Первые рок в ссср. Зарождение рока в ссср - рок-библиотека - каталог статей - русский рок. Вдали от обеих столиц

После мирового взрыва популярности Битлз, наши музыканты не остались в стороне. Первая советская рок - группа появилась в 1964 году. Ребята ленинградского района города Москвы - все как на подбор из приличных семей, объединились в бит- квартет, так принято было говорить. По территориальной принадлежности и обозначилось название группы — «Сокол». Отец одного из участников, генерал ПВО — организовал для детей- музыкальную репетиционную базу.

Вскоре, уже студенты одного из столичных вузов стали выступать на сценах своего института, музыкально оформлять КВН, в ДК заводов и культуры. Интерес молодежи к этому был бешеный. Первая советская рок-группа набирала обороты.

Самым популярными точками сбора «увлеченных» были ДК "Энергетик" и «Каучук», некоторые кафе, и танцплощадки. Летом музыканты первой рок группы в СССР «Сокол» развлекали пионеров в пионерлагерях, и спортсменов в спортивных базах отдыха. Игрались, по-началу, песни всемирных рок идолов "Yardbirds", "Moody Blues" ,"Shadows ", "Rolling Stones", но потом ребята осмелились исполнять свою музыку и вышли песни «Где тот край», "Солнце над нами" - стопроцентные хиты. Кстати сказать, московские хиппи до сих пор считают "Солнце над нами" своим гимном.

Участники группы «Сокол» подрастали — защита диплома, выпуск из института — и все. Конец музыкальной карьеры. В 1968 году они записали свою знаменитую хитовую композицию - « Фильм, фильм, фильм!» к одноименному мультфильму Хитрука — и это была их единственная официальная запись, дошедшая до наших дней.

Вскоре коллектив распался. В составе группы выступали: Игорь Гончарук (бас, вокал), Юрий Ермаков (гитара, вокал), Сергей Тимашов (ударные), Вячеслав Черныш (клавиши). Интересный факт, что собрал воедино коллектив «Соколов» один из известнейших в будущем продюсеров Юрий Айзеншпис. Его в 1969 году посадили за валютные операции на 10 лет.

Получив официальную профессию, бывшие музыканты «Сокола» вступили во взрослую и ответственную жизнь. Как сложилась их судьба? Юрий Ермаков после распада «Сокола» играл в группе «Тролли», а потом стал преподавателем в строительном ВУЗе, В.Черныш в 1970х- выпускник аспирантуры института "Гиредмед", работал в Академии наук, а в 90-х занялся антиквариатом, И.Гончарук стал известным художником-иллюстратором.

Наряду с «Соколом», по такой же схеме организовались и некоторое время существовали первые советские рок-группы, «Cкоморохи» и «Славяне» - это группы рок-метра Александра Градского и «Скифы».

В 60е - 70е годы рок-группы организовывались в школах, ПТУ, ВУЗах. Некоторые такие, непрофессиональные, по-началу, коллективы, переросли в легенды русского рока - «Машина времени», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение». А многие независимые музыканты, как и состав группы «Сокол», по факту получения дипломов ВУЗов «уходили в профессию». Некоторые выступали в ВИА- вокально-инструментальных ансамблях.

Рок развивался в нашей стране полуподпольно, но прорывался на свет, и своего расцвета и востребованности достиг к середине 80х (с начала Перестройки) - и оставался на пике до середины 90-х - начала Нового времени и новых ценностей.

Содержание статьи

РОК-МУЗЫКА В РОССИИ. Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз». В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» – так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).

В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей – не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «битлов», «роллингов» и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы «Шокинг блю»). В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля». В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью – твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов Черный кот , Королева красоты и более поздний Где-то на белом свете… из кинофильма Кавказская пленница ).

На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава , Александр Галич , Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 – начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: «Рубиновая атака», «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето» и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и – редко – песни собственного сочинения.

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» – фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.

Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов – рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др. Чуть позже в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф») «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла» и др.); панк-рок («Автоматические удовлетворители»), жесткая «новая волна» («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба («Крематорий», «Звуки Му») и соц-арта («АВИА», «Бригада С», «Аукцыон»). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные «школы»: уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и близким к ним уфимским «ДДТ», сибирский рок («Калинов мост»), владивостокский рок («Мумий Тролль»). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: «Кино» (Последний герой , Группа крови ), «Алиса» (JAZZ , Энергия , Шестой лесничий ), «Звуки Му» (Простые вещи , Zvuki mu ), «Телевизор» (Шествие рыб ), «ДДТ» (Я получил эту роль ), «Гражданская оборона» (Сто лет одиночества , Инструкция по выживанию ), «Агата Кристи» (Второй фронт , Коварство и любовь ), «Наутилус Помпилиус» (Разлука , Князь тишины ), «Центр» (Центромания ) и др.

Выпущенный в 1986 в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских групп («Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино») сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, «Кино» совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu , а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence , не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.

В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки , гармошки , кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»). Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.

В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). Во многом благодаря выступлениям и пластинкам этих групп в конце 1980-х годов в СССР зарождается поп-музыкальная индустрия западного образца. Типичным феноменом новой поп-музыкальной индустрии стала диско-группа «Ласковый май». Рассчитанный на молодую провинциальную аудиторию с непритязательным музыкальным вкусом (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот подростковый вокально-инструментальный ансамбль добился фантастической популярности в 1988–1989. Коммерческий успех «живых» концертов группы был настолько велик, что одновременно в разных городах Союза устраивались концерты под фонограмму песен «Ласкового мая» с подставными «исполнителями».

1990-е годы – период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы «На-На» до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио «Лицей» или «девочки-скандала» Земфирыкоммерческой имитации Жанны Агузаровой).


Ленинградский рок-н-ролл.

Возникший в 1982 в Ленинграде рок-клуб не только объединил существовавшие в городе рок-группы («Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др.), но и стал толчком для возникновения новых команд, ставших суперзвездами русского рока: «Кино», «Алиса», «Странные игры», «Телевизор», «Ноль», «Объект насмешек», «Аукцион» (впоследствии «АукцЫон»), «Поп-механика» и др. С 1983 в Ленинграде ежегодно проходили рок-фестивали, сделавшие город неофициальной столицей советского рок-движения.

«Аквариум»

занимает в истории и панораме современного советского-русского рока особое место: именно творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения, помогло обогатить его язык многими достижениями мировой музыкальной культуры и привлечь к русскоязычному року внимание миллионной аудитории в СССР и за рубежом. «Аквариум», созданный в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, поначалу отражал тягу его участников к американскому рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и литературе абсурда. Первые публичные выступления группы в 1974 поразили аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели профессионализмом. «Аквариум» утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены Ленинграда. В 1974 «Аквариум» получил приз Таллиннского рок-фестиваля «За самую разнообразную программу», а чуть позже гастролировал в Москве. Широкую известность рок-ансамблю принесли его выступления в 1979 на Тартуском рок-фестивале и особенно на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980). Открытие Ленинградского рок-клуба в марте 1981 совпало с выходом первого студийного Синего альбома группы, которая получила возможность давать регулярные концерты. Следуя своему принципу «важна не форма, а содержание», Гребенщиков экспериментировал со стилем (в разное время группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения джаз-роком, панк-роком, новой волной, рэггей, хард-роком, фолк-барокко) и с составом (биг-бэнд с мощной секцией духовых, оснащенная современной электроникой рок-группа, дуэт акустической гитары и виолончели). Под влиянием Сергея Курехина «Аквариум» одно время тяготел к музыке свободных форм, причем сам Гребенщиков принимал участие в записи пластинок «Популярной механики» Курехина. Своим успехом группа обязана «магнитиздату». Осенью 1984 «Аквариум» на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов. После воссоединения группы концерты в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» в октябре 1986 стали свидетельством «легализации» «Аквариума» и первым шагом к снятию запретов на рок-музыку в Ленинграде и в стране в целом.

«Алиса»

возникла в ноябре 1983 по инициативе ленинградского рокера Святослава Задерия, сделавшего свое прозвище названием новой команды. Однако подлинная история «Алисы» началась только с приходом солиста. В марте 1985 «Алиса» стала лауреатом III фестиваля Ленинградского рок-клуба. Первый альбом Энергия был сделан в жестком нововолновом ключе, с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью. Энергия стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи «Мелодия». По официальным данным, тираж превысил 1 млн. экземпляров. Весной 1987 «Алиса» приступила к работе над вторым альбомом БлокАда . Альбом получился заметно «тяжелее» Энергии и гораздо более цельным и продуманным. Скандалы в прессе и кратковременный арест Кинчева по сфабрикованному обвинению только разогрели интерес публики к группе. Как и «Кино», «Алиса» тяготеет к тематике романтически-социального протеста (Мое поколение и Мы вместе ) с элементами типичной для «тяжелого металла» агрессивной стилистики (альбомы Шабаш и Черная метка ).

«Кино»

– типичный пример рок-группы, чье существование всецело определялось харизматической фигурой лидера (как в английской группе «Queen» во главе с Фредди Меркюри). Сердцем и душой «Кино» был автор всего репертуара группы и ее солист Виктор Цой, создавший мифологию романтического социального и морального протеста (первоначально выпущенные в «магнитиздате» альбомы Звезда по имени Солнце , Группа крови , Начальник Камчатки ), весьма созвучного умонастроениям молодежи переходной эпохи истории СССР – постсоветской России, символически выраженным в знаменитом рефрене одного из хитов «Кино»: «Перемен! Мы ждем перемен!» После гибели Цоя в автокатастрофе группа распалась.

Московский рок.

Если Ленинград был столицей советской рок-музыки 1970-х годов, то в «перестроечные» 1980-е годы пальму первенства перехватила Москва, где продолжали активно работать рокеры «первого призыва» конца 1960-х годов (например, Александр Градский или Бари Алибасов) и мощно заявили о себе рокеры нового поколения («Диалог» и «Автограф», «Звуки Му», «Бригада С», «Форум»). Среди первых рок-групп, возникших в Москве еще в конце 1960 – начале 1970-х годов, «Машина времени» является наиболее заметной и авторитетной. Один из старейших российских рок-ансамблей, «Машина времени» возникла на гребне «битломании» московских школьников в 1968. Записанный тогда же первый магнитоальбом Машина времени состоял из одиннадцати песен на английском языке. Приход А.Кутикова в 1971 внес в репертуар «Машины времени» дерзкий драйв рок-н-ролла. Тогда же состоялся первый концерт. К середине 1970-х годов состав группы относительно стабилизировался, и «Машина времени» выработала неповторимый и узнаваемый музыкальный стиль, сложившийся под влиянием вкусов ее музыкантов – от бардовских песен романтического протеста (Марионетки ) и ностальгически-лирического «фолка» (Свеча ) до блюза и рок-н-ролла. Известность группы в основном обеспечивают полуподпольные концерты и «магнитиздат» (альбомы Маленький принц , Чужие среди чужих ). В 1981 хит Поворот был признан рок-песней года и 18 месяцев возглавлял хит-парад молодежной газеты «Московский комсомолец». В середине 1980-х годов группа прочно обосновывается в качестве «монстра» русского рока, став одной из первых коммерческих рок-групп (записи, гастроли, съемки в кино). Все официальные альбомы группы (В добрый час , Реки и мосты , В круге света , 10 лет спустя и все последующие вплоть до недавней итоговой Антологии ) становятся «золотыми».


«Ария».

В отличие от долго остававшейся на самодеятельном уровне «Машины времени», заявившая о себе в начале 1980-х «металлическая» группа «Ария» отличалась профессиональным звучанием, не похожим на советскую рок-музыку. В этом была немалая заслуга менеджера группы Виктора Векштейна, бывшего руководителя ВИА «Поющие сердца». После скандального выступления на московском фестивале «Рок-панорама-86» группа получила специальный приз за профессионализм на фестивале «Литуаника-86» в Вильнюсе. Группа записывает свой лучший альбом Герой асфальта , в который вошли такие хиты, как Улица роз и Баллада о древнерусском воине . В отличие от первых двух «магнитоальбомов», Герой асфальта был выпущен фирмой грамзаписи «Мелодия» и разошелся миллионным тиражом.

Вдали от обеих столиц

рок-музыкальная жизнь также била ключом. Рок-клубы возникали во многих больших городах – Свердловске, Челябинске, Новосибирске, Владивостоке, объединяя стихийно возникшие школьные и студенческие команды. Некоторые городские рок-объединения стали в полном смысле «школами».

Свердловский рок.

После Москвы и Ленинграда уральский индустриальный центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др.

История «Чайфа», одной из самых ярких команд свердловского рока, началась в 1975, когда десятиклассники свердловской школы Владимир Шахрин и Владимир Бегунов создали акустическую группу «Пятна» и поначалу играли проверенный репертуар – «битлов» и «роллингов», «Creedence Clearwater Revival». Тогда же музыканты записали первый магнитоальбом Верх-Исетский пруд и провели успешные концерты. После окончания ее участниками школы группа распалась, но спустя девять лет музыканты воссоединились, создав новую группу «Чай-Ф» (позднее просто «Чайф»). Весной 1985 «Чайф» записывает акустический магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму». Через год «Чайф» выступил на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба и сразу же обратил на себя внимание интересными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой музыкальной стилистикой. Для записи второго альбома В субботу вечером в Свердловске собрались едва ли не все ведущие свердловские рок-музыканты. Ленинградский концерт 1986 окончательно утвердил репутацию «Чайфа» как одной из самых профессиональных команд. Тогда же группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля и начинает гастролировать по Союзу. На рок-фестивале в Риге «Чайф» завоевал «приз зрительских симпатий». Весной 1989 «Чайф» сделала альбом Лучший город Европы , и в том же году стала инициатором экологического движения «Рок чистой воды», объединившего рок-музыкантов Урала, Поволжья и Ленинграда. В начале 1990-х годов выпустила альбомы Четвертый стул и Дети гор , окончательно закрепивших популярность и коммерческий успех группы.

«Наутилус помпилиус» стремительно ворвался на российскую рок-сцену в 1987. Неизвестная уральская группа побила все рекорды популярности. В следующем году слава «Нау» гремела по всей стране... История группы началась в 1978, когда студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали англоязычный рок-квартет. В 1981 состоялся первый свердловский рок-фестиваль, давший толчок для создания новых студенческих рок-групп, одной из которых и стал «Наутилус помпилиус» (первоначальное название – «Али-Баба»). Рождение группы произошло с началом сотрудничества Бутусова и поэта Ильи Кормильцева. В 1985 состоялась первая запись. В стране в середине 1980-х годов было несколько «Наутилусов», и чтобы отличаться от тезок, свердловская группа переименовалась в «Nautilus Pompilius». Тогда же были написаны главные хиты Гуд бай, Америка ! Я хочу быть с тобой , Скованные одной цепью , Шар цвета хаки . Триумф «Наутилус помпилиуса» начался с московского концерта в 1987, но оказался недолгим: в 1989 и 1990, по опросам газеты «Московский комсомолец», группа получила звание «разочарование года». В 1990-е годы «Наутилус помпилиус» прекратил существование.

«Влад-рок».

В 1984 во Владивостоке была предпринята попытка создания объединения рок-музыкантов, прототипом которого послужил незадолго до этого возникший в Ленинграде рок-клуб. В рок-клуб Владивостока вошло около десяти групп. Группа «Мумий Тролль» первой стала сознательно ориентироваться на подростковую аудиторию (магнитоальбом 1985 Новая луна апреля ). В группе выделился обладавший своеобразным обаянием солист Илья Лагутенко. Следующий альбом группы – «Делай Ю-Ю » (1990) – отличался более разнообразным музыкальным материалом и более содержательными текстами. «121 этаж» – пожалуй, самая интересная группа «влад-рока» 1980-х годов. Основанная сильным авторским дуэтом бывших ростовчан (Игорь Черкашин, автор текстов, и Эдуард Цехановский, композитор и основной исполнитель), команда играла жесткий ритм-энд-блюз. Самым знаменитым выступлением группы стало участие в первом неофициальном концерте в Доме молодежи в ноябре 1984 с музыкантами из группы «Театр». «Театр» не входил в рок-клуб Владивостока, однако именно его можно считать колыбелью «влад-рока»: студенты архитектурного факультета Дальневосточного пединститута давали концерты в подвале институтского общежития с 1979 (тогда группа носила название «Дети подземелья»), исполняя тяжелые психоделические версии хард-роковой классики начала 1970-х («Led Zeppelin») и песен «Битлз». Группа «Ветер перемен» искала более сложные формы, но их музыка оставалась во многом подражательной. К концу 1980-х годов группа распалась.

Просуществовав около года и проведя лишь несколько легальных концертов, владивостокский рок-клуб ушел в подполье. Поводом для конфликта с местными властями послужило скандальное выступление групп «Мумий-Тролль» и «121 этаж» на местном молодежном фестивале. Впрочем, «неофициальный период» существования «влад-рока» закончился в августе 1986, когда стало возможно официальное проведение фестивалей неформальных молодежных объединений. В конце 1980-х годов в городе насчитывалось несколько десятков рок-групп. Стилистический диапазон их музыки был очень широк: от подросткового хулиганства «Совета ветеранов Санэпидстанции» и панк-рока «Туманного стона» до тяжелого джаз-рока и панк-фанка «Воскресной площадки – 666».

Русский рок - собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.

На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня (самое большое Владимир Высоцкий), исполняемая обычно под акустическую гитару

Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением который были многичесленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли).

Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах не опасаясь уголовного преследования, например, за тунеядство, как это было раньше. Этот период русского рока можно сравнить с поздними 1960-ми в западной рок-музыке. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы (см: Группы русского рока), появились журналисты, писавшие о рок-музыке (Артемий Троицкий, Александр Житинский). Прототипом русской рок-музыки 1980-х были англо-американская рок-музыка, включая одно из новейших на то время её направлений - «новую волну».

Многие песни классических русских рок-групп писались и иногда исполнялись под акустическую гитару, как авторская песня. Это происходило в первую очередь на неофициальных концертах и «квартирниках». Таким образом, многие коллективы 1980-х были, в некотором смысле, группой сопровождения поэта-песенника. Часто группы формировались вокруг такого автора текстов (а иногда и музыки), который обычно считался «лидером» и, так же как и группа, становился широко известен. Такие персоналии ниже указаны в скобках после названий групп.

Несмотря на то, что увлечение рок-музыкой в СССР было повсеместным, к концу 1980-х оформился ряд центров советского рок-движения, заметно отличавшихся друг от друга как по стилю, так и по организационным особенностям.

Центрами рок-музыки в СССР были:

Ленинград (Санкт Петербург). В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как Аквариум (Борис Гребенщиков), Автоматические удовлетворители (Андрей «Свинья» Панов), Зоопарк (Майк Науменко), Мифы. Культовый статус среди поклонников получили группы Кино (Виктор Цой), Алиса (московско-ленинградская группа, Константин Кинчев) и ДДТ (Юрий Шевчук), Среди прочих значительных коллективов были Телевизор (Михаил Борзыкин), Ноль (Фёдор Чистяков), а также рок-бард Александр Башлачев. Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб, большинство активных членов которого хорошо знали друг друга. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на "квартирниках" и приближало питерские группы к "традиционному" року 1960-х. В то же время для ленинградской рок-тусовки был характерен большой интерес к другим видам искусства - литературе, театру и кинематографу.
Москва, в которой была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова. Известнейшие московские группы: Машина времени (Андрей Макаревич), Воскресение (Алексей Романов), Звуки Му (Пётр Мамонов), Бригада С (Гарик Сукачев), Крематорий (Армен Григорян), Центр (Василий Шумов), Браво (Евгений Хавтан). Для столичной рок-музыки (особенно, ее первой волны) была характерна ранняя коммерциализация, что отчасти объясняло то, что "Горбушка" являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировали свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчеркнутой несерьезностью и снисходительным отношением к реальности. Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп как "Тайм Аут", "Несчастный случай", "Дюна", "Ногу Свело" и др.
Урал и Свердловск (Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы из региона: Урфин Джюс (Александр Пантыкин), Наутилус Помпилиус (Вячеслав Бутусов), Чайф (Владимир Шахрин), Настя, Агата Кристи, Апрельский марш. Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в т.ч. психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, был "Наутилус Помпилиус", тексты которого были ориентированы на массового слушателя.
Сибирь: Гражданская оборона (Егор Летов), Калинов мост (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. Периферийное и не имевшее единого центра сибирское рок-сообщество в 1980-е годы было представлено практически исключительно направлением, которое его участники называли панк-роком. Советский сибирский панк-рок имел куда менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов и представляет собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия.
Помимо групп, исполняющих более-менее "традиционный" рок, в 1980-е годы в Москве появился ряд коллективов, играющих "металл": Ария, Мастер, Черный кофе (Дмитрий Варшавский), Черный Обелиск (Анатолий Крупнов) и Коррозия Металла (Сергей Троицкий).

«Красная волна»
В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино, способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей - американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже была замужем за музыкантами известных групп русского рока). После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в западных странах, сотрудничать с западными музыкантами. Кино совершили в 1988-1989 турне по Франции и Японии, Звуки Му выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дейвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders).

Конец 1980-х - начало 1990-х
Конец 1980-х был выходом советского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с Аквариумом и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым.

С этого момента создавались многочисленные новые группы, дорога которым была уже открыта.

Как протестная субкультура русский рок перестал существовать со второй половины 80-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося отечественного шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа "звездных" коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошел на спад, многие из них прекратили деятельность в России в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе.

Среди тридцати исполнителей, вошедших в первые пять выпусков "Легенд русского рока", активную деятельность к середине 2000-х годов вели лишь около половины.

1990-е и современность
По звучанию русский рок к середине 1990-х (примерно с 93 года) приблизился к западной музыке, фактически влившись в ее различные направления. Музыку некоторых русскоязычных рок-групп 1990-х и 2000-х иногда характеризуют как «рокапопс» и «непопса».

В 1990-х годах многие группы официально переиздают старые альбомы, раньше выпущенные самиздатом. Фирма «Мороз Рекордс» выпустила большую серию сборников под названием «Легенды русского рока», в которой вышли ретроспективные сборные альбомы большинства известных советских рок-групп и музыкантов.

Русский рок за пределами России
Иногда к русскому року относят себя некоторые русскоязычные группы за пределами России, а также различные группы в странах бывшего СССР, на которые оказал влияние русский рок. Есть группы, созданные русскоязычными эммигрантами в Израиле, Германии, США и Канаде в большинстве своём любительские и практически неизвестные.

Рок-группы Украины
На Украине существует со времён СССР немало рок-групп, самые известные из которых - «Океан Эльзы» (укр. «Океан Ельзи»), «Вопли Видоплясова» (укр. «Воплi Вiдоплясова»), «Братья Гадюкины» (укр. «Брати Гадюкіни»).

Израильские русскоязычные рок-группы
Иммиграционная волна захлестнувшая Израиль в начале 90-х (миллион человек) создала довольно сильное рок-движение выходцев из Советского Союза, создавших и создающих по сей день большое количество рок-групп. Только некоторые из них стали успешными, например, группа Би-2


Считается, что рок происходит от рок-н-ролла, появившегося в США в середине 1950-х годов. Рок-н-ролл, в свою очередь, являлся смесью негритянского блюза и белой сельской музыки кантри. Отличительными чертами рок-н-ролла являлись ритмичность, танцевальность и возможность импровизации.

В 1960-х годах Битлы добавили в североамериканский рок-н-ролл европейскую мелодичность и тут понеслось. Кроме того, именно Битлы популяризировали формат выступления группой, - до этого были как правило сольные исполнители такие как Френк Синатра и.т.д.

Важно отметить и то, что на примере Битлов стало ясно, что музыку можно писать и не имея классического музыкального образования. Это тоже был своего рода психологический перелом в музыкальной индустрии. Таким образом, считается, что рождение рока на Западе пришлось на 60-е годы.

В СССР дело обстояло несколько иначе. Долгое время рок считался в СССР идеологически чуждым явлением "разлагающегося Запада". Даже классические "Битлы" удостаивались в советских газетах званий "жуков навозных" , что уж там до остальных! Пожалуй единственным отголоском рок-н-ролла, просочившимся в СССР на легальной основе, был танец твист, обучение которому, даже запечатлено в "Кавказской пленнице".

Но официоз и реальная жизнь в СССР отличались друг от друга. Первые рок-группы появились в СССР ещё в 60-е годы. По мнению небезызвестного музыкального критика Артемия Троицкого, первой советской рок-группой была рижская "Ревенджерс", начавшая играть ещё в далёком 1961 году.

Вообще советская Прибалтика была первопроходцем в области совмещения рока и условий социализма . В эти же годы в Эстонии создаётся ансамбль «Юниоры» под руководством Томаса Кырвитса. Кстати по воспоминаниям самого Кырвитса идея создания группы была навеяна просмотрами финского телевидения, которое каким-то образом ухитрялись смотреть жители Эстонской ССР.

Широко известно, что в качестве полулегальных пластинок в СССР использовались рентгеновские снимки . В свою очередь бас-гитары изготавливались из обычных чешских электрогитар путём установки на них рояльных струн. (из-за жёсткости таких струн, пальцы приходилось обматывать изолентой).

Зачастую ценители западного "музона" даже не знали авторов музыки "на костях" поскольку этикеток на них не было. Были правда и цивилизованные "западные рекорды", привезенные в СССР гражданами работавшими за границей, правда стоимость этих записей варьировалась от 30 до 80 руб. (при том, что месячная зарплата инженера была в районе 140 р., стипендия 30-40 р.) Особым шиком было заполучить из-за границы ноты рок-хитов.

Именно такое заграничное происхождение подталкивало первые рок-группы к простому копированию Запада. Пройдёт определённое время прежде чем станет модным и актуальным писать тексты на русском языке. Причём со временем именно острота текстов станет визитной карточкой русского рока.

Именно в советском, а позднее и российском роке слова важнее ритма. В чём причина этого? - вопрос довольно сложный и многогранный. С одной стороны это конечно наследие бардов-песенников - Владимир Высоцкий "хрипел" из каждого советского окна в 60-е -70-е.

С другой стороны, на музыку влияла и определённая отсталость СССР в музыкально-технической сфере. Во всех шутках про сверхтяжёлую электрогитару "Урал" и советский дизельный синтезатор была своя доля правды. Но так или иначе русский рок самобытен и этого у него не отнять.

До оставшейся, неприбалтийской части СССР рок-культура стала добираться уже в конце 60х - начале 70х, когда стали появляться первые рок группы (в андеграундных условиях конечно):"Машина времени" (аж с 1969), "Аквариум"(1972), "Вискосное лето" (1972), "Аукцион" (1978), "Пикник" (1978), "Зоопарк" (1980) и другие менее известные.

Семидесятые - это время складывания советской рок-культуры, время подпольных звукозаписывающих и перезаписывающих студий, ночных "сейшенов" в мелких московских и ленинградских ДК.

В 1978 г. в Черноголовке удалось провести даже своеобразный рок- фестиваль, на который прибыли группы со всей страны за исключением Ленинграда. Однако попытка устроить "Черноголовку-2" окончилась неудачей, но всё же ипровизированный концерт, прошедший как бы взамен несложившемуся фестивалю, стал первым громким выходом в свет "Аквариума"

Предвестником бурных событий конца десятилетия, в его начале, стал всесоюзный рок-фестиваль в Тбилиси в марте 1980 года. По сути своей, конечно, это было что-то немыслемое. И хотя название у фестиваля было по-советски невинное "Весенние ритмы", значение он имел колоссальное. Фестиваль даже сравнивали с американским Вудстоком.

Первое место жюри присудило московской "Машине времени" и эстонской "Магнетик бэнд". Забавно, что "Аквариум" на том фестивале был дисквалифицирован за "неподобающее поведение на сцене". (БГ додумался лечь на сцену вместе с гитарой, что было неодназначно трактовано). По результатам фестиваля, фирмой "Мелодия" была даже выпущена пластинка с некоторыми песнями.

Конечно, возникает вопрос о причинах такой невиданной прежде идеологической щедрости советской власти? На этот счёт есть разные точки зрения. Кто-то считает, что такая либерализация обоснована надвигающейся Олимпиадой - 80 , а кто-то считает, что это был хитрый ход КГБ, решившего таким образом создать что-то типа базы данных, содержащей всех маломальски известных рокеров и приближённых к ним. В любом случае это была важная веха в истории советского рока.

Хотя конечно, и в среде рок-андеграунда 80-х существовали и свои уровни. Были и настолько неформатные группы, что даже едва приоткрывшаяся возможность выступить на сцене не сулила им никаких перемен. Существовали они полумифично, от квартирника к квартирнику. Например существовала группа "Владимир Ильич Ленин", состоявшая, по преданиям, из четырёх человек, загремированных под вождя мирового пролетариата.

Разумеется, что концерты таких групп были только для своих, а в случае записи на плёнку имена авторов не оглашались. Кстати именно в 80-е так называемый "магиздат" (перезапись кассет), расширил аудиторию слушателей рока чисто технически, поскольку переписывать кассеты было куда проще, чем копировать существовавшие прежде бабины.

И конечно, рок история 80-х немыслима без открытия Ленинградского рок клуба. Произошло это знаменательное событие в марте 1981 г. Именно здесь, на улице Рубинштейна, 13 и сложатся звёзды перестроечного рока. Здесь делала свои первые шаги група КИНО...

Перестройка фактически легализовала рок в СССР. Всё то, что формировалось в предыдущие, описанные годы просто стало реальностью. Чиновники, и комсомольские работники, ещё недавно враждовавшие по указке с рокерами стали теперь соорганизаторами официальных концертов и фестивалей. Например городской комитет комсомола города Москвы организовал четырёхдневный фестиваль "Рок-панорама - 86". Вместо подпольных студий звукозаписи появляются кооперативные студии.

Дальше-больше, в 1987 г. в Ленинграде возникают молодежные культурные центры (МКЦ), которые так же как и ЛРК (Ленинградский рок клуб) становятся площадками для молодых групп. Легализация рока, увеличила аудиторию слушателей, что в свою очередь сильно отразилось и на внешнем виде рокеров. Группы стали искать свой стиль в одежде, причёсках. Вырабатывалась система сценических движений, налаживался общий язык со светомузыкой и дым машинами.

Говоря о перестроечном роке, необходимо учитывать изменившиеся правила работы советских СМИ, и прежде всего телевидения. Перестроечное телевидение предоставило музыкантам доступ к многомиллионной аудитории, сделало рок 80-х узнаваемым. Появление в передачах "Музыкальный ринг" и "Программа А" по сути означало признание.

В перестройку начинаются невиданные прежде заграничные гастроли, причём не только в страны социалистического лагеря. Хотя иногда возможность гастролировать отражалась на творчестве рок-групп негативно. Бесконечные выступления сводили к минимуму студийную работу, что делало репертуар практически необновляемым.

Перестроечный рок, это уже не квартирники с портвейном и не полутёмные ночные ДК, перестроечный рок это уже массовое сценическое действо. Вершиной этого, можно назвать последний концерт групы КИНО в Лужниках 24 июня 1990 г., по случаю которого, была даже зажжена чаша огня Олимпиады - 80. К середине 90х, то самое перестроечное рок-движение угасло.

Конечно некоторые рок-группы остались, появились и какие-то новые, и конечно они играли новые страницы русского рока, однако атмосфера запретных квартирников, романтики электричек и сентиментального протеста против существующей действительности осталась в перестройке навсегда...

Книги Артемия Троицкого:

"Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е" , М.: Искусство, 1991 - книга уникальна, по скольку написана непосредственным участником тех событий и в относительной временной близости от описываемых событий - 1991 год. Волею судеб, Троицкий действительно был лично знаком со многими музыкантами тех лет, так что читать его воспоминания довольно интересно при том, что книга написана понятным языком, разбита на логические главы и в целом является не просто хроникой истории рока, а попыткой осмыслить сами процессы и причины их породившие.

"Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии" , М.: Книга, 1990 - алфавитный справочник советских рок-групп. В книге приводятся творческие пути как известных, так и ныне никому незнакомых групп, причём существоваших не только в Ленинграде, Москве и Свердловске, но и по всей территории СССР. Так что стойким поклонникам магаданского "Восточного синдрома", существовавшего в 80-х, данное издание просто необходимо. Кроме описания групп в этом справочнике имеются толкования связанных с роком понятий, таких как, например, как "бард-рок", "андеграунд" и.т.д.

Книга Алексея Козлова "Рок: истоки и развитие". Так же как и Артемий Троицкий, Алексей Козлов имеет непосредственное отношение к музыке. В конце 70х годов им был создан джаз-рок-ансамбль "Арсенал". В книге хорошо описываются причинно-следственные связи появления тех или иных музыкальных явлений, включая даже экономические и политические аспекты.

Документальный фильм "Рок" , 1987 г. реж. Алексей Учитель (не путать с Александром Школьником). Фильм слегка затянут, но в целом довольно ярко передаёт обстановку тех лет. В фильме вы увидите Цоя, работающего в "Камчатке", рассказы Гребенщикова о жизни, Невский 80-х, и трэш-концерт на зоне.

Времена советского союза мало содействовали развитию музыки, особенно стиля рок. Тут на помощь пришел западный ветер рока, который и навел многих музыкантов на исполнение именно такой музыки. Рок в СССР – это такое социальное и культурное понятие в музыке, которое позиционируется как способ самовыражения молодежи.

Рок в СССР: Зарождение

Рок в СССР начал зарождаться в районе 70-80-годов ХХ века. Это явление собирало в свои круги в основном субкультуры, людей, мышление которых не вписывалось в шаблоны союза. Как бы ни старались советские чиновники контролировать и уничтожать приверженцев рока, этот стиль музыки набирал оборотов, а времена перестройки подарили некоторую волю, что повлекло бум в создании собственных советский рок-групп и песен.

Этапы развития рока в СССР

Условно развитие во времена СССР музыка, а именно рок можно рассматривать в четырех этапах. Первый – 60-е годы ХХ ст. считается началом копирования английского рока, исполнители старались петь только на английском, поскольку считалось, что на русском роковые песни не исполняются. Начинают основываться рок группы СССР (например «Скоморохи»), исполняющие песни на русском языке, которые были скорее переводами и адаптировались к русской жизни. Группа «Интеграл», бит-группа, даже удостоилась чести быть названной профессиональной рок-группой СССР. А причиной всему совершенно иной стиль, чем у других: использование игры света, пиротехники, звуковые переливы, трюки и специальные декорации. Все это создавало неповторимую фантасмагорию, которая завуалировала настоящую рок музыку Интеграла.

70-е годы – второй период, который отмечен развернутой работой рок групп в сторону рок-концертов, создание рок-опер (А. Рыбников). Концерты устраиваются нелегально, поэтому часто разгонялись. Распространенная музыка ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), которые включали почти всех членов будущих рок-групп: «Веселые ребята», «Голубые гитары», «Машина времени». Но фанаты рок не воспринимали ВИА.

Четвертый этап – рок в СССР в 80-е годы характеризуются контролем властей рок-движения, устраиваются рок-клубы, первым из которых был Ленинградский клуб. Такое понятие, как рок-клуб, открывал для исполнителей ранее запретные студии звукозаписи, концерты стают легальными и рок-движение набирает оборотов и позиционирует себя как представительство субкультут СССР. Популяризуются группы «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Зоопарк». В 1986 году выходят альбомы рок-групп, которые и сегодня считаются элитными: «Алиса», «Кино», «Странные игры».

Молодежь в СССР массово начинает интересоваться музыкой рок, собирать кассеты с записями и считать себя субкультурным членом рока.

Похожие статьи:


В настоящее время никого не удивляет, что российские рок группы столь же популярны в мире музыки, как и их зарубежные коллеги. Но развитие рок-музыки в России произошло не сразу.



Альтернативный рок группы «Слёзы» зазвучал в марте 2002 года, в то время как альтернативные рок-исполнители в России появились ещё в 80-е годы 20 века.
Под термином «альтернативный рок» сегодня подразумевают всевозможные жанры рок-музыки, противопоставившие себя традиционному року. Само понятие «рок-альтернатива» возникло в 80-е года прошлого века и объединило несколько жанров, вышедших из панк-рока, постпанка и других.



В самом начале 80-х годов прошлого века как то незаметно исчезла из употребления аббревиатура ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). На смену пришло новое название для музыкальных ансамблей – группа. Что собой представляли группы 80 – 90-х годов?



Всегда любое направление в музыке имело определенное влияние, как на культуру, так и на манеру одеваться. В стиле глэм рок воедино воплотились сексуальность, брутальность и драма. Этот стиль далеко не нов и ему свыше сорока лет, и, тем не менее, он до сих пор не утратил популярности, возвращаясь, время от времени на пик моды каждый раз привнося с собой что-то новое. Данный стиль создавался свободными и отличающимися от остальных людьми, стремящимися к доказательству своей неординарности довольно кардинальным способом.




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные