Составитель татьяна стрыгина рождественские рассказы русских писателей. Федор достоевский мальчик у христа на елке Дистанционное обучение педагогов по фгос по низким ценам

методическая разработка

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик».
Цели
1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; 2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся; 3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Оборудование:
магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками, белая бумага, бусинки под жемчуг, клей, ленточка.
Оформление доски:
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс
Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность обучающихся. Формы организации совзаимодействия Формиру- емые УУД 1.Стадия вызова. -Ребята, кто знает, кто такой П.И.Чайковский? - Сейчас мы послушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года», а вы подумайте, о каком времени года написал композитор? -О каком времени года? (декабрь) -Действительно, произведение Чайковского называется «Времена года. Декабрь. Святки». -А почему мы начали урок с прослушивания этого музыкального призведения? (…) доклад ученика.
Петр Ильич Чайковский.

Краткая биография.
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии Российской империи(ныне Воткинский район Удмуртской Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября(по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург. Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально- общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и индивидуальная, фронтальная Личностные: Положительное отношение к учёбе.
трёх балетов, среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Времена года». В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.,слушание музыки, эмоциональный настрой. ответы детей. 2.мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. сегодня наш урок связан с темой Рождества. - С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года? Слушают учителя, докладчика
История праздника

Рождества Христова.
Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. индивидуальная, Фронтальная Личностные: Положительное отношение к учёбе.
- Каково ваше настроение перед праздником? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до От восхода звезды- вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века. Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ. Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Самая тихая, самая светлая
простыхсмертных.Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник. - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец. участвуют в диалоге. ответы детей на вопросы. Актуализация знаний сообщение темы - Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь). сообщение ученика о Достоевском
Биография Фёдора

Михайловича
Фронтальная познавательные
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством) ...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Итак, Ф.М.Достоевский (сообщение ученика) «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский. А темой нашего урока являются слова Христа из рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»: «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик»
Достоевского.
Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух. Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу. Пребывание на каторге
заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека. Целеполагание. Направляющая. каких целей мы должны с вами достичь сегодня на уроке? Строят свои высказывания. Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные коммуникативные творческая, аналитико- практическая деятельность задаёт вопросы
1.
Разговор у нас сегодня пойдет не как обычно. Все вопросы к произведению Вы составляли сами. Их оказалось около 80. Из них мы выбрали самые популярные, которые Вы хотели бы задать собеседнику. Пожалуйста, первый вопрос: Как был написан этот рассказ? Рассказ, который вы прочитали дома, написан Ф. М. Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки дети строят высказывания- ответы на вопросы.
История создания

рассказа

Ф.М.Достоевского

«Мальчик у Христа на

ёлке».
26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные коммуникативные
- это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни, когда всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. (демонстрация святочных рассказов- выставка книг) Признаки святочного рассказа: 1)эмоциональная атмосфера произведения - любовь, милосердие, сострадание; 2) приуроченность действий к рождественским праздникам; 3) наличие фантастического элемента, чуда, совершенного в канун Рождества Христова. 4) счастливая развязка. Как описывает автор главного малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января 1876 года «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован.
героя ("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал). Как звали этого мальчика? Найдем описание места, где живет мальчик ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? Учитель: Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города? Как к нему относятся люди? Становятся ли они милосерднее, добрее накануне Рождества? Такое могло случиться в любом городе, возможно автор сталкивался не с одним таким случаем. (Чувство брезгливости, безысходности, тупика). Ученики: (зачитывают цитаты из текста) - Может они забыли, что такое чувство сострадания?
1. Полицмейстер отвернулся (безразличие); «Остановка 1» Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика? 2.почему Закричали, замахали, выгнали 3.почему Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть). Учитель: Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе? (равнодушие); - Это лицемерие, ложное милосердие. Не было никакой причины, просто так: от избытка жестокости, злобы. Люди шли и не замечали страдания человека. Им было всё равно. Холод в природе – норма (зима). Холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.
А вот прекрасная зала за большим стеклом…Мальчик видит: «Остановка 2» Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? "Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то"). (Возможные ответы: - чувство восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. физминутка как вы думаете, хотел бы мальчик нарядить ёлку? Давайте сделаем это вместо него. (включает «Времена дети изготавливают под музыку бумажных ангелочков- ёлочные украшения индивидуальная личностные
года. Январь. У камелька».) творческая, аналитико- практическая деятельность -мальчик позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой). Этот приём контраста(антитезы) подчёркивает страдания бедного мальчика. Город оттолкнул мальчика, люди не помогли, и он понял, что никому здесь не нужен. Учитель: - Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? « «Остановка 3» Как вы думаете, где оказался мальчик? - Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив? И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. – Мама, я сплю, ох, как тут спать хорошо. – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос»
- Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? Чем закончилась эта история? Внизу - смерть мальчика, вверху - его воскресение в жизнь вечную. - И почему дети обернулись ангелами Христа? - Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?» (ласка, доброта) (Зачитывается эпизод до слов: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его, оба свиделись у Господа Бога на елке в небе») (На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа). Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и
горестями и радостью. Работа с иллюстрацией (рисунок Ю. Данилова).
Учитель:
Какой момент рассказа изображён на иллюстрации? Какие цвета преобладают? - Что вы нарисовали, изображая ёлку у Христа? Какие краски вы использовали? ребята защищают свои рисунки индивидуальная коммуникативная включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру святочного рассказа? Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности. - В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки? Самопроверка, оценивание Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные
Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий. Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения: “Ангелочек” Леонида Андреева, “Чудесный доктор” Александра Ивановича Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.
рефлексия учебной деятельности. Рефлектирует Определяют эмоциональное состояние на уроке индивидуальная личностные, коммуникативные домашнее задание -Хотели бы Вы, чтобы мальчика кто-нибудь спас? Тогда напишите счастливый конец для этой истории. -хотели бы вы узнать о других святочных историях? Тогда прочитайте. Выбирают задания индивидуальная Личностные включение в систему знаний и повторение. В начале урока мы говорили о том, что у святочных рассказов хороший конец. Так каков же финал рассказа – счастливый или трагичный? (ответы детей) - Какие чувства у вас вызвал рассказ? - Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле? Самопроверка, оценивание Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные
- А для вас это выдумка романиста-писателя- Достоевского? Или правда? - Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему? 4.Учитель (заключительное слово): Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым “трудным” русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский? Он заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами жизни человека. Ф.М. Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский
с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления. Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
Писатель зовет верить в Спасителя, будит в читателях человеколюбие и просит не забывать о детях (о главном нашем народе), об их страданиях. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать. развитие речи раздаёт карты взаимопередачи знаний (см. приложение к уроку) строят свои высказывания индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху, и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» и вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… И вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

– Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.

– Это «Христова елка», – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? а еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? на то я и романист, чтоб выдумывать.

Антон Чехов (1860–1904)

Высокая, вечнозеленая елка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки…

– Дети, кто из вас желает богатую купчиху? – спрашивает она, снимая с ветки краснощекую купчиху, от головы до пяток усыпанную жемчугом и бриллиантами… – Два дома на Плющихе, три железные лавки, одна портерная и двести тысяч деньгами! Кто хочет?

– Мне! Мне! – протягиваются за купчихой сотни рук. – Мне купчиху!

– Не толпитесь, дети, и не волнуйтесь… Все будете удовлетворены… Купчиху пусть возьмет себе молодой эскулап. Человек, посвятивший себя науке и записавшийся в благодетели человечества, не может обойтись без пары лошадей, хорошей мебели и проч. Бери, милый доктор! не за что… Ну-с, теперь следующий сюрприз! Место на Чухломо-Пошехонской железной дороге! Десять тысяч жалованья, столько же наградных, работы три часа в месяц, квартира в тринадцать комнат и проч… Кто хочет? Ты, Коля? Бери, милый! Далее… Место экономки у одинокого барона Шмаус! Ах, не рвите так, mesdames! Имейте терпение!.. Следующий! Молодая, хорошенькая девушка, дочь бедных, но благородных родителей! Приданого ни гроша, но зато натура честная, чувствующая, поэтическая! Кто хочет? (Пауза.) Никто?

– Я бы взял, да кормить нечем! – слышится из угла голос поэта.

– Так никто не хочет?

– Пожалуй, давайте я возьму… Так и быть уж… – говорит маленький, подагрический старикашка, служащий в духовной консистории. – Пожалуй…

– Носовой платок Зориной! Кто хочет?

– Ах!.. Мне! Мне!.. Ах! Ногу отдавили! Мне!

– Следующий сюрприз! Роскошная библиотека, содержащая в себе все сочинения Канта, Шопенгауэра, Гёте, всех русских и иностранных авторов, массу старинных фолиантов и проч… Кто хочет?

– Я-с! – говорит букинист Свинопасов. – Пажалте-с!

Свинопасов берет библиотеку, отбирает себе «Оракул», «Сонник», «Письмовник», «Настольную книгу для холостяков»… остальное же бросает на пол…

– Следующий! Портрет Окрейца!

Слышен громкий смех…

– Давайте мне… – говорит содержатель музея Винклер. – Пригодится…

Сапоги достаются художнику… в конце концов елка обирается и публика расходится… Около елки остается один только сотрудник юмористических журналов…

– Мне же что? – спрашивает он судьбу. – Все получили по подарку, а мне хоть бы что. Это свинство с твоей стороны!

– Все разобрали, ничего не осталось… Остался, впрочем, один кукиш с маслом… Хочешь?

– Не нужно… Мне и так уж надоели эти кукиши с маслом… Кассы некоторых московских редакций полнехоньки этого добра. Нет ли чего посущественнее?

– Возьми эти рамки…

– У меня они уже есть…

– Вот уздечка, вожжи… Вот красный крест, если хочешь… Зубная боль… Ежовые рукавицы… Месяц тюрьмы за диффамации…

– Все это у меня уже есть…

Оловянный солдатик, ежели хочешь… Карта Севера…

Юморист машет рукой и уходит восвояси с надеждой на елку будущего года…

1884

Святочный рассказ

Бывают погоды, когда зима, словно озлившись на человеческую немощь, призывает к себе на помощь суровую осень и работает с нею сообща. В беспросветном, туманном воздухе кружатся снег и дождь. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой стучит в окна и в кровли. Он воет в трубах и плачет в вентиляциях. В темном, как сажа, воздухе висит тоска… Природу мутит… Сыро, холодно и жутко…

Точно такая погода была в ночь под Рождество тысяча восемьсот восемьдесят второго года, когда я еще не был в арестантских ротах, а служил оценщиком в ссудной кассе отставного штабс-капитана Тупаева.

Было двенадцать часов. Кладовая, в которой я по воле хозяина имел свое ночное местопребывание и изображал из себя сторожевую собаку, слабо освещалась синим лампадным огоньком. Это была большая квадратная комната, заваленная узлами, сундуками, этажерками… на серых деревянных стенах, из щелей которых глядела растрепанная пакля, висели заячьи шубки, поддевки, ружья, картины, бра, гитара… я, обязанный по ночам сторожить это добро, лежал на большом красном сундуке за витриной с драгоценными вещами и задумчиво глядел на лампадный огонек…

Почему-то я чувствовал страх. Вещи, хранящиеся в кладовых ссудных касс, страшны… в ночную пору при тусклом свете лампадки они кажутся живыми… Теперь же, когда за окном роптал дождь, а в печи и над потолком жалобно выл ветер, мне казалось, что они издавали воющие звуки. Все они, прежде чем попасть сюда, должны были пройти через руки оценщика, то есть через мои, а потому я знал о каждой из них всё… Знал, например, что за деньги, вырученные за эту гитару, куплены порошки от чахоточного кашля… Знал, что этим револьвером застрелился один пьяница; жена скрыла револьвер от полиции, заложила его у нас и купила гроб.

Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том XII. - М.: Правда, 1982. - С.457-462.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, -- значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил "с ручкой"; это технический термин, значит -- просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, -- стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают "с ручкой" хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, "забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером". Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол, ...и в рот мне водку скверную Безжалостно вливал... Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все -- голод, холод, побои, -- только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил. Почему я пишу: "кажется", ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз. Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", -- подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу. Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется -- никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь -- господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие -- миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, -- только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, -- вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно". Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, -- подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,-- совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!" -- Пойдем ко мне на елку, мальчик, -- прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. -- Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! -- кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. -- Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? -- спрашивает он, смеясь и любя их. -- Это "Христова елка", -- отвечают они ему. -- У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... -- И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо... А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе. И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, -- то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа -- уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

Бархатова Людмила Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Алмалинская СОШ"
Населённый пункт: село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пойдём ко мне на ёлку, мальчик"
Дата публикации: 31.05.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик».
Цели
1. познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; 2. формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей учащихся; 3. нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение к классической литературе, классической музыке.
Оборудование:
магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками, белая бумага, бусинки под жемчуг, клей, ленточка.
Оформление доски:
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс
Этапы урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность обучающихся. Формы организации совзаимодействия Формиру- емые УУД 1.Стадия вызова. -Ребята, кто знает, кто такой П.И.Чайковский? - Сейчас мы по слушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года», а вы подумайте, о каком времени года написал композитор? -О каком времени год а? (декабрь) -Действительно, произведение Ч а й ко вс ко го н а з ы в а е т с я «Времена года. Д екабрь. Святки». -А почему мы начали урок с п р о с л у ш и в а н и я э т о г о музыкального призведения? (…) доклад ученика.
Петр Ильич Чайковский.

Краткая

биография.
Петр Ильич Чайковский родился 7 ма я (2 5 ап р е л я п о старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской г убе р н и и Р о с с и й с ко й империи(ныне Воткинский р а й о н У д м у р т с к о й Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября(по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург. Русский композитор, д и р и ж ё р, п ед а го г, м у з ы к а л ь н о - общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и индивидуальная, фронтальная Личностные: Положительное отношение к учёбе.
трёх балетов, среди них « С п я щ а я к р а с а в и ц а » , « Л е б е д и н о е о з е р о » , «Времена года». В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились м у з ы к а л ь н ы е в е ч е р а. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и з а п и с ы в а л с в о и музыкальные впечатления.,слушание музыки, эмоциональный настрой. ответы детей. 2.мотивация (самоопределение) к у ч е б н о й деятельности. сегодня наш урок связан с темой Рождества. - С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года? С л у ш а ю т у ч и т е л я, докладчика
И с т о р и я

п р а з д н и к а

Рождества Христова.
З о л о т а я, я с н а я многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. индивидуальная, Фронтальная Личностные: Положительное отношение к учёбе.
- Каково ваше настроение перед праздником? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “мило сердия, доброты и в с е п р о щ е н и я, э т о е д и н с т в е н н ы е д н и в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было т в о р и т ь д о б р ы е д е л а: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – о т г о с у д а р я д о О т в о с х о д а з в е з д ы - вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века. Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в е г о с т р а н е новорожденного Ц а р я Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод у с л ы ш а л и п о н я л в ликующей речи волхвов одно - единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ. Той же ночью, ч е р е з пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Самая тихая, самая светлая
простыхсмертных.Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в В и фл е е м е, и р о д и л с я Спаситель человечества, так о н о д о л ж н о в е р ш и т ь с я ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник. - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? В е д ь в ж и з н и р я д о м с д о с т а т к о м, р а д о с т ь ю соседствуют горе, нужда и одиночество. н о ч ь в г о д у - Р о ж д е с т в е н с к а я. П о старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются же л а н и я чистых сердец. участвуют в диалоге. ответы детей на вопросы. Актуа ли зац и я знаний сообщение темы - В с т р еч а л и с ь л и в ы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь). сообщение ученика о Достоевском
Б и о г р а ф и я

Ф ё д о р а

Михайловича
Фронтальная познавательные
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством) ...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». И т а к, Ф. М. Д о с т о е в с к и й (сообщение ученика) «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский. А т е м о й н а ш е го у р о к а являются слова Христа из рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»: «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик»
Достоевского.
Ф. М. До сто евский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье с о с т а р и н н ы м патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все с о б и р а л и с ь в о к р у г большого стола и родители читали вслух. П о л у ч и л п р е к р а с н о е образование. В молодости п р и н и м а л у ч а с т и е в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работ ами. Но т я ж к и е испытания не сломили этого человека: страстная л ю б о в ь к л и т е р а т у р е п р е д о п р е д е л и л а е г о д а л ь н е й ш у ю с у д ь б у. Пребывание на каторге
з а с т а в и л о п и с а т е л я задуматься над сутью православного х р и с т и а н с т в а и е г о значении для русского человека. Целеполагание. Направляющая. каких целей мы должны с вами достичь сегодня на уроке? Строят свои высказывания. Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные коммуникативные творческая, аналитико- практическая деятельность задаёт вопросы
1.
Разговор у нас сегодня пойдет не как обычно. Все вопросы к произведению Вы составляли сами. Их оказалось около 80. Из них мы выбрали самые популярные, которые В ы х о т е л и б ы з а д а т ь собеседнику. Пожалуйста, первый вопрос: Как был написан этот рассказ? Р а с с к а з, к о т о р ы й в ы прочитали дома, написан Ф. М. Достоевским в 1876 году. О н о т н о с и т с я к ж а н р у святочных рассказов. Святки дети строят высказывания- ответы на вопросы.
И с т о р и я

с о з д а н и я

рассказа

Ф.М.Достоевского

«Мальчик

Христа

ёлке».
26 декабря 1875 года Ф. М. Достоевский вместе с дочерью Любой побывал н а д е т с к о м б а л у и рожде ственской ё л к е, у с т р о е н н о й в П е т е р бу р г с ком к л у б е художников. 27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные коммуникативные
- это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящие ся до К р е щ е н и я. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни, когда всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. (демонстрация святочных рассказов- выставка книг) Признаки святочного рассказа: 1)эмоциональная атмосфера произведения - любовь, милосердие, сострадание; 2) приуроченность действий к рождественским праздникам; 3) наличие фантастического элемента, чуда, совершенного в канун Рождества Христова. 4) счастливая развязка. Как описывает автор главного малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все э т и п р е д н о в о г о д н и е впечатления легли в основу рожде ственского (и л и с в я т оч н о го) р а с с к а з а «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский приступил к рассказу 30 декабря 1875 года, и к концу января 1876 года «Мальчик у Христа на ёлке» был опубликован.
героя ("…был в подва ле м а л ьч и к, н о е щ ё о ч е н ь маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал). Как звали этого мальчика? Найдем описание места, где живет мальчик ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Какое чувство вызывают картины этого уж а с н о го подвала? Учитель: Как в с т р е ч а е т мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города? Как к нему относятся люди? С т а н о в я т с я л и о н и милосерднее, добрее накануне Рождества? Такое могло случиться в любом городе, возможно автор сталкивался не с одним таким случаем. (Чувство брезгливости, безысходности, тупика). Ученики: (зачи ты ва ют цитаты из текста) - Может они забыли, что такое чувство сострадания?
1. Полицмейстер отвернулся (безразличие); «Остановка 1» Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика? 2 . п о ч е м у З а к р и ч а л и, замахали, выгнали 3.почему Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть). Учитель: Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе? (р а в н од у ш и е) ; - Э т о л и ц е м е р и е, л о ж н о е милосердие. Н е б ы л о н и к а к о й причины, просто так: от и з б ы т к а ж е с т о к о с т и, злобы. Люди шли и не замечали страдания человека. Им было всё равно. Холод в природе – норма (зима). Холод среди людей, в о т н о ш е н и я х – э т о одиноко, страшно, жутко.
А вот прекрасная зала за большим стеклом…Мальчик видит: «Остановка 2» Что чувствовал мальчик, когда з а гл я д ы в а л з а б о л ь ш о е стекло? "Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых б у м а ж е к и я б л о к, а к р у г о м … к у к о л к и, маленькие лошадки; по комнате бегают д е т и, нарядные, чи стен ь к и е, смеются и играют, и едят, и пьют что-то"). (Возможные ответы: - чувство восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. физминутка как вы думаете, хотел бы мальчик нарядить ё л к у? Давайте сделаем это вместо него. (включает «Времена дети изготавливают под м у з ы к у б у м а ж н ы х а н г е л оч ко в - ё л о ч н ы е украшения индивидуальная личностные
года. Январь. У камелька».) творческая, аналитико- практическая деятельность - м а л ьч и к п о з а б ы л, ч т о голоден, что раздет, что он - изгой). Э т о т п р и ё м контраста(антитезы) под ч ёркивает с т р а д а н и я бедного мальчика. Город оттолкнул мальчика, люди не помогли, и он понял, что никому здесь не нужен. Учитель: - Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? « «Остановка 3» Как вы думаете, где оказался мальчик? - Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив? И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. – Мама, я сплю, ох, как тут спать хорошо. – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос»
- Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? Чем закончилась эта история? Внизу - смерть мальчика, вверху - его воскресение в жизнь вечную. - И почему дети обернулись ангелами Христа? - Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем п о с л е д н и й а б з а ц и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?» (ласка, доброта) (Зачитывается эпизод до слов: «А внизу наутро д в о р н и к и н а ш л и м а л е н ь к и й т р у п и к забежавшего и замерзшего за дровами м а л ьч и ка; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его, оба свиделись у Господа Бога на елке в небе») (На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа). В ы в о д: Г л а в н ы й христианский смысл - избавление ангельских душ о т з е м н ы х м у к. Рож д е с т в е н с ка я н о ч ь может быть наполнена и
горестями и радостью. Р а б о т а с иллюстрацией (р и с у н о к Ю. Данилова).
Учитель:
К а ко й м о м е н т р а с с к а з а и з о б р а ж ё н н а иллюстрации? Какие цвета преобладают? - Ч т о в ы н а р и с о в а л и, изображая ёлку у Христа? К а к и е к р а с к и в ы использовали? ребята защищают свои рисунки индивидуальная коммуникативная в к л ю ч е н и е в систему знаний и повторение.
Учитель:
Как вы думаете, с какой целью русские писатели о б р а щ а л и с ь к ж а н р у святочного рассказа? Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности. - В ч ё м о с о б е н н о с т ь рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки? Самопроверка, оценивание Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные
Ч уд о, п р о и с х о д я щ е е в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие к а к и х - л и б о с к а з о ч н ы х, в о л ш е б н ы х с и л. В рождественском р а с с ка з е б о л ь ш у ю р о л ь и г р а е т авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, ч т о б ы м ы п о в е р и л и в реальность происходящих в рассказе событий. Е с л и к т о - т о и з в а с заинтересовался рождественскими рассказами, с о в е т у ю п р оч и т ат ь в а м следующие произведения: “ А н г е л о ч е к ” Л е о н и д а Андреева, “Чудесный доктор” А л е к с а н д р а И в а н о в и ч а Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.
рефлексия учебной деятельности. Рефлектирует Определяют эмоциональное состояние на уроке индивидуальная личностные, коммуникативные домашнее задание - Хо т е л и б ы В ы, ч т о б ы мальчика кто-нибудь спас? Тогда напишите счастливый конец для этой истории. -хотели бы вы узнать о других святочных историях? Тогда прочитайте. Выбирают задания индивидуальная Личностные в к л ю ч е н и е в систему знаний и повторение. В начале урока мы говорили о т о м, ч т о у с в я т о ч н ы х рассказов хороший конец. Так каков же финал рассказа – счастливый или трагичный? (ответы детей) - Какие чувства у вас вызвал рассказ? - Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле? Самопроверка, оценивание Фронтальная, индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные
- А для вас это выдумка романиста-писателя- Достоевского? Или правда? - Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему? 4.Учитель (заключительное слово): Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым “трудным” русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский? Он заставляет задуматься над в е ч н ы м и, с л о ж н ы м и вопросами жизни человека. Ф. М. Д о с т о е в с к и й - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский
с болью в сердце писал о д е т с к и х с т р а д а н и я х, о н е с ч а с т ь я х б е д н ы х и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, ч т о р я д о м с с ы т о й и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, г р я з ь у н и ж е н и я и оскорбления. Для Достоевского было важно: е сли ст радает и п л ач е т ребенок, значит, что-то не так в э т о м м и р е, з н а ч и т, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал с в о е д е т с т в о с л ю б о в ь ю и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
Писатель зовет верить в Спасителя, будит в читателях человеколюбие и просит не забывать о детях (о главном н а ш е м н а р о д е) , о б и х страданиях. Милосердие - готовность п ом оч ь ком у - н и буд ь и з сострадания, человеколюбия. С о с т р а д а т ь - ж а л е т ь, сочувствовать. развитие речи раздаёт карты взаимопередачи знаний (см. приложение к уроку) строят свои высказывания индивидуальная Познавательные Регулятивные Коммуникативные личностные

Тема : «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик…» (Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».)

Цели: сформировать знания учащихся о святочном рассказе; раскрыть смысл возрождения милосердия в людях через углубленный анализ текста; развивать навыки анализировать прозаическое произведение; составлять характеристику героя; аргументировать собственные высказывания; развивать воображение учащихся;

воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя
-Сегодня у нас урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».Мы рассмотрим и обсудим проблемы, поставленные автором в рассказе, и попробуем их разрешить.
Аутотренинговое упражнение для настройки на проблему урока.
-Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Теперь представьте себе прекрасный солнечный день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо. Вдохни один раз- глубоко. Пусть твое тело станет мягким и расслабленным. Ты лежишь в траве совершенно спокойно. Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится их смех. Вдруг какой-то маленький мальчик упал рядом с тобой. Он ударился коленкой о камень и заплакал. Ты вскакиваешь и подбегаешь к нему. Тебе хорошо, оттого что ты можешь помочь другому.
Помоги этому мальчику встать. Осмотри его небольшую ранку. Скажи ему, что кровь сейчас перестанет течь. Подложи свою руку ему на плечо. Смотри, мальчик перестает плакать, он уже почти совсем успокоился. Тебе хорошо, оттого, что малышу стало лучше…
Скажи самому себе: «Я уже большой и могу помогать другим. Я помогаю другим, а когда будет нужно, другие помогут мне».
Теперь ты можешь попрощаться с малышом и вернуться с летнего луга обратно в класс. Теперь энергично выдохни и открой глаза.

Беседа по теме урока.

В русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку. А как вы понимаете, что обозначает слово милосердие? Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро.
Мы прочли рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Давайте попробуем разобраться: о чем писатель хочет сказать нам в рассказе, к чему он нас призывает.
- Ребята, с каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?
Рождество-это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами».
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все- от государя до простых смертных.

Рождество-праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.
-Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствует горе, нужда и одиночество.

Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
Запишем определение.
Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
??? Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
(В моем представлении этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.
И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.

Найдем описание места, где живет герой. ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
??? Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?

(Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

УЧИТЕЛЬ: В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
??? Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

(Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

Вспомните, во что был одет мальчик?
(Вхалатик.)
УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

(Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы.
А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.)
УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
(Мне кажется, чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.
Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?
("Вспомнил, заплакал, побежал".)
УЧИТЕЛЬ: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

Помогли ли ему окружающие его люди?
Обобщение учителя: никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают - и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (они противопоставлены мертвым душой людям)

Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".
??? Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?
(Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…

Скажите, принёс ли этот св. праздник радость н ашему герою? (Нет. Праздник гостеприимства соседствует с жестокостью и бездушием)

Чем отличаются эти два рождественских праздника: ёлка н а земле и «Христова ёлка»?

(На ёлке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви и участия, обретает то, чего у него не было на земле)

Происходит ли чудо в рассказе?(Светлое загробное будущее ребенка)

Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь.

Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.

Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей. Эта тема звучит в стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей».(читает один ученик, у всех остальных учеников стихотворение лежит на парте)

Творческая работа учащихся.
Учитель: Концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более веселым. Попробуйте написать счастливый конец рассказу «Мальчик у Христа на елке».
(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского «Январь.У камелька» из цикла «Времена года»)
9.Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.

Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.
(Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)
-Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

Тесты.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные