Когда родился житков. Борис Житков. Рассказы для детей. Другие варианты биографии

Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь . Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Биография Борис Житков родился в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать – отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли.

О.Ладыгин «Утро на море»

Из воспоминаний К. Чуковского(друга дества): «Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов…

Корней Иванович Чуковский

…И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» …И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал: -Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка! Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился, что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский Юношество В 1900 году будущий писатель поступил в Новороссийский университет - с подачи отца - на математическое отделение, в 1901 - перевелся всё-таки на естественное. Вскоре многообещающий студент сделался членом яхт-клуба, водил яхты, дубки и специфически одесский весельно-парусный транспорт под названием "чертопхайка". В годы студенчества Житков побывал со своей командой в Варне, в Марселе, в Яффе, в Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. В 1906 году на фоне революционной деятельности Борис окончил Новороссийский университет, а в 1909 сделался студентом снова: поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге. Летом 1912 года, во время морской практики, Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; в 1909 году руководил экспедицией, изучавшей фауну Енисея и исследовавшей его течение до самого устья; в 1914 работал на кораблестроительном заводе в Николаеве; в 1915 году проверял исправность судов перед их выходом в море в Архангельске; в 1916 принимал авиамоторы для русских самолетов, изготовлявшиеся в Англии; после революции преподавал на рабфаке в Одессе математику и черчение, заведовал техническим училищем... Произведения о Житкове

  • Геннадий Черненко. «Две жизни Бориса Житкова»
  • Чуковский К.И. «Борис Житков»
  • Чуковская Л. «Борис Житков"
  • Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове)
«Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал: – Слушай, Борис, а почему бы не сделаться «Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал: – Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»

К.И. Чуковский

С. Маршак «Почта» - Заказное из Ростова Для товарища Житкова! - Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. … Заказное для Житкова. - Для Житкова? Эй, Борис, Получи и распишись! Мой сосед вскочил с постели: - Вот так чудо в самом деле. Погляди, письмо за мной Облетело шар земной, Мчалось по морю вдогонку, Понеслось на Амазонку. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей.Именно здесь,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека. Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других. О храбрости и трусости написаны «Морские истории» Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Житков – мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Что я видел « Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней и вырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала». А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» . Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» . Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие». Из рассказа «Зоосад»

«Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины.

А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой

и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел…

Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких" Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится «модной» литературой, в которой, помимо «экшн», ничего большего не просматривается. Борис Житков скончался в Москве 19 октября 1938 года. Интернет-ресурсы

  • ru.wikipedia.org/wiki/Житков,_Борис_Степанович
  • http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Zhitkov.htm
  • http://www.ruscenter.ru/612.html
  • http://www.bookmate.com/books/vMvJb9dj

(1882-1938) русский писатель

За четырнадцать с половиной лет литературной работы Борис Степанович Житков написал 192 произведения, включая 38 маленьких рассказов для дошкольников. Кроме них, писатель создал 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений и 14 статей. Из общего числа написанных Борисом Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.

Борис Житков был из тех «бывалых людей», которых так настойчиво звал в детскую литературу М. Горький. Но далеко не все они умели рассказать детям о том, что испытали и увидели на своем веку. Житков умел это сделать. Он не только имел богатый житейский опыт, но и обладал разносторонними знаниями и редким даром повествователя-импровизатора.

Он до пожилых лет сохранил ненасытную любознательность и разнообразие интересов, какие бывают у ребят. Его увлечения то и дело менялись, но в каждом деле, за которое он брался, Борис Житков достигал настоящего мастерства. Он умел не только писать, у него были поистине золотые руки. Писатель прекрасно управлялся с рубанком, пилой, топором, знал толк в электротехнике и радиотехнике. Он всегда что-нибудь мастерил: то строил буер, то конструировал планер. По профессии Житков был инженером-химиком, кроме того, он окончил кораблестроительное отделение Политехнического института, а вдобавок, имел звание штурмана дальнего плавания.

Борис Житков пришел в литературу немолодым человеком - ему было уже за сорок, но к тому времени это был уже сложившийся писатель со своим стилем и почерком, с большим, накопленным за долгие годы материалом. Юные, да и взрослые читатели очень скоро узнали и полюбили этого живого и увлекательного собеседника, зоркого наблюдателя и умельца.

Многое, о чем Борис Степанович Житков рассказал в своих произведениях, было навеяно впечатлениями детства и юности, семейными преданиями.

Он родился летом, когда их семья жила на даче, в нескольких километрах от Новгорода, на высоком берегу реки Волхова. Борис был последним, четвертым ребенком в семье и единственным мальчиком.

Потом в своих произведениях, Борис Житков много писал о море, и это было не случайно. Его отец, Степан Васильевич, происходил из морской семьи: три его брата плавали на военных кораблях, все трое стали адмиралами, а двое из них - севастопольские герои. Четвертый брат был морским инженером и строил маяки на Черном море. Пятый утонул во время учебного кругосветного плавания, поэтому мать уговорила мужа не отдавать младшего сына в моряки.

Таким образом, Степан стал учиться в военной гимназии в Петербурге, хотя увлекался математикой и мечтал об университете. Но средств в семье не хватало, и он поступил в высшее Военно-инженерное училище, откуда его уже с последнего курса исключили за «вредное направление». Потом - уже за участие в революционных выступлениях студентов - его исключили и с четвертого курса Технологического института.

Тогда Степан Васильевич сдал экзамен на учителя, вскоре женился и начал работать в Новгороде в земской учительской семинарии. Он с увлечением занялся новым делом: написал учебники для учителей и учеников, разработал методику преподавания арифметики. По его инициативе было организовано Новгородское физико-математическое общество. Он был человеком общительным и умел объединить вокруг себя людей. И в то же время это был очень требовательный человек, если дело шло о выполнении долга, не терпел никакой небрежности. Того же он требовал и от детей. Вот в такой семье и в такой обстановке воспитывался будущий писатель.

Он многое перенял и от своей матери. Она была сиротой и росла у богатой тетки, которая старалась научить ее всему, что полагалось знать богатой барышне. Она училась в немецкой школе в Петербурге, занималась музыкой в консерватории и была ученицей Антона Рубинштейна . Тайком от тетки девушка посещала известные Владимирские курсы для женщин, которые стремились получить высшее образование.

Маленький Борис рос смышленым мальчиком. С раннего детства любил слушать рассказы Толстого для детей, «Конька-Горбунка», сказки Пушкина, которые читал ему отец. Они часто гуляли в новгородском Кремле, вокруг памятника тысячелетию России. Мальчик отличался хорошей памятью. Еще до поступления в гимназию он знал наизусть «Мцыри» и «Демона» Лермонтова, а затем всего «Евгения Онегина» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также многие стихотворения Некрасова и Алексея Толстого. Детских книг он никогда не читал, а сразу же стал знакомиться с классикой русской литературы.

Отца несколько раз переводили с места на место. Наконец в 1899 году семья переселилась в Одессу, где жили отцовские братья и сестра. Здесь Борис легко сдал экзамены в гимназию. Когда он учился в первом классе, то дети решили издавать домашний журнал. Рассказ Бориса из школьной жизни «Троянская война» оказался самым лучшим, самым длинным и самым интересным.

Потом им овладела страсть к путешествиям. В тринадцать лет он на грузовом пароходе совершил рейс Одесса-Батуми и обратно. После окончания шестого класса гимназии Борис совершил другую большую поездку, на этот раз по Кавказу.

Окончив гимназию, он поступил в Новороссийский университет на естественный факультет. По окончании университета он мог бы остаться там на кафедре химии или ботаники и заниматься научной работой, но решил по-другому. Через некоторое время Борис Житков поступает в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение. Очевидно, в этом сыграли свою роль семейные традиции, которые во многом были связаны с морем.

Практику Борис Степанович Житков проходил в Дании, где работал на механическом заводе. Плавал он на парусниках в Средиземном море и у анатолийских берегов, а в 1912 году находился в длительном плавании на океанском пароходе. Житков прошел все виды морской службы - от юнги до помощника капитана. Он работал в Николаеве на Русском судостроительном заводе, затем инспектором в Архангельске.

Во время войны 1914-1918 годов, Борис Житков служил в гардемаринских ротах. После краткого обучения он в звании мичмана отправился в Англию - принимать моторы для русских самолетов и подводных лодок. По делам ему пришлось побывать и во Франции.

После революции, Борис Житков работал заведующим технической школой в Тирасполе. В 1922 году он переехал в Одессу и стал преподавать физику и химию на рабфаке, а осенью 1923 года уехал в Петроград. Здесь он встретился со своим школьным товарищем Корнеем Чуковским , который и предложил ему написать то, что он так хорошо рассказывал детям. Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку . В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича Житкова «Шквал».

С тех пор он работает в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» ведет рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», потом придумал еще одну рубрику - «Мастеровой». Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя. В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счете Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».

В 1926 году выходит из печати его сборник «Морские рассказы». Он работает много и упоенно, как будто спешит рассказать людям обо всем, что видел и знал. Борис Житков был первым, кто ввел в детскую литературу тему труда, выделяя его нравственные аспекты и моральные проблемы. Его безусловной заслугой было и то, что он нашел удачный синтез науки и искусства в созданной им научно-художественной литературе.

Но особенно Житков любил писать для детей и с удовольствием работал в журналах «Новый Робинзон», «Пионер», «Чиж», «еж», «Юный натуралист», а также в детском календаре, выдумывал книжки-картинки и книжки-игрушки, писал пьесы для Театра юного зрителя, сочинял тексты для диафильмов, хотел найти новые формы радиопредставлений для детей и мечтал о звуке в кино. Борис Степанович Житков всегда и во всем оставался верен себе, стараясь создавать интересные для детей произведения.

Писатель работал много и в редакции, и дома, где он писал свои произведения. Он постоянно разъезжал между Москвой и Ленинградом. Его здоровье не вызывало опасений, да и сам он никогда об этом не говорил. В начале августа 1938 года Борис Житков приехал в Москву. Здесь он вдруг почувствовал большую слабость. Начала подниматься температура, появились сильные боли между лопатками, и рентгеновский снимок показал рак легких.

Еще в октябре он живо интересовался делами своих товарищей, которые приходили к нему за советами, сам собирался работать дальше и думал о новых книгах. Но болезнь все-таки одолела талантливого писателя, и Борис Житков уже не вставал с постели, а 19 октября 1938 года умер. В то время ему исполнилось только 56 лет.

Биография

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882−1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное - Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.

Печатался с 1924 - сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории, 1925−1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т. ч. Одень меня, 1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т. ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова - повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный - в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т. п.). Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1−2, 1929−1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л. Н. Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В. В. Бианки и Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в Новгороде. Его родители - учитель математики и пианистка. В детстве жил в Одессе, где дружил с Чуковским. Был активным участником революционных событий в 1095 г.

В 1906 г. окончил Новороссийский университет (естественное отделение), а в 1916 г. получил второе (кораблестроительное) образование в Петербургском политехническом институте.

Житков за свою жизнь сменил множество профессий - работал штурманом парусника, был капитаном научно-исследовательского корабля, рабочим-металлистом, ихтиологом, инженером-судостроителем, пробовал себя в преподавательской сфере, руководил техническим училищем. Очень много путешествовал.

Впервые печататься начал в 1924 г. Сначала ориентировался на взрослую категорию читателей, но со временем перешёл к детской литературе. Его произведения выходили в разных журналах и газетах: «Чиж», «Юный натуралист» «Ёж», «Новый Робинзон», «Ленинские искры» и др.

Произведения Житкова отличаются богатством жизненных наблюдений, значительной познавательной ценностью, чёткостью в определении добра и зла, интересными сюжетами, динамизмом повествования, необычностью и остротой нравственных коллизий, романтической верой в победу справедливости, настоящей и трогательной любовью к этому миру, умением удивляться красоте жизни и будить сочувствие к слабым. Писатель организовал теневой театр и написание специальных книг для малограмотных. Его творчество оказало огромное влияние на детскую литературу следующих лет.

Умер Борис Степанович в Москве в 1938 г. Уже посмертно была издана повесть-энциклопедия «Что я видел», которую многое считают вершиной творчества писателя.

В ноябре 1923 года немолодой безработный Борис Житков записал в дневнике: «Сегодня день, когда уже некуда идти» . Работы не было, было ощущение глухого забора, вдоль которого он ходил и безуспешно стучал. И вдруг… «открылась калитка в этом заборе… Совсем не там, где… стучал… и сказали: “Ради бога, входите, входите”» . Это «входите, входите» сказали в редакции журнала «Воробей», куда Житкову предложил обратиться Корней Чуковский, уверовавший в литературный талант своего гимназического товарища. Они когда-то вместе учились в Одессе, одно время даже дружили, и Чуковский (тогда Коля Корнейчуков) часто бывал в семье Житковых.
Семья была немалой: родители, три дочери и младший - сын. Он родился недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Отец преподавал математику: один его задачник издавался тринадцать раз. Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим. Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна.
В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную, французскую, где вместо отметок за прилежание давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист он был необычный. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что «изучатель» он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но и вместе с товарищами яхту построил.
Однажды уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев - пешком! А это 400 километров. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма порой - целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком. Да и рассказать ему было о чём. После окончания гимназии его жизнь - это настоящий калейдоскоп разнообразных, подчас экзотических событий.
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте, руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолётов. Работал в школе, преподавал математику и черчение.
Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. И вот со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он - человек немолодой - бросился в литературную работу.
Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова («Над морем») в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». Позднее автор изменил название - «Над водой». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море».
Однажды, получив приглашение поработать редактором в журнале «Юный натуралист», Борис Степанович учинил там«житковский переворот» . То же произошло чуть раньше в журнале «Пионер», чему там, впрочем, все были рады.
Героями произведений Житкова были люди ярких, резких характеров - таких он не раз встречал в своей полной приключений жизни. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном» .
Как и в детстве, он «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать» . И подчас героями его произведений становились… топор или пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг! Для того он и усердствовал непрестанно выдумкой.
Пригодились и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю Константину Федину - как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был… немножко построгать вместе с замечательным бондарем - Житковым» .
Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался делать фильм о микробах, то взахлёб рисовал, то возвращался к скрипке. «Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» - это о новом инструменте с нежным «женским» голосом.
За вечные скитания его как-то назвали «вечным Колумбом» . А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу - «энциклопедию для четырёхлетних граждан» . Он назвал её «Почемучкой». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка - его сосед Алёша, которому «объясни метро - мозги вывихнешь» .
Книга «для маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова, который умер за год до её выхода. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.

Надежда Ильчук

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б.С.ЖИТКОВА

ИЗБРАННОЕ. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 542 с.: ил. - (Сокровища дет. литературы).

ИЗБРАННОЕ / Вступ. ст. К.И.Чуковского; Худож. Б.В.Тржемецкий. - М.: Правда, 1988. - 477 с.: ил.
Содерж.: Морские рассказы; Рассказы о животных; Что бывало.

ИЗБРАННОЕ / Сост., вступ. ст., примеч. В.Глоцера; Худож. А.Брей и др. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Содерж.: Что бывало; Морские истории; Рассказы о животных.

БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА: [Рассказы] / Худож. М.Федоровская. - М.: Пушкинская б-ка: Астрель, 2005. - 238 с.: ил. - (Внеклассное чтение).

КАК МЫ ЕЗДИЛИ В ЗООСАД: Рассказ. - М.: Центрполиграф, 1998. - 46 с.: ил. - (Книга за книгой).

КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ; БЕЛЫЙ ДОМИК; ПУДЯ; МАНГУСТА: [Рассказы] / Худож. И.Киреева. - М.: Август, 2001. - 56 с.: ил. - (Рассказы рус. писателей).

МОРСКИЕ ИСТОРИИ; РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ // Пришвин М.М. Золотой луг: Рассказы; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 169-348.
Каким бывает море? Глубоким, синим, тёплым, ласковым. А ещё злым и безжалостным к человеку, стремящемуся схлестнуться с водной стихией один на один.

ПОМОЩЬ ИДЁТ: Рассказы / Худож. В.Юдин. - М.: Дет. лит., 1990. - 29 с.: ил. - (Читаем сами).

ПРО СЛОНА: Рассказ / Худож. Н.Тырса. - СПб.: Лицей, 1991. - 14 с.: ил. - (Мои первые книжки).

ПУДЯ: Рассказ / Рис. В.Дроздова. - СПб.: Лицей, 1992. - 31 с.: ил. - (Читаем сами).

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ / Худож. В.Челак. - М.: Махаон, 2004. - 125 с.: ил. - (Родная природа: Читаем дома и в школе).

РАССКАЗЫ О ХРАБРОСТИ / Худож. Ю.Тризна. - Л.: Дет. лит., 1990. - 110 с.: ил. - (Шк. б-ка: Для начальной школы).

СЕМЬ ОГНЕЙ: Очерки, рассказы, повести, пьесы / Худож. А.Брей, В.Владимиров, Н.Лапшин, П.Митурич, А.Самохвалов, Р.Семашкевич, С.Соколов, М.Цехановский; Оформл. Г.Фильчакова. - Л.: Дет. лит., 1989. - 287 с.: ил.
Содерж.: Повести и рассказы: Про волка; Роман Маркиза; Удав; Варька; Василий Мутный; Александр Сергеевич Пушкин; Пьесы: Семь огней; Последние минуты; Очерки: Телеграмма; Про эту книгу и др.
Эта книга о том, как делают деньги и как родился паровоз. Здесь есть повесть о жизни Александра Сергеевича Пушкина и пьеса о революции. А от рассказа «Про волка» просто не оторваться. Так увлекательно автор описывает свою попытку приручить дикого зверёныша.

ХРАБРЫЙ УТЁНОК: Сказка / Худож. А.Комраков. - М.: Дет. лит., 1998. - 15 c.: ил. - (Для маленьких).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Предисл. Г.Черненко; Худож. М.Беломлинский. - Л.: Дет. лит., 1986. - 79 с.: ил.

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. А.Безменов, А.Капнинский. - М.: РОСМЭН, 2002. - 250 с.: ил. - (Б-ка младшего школьника).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. В.Черноглазов. - М.: Дет. лит., 2003. - 301 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Что бывало? Бывало всякое: и страшное, и смешное. В этой книге рядом стоят рассказы о пароходе, налетевшем на мину, и самоваре, который пускал мыльные пузыри. О спасении рыбаков, унесённых на льдине в открытое море, и о потерянной бороде.

ЧТО Я ВИДЕЛ: Рассказы и сказки / Вступ. ст. К.Федина; Рис. коллектива художников; Сост. и авт. биогр. очерка Г.Черненко. - Л.: Дет. лит., 1979. - 382 с.: ил.

ЧТО Я ВИДЕЛ / Худож. Д.Аникеев. - М.: Примат, 1994. - 240 с.: ил.
Почему у собаки на голове бантик?
Почему нельзя подслушивать?
Почему дорога железная?
Почему у стрелочника жёлтый флажок то свёрнут, то развёрнут?
Попробуй задать вопросов больше, чем Алёша Почемучка!

Надежда Ильчук,
Ольга Мургина (библиография)

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Б.С.ЖИТКОВА

Бианки В.В. Борис Степанович Житков и его литературное наследие // Бианки В.В. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1972-1975. - Т. 4. - С. 218-222.

Бывалый человек Житков: [Чуковский К. Детство; Бианки В. Друг; Фраерман Р. Последние годы] // Житков Б.С. На островах робинзонов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. - С. 230-254.

Вольпе Ц.С. Искусство непохожести: Б.Лившиц, А.Грин, А.Белый, Б.Житков, М.Зощенко: Сб. - М.: Сов. писатель, 1991. - 316 с.

Жизнь и творчество Б.С.Житкова. - М.: Детгиз, 1955. - 591 с.: ил.

Житков Борис Степанович // Крат. лит. энциклопедия: В 9 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. - Т. 2. - Стб. 947-948.

Житков Борис Степанович // Мацуев Н. Русские советские писатели: 1917-1967. - М.: Сов. писатель, 1981. - С. 85.

Житков Борис Степанович // Что такое. Кто такой: Т. 2. - М.: Педагогика-ПРЕСС, 1993. - С. 18-19.

Зубарев Д. Борис Степанович Житков // Антология мировой детской литературы. - М.: Аванта+, 2002. - Т. 3. - С. 53-54.

Маршак С.Я. «Штурман дальнего плавания» // Маршак С.Я. Собр. соч.: В 4 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 4. - С. 416-423.

Николаева С.А. Житков Б.С. // Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1997. - С. 279-284.

Пантелеев А.И. Ни на один оборот: (К 95-летию Б.С.Житкова) // Пантелеев А.И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Дет. лит., 1983-1985. - Т. 3. - С. 259-261.

Разумневич В.Л. О людях труда и подвига // Пришвин М.М. Золотой луг; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. - М.: Дет. лит., 1982. - С. 161-169.

Cивоконь С. На все руки мастер: (Борис Житков) // Сивоконь С. Уроки детских классиков. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 66-98.

Сивоконь С. На все руки мастер // Житков Б.С. Что бывало. - М.: Дет. лит., 2003. - С. 5-18.

Федин К. Мастер // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. лит., 1979. - С. 5-6.

Черненко Г.Т. Вечный Колумб: Биогр. очерк / Рис. и оформл. Б.Забирохина. - Л.: Дет. лит., 1982. - 255 с.: ил.


Черненко Г.Т. Две жизни Бориса Житкова // Житков Б.С. Что я видел. - Л.: Дет. лит., 1979. - С. 369-379.

Черненко Г.Т. Любимый писатель // Житков Б.С. Что бывало. - Л.: Дет. лит., 1986. - С. 5-7.

Щеглова Е.П. Житков Борис Иванович: [Биогр. справка] // Уважаемые дети: Сб. - Л.: Дет. лит., 1989. - С. 252.

Н.И., О.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.С.ЖИТКОВА

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Кнопочки и человечки. Эпизод из повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. В.Голованова. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980.

Почему слоны? По мотивам повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. Ж.Витензон. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980. Роли озвучивали: Г.Дробинина, Е.Зверева, Р.Суховерко и др.

Пудя. По рассказу Б.Житкова. Реж. И.Воробьёва. Комп. И.Ефремов. СССР, 1990.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ

Даты жизни : 30 августа 1882 – 19 октября 1938
Место рождения : город Новгород
Русский, прозаик, путешественник и исследователь
Известные произведения : «Серая шейка», «Как я ловил человечка», «Морские истории», «Рассказы о животных»

Не всякому человеку, согласитесь, посвящают стихи знаменитые поэты. И уж тем более не всякий человек становится прототипом героя художественного фильма. И то, и другое происходило с известным писателем Борисом Житковым, и уже по этим фактам можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек - приключение, с необыкновенными талантами и способностями и с необыкновенной судьбой.
Многие в детстве читали стихотворение известного поэта С. Маршака «Почта», которое целиком написано про Бориса Житкова. В нем есть такие строки:
- Заказное из Ростова
Д ля товарища Житкова!
- Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
- В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра...
И еще:
Житков за границу
По воздуху мчится -
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.
Борис Житков стал прототипом одного из главных героев художественного фильма «На миг оглянуться», фильм был поставлен на Одесской киностудии в 1984 году режиссером Вячеславом Колегаевым, Бориса Житкова в фильме сыграл артист Виктор Проскурин, а его друга, знаменитого детского писателя Корнея Чуковского, - известный актер Олег Ефремов.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 года. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианисткой, боготворившей музыку, в юности она брала уроки у самого великого Антона Рубинштейна.
Родился он поблизости от Новгорода, в деревушке на берегу реки Волхов, где родители в то время снимали дачу. У него было три сестры, так что семья была немаленькой. Из-за «неблагонадежности» отца семья вынуждена была колесить по России в поисках работы для отца.
Наконец они осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. В Одессе Борис впервые пошел в школу: частную, французскую, затем поступил в гимназию. Ученик он был необычный, его увлечения не знали границ, казалось, он интересовался всем на свете: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Он был очень подвижный, спортивный мальчик; увлекшись спортом, он не только получал призы в гонках, но и вместе с товарищами построил настоящую яхту. В гимназии Борис Житков подружился с Корнеем Чуковским, и эта дружба продолжалась всю жизнь.
Вместе с тем его влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вел дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды он даже придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь. Он был еще и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чем, поскольку после окончания гимназии и естественного отделения Новороссийского университета в 1906 году его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий...
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте. После университета он сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем в Одесском порту, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Он руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолетов. Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. В 1923 году Борис Житков переехал в Петроград.
Однажды по просьбе К.И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это стало началом его писательской работы. Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова «Над морем» в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море». Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и другие.
В своих рассказах для детей Житков стремился сообщить детям массу полезных сведений и рассказать о множестве интересных вещей. Он писал о дружбе и товариществе, о настоящей храбрости и мужестве в самых критических ситуациях, в которые нередко попадают его герои, как, например, в рассказах циклов «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и других. Он писал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.
Произведения Житкова всегда насыщены действием, он ведет откровенный, доверительный разговор со своими читателями, образно и ясно показывает привлекательность знаний. Он как бы звал ребят к умению многое делать, строить, создавать самостоятельно, он мог показать на деле своему маленькому читателю, как сделать звонок, шалаш, лук, модель парусного судна, буера, планера, аэроплана, как смастерить воздушный змей и еще тысячу других интересных вещей.
Рассказы Бориса Житкова раскрывают достоинства и преимущества таких человеческих качеств, как честность, порядочность, компетентность, чувство ответственности за свой труд, свое дело, уважение к людям и любовь к животным и природе. Ему хотелось, чтобы «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения его книг. Дети сразу полюбили его рассказы.
«Рассказы о животных» Бориса Житкова, собранные в один сборник, впервые были изданы книжкой в 1935 году. Полные ярких описаний рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» говорят читателю, прежде всего, о том, как важно не просто любить животных и любоваться ими, но и понимать их, и уметь с ними общаться, ухаживать за ними и нести за них ответственность.
У самого Бориса Степановича был дрессированный волк и кот, умевший «становиться обезьяной». В рассказе «Беспризорная кошка» читателя сразу начинает волновать, привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой... Ведь охотник долго и терпеливо приручал ее. И однажды услышал возле дома собачий лай своего Рябчика, пса, который оповестил хозяина о том, что к дому шла та самая серая кошка. На этот раз при виде охотника она не убежала, как раньше. С этого дня она постоянно приходила к охотнику в гости... И таких правдивых и в то же время удивительных и трогательных историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» Борис Житков рассказал читателям немало...
Многие поколения российских ребятишек выросли, по-настоящему подружившись с книгами Бориса Житкова. Эти книги и сегодня продолжают открывать мир маленьким читателям.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Вопрос о мужестве, о самой его природе особенно занимал Житкова. «Я о нем много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянутся бежать... И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: не хватило воздуху сказать!» Это было написано в 1927 году, а незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью под названием «Храбрость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достоверность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - источник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый поступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, кто знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.
Уже в первом своем рассказе, «Шквал» (другое название - «На воде»), писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Матросу Ковалеву с трудом удается выбраться из-под перевернувшегося судна на поверхность и наконец вздохнуть полной грудью. Однако он совершает обратный мучительный путь, чтобы спасти оставшихся. Недаром девочке Насте он кажется «самым главным» на борту: со свойственной детям проницательностью она отмечает незаурядного по нравственным достоинствам человека. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории». В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка.
Храбрость - пробный камень для героев Житкова. Экстремальные обстоятельства проявляют в человеке скрытые качества его натуры. Так, неудачливый тореро, когда-то испугавшийся быка и теперь работающий угольщиком на корабле, беспаспортный бродяга, достойно ведет себя во время крушения и готов вздуть капитана, виновника этой беды. Он решил для себя: «Я теперь всю жизнь ничего не смею пугаться» («Погибель»).
Принцип обрисовки действующих лиц у Житкова - выделять главные их черты, проявляющиеся в поступках. До предела собран, сосредоточен капитан судна в рассказе «Механик Солерно». Он знает, что корабль его каждую минуту может погибнуть, потому что в трюме начался пожар, и героически борется за жизнь людей. Когда ему удается спасти всех, то оказывается, что человека, по чьей вине произошла катастрофа, среди них нет. Механик Солерно еще раньше признался капитану, что это он за деньги поместил в трюм опасный груз. И вот теперь он исчез, т.е. погиб. Его признание - тоже определенный акт мужества, и читатель уже жалеет механика.
Рассказы первых сборников - «Злое море» и «Морские истории» - вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море зависим от капризной стихии, предельно напряжен и готов мужественно встретить любую неожиданность.
Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя», «Кино в коробке», «Телеграмма». Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество...
Увлечь юных читателей самим процессом научного и технического поиска, показать романтику преодоления трудностей, взлет мысли - вот что воодушевляло писателя при создании таких произведений. «Я нисколько не сомневаюсь, - говорил он, - что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова...» В центре его научно-художественных произведений всегда стоит творец науки и техники - человек. И читателя своего Житков заставлял проходить вместе с исследователем или изобретателем весь их путь к неизведанному, показывая, сколь трудна дорога к вершинам человеческой мысли.
Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от трех до шести лет. В результате появилась знаменитая книга «Что я видел?» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. «Его чувства, причины, их породившие, ближе всего, понятнее будут маленькому читателю», - был уверен автор.
Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» - так подаются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги - ему даются и уроки общения с людьми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.
Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» и «Про животных». В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лаконично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным поворотом сюжета. Вот, к примеру, рассказ «Метель»: «Мы с отцом на полу сидели. Отец чинил кадушку, а я держал. Клёпки рассыпались, отец ругал меня, чертыхался: досадно ему, а у меня рук не хватает. Вдруг входит учительница Марья Петровна - свезти ее в Ульяновку: пять верст, дорога хорошая, катаная, - дело на Святки было». Далее мальчик, герой произведения, везет учительницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение создается описаниями борьбы со стихией, причем передано это через рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.
Житков вообще часто поручал в своих произведениях повествование детям. В рассказе «Пуд» драматические обстоятельства возникают из взволнованного детского их пересказа. Этот же прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстетическим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке: «Я такого никогда не видел. Он был совсем настоящий, только маленький... И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был!» («Как я ловил человечков»). Мечтательный герой населяет суденышко крохотными человечками и в страстном желании их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память.
В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Иногда самопожертвование животного кажется даже осознанным, например, в рассказе «Как слон спас хозяина от тигра». Слон, несмотря ни на какие понукания и удары, не идет в лес, потому что знает: там притаился тигр.
Изображенное писателем животное всегда хорошо запоминается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки. Почти ручные мангусты свирепо набрасываются на заползшую в корабль змею, потому что таково их природное назначение; в данном случае оно совпало с желанием людей («Мангуста»). Живущий в квартире рассказчика и уже вроде бы одомашнившийся волк ночью вдруг завыл: «Он сидел посреди комнаты, подняв к потолку морду. Он не оглянулся на свет, а выводил ноту, и такую лесную звериную тоску выводил он голосом на весь дом, что делалось жутко». Как ни пытается рассказчик, боясь упреков соседей, выдать своего питомца за собаку, ему это не удается: зверь остается таким, каким бывает именно волк. Он, например, «умел смотреть назад, совсем свернув голову к хвосту, и бежать в то же время вперед».
Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
(1882-1938)

Помните знаменитое стихотворение Маршака про письмо, которое "само никуда не пойдет", но благодаря почтальонам разных стран, совершает едва ли не кругосветное путешествие и доходит до адресата? Адресатом был писатель Борис Житков.
Он был одним из создателей новой литературы для детей. В 1924 году в журнале "Воробей", который редактировал Маршак, появились первые рассказы Житкова. Его интересная, полная событий и приключений жизнь, путешествия, встречи с замечательными людьми - мастерами своего дела, редкая наблюдательность и безудержная фантазия дали ему возможность создать такие книги, которых до него в литературе не было. Иногда их называют рассказами бывалого человека.
Впрочем, так оно и есть: две главные книги Житкова, "Что бывало" и "Что я видел" ("Почемучка"), целиком основаны на правдивых историях и собственном жизненном опыте.
Когда читаешь рассказ "Обвал", веришь, что автор сам управляет насосом-гидротараном, который помогает размыть обвал на дороге. Дорога освобождается, и доктор вовремя успевает на помощь девочке Вале, подавившейся косточкой. А не сам ли автор был в самолете, который сбрасывает мешок с едой людям, унесенным на льдине?
Много повидал Житков. Его биография - сама как увлекательная книга. Сколько дорог он прошел, сколько профессий переменил!
Родился он в Новгороде в семье преподавателя математики. Гимназию окончил в Одессе, учился на естественном отделении Новороссийского университета. В студенческие годы, нанимаясь на торговые суда, плавал по Черному и Средиземному морям, умудрился одновременно окончить мореходку и получить звание штурмана дальнего плавания. Поэтому у него много рассказов об отважных, благородных, умелых моряках, с них начинался и его литературный путь: две первые книги - "Злое море" (1924) и "Морские истории" (1925). После окончания университета Житков преподавал химию и физику на вечерних курсах для рабочих в Петербурге, в качестве командира судна и ихтиолога отправился в научную экспедицию на Енисей.
А в 1909-м он снова стал студентом: на этот раз Петербургского политехнического института. После его окончания он призывается на военную службу и отправляется в Англию, чтобы получить там военное оборудование. В 1917-м Житков снова в Одессе. Работал инженером порта, заведовал техническими училищами, преподавал на рабфаке. В 1923-м вернулся в Петроград, и вот тут-то встретился с Маршаком...
Непоседа, разносторонняя личность, Житков был уверен, что детскую любознательность надо удовлетворять как можно полнее, что дети способны понять суть самых сложных явлений, что надо окрылять детей жаждой знаний. "Я нисколько не сомневаюсь, что к самым радикальным вопросам, вплоть до Эйнштейновой теории, можно в упор подвести ребят, и хорошо, если от этого у них закружится голова", -считал он. Он и рассказывал ребятам о разных явлениях природы, о науках, технических достижениях, изобретениях: о кино и радио, о телеграфе и электричестве. Он рассказывал об истории монеты в книжке "Гривенник", в книжке "Самоделка" - как построить индийское судно (тогда, как и при Колумбе, индейцев называли индийцами), а в книжке "Каменная печать" - об искусстве литографии.
Всего Борис Житков написал более ста произведений, большая часть которых - познавательные книги для "почемучек" разного возраста, от трехлетних малышей до младших школьников.
Он писал и об ученых: прекрасные примеры для подражания дают их судьбы, их увлеченность поисками ответов на казалось бы неразрешимые задачи. У Житкова есть небольшая книжечка "Чудаки. Развитие техники и изобретательства". В ней он ярко и заразительно рассказывает о красоте научного поиска.
Замечательно писал Житков о природе и животных. Каждого персонажа он наделял яркими чертами, чем придавал сходство с человеком. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, готовы к самопожертвованию, верны хозяину. Среди этих рассказов: " Беспризорная кошка", "Про обезьянку", "Мангуста", "Про слона", "Про волка". Житков заставлял ребенка испытывать сильные чувства любви и жалости к животным, потому что хорошо знал, что никакие знания не сделают из него человека, а только доброе сердце и умение сострадать.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.28-29., ил.

БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ
(1882-1938)

«Что же это за детский писатель, если он даже гвоздя в стену вбить не умеет?» - говорил Житков. Сам писатель рассказывал только о том, что видел и знал, а знал и повидал он немало. Житков пробовал разные профессии, любил путешествовать, мастерить, стал организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, печатался в детских газетах и журналах «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», написал множество рассказов и сказок для детей и роман для взрослых.
Богатство жизненных наблюдений и неистощимая фантазия помогли писателю создать уникальную книгу «Что я видел», которая стала настольной энциклопедией для многих поколений детей. В ней рассказывается о путешествии, во время которого четырехлетний мальчик Алеша- «Почемучка» узнает множество самых разнообразных вещей: как работают железная дорога, метро и аэропорт, какие звери живут в зоопарке, на скотном дворе и какие у них повадки, чем отличается жизнь в деревне от жизни в городе, как устроен детский сад, как правильно общаться со сверстниками и взрослыми и многое, многое другое. Полезные знания писатель всегда облекает в интересную форму. Язык его произведений ясный и красивый, события разворачиваются быстро и не дают юному читателю заскучать. По некоторым рассказам из этой книги позднее сняли мультфильмы: «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?», «Пудя».
Рассказы Житкова о животных - это трогательные истории об отношениях человека и братьев наших меньших. На примере таких отношений писатель говорит об уважении к чужому труду («Про слона»), заботе «о тех, кого приручили» («Про обезьянку», «Бездомная кошка»), преданности и смелости животных («Как слон спас хозяина от тигра»). Искренняя любовь к окружающему миру и интерес к его загадкам, умение удивляться его красоте, будить сострадание ко всему живому сделали творчество Житкова о зверях и природе любимым детским чтением наряду с произведениями В.В. Бианки и Е.И. Чарушина.
Писатель был уверен, что литература для детей ни в коем случае не должна становиться простым дополнением к литературе взрослой. Те знания, которые дети приобретают из книг, так же ценны, как и реальный опыт. Поэтому книга должна стать для ребенка учебником жизни, считал Житков. Его можно назвать создателем научно-художественной детской литературы. Множество полезных и занимательных сведений, простое и четкое объяснение добра и зла, вера в торжество справедливости сделали произведения Житкова особенными в русской детской литературе. Его творчество серьезно повлияло на многих детских писателей XX в.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные