Кузьма петров водкин биография. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Российский и советский живописец-символист

Кузьма Петров-Водкин, великий художник, которого называли современным иконописцем оставил уникальное художественное наследие, образное и одухотворенное, но в то же время символичное и модернистское.

История фамилии и детство будущего художника

Погибший за других! Вечная тебе память! (надпись на картине посвящена утонувшему человеку, который спас художника)

Кузьма Иванович появился на свет в городе Хвалынске, на севере Саратовской губернии в конце 70-х годов XIX века. Простая семья сапожника прославилась своим буйным предком и двойной фамилией. Предок Кузьмы Ивановича, некий Петр очень любил употреблять водку. Будучи пьяным. он зарезал свою жену, а потом сам скончался. После этого случая его потомков называли Петровыми и Водкиными, а потом и вовсе Петровыми-Водкиными.

Позорная фамилия досталась художнику от своих родителей и служила напоминанием о родственниках.

Творческое начало

Интерес к художественному творчеству появился у мальчика очень рано. Будучи учеником училища, мальчик познакомился с иконописцами и долгое время наблюдал за их работами. Впоследствии он попытался повторить технику и написал образ Богородицы. К сожалению, он не понравился батюшке - святой лик напоминал обычную деревенскую женщину, одолеваемую бурными эмоциями.

Знакомство с Мельцером и забота Казариных

Мама сыграла решающую роль в карьере своего сына. Работая в имении купцов Казариных, женщина принесла работы сына, показать хозяевам и архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Он был удивлен и поражен талантом мальчика. Юное дарование было решено отправить в Петербург, где архитектор помог с экзаменами в художественное училище. Купцы Казарины выступили спонсорами Кузьмы Ивановича и всячески помогали ему с жильем и деньгами.

Творческий путь и всемирная слава

До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Обучаясь в столице, Кузьма Иванович совершенствовал свою технику, вкладывая в нее опыт иконописца. Художник создал эскиз Богородицы с младенцем для медицинского института. Художник планировал перевести эскиз в керамику и специально для этого поехал в Англию на одну из фарфоровых мануфактур. Панно сохранилось до наших дней.

В возрасте 19 лет художник переезжает в Москву и становится студентом художественного училища под началом известного художника Валентина Серова.

Автопортрет 1926-1927

Есть художники, занимающие в искусстве особое место. Их работы резко отличаются от произведений современников, но вместе с тем не являются чем-то чуждым общему процессу художественного развития, а, скорее, дополняют и обогащают его.

Именно такой своеобразной и крупной личностью был в русском и советском искусстве первой трети нашего века Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939).

Черемуха в стакане 1932

Годы его художественного формирования проходили в условиях решительных перемен в русском и европейском искусстве. На фоне продолжающейся деятельности художников критического реализма появились новые направления, отражающие эстетические идеалы современного общества. В среде молодых художников начала века возобладало стремление к символической и ассоциативной образности , интерес к проблемам формы и специфики языка, к подражанию стилистике прошлых эпох.

Все эти далеко не однородные, но характерные художественные явления сказались на ранних произведениях Петрова-Водкина , созданных еще в годы пребывания его в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Речь идет о таких его работах, как «Эгитаф», «Каменный остров», «Прометей» (все 1904 года), а затем и о первых больших композициях — «Берег» (1908), «Сон» (1910).

Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида».

Портрет жены художника 1906

Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. Он получил от знакомства с экзотическими странами массу неожиданных впечатлений, которые отразил в двухстах рисунках, акварелях и небольших этюдах маслом, колористически довольно скромных, но верных в передаче облика людей и среды, их окружающей. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе, ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург, именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала.

Африканский мальчик 1907

Играющие мальчики 1911

В первые три года после возвращения в Россию Петров-Водкин ищет пути создания своего индивидуального стиля в живописи. Он все более ясно стал понимать свою способность к монументальному обобщению всех отдельных частей в создаваемых им произведениях. Недаром критики того времени пророчили ему успех именно в монументальной настенной живописи. Поэтому Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.

Юность 1912

И все же все эти работы еще не были вполне самостоятельными, напоминая то один, то другой образец символико-аллегорической живописи тех лет. Но в 1911-1912 годах произошла встреча Петрова-Водкина с искусством, которое не только произвело на него сильнейшее впечатление. Именно в это время он увидел в Москве в частных собраниях первые расчищенные иконы XIV-XV веков, произведшие на него огромное впечатление. Истинно монументальный высокий стиль этих произведений был творчески воспринят художником и помог ему найти путь к выражению в монументальной форме идей и чувств, волновавших многих людей того времени.

Купание красного коня 1912

Одновременное открытие красоты и величия древнерусской живописи и красоты родной земли оказалось решающим в новых творческих исканиях художника.

Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Вначале он задумал написать жанровую сценку купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел около Хвалынска. Встреча с древнерусскими иконами была для него озарением, заставившим изменить первоначальный замысел полотна и его композицию. Центром ее стал пылающий, огнеподобный конь, вызывающий в памяти образы Георгия Победоносца на многих древнерусских иконах. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. В образах картины многие зрители увидели предзнаменование грядущих перемен в жизни общества. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.

Мать 1911-1913

Вслед за «Купанием красного коня» появилась картина «Мать» , начатая еще в 1911 году и впервые показанная на выставке в 1913 году. Так же как и предыдущая работа, первоначально она была решена в бытовом плане, но после посещения первой большой выставки расчищенных икон, предоставленных частными собирателями в 1913 году, художник решительно перестроил и композицию и колорит картины. Прекрасный образ женщины, простой русской крестьянки, представлен как обобщенный образ материнской любви и человеческого счастья.

Девушки на Волге 1915

Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» , из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. При работе над картиной он вспомнил также итальянские фрески эпохи Возрождения , где часто изображались тонкие и изящные фигуры итальянок. Написанная в том же декоративно-монументальном плане, что и лучшие предшествующие работы, колористически построенная на гармонии трех звучных, почти открытых основных цветов спектра — красного, синего и желтого, — эта картина представляла идеальный тип русской женщины, покоряющей скромностью, чистотой души и изяществом натуры.

Утро. Купальщицы 1917

В условиях сложных противоречивых движений в художественной среде и социально-политической жизни общества в канун пролетарской революции Петров-Водкин проявил огромную волю и способность глубоко анализировать и состояние искусства вообще, и свой собственный творческий метод. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра — красном, синем, желтом, и композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии.

В качестве примера можно привести две его картины: «Утро. Купальщицы» и «Полдень. Лето» (обе — 1917).

Полдень. Лето 1917

Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Лето» . На ней изображены огромные приволжские пространства, на которых раскинулись деревеньки, поля, сады, перелески. Мы обозреваем эти дали как бы с птичьего полета и обнаруживаем сцены из жизни крестьян; однако сцены не случайны, а значительны, и передают они жизнь людей в самые важные моменты их существования от рождения и до смерти. Важно в этой композиции, помимо колористического трехцветия, то, что содержание выражено при помощи такого художественного решения, которое передает ощущение земли как планеты с бесконечно уходящими вдаль волжскими просторами. Автор вполне оправданно и органично мог применить здесь свой метод изображения пространства на плоскости холста, названный им сферической перспективой.

Селедка 1918

Практическое применение и разработка метода уже приходятся на следующий период его творческой жизни.

Октябрьскую революцию К.С.Петров-Водкин принял, как и Александр Блок , одним из первых в художественной среде Петрограда и сразу включился в решение задач, вставших перед мастерами искусств после победы пролетариата. В частности, он взял на себя обязанности профессора живописи Высшего художественного училища, только что созданного после ликвидации Академии художеств летом 1918 года. Кузьма Сергеевич полностью включился в бурную, горячую борьбу передовых сил за создание нового общества, новой культуры и искусства. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. В эти годы он выполнил серию натюрмортов, в которых отыскивал художественные средства, способные с наибольшей полнотой передавать суть вещей.

1918 год в Петрограде 1920

Символические элементы, столь важные в ранних картинах, не исчезли совсем, но приобрели живую связь с конкретными явлениями революционной действительности. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Женщина с ребенком, стоящая на балконе дома, изображена на фоне улицы со взбудораженными группами людей. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Однако совершенно очевидный историко-бытовой характер картины автор сумел расширить, создав не просто образ матери-пролетарки , а образ матери — хранительницы судьбы и счастья детей, в духе традиционных изображений на ранних итальянских фресках или на древнерусских иконах. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна» .

После боя 1923

Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы» . Он считал, что наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и поэтому в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение. В частности, художник в поисках средств передачи некоей планетарности прибегал к наклонному изображению фигур на картинной плоскости, считая, что все вертикали на земле в конечном счете должны находиться в наклонном положении друг к другу. Поэтому художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». Хотя эту наклонность реально увидеть невозможно, но тем не менее Петров-Водкин настойчиво утверждал право художника прибегать к ней, поскольку она всегда усиливала динамику в композиционном построении холста.

Смерть комиссара 1928

Одновременно с большими композиционными произведениями в течение всех 20-х и 30-х годов Петров-Водкин работал над портретами. В основном это были образы советской женщины тех лет. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой . В отличие от тех, кто обычно подчеркивал эффектный и красивый облик поэтессы, Кузьма Сергеевич оттенил в ее лице строгую сосредоточенность, серьезную работу мысли. Она как бы прислушивается к своей музе-вдохновительнице, зримый облик которой тоже изображен художником за головой поэтессы.

Портрет Анны Ахматовой 1922

После того как удалось притушить болезнь легких, Кузьма Сергеевич , начиная с 1934 года, снова принялся за работу, и в первую очередь за новые историко-революционные композиции, которые он считал главнейшими в своем творчестве. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Взяв за основу свой ранний рисунок 20-х годов, воскрешающий эти тревожные ночи, художник сделал еще несколько эскизов, пока, наконец, не нашел наиболее верное решение картины «1919 год. Тревога» (1934). Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании.

1919 год. Тревога 1934

Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции «Весна» (1935).

Последней большой картиной мастера стало полотно «Новоселье» (1937), выполненное по заказу выставкома выставки «Индустрия социализма» . Писал он его несколько лет и представил жюри выставки в 1938 году. Но жюри отказалось экспонировать полотно на выставке, и, получив договорную сумму, автор передал его в запасник Третьяковской галереи .

Новоселье 1937

В целом творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина предстает перед нами как искусство большого масштаба, идущее от традиций древнерусской живописи, классического искусства, а также от традиций Александра Иванова , Венецианова и Врубеля . Он владел своеобразным, только ему присущим художественным языком, неожиданным и прекрасным. Он умел видеть дорогу к будущему искусству и открывал новые его дали.

Фантазия 1925

Кол-во 229 | Формат JPG | Разрешение 1000х800 | Размер 32 Mб

Публикации раздела Музеи

Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал

И коны - как первые живописные впечатления. Посмертная эпитафия - в качестве одной из первых картин. Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело - выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником - известным на весь мир .

«Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»…

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926-1927. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Портрет А.П. Петровой-Водкиной. 1909. ГРМ

Иконописцы-староверы, сосед-караульщик и живописец-вывесочник стали, сами того не зная, первыми учителями для Кузьмы . В Хвалынске, где мальчик родился в семье сапожника, о живописи можно было лишь мечтать - глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками.

«Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шепотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми»…

Из книги Петрова-Водкина «Моя повесть»

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.

Окончив четырехклассное городское училище, Кузьма о живописи всерьез не думал - отправился в Самару поступать в железнодорожный техникум. Лишь не сдав экзамен, пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Без особой творческой пользы: «Мы ни разу не пытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний» .

За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Кузьма Петров-Водкин. Африканский мальчик. 1907. Частная коллекция

Кузьма Петров-Водкин. Семья кочевника. 1907. Чувашский государственный художественный музей

Кузьма Петров-Водкин. Кафе. 1907. ГРМ

Кардинально изменил жизнь Петрова-Водкина приезд в Хвалынск петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот обещал помочь с учебой в Петербурге. В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов. Одна из первых работ художника Петрова-Водкина - образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов . По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке - где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов. Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» - множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

«Друг мой, жена моя , - писал Петров-Водкин из-за границы - ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, будем работать для человечества» .

Мир искусства

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Сон. 1910. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. ГТГ

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года - Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Реалист Илья Репин выступил с разгромной статьей, один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» - главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров.

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив !» - произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года.

«Искренний попутчик революции»

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ

Кузьма Петров-Водкин. Селедка. 1918. ГРМ

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. ГРМ

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт - это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту» . К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин - роскошь в голодном городе.
Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир.

«1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами - лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды - полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений.

Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ - в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма.

1928 год оказался непростым для самого художника. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом - не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Не оставляя краски, Петров-Водкин взялся за перо: двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.

Если кто-то наверху планирует человеческие судьбы, в отношении него решили не ограничивать фантазию и не придерживаться каких-то рамок. Сын сапожника из глухой провинции, с двойной фамилией, похожей на пародийный псевдоним, и с ветхозаветным именем объездил Европу и Африку и был женат на француженке сербского происхождения.

Картины Петрова-Водкина считают идейно близкими атеисты и верующие, эстеты и маргиналы, красные и белые. Его называли пророком и демоном, а он был просто художником.

Сапожник из Хлыновска

Двойные фамилии чаще становятся наградой за великие подвиги - кто не знает Суворова-Рымникского или Потемкина-Задунайского… Бурлака из приволжского Хвалынска по имени Петр прозвали Водкиным то ли за известное пристрастие, то ли из-за самогонного мастерства его матери Ефросиньи, державшей притон для вольных людей.

Когда в 1878 году родился его правнук - Кузьма, то записали его Водкиным. Отец Кузьмы - Сергей - был сапожником, но все знали его как убежденного трезвенника, и он твердил сыну: «Прежде всего, ты - Петров, а уж потом - Водкин». Так появилась двойная фамилия, приводящая в трепет аукционистов, коллекционеров и просто любителей живописи - Петров-Водкин. Кузьма Сергеевич всегда помнил своё происхождение, гордился родителями и искал на берегах Волги духовной поддержки в трудные минуты.

Годы учебы

Свой путь он начал со знакомства с богомазами, познакомившими его с технологией приготовления красок, грунтования досок, с приёмами иконописи. Он не сразу определился с выбором занятия на всю жизнь, был ремонтщиком на волжских судах и хотел поступать в железнодорожное училище в Самаре.

Хотя ему не хватало общего образования (именно поэтому он не сдал экзамен при поступлении в училище при железной дороге), Кузьма отличался склонностью к философским размышлениям и обобщающим взглядом на окружающий мир. Картины Петрова-Водкина построены на принципах сферической перспективы, а впервые он задумался о ней в юности. Он описывал потом, как после драки упал на спину, посмотрел в небо и ощутил закругления горизонта и активную выпуклость поверхности. Ощущать Землю как планету - этим он руководствовался сам и впоследствии учил этому своих студентов.

Классы живописи и рисования художника Ф.Е. Бурова в Самаре, Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, школа художника А. Ашбе в Мюнхене - таковы этапы обучения мастера. Он был учеником великих Серова и Коровина, учился пейзажу у Левитана, изучал собрания лучших музеев Европы. Итогом стал высочайший уровень знаний, мастерства в рисунке и живописи, позволивший потом ему самому стать преподавателем училища, созданного на базе

Бурная юность

Он не признавал канонов ни в творчестве, ни в жизни. Пишет прозу, пьесы - одно время встал вопрос о выборе между литературой и живописью. На деньги фирмы- производителя велосипедов он совершает с рекламной целью велопутешествие по Европе, заодно знакомится с европейской архитектурой и шедеврами художественных собраний. Изучает геофизику и космогонию и становится членом французского научного общества. Наблюдает извержение Везувия и путешествует по Сахаре с бедуинами.

В пансионе под Парижем он знакомится с дочерью хозяйки и говорит ей, что она будет его женой. Мари-Жозефина Йованович, дочь сербского эмигранта, стала для него просто Марой, хотя, когда он привез её в Хвалынск знакомиться с матерью, там навсегда решили для себя, что Мари - французская принцесса.

Первые шаги в мире искусства

Его причисляли к последователям Матисса и Гогена, его называли французским символистом. Для сторонников академического стиля он был радикальным формалистом, авангардисты считали картины Петрова-Водкина страшно архаичными.

Лишь когда он выставил свои первые значительные работы в рамках объединения «Мир искусства», многим стало ясно, что появился самобытнейший мастер европейского уровня с национальными корнями и космическим мышлением.

«Сон» (1910) - картина, сделавшая Петрова-Водкина известным. Спящий юноша, ждущие его пробуждения две женщины и начало извержения вулкана на фоне выразительны по рисунку и палитре. Споры о картине доходили до скандалов, многие видели нарочитый эротизм и ничего более. Великий Репин ругал за пустое декадентство, а и наоборот, указывали на глубокое философское содержание.

Самый знаменитый шедевр

В 1912 году на выставке объединения «Мир искусства» была показана картина «Купание красного коня» Петрова-Водкина. Она стала для многих настоящим откровением, её значение осознали самые непримиримые идейные противники художника. Сила воздействия картины определялась сочетанием - как современных той эпохе, так и основанных на иконописных традициях, уходящих в прошлое. А содержание однозначно всеми понималось как предчувствие будущих глобальных потрясений для России и всего мира.

Происхождение дало ему защиту от нападок теоретиков соцреализма, но слишком большая свобода в выборе тем и в способе их выражения неизбежно привели бы его к открытым идеологическим конфликтам с системой. Неслучайно сразу после смерти мастера творчество Петрова-Водкина старательно замалчивалось. Это было очень непросто делать - слишком велик масштаб дарования, которое ценилось во всем художественном мире.

В 1939 году художник погиб от туберкулеза. Но пока есть люди, способные оценить величие таланта и высказывать благодарность ему за новые эмоции и мысли, его путь будет продолжаться.

Биография и эпизоды жизни Петрова-Водкина. Когда родился и умер Петров-Водкин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

Годы жизни Петрова-Водкина:

родился 24 октября 1878, умер 15 февраля 1939

Эпитафия

«Там, где лежит туман,
где степь непроходимая
Зелено-ярких вод -
поют о новом дне.
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить,
а здесь мы, как во сне…»
Из стихотворения Рюрика Ивнева, посвящённого К. С. Петрову-Водкину и его картине «Купание красного коня»

Биография

При упоминании имени художника Петрова-Водкина первое, что вспоминается, — это его знаменитый «красный конь». Долгие годы творчество художника воспринималось исключительно как образчик социалистического реализма. И мало кто знает, что на самом деле этот талантливейший художник-самородок начинал свой творческий путь с иконописи, а затем учился на лучших европейских образцах, чтобы впоследствии перенести достижения мировой культуры на русскую почву.

Будущий художник родился в провинциальном городке, в семье сапожника. В раннем юношестве он увлёкся работой местных иконописцев и начал пробовать рисовать самостоятельно. Вряд ли из этого вышло бы что-то путное, если бы не случай: в городке оказался именитый столичный архитектор Р. Мельцер, который случайно увидел рисунки юноши. Это предопределило судьбу Петрова-Водкина: архитектор забрал его в столицу для получения образования.

Талантливый юноша учился в Петербурге и Москве, где занимался с В. Серовым; затем прожил несколько лет в Париже и Италии, продолжая учиться у великих мастеров. В возрасте 33 лет он вошёл в объединение «Мир искусства», а пару лет спустя стал оформлять театральные спектакли. Одновременно с этим Петров-Водкин пробовал свои силы в сфере литературы; впоследствии стал преподавать живопись.


Реакция на картины Петрова-Водкина со стороны современников не была однозначной. Его специфическая пластика, работа со сферической перспективой, монументальность фигур и определённая идеализация человеческих лиц, даже выбор сюжетов, не говоря уже о происхождении и «говорящей» фамилии художника, вызывали жёсткую критику. Одним из непримиримых врагов Петрова-Водкина стал М. Горький. Но вместе с тем его современники Борисов-Мусатов, А. Бенуа, С. Дягилев превозносили выдающиеся способности художника. Даже непримиримый враг современной живописи И. Репин, увидев «Купание красного коня», не смог не признать этого таланта.

Петров-Водкин жил насыщенной жизнью, часто ездя из Петербурга в Москву и постоянно совершенствуя своё мастерство. После Октябрьской революции новая власть приняла его с распростёртыми объятиями, позволив работать и учить так, как он считал нужным. И художник пользовался этой возможностью — в том числе и для создания далеко не однозначных в идеологическом плане картин, включая несколько подозрительный портрет Ленина, драматическую своей будничностью «Смерть комиссара» и потрясающе выразительную «Тревогу».

Художник умер в Ленинграде от осложнений туберкулёза. Почти сразу после его смерти слава художника угасла: советская власть вдруг вспомнила и его иконы, и учёбу за границей. И лишь несколько десятилетий спустя наследие великого художника вновь стали изучать и оценивать так, как оно того заслуживает.

Линия жизни

24 октября 1878 г. Дата рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
1893 г. Окончание городского училища.
1893-1895 гг. Обучение на классах живописи и рисования Ф. Бурова.
1895 г. Переезд в Петербург, поступление в Центральное училище технического рисования Штиглица.
1897 г. Переезд в Москву, поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1905 г. Окончание училища, поездка в Италию, обучение в Париже.
1906 г. Женитьба на Марии Йованович.
1907 г. Поездка в Северную Африку.
1908-1909 гг. Работы Петрова-Водкина впервые выставляются на художественном салоне вместе с картинами В. Серова, Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева.
1913 г. Начало работы театральным художником в театре Незлобина.
1918-1933 г. Преподавательская работа.
1922 г. Рождение дочери.
1932 г. Избрание первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.
15 февраля 1939 г. Дата смерти Петрова-Водкина.

Памятные места

1. Родной дом Петрова-Водкина в Хвалынске, ныне — художественно-мемориальный музей.
2. Самара, где Петров-Водкин учился на классах живописи в 1895-1897 гг.
3. Дом № 9 по 18-й линии ВО в Ленинграде, где художник жил с 1915 по 1924 гг.
4. Версаль, где жил и работал Петров-Водкин в 1924-1925 гг.
5. Ул. Новоорловская в Шувалово (Санкт-Петербург), где Петров-Водкин жил в 1925 г.
6. Дом № 2 по Садовой улице в Пушкине (Детском Селе), бывший Великокняжеский флигель лицея, где Петров-Водкин жил с 1928 по 1936 гг.
7. Дом № 14 по Каменноостровскому пр. (ранее — Кировскому) в Ленинграде, где художник жил с 1936 по 1939 гг.
8. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где на Литераторских мостках похоронен Петров-Водкин.

Эпизоды жизни

Первой «настоящей» работой Петрова-Водкина стало изображение Мадонны с младенцем на здании лечебницы Вредена в Петербурге, выстроенного его патроном, архитектором Мельцером. Это одна из первых майолик Петербурга, созданная в 1904 г., и её до сих пор можно увидеть на стене больничной церкви.

На первой версии знаменитого «Купания красного коня» конь был не красным, а гнедым. Но эту картину художник уничтожил собственноручно, а на второй масть коня стала соответствовать названию. Картину было принято ассоциировать с революцией и диктатурой пролетариата, но на самом деле она была написана задолго до революционных событий, в 1912 г.

С 1920 г. художник болел туберкулёзом, и в 1929 г., когда болезнь серьёзно осложнилась, врачи запретили ему писать. Лёгкие Петрова-Водкина плохо реагировали на запах краски. В результате вынужденного творческого бездействия художник написал несколько ярких книг, но они получили категорически негативную оценку М. Горького и не были изданы. Всего Петров-Водкин написал 20 рассказов, 3 повести и дюжину пьес.

Заветы

«Мыслите о Земле как о планете и никогда не ошибетесь, ребята!»

«Форма и цвет, объемлющий эту форму, — это и есть живопись».

«Творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом».


Документальный фильм «Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника»

Соболезнования

«Редко можно найти такое счастливое сочетание, чтобы мастер, впитавший лучшие достижения Запада, остался исконно русским и нашел бы убедительный язык в своем руководстве».
Николай Рерих

«При всей его природной русскости о нем говорили как об иностранце, о французе и старались найти манерность в его картинах. Но манерности не было. Был характерный стиль. Петров-Водкин неоднократно бывал за границей, но не мог там оставаться. Его тянуло домой, а домом его была русская земля. Русскому народу Петров-Водкин принес свое художественное достояние».
Николай Рерих

«Покинул он землю быстрее многих. Похоронен через дорожку от могилы И. П. Павлова на Волковом кладбище. Мир праху его. Ночь, при свете фонаря закапывали, было таинственно и странно. Рос холм, украсили венками и цветами этот холмик и разошлись. Прости, Кузьма Сергеевич. Прости…»
Ученик и друг Петрова-Водкина П. К. Голубятников



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные