Юрий купер художник работы. Юрий Купер. Театральный роман. Совет Юрия Купера начинающим иллюстраторам

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Художник с мировым именем, входящий в число самых известных современных российских художников на Западе, впервые представляет в Москве выставку, полностью посвященную театру.

Это будут работы к шести спектаклям, поставленным в России и Белоруссии за последнее десятилетие в сотрудничестве с ведущими режиссёрами - Никитой Михалковым, Александром Сокуровым, Владимиром Петровым и другими.

Юрий Купер родился в Москве в 1940 году, окончил художественно-графический факультет МГПИ. С 1972 года жил в Израиле, Франции и Великобритании. На его счету свыше 50 выставок в ведущих галереях мира, его работы находятся в собраниях ведущих художественных музеев.

Театральная выставка Юрия Купера впервые показывает вместе материалы к опере «Борис Годунов», поставленной Александром Сокуровым в Большом театре, постановкам Владимира Петрова «Отелло» в Перми и «Евгений Онегин» в Самаре, спектакле «Метаморфозы» - премьере 2016 года режиссёра Никиты Михалкова.

В работах, созданных для театра - эскизах костюмов и декораций - узнаваем художественный почерк Юрия Купера. Художник использует различные материалы и техники, принты, коллажи, создавая удивительно красивые, словно состаренные полотна. К сценическому пространству он относится и как архитектор, чётко понимая, что оно актёров оно должно быть так же удобно, как дом или квартира для жильцов, и как художник, осознавая, насколько важна доля визуальной составляющей в общем впечатлении от спектакля.

Изображение: Юрий Купер. Эскиз для балета Щелкунчик, Минск, Большой театр Беларуси, постановщик А. Тихомирова

В музее им. И. Н. Крамского 13 декабря открылась выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Юрий Купер – один из самых известных современных художников, его работы хранятся в известных музеях мира – от Третьяковской галереи до музея Метрополитен в Нью-Йорке.

В центре экспозиции представлена книга «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, иллюстрированная Юрием Купером. В коллекции музея хранится один из пятидесяти экземпляров этого уникального произведения – «книга художника». Её форма традиционна для этого жанра – книга состоит из отдельных листов, которые сложены в специальную папку-футляр. От начала до конца художник является автором создаваемой книги, прорабатывая не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы листа. При этом текст книги становится лишь одной из составляющих комплексного художественного сообщения.

В музее рассказали, что специфика работ не позволяет экспонировать «книгу художника» Юрия Купера в открытом доступе посетителям музея, увидеть внутреннее авторское оформление и оригинальные литографии, каждая из которых представляет самостоятельное произведение искусства и подписана художником. Для выставочного проекта были сделаны компьютерные копии, которые очень необычно оформлены, как будто встроены в затуманенное стекло. Однако на выставке представлены и несколько оригинальных литографий Юрия Купера из книги иллюстраций к трагедии Пушкина.

На выставке представлены 17 иллюстраций Юрия Купера. На них зритель не увидит очевидных сюжетов и главных героев трагедии Пушкина. Как рассказала заведующая экспозиционным отделом музея Ольга Рябчикова, проходят иллюстрации к иллюстрации вместе с художником, можно почувствовать историю приближения к поэту, уловить дух времени, в котором он творил.
Практически до самого открытия не было известно, сможет ли приехать Юрий Купер в Воронеж. Однако 77-летний художник решил лично представить свои работы в музее им. И. Н. Крамского. Юрий Купер рассказал, что работал над иллюстрациями к «Моцарту и Сальери» около года, а вдохновило на их создание посещение музея-заповедника «Михайловское», где Пушкин работал над «Маленькими трагедиями».

— Что касается иллюстраций, как, впрочем, и других форм в театре и кино, мы живем во времена такого шлягера, то есть эпатажа, когда режиссер, иллюстратор совершенно без чуткости влезает в поэзию, пьесу и находит возможность интерпретировать ее, как ему хочется, — сказал на открытии Юрий Леонидович. – Для меня самым важным в иллюстрации всегда было место действия. Но, в трагедии «Моцарт и Сальери» место действия – это Зальцбург, корчма. Персонажей в основном двое и слепой скрипач. Если я буду рисовать улицы Зальцбурга, эту корчму, два сидящих персонажа, то это будет не достойно поэзии Пушкина. Когда я думал, что мне делать с этими иллюстрациями, я поехал в «Михайловское». И был поражен предметами, которые там представлены. Я себя почувствовал детективом на месте преступления. Я увидел бокал, из которого был отравлен Моцарт, кусок ткани, перо… Я решил иллюстрировать поэзию Пушкина через предметность и гобеленность.

Иллюстрации выполнены в технике литографии. Художник рассказал, что делал многослойные изображения, которые давали богатство фактур. Произведения Юрия Купера сложно перепутать с работами других авторов благодаря его особенному, узнаваемому стилю. На его картинах, иллюстрациях все предметы подернуты дымкой, то есть сфумато.

— Эта дымка из моего детства, из пыльного коридора в коммунальной квартире. Он никогда не ремонтировался, в нём светила маленькая лампочка и все предметы сквозь пыль казались фантастическими, — рассказал Юрий Купер.

И хотя выставка открывалась в будний день, на третьем этаже музея был многолюдно. Посмотреть работы Юрия Купера пришли его воронежские коллеги, студенты академии искусств.

— Ещё до открытия я посмотрел всю экспозицию. В работах Юрия Купера читается, что автор признался в любви и Моцарту, и Пушкину, — отметил на открытии воронежский художник Алексей Загородных. – Иллюстрации не буквальны, но каждая работа здесь наполнена предощущением. У каждого зрителя есть свой жизненный опыт, и посетитель будет по-своему воспринимать изображенные предметы. Меня очень тронуло перо. Перо, которым Моцарт писал ноты, Пушкин писал трагедию, а кто-то из злопыхателей – доносы. И все это сошлось в иллюстрациях.

Юрия Купера многое связывает с Воронежем. В 2012 году была закончена реставрация воронежского драмтеатра им. А. В. Кольцова, интерьеры которого проектировал Купер. В 2013 году в музее им. И. Н. Крамского была персональная выставка художника. В 2015 году вышел роман Юрия Купера «сфумато», презентация книги прошла в книжном клубе «Петровский».

— Я горд тем, что притащил Купера в Воронеж, — сказал на открытии художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров. – Я рад, что он согласился делать со мной проект реставрации театра, несмотря на свою его занятость, углубленность во многие сферы художественной деятельности. Эстетика Юрия Леонидовича мне очень близка. Это человек, который может стоять в Петербурге возле обваливающейся стены и восторгаться тем, как там кусок отломился. Это очень греет, потому что он не парадный художник. Но сам он по натуре человек-праздник, имеющий огромное количество друзей, который способен встать утром и написать стихотворение. У него такое жизнелюбие, которое никак не сочетается со сфумато – сквозным образом его работ.

Выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» будет работать до 14 января 2018 года. Стоимость входного билета – 50 рублей.

ПОЛЕЗНОЕ

Совет Юрия Купера начинающим иллюстраторам

— В иллюстрации важно стараться внедряться в текст автора очень тактично и особенно не самовыражаться, а думать об авторе. Сейчас питерское издательство «Редкая книга» предложило мне проиллюстрировать Экклезиаст (раздел Ветхого Завета). Что там можно проиллюстрировать, если там сплошные сентенции, что можно внести в эту божественную книгу? Главное ощущение от этой книги, которое у меня было, – необычайное спокойствие и тишина. Поэтому можно иллюстрировать это травой, морем, цветами, но с атмосферным состоянием. Тогда это вас приблизит к книге. И таких вариантов много, но главное – не прямое иллюстрирование.

СПРАВКА

Юрий Купер (родился в 1940 году в Москве) - художник, график, иллюстратор, сценограф, ювелир, чьи работы выставляются в музеях и галереях по всему миру. Художник-постановщик фильма «Солнце» Александра Сокурова, автор книги «Московский натюрморт» (Лондон, 1975), пьесы «12 картин из жизни художника», а также декораций и костюмов к спектаклю по ней в постановке Владимира Петрова (МХАТ, 2007).

Фото : из группы музея им. И. Н. Краскогого в «ВКонтакте».

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Юрий Купер уехал из России несколько десятилетий назад: умудрился вырваться на двадцать лет раньше, чем большинство, и за десять лет до того, как русские художники бесплатно начали высылать свои работы за границу. Он превосходно вписался в парижскую галерейную жизнь, покорил Лондон и Нью-Йорк. Его работы есть в коллекциях Министерства Культуры Франции и Библиотеки Конгресса. Сейчас кураторы позиционируют его как русско-американского художника, но это скорее заигрывание с отечественным покупателем – ведь с приставкой «американское» всё выглядит и дороже, и моднее. Несмотря на явную любовь к северной столице, картины Купера выставляются в Петербурге всего второй раз – потому в родной Москве он известен куда больше.

    На открытии хор Исаакиевского собора и его директор, Николай Буров, не просто так – картины Купера, выставленные в Эрарте, из хранилища собора, которому они достались в дар от художника. Вопрос, зачем дарить картины Исаакиевскому собору, где нет ни помещения для их экспозиции, ни условий для хранения – остаётся без ответа. Возможно, в курсе присутствующий на открытии некий бизнесмен, который прочёл ужасно скучную речь, но так и не представился.

    И вот, после хора, шампанского и приветственных слов, трое - Купер, Владимир Назанский (руководитель музея) и собственно таинственный бизнесмен - расчленяют красную ленту, а немногочисленная публика, состоящая в основном из коллег по цеху да журналистов, получает возможность увидеть о чём, собственно речь.

    Напротив «горбуновского» пассивно-агрессивного розового – серая мгла работ Купера. Представленные полотна фактически нельзя назвать ни картинами, ни коллажами. Перед зрителями сложное сочетание фотографии, шелкографии и красок, порождающее Питер в его мистическом виде – влажном, дымчатом, потустороннем. Эти photo-based работы представляют Санкт-Петербург в довольно банальном свете, таком, каким его принято считать. Тем не менее, выполнены они тонко и со вкусом, сто оттенков серого растекаются и проникают в горизонтальные композиции, населённые безлюдными домами и каналами.

    «Я помню старые работы [Купера, прим. ред.]– замечательная, тонкая живопись», - говорит Николай Сажин, петербургский художник. Зал с его картинами тоже на третьем этаже, но в другой части музея, с постоянной экспозицией. «Неровная поверхность, залессированная акриловыми красками, получалась [у него] тонкой и богатой. Казалось, будто случайно затекло, но на самом деле очень красиво и продумано. Мне кажется, это возрастное – здесь появилась какая-то вялость, несмотря ни на что. Нельзя бесконечно утончать, утончать, это поворачивается против него самого. Где-то есть граница, где надо уметь остановиться, иначе теряется страсть, авторская энергия».

    О выставке говорит руководитель музея Эрарта , Владимир Назанский: «Я сразу же среагировал на фамилию. Редко, когда есть возможность нью-йоркско-парижско-лондонского художника заполучить безо всякого бюджета. Я пошел в Исаакиевский собор, где в толще стен узкие коридоры, где нужно проходить боком, нашел нишы, в которых устроили хранилище, и, мучаясь клаустрофобией, смотрел на эти серые композиции и думал, что если их хорошо осветить, они будут [выглядеть] намного эффектней».

    В России, к сожалению, работы мастера не представлены в полной мере – их можно увидеть в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Московском музее современного искусства, но не более того. Несколько раз картины Купера были представлены в регионах, в Петербурге это вторая экспозиция художника.

    Купер говорит о Санкт-Петербурге с огромной любовью, отмечает отсутствие той «теремковости», которой болеет Москва. Его работы, возможно и делались с расчётом на то, что пойдут в дар – но сохранили особо нежное отношение художника к местам, где и он гулял.



    В продолжение темы:
    Детская мода

    Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

    Новые статьи
    /
    Популярные