Олимпиады по литературному чтению 3. Уникальная возможность раскрытия способностей
Методическая разработка
Олимпиада по литературному чтению в 3 классе
Филиппова Светлана Владимировна,
учитель, Санкт-Петербург
Цели и задачи: выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора обучающихся, глубины их знаний.
Задачи проведения олимпиады:
- создать условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся;
- развивать познавательную активность обучающихся;
- предоставить возможность обучающимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
Участники олимпиады
Участниками олимпиады являются обучающиеся 3-х классов, обучающиеся по любым вариативным программам начальной школы без ограничений.
Задание 1.
Продолжите стихотворение. Назовите автора.
А)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
(Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои). Н. Некрасов.
Б)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
(Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса). А. С. Пушкин.
В) Однажды , в студеную зимнюю пору ,
Я из лесу вышел ; был сильный мороз.
(Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз). Н. Некрасов.
Г) Вороне где -то бог послал кусочек сыру ;
На ель Ворона взгромоздясь,
(Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала).И. Крылов.
Д) У Лукоморья дуб зелёный…
Златая цепь на дубе том:
(И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом). А.С. Пушкин
Задание 2.
Замените волшебный предмет из сказки современным предметом.
Ковёр-самолёт (ракета, самолёт, вертолёт)
Чудо-зеркальце (телевизор)
Золотой петушок (радиолокатор)
Клубок (навигатор, компас)
Чудо-зеркальце (телевизор)
Задание 3.
Викторина.
Кто сочинил эти строки? Кто автор произведения и как называется книга?
«Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку»
(Незнайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
Перечислите все сказки А.С. Пушкина.
(Сказка о попе и работнике его Балде
Сказка о царе Салтане... )
Известный датский писатель, прославивший свою страну сказками
(Г.Х. Андерсен)
Какой детский писатель начал писать для детей после того, как заболел ребёнок и его нужно успокоить?
(К. И. Чуковский)
Какой детский писатель иллюстрировал многие свои произведения?
(Е. Чарушин)
В. Бианки «Лесная газета»
(Н. Носов)
Вспомните пословицы и поговорки о Родине?
Герой, какого произведения говорил о себе, что он «Лучший в мире нянька, озорник, врун…»
(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
Задание 4.
Отгадайте героя произведения.
-«Алёша был мальчик умненький, миленький, училсяхорошо, и все его любили»
(А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»
Это-девочка. Добрая, милая, заботливая. Первое чудо, которое она могла сделать с помощью одного предмета, было для больного дедушки.
(К. Паустовский «Стальное колечко»)
Она так гордилась своей выдумкой, что не выдержала и закричал: «Это я! я! Я придумала!»
(Гаршин «Лягушка-путешественница»)
Этот мальчик очень хотел учиться, но был мал и в школу его не брали. Но он всё-таки попал в неё и даже смог прочесть своё имя»
(Л. Н. Толстой «Филиппок»)
Задание 5.
Вспомнить и написать фамилии детских писателей и поэтов.
Олимпиада по литературному чтению 3 класс (школьный тур)
2014-2015 учебный год
Фамилия _________________________ Имя ___________________ Класс_ _________
1 . По началу произведения определи его жанр:
А) Чьи там крики у пруда:
Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода! ______________________
б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. _______________________
в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские. ____________________________________
г) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. ____________________________________
д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка._____________________________
Братья Гримм «Кот в сапогах»
В. Гауф «Волшебник Изумрудного города»
Ш.Перро «Храбрый портной»
П.Ершов «Карлик Нос»
А.Волков «Конёк – горбунок»
3.Подбери рифмы к данным словам:
Ребята-_________________
Птица-_________________
Смех -__________________
Дрозд -__________________
Мыши-_________________
4.Ответь на вопросы
а) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши._______________________________
б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________________
в) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________________
г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________________
д) Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне._______________
5.Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?
сендеран ____________
кинпуш ______________
ропер ________________
дорира ______________
6. Угадай сказку
А). В украинской сказке «Рукавичка» лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
Б) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
_____________________________________________________________________________________
В) Сказка «Красавица и чудовище» традиционно публикуется в приложениях к сказкам французского писателя Шарля Перро. А как называется сказка С. Аксакова с похожим сюжетом? ___________________________________________________________________________
7. Соедини начало и конец каждой пословицы.
У семи нянек кулаками не машут.
С кем поведешься, на том и провалишься.
После драки коли делать нечего.
Скучен день до вечера дитя без глазу.
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
8. У А.С. Пушкина есть такие строки:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Какие краски осени назвал поэт?
А) тёмно-красный и блестяще-жёлтый;
Б) ярко-красный и светло-жёлтый;
В) тёмно-красный и блестяще-рыжий;
Г) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.
9.Угадай истинное название сказки, преобразовав каждое слово на противоположное ему по значению.
«Мышь в лаптях» - ____________________________________________________________________
«Знайка в лунной деревне» - ____________________________________________________________
«Беби – короткий носок» -______________________________________________________________
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - __________________________________________
«Быль о серебряной курочке»- __________________________________________________________
10 .Раскрой переносный смысл каждого высказывания .
Бабушка надвое сказала. _______________________________________________________________
Остаться у разбитого корыта. ___________________________________________________________
Чует кошка, чьё мясо съела. ____________________________________________________________
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. ______________________________________________
Найди среди этих пословиц крылатое выражение и выпиши его. Напиши, кто автор и из какого произведения взяты эти строки ._________________________________________________________
11. Знаешь ли ты произведения о Великой Отечественной Войне? Выбери правильный ответ.
А) Этот школьник, герой трилогии Валентины Осеевой.
Васёк Трубачев
Виталий Горнов
Василий Тубачев
Виктор Меньшинин
б) Дневник этой девочки повествует о жизни в блокадном городе.
Елена Иванова
Анна Франк
Таня Савичева
Мария Петрова
В) Стихотворение А.Твардовского называется:
«История артиллериста»
«Сказки моряка»
«Рассказ танкиста»
«Повесть лётчика»
Г) Героиня рассказа С.Георгиевской «Галина мама» на фронте была:
Санитаром
Связистом
Танкистом
Моряком
Д) По мнению Л.Кассиля «Главное войско» - это:
артиллерия
подводники
сапёры
пехота
Ответы
1. Стихотворение, сказка, былина, басня, рассказ.- 5 баллов
2. Братья Гримм - «Храбрый портной», В. Гауф - «Карлик Нос», Ш.Перро - «Кот в сапогах», П.Ершов - «Конёк–горбунок», А.Волков - «Волшебник Изумрудного города» .- 5 баллов
3. По 1 баллу за каждую пару слов, максимально-5 баллов
4. а) «Каша из топора», б) тину, в) к солнцу, г) песнь заводит, д) барон Мюнхаузен – 5 баллов
5. Андерсен, Пушкин, Перро, Родари. Лишний - А.С.Пушкин, так как остальные- зарубежные-5 баллов
6. а) «Теремок», б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», в) «Аленький цветочек»- 3 балла
7. У семи нянек дитя без глазу.
После драки кулаками не машут.
С кем поведешься, от того и наберёшься.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. - 5 баллов
8. А) тёмно-красный и блестяще-жёлтый - 2 балла
9. «Кот в сапогах»
«Незнайка в Солнечном городе»
«Пеппи – длинный чулок»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке».- 5 баллов
10 . Бабушка надвое сказала. - Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.
Остаться у разбитого корыта. - Ничего не вышло, мечты не осуществились.
Чует кошка, чье мясо съела. - Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.
Сколько веревочке ни виться, а конец будет. - Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.
Крылатое выражение - остаться у разбитого корыта (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). - 5 баллов
11. а) Васёк Трубачев
Б) Таня Савичева
В) « Рассказ танкиста»
Г) Связистом
Д) пехота – 5 баллов
Максимальное количество баллов -50.
Олимпиада по литературе — достаточно серьезное испытание для знаний учащихся 3 класса. Однако, тот, кто проявляет усердие и трудолюбие, сможет преодолеть любые трудности. А этот сайт станет помощником для любителей рассказов, сказок, басен и стишков.
На этой странице подобраны примеры олимпиадных заданий для 2 класса. Учитель может использовать их на занятии, посвященном подготовке к олимпиаде. Также наш сайт поможет ребятам подготовиться дома с родителями. Внизу страницы указаны правильные ответы, так что, даже если мама или папа забыли какую-нибудь из детских сказок, они все равно смогут проверить работу своего третьеклассника.
Олимпиада по литературе 3 класс
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Какому жанру соответствуют признаки: краткий рассказ, носящий поучительные характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки, персонажами являются животные. Обведи цифру правильного ответа.
А) былина
Б) сказка
В) басня
Г) рассказ
2. Что можно отнести к устному народному творчеству?
А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
Б) сказки, анекдоты, летописи
В) летописи, авторские произведения
Г) рассказы, скороговорки, сказки
3. Укажи, какое произведение не относится к XX веку.
А) Н. Матвеева “Лето”
Б) А. Майков “Утро”
В) Б. Заходер “Дождик”
4. Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее”
А) царевна
Б) Елисей
В) зеркальце
Г) царица
5. Дворец Кощея Бессмертного был из:
А) золота
Б) малахита
В) карбункула
Г) железа
6. К какому жанру относится произведение Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»
А) повесть
Б) басня
В)рассказ
Г) сказка
А) Ф. Тютчев
Б) И. Никитин
В) С. Есенин
Г) Е. Трутнева
8. Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то и на …»
А) руке
Б) голове
В) языке
Г) колене
9. Назови стихотворение С. Маршака:
Нахмурилась елка, и стало темно,
Трещат огоньки, догорая…
А) «На празднике»
Б) «После праздника»
В) «Между праздниками»
10. В кого НЕ превращался князь Гвидон?
А) муха
Б) комар
В) паук
Г) шмель
Открытые вопросы
Вопрос 1
Закончи крылатые выражения:
Поди туда – не знаю куда, …
Скоро сказка сказывается, …
Это всё присказка …
Вопрос 2
Назови героев Былин:
А) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской —
Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя —
В) Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды —
Г) Защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе —
Вопрос 3
Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?
Вопрос 4
В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?
Вопрос 5
Назовите имя и отчество знаменитого почтальона Печкина
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | А | Б | В | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | В | В | В | Б | В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:
Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
Ответ на вопрос 2:
А — Змей Горыныч, Б — Садко, В — Михайло Потык, Г — Илья Муромец
Ответ на вопрос 3:
Эдуард Успенский
Ответ на вопрос 4:
«Теремок»
Ответ на вопрос 5:
Игорь Иванович
Олимпиада по литературному чтению для учеников 3-х классов к неделе русского языка «По страницам прочитанных книг».
Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов. Подходит для проведения в 3 -х классах начальной школы.
Цель:
проверка знания по литературному чтению у младших школьников.
Задачи
: Развитие навыков читательской деятельности;
Привитие любви к чтению у младших школьников,
Развитие логики и мышления.
Ход мероприятия.
Олимпиада состоит из 6 заданий.В олимпиаде приняла участие параллель 3 – х классов (3 «А», 3 «Б» , 3 «В» , 3 «Г» классы)
Ведущий: Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать сегодня на олимпиаде по литературному чтению, которая проводится в рамках недели русского языка.
Ребята, я думаю все вы любите читать и наверняка вы частые посетители не только школьной библиотеке, а еще, скорее всего, вы берете книги и в городских библиотеках. А кто из вас самый читающий и любознательный класс мы определим после окончания олимпиады.
Я всем желаю удачи и честной борьбы. Пусть победит сильнейший
1 задание «назови произведение откуда отрывок».
1) «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».
« Царевна- лягушка».
2)«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин.
3)« Положи- ка, внучка, пирожок на стол. Горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
«Красная Шапочка» Ш. Перро.
4)«И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей – душой.
За невестой молодой».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин
5)«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
2 задание «Друзья»
Ведущий называет имя сказочного персонажа, а каждая команда записывает пару - друга.
Герда –… ;
Пьеро – … ;
Малыш – … ;
Винни - Пух – … ;
Чебурашка – … ;
Шерлок Холмс – … .
3 задание «Узнай героя»
1) Этот сказочный герой очень помог своему хозяину (невесту нашел и дом красивый построил). А также съел людоеда (Кот в сапогах)
2) У этого сказочного героя быд зеленый зубастый друг – хищник. А еще он не знал как его зовут.(Чебурашка)
3) « Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице» (Золушка)
4) На имя означает лягушонок. Он очень храбрый и отважный мальчик. Он стал хозяином всех джунглей.(Маугли)
4 задание «Конкурс капитанов»
Участвует только капитан команды. Капитан пересаживается от свой команды и лишается права на помощь своих одноклассников. Ему нужно закончить фразы.
По щучьему веленью – по моему хотенью
Баба- Яга – костяная нога
Сим – сим – откройся
Сивка – бурка – вещая каурка
Молочные реки – кисельные берега
5 задание «Назови имена»
Командам необходимо вспомнить имена всех сказочных персонажей из известных произведений и все записать:
Три медведя (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Три поросенка (Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф-Нуф)
«Три девицы под окном пряли поздним вечерком» (имён нет)
6 задание «Кто автор?»
Необходимо назвать автора произведения.
Красная шапочка - Ш. Перро.
Черная курица - А. Погорельский.
Алиса в стране чудес – Кэрролл.
Крокодил Гена и Чебурашка - Э. Успенский.
Шифр ___________
Олимпиада по литературному чтению. 3 класс.
Дорогой друг! У тебя всё получится. Желаем удачи!
1 . Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему? (по 1б.)
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира нупшик
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 . По началу произведения определи его жанр: (по 1б.)
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса... _____________________________
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...________________
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки...______________________________
4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии..._________________________
5) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...____________________________________________________________
6) Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой..._______________________________________
3 . Соедини название сказки и наиболее подходящую к нему пословицу: (по 1б.)
""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.
""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.
4 . В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов. (по 2 б. за произведение и за авторов)
1) ""Найденная луна""
____________________________________________3) ""Прекрасный лебедь"" __________________________________________
2) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _______________________
_________________________________________________________________
4) ""Умник на солнце""________________________________________________
5. Подумай, во что могли превратиться в наши дни эти волшебные вещи: (по 1б.)
1) Гусли-самогуды___________________________________________
2) Ступа___________________________________________________
3) Чудо-зеркало______________________________________________
4) Сани, что везут сами______________________________________
5) Перо Жар-птицы __________________________________________
6. Запиши 3 произведения, имеющие в своем названии какой-либо цвет. Если помнишь авторов, тоже запиши: (по 2б. за произведение и по 2 б. за авторов) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 . В стихотворениях Ф.И. Тютчева немало устаревших слов. Как ты понимаешь следующие слова? Впиши правильный ответ в таблицу: (по 2 б.)
челоочи
ланиты
уста
выя
зеница
длань
вежды
перст
лик
8. На ком или на чём совершили путешествия: (по 2 б.)
а) В Зеленый город Незнайка и его друзья _______________________________
б) За медом Вини-Пух ________________________________________________
в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка _____________________________
г) На крышу Малыш _________________________________________________
д) На юг лягушка-квакушка ___________________________________________
е) В Индию старик Хоттабыч и Волька _________________________________
9. Убеди нас, что книги читать полезно и интересно. (до 20б.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за работу!
Ответы к заданиям:
№ 1. Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Пушкин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель. (по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением )
№ 2.
стихотворение
рассказ
басня
летопись
сказка
былина (по 1 баллу за каждый верно определённый жанр)
№ 3. 1 – б, 2 – в, 3 – а. (3 балла)
№ 4. 1) «Краденое солнце» К.Чуковский
2)« Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен
3) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин
4) « Незнайка на Луне» Н.Носов
(16 баллов – по 2б за каждое верное название и каждого автора)
№5. Магнитофон, плеер
Самолет
Телевизор, компьютер, скайп
Автомобиль
Лампа (5баллов)
№6. ,Аленький цветочек” С.Аксаков
Синяя борода” Ш.Перро
Красная Шапочка” Ш.Перро
Серая Шейка” Д. Мамин-Сибиряк
Черная курица…” А.Погорельский и т.д.
№7. 1-в,2-г,3-б,4-а,5-Ё,6-д,7-е,8-з,9-ж,10- и (2 б за каждый правильный ответ).
Слова для справок
: 1) рот, губы; 2) щёки; 3) лоб; 4) глаза; 5) глаз, зрачок; 6) рука, ладонь; 7) шея; 8) палец руки; 9) веки; 10) лицо№8. а) на воздушном шаре, б) на воздушном шарике, в) на ласточке, г) на Карлсоне, д) на утках, е) на ковре-самолете (по 2 б.)
Максимальный балл - 100