Кусочек Франции и пристанище вампиров: какие тайны хранит Введенское кладбище. Короткая прогулка по введенскому кладбищу История скульптур на введенском кладбище

Ещё

Тайны Введенского кладбища
Мертвая рука и надгробие на колесах, подземные катакомбы и надписи на склепе, сакральная «Вампирка» и рецепт салата оливье, унесенный в могилу

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище.


Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.


2. Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года

3. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Южные ворота

4. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота

5. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота


Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.


6. Лютеранская церковь

7. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны

8. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны


В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.


9. Могила балерины Ольги Лепешинской

10. Могила актера Геннадия Бортникова

11. Памятник генералу Никите Лебеденко


Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.


12.


Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.


15.


Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.


19.


Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.


22. Часовня

23. Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых


Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.


25. Мавзолей Людвига Кноппа


В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.


28. Католическая месса в День всех усопших праведных

29. Католическая месса в День всех усопших праведных

30. Католическая месса в День всех усопших праведных


Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.


31.

32. Могила генерала Карла Стааля

33. Могила Христиана Мейена


Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».


34. Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина

35. Могила художника Аполлинария Васнецова


На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.


37.


Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».


40. Могила Теодора фон Эйнем

44. Указатель к могиле Люсьена Оливье


В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».


45. Могила доктора Гааза

46. Могила доктора Гааза

47. Могила доктора Гааза

48. Могила доктора Гааза

49. Могила доктора Гааза


Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Майское Введенское переменчивое
Разлучное - обручальное
У кладбища на остановке трамвая
Маяться радостно и печально (с)

Детские «секретики», будучи закопанными в землю, скрывали под толстым бутылочным стеклом фантик, этикетку или сухой цветок. Странный эффект стекла как преграды и границы между реальным (а на самом деле - призрачным) и вечной и неизменной реальностью застеколья и зазеркалья. Детский легко-мистический ход - одним движением создать тайну смотрящего из-под земли минус-пространства, почти смерти, смерть в детстве - она совсем рядом и не страшна. Подобные окошки в другой мир видел как-то на Введенском кладбище. Взгляды давно умерших людей пробивались через стекла. Сквозь бумажные цветы и мишуру проглядывала подлинность сумрачной жизни. Неверные пыльные улыбки создавали невероятное поле жизни более реальной, чем многое из того, что нас окружает.
Д. Орлов


Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых таинственных и загадочных кладбищ в Москве. Вашему вниманию хочу представить самый подробный список необычных мест этого некрополя.
Где-то на его территории, вероятнее всего, перезахоронен прах Франца Лефорта, который сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем был перезахоронен.
Время от времени появляются свидетельства о том, что на Введенском кладбище якобы были обнаружены осколки могильной плиты, а это значит, что там похоронен Франц Лефорт. Но, хоть и каждый раз эти сведения оказываются мало доказуемыми, тем не менее скорее всего прах человека, в честь которого назван целый район столицы - Франца Лефорта находится именно здесь. Отсюда пошла легенда о призраке Лефорта, который прогуливается по кладбищу.
Есть на Немецком кладбище одна часовня, по легенде, если на одной из ее стен написать желание, то оно непременно исполнится. Поэтому каждый год люди расписывают стены часовни всевозможными пожеланиями, а администрация кладбища вынуждена каждый же год выделять средства для того, что бы все это закрасить.
Одна из самых интересный легенд, связанных с этим местом, рассказывает, что будто бы под холмом, на котором стоит Немецкое кладбище, расположен целый город всевозможных подземелий, катакомб и подземных склепов и, что войти в эту подземную Введенку, как его называют, можно только через какие то определенные старинные постройки - часовни или склепы, которые расположены на кладбище.
К сожалению, какие именно это постройки и в каком конкретном месте на территории кладбища они располагаются вряд ли сейчас уже кто- нибудь сможет сказать...

Приведу отрывок рассказа еще одного человека (печатается в первозданном виде) :
Еще помню, кто-то рассказывал, что на одной из могил просто написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все становится очевидно. Еще помню, кто-то из бабок рассказывал, что одна из часовен на чьем-то тоже семейном захоронении чуть ли не порчу и сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то определенной стороны света и не то просто просить сильно,что бы очистила тебя, не то молитву какую-то определенную читать... Правда часовня эта уже тогда, лет 20 назад была в очень плохом состоянии... было видно, что камни с портика сыпались, да и вообще ощущение было, что она вот-вот рухнет... подходить, а тем более прижиматься к ней было стремновато... да и нужды вроде особой не было. Сейчас может и вовсе уже развалилась. К какой-то из скульптур надо было ходить просить удачи на экзаменах и вообще в учебных делах....
Ну про флейту Лефорта, которую на кладбище частенько слышно, думаю, даже и говорить нет смысла, Вы наверно это лучше меня знаете... Для меня вот тут откровением было, что появились какие-то данные, что эту флейту теперь и в Лефортовском тоннеле даже слышно. Я где-то прочла случайно, удивилась, а муж удивился еще больше, что я оказывается ее ни разу в тоннеле не слышала, он говорит, пока часто там ездил регулярно слышал. Вот, обрывочно, то что я помню... Вы делайте скидку на то, что со времени моих частых визитов в это место прошло лет 20-25, я подростом была ну или очень-очень юной барышней, что 20 с лишним лет назад наша страна была страной воинствующего атеизма, никакой мистики в СССР существовать не могло по определению, что все разговоры про Христа, чудеса, исцеления, часовни, кресты, молитвы, исполнения желаний, порчи и пр для пионерки-комсомолки, каковой в тот момент была я и все мои приятели, позиционировались как религиозное мракобесие, и не более того. Литературы, информации не было никакой, спросить у кого-то про чудодейственные исцеления на могиле Рекк- означало подписать себе... ну не смертный приговор, конечно, но устроить себе проблемы с характеристикой от ВЛКСМ, необходимой при поступлении в ВУЗ, уж 100%. Все это прекрасно все понимали, поэтому ничего мы ни с кем не обсуждали, ничего более детально выяснить и не пытались, а уж записать это все... ну это нам бы, в то время, в страшном сне не приснилось..... поэтому..... вот... обрывочные воспоминания такие. Но думаю, что сейчас, при желании, все это можно найти... в конце концов тех же бабулек на кладбище спросить.... или у церкви Петра и Павла на Солдатской... думаю они Вам, с удовольствием и подробненько все расскажут.

+
"Раньше мы как-то не задумывались о том что живем недалеко от кладбища, что перед нашим домом госпиталь Бурденко, неподалеку морг, а чуть подальше стадион "Металург", где недавно орудовал маньяк-убийца. Все это представляло собой типичную картину нашей жизни. Но совсем недавно странные обстоятельства заставили нас изменить мнение о месте нашего обитания...
Обычная ночь. Я проведя ее за компьютером, уже под утро ложусь спать. Но странный звук мешает мне отправится в царство Морфея, он похож на скрежет, который не прекращается длительное время, но сон все таки одолевает меня и я засыпаю. Следующая ночь, я со своей соседкой, которая живет этажом выше, Алиной Павловной так же под утро выхожу покурить на лестничную клетку. Снова этот звук, она его тоже слышит, я не одинок. Позже этот звук стал появляться не только под утро, но он начинался с вечера и длился всю ночь. Как то в одну из этих ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке, употребляя алкогольные напитки, мы вновь услышали этот звук. Он был со всех сторон, он как будто бы окружал нас и приближался. С каждой минутой он становился все громче и громче. Вдруг, неожиданно за бетонным забором, который был прям перед нами, мы услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и своими ногами ломал ветки, которые встречались ему на пути. Шел он судя по всему к нам, но мы же не идиоты, мы конечно же встали и покинули это злополучное место. Правда за эту ночь, нам все же пришлось побывать на этом месте еще раз, но нас уже было трое. А звук и все его странные явления пропали, как будто бы их и не было вовсе!
Вторая странность, которую мы заметили, происходила рядом с Введенским кладбищем. Ведь именно рядом с ним стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Что было в нем до, мы к сожалению не знаем. О том что там происходит что-что странное мне сообщила Алина Павловна, именно она находилась в тот момент рядом с этой злополучной музыкалкой. Она позвонила мне и сказала что из окна этого здания на нее смотрит что-то непонятное, какая то черная фигура, а перед этим она слышала странные звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Я конечно же ей не поверил и пришел туда, посмотреть что же там происходит. Черная, непонятная фигура не заставила себя долго ждать и тут же появилась в окне. Периодически она исчезала и потом появлялась вновь, но мы все равно чувствовали на себе ее томные взгляды. Возможно это был человек, а возможно и горгулья, ведь ходят слухи что под нашем кладбищем располагается потерянный склеп, вдруг это существо именно от туда? Вдруг оно высматривало очередную жертву?"
***
По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь.

Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла.
- А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам.
Привидениями заинтересовались. Собралось в результате человек шесть.
Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое, с красной кирпичной стеной, отгораживающей его от Госпитального Вала. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь.
До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто!
Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка.
Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали.
На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты.
Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова?
Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять.
Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти.
Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно.
- Нет никаких привидений! Зря ходили!
- А который час? Полночь есть уже? Может, Евпл еще не наступил?
Выяснилось, что второпях никто не взял с собой часы
Посмотрели – неподалеку стоит патрульная машина, милиция из нее за нами наблюдает.
- Спросим у ментов! Только не нужно толпой идти.
Пошел один парень. Милиционер сразу же поднял стекло, оставив узкую щель. Мы видели, как парень склонился к машине и вступил в долгие переговоры.
Вернулся и сказал:
- Без десяти двенадцать.
- Ага, через десять минут призраки полезут! А о чем еще толковали?
- Так, пустяки. Спросили, что мы делаем здесь, и приказали идти спать.
- Ну, идем!
Ломанулись назад, за ограду. Те, в машине, проводили нас глазами, но преследовать не стали.
На обратной дороге высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет.
Так прошли фонарь и опять оказались во тьме.
«А ведь полночь наступила», - хотел сказать я.
Тут оно и заголосило.
Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!!. ГАВ!!!
Ой-е-ей!
У меня сердце споткнулось и удар пропустило. Товарищи мои чуть живы, еще немного – и оставляй их тут, чтобы потом назад сюда же с музыкой не нести. Кто-то хрипит:
- Не бежать! Главное, не бежать!
Какой там бежать? Коленки подгибаются, ноги не идут! Друг за дружку хватаемся, ковыляем. Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко!
Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, добрый смотритель, золотой смотритель, спасение наше!
И ворота! Калитка! Не заперта, родимая!
Выпали с кладбища, как кегли.
А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало.
Идем, друг другу жалуемся:
- У меня лицо три раза цвет поменяло!
- Что лицо! Меня чуть пот струей не прошиб!
Тем и кончилось.
А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал. Да что хорового – я и одиноких собак не встречал там. Даже не знаю, водились ли тогда собаки внутри ограды.

Многие любят эти памятники на Введенском кладбище, но порой совсем не знают, кому они принадлежат.

Георг Лион и Александра Рожнова. Говорят, что в 1900 году владелец заплатил за уборку участка администрации кладбища на 100 лет вперед.
Могила оформлена мастерской "Роб.Гвиди СПб" в 1910-х годах в виде открытой каменной площадки, охваченной полукруглой черной колоннадой. Цветная мозаика по мотивам картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых" (Totenisel) исполнена мастерской Фроловых. Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2000 г. N 223 включена в государственный список памятников истории и культуры г.Москвы.
Когда-то мозаика-двойник украшала и Смоленское Лютеранское кладбище (надгробие члена немецкой общины Петербурга Густава Байермайстера), однако там ее давно уничтожили (уже в шестидесятые годы изображение сохранялось лишь частично).

семейство Пло (Плаут). В первозданном виде статуя держала розу, чьи лепестки опадали на ступени. Розу выпилили и украли.
Надгробие было поставлено безутешными детьми в память о своих родителях, которые скончались от вирусной инфекции. Сначала отец семейства, а потом супруга, которая заботилась о нем днем и ночью. Или...
Что касается историй давно ушедших и похороненных на этом кладбище людей, то есть одна, связанная с необыкновенной красоты памятником, где покоятся супруги Leon и Sophie Plaut (1853-1905). Семья управляла мануфактурой и торговлей в Москве. Отец Леона, Франсуа, был владельцем большой шерстяной мануфактуры. Фирма Леона арендовала помещения в ермаковских богадельнях на Мясницкой, 17 и разбогатела в период интенсивного строительства железных дорог на поставках железа, чугуна, стали. Софи Людвиговна держала магазин перчаток неподалёку. Софи, говорят, была красива и пользовалась большим успехом у мужчин. В один прекрасный день Леон пришёл к резчику, заказал ему композицию из камня, а когда она была готова, пришёл домой, убил жену и себя. Так и похоронили их вместе... А надгробие представляет из себя статую женщины, выходящей из дома на свидание с любовником… Достоверна история или нет – неизвестно.


склеп семьи Пакс


семейство Феррейн. Среди готов зовется "У Лилит".

семейство Фульд.

* Последнее пристанище нациста?
Не каждое кладбище может похвастаться легендой, связанной с человеком, представляющим верхушку Третьего Рейха.
В Москве на Лефортовском кладбище была обнаружена могила с надписью «Мартин Борман. 1900–1972″ (по другим данным 1973 или 1974 года). Тот самый Борман? Личный секретарь Гитлера, руководитель канцелярии фюрера? Человек, обладавший поистине неограниченной властью, в руках которого оказались все нити управления государством…
Среди арестованных на Нюрнбергском процессе Бормана не оказалось. И не потому, что его преступления против человечества были менее тяжкими, чем у его «соратников». В ночь на 2 мая 1945 года он исчез. По официальной версии – погиб, когда пытался покинуть Берлин, взятый штурмом советскими войсками По неофициальным, а их великое множество – ему удалось скрыться. «Доверенное лицо» фюрера видели в разные годы то в Южной Америке, то…. в Москве. Самый устойчивый слух – Борман был советским разведчиком, посылавшим свои сообщения из ставки Гитлера в Москву под кодовым названием «Вертер». Поэтому-то, якобы, русские и помогли ему избежать Нюрнбергского трибунала.
До сих пор его имя окутано тайной, а судьба стала предметом всевозможных домыслов и исторических спекуляций. Какая из версий о послевоенной судьбе Бормана заслуживает доверия, и, наконец, в чём тайна серого кардинала Третьего Рейха?

На одном из военных форумов встретил: Вот уже в течение 20 лет в российских СМИ время от времени появляются сообщения (попадающие даже в книги), что Мартин Борман умер от рака в Кремлевской больнице в 1973 году и похоронен на старинном историческом Введенском (Немецком) кладбище в Москве (Лефортово). И даже находятся люди, которые якобы "собственными глазами видели" там надгробие с надписью готическим шрифтом "Мартин Борман. (1900-1973)". Однако никто из многочисленных "очевидцев" "почему-то" не смог эту могилу ни показать, ни сфотографировать. Был даже случай, когда один такой "очевидец" примчался в редакцию "Московского комсомольца" с сенсационным сообщением. С ним в Лефортово тут же поехали репортеры МК, но на кладбище сей "очевидец" так и не смог могилу найти и показать.
Вы можете сами поискать могилу по фотографиям.

Кладбище обрело несколько новых легенд с приходом на него готов. Сумрачный период конца 90-ых - начала 2000-ых породил следующие байки:
- Склеп Кноппов. В среде готов именуется "Вампирка" (место около Васнецовых стало называться "Художниками"). Сложно найти человека, который расскажет об истоках этого названия. Лично мне одну из версий поведал субъект гоп-вида (как видите, байка вышла за предела субкультурного кружка): когда один искатель приключений полез в склеп (тогда это было сделать довольно легко), то обнаружил руку, торчащую из-под земли. Так перепугался, что вылез и стал всем рассказывать о захоронении вампира. Естественно, появилось много желающих в этом убедиться. Кто-то тоже видел. Кто-то говорил, что ерунда это все. Сейчас лаз в склеп очень хорошо закрыли.
- Черные мессы, которые устраивали сатанисты.
Не знаю, насколько все было серьезно, но мы действительно находили трупики голубей в довольном странном виде. Однако, сатанисты все же больше предпочитали (предпочитают?) Ваганьковское кладбище.
- Сгоревший склеп ().

Будто бы собрались там сатанисты на камерную черную мессу, и вдруг явился черный человек (возможно призрак владельца). Начался пожар от свечей, кто-то погиб, кто-то сошел с ума. Собственно, активность подобных субъектов на кладбище имела место быть и с этим склепом действительно что-то случилось, но это все затерялось во времени.

- Сказ про то, как вдова себе мужа нашла
Про склепы Введенского кладбища есть две притчи. Одна - стихотворная:
"В тени, в тиши, вдали от сует
Стоит одиноко с древних времен,
В веках зачарован, магический склеп.
Исполнит желанье, что будет на нем".

Другая передается из уст в уста среди лефортовской молодежи: "Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...". Откуда пошли гулять в народе эти легенды, неизвестно. Ясно одно, люди приходят пишут свои просьбы на стенах фамильных усыпальниц с завидным постоянством.
Про то, у кого действительно надо просить
Есть часовня старца Захарии, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Говорят, что помощь им и их детям подается, и все это без каких-либо записок на стенах введенских склепов. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого.

Есть байка, что земля под этим памятником французским солдатам, погибшим в 1812 году, является собственностью посольства Франции в России, а значит, де-юре, французская территория.
- Кладбище располагается на одном из семи главных холмов Москвы.
- Победительница 9-ой "Битвы экстрасенсов" - Наталья Бантеева - собралась как-то совершить на кладбище порчу на смерть в присутствие съемочной группы канала ТНТ, но потом вдруг вспомнила, что с черной магией завязала.
- К сожалению, у меня так и не получилось узнать, что за надгробие на Введенском кладбище было построено на две Сталинские премии, которые отдал муж в память своей жене.
- Криминал. Ходили слухи о том, что в начале 2000-ых (?) на кладбище нашли повешенного. А вот в 1994 уже официально было найдено тело одного застреленного авторитета.
- 2 ноября, в День поминовения всех усопших, католические священники служат мессу на Введенском кладбище.
- Через дорожку от часовни Эрлангеров, за скорбными статуями притаился белый каменный крест. Это могила одного священника. Он обладал красивейшим голосом, и все прихожане очень радовались, что в их церкви проходят такие красивые службы. И вот попутал священнослужителя бес. Решил он, что с таким голосом можно и на сцену замахнуться. Ушел в мир и действительно стал петь в театре, но, увы, через какое-то время голос исчез. Позже отнялись и ноги. Долго он страдал и обвинял себя в предательстве Бога. Вымолил он себе прощение и тихо умер.
- А вот если пойти по аллее, с которой можно свернуть к склепу Амлонгов, то по левой стороне будет участок с несколькими могилами священнослужителей. На одном белом кресте там можно найти иконку. По ней сбегают кровавые капли.

Введенка (уж простите мне этот сленг) поэтическая.
Мало кто помнит, что на этом кладбище нашла свой покой Софья Парнок, муза Цветаевой. Здесь же похоронен замечательный поэт-сатирик Александр Иванов, чьи пародийные стихи до сих пор очень поднимают настроение.
Можно найти могилу Дмитрия Кедрина. Он погиб в 1945 году при невыясненных обстоятельствах в 38 лет (был выброшен под колеса пригородного поезда).
Колокола
Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят в колокола.
Только двери в храме заперты,
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать, служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю.
27 ноября 1941

Введенка музыкальная.

Стоит вспомнить "русского ирландца". Джон Филд (англ. John Field, 26 июля 1782, Дублин - 11 января 1837, Москва) - ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.
Прочесть больше
Послушать.

Здесь снимались и клипы

Введенское в литературе
У А. Погорельского в "Лафертовской маковнице" читаем:
«Что касается до меня, то я нынешнюю ночь спокойно проспал; но товарищ мой, стоявший на часах, уверяет, что он видел, как с самого Введенского кладбища прыгающие по земле огоньки длинными рядами тянулись к ее дому...»

Улицкая "Казус Кукоцкого" (отрывок):
Она шла вдоль высокой кладбищенской ограды, за которой стояли рослые деревья, а под ними – рослые памятники. Остановилась у ворот – "Введенское кладбище". Точно. Это было бывшее Немецкое, где все Кукоцкие похоронены, догадалась Таня и вошла.
Аллея пересекала кладбище поперек, от одних ворот до других, а вокруг простирались могилы и памятники. Старинные, с немецкими готическими надписями, просто старинные и без латиницы. Часовни, мраморные ангелы, гипсовые вазоны, кресты и звезды, звезды и кресты... Как это ни удивительно, несмотря на свои двадцать, Таня никогда не бывала на кладбище. Да и на похоронах-то она не была ни разу, если не считать похорон Сталина. В крематории оказалась раза два, но даже толком не поняла, что там происходит. А здесь было красиво и печально – запущенность шла этому месту. Она прошла по старой части кладбища, разглядывая надписи на памятниках: где-то здесь должны быть и Кукоцкие. Но они не встретились.

Некоторые склепы изнутри.

Всего на Введенке 12 склепов .

**
Интересные факты из книги "Немецкие адреса старой Москвы ":

"В 1865-1872 гг. по проекту архитектору А.Мейнгардта вместо ограждающего вала по периметру территории была устроена кирпичная стена, выстроены ворота Южного входа Св. Филиппа. Свое название они получили от того, что были заложены в день памяти этого почитаемого апостола. Ворота представляли собою проездную псевдоготическую башню с вышкой для колокола. В него звонили, когда через ворота двигалась похоронная процессия. В 1878 были устроены новый Северный вход со стороны городской границы – Госпитального вала.
В 1878 были устроены новый Северный вход со стороны городской границы – Госпитального вала. Ещё среди других мероприятий было устройство водопровода, создание оранжерейного хозяйства, дренажа, строительство Смотрительского двора. Был засыпан и большой овраг разделявший территорию надвое, а сама она расширена за счет прирезки новых территорий. Смотрительский двор разместился у новых ворот и включал сторожку, сарай инвентаря, псарню, оранжереи. В них круглый год выращивали цветы и растения, пригодные для высадки на участках с ранней весны, когда сходил снег.
В 1907 году архитектор А.Форинт выстроил новые красивые псевдоготические Северные ворота и перестроил в стиле модерн дом кладбищенского смотрителя с конторой при нем. Рядом с этими строениями, сразу за оградой находился особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, выстроенный архитектором Герингом".

Лефортово - известная многим москвичам историческая местность, связанная с Петром I и Францем Лефортом. Есть там небольшой уголок, который занимает всего 20 гектар земли, но его можно назвать "сгустком истории".

Это Введенское кладбище, одно из самых интереснейших кладбищ Москвы. Основано оно в 1771 году во время эпидемии чумы. Названо по местности - Введенские горы. Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу (река Синичка теперь течет под землей в трубе). В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, т.к. там преимущественно хоронили лиц католического и лютеранского вероисповедания. Их по старой русской традиции принято было называть - "немцы", т.е. немые, не русские...

Лютеранская кирха-часовня, построенная в середине XIX века по проекту известного архитектора М.Д. Быковского

Планировка кладбища простая - Северные и Южные ворота соединены Главной аллеей, от которой в разные стороны расходятся поперечные и продольные аллейки-дорожки, которые делят территорию на 30 участков разной формы и величины. Кладбище чистенькое, многие аллейки заасфальтированы, кое-где дорожки вымощены каменными плитами. Ну а теперь об... "обитателях" этого кладбища - попробую свой рассказ проиллюстрировать фотографиями, т.к. это действительно необычные памятники и пожалуй ни на одном из московских кладбищ не увидишь такой интересной коллекции надгробий, да и люди под ними покоятся легендарные.

Веденское кладбище насчитывает примерно 12 склепов-захоронений, каждый представляет собой архитектурный шедевр, но к сожалению не все они в достойном состоянии.

Часовня над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Ф.Шехтелем, внутри - мозаичное изображение Христа Сеятеля работы К.Петрова-Водкина.

Часовня семейства Эрлангеров одна из самых почитаемых на Введенском кладбище, сейчас на фото видно, что она приведена в порядок, но были времена, когда обветшавшая часовенька была вся исписана пожеланиями страждущих... у часовни своя интересная история. Вот как ее рассказывает московский исследователь Ю.Рябинин. Я еще помню упоминаемую в рассказе блаженную Тамару, действительно благодаря ей и удалось сделать часовеньку такой, какая она сейчас...

"С этой часовней связана, пожалуй, самая замечательная история, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, - Тамару. Которая не только собирала пожертвования, не только сама расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, но и решительно поселилась на кладбище: она смастерила возле часовни шалаш, вроде кельи схимника-отшельника, и жила там довольно долго, пока не исполнила своего послушания. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше среди всей этой сумрачной готики... Утром работники отворяли ворота кладбища, и их в ограде как ни в чем не бывало встречал совершенно живой, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах. И, как обычно бывает в таких случаях, она превратилась в образ легендарный. Рассказывают, что ее видели в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Днем часовня Эрлангеров открыта, и всякий может там зажечь свечу и полюбоваться на шедевр. Многие, впрочем, не только любуются, но и оставляют на наружных стенах этой и других часовен свои «печалования» ко Господу. И право же, некоторые из них очень занимательные. Они красноречиво передают настроение и заботы наших современников. Вот некоторые. «Господи! Подай семейного счастья», «Господи, вразуми меня, пошли мне внутреннее удовлетворение», «Господи! Мне нужно очень много денег! Помоги мне!», «Господи, помоги найти работу. Владимир», «Господи, помоги сыну перевестись в хорошее место. Помоги мужу вылечиться от лютого недуга — пьянства. Помоги сыну сдать экзамены. Мне закончить учебу и пойти в отпуск..."

В непосредственной близости от часовни семейства Эрлангеров находятся три интересных склепа, с характерной готической архитектурой. К сожалению идентифицировать кто покоится в них не удалось...

Следуя от Южных ворот к Северным по Главной аллее, сворачиваем по указателю, ведущему к могилам летчиков авиаполка "Нормандия-Неман" и в непосредственной близости от них увидим еще один склеп. Увы, но находится он в еще более плохом и запущенном состоянии.

Еще два склепа, довольно ухоженных, с интересной архитектурой. Но вот установить кому они принадлежит опять не удалось.

Другие склепы находятся в еще более печальном состоянии и прикрыты в целях безопасности специальными сетками и поэтому увидеть их архитектуру весьма сложно. И еще один, в принципе архитектурно не очень привлекательный склеп - часовня старца Захарии, или, в монашестве Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины.

Табличка на часовне: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого".

Продолжаю ранее начатый материал о захоронениях на Введенском кладбище. На этот раз рассказ о тех людях, кого условно можно назвать "нашими": деятелях искусства, культуры, литературы и живописи, военных, которые не были или лютеранами по вероисповеданию или же "немцами". В основном таких хоронили на Введенском после революции, когда разделение по религиозному признаку уже было не таким важным и особо не приветствовалось государством.

Готическая архитектура ворот Введенского кладбища

При входе на кладбище есть неплохой план кладбища с нумерацией участков и с указанием могил тех, кто захоронен на погосте. Это очень удобно и можно последовательно осматривать участки и находить нужных нам людей. Опять путешествие начинаю с 13 участка, расположенного рядом с воротами и около Главной аллеи.

Могила родителей Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). На табличке и могильном камне надпись:"Здесь захоронены Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы, родители Константина Сергеевича Станиславского-Алексеева и его дочь-младенец Ксения "

Именно на 13-м участке находится семейное захоронение родственников корифея театра Константина Сергеевича Станиславского. Это захоронение его родителей, братьев и маленькой дочери, прожившей менее года. Здесь же недалеко похоронены и служители русской православной церкви - протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров и старец архимандрит Зосима (Иджидов Ф.Д.). О последнем я ранее писала в той части, где описаны склепы Введенского кладбища.

Могила композитора Ширинского В.П.

В конце 13-го участка находится могила известного скрипача, музыканта и композитора Василия Петровича Ширинского. Он был основателем и руководителем известного квартета имени Бетховена. Свой Одиннадцатый струнный квартет Д.Шостакович посвятил именно В.П.Ширинскому.

Могила Народной артистки Максаковой М.П.

На 12-м участке рядом с дорожкой располагается надгробие народной артистке СССР Марии Петровны Максаковой. Эта знаменитая певица более 30 лет служила в Большом театре, исполняя ведущие партии во многих операх. Ее меццо-сопрано завораживало слушателей в партиях Кармен, Марины Мнишек, Любаши, а также в романсах и русских народных песнях. Рядом могила ее мужа - Максимилиана Карловича Максакова - оперного певца и режиссера.

Могила композитора Фомина Б.И. и его родных

Чуть-чуть наискосок от могилы М.П.Максаковой находится скромное черное надгробие, среди множества фамилий на нем есть и надпись - Фомин Борис Иванович. "Только раз бывает в жизни встреча, только раз с судьбою рвется нить, только раз в холодный хмурый вечер, мне так хочется любить..." Строчка из самого популярного романса, который входит в репертуар почти каждого певца, исполняющего песни в этом жанре. А музыку к романсу написал Борис Фомин. Своё наивысшее призвание Борис Фомин нашёл в романсе, сразу заявив себя его превосходным мастером. Один из первых - "Только раз бывает в жизни встреча", его он посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Знамениты и его "Дорогой длинною", "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов не было неудачных. Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. К сожалению, в его время ещё более полно раскрыться в сочинениях романсов было невозможно из-за борьбы с этим жанром. Около года он пробыл в бутырской камере по нелепому обвинению. Сочинял он романсы и в это время - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор. Фомин понадобился, когда пришла война. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России. Но закончилась война и Фомина забыли. В 1948 году его не стало, нужен был пенициллин, но... тогда это была редкость.

Могила Народного артиста Абдулова О.Н.

Еще немного вперед по Главной аллее и на 8 участке рядом с дорожкой находится надгробие Осипу Наумовичу Абдулову - народному артисту РСФСР. В 1929-1936 годах - актер театра-студии под руководством Ю. А. Завадского, в 1938-1942 годах - театра Революции, с 1943 года работал в театре им. Моссовета. Много снимался в кино. Он был ярким характерным актером, одна из его лучших ролей - роль Джона Сильвера в кинофильме "Остров Сокровищ". Играл он также в фильмах "Светлый путь", "Свинарка и пастух", "Пятнадцатилетний капитан". Осип Наумович был женат на Елизавете Моисеевне Метельской. Их сын - Всеволод Абдулов - известный актер, играл в фильмах: "Место встречи изменить нельзя", "Трест, который лопнул".

Могила поэта Кедрина Д.Б.

В самом конце 7-го участка кладбища похоронены для писателя - Степан Гаврилович Скиталец и Дмитрий Борисовчи Кедрин. Последний приобрел известность после публикации стихотворения "Кукла", горячо поддержанного М.Горьким. В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”,“Мне все мерещится поле с гречихой...” ,“Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”. Одно из самых значительных произведений Кедрова - стихотворная драма "Рембрандт" о трагической судьбе гениального художника. Поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945.

Могила художника Васнецова В.М. и семейные захороненния Васнецовых

Могила художника Васнецова А.М.

Могила писателя Пришвина М.М.

Если уйти с Главной аллеи на Большую боковую аллею и дойти до 18-19 участков, то сразу же откроется вид на несколько захоронений знаменитых людей, чьи имена дороги пожалуй всем любителям как русской живописи, так и русской литературы. Здесь почти рядом похоронены Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Михайлович Пришвин, а через аллею напротив них - Аполлинарий Михайловчи Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов известен своими сказочными картинами - "Аленушка", "Богатыри", "Иван царевич на сером волке" и т.д. Апполинарий Михайлович Васнецов (младший брат В.М.Васнецова) - прославился созданием исторических пейзажей и в особенности архитектурных пейзажей старой Москвы.

На памятнике писателю Михаилу Михайловичу Пришвину скульптор Коненков С.Т. изобразил птицу Феникс, символизирующую бессмертие. Пришвин автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей своей жизни.

Могила литератора В.Г.Черткова

Продвигаясь по Боковой аллее, доходим до большой клумбы и зайдя за памятник Н.Озерову, находим скромную могилу - это могила литератора Владимира Григорьевича Черткова, ближайшего друга и соратника Л.Н.Толстого. Он со дня знакомства с великим писателем в 1883 году и до кончины активно занимался пропагандой творчества Л.Н.Толстого. В 1897 году за активную деятельность был выслан из России. Находясь в Англии, издавал сочинения Л.Н.Толстого на английском языке, а уже в советское время был редактором 90-томного собрания сочинений Л.Н.Толстого.

Могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Т.Н.

Еще одно интересное захоронение - могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Татьяны Николаевны. Для того, чтобы определить всю родословную надо поднять генеалогическое древо Пушкиных, пока, к сожалению, не очень понятно, по какой ветви идет родство с А.С.Пушкиным. Очень хотелось бы этот момент раскопать.

Когда-то на Руси всех иностранцев звали "немцами", от того, что не разумели те языка русского и по понятиям простого люда были... немыми. Вот и на Веденском кладбище принято было хоронить "немцев" - как немцев (германцев) по национальности, так и других - французов, поляков, тех кто был иной веры, чем православные.

Северные ворота, вид с территории кладбища

Архитектура входных ворот, выполненных в готическом стиле, надгробия, распятия, часовни - все совсем иное, чем на православных погостах. Итак продолжаю свой рассказ о Введенском кладбище, на этот раз немного о тех "немцах", что нашли свой покой здесь.

Одно из самых интересных захоронений кладбища - могила Патрика (Петра Ивановича) Гордона (1635-1699) - сподвижника Петра I, генерала русской армии. В 16 лет он покинул свою родину - Шотландию и, после двухлетнего обучения в Данциге, служил в течение шести лет в польских и шведских армиях. С 1661 года был на службе в русской армии. Участвовал в Крымских походах,в 1688 году поддержал Петра I и способствовал его победе над стронниками царевны Софьи. Гордон пользовался большим авторитетом у молодого царя и руководил его военными занятиями.В 1698 году принял участие в подавлении бунта стрельцов в Москве. На Введенском кладбище был перезахоронен в XIX веке, вместе с генералом Францем Лефортом.

Как и в прошлый раз разглядывать захоронения лучше начиная с Главной аллеи, двигаясь от Северных ворот к Южным. Недалеко от входа мы видим несколько черных внушительных памятников в одно ограде - это семейство Эйнем. Основатель фабрики "Красный Октябрь" - Фердинанд Теодор фон Эйнем (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867 ". Фердинанд Эйнем умер в Берлине, но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве.

В шагах пяти от павильона Эрлангеров находится одно из самых почитаемых захоронений на Введенском кладбище - это могила Федора Петровича Гааза (1780-1853), "святого доктора", как его называли люди. Доктор Гааз сделался в России примером самого беззаветного, самого жертвенного служения людям. Его выражение "Спешите делать добро" стало девизом российской медицины. Доктор Гааз прославился своим радением о заключенных в тюрьмах и ссыльных в каторгу. Он был главным врачом московских тюрем. На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких гнали когда-то ссыльных в Сибирь. Федор Петрович добился того, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная "гаазовской" (именно эти "гаазовские" кандалы теперь и украшают его могилу), и еще чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Но рассказ о жизни "святого доктора" - это отдельная и большая тема. Этот человек более, чем достоин, чтобы о нем помнили. Кстати и помнят, в любое время года на его могиле можно увидеть живые цветы, а ведь прошло так много лет с момента его служения людям и смерти. Ф.П.Гааз все свое состояние употребил на нужды больных и заключенных. До последней копейки. Хоронили его на счет полиции. Но за гробом "святого доктора" на Введенские горы шли пости двадцать тысяч человек.

Если пройти вперед метров на 50, то увидим надгробие известного московского зодчего Франца Ивановича (Франческо) Кампорези (1754-1831). Он был представителем московского ампира и очень популярным в Москве архитектором. Из сохранившихся его зданий одно из лучших - дом князя Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице (ныне это дом № 43). Архитектор также принимал участие в отделке интерьеров Екатерининского дворца в Лефортово.

Сворачиваем по указателю "К могилам полка Нормандия-Неман" - во время Великой Отечественной Войны на территории Введенского кладбища были похоронены французы - летчики, сначала эскадрильи, а затем и авиаполка "Нормандия-Неман", геройски защищавшие небо нашей страны и погибшие в боях на советско-германском фронте: Фуко Генри, Марселя Лефевра, Жуара Жуля, де Сейна Мориса, Бурдье Мориса, Анри Георга. В 1953 г. их останки были перевезены во Францию, но памятное место осталось.

На Введенском кладбище похоронены и другие французы, оказавшиеся в нашей стране не по долгу собственного сердца, а по велению своего Императора. Рядом с могилами летчиков возведен гранитный монумент войнам Великой Армии, установленный на месте братской могилы французов, умерших в Москве в 1812 г. Памятник представляет из себя четырехгранную стелу на постаменте, увеченную крестом. На лицевой стороне помещен орден почетного легиона и две памятных доски. На верхней высечено: "Militaires francais mort en 1812", а нижняя сообщает, что памятник был установлен в 1889 г. - в 75-летнюю годовщину войны. Рядом с каждой из сторон памятника лежит камень с надписью: "Militaires francais mort en 1812". Ограда памятника представляет собой восемь орудийных стволов, вкопанных в землю и соединенных цепью. Земля, на которой захоронены воины наполеоновской армии, и на которой стоит памятный знак летчикам авиаполка "Нормандия-Неман", является территорией республики Франция. Также здесь находится братская могила немецких солдат, умерших в российских госпиталях во время Первой Мировой Войны.

Интересные надгробные памятники с использованием женской архитектурной тематики (к сожалению имена, выбитые на них латиницей, мне ничего не говорят, может быть это были тоже известные личности своего времени). В православных традициях такого не было и получается, что Введенское кладбище еще можно рассматривать как музей архитектуры - готика, классицизм... смешение стилей.

Памятник-надгробие работы скульптора Л.Альтконе стоит на могиле известных артистов братьев Роберта и Рафаила Адельгейм. После окончания в 1888 году драматического отделения Венской консерватории они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. "Отелло", "Король Лир", "Гамлет" и многие другие пьесы были в их репертуаре. Обоим было присвоено звание Народных артистов РСФСР.

Еще несколько интересных памятников-надгробий - под ними лежат известные ученые и деятели науки и культуры. На Введенских горах похоронены многие таких известных московских "иноверцев": биолог и естествоиспытатель, профессор Московского университета и директор университетского зоологического музея Карл Францевич Рулье (1814-1858); генерал П.П. Пален (1778-1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию. (Спустя много лет А.П. Ермолов писал в своих "Записках": "Глаза мои не отрывались от арьергарда и славного графа Палена. Отдаляющаяся армия, вверив ему свое спокойствие, не могла оградить его силами, неприятелю соразмерными, но поколебать мужество его ничто не в состоянии"); скрипичный мастер, получивший в 1924 году от рабоче-крестьянской власти довольно-таки экзотическое звание "заслуженного мастера Республики", чех Евгений Францевич Витачек (1880-1946); семья известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов. Феррейны на рубеже XIX-XX веков открыли в Москве целую сеть аптек (одна из которых была знаменита даже в советское время на всю Москву - на Никольской улице).,

Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых мистических кладбищ в Москве.

МОГИЛА МАСОНА: Где-то тут, вероятнее всего, перезахоронен прах знаменитого масона Франца Лефорта (сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем перезахоронен). На Введенском кладбище возможно были найдены осколки могильной плиты Лефорта. Отсюда и легенда о призраке Лефорта на кладбище. Официально считается, что Захоронения Патрика Гордона и Франца Лефорта (фото) были перенесены на Введенское кладбище. На фото камень над их погребением.

© MoskvaX.ru

ЧАСОВНЯ ЖЕЛАНИЙ: На Немецком кладбище есть часовня, и если на одной из стен написать желание, то оно исполнится. Администрация каждый год их закрашивает. Сейчас часовня отреставрирована, а вот интересное архивное фото этой Лютеранской часовни, сделанное в 1980 году

© MoskvaX.ru

ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД: Есть версия, что под холмом Немецкого кладбища расположен целый город подземелий, катакомб и подземных склепов, и войти в эту подземную Введенку можно только через определенные постройки - часовни или склепы (далее приведено случайное фото одной из построек).

© MoskvaX.ru

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: На одной из могил написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все очевидно.

ЛЕГЕНДА О ЧАСОВНЕ: На семейных захоронениях есть отдельные небольшие часовенки. Рассказывают, что одна из часовен на семейном захоронении сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то стороны света или просто просить сильно. Часовня уже лет 20 назад была в очень плохом состоянии. Сейчас может уже развалилась.

© MoskvaX.ru

МАГИЯ СКУЛЬПТУРЫ: Некоторые студенты у одной из скульптур (точно пока неизвестно какой) просили удачи на экзаменах и вообще в учебных делах... Найдете её, пишите в комментариях ниже.

ФЛЕЙТА ЛЕФОРТА: Её на Введенском кладбище частенько слышно. Появились данные, что флейту теперь и в Лефортовском тоннеле слышно. На картине ниже - флейта 18 века.

ОБЪЕКТЫ ВОЗЛЕ КЛАДБИЩА: Госпиталь Бурденко, неподалеку морг. И стадион "Металлург", где орудовал маньяк-убийца. На старинном фото изображено здание госпиталя.

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: Под утро. Странный звук мешает, похож на скрежет, который не прекращается длительное время. Следующая ночь, я со своей соседкой, под утро выхожу на лестничную клетку. Снова звук, она его тоже слышит. Звук стал появляться с вечера и всю ночь. Как то в одну из ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке услышали этот звук. Он был со всех сторон, как бы окружал и приближался. С каждой минутой он становился все громче. За бетонным забором кладбища услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и ломал ветки. Мы покинули это злополучное место. Рядом с Введенским кладбищем стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Из окна этого здания смотрит черная фигура, а перед этим звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Черная, непонятная фигура периодически исчезала и потом появлялась вновь. Возможно это был человек, но… под кладбищем располагается потерянный склеп…

ЕЩЕ РАССКАЗ: По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь. Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла. - А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам. Собралось в результате человек шесть. Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь. До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, (на фото слева - башня главного входа, посередине - те самые черные ворота, справа - часовня)

Мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто! Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка. Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали. На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты. Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова? Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять. Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти. Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно. - Нет никаких привидений! - А который час? Без десяти двенадцать. Высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет. Так прошли фонарь и опять оказались во тьме. «А ведь полночь наступила», - хотел сказать я. Тут оно и заголосило. Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!! Кто-то хрипит: - Не бежать! Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко! Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, спасение наше! И ворота! Калитка! Не заперта, родимая! Выпали с кладбища, как кегли. А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало. Тем и кончилось. А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал.

© MoskvaX.ru

НЛО НАД КЛАДБИЩЕМ: На Введенском кладбище есть надгробие с любопытными рисунками: падающей звездой и таинственной фигурой. Похоронен Александр Казанцев. Александр Петрович Казанцев - советский фантаст. В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны - демонтировал в Австрии заводы и направлял в СССР. Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит был кораблем пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии. Именно Тунгусское тело и инопланетянин изображены на могильной плите. Месторасположение: Вход на кладбище с ул. Госпитальный вал. Идти по центральной аллее до конца 12 участка (он слева), повернуть налево и идти прямо, до конца 25 участка, повернуть направо. Могила А. Казанцева находится на 2 тропинке от дороги, справа.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные