Мещанство – это ограниченность во всем. Мещанство - это что такое? Кто такие мещане определение по истории

1. Мещанство: понятие и признаки. 3

2. Мещанство и русская революция: судьба одного культурного стереотипа 10

Заключение. 21

Список использованных источников. 23

Введение

Мещанство (польск., единственное число mieszczanin - горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14-17 вв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с 17 в. - жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775 к мещанам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Мещанство платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, было ограничено в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Мещанство каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В 1811 в России было 949,9 тыс. мещан (35,1% городского населения); в 1897 - 7449,3 тыс. (44,3%). В результате реформ 60-х гг. 19 в. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами "свободных профессий". Мещанство сохранялось в России до Великой Октябрьской социалистической революции.

Так определяет понятие мещанства один из толковых словарей.

В переносном смысле мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т.п.

Рассмотрим подробнее на страницах представленной контрольной работы.

1. Мещанство: понятие и признаки

Поинтересовавшись, как определяют понятие "мещанство" российские учёные, порывшись в словарях, можно обнаружить, что данного слова просто не существует. Мещане есть, а мещанства нет. По всей видимости, считается, что эти слова синонимы. Какое глубокое заблуждение. Между этими понятиями огромная разница. Если "мещане" - это члены городского сословия в бывшей царской России, то "мещанство" - понятие, прежде всего, социальное, всечеловеческое. Мещанство есть моральное, этическое, нравственное и психическое перерождение человеческого общества, а также составляющих это общество индивидуумов в периоды, предшествующие качественным преобразованиям общества.

В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское "место", "място" - "город". Отсюда и пошло название сословия "мещанин" - горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - мелких ремесленников и торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории "правильных городских обывателей": "К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение "мещанский стиль" характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства".

Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели ("регулярные граждане") получили общее наименование "мещане". Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы ("гости"), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй - все те, "которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные". Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов.30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: "О среднем роде людей". В статье сказано: "В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах". Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основа, на которой рождается и развивается мещанство и которая одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создаётся потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.

Созданное потребительским обществом мещанство вскоре после рождения начинает не только активно развиваться в нём, но и определяет направление его развития, становится душой потребительского общества, которое в ответ исполняет все его потребности и желания.

Мещанство - это болезнь человеческого общества и его членов. В сути этой болезни лежит предчувствие приближающегося краха существующего порядка и смены его таким миропорядком, в котором мещанству места не будет. Постоянный страх перед будущим держит руку на горле мещанствующего, безысходность давит его, и он, чтобы как-то преодолеть это, готов идти на всё. На всё – это значит испытать в этой жизни все мыслимые и немыслимые, доступные и недоступные, существующие и пока несуществующие удовольствия и наслаждения. При этом, оценивая этичность этих желаний, мы должны исходить из того, что у людей, заболевших мещанством, происходит смещение понятий в сознании, психике и они начинают воспринимать действительность совершенно иначе, чем нормальные люди, всё хорошее для них становится плохим, зато всё порочное возводится в ранг достоинства.

Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, – все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий всё более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.

Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времён, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери? Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ?

Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество – это не только, когда берут, но и когда дают взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается всё население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причём самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является её основание, состоящее из беднейших слоёв российского общества, которым взяток никто не даёт, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.

У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали - это деньги. Вторая, не менее важная, – стремление к власти. Ибо власть даёт им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.

Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое - это бессмысленное накопление денег. Им всё равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.

Примером такого бессмысленного накопления, но - зато радующего сердца организаторов этого накопительства, является так называемый стабилизационный фонд.

Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т.д., до того как он заболел мещанством, в своём проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.

Обогатиться методичным, каждодневным трудом, благодаря трудолюбию, следованию намеченному плану, солидности, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. С развитием крупного капитала классические мещанские добродетели объективируются, становятся свойством не человека, а предприятия. Некогда единый буржуазный раздваивается на противоположные образы: с одной стороны, человек , сделавший себя, предприниматель (В. Зомбарт), натура господская (М. Шелер), а с - мещанин. Их сочетание и формирует капиталистический , тем не менее мешанина все более принимает на себя роль антиидеала, сгустка всего отвергаемого в ценностном мире буржуа: он становится образцом недоверчивости, понимания счастья как состояния насыщения, застоя, прозаичности, ориентации на среднее, стремления к видимости добродетели, которая измеряется исключительно полезностью. Мещанство в качестве антиидеала - это порожденные серостью и бесцельностью существования приземленность притязаний и ко всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к эстетической культуре (“полезное, как , враждует с прекрасным” - Э. Шпрангер) и категоричность суждений о мире. Мещанство противостоит как аристократизму, так и революционной морсодержание выявлялось в ходе антикапиталистической критики (с дворянской, пролетарской, революционно-буржуазной позиций), полемики с консервативными взглядами в искусстве (романтизм , антимещанская волна в культуре 19 в.), критики со стороны “геройствующих” идеологий (фашизм). Поскольку мещанина не переступает границ, которых не преступает мелкого буржуа (К. Маркс), ей противостояли самые разные, порой противоположные по содержанию, но возвышенные идеалы (социальные, нравственные и художественные). Ж. Сорель называл мещанство “идеалом моралиста”, т. к. в нем , опошлившись, воссоединяется с повседневностью, Лит.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. M., I987.

О. П. Зубец

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МЕЩАНСТВО" в других словарях:

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова

    Обывательщина, филистерство, ограниченность; бюргерство Словарь русских синонимов. мещанство см. обывательщина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов

    МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мещанство (значения). Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    мещанство - а, только ед., с. 1) В дореволюционной России: сословие, включавшее городских ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т. п. 2) перен. Психология и поведение человека с мелкособственническими интересами и узким кругозором. Организованная … Популярный словарь русского языка

    Низшее городское сословие, состоявшее в подушном окладе и подлежащее рекрутскому набору в солдаты. Название «мещанство» идет от слова «место» или «обыватели места», как в Западной и Южной Руси называли города (откуда «местечко» малый город); в… … Русская история

    мещанство - , а, ср. неодобр. Психология, идеология и поведение мещан, обывателей. ◘ Сокровенный нравственный смысл мещанства укладывается в нехитрую схему: взять, присвоить, добиться наслаждения только для себя. КПСП, 130. Мещанство стало многоликим,… … Толковый словарь языка Совдепии

    - (польск., единственное число mieszczanin горожанин) сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14 17 вв. мещанами называли горожан южных… … Большая советская энциклопедия

    I ср. Сословие мещане I. II ср. 1. Психология и идеология мещане II. 2. Проявление такой психологии и идеологии в быту. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Мещанство, мещанства, мещанства, мещанств, мещанству, мещанствам, мещанство, мещанства, мещанством, мещанствами, мещанстве, мещанствах (

Введение

Мещанство (польск., единственное число mieszczanin - горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14-17 вв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с 17 в. - жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775 к мещанам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Мещанство платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, было ограничено в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. Мещанство каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В 1811 в России было 949,9 тыс. мещан (35,1% городского населения); в 1897 - 7449,3 тыс. (44,3%). В результате реформ 60-х гг. 19 в. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами "свободных профессий". Мещанство сохранялось в России до Великой Октябрьской социалистической революции.

Так определяет понятие мещанства один из толковых словарей.

В переносном смысле мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т.п.

Рассмотрим подробнее на страницах представленной контрольной работы.

Мещанство: понятие и признаки

Поинтересовавшись, как определяют понятие "мещанство" российские учёные, порывшись в словарях, можно обнаружить, что данного слова просто не существует. Мещане есть, а мещанства нет. По всей видимости, считается, что эти слова синонимы. Какое глубокое заблуждение. Между этими понятиями огромная разница. Если "мещане" - это члены городского сословия в бывшей царской России, то "мещанство" - понятие, прежде всего, социальное, всечеловеческое. Мещанство есть моральное, этическое, нравственное и психическое перерождение человеческого общества, а также составляющих это общество индивидуумов в периоды, предшествующие качественным преобразованиям общества.

В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское "место", "място" - "город". Отсюда и пошло название сословия "мещанин" - горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - мелких ремесленников и торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории "правильных городских обывателей": "К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение "мещанский стиль" характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства".

Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели ("регулярные граждане") получили общее наименование "мещане". Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы ("гости"), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй - все те, "которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные". Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов.30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: "О среднем роде людей". В статье сказано: "В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах". Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основа, на которой рождается и развивается мещанство и которая одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создаётся потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.

Созданное потребительским обществом мещанство вскоре после рождения начинает не только активно развиваться в нём, но и определяет направление его развития, становится душой потребительского общества, которое в ответ исполняет все его потребности и желания.

Мещанство - это болезнь человеческого общества и его членов. В сути этой болезни лежит предчувствие приближающегося краха существующего порядка и смены его таким миропорядком, в котором мещанству места не будет. Постоянный страх перед будущим держит руку на горле мещанствующего, безысходность давит его, и он, чтобы как-то преодолеть это, готов идти на всё. На всё - это значит испытать в этой жизни все мыслимые и немыслимые, доступные и недоступные, существующие и пока несуществующие удовольствия и наслаждения. При этом, оценивая этичность этих желаний, мы должны исходить из того, что у людей, заболевших мещанством, происходит смещение понятий в сознании, психике и они начинают воспринимать действительность совершенно иначе, чем нормальные люди, всё хорошее для них становится плохим, зато всё порочное возводится в ранг достоинства.

Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, - все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий всё более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.

Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времён, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери? Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ?

Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество - это не только, когда берут, но и когда дают взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается всё население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причём самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является её основание, состоящее из беднейших слоёв российского общества, которым взяток никто не даёт, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.

У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали - это деньги. Вторая, не менее важная, - стремление к власти. Ибо власть даёт им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.

Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое - это бессмысленное накопление денег. Им всё равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.

Примером такого бессмысленного накопления, но - зато радующего сердца организаторов этого накопительства, является так называемый стабилизационный фонд.

Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т.д., до того как он заболел мещанством, в своём проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.

Мещанство не способно к строительству, к высокопроизводительному труду. Оно может только разрушать. Это наглядно показали последние 16 лет истории России: по сути уничтожена промышленность, сельское хозяйство.

Отличительной чертой мещанствующих является то, что они не способны любить кого-либо. Может быть, своих близких, и то не всегда. Поэтому ждать от них каких-либо благ для народа - бесполезное дело. Им нет до него никакого дела. Было бы им хорошо.

Отличительной чертой мещанствующих является их бескрайнее лицемерие. Мещанствующие в Бога не верят, но так как грешат они очень много, то, на всякий случай, регулярно ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам и дают пожертвования деньгами церковным приходам на реставрацию, ремонт, строительство новых храмов. Но на строительство детских домов и интернатов у них денег нет.

Мещанство ненасытно. Сколько ему ни давай, всё ему мало. Оно никогда не перестанет грабить. Но, несмотря на всю неприглядность мещанства, его пагубность и разрушительность человеческого общества это явление не случайно в жизни человеческого общества. Оно вполне закономерно и предсказуемо.

Самое страшным в рождении и развитии мещанства является то, что оно само по себе не отмирает. Оно будет всё рушить вокруг себя до полного уничтожения, как раковая опухоль, разъедающая организм. Остановить этот процесс можно только силовыми мерами. Об этом говорит историческое прошлое. При этом разрушение мещанства обходиться человечеству большими потерями и разрушениями.

Вот краткие примеры. В Священном Писании можно найти легенду о городах Содом и Гоморра, в которых происходило всё то, что в настоящее время происходит у нас в России. В результате эти города по велению Всевышнего были полностью уничтожены подземным огнём и огнём надземным. Погибли все.

Второй пример. Римская империя. В конце своей истории подавляющее население Римской империи было больно мещанством. В результате вместо труда римляне искали всевозможных удовольствий. Это стало основной целью их жизни. Итогом стало ослабление армии, хозяйство развалилось. И пришедшие кочевники безо всяких усилий захватили Италию. Разграбили и уничтожили население и ушли, оставив после себя пустыню.

Третий пример. Франция. В предреволюционный период там в полную меру гуляло мещанство. В результате был ограблен весь народ, разорено сельское хозяйство. Ввергли население в беспросветную нищету. Для прекращения данного процесса потребовалась революция. Революция смела мещанство. Но вместе с мещанством были уничтожены многие тысячи людей.

И последний пример. Царская Россия. В предвоенный период и период первой мировой войны мещанство не коснулось основной массы народа. В основном им была поражена правящая верхушка, так называемый высший свет, который вёл себя не лучше остальных мещанствующих. Взяточничество, воровство, предательство и т.д. во всём цвете проявляло себя в тот период времени в России. И концом этому состоянию российского общества стала революция, приведшая к огромным людским потерям в начавшейся гражданской войне и полному разрушению государственности.

Мещанство является фундаментом, на котором образуется и развивается фашизм. Ярким подтверждением этому является порождение фашизма в Германии после её поражения в Первой Мировой войне. Развитие мещанства и образование фашизма в Германии принесло человечеству неисчислимые потери. Только Советский Союз в войне с германским фашизмом потерял более 30 миллионов человек, Европа - около 20 миллионов. Но эти потери были бы гораздо выше в результате дальнейшей деятельности фашизма, если бы не противостоял Советский Союз. Люди нового общества уничтожили эту заразу.

Итак, мы установили, что возникновение мещанства в любой точке планеты приводит к одному: к разрушению государственности, экономики и огромным людским потерям. Практически после уничтожения мещанства там, где оно вольготно гуляло, оставалось голое поле, на котором будущим поколениям нужно было возводить новое здание общественной жизни.

Вот пример. После разгрома Римской империи оставшееся в живых население начало строить новые общественные отношения, новую государственность, что создало условия для последующего мощного культурного рывка, получившего название эпохи Возрождения, которая принесла всему человечеству великие достижения в живописи, литературе, скульптуре.

Уничтожение мещанства в России привело к созданию совершено новых общественных отношений, уничтожение мещанства, несмотря на огромные людские потери, полное разрушение экономики страны, расчистило место для строительства нового типа государства, основанного на новых общественных отношениях, Союза Советских Социалистических Республик.

На приведённых примерах видно, что мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становится тормозом Эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией.

Кто бы как ни думал и ни говорил, но сам факт исторического развития человечества подсказывает нам, что избежать революционных преобразований и связанных с ними жертв, невозможно.

Таким образом, напрашивается вывод: Россия стоит перед серьёзным кризисом. Это не кризис власти, не общественных отношений, а кризис Культуры в целом. Кризис, прежде всего, нравственно-духовный. Кризис, вызванный противодействием эволюционному устремлению, толкающему человечество к новым общественным формациям. Противодействием мыслью, действием и самим образом жизни. И горе строящим запруду, ибо воды поднимутся и сметут со своего пути всё и всяк. Но новый посев на чистой ниве даст новые ростки новых человеческих общественных отношений. Грядущей мировой Общины Уваров В. Мещанство // Грани эпохи № 28, 2006.

Низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном - ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов - «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II, в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого . Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой - с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года - от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Литература

  • Ю. Степанов. Мещанство // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 679-683
  • М. Горький Заметки о мещанстве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мещанство (сословие)" в других словарях:

    Мещанство (от польск. mieszczanin горожанин) многозначный термин. Мещанство сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и России до 1917 года. Мещанство звание (статус) мещанина, представителя мещанского… … Википедия

    К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нет, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дорев.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дорев.). Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой… … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова

    Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.

    МЕЩАНСТВО, а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). | прил. мещанский, ая, ое. Мещанское звание. Мещанские взгляды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь

В свое время Горький высказал мнение, что мещанство - это искаженно сформировавшееся чувство собственности. С этим вполне можно согласиться. Ведь нельзя стремиться только к собственному покою, опасаясь, что в какой-то момент он рухнет. Многие классики презирали мещанство. Определение, которое дал Чехов этому явлению, кажется несколько шире. Он писал о том, что оно не несет никакого развития и прогресса для людей.

Социальный кризис

В 19 веке Николай Васильевич Гоголь писал о том, что жизнь находится во власти мелочей, и это явление приобретает угрожающие масштабы. В то же самое время и Чехов высказался о том, что мещанство - это страшное зло. Проникая в суть этого образа жизни молодежи той эпохи, писатель содействовал борьбе за его кардинальное изменение.

Противостояние в литературе

В 1903-м году Чехов написал рассказ "Невеста". Сюжет истории достаточно прост. Московский художник Саша уговаривает девушку Надю бежать из дома практически из-под венца. Героиня, благодаря этому обреченному и больному человеку увидела всю тусклую жизнь, окружающую ее. Надя, поддавшись уговорам, уезжает учиться. Вернувшись на каникулы, героиня совершенно не сожалеет о поступке. Саша, удивительный человек, светлый изнутри, помог ей вырваться из узкого, душного и себялюбивого мещанства, обрести себя, избавиться от пошлости. Его слова призвали героиню к личному росту.

Мещанство: значение слова

Термин имеет польские корни и происходит от понятия mieszczanin - горожанин. До 1917 года в России мещане составляли низший разряд обывателей. Они несли податную и рекрутскую повинность, на них распространялись телесные наказания.

История возникновения

Мещанство - это сословие, которое берет начало от торговцев, мелких домовладельцев, ремесленников. Официально оно было закреплено в Жалованной грамоте Екатерины Второй в 1785 году. В ней же было дано разъяснение понятия. В Грамоте было указано, что мещанство - это "сословие городовых обывателей", "люди среднего рода", ремесленники и мелкие торговцы. По положению они стояли ниже купцов. Мещанам принадлежала львиная доля недвижимого имущества города. Поскольку они, вместе с купцами, выступали в качестве основных плательщиков податей и налогов, то считались "правильными городскими обывателями".

Вступление в сословие

Городские мещане объединялись в "общество". Принадлежность к сословию оформлялась соответствующей записью в обывательской книге города. Таким образом, каждый мещанин приписывался к определенному населенному пункту. Временно покинуть территорию своего города мещанам разрешалось только при наличии временного паспорта. Переехать же в другой населенный пункт допускалось с разрешения власти.

Звание мещанина переходило по наследству. Записаться в сословие мог совершенно любой житель города, имевший какую-либо недвижимость, занимавшийся торговлей или ремеслом, исполнявший общественные службы и плативший подати. Исключить из мещанства человека могло "общество" или суд. На мещан распространялись подушная подать, внутренние сборы города. Они обладали правом на корпоративное объединение, сословное самоуправление. Последнее реализовывалось посредством управ. Кроме этого, для мещан был сформирован отдельный суд. В середине 19 столетия сословие было освобождено от телесных наказаний. В 1866 мещане прекратили платить подушную подать. Ремесленники, принадлежавшие к этому сословию, переходили в категорию цеховых. Все, кто постоянно занимался каким-нибудь делом, должен был записаться в цех. По званиям ремесленники подразделялись на подмастерьев и мастеров. Перейти из первой группы во вторую можно было только в случае пребывания в звании подмастерья на протяжении трех лет. В мещане зачастую переходили и отставные военнослужащие. При этом они получали определенные льготы, в числе которых было и освобождение от податей.

Связь с купечеством

Мещанство - это одно из сословий, тесно взаимодействовавшее с купцами. Развившие свои предприятия, разбогатевшие обыватели переходили в эту категорию. Вместе с этим, обедневшие купцы становились мещанами. В 1863-м году были проведены городские реформы. В результате них была отменена третья (низшая) гильдия купечества. Все, кто был приписан к ней, перешли в мещанство.

Возможности крестьянства

Мещанство принимало и государственных, а после отмены крепостничества - всех крестьян. Однако при этом должны были соблюдаться условия. Крестьяне могли перейти в мещанство при выходе из сельской общины и с разрешения власти. После отмены крепостничества мещанство пополнилось значительным количеством освобожденных. Однако, как свидетельствуют записи, считалось, что крестьяне переходили в новое сословие исключительно ради того, чтобы быть освобожденными от податей. На самом же деле они не занимались ни ремеслами, ни торговлей. Приобретя в городе дом и взяв в аренду участок, они продолжали работать на земле. Некоторые мещане, получив образование, становились разночинцами.

Статистика

Согласно данным по 1811 году, в России было порядка 950 тысяч мещан. Это составляло 35% от всего населения города. По данным переписи, проведенной в 1897-м, в стране было около 13 400 000 мещан. По своей численности это сословие находилось на втором месте после крестьянства. Несмотря на то что формально у мещанства было собственное самоуправление, оно в незначительной степени служило на благо обывателям. По своей сути, оно выступало в качестве бесплатного (для государства) финансово-полицейского органа управления. Мещанство вместе с прочими званиями и сословиями было отменено после революции 1917 года.

Ограничение перемещения

В начале ХХ столетия паспортная система в стране не была строгой. Однако несмотря на это, перемещение мещан было ограничено. Дела, касавшиеся выдачи паспортов, зачастую доходили до "схода". Но такие собрания проходили довольно редко, закон не определял их состава. В этой связи решения, принимавшиеся на "сходах" были весьма неустойчивы.

Либерализм - это идеология мещанства

В широком смысле данное явление характеризует не только жизнь обывателей, но и их мышление. Проблема мещанства состояла в ограниченности взглядов исключительно личными интересами, вульгарности во вкусах, трусости. Поведение и мировоззрение человека заключалось в том, что на высшие слои общества он смотрел с благоговением, а на низшие - с явным презрением. Мещанин всеми силами старался приблизиться к элите, но это ему плохо удавалось. В результате такие люди оставались средними членами общества. Мещане всегда старались обустроить жизнь, приспосабливаясь к обстоятельствам. Зачастую они не имели личного мнения, слепо подражали всему, что считалось модным и престижным.

Настоящее время - что изменилось?

Современное мещанство мало изменилось с дореволюционных времен. Сегодня не существует сословий и званий, но по поведению людей можно причислить их к той или иной категории. Мещанами в настоящее время можно назвать тех, кто ограничен стереотипными суждениями, живет по сценарию, навязанному обществом, опасаясь даже незначительно отклониться от заданной траектории. Таким людям свойственны узколобость, отсутствие гибкости и широты мышления. Они живут без каких-либо убеждений и приоритетов. Таким личностям свойственны заботы только о материальном благе. Современные мещане - это мелочные и очень скупые люди. При этом сегодня такое поведение характерно не только для граждан со средним достатком, но и для тех, кто имеет миллионный доход. Мировоззрение мещанина крайне редко меняется, даже если ему удалось разбогатеть. Такие люди любят сплетни. При встрече в первую очередь они будут выведывать у человека подробности его личной жизни: женат ли (замужем ли), есть ли дети, какая работа и так далее. Главными особенностями мещанина являются отсутствие цели и ограниченность взглядов.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные