Новый год в колумбии. Деформация черепа в традициях народов южной америки Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

Индейцы Северной Америки -- в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки -- в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства - плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, а переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне - приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача - охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков -- это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда - картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

индейский быт ритуал традиция

Лекция № 8 (2 часа) Обычаи и традиции народов Южной (Латинской) Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Обряды и традиции. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Семинарское занятие № 9 (2 часа) Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры.

Самостоятельная работа (4 часа) По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Обычаи и традиции народов Южной Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки.Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока

Тема 5.1 Роль ислама и суфизма в становлении обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 9 (2 часа) Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаяхнародов арабского Востока. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.

Семинарское занятие № 10 (2 часа) Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов арабского Востока. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаях народов арабского Востока.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы:Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.

Тема 5.2 Проблема экспансии обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 10 (2 часа)

Понятие экспансии. Арабская экспансия в страны Европы и Америки. Модернизация ислама. Исламский панисламизм. Исламский национализм и ваххабизм. Исламское противостояние и проблема экспансии терроризма и исламского экстремизма.Участие ваххабитов в совершении преступлений террористической направленности. Опасность террористической угрозы для России и всего мирового сообщества в настоящее время. Роль пропаганды в разъяснении отличий обычаев и традиций исламистов и ваххабитов. «Теория ориентализма» Э. Саида: подход к осмыслению проблемы Восток – Запад.

На сегодняшний момент Южная Америка - континент с населением более трехсот миллионов человек, численность которого постоянно увеличивается. Вследствие непростых обстоятельств истории «покорения» Америки здесь наблюдается сложный и многонациональный этнический состав, в котором расовые признаки значительно перемешаны.

Племена древних индейцев попали на Южноамериканский континент более 20 тысяч лет назад из Северной Америки, постепенно расселяясь по всему материку. Потом в 16 веке началась эпоха европейского колонизаторства, сначала сюда приплыли португальцы и испанцы, чуть позже переселенцы из других европейских стран - немцы, англичане, французы и т.д. Коренное население страны - южноамериканские племена индейцев жестоко истреблялись, уничтожалась их древняя культура, разрушались древние города, храмы и святилища. В последующие годы, после того как большая часть индейского народа была бездумно уничтожена, в качестве рабов было завезено большое количество негров с Африканского континента. Результат такого стремительного и довольно кровавого заселения Южной Америки - пестрый этнический состав материка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

(Древнее исчезающее племя )

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) - огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

(Мужчины племени долины реки Амазонка )

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие - лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации - родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Культура и быт древних индейцев

(Племя Ирокезы )

Наиболее известной и подробно изученной является культура древней Империи Инков или Таунтинсуйю («четыре соединенные стороны света»), которая образовалась во втором веке нашей эры путем захватнических войн, когда одно из горных племен завевало обширные соседние земли, где жили такие племена как аймара, кеуар, уальякан и т.д и объединило их все в одно мощное инкское государство. В 14-15 веке, на которые пришлась эра захватнической европейской колонизации, Империя Инков занимала огромные территории сегодняшних Эквадора, Перу, Боливии, некоторых частей Аргентины, Колумбии и Чили. Специально построенная столица государства - Куско, язык - кечуа, первый правитель (Верховный Инка) - Манко Капаку.

(Воины Ирокезов )

Подобно Римской империи главной силой этой державы была армия, её обеспечением занимался весь народ, регулярно оплачивая в казну налоги на её содержание. Покоренным народам разрешалась верить в свои божества, но обязательным было поклонение верховному богу Солнца инков - Инти. Население жило в каменных домах, построенных из таких горных пород как известняк, базальт, диорит и т.д. Дома обычных жителей были незамысловатыми и скромными, зато дома знати, жрецов и правителей украшалась золотыми и серебряными пластинами. Архитектура древних инков отличается суровостью и аскетичностью, дворцы и храмы подавляют своей мощью и величием, для их возведения использовались огромные монолитные глыбы, плотно подогнанные по размеру и не скрепленные никаким раствором. Ансамбль храмов Кориканча («Золотой храм») в столице инков Куско - вершина зодчества инков. В нем находились золотой алтарь и золотой диск бога Солнца Инти, он был разрушен и разграблен испанцами. Сейчас на его развалинах находится собор Санта-Доминго.

(Мачу-Пикчу - древний город Инков на вершине горы, возвышаясь над долиной реки Урубамбы )

Древние инки были искусными ремесленниками, они добывали руды горных металлов и умели обрабатывать золото, бронзу, делали удивительные по красоте ювелирные украшения, которые позже были переплавлены на золотые слитки и увезены в Испанию конкистадорами-завоевателями. Письменности как таковой у инков не было, считается, что они передавали и хранили информацию с помощью специального узелкового письма «кипу».

Все население империи делилось на социальные классы и профессии, основой социальной пирамиды инков лежало понятие айлью, состоящее из семейных кланов, живших на одной земле и сообща её обрабатывающих, занимавшихся общим разведением скота и деливших урожай на всех. Главой государства был Единственный Инка - верховный правители и главный жрец бога Солнца.

В начале 16 века, когда испанский конкистадор Франсиско Писарро пришел на земли Империи, в связи с острой междоусобной борьбой за власть она уже находилась на грани развала, была быстро завоевании и разграблена, древняя цивилизация инков прекратила свое существование. Сегодня от неё остались только развалины древнего города Мачу-Пикчу в горах Перу.

Также древнейшим цивилизациями на территории современной Мексики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, и Сальвадора, государств Латинской Америки, считаются культуры майя и ацтеков.

(Древние Майя )

Майя - ярчайший пример индейской докуломбовской цивилизации, которая и сегодня для всех остается загадкой и научным феноменом. Начала свое существование в начале нашей эры, и к приходу конкистадоров находилась уже в глубоком упадке. Это уникальный народ, существуя в условиях каменного века и не умея добывать и обрабатывать металл, не имея средств передвижения и животных для перевозки грузов, разработали удивительно точный солнечный календарь, имели сложную иероглифическую письменность, предсказывали затмения Луны и Солнца, вычисляли движение планет. Именно майя создали неповторимые шедевры строительного искусства, которые известны и сейчас по всему миру (пирамиды Майя в древних городах Теотиуаукане, Чолула и Чечен-Ица). Цивилизация майя погибла в 11 веке, еще до прихода конкистадоров, которые застали уже остатки былого могущества, почему это произошло до сих пор неизвестно.

(Храм надписей древней цивилизации Майя - визуализация )

Цивилизация ацтеков существовала на территории современной Мексики в период с 14 по 16 век нашей эры. Столицей древнего государства ацтеков был Теночтитлан на озере Тескоко, который представлял собой огромный город, расположенный на нескольких островах посредине озер, соединявшихся между собой дамбами. Везде были проложены отличные каменные дороги, его улицы пересекались каналами, каменные дворцы и храмы находились в зелени садов. Ацтеки были великолепными резчиками по дереву, скульпторами, ремесленниками и ювелирами. К сожалению, наследие этой древней цивилизации практически до наших дней не сохранилось, только единичные шедевры, чудом избежавшие уничтожения от рук испанских конкистадоров, попали в Европу и стали достоянием общественности.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

(Жизнь древних племен Майя )

Например, майя считали, что рождение ребенка - знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

(Воин древнего племени Инки )

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа - бог погоды, богиня Луны - Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Современная жизнь народов Южноамериканского континента

(Город Пуно в Перу )

Современная численность населения Южной Америки - 387,5 миллиона человек. Характеризуется преобладанием смешанных этнических групп: метисов (результат смешанных барков европейцев и индейцев), мулатов (брак европейцев с негроидной расой), самбо (брак индейцев с негроидной расой).

В Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Венесуэле преобладают метисы, потомки смешанных браков коренных жителей (индейцев) и испанских поселенцев. В Перу и Боливии в большинстве индейцы. В государствах центральной части Южной Америки в Бразилии, Колумбии и Венесуэле большинство граждан африканского происхождения, меньшинство - потомки жителей европейского континента. А вот их большая часть особенно выходцев из Испании и Италии обитает в Аргентине, Уругвае. В Чили много выходцев с таких европейских стран как Германия, Англия, Франция, Австрия, Греция, Скандинавия и т.д. Официальный язык большинства стран материка говорит на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Перу индейский язык кечуа официальный наравне с испанским.

Невозможно описать население Южной Америки пользуясь только критериями этнического происхождения. Слишком большим упрощением будет описать Гайанское общество как общество различных расовых групп. Такие термины, как индоГайанцы и афроГайанцы относятся к этнической самобытности. Но значительные физические и культурные различия существуют между этническими общностями. Такое разделение может привести к ошибочному мнению, что существует две Гайаны с совершенно разными происхождением, поведением и политическими и экономическими интересами в одной и той же стране.

Все группы иммигрантов адаптировались к доминирующей в колонии британской культуре. Во многих отношениях потомки различных групп иммигрантов похожи друг на друга больше, чем на своих далеких предков. Кроме того, потомки иммигрантов вышли за пределы своих прежних социальных ниш. ИндоГайанцев можно найти не только на плантациях сахарного тростника и риса, но и в городах, где некоторые из них стали предпринимателями, специалистами или просто рабочими. АфроГайанцев также можно найти на всех уровнях Гайанского общества.

У всех иммигрантов в Гайане есть общий опыт. Они все работали на плантациях. Изменился с отменой рабства характер рабочей силы, но не сам труд. Индийцы выполняли ту же работу, как и африканские рабы, перед ними, жили в таком же жилье, как и бывшие рабы. Все иммигранты подвергались доминирующему влиянию британской системы ценностей, и им негде было сохранить свои ценности.

Африканцы считают себя принадлежащими к различным культурным группам, индийское общество также было дифференцировано по религии и кастам. Для англичан, однако, принадлежность к расе была единственным признаком, и все индусы классифицировались в одну группу, а все африканцы в другую.

Наибольшее влияние на ассимиляцию оказало употребление языка. Английский язык стал основным языком всех Гайанцев, за исключением некоторых стариков и некоторых американских индейцев. Универсальное использование английского языка оказалось мощной объединяющей культурной силой.

Потомки групп иммигрантов становились все более англизированными. Культурные различия слабели. И даже физические различия размывались посредством смешанных браков. Культурные различия сохраняют свое символическое значение. Многие из этих культурных отличий не передавались по наследству, а возникали на месте. Например, Гайанский индуизм ближе к исламу и христианству, чем на самой родине индуизма.Человечеству свойственно мыслить стереотипами. Так и население Южной Америки разбивается на стереотипные группы самим же населением Южной Америки.


Расовый стереотип развивался в Гайане в начале основания колонии. Британские плантаторы характеризовали африканцев как физически сильных, но ленивых и безответственных. Индийцы характеризовались как трудолюбивые, но клановые и жадные. В некоторой степени эти стереотипы были признаны самими иммигрантами, причем позитивные стереотипы охотно приписывались себе, а негативные стереотипы - другим.

В процессе развития страны стереотипами объяснялись особенности поведения представителей различных национальностей. Африканцы были охарактеризованы как недальновидные, когда они отказались работать за низкую заработную плату на плантациях или заключать с плантаторами долгосрочные договоры. Индийцы были названы эгоистичными, когда все усилия направили на максимальное приобретение капитала.

В современной Гайане стереотипам менее подвержены этнические признаки. Большее значение сейчас имеют другие различия. Существует градация на "столичные" манеры и манеры "кули". Однако, то, что считается столичными манерами в провинции, одновременно может быть признано манерами кули в самой столице.

Наряду с этими стереотипами сохраняется и колониальное отношение к европейским странам, когда идеализировались все британские обычаи, нравы и поведение. Сохранению евроцентризма способствовала британская система образования. Представление о превосходстве британской культуры было признано и принято среди рабов. В частности, бывшие рабы до сих пор считают, что приверженность христианству есть признак цивилизованности человека.

Средний класс, который образовывался с конца девятнадцатого века из среды афроГайанцев и индоГайанцев основывался также в основном на британских ценностях, представление о которых было как о самых прогрессивных и цивилизованных.

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн, обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя, а придумали ацтеки. Ацтеки обнаружили, что если раздробить какао бобы в пасту и добавить специи, получится напиток, который подавали лишь предводителю, ибо был на вес золота.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю - это можно встретить в любом индейце.

Индейцы сегодня

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

Индейцы Северной Америки — в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки — в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства - плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне - приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача - охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков — это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда - картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

«Все дети — наши дети»

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости. А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей. Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы. Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Естественное индейское родительство

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов - без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии. Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них. Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.

По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока. Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится. Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» - это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах. Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» - кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники "естественного родительства" придерживаются основных правил:

Естественные роды;

Во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

Частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

Присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

Индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

В большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

Не критикуйте, не сравнивайте детей. Тем более при всех, наедине ему потом можно рассказать, что какое-то действие неправильное и к чему оно может привести;

Важно всегда приходить к ребенку на помощь, находиться рядом, чтобы он чувствовал защиту и любовь. Это даст ему уверенность на всю жизнь;

Ко всем детским желаниям и действиям индейцы относятся с уважением, что и взято за основу метода «естественного родительства».

И мальчики и девочки до пяти лет участвуют в жизни семьи помогая мамам, после пяти лет, иногда чуть позже, мальчиков начинают обучать отцы. С этого момента начинается разделение воспитания мальчиков и девочек. Девочек учат уважать мужчин, заботиться о них и даже побаиваться. Во многих племенах совершаются обряды инициации (девочки в 13 лет, мальчики в 15), когда ребенок становится взрослым. Сейчас это обычные праздники с обрядовыми танцами и песнями.

Любимые игры индейцев

Игра в мяч - это и футбол, и игра, похожая на волейбол, где мяч отбивают ладонями, локтями, бедрами;

Запуск воздушных змеев - у индейцев есть даже праздник воздушных Змеев, он проходит одновременно с Днем всех святых (Хеллоуином), это Радостный праздник (!) памяти умерших детей. Индейцы очень позитивно относятся к смерти, дети в неё даже играют, разыгрывая сцены ухода из жизни. Воздушные змеи в этот праздник имеют свои особенности - они круглые, в диаметре достигают до 6,5 метра и парят в воздухе до двух часов.

Чанки - ранее игра с диском и копьем. В небо запускался каменный диск и игроки должны были попасть к него копьем. Теперь это игра колец и шеста: нужно поймать на шест как можно больше колец, брошенных вверх.

Пулук - настольная игра с фишками на очки.

Сегодня в Америке индейцем быть модно. Открываются индейские школы, множество сообществ по сохранению культуры и традиций этого «грустного народа», радио, газеты, телевидение на нескольких наречиях. Те, кто уезжает жить в большие города, имеют неразрывную связь с резервациями, возвращаются туда и пытаются изменить сложную ситуацию. Первая задача - это возможность дать образование индейским детям. Все «белые» учителя, работающие в индейских школах, отмечают их сообразительность и особое расположение к точным наукам.


Мудрость индейцев


Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.

В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет — они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек.

Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит.

Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая.

Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви.

Даже твое молчание может быть частью молитвы.


Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.


Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о боге.


Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?


Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком.

Одно «возьми» лучше двух «я отдам».

Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.

Правда — это то, во что люди верят.


Даже маленькая мышь имеет право на ярость.


Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.

Не нужно много слов, чтобы сказать правду.

Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

У всего в Мире - своя песня


Размышления индейских старейшин


«Мир... приходит в души людей, когда они осознают свою взаимосвязь, свое единство со Вселенной и всеми ее силами, и когда они осознают, что в центре вселенной живет Вакан-Танка, и что этот центр в действительности находится везде, внутри каждого из нас».
(Черный Олень [Хехака Сапа], оглала сиу)

«Многие люди вряд ли когда чувствуют настоящую землю под своими ногами, видят растения растущими, кроме как в цветочных горшках, или оказываются достаточно далеко от уличных огней, чтобы поймать очарование ночного неба усыпанного звездами. Когда люди живут далко от мест созданных Великим Духом, им легко забыть Его законы».
(Татанга Мани (Идущий Бизон), стоуни)


«Учения существуют для всех, не только для индейцев... Белые люди никогда прежде не хотели учиться. Они считали нас дикарями. Теперь их понимание изменилось, и они хотят учиться. Все мы дети Бога. Традиция открыта для любого, кто хочет учиться».
(Дон Хосе Матусува, уичоль)

«Как старейшины, мы в свою очередь должны показать уважение к нашим молодым людям, чтобы получить от них уважение».
(Грейс Эзэк, нисга"а)


«Мы создаем зло среди нас. Мы создаем его; и потом пытаемся называть его дьявол, Сатана, зло. Но его создает человек. Дьявола нет. Человек создает дьявола».


«У нас есть биологические отец и мать, но наш настоящий Отец - Тункашила (Творец), а наша настоящая Мать - Земля».
(Уоллес Черный Олень, лакота)

«Та духовная сила, которой я служу, намного более прекрасна и намного более велика. Мы называем ее мудростью, знанием, силой и даром, или любовью. Это четыре части духовной силы. И я служу им. Когда ты служишь этой силе, она делает твой ум и дух прекрасными. Ты становишься прекрасен. Все, что создает Тункашила(Творец) - прекрасно».
(Уоллес Черный Олень, лакота)


«Безмолвие - это абсолютная устойчивость или равновесие тела, ума и духа».
(Чарльз Истмэн (Охайеса), санти сиу)

«Если ты веришь во что-то и веришь достаточно долго, это происходит».
(Катящийся Гром, чероки)


«Мы ответственны за состояние Земли. Мы те, кто отвечает за него и кто можем изменить его. Если мы проснемся, станет возможным изменить энергию. Возможно изменить все».
(Унбац Мен, майя)


«Люди должны быть отвественны за свои мысли, чтобы научиться конртролировать их. Возможно это не просто, но это возможно».
(Катящийся Гром, чероки)

«Раса и язык не имеют значения. Барьеры исчезают, когда люди объединяются на высшем духовном уровне».
(Катящийся Гром, чероки)

«В конце концов, природа будет учить».
(Том Портер, мохок)



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные