Смешной случай из жизни. Литературная викторина по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" Стихотворение "Мы ещё повоюем!"

Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных. — Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, — доложил дворецкий. — Не будет ли от вас покамест никаких приказаний? — Никаких приказаний не будет, почтеннейший, — ответил Базаров, — разве рюмку водочки соблаговолите поднести. — Слушаю-с, — промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами. — Какой гранжанр! — заметил Базаров, — кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно. — Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. — А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть? Аркадий только плечом пожал... но и он чувствовал небольшое смущение. Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины — и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. «Должно быть, сам , — шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: — Аль удрать?» Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу. — Благодарствуйте, что сдержали слово, — начала она, — погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем. Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», — думал он про себя. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. — Вот вам и моя Катя, — проговорила Одинцова, указав на нее движением головы. Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку. — Это ты все сама нарвала? — спросила Одинцова. — Сама, — отвечала Катя. — А тетушка придет к чаю? — Придет. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. Одинцова обратилась к Базарову. — Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь. Базаров приблизился. — О чем прикажете-с? — промолвил он. — О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица. — Вы? — Я. Вас это как будто удивляет. Почему? — Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение. — Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь. Базаров поглядел на Анну Сергеевну. — Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например. — Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку. — Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах. Анна Сергеевна помолчала. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь? — А на что он нужен, позвольте спросить? — Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой. — Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? — Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей? — По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. — Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка. — Именно так-с, сударыня. Одинцова обратилась к Аркадию. — А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич? — Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья. — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши. Тетушка Анны Сергеевны, княжна Х...я, худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были ярко-желтые ленты. — Как вы почивали, тетушка? — спросила Одинцова, возвысив голос. — Опять эта собака здесь, — проворчала в ответ старуха и, заметив, что Фифи сделала два нерешительные шага в ее направлении, воскликнула: — Брысь, брысь! Катя позвала Фифи и отворила ей дверь. Фифи радостно бросилась вон, в надежде, что ее поведут гулять, но, оставшись одна за дверью, начала скрестись и повизгивать. Княжна нахмурилась, Катя хотела было выйти... — Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать. Княжна молча встала с кресла и первая вышла из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливавшая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что) и вдруг спросила хриплым голосом: — А что пишет кнесь Иван? Ей никто не отвечал. Базаров и Аркадий скоро догадались, что на нее не обращали внимания, хотя обходились с нею почтительно. «Для ради важности держат, потому что княжеское отродье», — подумал Базаров... После чаю Анна Сергеевна предложила пойти гулять; но стал накрапывать дождик, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную. Приехал сосед, любитель карточной игры, по имени Порфирий Платоныч, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый. Анна Сергеевна, которая разговаривала все больше с Базаровым, спросила его — не хочет ли он сразиться с ними по-старомодному в преферанс. Базаров согласился, говоря, что ему надобно заранее приготовиться к предстоящей ему должности уездного лекаря. — Берегитесь, — заметила Анна Сергеевна, — мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты, Катя, — прибавила она, — сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней: ему казалось, что Одинцова его отсылает, а у него на сердце, как у всякого молодого человека в его годы, уже накипало какое-то смутное и томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса: — Что же вам сыграть? — Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий. — Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения. — Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий. — Моцарта любите? — Моцарта люблю. Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь. Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби... Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна». Кончив сонату, Катя, не принимая рук с клавишей, спросила: «Довольно?» Аркадий объявил, что не смеет утруждать ее более, и заговорил с ней о Моцарте; спросил ее — сама ли она выбрала эту сонату, или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась , ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу, с благосклонною улыбкой, гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы. А Базаров между тем ремизился да ремизился. Анна Сергеевна играла мастерски в карты, Порфирий Платоныч тоже мог постоять за себя. Базаров остался в проигрыше хотя незначительном, но все-таки не совсем для него приятном. За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике. — Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства. — На что вам латинские названия? — спросил Базаров. — Во всем нужен порядок, — отвечала она. — Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, — воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате. — Да, — отвечал Базаров, — баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. — В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич? — В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо — не она, а ее сестра. — Как? эта смугленькая? — Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та — тертый калач. Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове. И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию. «Странный человек этот лекарь?» — думала она, лежа в своей великолепной постеле, на кружевных подушках, под легким шелковым одеялом... Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. Она очень любила своего грешного, но доброго отца, а он обожал ее, дружелюбно шутил с ней, как с ровней, и доверялся ей вполне, советовался с ней. Мать свою она едва помнила. «Странный этот лекарь!» — повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку — и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье. На следующее утро Анна Сергеевна тотчас после завтрака отправилась ботанизировать с Базаровым и возвратилась перед самым обедом; Аркадий никуда не отлучался и провел около часа с Катей. Ему не было скучно с нею, она сама вызвалась повторить ему вчерашнюю сонату; но когда Одинцова возвратилась наконец, когда он увидал ее — сердце в нем мгновенно сжалось... Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» — Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошла мимо его. «Здравствуй, — подумал Аркадий... — Разве мы не виделись сегодня?»

«Сила тургеневского портрета - в сменяемости всех его разноплановых деталей. Но в этом же и его слабость: одна деталь не создает у Тургенева достаточного впечатления о внешнем облике героя. Оно зависит от других - как цвет в спектре солнечного луча: изъять один - белого не получится. В отличие от прозы Льва Толстого в прозе Тургенева не психическая жизнь определяет внешний облик, а скорее внутренняя жизнь», - писал Е. И. Шаталов.

Портреты у Тургенева детализированы, писатель дает подробное описание роста, телосложения героя, костюма, прически, выражения лица, глаз и т.д. Этой подробностью тургеневский портрет напоминает нам портрет Лермонтова, однако у Лермонтова каждая деталь внешности сопровождается определенным выводом - авторским комментарием, у Тургенева же такого комментария нет - как замечает Г. Б. Курляндская, читатель здесь должен самостоятельно сделать выводы о характере, привычках героя. Описание внешности у Тургенева лишь намечает социально-психологические черты персонажа, но не называет их.

Вот, например, портрет Павла Петровича Кирсанова. Это «человек среднего роста, одетый в темный, английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов».

В этом описании Тургенев подчеркивает изысканность и утонченность Павла Петровича, его щегольство и холеность. Все эти черты выдают в этом герое породу, его аристократическое происхождение. Внешняя привлекательность, изящество героя подчеркнуты сравнениями («волосы отливали темным блеском, как новое серебро», «лицо, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом»). Кроме того, писатель здесь использует особый прием характеристики (через частное, конкретное передается общее, понятийное («то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов»). Такого рода характеристика - излюбленный прием стиля Л.Н. Толстого. Так, описывая сближение Наташи с Пьером («Война и мир») после разрыва ее с Болконским, Толстой замечает: «ей никогда в голову не приходило, чтоб из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь... но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров».

К утреннему завтраку Павел Петрович выходит в изящном утреннем костюме, на голове его - маленькая феска. Тугие воротнички рубашки, безукоризненно выбритый подбородок говорят о его строгости, консерватизме, приверженности традициям, о чем впоследствии Кирсанов сам заявляет в разговоре с Базаровым.

Исследователи неоднократно отмечали, что внешняя безукоризненность, красивость Павла Петровича - «прекрасные темные глаза», «красивая голова», «красивая рука с длинными розовыми ногтями» (в процессе повествования Тургенев настойчиво употребляет эти эпитеты) - контрастирует с определенной духовной ограниченностью Кирсанова, с его «неромантизмом». Павел Петрович - сух и рационален, в его «англоманстве», в строгой приверженности принципам, в неспособности разделить чувства другого человека есть что-то закоснелое, мертвое, неподвижное, противостоящее живой русской жизни. И Тургенев также отмечает это в портрете. Так, в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича отражаются лишь картины внешнего мира, но не собственные чувства его. «Красивая, исхудалая» голова его похожа на «голову мертвеца».

По замечанию Г. Б. Курляндской, в описании внешности тургеневских героев есть лейтмотив, отражающий доминирующую черту характера. В портрете Кирсанова - это его «душистые усы», отражающие «аристократизм», внешний лоск и безукоризненность героя. Этой постоянно повторяющейся деталью портрет Павла Петровича напоминает нам портреты, созданные Толстым в романе «Война и мир». Такими деталями там являются шрам на виске Кутузова, молодые, блестящие глаза Николая Андреевича Болконского, короткая верхняя губка Лизы Болконской.

А. Г. Цейтлин замечает, что в портретах, созданных Тургеневым, имеется некая доминанта, «идея портрета». Например, в описании внешности Базарова писатель подчеркивает самоуверенность и ум героя. Базаров «высокого роста», с «темно-белокурыми волосами, длинными и густыми», в длинном балахоне с кистями. Лицо его, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Базаров умен и любознателен, интеллект героя автор подчеркивает такими деталями, как широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа». Еще одна характерная деталь внешности Базарова - «обнаженная красная рука», говорит о его демократизме, пренебрежении правилами хорошего тона, о привычке к труду.

Другая характерная деталь внешности героя - «большие зеленоватые глаза» - свидетельствует о впечатлительности Базарова. И черта эта действительно присутствует в нем. После знакомства с Одинцовой Базаров «с негодованием» обнаруживает в себе романтика: сердце у него так и рвется, ему слышится таинственное шептание ночи, воображению его представляются «гордые губы» и «умные глаза», останавливающиеся на его глазах...

В романе «Отцы и дети» замечательны и женские портреты. В этих портретах нет ярких, насыщенных красок, четких, законченных линий: полутона и легкие штрихи - это характерные черты тургеневского стиля. Отличительная черта женских портертов у Тургенева - воздушность, акварельность. Однако в воображении читателя женские образы, созданные писателем, всегда вырастают «до истинно художественной законченности ».

Великолепен по своей живописности портрет Фенечки. Это милая, застенчивая и простодушная молодая женщина, аккуратная и опрятная. Черты эти подчеркнуты в описании ее внешности. Необходимую законченность портрету Фенечки здесь придает то впечатление, которое производит на присутствующих ее появление. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Тургенев использует здесь эмоциональные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передающие авторское отношение к героине: «вся беленькая и мягкая», «детски-пухлявыми губками и нежными ручками», «миловидного лица».

Спокойствие и рассудочность Одинцовой, простота ее и достоинство, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Стоит отметить, что Тургенев обычно дает один большой портрет героя в романе. В дальнейшем писатель отмечает изменения прически, костюма, краткими, скупыми фразами описывает мимику и жесты персонажа в данной, конкретной, ситуации. Получается, что внешность героя все же дана в динамике, однако изменения эти неглубоки, ситуативны. В целом же портрет героя у Тургенева остается неизменен. Этим тургеневские портреты схожи с портретами Достоевского и отличаются от портретов Толстого.

Так, в романе неоднократно описывается внешность Одинцовой. Сначала писатель дает один большой портрет, затем - несколько небольших зарисовок. Вот как выглядит героиня, когда она принимает приятелей в Никольском: «На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».

По-иному выглядит Анна Сергеевна, когда она вместе с Базаровым возвращается с прогулки. «Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели, и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие светлые ленты шляпы прильнули к ее груди». Здесь передано смущение и неловкость героини, которые примешиваются к ее «чувству острого любопытства», влекущему ее к Базарову.

Совсем иной предстает Одинцова во время ее вечерних свиданий с Базаровым. Здесь передано впечатление героя, Одинцова изображена в его восприятии, «увидена» глазами влюбленного мужчины. Анна Сергеевна здесь предстает таинственной и романтичной. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажною сеткой. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенных».

В динамике дана в романе и внешность Кати. Первый портрет ее - это общее описание внешности. «Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, небольшими темными глазами».

Затем почти сразу Тургенев дает еще один портрет героини, где описываются уже манеры Кати, ее мимика. Здесь писатель как будто передает впечатления Базарова от внешности девушки. «Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух».

Совсем другой предстает эта юная девушка, сидя за фортепьяно: «Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось, и маленькая прядь волос упала на темную бровь».

Иногда Катя «уходит в себя», «прячется», и тогда лицо ее совершенно меняется, приобретая «выражение упрямое, почти тупое». В этих описаниях подчеркнута недоверчивость героини, ее неловкость, «диковатость», порожденная жизненными обстоятельствами.

В романе «Отцы и дети» писатель представляет нам и «сатирический портрет, близкий к гоголевской манере, с использованием приема косвенной характеристики или постепенного, концентрического раскрытия образа». Таков в романе портрет «эмансипированной женщины» Евдоксии Кукшиной.

Свой рассказ об этой «провинциальной нигилистке» Тургенев начинает с описания ее жилища. Здесь писатель обращает наше внимание на множество выразительных деталей: «криво прибитая визитная карточка», «бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам», «везде белели разбросанные окурки папирос». Как отмечает П.Г. Пустовойт, уже по этим деталям обстановки читатель может составить вполне определенное представление о характере Кукшиной.

Первое впечатление читателя подкрепляется уже непосредственным описанием внешности героини. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове». Портрет этот одновременно является и психологическим. Растрепанность, неопрятное платье говорят о неаккуратности, неряшливости, безалаберности Кукшиной, ее желании быть истинно «эмансипированной» женщиной, что в ее представлении, видимо, исключает заботу о своем внешнем виде.

Кукшина у Тургенева демонстративно некрасива: у нее «круглые глаза», между которыми сиротливо краснеет «крошечный вздернутый носик», когда она смеется, ее верхняя десна обнажается над зубами.

И далее к общему авторскому описанию присоединяется впечатление Базарова. «Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: „Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пру-жишься?" И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко... все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». Здесь Тургенев вновь использует прием характеристики персонажа путем обобщения ее черт, поведения («все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно»).

Неловкая развязность манер Кукшиной, неестественность ее поведения отражают неуверенность этой героини, ее нервозность, порожденную недостатком женского очарования. И Тургенев прямо говорит об этом в сцене бала. Когда Аркадий и Базаров не обратили на Кукшину никакого внимания, то она «нервически злобно... засмеялась им вслед: ее самолюбие было глубоко уязвлено...».

Сатирический портрет использует Тургенев при описании внешности Ситникова. Портрет этого героя дан в восприятии Аркадия Кирсанова. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Таким образом, портреты в романе подробны и детализированы, отличаются большой содержательностью и психологической глубиной. Тонко подмечая малейшие изменения внешности персонажа, произведенное им впечатление, Тургенев предстает перед нами истинным мастером портретной живописи.

Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ

Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

"Отцы и дети".

Тест №1.

1. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни. Развернутая биография какого персонажа не включена в роман "Отцы и дети"?

а) Павел Петрович, б) Фенечка,

в) Матвей Ильич Колязин, г) А. С. Одинцова.

2. Завязка романа состоит в сцене:

а) спор Базарова с Павлом Петровичем,

б) встреча Базарова с Одинцовой на балу,

в) дуэль Базарова и Павла Петровича,

г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в первый раз.

3. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

а) дворянство, б) мещанство, в) разночинцы, г) крестьянство.

4. Чей это портрет: " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи" ?

а) Дуняша, б) Фенечка, в) Катя Одинцова, г) Кукшина.

5. Как вы понимаете термин "нигилизм"?

6. О ком из героев романа говорится: "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света"?

а) Авдотья Кукшина, б) Арина Власьевна Базарова,

в) Фенечка, г) Катя Одинцова.

7. Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич" ?

а) Базаров - Павлу Петровичу, б) Базаров – Ситникову,

в) Базаров – Аркадию, г) Ситников - Аркадию.

8. С кем из героев, по мнению Тургенева, не хочется говорить о любви?

а) с Базаровым, б) с Кукшиной, в) с Одинцовой, г) с Аркадием.

9. Почему Базаров ведет себя развязно в гостинице у Одинцовой?

а) он презирает ее,

б) этим он прикрывает свое смущение,

в) хочет показать Аркадию свое отношение к женщинам вообще.

10. Из-за чего погиб Базаров?

а) заразился тифом, б) погиб на дуэли, в) застрелился.

Тест №2.

Укажите героя или героиню романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», которому (ой) соответствует следующая характеристика:

1. «…любитель карточной игры, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый».

2. «…худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться».

3. «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами».

4. «…очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой».

5. «…злая и чванная старуха, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке».

6. «Он имел о себе самое высокое мнение; тщеславие, его не знало границ, но он держался просто, глядел одобрительно, слушал снисходительно и так добродушно смеялся, что на первых порах мог даже прослыть за «чудного малого».

7. «…известный красавец, аферист и игрок, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер».

8. «…женщина высокого роста, в черном платье. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою».

9. «Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она не делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят – нарочно, то есть не просто, не естественно».

10. «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

11. «Он был тоже из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждой стороне груди носил по звезде».

12. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее плечах».

13. «Он владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

14. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

15. «Барин лет сорока с небольшим… еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, женился на ней и покинул министерство уделов, куда по протекции отец его записал».

16. «Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи».

17. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

18. «В присутствии Одинцовой он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница между ними была гораздо значительнее».

19. «…ей пошел двадцать девятый год… Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист. Она непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась».

20. «Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…».

21. «В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем… расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно…».

22. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове».

23. «…он вообще всю жизнь свою устроил английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения… И те и другие считали его гордецом… уважали его за отличные, аристократические манеры… за его безукоризненную честность…».

24. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с ней он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

Варианты ответов

А. Порфирий Платоныч

Б. Княжна Авдотья Степановна Х…я

В. Одинцов

Г. Княгиня Р.

Д. Колязин Матвей Ильич

Е. Локтев Сергей Николаевич

Ж. Кукшина Авдотья Никитишна

З. Анна Сергеевна Одинцова

И. Ситников

К. Фенечка

Л. Базаров Евгений Васильевич

М. Кирсанов Павел Петрович

Н. Аркадий

О. Катя

П. Кирсанов Николай Петрович

Р. Арина Власьевна Базарова

С. Отец А.С. Одинцовой

Тест №3.

1. И. С. Тургенев написал:

А). «Записки охотника». Б). «Записки на манжетах».

В). «Записки врача». Г). «Записки из Мертвого дома».
2."Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями". Кому симпатизирует И. С. Тургенев?»

А). революционерам-демократам, Б) разночинцам, В) либералам, Г) монархистам.
3. Роман - это:

А) Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) Жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

4. Кому адресовано посвящение романа "Отцы и дети"?

А) А.И. Герцену, Б) В.Г. Белинскому,

В) Н.А. Некрасову, Г) другому лицу.
5. Эпилог - это:

А) Относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.

Б) Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений.

В) Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.

6. Основой конфликта романа "Отцы и дети" является:

А) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.

Б) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым.

В) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г) Борьба между либеральными монархистами и народом.

7. Споры героев романа "Отцы и дети" велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России (найдите лишнее):

А) Об отношении к дворянскому культурному наследию.

Б) Об искусстве, науке.

В) О системе поведения человека, о нравственных принципах.

Г) О положении рабочего класса.

Д) Об общественном долге, о воспитании.

8. Давая общую оценку политического содержания "Отцов и детей", И. С. Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против..." (выберите правильное).

А) Пролетариата как передового класса.

Б) Дворянства как передового класса.

В) Крестьянства как передового класса.

Г) Революционных демократов как передового класса.

9-12. Кому из героев романа "Отцы и дети" соответствуют приведенные характеристики?

9. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
10. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
11. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип "уходящего барства".
12. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист

А). Базаров,

Б). Аркадий Кирсанов,

В). П.П. Кирсанов,

Г). Н.П. Кирсанов.

13. Кому из героев романа принадлежат слова:
"Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет"?»

А) Аркадию Кирсанову, Б) Н. П. Кирсанову,

В) Е. В. Базарову, Г) П.П. Кирсанову.

14. Типизация - это:

А) Изображение общего через единичное, т. е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

Б) Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

В) Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.

15. Критическую статью "Базаров" написал:

А) Тургенев, Б) Белинский, В) Писарев, Г) Герцен.

16. Кто из героев романа "Отцы и дети" может быть назван "маленьким человеком"?

А) Василий Иванович Базаров, Б) Николай Петрович Кирсанов,

В) Аркадий Николаевич Кирсанов, Г) Другой персонаж романа.

17. Почему Писарев считает, что Базаров для народа "человек … чужой»?

А) потому что он презирает народ;

Б) потому что он «заигрывает» с народом;

В) потому что не знает его быта, потребностей, надежд.

18. Иван Сергеевич Тургенев писал: "На его долю не пришлось, как на долю Онегина и Печорина, эпохи идеализации, сочувственного превознесения". Почему Базаров был отрицательно принят и прогрессивным журналом "Современник", и либеральными, и демократическими кругами?

А) Из-за своих крайностей, неприемлемых для одних, и бес-перспективности для других.

Б) Из-за нетипичности героя и времени.

В) Из-за отношения героя к народу и его роли в демократическом движении.

Г) Из-за расхождений в вопросе о путях освободительного движения.

19. Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?

А) Непониманием роли народа в освободительном движении.

Б) Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

В) Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движе-нии.

Г) Отрывом от какой-либо практической деятельности.

20-24. Найдите соответствие героев романа социальному положению:

25. Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

А) Шестидесятниками. Б) Пятидесятниками.

В) Декабристами. Г) Восьмидесятниками.

26. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности?

А) Разрыв с Аркадием. Б) Любовь к Одинцовой.

В) Спор с П. П. Кирсановым. Г) Посещение родителей.
27-29. Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний:

27. "Все было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки... и чуть-чуть сжатые плечи", она "беспрестанно краснела и быстро переводила дух".
28. "Длинное и худое [лицо], с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум".
29. "На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной"

А). Катя

Б). Николай Петрович В). Павел Петрович

30-31. Определите, кому из героев романа "Отцы и дети" принадлежат приведенные "слова и словечки":

32. Создавая роман, И. С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин?

А) Противостояние персонажей литературного произведения.

Б) Учение, ставящее в центр мироздания человека, считающее человека "венцом природы».

В) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.


Вопрос: СДЕЛАЙТЕ ПЖ МНЕ СЕГОДНЯ НАДО ДО 18 00 ПЛАЧУ 64 Б ПЖ Спишите, расставляя знаки припенания. , выписать предложения с обособленным определением. Часа три длилась беседа (не) торопливая разнообразная живая. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостинную стуча ногтями по полу а вслед за нею вошла девушка лет 18 черноволосая и смуглая с несколько круглым но приятным лицом с (не) большими тёмными глазами. Скоро появилась сама Одинцова в прстом утреннем платье. Вошел человек лет 60 беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Волна хрустальная тяжелая лизала подножие скалы. Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и деликатной. Вз..ерошенный (не) мытый Нежданов имел вид дикий и странный. Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливой ласкою. Молодому человеку влюбленному невозможно не проболтатся,

СДЕЛАЙТЕ ПЖ МНЕ СЕГОДНЯ НАДО ДО 18 00 ПЛАЧУ 64 Б ПЖ Спишите, расставляя знаки припенания. , выписать предложения с обособленным определением. Часа три длилась беседа (не) торопливая разнообразная живая. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостинную стуча ногтями по полу а вслед за нею вошла девушка лет 18 черноволосая и смуглая с несколько круглым но приятным лицом с (не) большими тёмными глазами. Скоро появилась сама Одинцова в прстом утреннем платье. Вошел человек лет 60 беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Волна хрустальная тяжелая лизала подножие скалы. Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и деликатной. Вз..ерошенный (не) мытый Нежданов имел вид дикий и странный. Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливой ласкою. Молодому человеку влюбленному невозможно не проболтатся,

Ответы:

Часа три длилась беседа неторопливая, разнообразная, живая. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет 18, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с не большими тёмными глазами. Скоро появилась сама Одинцова в прстом утреннем платье. Вошел человек лет 60, беловолосый и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Волна, хрустальная, тяжелая, лизала подножие скалы. Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и деликатной. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный. Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливой ласкою. Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться. Предложения с обособленными определениями: Часа три длилась беседа неторопливая, разнообразная, живая(обособление). Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет 18, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с не большими тёмными глазами(обособление). . Вошел человек лет 60, беловолосый и смуглый,(обособление) в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее.Волна, хрустальная, тяжелая,(обособление) лизала подножие скалы. Взъерошенный, немытый(обособление), Нежданов имел вид дикий и странный. Молодому человеку, влюбленному(обособление), невозможно не проболтаться.

Похожие вопросы

  • помогите пожалуйста які народні та релігійні свята відзначаються восени і взимку напиши про одне з них текст розповідь 5-7 речень
  • словообразовательная цепочка слово изобретательница
  • Сплошные шары алюминевый и железный уравновешены на рычаге.нарушится ли равновесие,если оба шара погрузить в воду?
  • Задана геометрическая прогрессия {An} Вычислите a3 если a1=0,5: q=-2 30 Баллов За выполнение
  • Два мальчика одновременно побежали навстречу друг к другу по спортивной дорожне, длина которой 100 метров. Они встретились через 10 секунд. Первый мальчик бежал со скоростью 4 м/с. С какой скоростью бежал второй мальчик? Дам 15 баллов за правильный ответ.
  • чему учит сказка СИняя звезда КУПРИНА
  • 1) Какие реформы провел Александр I в последние годы своего правления? 2) Почему не был претворен в жизнь проект конституцию Новосельцева? 3) Какие изменения произошли с самим Александром I ?
  • решить задачу: рисованием занимаются 35 человек музыкой 19 человек, а 14 человек занимаются и музыкой и рисованием. Сколько человек занимаются музыкой и сколько рисованием?
  • Примеры предложений с вводными словами из повести Тургенева "Ася". (Желательно 20 штук).
  • Иван Иванович хочет основать свое дело, организовав в собственном гараже шиномонтажную мастерскую. Для этого он думает нанять одного помощника. Расходы на оплату его труда составят 6 тыс. долл. в год, выплачиваемые в конце года. Кроме того, в начале года надо закупить на весь год вперед материалов стоимостью 14 тыс. долл. Для этого он должен израсходовать весь свой стартовый капитал суммой 14 тыс. долл. Для полноценной работы необходимо приобрести оборудование на сумму 10 тыс. долл., срок службы которого составляет 5 лет. Чтобы финансировать покупку оборудования, нужно взять кредит на несколько лет под 25% годовых. Процент по вкладам в том же банке равен 20%. Ликвидационная стоимость оборудования равна нулю. Но стоит ли открывать мастерскую? Во-первых, Ивану Ивановичу предлагают сдать в аренду гараж за 2 тыс. долл. в год. Во-вторых, Иван Иванович имеет работу инженера с годовой зарплатой, эквивалентной 3 тыс. долл. в год. Что бы вы ему посоветовали, если экспертная оценка ожидаемой выручки от шиномонтажа равна 30 тыс. долл. в год? Определите: а) величину годовых бухгалтерских и экономических затрат Ивана Ивановича; б) величину его бухгалтерской и экономической прибыли за год
Чьи это портреты?

1. «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами».

2. «…очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой».

3. «…злая и чванная старуха, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке».

4.« Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее плечах».

5.« На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

6.« Барин лет сорока с небольшим…еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, женился на ней и покинул министерство уделов, куда по протекции отец его записал».

7.« Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи».

8.«Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

9.« В присутствии Одинцовой он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница между ними была гораздо значительнее».

10.«…ей пошел двадцать девятый год…Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист. Она непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась».

11. « Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…».

12.« В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем… расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно…».

13. « На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове».

14.«…он вообще всю жизнь свою устроил английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения…И те и другие считали его гордецом…уважали его за отличные, аристократические манеры…за его безукоризненную честность…».

15.« Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с ней он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

ОТВЕТЫ.

1. 1. Катя 2. Одинцов, покойный муж А.С. Одинцовой. 3. Княжна Авдотья Степановна Х…я 4. Фенечка 5. Кирсанов Павел Петрович 6. Кирсанов Николай Петрович 7. Княгиня Р. 8. Базаров Евгений Васильевич 9. Аркадий 10. Анна Сергеевна Одинцова 11. Анна Сергеевна Одинцова 12. Арина Власьевна Базарова 13. Кукшина Авдотья Никитишна 14. Кирсанов Павел Петрович 15. Базаров Евгений Васильевич



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные