Первый профессиональный художник архитектор из чувашей. Первые профессиональные художники чувашии. Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чуваш



Первые профессиональные художники Чувашии

  • Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»

  • Никифорова Людмила Федоровна

Петр Егорович Егоров

  • “Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...”


Образование

    В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы.

  • Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.).


Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.

  • Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград...

  • Анна Ахматова

  • Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!

  • Пётр Вяземский


Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл.


Мраморный дворец

  • В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного ^ Мраморного дворца . Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством.


Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову


Моисей Спиридонович Спиридонов

    24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге.


^ Профессиональная деятельность

    И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало.


Творчество

  • Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий.


Работы художника


Юрий Зайцев

    Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках.

  • Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой".

  • В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие.


Работы художника


Никита Кузьмич Сверчков

    Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.


^ Творчество художника

    Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР.



Пётр Владимирович Сизов более полувека трудился в чувашском национальном искусстве. Он внёс значительный вклад в развитие чувашской книжной и станковой графики. С 1940 по 1991 гг. работал художником Чувашского государственного книжного издательства. За свою творческую деятельность оформил и проиллюстрировал около 200 книг и учебников чувашских писателей и языковедов.

Родился художник 2 июля 1921 года в д. Торханы Шумерлинского района Чувашской Республики. В 1936-40 гг. учился в Алатырском художественно-гравёрном училище у известных чувашских графиков Ф.С. Быкова и И.Т. Григорьева. После его окончания работал художником-иллюстратором в Чувашском книжном издательстве. С 1942 по 1945 гг. находился в рядах Советской Армии. Вернувшись на родину, художник решил продолжить свое любимое дело, одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном университете искусств.

К выдающимся работам Петра Сизова относятся иллюстрации к книгам «Али-Батыр» В. Бараева, «Соболевая шапка» и «Перевал» Я. Ухсая, «Сказки» П. Хузангая, «Море волнуется» В. Бурнаевского и др. Главная тема творчества художника – поэма классика чувашской литературы К.В. Иванова «Нарспи». Более полувека посвятил Пётр Владимирович художественному оформлению различных изданий «Нарспи». Сизовская «нарспиана» было по достоинству оценена современниками и вошла в золотой фонд чувашской культуры.

Лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова Пётр Владимирович неоднократно принимал участие на выставках произведений художников автономных республик, Всероссийском конкурсе книги и книжной графики, зональных выставках «Большая Волга».

За большие заслуги в области чувашского изобразительного искусства Петру Владимировичу присвоены почётные звания народного художника Чувашской Республики и заслуженного художника Чувашской Республики.

Умер художник 6 июля 1996 года в Чебоксарах. Материалы о жизни и творчестве мастера графики, его произведения сегодня хранятся в фондах республиканских архивов и Чувашского государственного художественного музея.

В фонды Тольяттинского художественного музея в 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" было передано три линогравюры - иллюстрации к чувашским народным сказкам «Альдюк», «Старикова дочь» и «Три брата».

Иллюстрация к чувашской сказке «Альдюк». 1974 г.с.

В этой работе художник создал динамичную графическую композиция, в центре которой Альдюк - главная героиня одноимённой чувашской сказки. Девушка взволнованно вскинула руки вверх, как бы обращаясь к гусю. Стая гусей кружит вокруг Альдюк, и не зря, птицы скидывают с себя перья, каждая понемногу, чтобы девушка, набрав перьев, смогла улететь с ними, ведь она когда-то была гусыней и также свободно летала в небе. Героиня сказки самозабвенно ловит перья, позабыв про земные заботы, её косынка сползла с головы, вокруг летят перья, падающие к ногам. На заднем плане могучий дуб, создающий тёмный силуэт в композиции, а вдалеке на пригорке виднеется дом, про который девушка в смятении позабыла, устремив свой взор в небо, к гусиной стае. Эмоциональность момента художник мастерски передаёт в резких контрастах чёрного и белого, через штрихи, чистые, гладкие и плавные.

Иллюстрация к чувашской сказке «Старикова дочь». 1974 г.с.

В графической композиции главная героиня сказки уснула в лесу под кроной могучего дуба. На его ветках сидят белые куропатки, выделяясь на тёмном фоне. От могучих ветвей защитника-дуба и сказочных птиц исходит свечение. Они как будто охраняют спящую девочку. Художник линиями и штрихами проработал поверхность доски, чтобы показать мягкость и густоту травы, также передать состояние глубокого безмятежного сна после трудного дня и притеснений со стороны злобной мачехи, стариковой дочери пришлось покинуть родной дом.

Иллюстрация к сказке «Три брата». 1974 г.с.

В графической композиции на переднем плане динамичная сцена, изображающая троих братьев во время скачки. На разных животных скачут братья – один из братьев верхом на чёрном кабане, всаднику и кабану стоит немалых усилий догонять остальных. Средний брат - верхом на белом козле вырывается вперёд, причём, всадник сам удивлён этим фактом. А в верхней части композиции, возвышаясь над всеми, верхом на красивом сером жеребце «в яблоках», скачет самый младший из братьев. Он несется во весь опор, взмахнув кнутом в правой руке. На верхней линии горизонта художник изобразил дом с деревьями, в небе летящих птиц, пытающихся обогнать скачущих братьев. Петру Сизову удалось благодаря чётким, резким и угловатым штрихам, многочисленным линиями, меняющими своё направление, а также чёрно-белыми переходам создать ощущение скорости, движения и эмоциональности сцены.

В одном из интервью художник очень ёмко сказал о своём творчестве: «Ничто в жизни не давалось мне без упорного труда и настойчивости. Трудности в творчестве закалили мой характер, научили быть собранным, последовательным, целенаправленным. Искусство стало делом всей моей жизни, ее смыслом и содержанием». (Пётр Сизов: «Дело моей жизни»).

Продуманные, отточенные и эмоциональные произведения Петра Сизова входят в число одних из лучших графических работ фондов Тольяттинского художественного музея.

Материал подготовила старший научный сотрудник Н.С. Погорелова

Первые профессиональные художники Чувашии Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна Петр Егорович Егоров  “Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генералмайором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...” Образование   В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в СанктПетербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы. Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.). Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.    Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград... Анна Ахматова Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!   Пётр Вяземский Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл. Мраморный дворец  В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного Мраморного дворца. Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством. Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову Моисей Спиридонович Спиридонов  24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Профессиональная деятельность  И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало. Творчество  Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий. Работы художника Юрий Зайцев    Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках. Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой". В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие. Работы художника Никита Кузьмич Сверчков  Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта. Творчество художника  Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР. Проверь себя        1. Первый профессиональный художник – архитектор – это… А. Моисей Спиридонов Б. Петр Егоров В. Никита Сверчков 2. Самое известное произведение этого архитектора … А. Ограда Летнего сада в Санкт – Петербурге Б. Кремль В. Мавзолей 3. Приведите в соответствие:  А. Моисей Спиридонов 1.«Чувашские матери», «Смерть Тахтамана» Б. Юрий Зайцев 2. «Старинная чувашская свадьба», «Пушкин в чувашской деревне» В. Никита Сверчков 3. «Пузырист», «Невеста»

Ч?ваш ен?нер?исем=Художники Чувашии: биографии: пурн?? ?ул? : [альбом-справ. / Сергей Журавлев; З. М. Юрьева ред.]. - Шупашкар: Чувашия, 2007. - 94, с. : ил., цв. ил., портр.; 30 см. Книга фотожурналиста Сергея Витальевича Журавлева представляет собой «путешествие» в волшебный мир изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, художественного стекла и керамики. Автор нашел интересную форму подачи материала: лаконичные тексты на чувашском и русском языках с яркими моментами творческой биографии сопровождаются изобразительным рядом - репродукциями произведений мастера и его автопортретом. В издание включены биографии 21 художника. В сжатых по объему статьях автор-составитель старается дать наиболее удивительные и раннее неизвестные факты из жизни художников, повлиявшие на их дальнейшее творчество. Книга содержит словарь терминов, указатель имен. В издании использованы репродукции картин из фондов Чувашского государственного художественного музея, частных коллекций и мастерских художников.

Моисей Спиридонович Спиридонов (24 августа 1890 г., село Яншихово-Норваши, Янтиковский район, Чувашская АССР - 31 марта 1981 г., Чебоксары, ЧАССР) - старейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автор широкоизвестных ныне произведений живописи. Моисей Спиридонов родился 24 августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковский район Чувашской Республики), в крестьянской семье. Чуваш. Отец - Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать - Варвара Александровна Лаврентьева. В 1899-1905 годах Моисей учится в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах. Экзаменуется для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию. В 1905-1906 годы берёт уроки в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Моисея Спиридонова принимают в Казанскую художественной школу, здесь он получает знания до 1912. Готовит декорации к спектаклям в оперном театре Казани, выполняет росписи в частных домах. Пишет первые картины на темы жизни чувашской деревни. Школу оканчивает по Первой категории, это даёт молодому дарованию право поступить в Академию художеств в Петербурге вне конкурса. 1912-1918 годы будущий живописец учится художественному мастерству в стенах Высшего художественного училища Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша. В это же время работает учителм рисования гимназий и других школ в Петрограде. В 1913-1915 годах занимается на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств у А.В. Маковскиго. В 1918 году возвращается на родину, в Яншихово-Норваши, занимается хозяйскими делами. Поступает на работу на Педагогические курсы в г. Шихране (Канаше). Обращается в правительство Чувашской Коммуны с предложением об устройстве художественной жизни родного народа. В 1920-1926 годы Моисей Спиридонович руководит работой секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного народного образавания. В 1926-1932 годы М. С. Спиридонова назначают председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1927 году удаётся провести первую выставку произведений чувашских художников в Чебоксарах, выезжают с экспозицией на показ искусства народов СССР в Москве. В 1921-1950 годах М. Спиридонович трудится заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудником Чувашского научно-исследовательского института, директором Чувашской государственной художественной галереи, избирается депутатом Верховного Совета ЧАССР. В 1937-1955 годы ведёт работу председателя правления Союза чувашских художников. В 1935 году мастеру присваивается почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР». М. М. Спиридонов в 1940 году удостаивается почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Не забывает живописец и о преподавательской стезе: в 1940-1941 годах он - преподаватель Чебоксарского художественного училища, в 1948-1954 годы даёт знания студентам Чебоксарского художественного училища. За доблестный труд мастера награждают в 1950 году орденом Ленина. В 1960 году - его чествуют званием «Народный художник Чувашской АССР», награждают Почетной Грамотой Верховного Совета РСФСР. 1980 году художник награжден орденом Дружбы народов. Художник умер 31 марта 1981 года в Чебоксарах.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные