 3D принтер. Большинство первых трудностей, с которыми сталкивается пользователь при освоении 3D принтера - это проблемы с адгезией первого слоя, связанные с неправильной калибровкой (не корректным расстоянием между соплом и рабочей поверхностью стола).
Полная, настоящая автокалибровка встречается не часто у 3D принтеров. И надо сказать, это очень правильный шаг разработчиков Maestro.
Рабочий стол может нагреваться до 130С. Это уже стало приятной традицией, что новые принтеры имеют возможность нагревать стол “с запасом” под большинство пластиков.

Экран управления

Экран управления контрастный. Индикация режимов в нем реализована изменением цвета подсветки.
Режим начальной настройки.


Режим печати.


При возникновении проблем, включается подсветка красного цвета. Сразу понятно, что у принтера возникли проблемы. Вроде мелочь, а очень удобно.

Интерфейсы

Принтер оборудован стандартными на сегодня интерфейсами - USB, для связи с компьютером. Он расположен на задней панели принтера.
И портом для SD-карт, для печати независимо от компьютера. Карту можно вставить в разъем, который расположен под экраном на передней панели.

Дополнительные функции

Помимо автокалибровки стола 3D принтер оборудован системой контроля подачи пластика. Именно подачи. А не только окончания, как у других принтеров. При любых проблемах с подачей пластика, Maestro встает на паузу, экран включает красную подсветку и ждет решения проблемы со стороны пользователя.


В режиме паузы, можно поменять пластик, устранить засор. Принтер после всех этих манипуляция спокойно продолжит печать.
Еще интересен режим управления питанием. После окончании печати, и снижении температуры стола и экструдера, принтер отключит силовые нагрузки, и вентиляторы охлаждения, а в последствии, перейдет в спящий режим не досаждая пользователю своим шумом и экономя электроэнергию.
Точно так же, если принтер выключили принудительно, а потом включили с горячим экструдером. Электроника проверит температуру и включит кулеры охлаждения. Этим мы избежим перегрева и засора в хотэнде экструдера.
По словам производителя после обновления прошивки станет доступен режим продолжения печати, после прерывания питания. Сейчас работают над этим режимом. Действительно нужная и полезная функция.

Печать

Дополнительные функции и привлекательный внешний вид это хорошо. Но самое главное, как принтер печатает. Предлагаем оценить по фото.

На наш взгляд достаточно достойный результат. Печать ажурных конструкций не вызвала никаких трудностей. Все производилось со стандартными, заводскими настройками от производителя.

Выводы

несмотря, на внешнюю похожесть на PICASO 3D Designer , не является его клоном. Это полностью самостоятельная разработка пермских инженеров.
В плюсы этому принтеру, можно занести большой размер области печати - 240 х 240 х 295 мм.
Полностью автоматическая калибровка - хорошая функция, которая есть далеко не на каждом принтере. Правильнее даже сказать, что у 95% принтеров ее нет, в полноценном виде.
Режим контроля подачи пластика очень удобная и нужная функция.
Качество печати по нашему субъективному мнению находится на одном уровне с аналогами по ценовой нише.
Так же имеет смысл поработать над конструкцией подачи пластика, чтобы принтер более уверенно работал с гибкими филаментами.
В остальном никаких претензий к работе принтера нет. В целом, набором дополнительных функций он превосходит многие принтеры своей ценовой категории.
По нашему мнению этот принтер отличное решение как для образования, так и для бизнес задач.
Ознакомиться с полными характеристиками 3D принтера и приобрести его, можно на нашем сайте –
Наши специалисты с радостью ответят на все интересующие вас вопросы.

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные