Фольклорные центры. Государственный республиканский центр русского фольклора. Смотреть что такое "Государственный республиканский центр русского фольклора" в других словарях

История

Государственный республиканский центр русского фольклора был образован в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 188 от 8 июня года. Постановление определяет в качестве главной целевой установки деятельности Центра задачу по сохранению и возрождению фольклора , более полному использованию духовных ценностей народной культуры в современной общероссийской культурной жизни.

Структура организации

Генеральный директор ГРЦРФ - доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН Анатолий Степанович Каргин. Структура Центра включает в себя научные отделы, отдел подготовки и распространения научных и периодических изданий, отдел компьютеризации, технических средств и фонда фольклора (архив), организационно-творческий и международный отдел. В рамках Центра работают следующие научные отделы: фольклорно-этнографический отдел, отдел современного фольклора, отдел музыкального и хореографического фольклора, отдел координации региональных программ. В своей практической деятельности Центр опирается на широкое сотрудничество с зарубежными и российскими научными учреждениями, творческими союзами, ведущими вузами культуры и искусства, региональными центрами Российской Федерации, международными фольклорными организациями.

Научная деятельность

В области научно-исследовательской деятельности Центр ведет подготовку многотомного собрания фундаментальных антологий по различным жанрам музыкального фольклора. Сотрудники ГРЦРФ регулярно выезжают в экспедиции, где работают с носителями фольклора в разных регионах России. Результатом экспедиционной деятельности являются уникальные материалы, составляющие фольклорный фонд Центра. Центр русского фольклора является организаторов целого ряда научных и научно-практических конференций и семинаров. Наибольшей популярностью пользуется ежегодная международная конференция "Славянская традиционная культура и современный мир" (организатор - В.Е. Добровольская), которая проходит в мае и приурочена к Дню славянской письменности. С 2011 года отдел современного фольклора проводит ежегодную научную конференцию "Фольклор XXI века". Заметным событием отечественной научной жизни стал Первый Всероссийский конгресс фольклористов, проведенный Центром в феврале 2006 года. Второй Всероссийский конгресс фольклористов прошел в феврале 2010 года.

Издательская деятельность

Центр русского фольклора является учредителем и издателем журналов “Народное творчество”, “Живая старина” , научного альманаха “Традиционная культура” - единственных в России специализированных изданий, которые содержат материалы о народных традициях и культуре, публикуют неизвестные ранее научные материалы о духовной и материальной народной культуре. ГРЦРФ также выпускает серии научных сборников ("Славянская традиционная культура и современный мир", "Сохранение и возрождение фольклорных традиций"), научные монографии, сборники фольклорных текстов, методические пособия.

Наиболее значимые издания

  • Из первых уст: Великая Отечественная война глазами очевидцев. М., 2010.
  • От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сборник материалов. М., 2010.
  • Интернет и фольклор. Сборник статей. М., 2009.
  • Человек смеющийся. Сборник научных статей. М., 2009.
  • Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. М., 2009.
  • Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Сборник статей и фольклорных материалов. М., 2009
  • Традиционная культура Муромского края. Экспедиционные, архивные, аналитические материалы. В 2 т. М., 2008.
  • Традиционная культура Усть-Цильмы. Лирические песни. Научное издание. М., 2008.
  • Фольклор малых социальных групп: традиции и современность. Сборник статей. М., 2008.
  • Фольклористика в контексте наук о традиционной духовной кульуре. Вопросы теории и методологии. Сборник материалов тематического блока XIV Международного съезда славистов (Македония, Охрид, 2008 г.). М., 2008.
  • Традиционное русское застолье. Сборник статей. М., 2008.
  • Folk-Art-Net: новые горизонты творчества. От традиции - к виртуальности. Сборник статей. М., 2007.
  • Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. В 4 т. М., 2005-2006.
  • Традиционная культура Гороховецкого края. Экспедиционные, архивные, аналитические материалы. В 2 т. М., 2004.
  • Русская свадьба: В 2-х т. М., 2000.
  • Фольклор Судогодского края. М., 1999.
  • Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., 1997.
  • Русская частушка. М., 1992.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный республиканский центр русского фольклора" в других словарях:

    Варвара Евгеньевна Добровольская Дата рождения: 3 октября 1968(1968 10 03) (44 года) Место рождения: Москва Страна … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Сергей Юрьевич Неклюдов (род. 31 марта 1941, Москва) профессор, доктор филологических наук, российский фольклорист и востоковед, директор Учебно научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного… … Википедия

    Сергей Юрьевич Неклюдов (род. 31 марта 1941, Москва) профессор, доктор филологических наук, российский фольклорист и востоковед, директор Учебно научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного… … Википедия

    Сергей Юрьевич Неклюдов (род. 31 марта 1941, Москва) профессор, доктор филологических наук, российский фольклорист и востоковед, директор Учебно научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного… … Википедия

    Сергей Юрьевич Неклюдов (род. 31 марта 1941, Москва) профессор, доктор филологических наук, российский фольклорист и востоковед, директор Учебно научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного… … Википедия

    - (род. 31 марта 1941, Москва) профессор, доктор филологических наук, российский фольклорист и востоковед, директор Учебно научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета Содержание 1… … Википедия

    Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

    Фёдор Данилович Климчук Фёдар Данілавіч Клімчук Дата рождения: 27 февраля 1935(1935 02 27) (77 лет) Место рождения: д. Симоновичи, Дрогичинский повет Полесского воеводства, II Реч … Википедия

Книги

  • Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность , . Сборник представляет материалы конференции "Фольклор малых социальных групп: традиции и современность", проведенной Государственным республиканским центром русского фольклора и посвященной…

28 ноября Министерство культуры фактически поставило точку в многолетних исследованиях русского фольклора: по его приказу, без всяких согласований и предварительного уведомления огромный архив Государственного центра русского фольклора (ГЦРФ) вывозят из его помещения.

Вскоре весь архив, состоящий из порядка 170 000 уникальных произведений народного творчества, собранных в экспедициях, библиотеки центра и результатов его научных исследований, будет передан в распоряжение Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова - организации, никогда не занимавшейся научной деятельностью. По решению директора департамента господдержки искусства и народного творчества Андрея Малышева, сотрудникам Фольклорного центра в устной форме предложено подать заявление об увольнении по собственному желанию.

«Фактически это рейдерский захват Фольклорного центра, - говорит заместитель его руководителя, известный музыкант и фольклорист Сергей Старостин. - Без архива наша деятельность невозможна, и в Минкульте это понимают».

Слухи о близящемся окончательном расформировании просочились в центр в середине ноября. Годом ранее ГЦРФ был лишён Минкультом юридического лица и отдан в распоряжении структуры под названием Роскультпроект. Информации про эту структуру в открытых источниках очень мало, известно, что возглавляет её Олег Иванов, ранее занимавший должность заместителя председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова и никогда не имевший отношения к исследованию традиционного наследия.

Роскультпроект сократил штат центра вдвое, многократно сократил финансирование, выселил из своего помещения и отправил вместе с архивом и библиотекой в подвал одного из зданий, принадлежащих министерству. Тогда окончательное расформирование центра удалось приостановить, но его работа была фактически парализована.

Из оставшихся сотрудников часть в течение года была вынуждена покинуть центр под давлением нового руководства, а остальным даже не предоставили полок, чтобы распаковать архив и восстановить работу центра. За несколько дней до появления информации о расформировании центра от имени Роскультпроекта были размещены тендеры на закупку материального обеспечения на несколько миллионов рублей. Информации о том, находятся ли в ведении структуры иные организации помимо ГЦРФ, в открытых источниках также обнаружить не удалось.

15 ноября на сайте change.org появилась петиция центра, адресованная главе Минкульта Владимиру Мединскому с просьбой остановить расформирование центра. В ней говорилось, что сотрудникам стало известно, что центр планируют передать в распоряжение Дома народного творчества - федеральной сети Домов и Дворцов культуры, никогда не занимавшейся научно-исследовательской деятельностью.

«У них даже в уставе нет таких направлений деятельности, - рассуждает Старостин о перспективах слияния с Домом творчества. - Для этого нужно устав переписывать, менять структур… У меня вопрос к чиновникам: зачем устраивать всю эту неразбериху и смешивать две структуры, если мы занимаемся абсолютно разными вещами?»

Петиция центра адресована напрямую министру культуры, так как сотрудники центра считают, что чиновники, непосредственно курирующие эту область в министерстве, намеренно избегают встреч с сотрудниками центра и молчат о происходящем. На закономерный вопрос о степени информированности самого Мединского, Старостин отвечает так:

«Мединский не обязан быть информирован. У него есть и советники, и директора подразделений, которые могут ему популярно объяснить, что происходит в их областях. Директор же нашего департамента Андрей Малышев просто некомпетентен в своём вопросе, он полагает, что это оптимизация, которая пойдёт всем на пользу.

Я понимаю, что министерские чиновники не читают петиции, но думаю, что на данный момент важно, чтобы на эту тему стало высказываться общество».

За 26 лет деятельности ГЦРФ заработал особую репутацию не только своими исследованиями, но и музыкальными фестивалями, курсами по локальным музыкальным техникам и пропагандой сохранения традиционного наследия. О мотивах слияния его с непрофильной организацией, по словам Старостина, можно только догадываться - может быть, кому-то в министерстве просто приглянулось помещение центра, а в отсутствие профильного ведомства никто из чиновников не стал его защищать.

«Научное изучение фольклора - чрезвычайно важная задача, которая должна решаться на государственном уровне. Подход к фольклору как к самодеятельности недопустим», - комментирует новости о скором расформировании центра Мария Нефедова. Она уже двадцать лет возглавляет Ансамбль Дмитрия Покровского. Один из старейших и наиболее авторитетных фольклорных коллективов страны сумел поднять в восьмидесятых огромную волну интереса к аутентичной народной музыке. На этой волне возникло не только множество других коллективов, но и исследовательский центр ГЦРФ.

«Волна интереса к фольклору шла и идёт из города в деревню, - говорит Мария Нефедова. - Она во многом помогла поднять самосознание деревенской молодежи, которая стала интересоваться и разбираться в народной музыке. В одной из экспедиций на Кубани нас в ответ на просьбу познакомить с местными исполнителями спросили - а какие вас интересуют коллективы - аутентичные фольклорные или народные?»

До недавнего времени в среде профессиональных исполнителей фольклора отношение к этому раздвоению было относительно спокойное. Кружки самодеятельности уже давно существуют как бы параллельно с миром аутентичной музыки, между ними нет непосредственной конкуренции, и разные ДК нередко предоставляют свои площадки фольклорным коллективам. В советский период, однако, ситуация была несколько иной, считает Старостин:

«На протяжении десяти веков Россия была страной крестьян, у которых была своя нематериальная культура. Она выражалась через слово, музыку, обряды и прочие вещи. После 1917 года необходимо было вот это держащееся в глубине народа избыть. Может быть, такая задача ставилась не напрямую, но на протяжении всех лет существования советской власти эта культура заменялась образами, которые можно было заказать композитору, попросив сочинить «что-нибудь а-ля народное». Таким образом появился целый пласт колхозной культуры, которая заняла своё место в деревнях вопреки существованию культуры корневой. Народ как мог пытался удержать своё наследие, понимая всю фальшь того, что ему предлагают, чувствуя эту подмену. Это можно выдержать на протяжении одного поколения или двух, но после революции уже три-четыре поколения прошло.

Всё это движение за фольклорную музыку в восьмидесятых началось во многом с того, что исследователи и исполнители стали озвучивать архивы. Интеллигенция тогда поняла, что в недрах нашей культуры есть совершенно фантастические вещи, что наша культура - не колхозная».

Помимо петиции, собравшей 18 000 подписей меньше, чем за две недели, Сергей Старостин опубликовал видеообращение с призывом остановить расформирование. Сообщество фольклористов отреагировало немедленно - в соцсетях стали появляться видео под хештегом #поддержифолк, на которых коллективы исполнителей и исследователей традиционного наследия исполняли народные песни и делали свои видео-обращения в поддержку центра.

От Минкульта так и не поступило ни одного письменного распоряжения или приказа с подписью. По словам Старостина, когда Андрей Малышев позвонил сегодня главе Дома народного творчества Тамаре Пуртовой с приказом вывозить архив ГЦРФ, она была удивлена не меньше, чем сотрудники центра.

Акция поддержифолк.

Государственному республиканскому центру русского фольклора грозит расформирование или перепрофилирование.

Окончательное решение вопроса Министерством культуры РФ ожидается в течение трех дней. Директор ГРЦРФ А.В. Ефимов уволен в связи с окончанием срока контракта.

Центр - едва ли не единственное учреждение федерального уровня, занимающееся не только изучением, но также сохранением и пропагандой аутентичного фольклора. В случае закрытия или перепрофилирования ГРЦРФ под угрозой срыва окажутся многие значимые для российской культуры и науки проекты: IV Всероссийский конгресс фольклористов, XI Международный общественно-культурный Форум «Живая традиция», I Всероссийский детско-юношеский форум «Наследники традиций», будет остановлена работа над Каталогом объектов нематериального культурного наследия.

Сегодня перед зданием министерства культуры РФ прошел пикет сотрудников Центра с протестом против разрушительных действий чиновников.

Именно в Центре русского фольклора при Министерстве культуры РФ работает самый известный исполнитель русской этнической музыки Сергей Старостин, фольклорист и этномузыколог, ведущий множества просветительских передач о русском фольклоре на ТВ и радио.

Вместе с другими сотрудниками Центра русского фольклора он подписал Открытое обращение сотрудников ГРЦРФ к общественности. Публикуем его полностью.

«Просим вашей поддержки. Государственному центру русского фольклора (ГРЦРФ) грозит фактическое уничтожение - его собираются упразднить и перепрофилировать в некий федеральный центр экспертизы театральных, кинематографических и цирковых проектов.

Центр фольклора - единственная организация, которая на научной основе, с привлечением ведущих ученых нашей страны ведет работу по изучению и сохранению нематериального культурного наследия народов России. Закрывая или перепрофилируя его (что, по сути, то же самое), деятели Министерства культуры грубо нарушают положения, содержащиеся в Основах государственной культурной политики нашей страны - документа, в котором сохранение национального культурного наследия объявлено одной из приоритетных задач. Подобные действия не только недопустимы, но и преступны.

Государственный республиканский центр русского фольклора - в настоящее время единственная организация, в которой работа по изучению, сохранению и актуализации (продвижению в обществе) национального культурного наследия ведется на серьезной научной основе. С Центром сотрудничают десятки ведущих ученых России – филологов, этнологов, этнолингвистов, этномузыкологов, искусствоведов. Кроме того, это единственная организация, объединяющая теоретиков культуры и практиков, овладевающих основами народного пения, танца, декоративно-прикладного искусства. Все эти люди объединены высокой идеей сохранения национального культурного наследия.

За годы работы Центра проведены сотни экспедиций во все уголки России, создан богатейший архив фольклорных аудио - и видеозаписей, изданы сотни научных трудов, методической литературы, нотных и звуковых собраний фольклорных текстов. Одной из главных своих задач Центр считает координацию деятельности ученых и практиков в регионах, всестороннюю помощь им.

Центр организовал и провел три Всероссийских конгресса фольклористов, в каждом из которых принимало участие несколько сотен человек. Ежегодно ГРЦРФ проводит крупные фольклорные мероприятия, среди которых международный форум «Живая традиция», всероссийский фестиваль традиционного русского танца «Перепляс», фестиваль традиционной эпической песни «Горы вы, Кавказские», межрегиональный фестиваль-конкурс традиционной инструментальной культуры «Улица», Международная научная конференция «Славянская традиционная культура и современный мир» и многие другие.

Весь многолетний опыт наших научных сотрудников, среди которых немало известных крупных ученых, наш уникальный архив, наши конференции и конгрессы, наши издания (а это журнал «Живая старина» и альманах «Традиционная культура«) стали никому не нужны. Результаты многолетних экспедиций, кропотливого труда по изучению и актуализации фольклора завтра будут просто выброшены как ненужный хлам. Будут свернуты многочисленные научные проекты и программы. Останется неизданным множество книг и статей. На улице окажется архив, насчитывающий тысячи бобин и аудиокассет с уникальными записями аутентичного фольклора, многие из которых были сделаны еще задолго до основания самого Центра.

Таким образом, Государственный республиканский Центр русского фольклора – организация, в наибольшей степени отвечающая не только идее возрождения русской духовности, но и главным положениям Основ национальной культурной политики – документа, в котором сохранение национального культурного наследия объявлено одной из приоритетных задач.

Поэтому сотрудники Государственного республиканского Центра русского фольклора считают действия чиновников Министерства культуры РФ по перепрофилированию (а практически – по уничтожению Центра) недопустимыми и преступными.

Мы призываем общественность откликнуться и не допустить этого вопиющего беззакония.»

Прямо сейчас в Центр прибыл замминистра культуры. Мы будем следить за развитием скандальной ситуации. Пикеты у здания минкульта фольклористы намерены проводить ежедневно до разрешения ситуации.


XXI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

СЛАВЯНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР.

ФОЛЬКЛОРНОЕ ПОГРАНИЧЬЕ: ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Понедельник

10.00 - Регистрация участников

Открытие конференции

Приветствие участникам конференции

· от Министерства культуры Российской Федерации

· от Государственного республиканского центра русского фольклора

Выступление фольклорных коллективов Москвы

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Екатерина Анатольевна Дорохова

Варвара Евгеньевна Добровольская

Андрей Николаевич Власов (Санкт-Петербург)

Вячеслав Алексеевич Поздеев (Киров)

Проблема реалий и номинаций в этно-фольклорном материале вятских контактных зон

Александр Васильевич Черных (Пермь)

«А ми тожӧ русскӧйӧсь, миян нация русскӧй, пермякьес ми эг лоӧ » [А мы тоже русские, у нас нация русская, пермяками мы не стали»]. Межэтническое взаимодействие и этнические процессы в зонах контактов русских и коми-пермяков

Агаверди Сархан оглу Халилов (Баку, Азербайджан)

Концепт границы в русском и тюркском фольклоре

Александр Николаевич Розов (Санкт-Петербург)

Православие в русском эпосе

Зураб Джотович Джапуа (Сухум, Абхазия)

Заметки об изображении границы в нартском эпосе

Дмитрий Викторович Морозов (Москва)

Методы междисциплинарных исследований в этномузыкознании

Перерыв

14.40 – 15.30

Открытие выставки-ярмарки

«Майская ярмарка в Коломенском»

Вечернее секционное заседание

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и общей филологии Института гуманитарных наук Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) «Духовная культура европейского севера России»

Татьяна Степановна Канева

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник научно-методического отдела ГРЦРФ

Андрей Геннадьевич Кулешов

Екатерина Анатольевна Дорохова (Москва)

Весенние песни русско-украинского пограничья

Варвара Евгеньевна Добровольская (Москва)

Сказка / «не сказка»: жанровые трансформации одного сюжета в русской, украинской и белорусской традиции

Наталия Евгеньевна Котельникова (Москва)

Сюжет об изменении заклятия клада: между быличкой и сказкой

Ирина Николаевна Райкова (Москва)

Границы и диффузия жанров в детском фольклоре

Сергей Викторович Алпатов (Москва)

Концептуальная диада «центр – граница» в парафольклорных жанрах XVIII столетия

Мадонна Фрикановна Пилия (Сухум, Абхазия)

Предметные реалии абхазской волшебной сказки, создающие пограничное пространство

Роман Павлович Биланчук (Вологда)

Образ и функции «границы» в локальных текстах, повествующих о событиях Смуты начала XVII в. (на материалах Русского Севера)

Наала Сергеевна Барциц (Сухум, Абхазия)

Пограничное пространство в абхазском историческом эпосе (на примере мотива героического сватовства).

Презентация региональных Центров традиционной культуры

Вторник

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

2-ая улица Дьяково Городище, д. 27

Утреннее секционное заседание

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы МарГУ

Татьяна Аркадьевна Золотова

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела региональных научных программ

Александра Борисовна Ипполитова

Марина Сергеевна Альтшулер (Москва)

Граница между зимой и весной в музыкальных традициях юго-западных районов Калужской области

13.00 – 14.00

Перерыв

Андрей Николаевич Власов

кандидат искусствоведения, заместитель директора ГРЦРФ

Среда

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

2-ая улица Дьяково Городище, д. 27

Зураб Джотович Джапуа

кандидат филологических наук, зав. отделом региональных научных программ ГРЦРФ

Перерыв

Александр Николаевич Розов

кандидат филологических наук, зам. главного редактора научного альманаха «Традиционная культура»

18.00 - 19. 00

Творческая Лаборатория

Татьяна Аркадьевна Золотова (Йошкар-Ола)

Фольклорная школа-семинар: из опыта работы в поликультурных зонах.

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный республиканский центр русского фольклора



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные